Шартрский собор

редактировать
Католический собор средневекового римского обряда

Шартрский собор
Собор Нотр-Дам-де-Шартр
Фасад собора.jpg Шартр - Катедраль (2012.01) 08.jpg Шартр - Cathédrale 16.JPG Cenral tympanum Chartres.jpg Notre Dame de Chartres.jpg собор Шартра
Религия
Принадлежность Римско-католическая церковь
Провинция Шартрская епархия
Обряд Римский
Церковный или организационный статус Собор
СтатусАктивный
Местоположение
Местоположение16 Cloître Notre Dame, 28000 Шартр, Франция
Шартрский собор находится во Франции Шартрский собор Показано во Франции
Географические координаты 48 ° 26'50 ″ N 1 ° 29'16 ″ E / 48,44722 ° N 1,48778 ° E / 48,44722; 1,48778 Координаты : 48 ° 26'50 ″ N 1 ° 29'16 ″ E / 48,44722 ° N 1,48778 ° E / 48,44722; 1.48778
Архитектура
ТипЦерковь
Стиль Французская готика, Романский, Высокая готика
Новаторская1145 (Романский). 1194 (готический)
Завершено1220
Веб-сайт
cathedrale-chartres.org
объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Критерии Культурные: i, ii, iv
Ссылка81
Надпись1979 (3-я сессия )
Исторический памятник
Официальное названиесобор Нотр-Дам, Шартр
Обозначен1862
Справочный номерIA28000005

Шартрский собор, также известный как собор Шартрской Богоматери (Французский : Cathédrale Notre-Dame de Chartres), римско-католическая церковь в Шартре, Франция, примерно в 80 км (50 миль) к юго-западу от Париж и резиденция епископа Шартрского. Построенный в основном между 1194 и 1220 годами, он стоит на месте по крайней мере пяти соборов, которые занимали это место с Епархия Ch artres был образован как епископский см в 4 веке. Он выполнен в стилях высокой готики и романского.

Собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая называет его «кульминацией французского готического искусства » и «шедевром».

Собор хорошо сохранился для своего возраста: большинство оригинальных витражей сохранились нетронутыми, а архитектура претерпела лишь незначительные изменения с начала 13 века. Снаружи здания преобладают тяжелые аркбутаны, которые позволили архитекторам значительно увеличить размер окна, в то время как в западной части здания преобладают два контрастирующих шпиля - 105-метровая плоская пирамида, построенная около 1160 года. и 113-метровый (377 футов) шпиль начала 16-го века Яркий на вершине более старой башни. Не менее примечательны три великих фасада, каждый из которых украшен сотнями скульптурных фигур, иллюстрирующих ключевые богословские темы и повествования.

По крайней мере с 12 века собор был важным местом для путешественников. Это остается так и по сей день, привлекая большое количество христианских паломников, многие из которых приходят поклониться своей знаменитой реликвии, Санкта Камиса, которая, как говорят, является туникой, которую носила Дева Мария при рождении Христа, а также большое количество светских туристов. кто приезжает полюбоваться архитектурой и историческими достоинствами собора.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Более ранние соборы
    • 1.2 Пожар и реконструкция (1194–1260)
    • 1.3 Более поздние модификации (13–18 века) и коронация Генриха IV во Франции
    • 1.4 Французская революция и XIX век
    • 1.5 Вторая мировая война
    • 1.6 Реставрация 2009 года
    • 1.7 Литургия
  • 2 Описание
    • 2.1 Статистика
    • 2.2 План и высота - контрфорсы
  • 3 Башни и часы
  • 4 Порталы и их скульптура
    • 4,1 Запад, или Королевский портал (12 век)
    • 4,2 Порталы северного трансепта (13 век)
    • 4,3 Южный портал (13 век)
  • 5 Ангелов и монстры
  • 6 Неф и амбулатория
  • 7 Витражи
    • 7.1 Окна 12 века
    • 7.2 Розовые окна
    • 7.3 Окна в проходах и амбулаторный хор
    • 7.4 Окна фонаря
      • 7,4.1 Более поздние окна
  • 8 Склеп (9–11 века)
  • 9 Высокий алтарь (18 век)
  • 10 Стена хора (16–18 века)
  • 11 Лабиринт
  • 12 Часовня Пиат Турне, дворец и сады епископа
  • 13 Co nstruction
  • 14 Реставрация
  • 15 Шартрская школа
  • 16 Социально-экономический контекст
  • 17 Паломничество и легенда о Санкта Камиза
  • 18 Популярная культура
  • 19 Праздник света в Шартре
  • 20 См. Также
  • 21 Ссылки
  • 22 Библиография
  • 23 Внешние ссылки

История

Шартрский собор ночью

Более ранние соборы

На этом сайте стояло как минимум пять соборов, каждое из которых заменяет более раннее здание, поврежденное войной или пожаром. Первая церковь датируется не позднее 4 века и находилась у основания галло-римской стены; это было подожжено в 743 году по приказу герцога Аквитанского. Вторая церковь на этом месте была подожжена датскими пиратами в 858 году. Затем она была реконструирована и расширена епископом Гислебертом, но сама была уничтожена пожаром в 1020 году. Остатки этой церкви, ныне известной как Часовня Святого Любина осталась под апсидой нынешнего собора. Он получил свое название от Любина, епископа Шартрского в середине VI века. Он ниже, чем остальная часть склепа, и, возможно, был святыней местного святого до повторного освящения церкви Девы Марии.

В 962 году церковь была повреждена еще одним пожаром и была снова восстановлена. Более серьезный пожар вспыхнул 7 сентября 1020 года, после которого епископ Фульберт (епископ с 1006 по 1028 год) решил построить новый собор. Он обратился к королевским домам Европы и получил щедрые пожертвования на восстановление, в том числе подарок от Кнута Великого, короля Норвегии, Дании и большей части Англии. Новый собор был построен на развалинах церкви IX века и вокруг нее. Он состоял из амбулатории вокруг более ранней часовни, окруженной тремя большими часовнями с романским цилиндрическим сводом и паховым сводом потолками, которые сохранились до сих пор. На вершине этого сооружения он построил верхнюю церковь длиной 108 метров и шириной 34 метра. Восстановление шло поэтапно в течение следующего столетия, кульминацией которого стал 1145 год, когда общественность выразила энтузиазм, получивший название «Культ телеги » - один из нескольких подобных инцидентов, зарегистрированных в этот период. Утверждалось, что во время этой религиозной вспышки толпа из более чем тысячи кающихся тащила на это место телеги, наполненные строительными материалами и продуктами, включая камни, дерево, зерно и т. Д.

. В 1134 году еще один пожар в городе повредил фасад и колокольню собора. Сразу же началось строительство новой башни, северной башни, строительство которой было завершено примерно в 1150 году. Она была всего в два этажа высотой и имела свинцовую крышу. Южная башня, возведенная в 1144 году, была гораздо более амбициозной; На вершине башни был шпиль, и когда он был закончен примерно в 1160 году, он достиг высоты 105 метров или 345 футов, что является одним из самых высоких в Европе. К двум башням на первом уровне примыкала часовня, посвященная святому Михаилу. Следы сводов и поддерживающих их валов до сих пор видны в двух западных бухтах. Витражи в трех стрельчатых окнах над порталами датируются периодом между 1145 и 1155 годами, а южный шпиль высотой около 103 метров был завершен к 1155 году или позже. Королевский портал на западном фасаде между башнями, главный вход в собор, вероятно, был закончен между 1145 и 1245 годами.

Пожар и реконструкция (1194–1260)

Ночью 10 июля 1194 г. в соборе произошел еще один крупный пожар. Уцелели только склеп, башни и новый фасад. Собор был уже известен во всей Европе как место паломничества из-за предполагаемых реликвий Девы Марии, которые он содержал. Легат Папы оказался в Шартре во время пожара и распространил слухи. Деньги собирались у королевских и знатных покровителей по всей Европе, а также из небольших пожертвований от простых людей. Реконструкция началась практически сразу. Некоторые части здания сохранились, в том числе две башни и королевский портал на западном конце, и они были включены в новый собор.

Неф, проходы и нижние уровни трансептов нового вероятно, сначала достроили собор, потом хор и часовни апсиды; затем верхние части трансепта. К 1220 году крыша была на месте. Основные части нового собора с его витражами и скульптурами были в основном завершены всего за двадцать пять лет, что чрезвычайно быстро для того времени. Собор был официально освящен в октябре 1260 г. в присутствии короля Франции Людовика IX, герб которого был нарисован на входе в апсиду.

Более поздние модификации (13-е гг. –18 века) и коронация Генриха IV Франции

Коронация Генриха IV Франции в соборе 27 февраля 1594 года

После этого времени было внесено относительно немного изменений. В первоначальных планах предлагалось еще семь шпилей, но они так и не были построены. В 1326 году к апсиде была пристроена новая двухэтажная часовня, посвященная святому Пиату Турнескому, с его мощами. На верхний этаж этой часовни можно было подняться по лестнице, ведущей в амбулаторию. (Часовня обычно закрыта для посетителей, хотя иногда в ней проводятся временные выставки.) Другая часовня была открыта в 1417 г. Людовиком, графом Вандомским, захваченным британцами в битве при Азенкур и сражался вместе с Жанной д'Арк при осаде Орлеана. Он расположен в пятом заливе южного прохода и посвящен Деве Марии. Его богато украшенный стиль яркой готики контрастирует с более ранними часовнями.

В 1506 году молния разрушила северный шпиль, который был перестроен в стиле «Flamboyant » в 1507 году. –1513 архитектор Жан Тексье. Когда он закончил это, он начал конструировать новую перегородку jubé или Rood, которая отделяла пространство церемониального хора от нефа, где сидели прихожане.

27 февраля 1594 года Кинг Генрих IV Французский был коронован в Шартрском соборе, а не в традиционном Реймском соборе, поскольку и Париж, и Реймс в то время были заняты Католической лигой. Церемония проходила в церковном хоре, после чего король и епископ поднялись на решетку, чтобы их увидела толпа в нефе. После церемонии и мессы они переехали в резиденцию епископа рядом с собором для банкета.

В 1753 году были внесены дополнительные изменения в интерьер, чтобы приспособить его к новым богословским практикам. Каменные столбы были покрыты лепниной, а гобелены, висевшие за стойлами, были заменены мраморными рельефами. перетяжка, отделявшая литургический хор от нефа, была снесена и построены теперешние киоски. В то же время часть витражей в клесторе была удалена и заменена окнами гризайль, что значительно усилило свет на главном алтаре в центре церкви.

Пожар 1836 года в Шартрском соборе, автор Франсуа-Александр Перно (1837). Внутри крыши, шарпент де фер, построенный ок. 1840

Французская революция и 19 век

В начале Французской революции толпа напала и начала разрушать скульптуру на северном крыльце, но была остановлена ​​большей толпой горожан. Местный Революционный комитет решил разрушить собор с помощью взрывчатки и попросил местного архитектора найти лучшее место для взрыва. Он спас здание, указав, что огромное количество обломков разрушенного здания так засоряет улицы, что потребуется годы, чтобы их расчистить. Собор, как Нотр-Дам-де-Пари и другие крупные соборы, стал собственностью французского государства, и богослужение было приостановлено до времен Наполеона, но больше не пострадало.

В 1836 г. из-за халатности рабочих начался пожар, уничтоживший свинцовую деревянную крышу и две колокольни, но конструкция здания и витражи остались нетронутыми. Старая крыша была заменена кровлей, покрытой медью на железном каркасе. В то время каркас над переходом имел самый большой пролет из всех железных конструкций в Европе.

Вторая мировая война

Вторая мировая война во Франции была битвой между Союзники и немцы. В июле 1944 года британцы и канадцы оказались сдержанными к югу от Кана. Американцы и их пять дивизий планировали альтернативный путь немцам. В то время как одни американцы двинулись на запад и юг, другие оказались в полосе к востоку от Кана, которая уводила их за линию фронта немецких войск. Гитлер приказал германскому комиссару Клюге отправиться на запад, чтобы отрезать путь американцам. В конечном итоге это привело союзников к Шартру в середине августа 1944 года.

16 августа 1944 года, во время интервенции американских войск в Шартре, собор был спасен от разрушения благодаря американскому полковнику Велборну Бартону. Гриффит-младший (1901-1944), который подверг сомнению приказ, который ему был дан разрушить собор. Американцы считали, что Шартрский собор используется противником. Считалось, что шпили и башни использовались в качестве полигона для артиллерии.

Гриффит в сопровождении солдата-добровольца вместо этого решил пойти и проверить, используют ли немцы собор. Гриффит видел, что собор пуст, поэтому он приказал звонить в соборные колокола, чтобы американцы не стреляли. Услышав колокола, американское командование отменило приказ об уничтожении. Нотр-Дам де Шартр был спасен. Полковник Гриффит погиб в бою в тот же день в городке Лев близ Шартра. Он был посмертно награжден Croix de Guerre avec Palme (Военный крест 1939-1945 ), Légion d'Honneur (Почетный легион ) и Ordre National du Mérite (<302).>Национальный орден за заслуги ) французского правительства и Крест за выдающиеся заслуги американского правительства

Реставрация 2009 г.

В 2009 г. отдел исторических памятников Министерство культуры Франции начало программу работ в соборе стоимостью 18,5 миллионов долларов: очистка внутри и снаружи, защита витража с помощью покрытия, а также очистка и окраска внутренней кладки в кремово-белый цвет trompe l'oeil мрамор и позолота, как это могло выглядеть в 13 веке. Это было предметом споров (см. ниже).

Литургия

Собор является резиденцией епископа Шартрского Шартрской епархии. Епархия является частью церковной провинции Тур.

. Каждый вечер после событий 11 сентября 2001 вечерня поет Община Chemin Neuf.

Описание

Статистика

  • Длина: 130 метров (430 футов)
  • Ширина: 32 метра (105 футов) / 46 метров (151 футов)
  • Неф: высота 37 метров (121 фут); ширина 16,4 метра (54 фута)
  • Площадь земли: 10875 квадратных метров (117,060 квадратных футов)
  • Высота юго-западной башни: 105 метров (344 фута)
  • Высота северо-западной башни: 113 метров (371 фут)
  • 176 витражей
  • Хоровой корпус: 200 статуй в 41 сцене

План и высота - аркбутаны

план, как и другие готические соборы, имеет форму креста и определялся формой и размерами романского собора XI века, склеп и остатки которого находятся под ним. Двухпролетный нартекс на западном конце открывается в семисекционный неф, ведущий к переходу, от которого широкие трансепты тянутся по три пролета на север и юг.. К востоку от перехода находятся четыре прямоугольных бухты, заканчивающиеся полукруглой апсидой. Неф и трансепты окружены однопроходными проходами, переходящими в двухпроходную амбулаторную вокруг хора и апсиды. Из амбулатории расходятся три глубокие полукруглые часовни (над глубокими часовнями склепа Фульберта 11-го века).

Хотя план этажа был традиционным, возвышение было более смелым и красивым. оригинальный, благодаря использованию контрфорса для поддержки верхних стен. Это было первое известное использование в готическом соборе. Эти тяжелые каменные колонны соединялись со стенами двойными каменными арками и укреплялись колоннами, подобными спицам колеса. Каждая из этих колонн сделана из цельного куска камня. Арки прижимаются к стенам, уравновешивая тягу наружу от ребристых сводов над интерьером собора. Эти своды также были новаторскими, поскольку в них было всего четыре отсека, в отличие от шестичастных сводов более ранних готических церквей. Они были легче и могли преодолевать большее расстояние. Поскольку летающие контрфорсы были экспериментальными, архитектор предусмотрительно добавил дополнительные контрфорсы, скрытые под крышами проходов.

Фасады более ранних готических соборов обычно имели четыре уровня, чтобы придать им прочность; аркада из массивных колонн на первом этаже, поддерживающая широкую арочную галерею или трибуну под более узкой аркадой трифорий ; затем, под крышей, более высокие и более тонкие стены или фонарь, где были окна. Благодаря контрфорсам архитекторы Шартра смогли полностью отказаться от галереи, сделать трифорий очень узким и иметь гораздо больше места для окон наверху. Шартр был не первым собором, который использовал это нововведение, но он использовал его гораздо более последовательно и эффективно повсюду. Этот план опор был принят другими крупными соборами 13 века, в частности, Амьенским собором и Реймским собором.

Еще одним архитектурным новшеством в Шартре стала конструкция массивных пирсов или столбы на первом этаже, которые воспринимают вес крыши через тонкие каменные ребра свода наверху. Вес крыши переносится тонкими каменными ребрами свода наружу к стенам, где она уравновешивается аркбутанами, и вниз, сначала через колонны, состоящие из ребер, соединенных вместе, затем через чередующиеся круглые и восьмиугольные опоры с массивным сердечником, каждая из которых объединяет четыре полустолбика. Эта конструкция пирса, известная как pilier cantonné, была сильной, простой и элегантной, и позволяла использовать большие витражи на потолке или на верхнем уровне. в первую очередь готические церкви.

Хотя скульптура на порталах в Шартре в целом соответствует высоким стандартам, различные резные элементы внутри, такие как капители и струны, относительно плохо отделаны (по сравнению, например, с те, что в Реймсе или Суассоне ) - причина проста в том, что порталы были вырезаны из лучшего парижского известняка, или «калькаира», а внутренние капители были вырезаны из местного «Berchères камень», который трудно обрабатывать и может быть хрупким.

Башни и часы

Две башни были построены в разное время, в готический период, и имеют разную высоту и декор. Строительство северной башни было начато в 1134 году, чтобы заменить романскую башню, поврежденную пожаром. Он был завершен в 1150 году и изначально был всего в два этажа с крышей из свинца крышей. Южная башня была начата примерно в 1144 году и была завершена в 1150 году. Она была более амбициозной, с восьмиугольным шпилем из каменной кладки на квадратной башне и достигала высоты 105 метров. Он был построен без внутреннего деревянного каркаса; плоские каменные стены постепенно сужаются к вершине, а тяжелые каменные пирамиды вокруг основания придают ему дополнительную поддержку.

Две башни пережили разрушительный пожар 1194 года, уничтоживший большую часть собора, за исключением западного фасада и склепа.. Когда собор был перестроен, между двумя башнями было установлено знаменитое западное розовое окно (13 век), а в 1507 году архитектор Жан Тексье (также иногда известный как Жеан де Бос ) спроектировал шпиль для северная башня, чтобы придать ей высоту и внешний вид, близкий к южной. Эта работа была завершена в 1513 году. Северная башня выполнена в более декоративном ярком готическом стиле, с башнями и контрфорсами. Достигает высоты 113 метров, чуть выше южной башни. Планировалось добавить еще семь шпилей вокруг собора, но они были заброшены.

В основании Северной башни находится небольшое строение, в котором находятся круглосуточные часы эпохи Возрождения с часами полихромное лицо, построенное в 1520 году Жаном Тексье. Циферблат часов составляет восемнадцать футов в диаметре.

Пожар 1836 года уничтожил крышу и колокольни собора и расплавил колокола, но не повредил структуру внизу или витражи. Деревянные балки под крышей были заменены железным каркасом, покрытым медными пластинами

Порталы и их скульптуры

В соборе есть три больших портала или входа, выходящих в неф с запада и в трансепты с севера и юга. Порталы богато украшены скульптурами, которые отображают библейские истории и богословские идеи, видимые как для образованного духовенства, так и для мирян, которые, возможно, не имели доступа к изучению текстов. Каждый из трех порталов на западном фасаде (сделанные в 1145–1155 гг.) Фокусируется на разных аспектах роли Христа в мире; справа - его земное воплощение, слева - его Вознесение или его существование до воплощения (эпоха «ante legem»), а в центре - его Второе пришествие, положившее начало Концу времен. Скульптура порталов Шартра считается одной из лучших существующих готических скульптур.

Запад, или Королевский портал (XII век)

Одна из немногих частей собора, переживших пожар 1194 года, Портейл. Royal был интегрирован в новый собор. Две боковые двери, выходящие на parvis (большую площадь перед собором, где проходили рынки), были первой точкой входа для большинства посетителей Шартра, как и сегодня. Центральная дверь открыта только для входа в процессии на крупных фестивалях, наиболее важным из которых является Адвентус илиустановка нового епископа. Гармоничный вид фасада частично объясняется относительными пропорциями центрального и боковых порталов, ширина которых составляет 10: 7 - одно из распространенных средневековых приближений квадратного корня из 2.

. В качестве основных функций обеспечения доступа к внутреннему пространству порталы являются основным местом для скульптурных изображений в готическом соборе, и именно на западном фасаде Шартра эта практика начала развиваться в визуальной сумме или энциклопедию богословских. Каждый из трех порталов фокусируется на разных аспектах роли в истории спасения; его земное воплощение справа, его Вознесение или существование до воплощения слева и его Второе пришествие (Теофаническое видение) в центре.

Над правым порталом перемычка вырезана в двух регистрах с (нижний) Благовещение, Посещение, Рождество, Благовещение пастырям и (верхний) Представление в Храме. Выше tympanum изображены Богородица с младенцем, восседающими на троне в позе Sedes sapientiae. Окружающие тимпан, как напоминание о славных днях Шартрской школы, архивольты вырезаны с некоторыми очень характерными олицетворениями Семи свободных искусств, а также классических авторов и наиболее совместными с ними связанными философами.

Левый портал более загадочен, и историки искусства до сих пор спорят о правильной идентификации. На тимпане изображен Христос, стоящий на облаке, поддерживаемый двумя ангелами. Некоторые рассматривают это как изображение Вознесения Христа (в этом случае фигуры на нижней перемычке могут быть пророки, свидетелей событий), в то время как другие видят в этом изображение Парусии или Второго пришествия Христа (в этом случае перемычки могут быть пророки, предвидели) это событие, либо «люди Галилейские», упомянутые в Деяниях 1: 9-11). Присутствие ангелов в верхней перемычке, подтверждает последнюю интерпретацию. Архивольты содержат знаки зодиака и труды месяцев - стандартные ссылки на цикличность времени, которые появляются во многих готических порталах.

Центральный портал является более традиционным представлением Конца Времени, как описано в Книге Откровений. В тимпана изображен Христос в центре мандорле, окруженный четырьмя символами евангелистов (Тетраморф ). На перемычке изображены Двенадцать апостолов, а в архивольтах - 24 старца Апокалипсиса.

Хотя верхние части трех порталов отдельно, два скульптурных элемента проходят горизонтально по фасаду, объединяя его разные части. Наиболее очевидны статуи косяка, прикрепленные к колоннам, обрамляющим дверные проемы - высокие стройные стоящие фигуры королей и королев, от которых король Portail получил свое название. Хотя в XVIII и XIX веках эти фигуры были ошибочно идентифицированы как Меровингов монархов Франции (что вызвало осуждение революционных иконоборцев), они почти наверняка отличаются королей и королев Ветхого Завета - еще одна стандартная иконографическая особенность. готических порталов.

Менее очевидным, чем статуи косяка, но гораздо более замысловато вырезанным, фриз, который тянется по всему фасаду в скульптурных капителях на вершинах колонн косяка. На этих капителях вырезано очень длинное повествование, изображающее жизнь Богородицы, жизнь и Страсти Христовы.

Порталы северного трансепта (13 век)

Скульптура северных порталов трансепта посвящена Ветхому Завету, и событиях, приведших к рождению Христа, с особым акцентом на Деву Марию. Прославление Марии в центре, воплощение ее сына слева и ветхозаветные прообразы и пророчества справа. Одним из основных исключений из этой схемы является присутствие больших статуй святой схемы.

Иконография различных элементов порталов северного трансепта
Левый (восточный) порталЦентральный порталПравый (западный) портал
Фигуры косяка:Благовещение Марии и Посещение Патриархи Ветхого Завета, Иоанн Креститель и Святой Петр Царь Соломон, Царица Савская, разные пророки
Линтель :Рождество и Благовещение пастырям Успение и Успение БогородицыСуд Соломона
Тимпан :Поклонение волхвов и Сон волхвов Коронация Богородицы Иов навозной куче
Архивольты :Персонификации Добродетелей и Пороков Дерева Дж. есси / Пророки Повествования Ветхого Завета (Эстер, Юдифь, Самсон, Гедеон и Товит)

Помимо основных скульптурных участков вокруг самих порталов, глубокие подъезды заполнены другой резьбой изображающий ряд предметов, включая местных святых, повествования Ветхого Завета, натуралистической листву, фантастических зверей, Подвиги месяцев и олицетворение «активной и созерцательной жизни» (vita activa и vita contemplativa). Олицетворения vita activa (прямо над головой, внутри левой крыльца) представьте особый интерес из-за их тщательного изображения различных этапов подготовки льна - ознакомьтесь с товарной культурой в области в средние века.

Южный портал (13 век)

Южный портал, который был добавлен позже других, в 13 веке, посвящен событиям после Распятия Христа, и в особенностях христианским мученикам. В оформлении центральной бухты преобладают образы Апостолов и Апостолов; левая бухта о жизни мучеников; а правый залив посвящен святым исповедникам. Такое расположение повторяется в витражах апсиды. Арки и колонны крыльца щедро украшены скульптурами, изображающими труд месяцев, знаки зодиака и статуи, представляющие добродетели и пороки. На вершине крыльца, между фронтонами, возвышаются аркады со статуями восемнадцати королей, начиная с царя Давида, представляющих родословную Христа и связывающих Ветхий Завет и Новый.

Иконография различных элементов порталов южного трансепта
Левый (западный) порталЦентральный порталПравый (восточный) портал
Фигуры косяка :мучеников святыхАпостолы Исповедник святые
Линтель :Мученичество (побиением камнями) святого Стефана взвешивание душ и разделение блаженных и проклятыхСцены из жития Святого Николая Барийского и Святого Мартина Турского
Тимпан :блаженство Стефана видение ХристаХристос показывает свои раны с Богородицей и Святым Иоанном и ангелами, несущими Arma Christi Дальнейшие сцены из жизни Святых Николая и Мартина
Архивольты :Ассортимент святых мучениковХор ангелов и д Мы поднимаемся из своих могил / Пророки Жизнь Святого Джайлза в нижнем регистре, другие Исповедники в оставшихся вусуарах

Ангелы и монстры

В то время как большая часть скульптур собора изображает святых, апостолов и других библейских фигур, таких как ангел, держащий солнечные часы на южном фасаде, другая скульптура в Шартре была спроектирована так, чтобы предупреждаю верующих. Эти работы включают статуи различных монстров и демонов. Некоторые из этих фигурок, например горгульи, также имели практическое значение; они служили дождевыми изливами, отбрасывающими воду далеко от стен. Другие, такие как химера и стрикс, были созданы, чтобы показать последствия игнорирования библейских учений.

Неф и амбулатория

Неф, или главное пространство для прихожан, было спроектировано специально для приема паломников, которые часто ночевали в церкви. Пол слегка наклонен, чтобы его можно было мыть водой каждое утро. В комнатах по обе стороны от Королевского портала до сих пор сохранились следы строительства более раннего романского здания. Сам неф был построен после пожара, начавшегося в 1194 году. На полу нефа также имеется лабиринт в тротуаре (см. Раздел лабиринта ниже). Два ряда чередующихся восьмиугольных и круглых столбов по обе стороны от нефа принимают часть веса крыши через тонкие каменные ребра, спускающиеся из сводов выше. Остальная часть веса распределяется сводами наружу к стенам, поддерживаемым аркбутанами.

Статуя Марии и младенца Христа, названная Богородицей Колонны, заменяет статую 16-го века, которая была сожжены революционерами в 1793 году.

Витражи

Одна из самых отличительных черт Шартрского собора - витражи, как по количеству, так и по качеству. Здесь 167 окон, включая окна-розетки, круглые окуляры и высокие остроконечные стрельчатые окна. Архитектура собора с его новаторским сочетанием ребристых сводов и аркбутанов позволила возвести гораздо более высокие и тонкие стены, особенно на верхнем уровне фонарей, что позволяло делать окна большего размера. Кроме того, в Шартре меньше простых или гризайльных окон, чем в более поздних соборах, и больше окон с густо окрашенными стеклянными панелями, что делает интерьер Шартра более темным, но цвет света более глубоким и насыщенным.

12 окна века

Это самые старые окна в соборе. Правое окно, Окно Джесси, изображает генеалогию Христа. В среднем изображена жизнь Христа, а в левом - Страсти Христовы, от Преображения и Тайной вечери до Воскресения. Все три этих окна были сделаны около 1145 года, но были отреставрированы в начале 13 века, а затем снова в 19.

Другое окно 12-го века, возможно, самое известное в Шартре, - это собор Парижской Богоматери. де ла Бель-Верриер », или« Голубая девственница ». Он находится в первой бухте хора после южного трансепта. Большинство окон состоит примерно из 25-30 отдельных панелей, показывающих эпизоды повествования; только Нотр-Дам-де-ла-Бель-Верриер включает более крупное изображение, состоящее из нескольких панелей. Это окно на самом деле составное; верхняя часть, изображающая Богородицу с младенцем в окружении обожающих ангелов, датируется примерно 1180 годом и, вероятно, используется в центре апсиды в более раннем здании. Дева изображена в синем одеянии и сидит фронтально на троне, а Младенец Христос сидит у нее на коленях и поднимает руку в благословении. Эта композиция, известная как Sedes sapientiae («Трон мудрости»), которая также встречается на королевском портале, обычно на знаменитой культовой фигуре, хранящейся в склепе. Нижняя часть окна, изображающая сцены из младенчества Христа, относится к периоду кампании по остеклению около 1225 года.

Окна-роза

В соборе есть три больших розовых окна. Западная роза (около 1215 г., диаметр 12 м) изображает Страшный суд - традиционную тему для западных фасадов. Центральный окулус, изображающий Христа как Судью, окружен внутренним кольцом из двенадцати парных кругляшек, внешних ангелов и старцев Апокалипсиса, и внешним кольцом из 12 кругленьких кругов, изображающих своих мертвых, выходящих из своих могил и д ангелов. трубы, чтобы вызвать их на суд.

Роза северного трансепта (диаметр 10,5 м, ок. 1235 г.), как и большая часть скульптуры на северном крыльце под ней, посвящена Богородице. Центральный окулус изображает Деву с младенцем и окружен двенадцатью маленькими окнами в форме лепестков, в четырех из которых изображены голуби («Четыре дара Духа»), а в остальных - обожающие ангелы с подсвечниками. За ним находится кольцо из двенадцати ромбовидных отверстий с изображением Ветхого Завета царей Иудеи, еще одно кольцо из меньших ромбов с гербами Франции и Кастилии и, наконец, кольцо из полукругов. пророков Ветхого Завета, держащих свитки. Наличие герба французского короля (желтый флер-де-лис на синем фоне) и его матери Бланш Кастильской (желтые замки на красном фоне) представляют собой знак королевского покровительства этого окну. Под самой розой находятся пять высоких стрельчатых окон (высотой 7,5 м), в центре которых изображена Дева в младенчестве в руках ее матери, Святой Анны, - тот же предмет, что и трюмо в портале под ней. По бокам этого ланцета находятся еще четыре с фигурками из Ветхого Завета. Каждая из этих стоящих фигур изображена символически торжествующей над врагом, изображенным в основании стрельбы под ними - Давид над Саулом, Аарон над фараоном, святая Анна над Синагогой и т. Д.

Южный трансепт поднялся (10,5 м). диаметр, сделанная ок. 1225–1230) посвящен Христу, который изображен в центральном окуле с поднятой правой рукой в ​​благословении в окружении поклоняющихся ангелов. Два внешних из двенадцати кругов кольца содержат 24 Старейшины Апокалипсиса, увенчанных и несущих фиалы и музыкальные инструменты. На центральном ланцете под розой изображена Дева, несущая младенца Христа. По обе стороны от него расположены четыре ланцета, изображающие четырех евангелистов, сидящих на плечах четырех Пророков - редкая буквальная иллюстрация богословского принципа, который Новый Завет строит на Ветхом Завете. Это окно было подарком семьи Маклерков, графов Дре-Бретань, которые изображены со своими руками в основаниях ланцетов.

Окна в проходах и амбулаторный хор

В каждом пролете проходов и в амбулатории хора есть одно большое окно, каждое из которых примерно 8,1 м в высоту и 2,2 м в ширину. Сюжеты, изображенные в этих окнах между 1205 и 1235 годами, включая рассказы из Ветхого и Нового Завета и жития святых, а также типологические циклы и символические изображения, такие как знаки зодиака и труды месяцев. Один из самых известных примеров - притча о добром самаритянине.

В некоторых окнах в Шартре на двух или трех нижних панелях размещены изображения местных торговцев или рабочих, часто с подробностями об оборудовании и методах работы. Традиционно утверждалось, что эти изображения представлены гильдии жертвователей, оплативших окна. Однако в последние годы государство-экономическое правительство не в последнюю очередь, потому что каждое из представленных экономических показателей. или без него. Более того, хотя они стали эффективными и богатыми организациями в период позднего средневековья, ни одна из этих торговых гильдий на самом деле не была основана, когда в начале 13 века производили стекло. Другое возможное объяснение состоит в том, что духовное руководство хотело подчеркнуть универсальность Церкви, особенно в то время, когда местные отношения с общиной были часто проблемными.

Окна фонаря

Из-за большего расстояния от зрителя окна в фоновом окне обычно имеют более простой и смелый дизайн. Большинство из них изображают стоящую фигуру святого или апостола в верхних двух третях, часто с одним или двумя упрощенными сюжетными сценами в нижней части, чтобы идентифицировать фигуру или напомнить зрителю о каком-то ключевом моменте в их жизни. В то время как нижние окна в аркадах нефа и амбулатории состоят из одного простого ланцета на каждый отсек, каждое окно фонаря из пары ланцетов с окном-розеткой с узором наверху. Неф и окна фонаря трансепта в основном изображают святые и ветхозаветные пророков. Те, кто в хоре, изображают королей Франции и Кастилии и представителей местной знати в прямых бухтах, в то время как окна в апсиде полицикла показывают тех ветхозаветных пророков, которые предсказывают непорочное зачатие, по бокам сцены из Благовещение, Посещение и Рождество в осевом окне.

Более поздние окна

Окно Вандомской капеллы, 1415 г.

В целом окнам Шартра очень повезло. Средневековое стекло в степени защиты избежало повреждений во время гугенотов иконоборчества и религиозных войн 16 века, хотя западные страны поднялись и пострадали от артиллерийского огня в 1591 году. темнота интерьера, кажется, была проблема для некоторых. Несколько окон были заменены прозрачным стеклом в 1753 году в рамках литургической практики, которые также привели к удалению юбки в 14 веке.. Установка Вандомской капеллы между двумя контрфорсами нефа в начале 15 века привела к потере еще одного стрельчатого окна, хотя это необходимо вставить прекрасное окно в позднем готическом стиле с портретами доноров Луи де Бурбон и его семья становятся свидетелями коронации Богородицы с различными святыми.

Хотя оценки разнятся (в зависимости от того, как считать составные или сгруппированные окна) примерно 152 из 176 оригинальных витражей сохранились - намного больше, чем в любом другом средневековом соборе в мире.

Как и большинство средневековых зданий, окна в Шартре сильно пострадали от коррозионного воздействия атмосферных кислот во время Промышленной революции и после. Большинство окон было очищено и отреставрировано известной местной мастерской Atelier Lorin в конце 19 века. Во время Второй мировой войны большая часть витражей была снята с собора и хранилась в окрестностях, чтобы защитить его от повреждений. По окончании войны окна были сняты со склада и переустановлены. С тех пор продолжалась постоянная программа консервации, и для защиты окон от дальнейших повреждений было постепенно установлено изотермическое вторичное остекление снаружи.

Склеп (9–11 века)

Небольшой святой Любин склеп, расположенный под хором Собора, был построен в 9 веке и является самой старой частью храма. здание. Он окружен склепом намного большего размера, Криптой Святого Фульберта, строительство которой было завершено в 1025 году, через пять лет после пожара, уничтожившего большую часть старого собора. П-образной формы, длиной 230 метров, рядом со склепами Св. Петра в Риме и Кентерберийский собор, это самый большой склеп в Европе, служащий фундаментом вышеупомянутого собора.

Коридоры и часовни склепа покрыты Романские цилиндрические своды, паховые своды, где дварических свода встречаются под прямым углом, и еще несколько современных готических ребристых сводов.

Одна примечательная особенность склепа - это Колодец Святых-Фортов. Колодец имеет глубину тридцать три метра и вероятно, имеет кельтское происхождение. Согласно легенде, Квирин, римский магистрат галло-римского города, бросил первых христианских мучеников в колодец. Статуя одного из мучеников, Модесте, изображена среди скульптур на Северном портике.

Еще одна примечательная особенность - часовня Богоматери в склепе. Реликварий здесь содержит фрагмент известной завесы Девы Марии, подаренной собору в 876 году Карлом Лысым, внуком Карла Великого. Шелковая вуаль была разделена на части во время Французской революции. Самая большая часть изображена в одной из амбулаторных часовен выше. и небольшой Храм Богоматери Склепа. Алтарь часовни вырезан из цельного куска известняка из карьера Бершер, источника большей части собора. Фреска на датируется примерно 1200 годом и изображает Деву Марию на троне. Три Короля слева от нее, а Апостолы Савиниен и Потентиен - справа. В часовне также есть современный витраж «Мария, Дверь в Небеса», созданный Анри Герен путем склеивания. толстые плиты из цветного стекла.

Высокий алтарь (18 век)

Стена хора (16-18 века)

Высокая каменная перегородка, отделяющая хор от амбулатории, была установлена ​​между 16 и 18 веками, чтобы приспособить церковь к переменам в литургии. Он был построен в стиле поздней яркой готики, а затем ренессанс. Снимок экрана ниш вдоль амбулатории, заполненных статуями выдающихся скульпторов, рассказывающих о жизни Христа. Последние статуи были установлены в 1714 году.

Лабиринт

лабиринт (начало 1200-х годов)) - известная особенность расположения на полу в центре нефа. Лабиринты были обнаружены почти во всех готических соборов, хотя большинство из них позже были удалены, поскольку они отвлекали от религиозных служб в нефе. Они символизировали долгий извилистый путь к спасению. В отличие от лабиринтов, можно было пройти только по одному пути. В крайние дни напольные стулья нефа снимают, чтобы приезжие паломники могли проследить по лабиринту. Копии лабиринта Шартра находятся в церквях и соборах, в том числе в Соборе Благодати, Сан-Франциско.

Часовне Пьята Турнского, дворце и садах епископа

Часовня Святого Пиат Турне старого был более поздним дополнением к собору, построенным в 1326 году, недалеко от апсиды в восточной части собора. В нем находилась коллекция предполагаемых реликвий святого, который был епископом Турне в современной Бельгии в третьем веке, когда римляне замучили его, отрубив ему верхнюю часть черепа. Он изображен в культуре, фрагмент черепа. Часовня имеет плоский чевет и две круглые башни. Внутри четыре бухты, выполненные в гармоничном стиле, так как все строились одновременно. Он также содержит примечательную коллекцию витражей 14 века. Нижний этаж использовался как капитул или место встреч для официальных мероприятий, а верхний этаж был соединен с собором открытой лестницей.

ризница Напротив северного портала собор был построен во второй половине 13 века. Епископский дворец, также расположенный на севере, построен из кирпича и камня и датируется 17 веком. Ворота периода Людовика XV ведут дворец, а также дают доступ к террасным саду, откуда открывается хороший вид на собор, особенно на Чевет собор в восточной части, с его расходящимися лучами. часовни, построенные над более ранними романскими сводами. В нижнем саду также есть лабиринт из живых изгородей.

Строительство

Работы были начаты над Королевским порталом с южной перемычкой около 1136 года и со всей его скульптурой, установленной до 1141 года. Мнения сомнительны, поскольку и стили фигур различаются, и некоторые элементы, такие как перемычка над правым порталом, были явно сокращены, чтобы соответствовать доступному пространству. Первоначально скульптура были планы для этих порталов, но менялись сменяющими друг друга мастерами, см. Тщательный каменный анализ Джона Джеймса. Большая часть резьбы соответствует высокому уровню, типичному для этого периода, и оказывает сильное влияние на последующее развитие готических порталов.

Некоторые из мастеров были идентифицированы Джоном Джеймсом, а проекты этого исследования были опубликованы на веб-сайте Международного центра средневекового искусства, Нью-Йорк.

Мнения неясны относительно размеров и стиля фигур на портлах и некоторых элементов, таких как перемычка над правым порталом, были явно вырезаны, чтобы вместить доступное пространство. Первоначально скульптура были планы для этих порталов, но менялись сменяющими друг друга мастерами, см. Тщательный литологический анализ Джона Джеймса. Большая часть резьбы соответствует высокому уровню, типичному для этого периода, и оказывает сильное влияние на последующее развитие готических порталов.

10 июня 1194 года еще один пожар нанес значительный ущерб собору Фульберта. Истинный повреждение удерживает неизвестен, хотя тот факт, что свинец пришел, уцелел во время пожара, предполагает, что современные сведения об ужасных разрушениях, возможно, были преувеличены. Так или иначе, возможность была применена, чтобы начать полную реконструкцию хора и нефа в новейшем стиле. Неповрежденные западные башни и фасад были включены в новые работы, как и более ранний склеп, что фактически ограничило проектировщиков нового тем же генеральным планом, что и его предшественник. Фактически, нынешнее здание ненамного длиннее собора Фульберта.

Одной из особенностей Шартрского собора является скорость, с которой он был построен - фактор, который способствовал единообразию его дизайна. Несмотря на бесчисленное количество изменений в деталях, план остается неизменным. Главное изменение произошло через шесть лет после начала работ, когда семь глубоких часовен вокруг хора, были превращены из единственной амбулатории, были превращены в неглубокие ниши, открывающиеся для амбулатории сным проходом. При детальном изучении собора было подсчитано, что на объекте одновременно работало около 300 человек. Обычно средневековые церкви строились с востока на запад, так что хор можно было сначала достроить и ввести в эксплуатацию (с временной изоляцией стены от западного конца), а переход и неф были завершены. Канон Делапорте утвержден, что строительные работы начались на перекрестке и продолжались оттуда наружу, но свидетельства в самой каменной кладке недвусмысленны, особенно на уровне трифории: неф во все времена был более развитым, чем передвижные бухты хора, и это было подтверждено дендрохронологией.

Строители не работали на чистом участке; им пришлось бы расчищать завалы и уцелевшие части старой церкви, когда они строили новую. Тем не менее работа продвигалась быстро: южное крыльцо с большей скульптурой было установлено к 1210 году, а к 1215 году было завершено северное крыльцо и западное окно-розетка. Высокие своды нефа были возведены в 1220-х годах, каноники переехали в свои новые стойла в 1221 году под временной крышей на уровне фонаря, а розы-трансепты возводились в течение следующих двух десятилетий. Высокие своды над хором не были построены до последних лет 1250-х годов, что было вновь открыто в первом десятилетии 21 века.

Реставрация

С 1997 по 2018 год экстерьер собора подвергся обширной очистке, в том числе многие внутренние стены и скульптура. В заявлении о цели говорилось: «Реставрация направлена ​​не только на очистку и поддержку структуры, но и на то, чтобы представить о том, как собор мог бы выглядеть в 13 веке». Стены и скульптура, почерневшие от копоти и возраста, снова стали белыми. Знаменитая статуя Черная Мадонна была очищена, и ее лицо оказалось белым под копотью. Проект пошел дальше; Стены нефа были окрашены в белый цвет с оттенками желтого и бежевого, чтобы воссоздать идею раннего средневекового убранства. Однако реставрация также вызвала резкую критику. Архитектурный критик New York Times Мартин Филлер назвал это «скандальным осквернением культурного святого места». Он также отметил, что ярко-белые стены затрудняют понимание цвета витражей, и заявил, что нарушает международные протоколы о сохранении, в частности, Венецианской хартии 1964 года. подписавший. Президент Общества друзей Шартрского собора Изабель Пайо выступила за реставрацию, для предотвращения обрушения здания.

Шартрская школа

Пифагор на одном из архивольтов над правой дверью западного портала в Шартре

В начале 11 века епископ Фульберт, кроме восстановления собора, основал Шартр как Соборную школу, центр религиоведения и теологии. Он привлекает выдающих богословов, в том числе Тьерри Шартрского, Вильгельма Кончеса и англичанина Джона Солсберийского. Эти люди были в авангарде интенсивного интеллектуального переосмысления, кульминацией которого стало то, что сейчас известно как ренессанс XII, пионеры схоластической философии, которая стала доминировать в средневековом мышлении по всей Европе. К середине XII века роль Шартра снизилась, поскольку его заменил Парижский университет как ведущая школа богословия. Основным видом деятельности Шартра были паломничества.

Социально-экономическое контекстное контекст154>

Как и любое средневековое епископство, Шартрский собор был самым важным зданием в городе - его центром экономика, его самая известная достопримечательность и центр многих видов деятельности, которые в современных городах являются специализированными общественные здания. В Средневековье собор функционирует как своего рода рыночная площадь, где на разных порталах проводилась различная коммерческая деятельность, особенно во время регулярных ярмарок. Вокруг северного трансепта продавались ткани, а у южного крыльца собирались продавцы мяса, овощей и топлива. Обменные пункты (важная услуга в то время, когда в каждом городе или регионе собственный валюта) имели свои скамки или банки рядом с западными порталами, а также в самом нефе. Продавцы вина занимались торговлей в нефе, чтобы избежать налогов. По указу торговцам вином была назначена часть склепа, где они могли уклоняться от уплаты графских налогов, не беспокоя прихожан. В ожидании рабочих предложений о работе.

Хотя город Шартр находился под судебной и налоговой властью графов Блуа, территория непосредственно окружавшая его собор, известный как Cloître, был фактически свободной торговли, управляемой церковными властями, которые имели право на налоги со всей коммерческой деятельности, происходящей в нем. Помимо значительного роста доходов в XII и XIII века это привело к регулярным спорам, часто жестоким, между епископами, капитулом и гражданскими властями, особенно когда крепостные, принадлежащие графам, передавали свою торговлю (и налоги) в собор. В 1258 году, после серииавых беспорядков, спровоцированных чиновниками графа, капитул наконец получил разрешение от короля блокировать территорию Клотра и запирать ворота каждую ночь.

Паломничества и легенда о Санкта Камиса

Еще до того, как был построен готический собор, Шартр был местом паломничества, хотя и намного меньших масштабах. В эпоху Меровингов и раннего Каролингового базового уровня поклонения паломников был колодец (теперь расположенный на северной стороне склепа Фульберта), известный как Puits des Saints-Forts, или «Колодец сильных святых», в которых, как полагается, были брошены различные тела местных раннехристианских мучеников (в том числе святых Пят, Херон, Модеста и Потентиан).

Шартр стал местом почитания Пресвятой Девы Марии. В 876 году собор приобрел Санкта Камиса, который считается туникой, которую носила Мария во время рождения Христа. Согласно легенде, реликвия была передана собору Карлом Великим, который получил ее в подарок от императора Константина VI во время крестового похода в Иерусалим. Однако, поскольку крестовый поход Карла Великого - выдумка, легенде недостает исторической ценности, вероятно, она была изобретена в 11 веке для проверки подлинности реликвий аббатства Сен-Дени. Фактически, Санкта Камиса был подарком собору Карлом Лысым, и нет никаких доказательств того, что он был важными объектами паломничества до XII века. В 1194 году, когда в соборе ударила молния и восточный шпиль был утерян, церковь Санкта Камиса тоже считалась утерянной. Однако через три дня он был найден под защитой священников, которые скрылись за железными люками, когда вспыхнул пожар.

Некоторые исследования показывают, что изображения в соборе, например, Бесплодные родители Марии Иоахим и Анна вернулись к дохристианскому культу богини плодородия, и женщины приходили в это место к колодцу, чтобы помолиться за своих детей. Шартрский историк и эксперт Малькольм Миллер в документальном фильме отверг претензии до-соборных, кельтских, церемоний и построек на этом месте. Широко распространенное мнение, что собор также был дохристианской друидической секты, поклонявшейся «Богородице, которая родит», официально позднесредневековым изобретением.

К концу XII века, церковь стала одним из самых популярных мест паломничества в Европе. Было четыре больших ярмарки, совпадающих с праздниками Девы Марии: Представление, Благовещение, Успение и Рождество. Ярмарки проводились в районе, управляемым собором, и на них приходили многие паломники в городе, чтобы увидеть плащ Богородицы. Особые паломничества проводились также в ответ на вспышки болезней. Когда эрготизм (более известный в средние века как «огонь святого Антония») поразил множество жертв, склеп первоначальной церкви стал больницей для ухода за больными. 333>

Сегодня Шартр продолжает привлекать большое паломников, многие из которых идут медленно по лабиринту, склонив головы в молитве - религиозная практика, установленная властью, убирая стулья с нефа по пятницам. Великий пост ко Дню всех святых (кроме Страстной пятницы).

Популярная культура

Орсон Уэллс, как известно, использовал Шартр в качестве визуального фона и вдохновения для монтажа в своем фильме F For Подделка. Полуавтобиографическое повествование Уэллса говорит о силе искусства в культуре и о том, что само произведение может быть более важным, чем личность его создателей. Чувствуя, что красота Шартра и его неизвестные мастера и архитекторы воплощают это чувство, Уэллс, стоя у собора и глядя на него, восхваляет:

Теперь он стоит здесь веками. Лучшее произведение человека, возможно, во всем западном мире, и оно без подписи: Шартр.

Праздник славы Божьей и достоинства человека. Все, что осталось от художников в наши дни, - это человек. Голая, бедная, раздвоенная редька. Никаких праздников нет. Наша, как не устают повторять ученые, вселенная одноразовая. Вы знаете, что это может быть просто одна безымянная слава всего, этот богатый каменный лес, это эпическое песнопение, эта веселость, этот грандиозный хоровой крик утверждения, который мы выбираем, когда все наши города превращаются в пыль, оставаться нетронутыми, отмечать где мы были, чтобы засвидетельствовать то, что у нас было в себе, чтобы достичь.

Наши работы в камне, красках, печати сохранены, некоторые из них на несколько десятилетий, или тысячелетие или два, но все должно в конце концов пасть в войне или стереться в окончательный и универсальный пепел. Триумфы и обман, сокровища и подделки. Факт жизни. Мы умрем. «Будьте добрыми сердцем», - кричат ​​мертвые художники из живого прошлого. Все наши песни будут замалчены - но что из этого? Продолжай петь. Может быть, мужское имя не имеет большого значения.

(Звон церковных колоколов...)

Джозеф Кэмпбелл Заявлен на свой духовный опыт в The Power of Myth:

Я вернулся в Средневековье. Я вернулся в мир, в котором я был воспитан в детстве, в римско-католическом мире духовных образов, и он великолепен... Этот собор говорит со мной о духовной информации мира. Это место для медитации, просто гулять, просто сидеть и просто смотреть на эти прекрасные вещи.

Йорис-Карл Хьюисманс включает подробную интерпретацию символики, лежащей в основе искусства Шартрского собора, в его полуавтобиографическом романе 1898 года La cathédrale.

Шартр был основной базой для вымышленного собора в Соборе Давида Маколея «Собор: История его строительства» и анимационном фильме, основанном на этой книге.

Шартр играет роль в религиозном триллере «Истины Евангелия» Дж. Г. Сандом. В книге использовалась архитектура и история собора как ключ к разгадке поисков утерянного Евангелия.

Собор продемонстрировал в телесериале о путешествиях Обнаженный пилигрим ; ведущий Брайан Сьюэлл исследует исследует и обсуждает его знаменитую реликвию - рождественский плащ, который, как говорят, носила Дева Мария.

Популярная приключенческая видеоигра Assassin's Creed представляет собой собор, по которому можно подняться, по образцу Шартрского собора.

Шартрский собор и особенно его лабиринт фигурируют в романах «Лабиринт » и «Город слез » Кейт Моссе, который получил образование и является жителем города-побратима Шартра Чичестер.

Chartres Light Celebration

Одной из принадлежностей Шартрского собора является Chartres Light Celebration, когда не только собор горит, но так же много зданий по всему городу, как праздник электрификации.

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Буркхардт, Тит. Шартр и рождение собора. Блумингтон: Книги Мировой Мудрости, 1996. ISBN 978-0-941532-21-1
  • Адамс, Генри.. Бостон: Хоутон Миффлин, 1913 г. и многие более поздние издания.
  • Болл, Филип. Вселенная камень. Нью-Йорк: Harper, 2008. ISBN 978-0-06-115429-4.
  • Delaporte, Y. Les vitraux de la cathédrale de Chartres: histoire et description par l ' аббат Y. Delaporte... репродукции par É. Хуве. Шартр: Э. Houvet, 1926. 3 тома (состоит в основном из фотографий окон собора)
  • Фасслер, Марго Э. Шартрская Дева: творение истории через литургию и искусство (Yale University Press; 2010) 612 страниц ; Обсуждает платье Марии и другие реликвии, хранящиеся в Шартрском соборе, в исследовании создания истории и культа Девы Шартрской в ​​XI и XII веках.
  • Грант, Линди. «Представление династии: окна трансепта в Шартрском соборе», Роберт А. Максвелл (редактор), представляющий историю, 900–1300: искусство, музыка, история (Университетский парк (Пенсильвания), издательство Пенсильванского государственного университета, 2010),
  • Хуве, Э. Катедраль де Шартр. Chelles (S.-et-M.): Hélio. A. Faucheux, 1919. 5 томов в 7. (полностью состоит из фотографий архитектуры и скульптуры, но не окон)
  • Хуве, Э. Иллюстрированная монография Шартрского собора: (будучи выдержкой из произведения Коронован Академией изящных искусств). sl: sn, 1930.
  • Houvet, E. Chartres - Guide of the Cathedral, отредактировано Миллером, Малкольмом Б., Éditions Houvet, 2019, ISBN 2 -909575-65-9
  • Джеймс, Джон, Главные масоны Шартра, Вест-Гринстед, 1990, ISBN 978-0-646-00805-9.
  • Джеймс, Джон, Подрядчики Шартра, Вайонг, II тома. 1979–81, ISBN 978-0-9596005-2-0 и 4 x
  • Mâle, Emile. Нотр-Дам де Шартр. Нью-Йорк: Harper Row, 1983.
  • Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5.
  • Миллер, Малькольм. Шартрский собор. Нью-Йорк: Riverside Book Co., 1997. ISBN 978-1-878351-54-8.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Кафедральный собор Нотр-Дам де Шартр.
Последняя правка сделана 2021-05-14 08:27:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте