скотизм - философская и теологическая система или школа, названная в честь 13-го века. век шотландский философ -теолог Джон Дунс Скот. Слово происходит от имени его создателя, Opus Oxoniense которого был одним из важнейших документов в средневековой философии и римско-католической теологии, определяя то, что позже будет объявлено Догма о Непорочном зачатии Папой Пием IX в его конституции Ineffabilis Deus 8 декабря 1854 года.
Скотизм развился из Старая францисканская школа, господствовавшая в теологии в Средние века. Эта школа мысли первоначально следовала августинизму, который доминировал в теологии в то время.
Скот обнаружил, что почва для конфликта с последователями Фомы Аквинского уже расчищена. Он очень свободно использовал аристотелизм, но в его употреблении подвергался резкой критике и в важных моментах придерживался учения старой францисканской школы, особенно в отношении множественности форм или душ, духовного дело ангелов, душ и т. д., в которых он энергично сражался с Фомой Аквинским. Скотизм, или то, что известно как Поздняя францисканская школа, таким образом, является лишь продолжением или дальнейшим развитием старой школы с гораздо более широким, хотя и не исключительным признанием Перипатетические идеи. Разницу между томизмом и скотизмом можно выразить, сказав, что, хотя оба они происходят от арабского неоплатонизированного аристотелизма, томизм ближе к ортодоксальному аристотелизму Маймонида, Аверроэс и Авиценна, в то время как скотизм отражает тенденцию к платонизму, восходящую к Ависеброну, Братству Чистоты, Liber de Causis и Прокл - Плотин.
Относительно отношения этих школ друг к другу или отношения Скота к Александру Хейлзскому и Св. Бонавентура, обратитесь к работе Фламандского Воспоминания, Матиас Хаузер. Примечательно, что, хотя томизм стал официальной философией церкви, влияние скотистов преобладало по ряду важных моментов, не в последнюю очередь в доктрине Непорочного зачатия.
номинализма старше Скота, но его возрождение в оккамизме может быть отнесено к одностороннему преувеличению некоторых утверждений Скота. Скотистский формализм - прямая противоположность номинализму, и скотисты были заодно с томистами в борьбе с последними; Сам Оккам был ярым противником Скота. Трентский собор определил как догму ряд доктрин, особо подчеркнутых скотистами (например, свобода воли, свободное сотрудничество с благодатью и т. Д.). В других пунктах каноны были намеренно сформулированы таким образом, чтобы они не влияли на шотизм (например, что первый человек был учредителем святости и справедливости). Это было также сделано на Ватиканском соборе. В том, что касается предвидения Бога, предопределения, отношения благодати к свободе воли, скотисты принимали незначительное участие. Они либо поддерживали одну из сторон, либо занимали среднюю позицию, отвергая как предопределение томистов, так и научные СМИ молинистов. Бог признает свободные будущие действия по Своей сущности и дает свободный указ Своей воли, который не предопределяет нашу свободную волю, а только сопровождает ее.
Иезуиты философы и богословы приняли ряд скотистских утверждений. Более поздние власти частично отвергают многие из этих предположений, а другая серия предложений была неправильно понята даже католическими теологами, а затем в этом ложном смысле справедливо отвергнута - например, доктрина univocatio entis, признания заслуг Христа и человека и т. д.
Многие другие положения были приняты или, по крайней мере, положительно рассмотрены большим количеством католических ученых и среди них много предложений из психологии: например, что силы души не являются просто случайностями, даже естественными и необходимыми для души, что они на самом деле не отличаются от субстанции души или друг от друга и т. д.
Они также взяли из скотизма многие положения, касающиеся доктрина ангелов.
Скотизм оказал влияние на развитие философии и теологии; его важность не является, как часто утверждают, чисто отрицательной, т.е. она не состоит только в том, что она подвергала критике Фому Аквинского и томистскую школу.
Часто предпринимались попытки сравнить учение скотистов с учением Аквинского - например, в вышеупомянутой работе Хаузер в конце первого тома; Сарнано (, Conciliatio omnium controversiarum и т. д. (1589–). Во многих случаях различия в основном заключаются в терминологии, и примирение возможно, если выделить одни части Скота или Фомы Аквинского и опустить или смягчить другие. Однако некоторые по ряду вопросов остаются противоречия.
Вообще говоря, скотизм нашел своих сторонников внутри францисканского ордена; несомненно, оппозиция доминиканцам (то есть Аквинскому) сделала многих членов ордена учениками Скота. Однако это это не означает, что основание и развитие скотизма следует рассматривать как продукт соперничества между двумя орденами.Даже Аквинский сначала нашел несколько противников в своем ордене - не все его товарищи-доминиканцы следовали за ним во всех деталях (например, Дюранд из Сен-Пурсена ).
Доктрины скотистов также поддерживались многими миноритами. Кроме того, скотизм нашел немало сторонников среди светских профессоров и других религиозных деятелей. заказы (например, t он августинцы, сервиты и т. д.), особенно в Англии, Ирландии и Испании. Из миноритов, которые поддерживали скотистскую доктрину, конвентуалы, кажется, наиболее преданно придерживались Скота, особенно в Падуанском университете, где читали лекции многие уважаемые учителя.
Только в конце 15 или начале 16 века можно говорить о специальной школе скотистов. Затем работы мастера были собраны, опубликованы во многих изданиях и прокомментированы и т. Д. И с 1501 года мы также находим многочисленные правила общих глав, рекомендующие или прямо предписывающие скотизм как учение ордена.
Скотизм, похоже, достиг наибольшей популярности в начале семнадцатого века; в шестнадцатом и семнадцатом веках мы даже находим специальные стулья Scotist, например в Париже, Риме, Коимбре, Саламанке, Алькале, Падуе и Павии. В восемнадцатом веке у него все еще были важные последователи, но в 19-м он сильно упал. Одной из причин этого было неоднократное подавление ордена почти в каждой стране, в то время как рекомендация учения святого Фомы со стороны нескольких пап не могла быть благоприятной для скотизма.
Утверждалось даже, что католическая церковь просто терпела это; но это утверждение априори невероятно в отношении школы, в отношении которой не было осуждено ни одно предложение и к которой принадлежало так много высокочтимых людей (епископов, кардиналов, пап и святых); и это еще менее вероятно ввиду одобрения различных общих статутов (так часто повторяемых до наших дней), в которых, по крайней мере, рекомендуется скотизм. В своих Указах Лев XIII и Пий X рекомендовали не только святого Фомы, но и схоластику в целом, включая также школу скотистов.
Большинство скотистов одновременно философы и теологи. Среди известных ученых XIV века были Антониус Андреа и Франциск Майронский (ок. 1280-1328), автор Tractatus de transcendentibus. Фрэнсис Майрон, который представил actus sorbonicus в Парижский университет.
Среди скотистов пятнадцатого века были два папы, Александр V и Сикст IV, Курфюрст Фридрих III из Саксонии и Ангелус из Кивассо. Работа последнего по скотистскому богословию была настолько печально известна, что была публично сожжена Мартином Лютером.
. Среди известных ученых XVI века Павел Скрипторис, известный профессор в Тюбингенский университет и архиепископ Афин Антонио Тромбетта.
Из очень многих имен мы можем упомянуть:
В девятнадцатом веке, хотя скотизм сохранялся в школах францисканского ордена в соответствии с уставом, в скотистской традиции было мало работ, во всяком случае никаких знаменитых.
Хотя использование термина скотизм стало несколько устаревшим, некоторые современные теологи, особенно из числа францисканских орденов, такие как Kenan Osborne OFM и Daniel Horan OFM можно рассматривать как в скотистской традиции. Несколько недавних проектов, таких как проект Скотта CUA, Международная скотическая комиссия в Риме и Комиссия францисканской интеллектуальной традиции англоязычной конференции OFM, были направлены на повышение осведомленности о современном богословии Дунса Скота и скотизма. Скотизм также нашел приют среди англо-католиков, включая Ричарда Кросса и Томаса Уильямса, а также оказал влияние на протестантов, таких как Уильям Лейн Крейг.