Николай Леонтович

редактировать

Николай Леонтович
Микола Леонтович
Николай Леонтович.jpg
Родился Николай Дмитрович Леонтович ( 1877-12-13)13 декабря 1877 г. Монастырок, Подолье, Российская Империя
Умер 23 января 1921 г. (1921-01-23)(43 года) Марковка, Подольская губерния, Украинская ССР
Занятие

Николай Дмитрович Леонтович (13 декабря [ OS 1 декабря] 1877 - 23 января 1921; украинец : Микола Дмитрович Леонтович ; также Леонтович) был украинским композитором, дирижером, этномузыковедом и педагогом. Его музыка была вдохновлена Николаем Лысенко и Украинской национальной музыкальной школой. Леонтович специализировался на хоровой музыке a cappella, начиная от авторских сочинений и кончая церковной музыкой, и заканчивая сложными аранжировками народной музыки.

Леонтович родился и вырос в Подольской губернии Российской Империи (ныне Украина ). Получил священническое образование в Каменец-Подольской духовной семинарии, а затем получил музыкальное образование в придворной капелле Санкт-Петербурга и на частных уроках у Болеслава Яворского. После обретения Украиной независимости в результате революции 1917 года Леонтович переехал в Киев, где работал в Киевской консерватории и Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко. Он известен тем, что написал « Щедрика» в 1904 году (премьера которого состоялась в 1916 году), известного англоязычному миру как «Колокольная песнь» или « Звонок, Рождественские колокола». Он известен как мученик в Восточной Православной Украинской церкви, где его также помнят за его литургию, первую литургию, составленную на местном языке, в частности, на современном украинском языке. Он был убит советским агентом в 1921 году.

При его жизни сочинения и аранжировки Леонтовича стали популярными среди профессиональных и любительских коллективов в украинском регионе Российской империи. Выступления его произведений в Западной Европе и Северной Америке снискали ему прозвище «украинский Бах » во Франции. Помимо своего очень популярного Щедрика, музыка Леонтович является осуществляется в основном в Украине и украинской диаспоре.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь и образование
    • 1.2 Духовная семинария
    • 1.3 Ранняя музыкальная карьера и семья
    • 1.4 Тульчинский период
    • 1.5 Карьера в Киеве
    • 1.6 Возвращение в Тульчин и убийство
  • 2 Персонаж
    • 2.1 Религиозные взгляды
  • 3 День памяти
  • 4 Музыка
    • 4.1 Щедрик / Колокольня
    • 4.2 Музыкальный стиль
    • 4.3 Прием и популярность
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки
биография

ранняя жизнь и образование

Николай Леонтович родился 13 декабря [ OS 1 декабря] 1877 года в общине Монастырок близ села Селевинцы Подольской губернии Украины (тогда входившей в состав Российской империи ). Его отец, дед и прадед были сельскими священниками. Его отец, Дмитрий Феофанович Леонтович, помимо руководства школьным хором умел петь и играть на виолончели, контрабасе, фисгармонии, скрипке и гитаре. Леонтович получил от него первые уроки музыки. Его мать, Мария Иосиповна Леонтович, тоже была певицей.

Другие члены семьи Леонтовича также выросли и сделали музыкальную карьеру. Его младший брат стал профессиональным певцом, его сестра Мария училась пению в Одессе, его сестра Елена изучала фортепиано в Киевской консерватории, а его сестра Виктория также умела играть на нескольких музыкальных инструментах.

Летом 1879 года Николай Леонтович был переведен в новый приход, расположенный в селе Шершни в пригороде Бара, Украина, в Барском районе, где он и провел свое детство. Затем, в 1887 году, Леонтович был принят в Немировскую гимназию. Однако год спустя из-за финансовых проблем отец перевел его в Шаргородскую духовную школу для начинающих, ученики которой получали полную материальную поддержку. В школе Леонтович осваивал пение, свободно читал сложные отрывки из религиозных хоровых текстов.

Духовная семинария

Подольская духовная семинария 1865 г.

В 1892 году Леонтович начал учебу в духовной семинарии в Каменец-Подольском, которую посещали его отец и дед. Его младший брат Александр тоже был зачислен, окончив его на два года позже Николая.

Во время учебы Леонтович продолжил совершенствовать свои навыки игры на скрипке и научился играть на множестве других инструментов. Он также участвовал в хоре семинарии, а когда на третьем курсе учебы был сформирован оркестр, к нему присоединился Леонтович, который до окончания учебы играл на скрипке. Леонтович изучал теорию музыки и начал писать хоровые аранжировки еще будучи студентом семинарии.

Когда умер руководитель хора семинарии, администрация школы попросила Леонтовича занять эту должность. Как дирижер хора Леонтович добавил светскую музыку в репертуар традиционной церковной музыки. Сюда входили украинские народные песни в аранжировке Николая Лысенко, Порфирия Демуцкого и его самого. Леонтович окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию в 1899 году и нарушил семейную традицию, став учителем музыки вместо священника.

Ранняя музыкальная карьера и семья

Николай Леонтович с женой и дочерью

В то время музыкальная карьера в Украине означала нестабильный доход, из-за чего Леонтович искал работу везде, где мог. Леонтович работал в Киевской, Екатеринославской и Подольской губерниях в течение следующих нескольких лет, чтобы оставаться оплачиваемой работой. Первую должность после окончания учебы он устроил в средней школе села Чуков (ныне Винницкая область ) учителем вокала и математики. В это время Леонтович продолжал записывать и аранжировать народные песни. Он завершил свой первый сборник песен Подолья и начал работу над вторым сборником. Он также вдохновил детей в школе петь в хоре и играть в оркестре. Он позже напишет об этом книгу в качестве профессора в Киевской консерватории, под названием Як я організував оркестр у сільській школі ( Как я организовал оркестр в сельской школе).

После нескольких конфликтов с администрацией школы Леонтович устроился на новую работу учителем церковной музыки и каллиграфии в Духовное училище в Тыврове. Помимо работы с хором колледжа, Леонтович организовал любительский оркестр, который часто выступал на мероприятиях колледжа. Как и раньше с хорами, Леонтович включил аранжировки народных песен в число обычных религиозных произведений, исполняемых в духовных школах. Это и аранжировки Николая Лысенко, и его собственные хоровые обработки народных песен, и совершенно оригинальные произведения. Одна такая работа была основана на стихотворении Тараса Шевченко под названием Зоре моя вечірняя ( Oh My Evening Star).

В этот период Леонтович познакомился с волынской девушкой по имени Клавдия Феропонтивна Жовтевич, на которой женился 22 марта 1902 года. Первая дочь молодой пары, Галина, родилась в 1903 году. Позже у них родилась вторая дочь, Евгения.

Концертный зал Петербургской придворной капеллы, которую Леонтович посещал в 1903 и 1904 годах.

Финансовые трудности побудили Леонтовича принять предложение переехать в Винницу для преподавания в церковно-педагогическом училище. Он снова организовал хор, а затем и концертный ансамбль, с которым исполнял как светскую, так и духовную музыку. В 1903 году он опубликовал Второй сборник песен Подолья, который посвятил Николаю Лысенко.

В 1903 и 1904 годах во время каникул из Духовно-педагогического училища Леонтович ездил в Петербург. Там он слушал лекции в Петербургской придворной капелле, которую ассоциировали с композиторами Максимом Березовским, Дмитрием Бортнянским и Михаилом Глинкой. Он изучал теорию музыки, гармонию и полифонию у Семена Бармотина и хоровое искусство у Пузаревского, оба из которых были хорошо известны в то время. 22 апреля 1904 года он получил диплом хормейстера церковных хоров.

Фотография Николая Леонтовича.

Вновь споры с администрацией колледжа привели к тому, что Леонтович стал искать новую работу. Весной 1904 года он покинул Подолье и переехал в Донбасс на востоке Украины, где стал учителем вокала и инструментальной музыки в школе для детей железнодорожников. Во время русской революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, выступавший на собраниях. Эти произведения включали обработки украинских, еврейских, армянских, русских и польских народных песен. Деятельность Леонтовича привлекла внимание местных властей, и весной 1908 года он был вынужден вернуться в родную Подольскую губернию в город Тульчин.

Тульчинский период

Шаг Леонтович к Тульчину ознаменовал начало периода композиционной зрелости и основных художественных достижений в жизни композитора. В Тульчине Леонтович преподавала вокальную и инструментальную музыку в женском училище Тульчинской епархии дочерям сельских священников. Там он познакомился с композитором Кириллом Стеценко, учеником Николая Лысенко, который также специализировался на хоровой музыке. Стеценко жил в соседней деревне в то время, когда работал священником, и их знакомство переросло в прочную дружбу, которая повлияла на музыку Леонтовича. Стеценко был первым критиком музыки Леонтовича, сказав: «Леонтович - известный музыкальный знаток Подолья. Он записал много народных песен... Эти песни гармонизированы для смешанного хора. Эти гармонизации показали, что автор является большим знатоком обоих. хоровое пение и теоретические занятия ». Леонтович также перешел к более известной музыке во время своих хоровых выступлений, таких как российские композиторы Михаил Глинка, Алексей Верстовский и Петр Чайковский, а также украинские композиторы Николай Лысенко, Кирилл Стеценко и Петр Нищинский.

С 1909 года он учился у музыкального теоретика Болеслава Яворского, которого он периодически посещал в Москве и Киеве в течение следующих двенадцати лет. Леонтович также стал заниматься театральной музыкой в ​​Тульчине и его общественной жизнью, возглавив местную организацию под названием «Просвита», что означает «просвещение».

Этот период в его карьере был одним из самых продуктивных, так как он создал множество хоровых аранжировок. Среди них своего знаменитый Щедрика, а также Піють півні ( Петухи поют), Мало матьте одну дочка ( Мать была одна дочери), Дударик ( Маленькая Дудка игрок), Ой зійшли зоря ( О, звезда Воскреса), среди другие. В 1914 году Стеценко убедил Леонтовича исполнить его музыку студенческим хором Киевского университета под руководством Александра Кошца. На 26 декабря 1916 года, исполнение его расположения Щедрик принес Леонтович большой успех у публики в Киеве и вызвало интерес интеллигенции.

Карьера в Киеве

Во время Октябрьской революции и образования Украинской Народной Республики в 1918 году Леонтович переехал без семьи в столицу Украины Киев, где он был дирижером и композитором. Некоторые из его произведений приобрели популярность как среди профессиональных, так и среди любительских коллективов, которые добавили их в свой репертуар. В начале 1919 года в Киев перебралась и вся его семья. В этот период Леонтович также начал преподавать хоровое дирижирование вместе с Григорием Веревкой в Киевской консерватории, а также преподавал в Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко. Леонтович был одним из организаторов первого Украинского государственного оркестра. Участвовал в создании Капеллы Украинской Республики, комиссаром которой был.

Памятник Николаю Леонтовичу в городе Тульчин.

Возвращение в Тульчин и убийство

Во время завоевания Киева 31 августа 1919 года Деникинская армия преследовала украинскую интеллигенцию. Спасаясь от преследований, Леонтович вернулся в Тульчин с семьей. Там он начал первую в городе музыкальную школу, поскольку училище, в котором он работал, было закрыто большевиками. Он также приступил к работе над своим первым крупным симфоническим произведением - оперой « На Русальчын Великдень» («В великий день водной нимфы »).

В ночь с 22 на 23 января 1921 года Николай Леонтович был убит агентом чекиста Афанасием Грищенко. Леонтович останавливался в доме своих родителей, которых он был в гостях на православном празднике Рождества Христова (25 декабря по юлианскому календарю, который по григорианскому календарю, принятому в СССР только в 1918 году, приходится на январь). Тайный чекист тоже попросил переночевать в доме и снял комнату с Николаем. На рассвете он застрелил композитора (который через несколько часов скончался от потери крови ) после ограбления его семьи.

Несколько фактов указывают на политический мотив убийства. Участие Леонтовича в движении за независимость, например, в создании Капеллы Украинской Республики, направленной на продвижение Украины как независимого государства, принесло ему множество врагов. Его старшая дочь Галина позже вспоминала, как ее отец незадолго до смерти говорил, что у него есть документы на выезд из страны в Румынию, и что эти документы у него были с собой среди нот во время концерта. Однако, вернувшись после концерта из чая, Леонтович заметил, что кто-то просмотрел его бумаги. Его планы покинуть страну, а также тот факт, что он был убит советским агентом, также указывают на политические причины его смерти.

Характер

Николай Леонтович очень критически относился к себе. По словам его первого биографа Олеся Чапкивского, современника композитора, Леонтович иногда работал над одной хоровой постановкой, не позволяя никому ее увидеть в течение четырех лет. После публикации своего Второго Сборника песен Подолья он изменил свое мнение и не был полностью удовлетворен этим, в результате он купил все 300 экземпляров и приказал их уничтожить.

Чапкивский также охарактеризовал Леонтовича как застенчивого человека: «Он воздерживался от славы, боялся внимания и рекламы». С другой стороны, Чапкивский утверждал, что ревность Леонтовича, боязнь конкуренции и боязнь непринятия со стороны сложившегося музыкального общества сделали музыку Леонтовича малоизвестной.

Зиновий Яропуд из Каменец-Подольского государственного педагогического университета пишет, что «все современники [Леонтовича] называли его тихим, мягким человеком. Он не был активным лидером национально-революционного движения, обнаружившего в 1917–1921 гг. целая горстка видных борцов за Украинскую республику », показав, что композитор был политически спокойным, но небезразличным.

Друг Леонтовича, О. Бужанский, вспоминает, что композитор «всегда был полон юмора, говорил так, что все смеялись до слез, но он оставался серьезным и сохранял спокойствие». Стеценко также охарактеризовал Леонтовича как «остроумного рассказчика» и что его ученики в Школе церковного просвещения в Тульчине были «влюблены в него» из-за его рассказов.

Религиозные взгляды

Николай Леонтович вырос в очень религиозной среде. Он был членом Православной церкви, потомком сельских священников. Он также был выпускником Подольской духовной семинарии в Каменце-Подольском, где в основном готовили православное духовенство.

Как человек с профессиональным богословским образованием, Леонтович не отставал от движения за создание и признание Украинской автокефальной православной церкви, которая была восстановлена ​​в 1918 году. Творчество композитора в этот период обогатилось новой духовной музыкой по образцам Кирилл Стеценко (близкий друг Леонтовича, тоже православный священник и композитор) и Александр Кошец. Среди работ Леонтовича на этот раз - На воскресение Христа ( Воскресение Христово), Хваліте ім'я Господнє ( Славьте Имя Господа), Світе тихий ( О тихий свет) и другие. Вехой в развитии украинской духовной музыки стало сочинение его литургии, впервые исполненное в Николаевском соборе Киево-Печерской лавры 22 мая 1919 года.

Поминовение
Леонтович изображен на украинской почтовой марке

1 февраля 1921 года, через девять дней после смерти Леонтовича, большое количество художников, профессоров и студентов Музыкально-драматического института имени Николая Лысенко в Киеве собрались, чтобы почтить его память, как и положено христианской традиции. Они создали Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже стал Всеукраинским музыкальным обществом Николая Леонтовича, и продвигал украинскую музыку до 1928 года.

Украинский писатель и политический деятель Украинской ССР, Павла Тычины, был поклонником Леонтовича и писал о смерти композитора в прозе. Поэты Максим Рыльский и Николай Бажан также посвятили ему свои стихи.

Имя Леонтовича носят музыкальные коллективы, такие как Капелла Леонтовича бандуристов, и учебные заведения, такие как Винницкий колледж искусств и культуры. Его именем названы улицы в Киеве и других городах. Ему посвящен мемориальный музей в городе Тульчин, а еще один был основан в 1977 году в селе Марковка, где он был похоронен.

В 2002 году к 125-летию со дня рождения композитора в городе Каменец-Подольский прошла Всеукраинская научная конференция «Николай Леонтович и современное образование и наука» с участием гостей из Министерства образования и науки Украины, Украинского Союз композиторов и многие местные органы власти. Во время этого мероприятия в городе состоялось торжественное открытие мемориальной доски композитору, установленной рядом со старым зданием, ранее использовавшимся Подольской духовной семинарией.

Музыка

Николай Леонтович специализировался на хоровой музыке a cappella. Сегодня его помнят в основном по оставленным им музыкальным произведениям, в число которых входит более 150 хоровых произведений. Они варьируются от художественных обработок народных песен, религиозных произведений (включая его литургию ), кантат и хоровых сочинений на слова различных украинских поэтов. Два его самых известных произведения - хоровые миниатюры « Щедрик» и « Дударик».

Леонтович также начал работу над оперой ( Na rusalchyn velykden» - На Пасхе Водной нимфы) на основе украинских мифов и произведений Гринченко. К концу 1920 года он закончил первый из трех действий. Однако Леонтовича убили до того, как он успел закончить оперу. Попытки завершить и отредактировать оперу предпринял украинский композитор Михаил Верикивский. Композитор Мирослав Скорик и поэт Диодор Бобыр использовали музыкальный материал неоконченной оперы для создания одноактной оперетты; Премьера спектакля состоялась в 1977 году в Киевском государственном театре оперы и балета, через сто лет после рождения Леонтовича. Североамериканская премьера состоялась в Торонто 11 апреля 2003 года.

Одно из самых больших влияний на музыку Николая Леонтовича - это Николай Лысенко, которого считают «отцом украинской классической музыки». Леонтович восхищался музыкой Лысенко еще со студента Каменец-Подольской духовной семинарии, когда хор семинарии исполнял музыку композитора. С тех пор он будет исполнять музыку Лысенко на концертах, где бы ни работал.

Щедрик / Колокольня

Основные статьи: Щедрик (песня) и Колокольная песнь
Подпись, повторяющая четырех нотный мотив песни, по которой слушатели автоматически узнают ее. Играть