"Haecceity "(; от латинского haecceitas, что переводится как «однообразие») - термин из средневековой схоластической философии, впервые введенный последователями Дунса Скота для обозначения концепции, которую он, кажется, создал: дискретные качества, свойства или характеристики вещи, которые делают ее конкретной вещью. Haecceity - это индивидуальность человека или объекта, индивидуализирующая разница между концептом «человек» и концептом «Сократ» (то есть, конкретный человек).
Хэцчеити - дословный перевод эквивалентного термина в Греческом Аристотеля на ti esti (τὸ τί ἐστι) или «что (это) есть».
Чарльз Сандерс Пирс позже использовал этот термин как не описательную ссылку на человека.
В некоторых словарях Haecceity может быть определен просто как «сущность» вещь, или как простой синоним quiddity или hypokeimenon. Однако в философии этот термин иногда используется иначе. В то время как haecceity относится к аспектам вещи, которые делают ее конкретной вещью, quiddity относится к универсальным качествам вещи, ее "сущности" или аспектам вещи, которые она может разделять с другими вещами и посредством которых она может составлять часть род вещей.
Дунс Скот проводит следующее различие:
Потому что среди существ есть нечто неделимое на субъективные части, то есть такое, что формально несовместимо для него быть разделенным на несколько частей, каждая из которых является этим - вопрос не в том, что именно, по причине чего такое разделение формально несовместимо с ним (потому что оно формально несовместимо из-за несовместимости), а скорее в том, что это такое, посредством чего, как в ближайшем и внутренняя основа, эта несовместимость находится в нем. Следовательно, смысл вопросов по этой теме [а именно. индивидуации]: что это за [например] в этом камне, из-за чего он, как ближайший фундамент, абсолютно несовместим с камнем, потому что он может быть разделен на несколько частей, каждая из которых является этим камнем, вид разделения, который свойственно универсальному целому, разделенному на его субъективные части?
— Дунс Скот, Ordinatio II, d. 3, стр. 1. q. 2, п. 48]Хотя такие термины, как haecceity, quiddity, noumenon и hypokeimenon - все они вызывают сущность вещи, каждый из них имеет тонкие различия и относится к разным аспектам сущности вещи..
Таким образом, Хесчеити позволил Скоту найти золотую середину в дебатах об универсалиях между номинализмом и реализмом.
социальное конструирование реальности, этнометодология и анализ разговора - основные направления, которые в 1960-е годы разработали новый вид социологии, оказавший влияние на более позднюю социологию., философия и политический анализ. Гарольд Гарфинкель является основателем этнометодологии и учителем Харви Сакса, одного из основоположников анализа разговоров. Он использовал слово haecceity в своем основополагающем (1967), чтобы усилить индексический неизбежный характер любого выражения, поведения или ситуации. По его словам, участники демонстрируют социальный порядок, к которому они относятся, в рамках той ситуации, которую они определяют. Изучение конкретных ситуаций в их «высокомерии», направленное на раскрытие обычного, продолжающегося социального порядка, который конструируется членами и их практиками, является объектом этнометодологии.
В своей знаменитой статье, обычно называемой «Пленум Парсона» (1988), Гарфинкель использовал термин «Haecceities», чтобы указать на важность бесконечных случайностей как в ситуациях, так и в практике.
Гарфинкель опирался на феноменологию и Эдмунда Гуссерля, логику и Бертрана Рассела, а также теорию восприятия и Нельсона Гудмана. Феноменология - это область изучения явлений как таковых, и поэтому ее можно рассматривать как современную философскую версию средневековой концепции haecceity.
Жиль Делез использует этот термин для обозначения сущностей, которые существуют на плоскости имманентности. Использование, вероятно, было выбрано в соответствии с его эзотерической концепцией различия и индивидуации, а критика объектно-центрированной метафизики.
Джерард Мэнли Хопкинс опирался на Скота, которого он описал как «действительного». самый редкий распутник »- чтобы построить свою поэтическую теорию inscape.
Джеймс Джойс аналогичным образом использовал концепцию haecceitas для развития своей идеи светского прозрения.
Джеймс Вуд широко ссылается на haecceitas (как «тактичность») в развитии аргумента о заметных деталях в эстетической литературной критике.