Метик

редактировать

В древней Греции, в Metic ( древнегреческий : μέτοικος, métoikos: от μετά, META, что указывает на изменение, и οἶκος, Oikos «жилище») был иностранный житель Афин, тот, кто не имеет права граждан в их греческого города-государства ( полис ) проживания.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Происхождение
  • 2 метика в классических Афинах
    • 2.1 Последствия
  • 3 Современное французское использование
  • 4 Известные метики
  • 5 В популярной культуре
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Источники
Источник

История иностранной миграции в Афины восходит к архаичному периоду. Говорят, что Солон предлагал афинское гражданство иностранцам, которые переезжали в его город, чтобы заниматься ремеслом. Однако во времена Солона метического статуса не существовало.

Ученые склонны относить развитие метического статуса к реформам Клисфена в 508 году до нашей эры. Однако скорость роста афинского населения в годы после 480 г. до н.э. трудно объяснить чисто естественным приростом - это предполагает, что иммигранты в Афины все еще могли стать афинскими гражданами в этот момент, а метический статус еще не существовал. Первое известное использование слова « метоикос» - в пьесе Эсхила « Персы», впервые исполненной в 472 году до нашей эры. Однако Джеймс Уотсон утверждает, что это слово использовалось в персидском языке в нетехническом смысле, означая не что иное, как «иммигрант». Ребекка Футо Кеннеди датирует происхождение статуса метика в Афинах 460-ми годами, в то время как Уотсон утверждает, что правовой статус метика развивался только в 451 году до нашей эры - в том же году, когда Перикл ввел закон о гражданстве.

Метикс в классических Афинах

Согласно одной оценке населения Аттики в начале Пелопоннесской войны в 431 г. до н.э., мужское метическое население составляло около 25000 человек, примерно треть от общего числа. Большинство метиков, вероятно, приехали в Афины из близлежащих городов в поисках экономических возможностей или спасаясь от преследований, хотя есть записи о иммигрантах из негреческих мест, таких как Фракия и Лидия.

В других греческих городах ( полисах ) иностранных жителей было немного, за исключением космополитического Коринфа, юридический статус которого, однако, нам неизвестен. В Спарте и Крите, как правило, за некоторыми исключениями, иностранцам не разрешалось оставаться ( Ксенеласия ). Сообщается также о иммигрантах при дворе тиранов и царей в Фессалии, Сиракузах и Македонии, статус которых определяется правителем. Из-за этих сложностей юридический термин метик наиболее тесно связан с классическими Афинами. В Афинах, крупнейшем городе греческого мира в то время, они составляли примерно половину свободного населения. Статус распространялся на две основные группы людей - иммигрантов и бывших рабов. Поскольку рабы почти всегда были иностранного происхождения, их можно рассматривать как невольных иммигрантов, прибывших почти исключительно из негречески говорящих регионов, в то время как вольные метики обычно имели греческое происхождение. В основном они прибыли из материковой Греции, а не из отдаленных уголков греческого мира.

Метики имели более низкий социальный статус в основном из-за культурных, а не экономических ограничений. Некоторые из них были бедными ремесленниками и бывшими рабами, а другие были одними из самых богатых жителей города. Поскольку гражданство было вопросом наследования, а не места рождения, метик мог быть либо иммигрантом, либо его потомком. Независимо от того, сколько поколений семьи проживало в городе, метики не становились гражданами, если город не решил даровать им гражданство. Это делалось редко. С культурной точки зрения такой житель мог быть полностью «местным» и неотличимым от горожан. Они не играли никакой роли в политическом сообществе, но могли быть полностью интегрированы в социальную и экономическую жизнь города. В урбанистической сцене, открывающей « Республику» Платона - диалог происходит в метическом доме - статус говорящих как гражданина или метика никогда не упоминается.

Метикс обычно разделял бремя гражданства без каких-либо его привилегий. Как и граждане, они должны были нести военную службу и, если они были достаточно богатыми, подлежали особым налоговым отчислениям ( эйсфора) и налоговым услугам («литургии», например, оплата военного корабля или финансирование трагического хора), вносимых богатыми афинянами.. Гражданство в Афинах давало право на многочисленные государственные выплаты, такие как жюри и сборы, что могло иметь большое значение для работающих людей. Во время чрезвычайных ситуаций город мог раздавать горожанам пайки. Метикам не было доступно ни одно из этих прав. Им не разрешалось владеть недвижимостью в Аттике, будь то ферма или дом, если только не было предоставлено специальное исключение. Они также не могли подписать контракт с государством на работу на серебряных рудниках, поскольку считалось, что сокровища под землей принадлежат политическому сообществу. Метики облагались налогом, называемым метойкион, который составлял двенадцать драхм в год для метких мужчин и их домочадцев и шесть - для независимых метиков. В дополнение к метойкиону, неафиняне, желающие продавать товары на агоре, в том числе метики, по-видимому, облагались другим налогом, известным как ксеника.

Хотя метикам было запрещено участвовать в собрании и работать в качестве присяжных, они имели такой же доступ в суд, как и граждане. Они могли как привлекать к ответственности других, так и сами подвергаться судебному преследованию. Очень много мигрантов приехали в Афины для ведения бизнеса и, по сути, играли важную роль в афинской экономике. Если бы они не могли разрешать коммерческие споры в соответствии с законом, это было бы серьезным сдерживающим фактором. При этом они не имели здесь точно таких же прав, как граждане. В отличие от граждан, метиков можно было заставить подвергнуть судебным пыткам, и наказание за их убийство было не таким суровым, как за убийство гражданина. Метики также подвергались порабощению за различные правонарушения. Это может быть либо невыполнение своих статусных обязательств, таких как неуплата налога на метойкон или не назначение гражданского спонсора, либо это может быть «заражение» гражданского общества, вступление в брак с гражданином или утверждение самих себя гражданами.

Как долго иностранец мог оставаться в Афинах, не считая метика, неизвестно. В некоторых других греческих городах этот период составлял месяц, и, возможно, то же самое было в Афинах. Все метики должны были зарегистрироваться в деме (местном сообществе), в котором они жили. Они должны были назначить гражданина своим спонсором или опекуном ( простаты, буквально «тот, кто стоит от имени»). Афиняне очень серьезно отнеслись к этому последнему требованию. Метик без спонсора подвергался особому преследованию. Если его признают виновным, его имущество будет конфисковано, а он сам продан в рабство. Для освобожденного раба спонсором автоматически становился его бывший хозяин. Эта договоренность требовала от метика некоторых дополнительных обязанностей, но ребенок бывшего раба, по-видимому, имел тот же статус, что и свободнорожденный метик. Гражданство метикам давали очень редко. Более распространенным был особый статус «равноправия» ( isoteleia), при котором они освобождались от обычных обязательств. В религиозной сфере все метики имели возможность участвовать в фестивалях, занимающих центральное место в жизни города, за исключением некоторых ролей, которые были ограничены гражданами.

Статусный разрыв между метиком и гражданином не всегда был очевиден. На улице никакие физические признаки не отличают гражданина от метика или раба. Иногда вопрос о фактическом статусе человека становился предметом споров. Хотя местные регистры граждан велись, если заявление о гражданстве оспаривалось, показания соседей и общины имели решающее значение. (В 23-м Лисии, выступлении в суде, человек, который, как предполагается, был метиком, утверждает, что является гражданином, но после расследования - не из официальных документов, а из вопросов, заданных на сырном рынке - выясняется, что он вполне может сбежать из дома. раб, так что враждебная учетная запись свидетельствует.)

Метикс, чья семья жила в Афинах в течение нескольких поколений, возможно, испытывала искушение « выдать себя » за граждан. В ряде случаев проводились чистки списков граждан, в результате которых люди, которые жили гражданами, фактически превращались в метиков. В типичной афинской манере человек, пониженный в должности, мог подать иск в суд. Однако, если суд решит, что изгнанный гражданин на самом деле был метиком, его отправят еще на одну ступеньку ниже и продадут в рабство.

Изучая статус метиков, легко создать впечатление, что они были угнетенным меньшинством. Но в целом те, кто были греками и свободнорожденными, по крайней мере решили приехать в Афины, привлеченные процветанием большого, динамичного, космополитического города и возможностями, недоступными для них в месте их происхождения. Метики оставались гражданами своих родных городов, которые, как и Афины, придерживались исключительного исконного взгляда на гражданство, характерного для древнегреческих городов.

Большое негражданское сообщество Афин позволило бывшим рабам ассимилироваться так, как это было невозможно в более консервативных и гомогенизированных городах в других местах. Их участие в военной службе, налогообложении (для афинских богачей - предмет публичной демонстрации и гордости) и культе, должно быть, дали им чувство причастности к городу и их ценности для него. Хотя примечательно то, что в то время как афиняне имели тенденцию называть метиков по имени и месту жительства (та же демократическая схема, которая использовалась для граждан), на своих надгробиях вольные метики, умершие в Афинах, предпочитали называть города, из которых они прибыли и из которых они все еще были гражданами.

Последствия

Термин метик начал терять свой особый правовой статус в 4 веке до нашей эры, когда метикам разрешили действовать в суде без простаты (покровителя), и прекратил свое существование в эллинистических Афинах, когда покупка гражданства стала очень частой. Перепись Деметрия Фалерея ок. 317 г. до н.э. дал 21 000 граждан, 10 000 метиков и 400 000 рабов ( Athenaeus, VI, стр. 272 ​​B). В греко-римском мире свободных людей (неграждан), проживающих на территории полиса, называли « паройкои » (см. Этимологию прихода ), в Малой Азии - «катойкои».

Современное французское использование

Во французском языке слово «métèque» возродилось как ксенофобный термин для иммигрантов во Францию. Это чувство было популяризировано в конце 19 века писателем-националистом Шарлем Моррасом, который определил метиков как одну из четырех основных составляющих предательской «Антифранции», наряду с протестантами, евреями и масонами. Это уничижительное чувство остается распространенным во французском языке и до некоторой степени восстановлено французами иммигрантского происхождения. В 1969 году греко-французский певец Жорж Мустаки записал песню Le Métèque, которую с тех пор перепели несколько артистов иммигрантского происхождения.

Известные метики
В популярной культуре
Смотрите также
использованная литература
Источники
  • Хансен MH 1987, Афинская демократия в эпоху Демосфена. Оксфорд.
  • Уайтхед Д. 1977, Идеология афинского метика. Кембридж.
  • Гарлан, Y 1988, Рабство на древнегреческом языке. Итака. (перевод Джанет Ллойд)
Последняя правка сделана 2024-01-02 08:45:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте