A пенталогия (от греч. πεντα- пента-, «пять» и -λογία -logia, «дискурс») представляет собой составное литературное или повествовательное произведение, которое явно разделено на пять частей. Хотя современное использование этого слова подразумевает как то, что части достаточно самодостаточны, так и то, что структура была задумана автором, исторически ни то, ни другое не обязательно было правдой: фактически, пенталогия могла быть собрана более поздним редактором, так же как Эннеады Плотина были расположены девятками Порфирием, чтобы создать всеобъемлющую структуру из шести, которая выражала бы идею совершенство.
В западной литературе самой старой пятикой структурой, имеющей большое влияние, является Тора или Пятикнижие; на Дальнем Востоке это Пять классиков. Самая известная пенталогия в средневековой литературе - Низами Гянджеви Пандж Гандж, или Хамса («Пять сокровищ»), сборник из пяти эпосов, созданный во второй половине XII века. Это были Махзан аль-Асрар, Хусрав о Ширин, Лейли о Меджнун, Эскандар-наме и Хафт Пайкар. Эта идея широко копировалась, число пять считалось имеющим мистическое значение ; например, поэт XVI века Файзи, поэт-лауреат суда Акбара, попытался написать произведение такого же масштаба, но выполнил только три из запланированных пяти частей. Другие известные примеры включают Амир Хусро : Хамса-э-Низами (13 век), пенталогия классических романсов, и Али-Шир Наваи : Хамса (16 век).
Пятеричная структура обычно впервые встречается у англоговорящего читателя в пьесах Уильяма Шекспира, которые, как и почти все английские, французские и немецкие пьесы того периода, разделены на пять действий, даже когда кажется, что повествование пьесы этого не требует; в своем «Эссе о комедии» (1877) сардонически писал, что «Пять - это достоинство в развевающейся мантии; тогда как одно, два или три действия были бы короткими юбками и унизительными». Происхождение этой традиции было исследовано Брандером Мэтьюзом в книге о театре. Его можно проследить до Горация :
Neve minor, neu sit quinto productior act. Fabula, quae posci volt et spectanda reponi; | пять актов, которые должна иметь пьеса, ни больше, ни меньше,. Чтобы сохранить сцену и добиться заметного успеха. |
Брандер объясняет, что Гораций пришел к такому выводу на основе драмы Еврипида :
Пенталогия Лоуренса Даррелла Авиньонский квинтет (1974 –85) является примером повторного появления нумерологических идей в современной художественной литературе. Пытаясь ниспровергнуть нормальную линейную структуру, Даррелл явно определил ее как quincunx и связал с гностическими интерпретациями. Самым известным обсуждением этой формы в английской литературе является эссе Томаса Брауна Сад Кира, которое опирается на пифагорейские традиции, но Даррелл много говорит о далее, относя его к Ангкор Ват и Кундалини. Целью работы было выйти за рамки его предыдущей тетралоги Александрийский квартет. В интервью Даррелл согласился с Джеймсом П. Карли в том, что «христианство, как мы его знаем, представляет собой четверику с подавленной четвертой частью», и критик описывает его амбиции как «достижение 'квинтэссенции ', что представляет собой сочетание восточной духовности и западной науки, ведущее к глобальному видению «Реальности Прайм» ».
Адамс внезапно умер в 2001 году, когда планировал выпуск шестой книги, так что И еще кое-что... был написан Эоином Колфером в 2009 году, чтобы разрешить захватывающий сюжет, завершившийся пятым.