Дисколос | |
---|---|
Автор | Менандр |
Хор | Поклонники Пана |
Персонажи |
|
Немой |
|
Дата премьеры | ок. 317–316 г. до н. Э. |
Место премьеры | Ленайский фестиваль, Афины |
Язык оригинала | Древнегреческий |
Жанр | Новая комедия |
Сеттинг | Проселочная дорога в Филе за пределами Афин, недалеко от нескольких усадеб и святыни Пана. |
Дисколос (Греческий : Δύσκολος, произносится, переводится как Ворчун, Мизантроп, Скряга, Злобный человек или Old Cantankerous ) - это древнегреческая комедия Менандра, единственная из его пьес и всей Новой комедии, в которой сохранились почти в полном виде. Впервые он был представлен на Ленайском фестивале в 317–316 гг. До н.э., где занял первое место Менандра.
Долгое время это было известно только по отрывочным цитатам; но папирус рукопись почти полного Дисколоса, датируемый III веком, был обнаружен в Египте в 1952 году и является частью Бодмерских папирусов и Oxyrhynchus Papyri. Пьеса была опубликована в 1958 году Виктором Мартином.
Игра начинается с Пана, бога, который действует как движущая сила основных действий пьесы. Размещая сцену, он рассказывает публике о ферме, принадлежащей Кнемону, «ворчуну» пьесы, вспыльчивому и раздражительному старику, живущему со своей дочерью Девочкой и его слугой Симиче. Он рассказывает о прошлом старика и о жене Кнемона, которая родила сына и овдовела от своего первого мужа. Она родила их дочь и вскоре покинула Кнемона, потому что он плохо с ней обращался. Она переехала жить к своему сыну Горгию, оставив Кнемона с их дочерью и Симихей. Пан, который испытывает нежность к Девочке, заставляет Соклея влюбиться в Девочку с первого взгляда на нее.
Пьеса продолжается, Соклей рассказывает Чайрею о том, как он увидел Девочку и влюбился в нее. Он послал Пиррия поговорить с Кнемоном, который ударил его по голове сельскохозяйственным орудием и прогнал за то, что он был на его территории. Соклей поручает Даосу найти Гета и объяснить, что произошло, но вместо этого Даос рассказывает Горгию о Соклее, поскольку он опасается намерений Соклея.
Горгий встречает Соклея, предупреждая его держаться подальше и не плохо обращаться с его сестрой из-за их классовых различий. Соклей убеждает Горгия, что он влюблен в свою сестру и сделает все необходимое, чтобы жениться на ней. Разглашается, что Кнемон позволит своей дочери выйти замуж только за такого же человека, как он, что представляет собой проблему для Соклея. Чтобы доказать свою правоту, Соклей надевает грубую дубленку и идет работать в поля под руководством Горгия.
Слуга Кнемона кричит, что ее хозяин упал в колодец, чтобы принести ведро, которое она по ошибке уронила туда ранее. Горгиас вскакивает, чтобы спасти Кнемона, в то время как Соклей утешает и восхищается девушкой, которая плачет о несчастье своего отца. Соклей тянет веревку вверх, чтобы вывести из колодца Кнемона и Горгия. Столкнувшись с возможностью смерти, Кнемон говорит Горгиасу найти для Девочки мужа, так как он знает, что никто не доставит ему достаточно удовольствия, чтобы найти для нее самого. Горгий обручал свою сестру с Соклей и знакомил его с Кнемоном, который безразличен к браку.
Соклей взволнованно рассказывает своему отцу, Каллипиду, о браке с сестрой Горгия. Он также предлагает брак между своей сестрой и Горгиасом. В то время как Каллипид был доволен тем, что Соклей женился на девушке, он не с готовностью соглашается, что его дочь выходит замуж за Горгия, чтобы иметь в семье двух «нищих». Соклей убеждает его, что деньги - это «нестабильный бизнес», и их можно отобрать у него в любой момент. Каллиппид соглашается с Соклей в том, что его деньги «принадлежат удаче» и что лучше иметь «видимого друга, чем невидимое богатство, которое ты хранишь подальше»; он, в свою очередь, поддерживает оба брака.
Во время свадьбы Сикон и Гетас идут в дом Кнемона, чтобы мучить его, когда он просыпается от отдыха. Они дразнят его и обманом заставляют присоединиться к остальной части свадебного торжества.
Каждый из персонажей пьесы демонстрирует уровень благотворительности. На первом уровне излишнее дружелюбие проявляется в некоторых второстепенных персонажах пьесы. Второй и, возможно, лучший уровень - дружелюбие или благотворительность - демонстрируют Горгий и Соклей. В то время как Соклей обладает приятным характером и является идеальным хозяином, Горгий иллюстрирует моральную основу добродетели. Горгиас рискует стать циничным, как Кнемон, если его экономическое положение останется таким тяжелым. На каждом из этих этапов Менандр предлагает зрителям картину трансформации человека в пьесе. Ниже приведены персонажи, которые служат сосудами для изображения этой идеи:
Менандр описывает своих рабов-персонажей как умных, независимых личностей, которые действуют, исходя из своих собственных желаний и целей, а также учитывая состояние своих хозяев. Эти персонажи повлияли на сюжетные линии других персонажей высшего класса, но не изменили их напрямую. Пьеса в целом демонстрирует и исследует систему социальных классов того времени и предоставляет множество точек зрения через каждого персонажа.
Дисколос - единственный из текстов Менандра, который почти полностью сохранился.. Другие пьесы, такие как Samia, Aspis, Heros, Epitrepontes, Perikeiromene, сохранились фрагментами. Фрагменты Дисколоса в настоящее время существуют в Библиотеке Ватикана в Ватикане и Bibliothèque Bodmer (Библиотека Бодмера) в Колоньи, Швейцария.Однако обнаружение оригинальной рукописи папируса дает наиболее точную версию пьесы, которую Менандр намеревался читать.
Первое современное крупное выступление «Дисколоса» было в Сиднее, Австралия. 4 июля 1959 года Классическое общество Сиднейского университета в Театре Уоллеса Сиднейского университета исполнило дискурс.
Греческий Викиисточник содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Δύσκολος |