Пенталогия

редактировать

A пенталогия (от греч. πεντα- пента-, «пять» и -λογία -logia, «дискурс») представляет собой составное литературное или повествовательное произведение, которое явно разделено на пять частей. Хотя современное использование этого слова подразумевает как то, что части достаточно самодостаточны, так и то, что структура была задумана автором, исторически ни то, ни другое не обязательно было правдой: фактически, пенталогия могла быть собрана более поздним редактором, так же как Эннеады Плотина были расположены девятками Порфирием, чтобы создать всеобъемлющую структуру из шести, которая выражала бы идею совершенство.

Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 Литературные примеры
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
Обзор

В западной литературе самой старой пятикой структурой, имеющей большое влияние, является Тора или Пятикнижие; на Дальнем Востоке это Пять классиков. Самая известная пенталогия в средневековой литературе - Низами Гянджеви Пандж Гандж, или Хамса («Пять сокровищ»), сборник из пяти эпосов, созданный во второй половине XII века. Это были Махзан аль-Асрар, Хусрав о Ширин, Лейли о Меджнун, Эскандар-наме и Хафт Пайкар. Эта идея широко копировалась, число пять считалось имеющим мистическое значение ; например, поэт XVI века Файзи, поэт-лауреат суда Акбара, попытался написать произведение такого же масштаба, но выполнил только три из запланированных пяти частей. Другие известные примеры включают Амир Хусро : Хамса-э-Низами (13 век), пенталогия классических романсов, и Али-Шир Наваи : Хамса (16 век).

Пятеричная структура обычно впервые встречается у англоговорящего читателя в пьесах Уильяма Шекспира, которые, как и почти все английские, французские и немецкие пьесы того периода, разделены на пять действий, даже когда кажется, что повествование пьесы этого не требует; в своем «Эссе о комедии» (1877) сардонически писал, что «Пять - это достоинство в развевающейся мантии; тогда как одно, два или три действия были бы короткими юбками и унизительными». Происхождение этой традиции было исследовано Брандером Мэтьюзом в книге о театре. Его можно проследить до Горация :

Neve minor, neu sit quinto productior act. Fabula, quae posci volt et spectanda reponi;пять актов, которые должна иметь пьеса, ни больше, ни меньше,. Чтобы сохранить сцену и добиться заметного успеха.

Брандер объясняет, что Гораций пришел к такому выводу на основе драмы Еврипида :

И, очевидно, Еврипида гораздо больше интересовала его игра, в его сюжета и его персонажей, чем в этих посторонних лирических отрывках, поэтому он сократил их до минимально возможного числа, обычно до четырех [...], разделяя патетическую пьесу на пять эпизодов в диалоге. Александрийские трагики [...] приняли его форму как окончательную.
Придя много времени после Горация, Сенека без колебаний принял все ограничения, на которых настаивал латинский лирик. [...] Не стоит удивляться тому, что итальянские ученые эпохи Возрождения следовали наставлениям Горация и практике Сенеки. Они гораздо лучше знали латынь, чем греческие; и они не могли не прочитать в литературе Афин то, с чем они уже были знакомы у римских авторов. [...] Итак, Скалигер и Минтурно предписывают пять действий, и что Кастельветро [...] указывает, что поэты, кажется, нашли наиболее подходящая пятиактная форма. [...] Французские драматические поэмы, написанные несколько позже, были подражанием этим итальянцам...
quincunx

Пенталогия Лоуренса Даррелла Авиньонский квинтет (1974 –85) является примером повторного появления нумерологических идей в современной художественной литературе. Пытаясь ниспровергнуть нормальную линейную структуру, Даррелл явно определил ее как quincunx и связал с гностическими интерпретациями. Самым известным обсуждением этой формы в английской литературе является эссе Томаса Брауна Сад Кира, которое опирается на пифагорейские традиции, но Даррелл много говорит о далее, относя его к Ангкор Ват и Кундалини. Целью работы было выйти за рамки его предыдущей тетралоги Александрийский квартет. В интервью Даррелл согласился с Джеймсом П. Карли в том, что «христианство, как мы его знаем, представляет собой четверику с подавленной четвертой частью», и критик описывает его амбиции как «достижение 'квинтэссенции ', что представляет собой сочетание восточной духовности и западной науки, ведущее к глобальному видению «Реальности Прайм» ».

Литературные примеры

Адамс внезапно умер в 2001 году, когда планировал выпуск шестой книги, так что И еще кое-что... был написан Эоином Колфером в 2009 году, чтобы разрешить захватывающий сюжет, завершившийся пятым.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 08:33:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте