Принцы демонов - это серия из пяти научно-фантастических романов Джека Вэнса, которые в совокупности рассказывают историю одного Кирт Герсен мстит пяти печально известным преступникам, вместе известным как Князья Демонов, которые уводили жителей его деревни в рабство в его детстве. В каждом романе говорится о его погоне за одним из пяти принцев.
Названия, антагонисты Герсена и некоторые детали их сюжетов, в порядке публикации:
Существенно или нет, но Вэнс изображает каждого из своих преступных «принцев» (гуманоидный инопланетянин Аттель Малагате - исключение) как разочарованный художник, каждый из которых реализует свои фантазии в разных средах. Большая часть «Книги снов» сосредоточена на попытке «Песни деревьев» восстановить его собственное юношеское произведение фантастической литературы (которое называется «Книгой снов»): фрагменты, воспроизведенные в романе, могли быть взяты из одной из волшебных новелл Вэнса. В какой-то степени «Песнь деревьев» прообразом отталкивающего, но почти жалкого главного героя триллера Вэнса Плохой Рональд (1973).
Первые три книги этой серии вышли в 1964-67 гг. И были опубликованы как в твердом переплете, так и в мягкой обложке для массового потребителя под гербом Berkley Medallion. Прошло 12 лет, прежде чем последние два появились в 1979 и 1981 годах и опубликованы отдельными томами ограниченным тиражом по 700 экземпляров каждый Андервуд-Миллер в 1981 году. Собранные книги были изданы ограниченным тиражом. set, The Demon Princes, в 1997 году.
Книги Demon Princes широко используют практику Вэнса по расширению и противопоставлению своего повествования с помощью сносок и, особенно, длинных или причудливых эпиграфов, взятых из вымышленных литературных, исторических произведений, философия, газетные репортажи, телевизионные интервью, протоколы судебных заседаний и так далее.
Некоторые из них имеют прямое отношение к рассматриваемому сюжету: например, цитаты из «Князей демонов» Карил Карфен (опубликованные Elucidarian Press, New Wexford, Aloysius, Vega), очевидно, авторитетное научное исследование эти пять печально известных личностей.
Некоторые имеют косвенное значение, например, отрывки из произведений «безумного поэта» Наварта. Другие не имеют никакого логического значения: например, процессы обучения, которым подвергся «Ученик Аватара» Мармадьюк в «Свитке из девятого измерения» (хотя они намекают на создание метафорического / метафизического комического, соответствующего прогрессу Кирта Герсена). Но все они служат, чтобы конкретизировать нравы, историю и культуру обширной среды будущего, в которой Герсен преследует свои поиски.
Возможно, самое запоминающееся творение Вэнса в этом пласте книг - это философ-аристократ Уншпик, барон Бодисси, который живет только цитатами из его всеобъемлющего шеститомного великого опуса «Жизнь». Барон и его работа упоминаются в других романах Вэнса, не связанных с последовательностью Князей Демонов: в своей неуловимой персоне Бодиссей, так сказать, объединенный Сократ, Аквинский, Монтень, Юм и Ницше вселенной Вэнса.
И виртуозность Вэнса в этом плане может быть проиллюстрирована эпиграфом к главе 10 «Машины убийства», который состоит из цитаты из четвертого тома «Жизни» с последующими отрывками из шести стилистически индивидуализированных (но неизменно негативных) обзоров книга барона.
Одно из квази-цитирований по планетной экологии приписывается Гербу Франкберту, дань уважения другу Вэнса Фрэнку Герберту. Другой друг упоминается как ученый А.Н. Дер Поулсон (Пол Андерсон ).
Действие романов происходит в Ойкумене, который представляет собой свободную конфедерацию цивилизованных планет галактики. Ойкумене разделяет некоторые концептуальные черты с Геан Предел и может быть его предшественником. Земля, например, существует в обеих вселенных, как и валюта, основанная на неквалифицированном труде. Однако большинство планет, упомянутых в историях Ойкумене и Геанский Предел, не упоминаются в обоих.
Есть универсальный язык; есть некоторые вариации диалекта, но в основном даже самый путешествующий человек без труда объясняется в любом из миров Ойкумене. Это, несомненно, связано с тем, что межзвездные путешествия дешевы и чрезвычайно быстры, поскольку газета по-прежнему остается эффективным средством распространения, и, следовательно, существует несколько изолированных сообществ, которые могут подвергнуться языковому дрейфу.
Универсальной валютой является Standard Value Unit (SVU), фидуциарный выпуск, поддерживаемый несколькими крупнейшими банками Oikumene, такими как Bank of Rigel. SVU также с радостью принимается в Beyond (хотя некоторые сообщества используют другие средства обмена, одним из примеров является Dar Sai ). Валюта обычно представлена в виде банкнот, а монеты используются в качестве дробных единиц. Банковские тратты широко используются для крупных сумм. Бумажные банкноты проверяются с помощью широко доступного устройства, известного как «фальшивый счетчик»; в «Машина для убийств» Кирт Герсен перехватывает сообщение, которое позволяет ему понять, как работает процесс проверки и, следовательно, как подделать валюту.
Покупательная способность СВУ примерно равна доллару США или английскому фунту стерлингов 1960-х и 1970-х годов; алкогольные напитки могут стоить меньше одной SVU, роскошный обед - двадцать или тридцать SVU; мелкие чиновники могут быть фактически подкуплены за пятьдесят СВУ, более старшим - сотни или тысячи в зависимости от характера подкупаемого предприятия. В «Сером принце» на странице 24 есть сноска, определяющая стандартную единицу стоимости труда как стоимость часа неквалифицированного труда при стандартных условиях.
Многие системы и планеты составляют Ойкумене, в том числе:
соблюдается на местном уровне собственной полицией каждой планеты, но координируется внутри Ойкумене Координационной компанией Interworld Police Coordinating Company (IPCC), которая также оказывает техническую помощь (лабораторные помещения и т. д.) при необходимости. IPCC отправляет агентов в Beyond, где они известны как «ласки».
Эта организация является как образовательной, так и социальной, действующей для контроля за развитием и распространением технологий. У него много недоброжелателей, которые исходят из предположения, что без вмешательства Института будет широко доступно гораздо больше технологических инноваций, а общество станет утопическим. Институт со своей стороны считает, что определенный объем работы и даже страданий необходим для общего блага человеческого существования.
Студенты, принятые в Институт, проходят ряд ступеней или «этапов», которых больше ста. Чем старше научный сотрудник, тем больше он соответствует целям и идеалам Института (иначе его никогда не продвинули бы по службе). Любое количество стипендиатов может подняться до степеней ниже девяноста, но в каждом ранге от 90 до 99 есть только три стипендиата. Из более высоких фаз до 111, 100-я и 110-я фазы всегда свободны, а другие фазы заняты одинокий сотрудник. Наивысшая фаза - 111, по понятным причинам названная Триединой. Десять фаз выше 99 составляют Dexad, руководящий орган Института. Продвижение в Dexad осуществляется строго по выслуге лет. Когда появляется вакансия в Dexad, обычно в результате смерти, 99 выбирается для заполнения вакансии. Затем из 98-х выбирается новый 99 и так далее до 90. Достичь 89-го ранга сложно; получить 99 ранг гораздо труднее. Товарищ, избранный на 101-й ранг, имеет хорошие шансы стать Триединым, но Товарищ 99-го ранга, наживший врагов среди Дексада, может никогда не продвинуться вперед. (Книга снов, глава 7).
Герсен с респектабельной легкостью поднялся до одиннадцатой ступени, но затем обнаружил, что его собственные цели противоречат политике Института. Тем не менее, его опыт работы в институте по-прежнему позволяет ему иногда попадать в компанию других стипендиатов, которые не возражают против его нежелания брать на себя дальнейшие обязательства.
Типичный старший научный сотрудник спокоен и безмятежен до ошибки, даже когда его собственные интересы находятся под угрозой, как видно из поведения Душане Аудмара в Машина для убийства.
Институт Демона Романы о принцах очень похожи на "Исторический институт" Земли из трилогии Дердейна. В этой серии Исторический институт представлен на планете Дурдейн землянином Ифнессом. Внутренняя политика Исторического института в романах Дурдейна значительно более византийская, если не прямо макиавеллистская, чем политика Института, описанная в романах «Принцы-демоны».
За пределами Ойкуменэ находится Запредельное. Он включает в себя множество обитаемых миров, некоторые из которых имеют только одно поселение, другие в некоторой степени цивилизованы.
The Beyond не подпадают под действие закона Oikumene (технически, любое нарушение, совершенное Beyond, не признается преступлением в Oikumene), но они используют SVU в качестве валюты. Многие (вероятно, большинство) миров Запределья имеют заслуженную криминальную репутацию. Однако, как правило, заработанное там состояние может быть перенесено в Ойкумене без каких-либо вопросов; IPCC не имеет юрисдикции в потустороннем мире, но часто при необходимости отправляет тайных агентов, известных как «ласки». По иронии судьбы, это привело к появлению единственной широко распространенной организации, имеющей хоть какое-то значение в хаотическом Потустороннем мире, - Корпуса Девизлинга, единственной целью которого является обнаружение и уничтожение ласок там, где они их находят.
Как уже говорилось, космические путешествия широко доступны; для тех, кто не владеет собственным космическим кораблем, регулярно предоставляются услуги по обслуживанию лайнеров, а частные космические корабли чрезвычайно распространены и просты в использовании (решительный новичок может ориентироваться на них с помощью Руководства оператора). Версия Вэнса о путешествии FTL - это разделение Джарнелла, подпространство или гиперпространство под другим именем. Он не мутит воду неудобными релятивистскими эффектами; путешественник, путешествующий из одного конца Ойкумене в другой, мог синхронизировать часы с тем, кто тем временем оставался привязанным к планете, и в конце его путешествия эти две часы все еще были бы согласованы; не следует рассматривать парадокс близнецов. (Это правдоподобно объясняется тем, что путешественник никогда не испытывает экстремальных скоростей или ускорений в нормальном пространстве.)
Широко используется ручное оружие, известное как пройак; это типичное лучевое оружие, типичное для научной фантастики. Обычно он используется, чтобы убивать, плавить или сжигать предметы, хотя он также может доставить заряд, который только сбивает или шокирует.
Сивидж Сутиро в какой-то момент демонстрирует оружие, почти наверняка незаконное и, возможно, не обязательно производства Сарки, которое может вызвать множество неприятных внутренних расстройств, любое из которых может выглядеть как смерть от естественной причины.
Герсен использует ножи разных видов, со всеми из которых он демонстрирует большую ловкость и искусен в рукопашном бою без оружия. Он имеет равные навыки с ядами Саркоя, в том числе с ужасным когтем, ядом, который действует за секунды, чтобы парализовать, и за несколько минут, чтобы убить посредством мышечных сокращений (включая сократительный паралич дыхательных мышц). Он также применяет в одном месте перчатку с проводом для поражения электрическим током и пистолет, который выпускает «осколки взрывного стекла». Как гражданское лицо, его корабли не вооружены.
Вооружение военных кораблей не рассматривается в какой-либо степени, но, вероятно, включает энергетическое оружие, подобное «Прояку», но в большем масштабе. «Трибольт-проектор» - это пусковая установка, которая выпускает неуправляемую ракету, приводимую в движение тем же двигателем, превышающим скорость света «Джарнелл Интерсплит», который приводит в движение космический корабль. Кончик ракеты остается в «серой зоне» между нормальным пространством и пространством Джарнелла и при попадании в цель выводит весь снаряд в нормальное пространство для «попадания». Существует вариант, в котором боеголовка заменяется несмертельными дисками, которые действуют как «предупредительные выстрелы». Попытки направить оружие оказались тщетными.
Компьютеры присутствуют, но ни в коем случае не универсальны, и даже производственная компания (Feriste Precision Instruments, Olliphane), которая, как можно ожидать, будет иметь доступ к сложной технологии, вместо этого ведет свои записи на бумаге и картотеке. Однако некоторые другие инструменты очень продвинуты; космический путешественник может исследовать поверхность планеты с орбиты с помощью «макроскопа» и проверять биосферу планеты на наличие вредных микроорганизмов, прежде чем покинуть свой корабль. Самописец типа «черный ящик», известный только как «монитор», может записывать путешествия космического корабля с помощью закодированной нити накала, позволяя последующим путешественникам проследить странствия корабля. Они обычно используются «локаторами», космическими путешественниками, ищущими обитаемые планеты; такая нить важна в сюжете «Звездного короля».
Книги «Принцы демонов» были переизданы Spatterlight Press в 2016 году в мягкой обложке с использованием отобранного автором текста из Vance Integral Edition. В 2019 году Джон Вэнс, сын Джека Вэнса и основатель Spatterlight Press, выпустил новую линейку книг под названием Vance Space, в которой представлены новые истории из мира Джека Вэнса. Джон Вэнс пригласил к участию Мэтта Хьюза (который ранее предоставил обложку для книг Spatterlight и написал их введение к Эмфирио ): Хьюз решил написать рассказ о принцах-демонах. По условиям Vance Space, авторы будут использовать настройки Вэнса, но не его персонажей, поэтому роман Хьюза не будет продолжать историю Кирта Герсена, а будет сосредоточен на дочери пары, порабощенной во время резни в Маунт-Плезант, которая возвращается к себе домой. - заселил родной мир молодой женщиной в надежде получить ценный предмет, который она могла бы использовать, чтобы выкупить своих родителей из рабства. Книга под названием «Варвары загробного мира» будет издана Spatterlight в их обычных форматах для печати по запросу в мягкой обложке и в электронной книге. Хьюз и Spatterlight ищут агента, который представит роман крупным издателям для выпуска аудио и массового выпуска в мягкой обложке.