A neume (; иногда пишется neum ) является основным элементом западной и восточной систем нотная запись до изобретения пятистрочной нотной записи.
Самые ранние неймы были флективными знаками, которые указывали на общую форму, но не обязательно на точные ноты или ритмы, которые нужно петь. Более поздние разработки включали использование усиленных неймов, показывающих относительные высоты между неймами, и создание четырехстрочного музыкального штата, определяющего определенные высоты звука. Неймы обычно не обозначают ритм, но дополнительные символы иногда добавляются к нимам, чтобы указать изменения в артикуляции, продолжительности или темпе. Невматическая нотация позже использовалась в средневековой музыке для обозначения определенных паттернов ритма, называемых ритмическими режимами, и в конечном итоге превратилась в современную нотную запись. Невматическая нотация остается стандартной в современных изданиях plainchant.
Слово "neume" вошло в английский язык. язык в среднеанглийском образует «newme», «nevme», «neme» в 15 веке, от среднеанглийского «neume», в свою очередь, от средневекового латинского «pneuma» "или" неума ", первое либо из древнегреческого πνεῦμα pneuma (« дыхание ») или νεῦμα neuma (« знак »), либо прямо из греческого как искажение или адаптация первого.
Хотя пение было вероятным воспетые с самых ранних дней церкви, на протяжении веков они передавались только устно.
Самые ранние известные системы с участием неймов имеют арамейское происхождение и использовались для обозначения интонаций в квазиэммелическом (мелодический) декламация из христианских священных писаний. Как таковые, они функционально напоминают аналогичную систему, используемую для обозначения чтения Корана, священной книги ислама. Эта ранняя система называлась экфонетической нотацией, от греческого ἐκφώνησις ekphonesis, что означает квазимелодическое воспроизведение текста.
Примерно в 9 веке неймы стали сокращаться мнемоническими вспомогательными средствами для правильного мелодического произнесения песнопения. Преобладает мнение, что невматическая нотация была впервые разработана в Восточной Римской империи. Это кажется правдоподобным, учитывая хорошо задокументированный пик музыкальной композиции и культурной активности в крупных городах империи (ныне южные регионы Турции, Сирия, Ливан и Израиль ) в то время. Корпус дошедшей до нас византийской музыки в рукописи и в печатной форме намного больше, чем корпус григорианского песнопения, отчасти из-за того, что neumes вышли из употребления на западе после появления современной нотной записи, а вместе с ней и новых техник полифонической музыки, в то время как восточная традиция греческой православной церковной музыки и реформированная нотация неуме сохранилась до наших дней.
Славянские нотации неуме («Знаменный пение ») в целом даже труднее расшифровать и транскрибировать, чем византийские или григорианские нотации неуме.
Самые ранние западные обозначения для песнопений появились в 9 веке. Эти ранние неймы без персонала, называемые хейрономическими или in campo aperto, выглядели как волнистые линии произвольной формы над текстом. Различные ученые считают, что это происходит от хирономических жестов рук, от экфонетической записи византийского пения или от знаков препинания или знаков ударения. Один нейм может представлять собой один звук или серию звуков, исполненных на одном слоге . Хейрономические неймы указывали на изменения высоты тона и длительности в пределах каждого слога, но не пытались указать высоту отдельных нот, интервалы между высотой звука в пределах нейма, ни относительные начальные высоты звука разных слогов.
Есть свидетельства того, что самая ранняя западная нотная запись в форме neumes in campo aperto (без нотных линий ) была создана в Меце. около 800 г., в результате желания Карла Великого, чтобы франкские церковные музыканты сохранили нюансы исполнения, используемые римскими певцами.
Предположительно это были предназначен только как мнемоника для мелодий, выученных на слух. Самые ранние сохранившиеся рукописи (IX – X вв.) Таких неймов включают:
В начале 11 века Беневентанские неймы (из церквей Беневенто в южной Италии) были написаны на разных расстояниях от текста, чтобы обозначить общую форму мелодии; такие неймы называются «повышенными» или «диастематическими» неймами, которые показывают относительные высоты звука между неймами. В нескольких рукописях того же периода используются «диграфические» обозначения, в которых названия примечаний включены под неймами. Вскоре после этого от одной до четырех строк персонала - нововведение, традиционно приписываемое Гвидо д'Ареццо - прояснили точное соотношение между питчами. Одна линия была отмечена как представляющая определенный тон, обычно C или F. Эти неймы напоминали тот же тонкий рукописный стиль хирономической нотации. К 11 веку хирономические неймы превратились в квадратные обозначения; в Германии вариант, называемый готическим неймом, продолжал использоваться до 16 века. Этот вариант также известен как обозначение Hufnagel, поскольку используемые neumes напоминают гвозди (hufnagels), которые используются для прикрепления подков.
"Gaudeamus omnes" из Graduale Aboense был написан с использованием квадратных обозначений.13-го числа. столетия, неймы григорианского песнопения обычно записывались квадратными обозначениями на посохе с четырьмя линиями и тремя пробелами и маркером ключа, как в Graduale Aboense XIV – XV веков, показанном здесь. В квадратной нотации небольшие группы восходящих нот по слогу показаны в виде сложенных квадратов, читаемых снизу вверх, а нисходящие ноты пишутся ромбами, читаемыми слева направо. В мелизматических песнопениях, в которых слог может быть воспетым для большого количества нот, ряд меньших таких групп неймов записываются последовательно, читаются слева направо. Специальный символ под названием custos, помещенный в конце системы, показывает, какая высота звука будет следующей в начале следующей системы. Особые неймы, такие как oriscus, quilisma и жидкие неймы, указывают на особые вокальные обработки этих нот. Эта система обозначений квадратов является стандартной в современных сборниках песен.
Различные рукописи и печатные издания григорианского песнопения с использованием различных стилей квадратных нот, циркулировавших по католической церкви на протяжении веков. Некоторые издания добавляли в песнопения ритмические узоры, или метр. В XIX веке собирали монахи бенедиктинского аббатства Солесмес, в частности Дом Жозеф Потье (1835–1923) и Дом Андре Мокеро (1849–1930). факсимиле самых ранних рукописей и опубликовал их в серии из 12 публикаций под названием (французская статья ). Они также собрали окончательные версии многих песнопений и разработали стандартизированную форму обозначения квадратных нот, которая была принята католической церковью и до сих пор используется в таких публикациях, как Liber Usualis (хотя там также опубликованы издания этой книги в современной нотации).
Как правило, ноты одного нейма никогда не поются более чем на один слог; Например, все три высоты трех нот нейме должны исполняться на одном слоге. (Это не является общепринятым; Ричард Крокер утверждал, что в частном случае ранней аквитанской полифонии школы Св. Боевых искусств, неймы должны были быть "разбиты" между слогами, чтобы облегчить координацию частей. Однако один слог может быть спето для такого количества нот, что несколько неймов подряд используются для обозначения его. Однонотные неймы указывают, что этому слогу соответствует только одна нота. Песнопения, в которых в основном используются однотонные неймы, называются слоговыми; песнопения с одним многотонным неймом на слог называются невматическими, а песни с множеством неймов на слог - мелизматическими.
На основании своих исследований монахи Солесмес также определили практику исполнения для григорианского пения. Из-за двусмысленности средневековой нотной записи вопрос о ритме григорианского песнопения оспаривается учеными. Некоторые неймы, такие как прессус, действительно указывают на удлинение нот. Обычная современная практика, следуя интерпретации Солесмеса, заключается в исполнении григорианского пения без ритма или с обычным метрическим акцентом, в это время свободно, позволяя тексту определять акцент, а мелодический контур - определять фразировку. К 13 веку, когда широко использовались квадратные обозначения, считается, что большинство песнопений пели, и каждая нота получала примерно одинаковую ценность, хотя Иероним Моравский приводит исключения, в которых некоторые ноты, такие как заключительные ноты песнопения удлиняются. Школа Solesmes, представленная Домом Потье и Домом Мокеро, поддерживает ритм с равными значениями для каждой ноты, что позволяет увеличивать и сокращать значения нот для музыкальных целей. Вторая школа мысли, включая Вагнера, Джеммерса и Липпхардта, поддерживает различные ритмические реализации песнопения, налагая музыкальный размер на песнопение различными способами. Музыковед Гюстав Риз сказал, что вторая группа, называемая менсуралистами, «имеет впечатляющее количество исторических свидетельств на своей стороне» (Музыка в Средние века, стр. 146), но интерпретация Солесмес на равных нотах имеет проникли в музыкальный мир, по-видимому, из-за простоты обучения и соответствия современному музыкальному вкусу.
Примеры неймов можно увидеть здесь: «Основные и подвижные аквитанские неймы "(архив от 10 июня 2006 г., по состоянию на 12 сентября 2014 г.), [1], [2].
Neumes записываются на четырехстрочном нотный стан на линиях и пробелах, в отличие от современной нотной записи, в которой используется пять строк. Chant не полагается на какой-либо абсолютный тон или тональность; ключи предназначены только для установки половинных и целых шагов сольфеджио или гексахордовой гаммы: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «ти». "," ут ". Ключ, заключающий в скобки строку, указывает местоположение "ut" в случае ключа C или "fa" в случае ключа F, как показано:
ключ C | |
ключ F |
Punctum («точка») | |
Virga («стержень») | |
Bipunctum («две точки») |
virga и punctum поются одинаково. Ученые расходятся во мнениях относительно того, указывает ли двупункт на ноту вдвое длиннее, или же следует переформулировать ту же ноту. Когда эта последняя интерпретация одобряется, ее можно назвать реперкуссивным neume.
Clivis ("по наклону") | Две ноты по убыванию | |
Podatus или Pes ("фут") | Две восходящие ноты |
Когда две ноты расположены одна над другой, как в podatus, нижняя нота всегда поется первой.
Scandicus | Три восходящие ноты | |
Климакус | Три нисходящие ноты | |
Торкулус | вниз-вверх-вниз | |
Правлус | вверх-вниз -up |
Тот факт, что первые две ноты porrectus соединены диагональю, а не отдельными нотами, кажется переписчиком быстрым способом.
Несколько неймов подряд могут быть сопоставлены для одного слога, но следующие употребления имеют определенные имена. Это всего лишь несколько примеров.
Praepunctis | примечание, добавленное к началу, является praepunctis; этот пример - podatus pressus, потому что он включает повторяющуюся ноту | |
Subpunctis | Одна или несколько нот, добавляемых в конце neume; этот пример - scandicus subbipunctis |
Плоский | То же значение, что и современный плоский ; встречается только на B и помещается перед всем неймом или группой неймов, а не непосредственно перед затронутой нотой. Его действие обычно длится до длины слова и при необходимости повторно вставляется в следующее слово. | |
Custos | В конце нотного станка «custos» указывает, какой будет первая нота следующего нотного станка | |
Мора | Как точка в современной нотации, удлиняет предыдущую ноту, обычно удваивая ее |
Интерпретация этих знаков является предметом большого спора среди ученых.
Вертикальная эписема. (вертикальный штрих) | Обозначает дополнительный акцент, когда в группе neume пять или более нот. Эта маркировка была изобретением интерпретаторов Solemnes, а не маркировкой из оригинальных рукописей. | |
Горизонтальная эписема. (горизонтальный штрих) | Используется над одной нотой или группой нот (как показано), по существу игнорируется в интерпретации Solesmes; другие ученые рассматривают это как указание на удлинение или ударение примечания (-ок). | |
Жидкое неуме . (небольшое примечание) | Может встречаться практически на любом типе неуме, направленном вверх или вниз; обычно ассоциируется с определенными комбинациями букв, такими как двойные согласные, пары согласных или дифтонги в тексте; обычно интерпретируется как своего рода нота благодати | |
Quilisma . (волнистая нота) | Всегда как часть многонотного нейма, обычно климакса, этот знак имеет значение большого спора; интерпретация Solesmes заключается в том, что предыдущее примечание следует немного удлинить. |
Другие толкования quilisma:
другие необычные формы neume, которые, как считается, указывают на особые типы вокального исполнения, хотя их точное значение является предметом споров:
Во многих рукописях также есть litterae migativae, обычно интерпретируемые как указывающие на вариации в темпе, например c = celeriter (быстро), t = tenete (удерживать) (ранняя форма tenuto ), a = auge (удлинить, как в tie ). В изданиях Solesmes все такие буквы опущены.
Neumes использовались для обозначения других типов мелодий, кроме plainchant, включая мелодии Troubadour и Trouvère, монофонические противостояния и поведение, а также отдельные строчки полифонических песен. В некоторых традициях, таких как школа Нотр-Дама полифонии, определенные паттерны неймов использовались для представления определенных ритмических паттернов, называемых ритмическими режимами.
Потому что программа нотной записи обычно ориентирована на современные европейские нотная запись, программное обеспечение, позволяющее пользователю использовать neumes, встречается редко.