Шарль Моррас

редактировать
Французский писатель и поэт

Шарль Моррас
Шарль Моррас - фото Пьера Пети.jpg Шарль Моррас до 1909 года
РодилсяШарль-Мари- Фотий Моррас. (1868-04-20) 20 апреля 1868. Мартиг, Буш-дю-Рон, Франция
Умер16 ноября 1952 (1952-11-16) (84 года). Тур, Франция
ЭраСовременная философия
РегионЗападная философия
Школа
Известные идеиМоррасисм
Влияния
Под влиянием

Шарль-Мари-Фотий Моррас (; французский: ; 20 апреля 1868 - 16 ноября 1952), французский писатель, политик, поэт., и критик. Он был организатором и главным философом Action Française, политического движения, которое было монархическим, антипарламентаристским и контрреволюционным. Идеи Морраса оказали большое влияние на национал-католицизм и «национализм целостный». Главный принцип целостного национализма был сформулирован Моррасом как «истинный националист ставит свою страну превыше всего». Политический теоретик и большое интеллектуальное влияние в Европе начала 20 века, его взгляды повлияли на несколько ультраправых идеологий; они также явились прообразом некоторых идей фашизма.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 До Первой мировой войны
    • 1.2 От Первой мировой войны до конца 1930-х годов
    • 1.3 Режим Виши, арест и смерть
  • 2 Работа Морраса
    • 2.1 Моррас и Фелибридж
    • 2.2 Политическая мысль Морраса
    • 2.3 Наследие
  • 3 Работы
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Биография

До Первой мировой войны

Моррас родился в провансальской семье, воспитывался его матерью и бабушкой в ​​католической и семье. монархическая среда. В раннем подростковом возрасте он стал глухим. Как и многие другие французские политики, на него сильно повлияло поражение Франции в 1870 г. франко-прусской войной. После Парижской коммуны 1871 года и поражения правительства морального порядка маршала Мак-Магона в 1879 году французское общество постепенно пришло к консенсусу в отношении республики, символизируемой сплочение монархистов орлеанистов с республикой. Свою первую статью Моррас опубликовал в возрасте 17 лет в обзоре «Анналы философии христианства». Затем он сотрудничал с различными обзорами, в том числе L'Evénement, La Revue bleue, La Gazette de France и La Revue encyclopédique, в которых он восхвалял классицизм и критиковал Романтизм.

В какой-то момент в юности Моррас потерял католическую веру и стал агностиком. В 1887 году, в возрасте семнадцати лет, он приехал в Париж и начал писать литературную критику в «Католическом и орлеанистском наблюдателе». В это время Моррас находился под влиянием орлеанизма, а также немецкой философии, рассмотренной католическим мыслителем Леоном Олле-Лапруном, влиянием Анри Бергсона и философ Морис Блондель, один из вдохновителей христианских «модернистов», которые впоследствии стали его величайшими противниками. Он познакомился с провансальским поэтом Фредериком Мистралем в 1888 году и разделил федералистский тезис движения Мистраля Фелибридж (см. Моррас и Фелибридж). В том же году он встретился с писателем-националистом Морисом Барресом.

. В 1890 году Моррас одобрил призыв кардинала Лавигери к объединению католиков в Республику, тем самым сделав его оппозицию не республике в «сектантский республиканизм».

Помимо этой орлеанистской принадлежности, Моррас разделял некоторые черты с бонапартизмом. В декабре 1887 года он продемонстрировал крик «Долой разбойников!» во время скандала с торговлей военными наградами, в котором был замешан Дэниел Уилсон, зять президента Жюля Греви. Несмотря на это, он изначально выступал против националистически-популистской буланжистской философии. Но в 1889 году, после визита к Морису Барресу, Баррес проголосовал за кандидата от буланжистов; несмотря на его «антисемитизм сердца» («anti-sémitisme de coeur»), он решил проголосовать за еврея.

. В 1894–95 Моррас некоторое время работал в газете Барреса. Ла Кокарда (Кокарда ), хотя иногда он выступал против мнения Барреса относительно Французской революции. Ла Кокард поддерживал генерала Буланже, который в конце 1880-х годов стал угрозой для парламентской республики.

Во время поездки в Афины на первые современные Олимпийские игры в 1896 году, Моррас критиковал греческую демократическую систему периода polis, который он считал обреченным из-за его внутренних разделений и открытости по отношению к метекам (иностранцам).

Моррас стал участвовать в политике во времена Дрейфуса. дело, став известным Анти-Дрейфусардом. Он одобрил подлог полковника Генри, обвиняющий Дрейфуса, поскольку он считал, что защита Дрейфуса ослабила армию и систему правосудия. Согласно Моррасу, Дрейфус должен был быть принесен в жертву на алтарь национальных интересов. Но в то время как республиканский националистический мыслитель Баррес обвинил Дрейфуса в том, что он виновен из-за его еврейства, Моррас пошел еще дальше, поносив «Еврейскую республику». Хотя антисемитизм Барреса зародился как в псевдонаучных расистских современных теориях, так и в библейской экзегезе, Моррас осуждал «научный расизм» в пользу более радикального «государственного антисемитизма». Моррас вместе с Морисом Барресом, географом Марселем Дюбуа, поэтом , содействовал созданию националистической и антидрейфусарской Лиги французской патриархии в конце 1898 года. Франсуа Коппе и критик и профессор литературы Жюль Лемэтр.

В 1899 году Моррас основал журнал Action Française (AF), ответвление газеты, созданной Морисом Пужо и Анри Вожуа годом ранее. Моррас быстро стал влиятельным в движении и обратил Пуджо и Вожуа в монархизм, что стало основной причиной движения. С Леоном Доде он редактировал обзор движения La Revue de l'Action Française, который в 1908 году стал ежедневной газетой с более коротким названием L'Action Française. ВС смешали интегральный национализм с реакционными темами, сдвинув националистическую идеологию, ранее поддерживаемую левыми республиканцами, в политическую правую сторону. Он имел широкую читательскую аудиторию во время введения в действие закона 1905 года об отделении церкви от государства. В 1899 году он написал короткое сообщение в пользу монархии «Dictateur et roi» («Диктатор и король»), а затем в 1900 году его «Enquête sur la monarchie» (Исследования монархии), опубликованные в Legitimist рупор La Gazette de France, сделавший его знаменитым. Моррас также опубликовал тринадцать статей в газете Le Figaro в период с 1901 по 1902 год, а также шесть статей с ноября 1902 года по январь 1903 года в антисемитской газете Эдуарда Драмона La Libre Parole.

Между 1905 и 1908 годами, когда была создана монархическая лига Camelots du Roi, Моррас представил концепцию политического активизма через внепарламентские лиги, теоретизируя возможность о государственном перевороте. Моррас также основал в 1905 году Ligue d'Action Française, миссией которой был набор членов для Action Française. Члены обязались бороться с республиканским режимом и поддерживать восстановление монархии при принце Филиппе, герцоге Орлеанском (1869–1926).

Многие ранние участники Action Française были практикующими католиками, в том числе Бернар де Везен., искусствовед Луи Димье и эссеист Леон де Монтескью. Они помогли Моррасу развить прокатолическую политику лиги роялистов.

С Первой мировой войны до конца 1930-х годов

Моррас тогда поддержал вступление Франции в Первую мировую войну (даже в той мере, в которой поддержал полностью республиканский Жорж Клемансо ) против Германской Империи. Во время войны еврейский бизнесмен Эмиль Ульман был вынужден уйти из совета директоров банка Comptoir d'Escompte после того, как Моррас обвинил его в том, что он немецкий агент. Затем он раскритиковал Версальский договор за то, что он недостаточно суров по отношению к немцам, и осудил политику сотрудничества Аристида Бриана с Германией.

Моррас в 1925 году

В 1925 году он призывал к убийству Авраама Шрамека, министра внутренних дел правительства Поля Пенлеве (левая коалиция) правительства Картеля де Гош, которое приказал разоружить ультраправую лигу. За эту угрозу смертью он был приговорен к штрафу и году тюремного заключения (условно). Он также озвучил угрозы убийством в адрес президента Совета Леона Блюма, организатора Народного фронта, в Action Française от 15 мая 1936 года, подчеркнув свое еврейское происхождение (он однажды назвал его «старый семитский верблюд»). Эта другая угроза смерти принесла ему восемь месяцев тюрьмы, с 29 октября 1936 года по 6 июля 1937 года. Опасаясь коммунизма, он присоединился к пацифистам и высоко оценил Мюнхенское соглашение 1938 года, которое президент члена Совета Эдуард Даладье подписал безо всяких иллюзий. Он также писал в Action Française:

Во Франции есть консерваторы, которые вызывают у нас отвращение. Почему? По своей глупости. Что за глупость? Гитлеризм. Эти французские «консерваторы» ползают перед Гитлером на животе. Эти бывшие националисты съеживаются перед ним. Несколько фанатиков валяются в грязи, в своей собственной грязи, с бесконечными Heils. Чем они богаче, чем больше они владеют, тем важнее заставить их понять, что если Гитлер вторгнется в нас, он снимет с них кожу гораздо тщательнее, чем Блюм, Торез и Сталин вместе взятые.. Эта «консервативная» ошибка самоубийственна. Мы должны призвать наших друзей не позволять себе запутаться. Мы должны сказать им: будьте начеку! Сейчас на карту поставлено не антидемократизм или антисемитизм. Франция превыше всего!

В течение 1930-х годов - особенно после кризиса 6 февраля 1934 года - многие члены Action Française обратились к фашизму, такие как Роберт Бразильяк, Люсьен Ребате, Абель Боннар, Поль Чак и Клод Жанте. Большинство из них принадлежали к сотрудникам фашистской газеты Je suis partout (я везде).

Влияя на режим Антониу де Оливейра Саласара Estado Novo в Португалии, Моррас также поддерживал Франсиско Франко и до весны 1939 г. Бенито Муссолини Фашистский режим. Выступая против Адольфа Гитлера из-за его германофобии, сам Моррас критиковал расистскую политику нацизма в 1936 году и требовал полного перевода Майн Кампф - некоторых его отрывков. во французском издании подверглось цензуре.

После неудачной попытки против Чарльза Джоннарта в 1924 году быть избранным в Французскую академию, 9 июня 1938 года ему удалось вступить в ряды «Бессмертных», заменив Анри- Роберт, выиграв 20 голосами против 12 против Фернана Грега. Он был принят в Академии 8 июня 1939 года католическим писателем Анри Бордо.

Режим Виши, арест и смерть

Хотя в июне 1940 года статьи в Action Française, подписанные Моррасом, Леоном Доде и Морис Пужо восхвалял генерала Шарля де Голля, Моррас быстро провозгласил конец Третьей республики, его заменил маршал Филипп Петен Виши, Франция, как «божественный сюрприз». Реакционная программа Виши Révolution Nationale (Национальная революция) была полностью одобрена Моррасом, вдохновившим ее на значительную часть. Монархическая газета была запрещена в оккупированной зоне и под цензурой Виши в южной зоне с ноября 1942 года. В Ла Сеуле, Франция (1941) Моррас выступал за политику France d'abord («Франция прежде всего»), в соответствии с которой Франция восстановит себя. политически и морально под руководством Петена, устраняя причины поражения Франции в 1940 году, прежде чем заняться вопросом иностранной оккупации. Эта позиция контрастировала с позицией голлистов, бежавших из Франции и продолжавших военную борьбу. Моррас ругал довоенные французские правительства за то, что они занимали все более воинственную позицию по отношению к Германии как раз в то время, когда эти правительства ослабляли Францию ​​в военном, социальном и политическом отношении, тем самым делая поражение Франции в 1940 году почти неизбежным. Моррас также подверг критике Статут о евреях 1940 г. за его слишком умеренный характер. В то же время он продолжал выражать элементы своей давней германофобии, аргументируя в La Seule France, что французы не должны быть привлечены к немецкой модели и проводя антинемецкие конференции, и выступал против обоих "диссидентов " "в Лондоне и сотрудники в Париже и Виши (например, Люсьен Ребате, Роберт Бразильяк, Пьер Лаваль или Марсель Деа ). В 1943 году немцы планировали арестовать Морраса.

Довоенный поклонник Шарля де Голля, который сам находился под влиянием интегрализма Морраса, тогда Моррас резко критиковал генерала в ссылке. Позже он утверждал, что, по его мнению, Петен вел "двойную игру", работая для победы союзников втайне.

После освобождения Франции Моррас был арестован в сентябре 1944 года вместе со своим правая рука Морис Пужо, и ему было предъявлено обвинение перед Высоким судом Лиона в «пособничестве противнику» на основании статей, которые он опубликовал с начала войны. По окончании судебного разбирательства, в ходе которого было обнаружено множество нарушений, таких как ложное датирование или усеченные цитаты, Моррас был приговорен к пожизненному заключению и лишению гражданских свобод. Он был автоматически уволен из Французской академии (мера, включенная в постановление от 26 декабря 1944 г.). В ответ на приговор он воскликнул C'est la revanche de Dreyfus! («Это месть Дрейфуса!») Между тем Французская Академия объявила его место вакантным, как и для Петена, вместо того, чтобы исключить его, как это было в случае Абеля Херманта и Абеля Боннара. (Академия дождалась его смерти, чтобы избрать его преемника, и выбрала Антуана де Леви-Мирепуа, который сам находился под влиянием Action Française и сотрудничал с Монархическим обзором Пьера Бутана La Nation Française.)

После заключения в Риом, а затем Клерво, Моррас был освобожден в марте 1952 года и попал в больницу. Его поддержал Генри Бордо, который неоднократно просил президента республики Винсента Ориоля помиловать Морраса. Несмотря на то, что Моррас был ослаблен, он сотрудничал с Aspect de la France, которая заменила запрещенный обзор Action Française в 1947 году. Он был переведен в клинику в Tours, где вскоре умер. В последние дни своей жизни он вновь принял католическую веру своего детства и получил последние обряды.

Работа Морраса

Моррас и Фелибридж

A Прованс - автор, рожденный, Моррас присоединился к Félibrige, литературная и культурная ассоциация, основанная Фредериком Мистралем и другими провансальскими писателями для защиты и продвижения окситанских языков и литературы. Название ассоциации произошло от félibre, провансальского слова, означающего ученик или последователь.

Политическая мысль Морраса

Политические идеи Морраса основывались на сильном национализме (который он описал как «интегральный национализм ») и вере в упорядоченное общество, основанное на сильное правительство. Это были основания его поддержки как французской монархии, так и Римско-католической церкви.

Он сформулировал агрессивную политическую стратегию, которая контрастировала с апатией легитимистов к политическим действиям. Ему удалось объединить парадокс реакционной мысли, которая будет активно менять историю, формы Контрреволюции, противоположной простому консерватизму. Его «интегральный национализм» отвергал все демократические принципы, которые он считал противоречащими «естественному неравенству», критикуя всю эволюцию после 1789 Французской революции, и выступал за возврат к наследственной монархии. 95>

Как и многих людей в Европе того времени, его преследовала идея «декаданса », отчасти вдохновленная его чтением публикаций Ипполита Тэна и Эрнест Ренан и восхищался классицизмом. Он чувствовал, что Франция утратила свое величие во время революции 1789, величие, унаследованное от ее истоков как провинция Римской империи и созданная, как он выразился, «сорока короли, которые за тысячу лет создали Францию ​​». Французская революция, писал он в Observateur Français, была негативной и разрушительной.

Он проследил этот упадок еще дальше, до Просвещения и Реформации ; он описал источник зла как «швейцарские идеи», имея в виду приемную нацию Кальвина и страну рождения Руссо. Далее Моррас обвинил в упадке Франции «Антифранцию», которую он определил как «четыре конфедеративных государства протестантов, евреев, масонов и иностранцев» (на самом деле он называл последнее ксенофобским термином метеки ). В самом деле, для него первые три были «внутренними иностранцами».

Антисемитизм и антипротестантизм были общими темами в его трудах. Он считал, что Реформация, Просвещение и конечный результат Французской революции - все они способствовали тому, что люди стали ценить себя больше, чем нацию, с последующим негативным последствия для последнего, и что демократия и либерализм только усугубляют положение.

Хотя Моррас выступал за возрождение монархии, во многих отношениях Моррас не олицетворял французскую монархическую традицию. Его поддержка монархии и католицизма была явно прагматичной, поскольку он утверждал, что государственная религия была единственным способом поддержания общественного порядка. В отличие от Мориса Барреса, теоретика своего рода романтического национализма, основанного на эго, Моррас утверждал, что основывает свои мнения на разуме, а не на чувствах, преданности и вере.

Парадоксально, но он восхищался позитивистом философом Огюстом Контом, как и многие политики Третьей республики, которых он ненавидел, и против которых он выступал Немецкий идеализм. В то время как легитимисты монархисты отказались участвовать в политических действиях, отступив к непримиримому консервативному католицизму и относительному безразличию к современному миру, который, по их мнению, был безнадежно порочным и отступническим, Моррас был готов к политическим действиям, одновременно ортодоксальным. и неортодоксальные (лига Action Française Camelots du Roi часто вступала в уличное насилие с левыми противниками, а также с социалистическим католиком Марка Сангье Le Sillon ). Моррас был дважды осужден за подстрекательство к насилию против еврейских политиков, а Леон Блюм, первый еврейский премьер-министр Франции, чуть не умер от ран, нанесенных соратниками Морраса. Его лозунгом была фраза «La politique d'abord!» («Политика прежде всего!»). Другие влияния: Фредерик Ле Плей ; английские эмпирики, позволившие ему примирить картезийский рационализм с эмпиризмом, и Рене де Ла Тур дю Пен.

религиозные взгляды Морраса также были менее ортодоксальными. Он поддерживал политическую католическую церковь как потому, что она была тесно связана с французской историей, так и потому, что ее иерархическая структура и клерикальная элита отражали его образ идеального общества. Он считал Церковь ступицей, которая скрепляла Францию, и ассоциацией, связывающей всех французов вместе. Однако он не доверял Евангелиям, написанным, как он выразился, «четырьмя малоизвестными евреями», но восхищался Католической церковью за то, что она якобы скрыла большую часть «опасных учений» Библии. Интерпретация Евангелия Моррасом и его интегральные учения подвергались резкой критике со стороны католического духовенства. Однако к концу своей жизни Моррас в конце концов обратился из агностицизма в католицизм.

Несмотря на свою религиозную неортодоксальность, Моррас приобрел множество последователей среди французских монархистов и католиков, включая ассумпционистов и орлеанистов, претендующих на французский престол, граф де Пари, Филипп. Тем не менее, его агностицизм беспокоил часть католической иерархии, и в 1926 году Папа Пий XI поместил некоторые произведения Морраса в Указатель запрещенных книг и осудил философию Action Française в целом. Семь книг Морраса уже были внесены в этот список в 1914 году, и досье на Морраса было передано Пию X.

Католическую иерархию беспокоил не только его агностицизм, но и то, что он настаивал на политике. Он поставил под сомнение примат духовного и, следовательно, учительского авторитета Церкви и авторитета самого Папы. То, что это было основой дела, показано в книге Жака Маритэна Primauté du Spirituel. Маритен был связан с L’Action Française и знал Морраса. Хотя его беспокойство по поводу движения возникло еще до кризиса 1926 года, именно это стало причиной его отчуждения от Морраса и L’Action Française. Это папское осуждение стало большим сюрпризом для многих его приверженцев, среди которых было значительное количество французского духовенства, и нанесло большой ущерб движению. Однако он закончился в 1939 году, через год после того, как Моррас был избран в Французскую академию.

Наследие

Моррас оказал большое интеллектуальное влияние на национальный католицизм, ультраправые движения, латинский консерватизм и интегральный национализм. Он и Action Française оказали влияние на многих людей и движения, включая генерала Франсиско Франко, Хосе Антонио Примо де Ривера, Антониу Сардинья, Леон Дегрелле, и автономистские движения в Европе. Христианский демократ Жак Маритен также был близок с Моррасом до осуждения Папой AF в 1927 году и критиковал демократию в одном из своих ранних произведений «Une view sur Charles Maurras ou le devoir des catholiques». Кроме того, моррасизм также повлиял на многие работы членов организации armée secrète, которые теоретизировали «контрреволюционная война ». В Испании Acción Española перенял не только свой крайне правый монархизм, но и свое название от движения Морраса.

Влияние распространилось на Латинскую Америку, например, в Мексику, где прозвали Хесуса Гуиза и Асеведо «маленький Моррас», а также историк Карлос Перейра или венесуэльский писатель Лауреано Валленилла Ланц, написавший книгу под названием Cesarismo Democrao (Демократический Цезаризм ). Другие влиятельные фигуры включают бразильца Плинио Корреа де Оливейра. Мысль Морраса также повлияла на католических фундаменталистов сторонников бразильской диктатуры (1964–85), а также на Cursillos de la Cristiandad (Курсы христианского мира), аналогичные Cité Catholique группа, инициированная в 1950 г. епископом Сьюдад-Реаль, монсеньором. Эрве. Аргентинский милитарист Хуан Карлос Онгания, свергнувший Артуро Иллиа в ходе военного путча в 1969 году, а также Алехандро Агустин Ланусе, сменивший Онганию после очередного переворота, участвовали в Cursillos de la Cristiandad, как и доминиканские милитаристы Антонио Имбер Баррера и Элиас Вессин-и-Вессин, начальник штаба вооруженных сил и противник восстановления Конституция 1963 года после свержения Рафаэля Трухильо. В Аргентине он также оказал влияние на националистических писателей 1920-х и 1930-х годов, таких как Родольфо Ирасуста и Хуан Карулла.

. В 2017 году Майкл Кроули написал, что Стив Бэннон, тогда главный стратег президента Дональда Трампа "... также выразил восхищение реакционным французским философом Шарлем Моррасом, согласно сообщениям французских СМИ, подтвержденным Политико".

Работы

  • 1889: Теодор Обанель
  • 1891: Жан Мореас
  • 1894: Le Chemin du Paradis, mythes et fabliaux
  • 1896–1899: Le voyage d'Athènes
  • 1898: L'idée decentralisation
  • 1899: Три политические идеи: Шатобриан, Мишле, Сент-Бев
  • 1900: Enquête sur la monarchie
  • 1901: Anthinéa: d'Athènes во Флоренции
  • 1902: Les Amants de Venise, George Sand et Musset
  • 1905: L'Avenir de l'intelligence
  • 1906: Le Dilemme de Marc Sangnier
  • 1910: Киль et Tanger
  • 1912: La Politique Reliefieuse
  • 1914: L'A ction Française et la Religion Catholique
  • 1915: L'Etang de Berre
  • 1916: Quand les Français ne s'aimaient pas
  • 1916–1918: Les Conditions de la victoire, 4 тома
  • 1921: Tombeaux
  • 1922: Надписи
  • 1923: Poètes
  • 1924: L'Allée des Philosophes
  • 1925 : La Musique intérieure
  • 1925: Barbarie et poésie
  • 1927: Lorsque Hugo eut les cent ans
  • 1928: Le prince des nuées
  • 1928: Un débat sur le romantisme
  • 1928: Vers un art intellectuel
  • 1928: L'Anglais qui a connu la France
  • 1929: Corps glorieux ou Vertu de la perfection
  • 1929: итальянский променад
  • 1929: Napoléon pour ou contre la France
  • 1930: De Démos à César
  • 1930: Corse et Provence
  • 1930: Quatre nuits de Provence
  • 1931: Triptyque de Paul Bourget
  • 1931: Le Quadrilatère
  • 1931: Au signe de Flore
  • 1932: Heures immortelles
  • 1932–1933: Политический словарь ue et критика, 5 томов
  • 1935: Prologue d'un essai sur la критика
  • 1937: Quatre poèmes d'Eurydice
  • 1937: L'amitié de Platon
  • 1937: Жак Бенвиль и Поль Бурже
  • 1937: Les vergers sur la mer
  • 1937: Жанна д'Арк, Людовик XIV, Наполеон
  • 1937: Девант l'Allemagne éternelle
  • 1937: Mes idées politiques
  • 1937: La Dentelle du Rempart
  • 1940: Pages africaines
  • 1941: Sous la muraille des cyprès
  • 1941: Мистраль
  • 1941: La seule France
  • 1942: De la colère à la Justice
  • 1943: Pour un réveil français
  • 1944: Poésie et vérité
  • 1944: Paysages mistraliens
  • 1944: Le Pain et le Vin
  • 1945: Au-devant de la nuit
  • 1945: L'Allemagne et nous
  • 1947: Les Deux Justices ou Notre J'accuse
  • 1948: L'Ordre et le Désordre
  • 1948: Морис Баррес
  • 1948: продвижение по службе Иуды
  • 1948: ответ Андре Жиду
  • 1949: Au Gra nd Juge de France
  • 1949: Le Cintre de Riom
  • 1950: Mon jardin qui s'est souvenu
  • 1951: Tragi-comédie de ma surdité
  • 1951: Верите, справедливость, отечество (с Морисом Пужо )
  • 1952: À mes vieux oliviers
  • 1952: La Balance intérieure
  • 1952: Le Beau Jeu des reviviscences
  • 1952: Le Bienheureux Pie X, sauveur de la France
  • 1953: Pascal puni (опубликовано посмертно)
  • 1958: Lettres de Prison (1944–1952)) (опубликовано посмертно)
  • 1966: Lettres pas-murailles, correance échangée avec Ксавье Валла (1950–1952) (опубликовано посмертно)

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 07:18:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте