Жорж Пети (11 марта 1856 г. - 12 мая 1920 г.) был французским арт-дилером, ключевой фигурой в парижском мире искусства и важным промоутером и культиватор художников-импрессионистов.
Пети был сыном Франсуа Пети, который основал фирму арт-дилеров на улице Сен-Жорж, 7. (Париж) в 1846 году. Всего за несколько лет Galerie François Petit стала одной из самых влиятельных фирм на французском рынке искусства.
Согласно Роберту Йенсену в его книге «Маркетинговый модернизм в Европе Фин-де-Сикль», аукционный дом взял на себя «несколько ролей, которые варьировались от подтверждения подлинности предмета до руководства им через опасности рыночной площади, чтобы установить его происхождение и привлечь критиков и историков, чтобы определить важность художника ».
Жорж Пети унаследовал фирму, а также замок и 3 миллиона франков в 1877 году. Он построил городской дом на rue de Sèze. Его ежегодные расходы составляли около 400 000 франков. Это то, что он потратил на поддержку своей жены, детей, любовницы... и расходы на стрельбу.
Дженсен цитирует Эмиля Золя, сказав, что младший Пети был «более амбициозным, чем его отец... конкурентоспособным. вплоть до желания погубить своих соперников ». Дженсен продолжает: «[Пти] будет ждать… пока американцы не приедут в Париж каждый май. И то, что он купил за 10 000 франков, он продал за 40 000».
Пти начал покупать импрессионистов. работает еще в 1878 году, когда он работал экспертом по продаже произведений из собраний Жана Виктора Луи Фора и обанкротившегося бывшего покровителя Клода Моне, Эрнеста Ошеде. Пети был просто В то время ему было 22 года - и это было всего через год после того, как он унаследовал бизнес, - поэтому его сотрудничество с импрессионистами началось с самого начала его карьеры. Однако, согласно биографии в Национальной галерее искусств (США), это был конец «неурожайных лет» импрессионистов, и их работы уже начали находить рынок.
Пети сильно соперничал с торговцем произведениями искусства Полем Дюран-Рюэлем (1831–1922). Дюран-Рюэль унаследовал свой бизнес от своего отца в 1865 году. Галереи Petit и Durand-Ruel были двумя ведущими фирмами в Париже с 1850-х годов. Поль Дюран-Рюэль был на 25 лет старше Пти и стал сторонником импрессионистов еще в 1870 году.
Галерея, открытая Пти по адресу 12, Rue Godot de Mauroy в 1881 году, была популярное альтернативное выставочное пространство официальному Салону. Позднее галерея Пети переехала на рю де Сез, 8, в центре Парижа.
Пети превратил свои личные взгляды в грандиозные общественные мероприятия. Он разработал серию международных выставок Peinture, первая из которых была проведена в 1882 году. Джон Сингер Сарджент послал свой портрет Вернона Ли на первое мероприятие, работа, получившая решительное признание смешанные отзывы. Сарджент писал: «Это было выставлено… и привело в ужас многих людей».
Эти события привлекли внимание таких людей, как Клод Моне, Камиль Писсарро, Пьер - Огюст Ренуар, Огюст Роден, Альфред Сислей и Джеймс Макнил Уистлер.
Сислей провели большие ретроспективные выставки в Galerie Georges Petit в 1880-х и 1890-х годах. Это было своего рода удачным ходом для Пети, поскольку Сислей ранее был связан с Дюран-Рюэлем. В 1897 году Пети выставил 146 картин Сислея и 5 его пастелей, охватывающих всю его карьеру. Два года спустя, всего через несколько месяцев после смерти Сислея, картины, оставшиеся в ателье Сислея, были проданы на аукционе Galerie Georges Petit в пользу его детей.
Биография опубликованный Национальной галереей искусств, отмечает, что «Пети также имел дело с художниками Salon и работал с произведениями многих успешных и модных художников того периода, конкурируя с другим парижским дилером, Boussod Valadon [преемниками Goupil Cie ]. Он пользовался репутацией «грозного продавца», и самые важные парижские аукционы... проводились в его помещениях, потому что в Hôtel Drouot было недостаточно помещений. только усилило его соперничество с Дюран-Рюэлем, поскольку Пети не хотел, чтобы его конкурент исполнял обязанности «эксперта» на публичных торгах, проводимых в его галерее ».
Майкл К. Фицджеральд в своей книге «Создание модернизма» говорит, что «к 1890-м годам [Пети] вырвал многих импрессионистов у их первого дилера Дюран-Рюэля и представил такие важные выставки. как сериал «Утро Моне на Сене и побережье Нормандии». По словам Эмиля Золя, который знал парижский мир искусства от и до, Пти был «апофеозом » дилеров, когда рынок импрессионистов росла, а конкуренция между маршанами... усиливалась ».
Пети провел несколько аукционных продаж в своем помещении, в том числе коллекцию Наришкина в 1883 году, коллекции Шоке и Дориа в 1889 году и Студийная распродажа Эдгара Дега в 1918-1919 гг.
В 1919 году Пети убедил Луи Дьюиса, воскресного художника из Бордо, продать там свой крупный бизнес по производству мужской одежды. и переехать в Париж, где Пети пообещал «сделать его знаменитым». Но всего через несколько месяцев после переезда постимпрессионистов 12 мая 1920 года Пети умер.
Биограф из Уистлер-центра пишет, что Société internationale de Peinture Пети руководствовался теми же принципами, что и Галерея Гросвенор. Как и в Grosvenor, у него был консультативный совет художников (в том числе Альфред Стивенс, Раймундо де Мадрасо и Гаррета и Джузеппе Де Ниттис ), но фактически он был только Пети. Другие художники, такие как Поль Бодри, Жан-Леон Жером, Йозеф Исраэль, Лоуренс Альма-Тадема, Джон Эверетт Милле, Людвиг Кнаус и Адольф Фридрих Эрдманн фон Менцель также участвовали.
Согласно Центру Уистлера, начиная с 1881 года, «галерея была связана с печатные издания и специализировались на монохромных репродуктивных гравюрах очень высокого качества картин современных художников, таких как Феликс Бракемон и Марселлен Десбутин ".
В 1887 году Огюст Роден выставил Поцелуй и три фигурки из Бюргеры Кале в Галерее. В 1889 году Роден и Моне провели там совместную выставку, на которой Роден показал 36 работ. Согласно проекту Августа Родена, «Выставка Жоржа Пети закрепила за Роденом позицию ведущего скульптора Франции и открыла двери для коллекций и музеев по всему миру».
В конце 1880-х годов Пети отказался. Луи-Амбруаз Фолль ard (1866–1939) для ученичества, потому что он не знал иностранных языков. Воллар сам станет легендарным арт-дилером... а также заядлым коллекционером и известным издателем. Воллар сыграл важную роль в карьере Поля Сезанна, Майоля, Пикассо, Руо, Гогена и Винсент Ван Гог.
После смерти Пети Галерея Жоржа Пети была приобретена известными арт-дилерами / братьями Гастоном и Жоссе Бернхейм-Жен и их партнером. Джордж Келлер, который наладил отношения с Сальвадором Дали в то время, стал директором в 1929 году.
Анри Матисс провел большую ретроспективу в Галерее в 1931 году, крупнейшую выставку его работ во Франции к той дате.
В 1932 году в Галерее прошла важная ретроспектива работ Пабло Пикассо. Историк искусства Майкл К. Фицджеральд пишет, что «выставка, на которой было представлено 225 картин, семь скульптур и шесть иллюстрированных книг, была блокбастером. Помимо огромных размеров, выставка охватывала всю карьеру Пикассо с 1900 года до начала его карьеры. месяцев 1932 года ".
Фитцджеральд полагает: «Галерея Джорджа Пети была образцом новых взаимоотношений между дилерами и коллекционерами, сложившихся в начале тридцатых годов». Он продолжает: «Несмотря на то, что галерея носит выдающееся имя в истории современного искусства, она была далека от своего истока, когда висела ретроспектива Пикассо».
Галерея Жоржа Пети закрылась в 1933 году, а ее активы были проданы на аукционе.
На Викискладе есть медиафайлы по теме Жорж Пети (1856-1920). |