Вернон Ли был псевдонимом британской писательницы Вайолет Пэджет (14 октября 1856 г. - 13 февраля 1935 г.). Сегодня ее помнят прежде всего за ее сверхъестественную фантастику и ее работы в области эстетики. Одна из первых последователей Уолтера Патера, она написала более десятка томов эссе об искусстве, музыке и путешествиях.
Вайолет Пэджет родилась во Франции 14 октября 1856 г. в Шато Сен-Леонар, Булонь, в семье британских эмигрантов, родителей Генри Фергюсона Пэджета и Матильда Ли-Гамильтон (урожденная Абадам). Вайолет Пэджет была сводной сестрой Юджина Джейкоба Ли-Гамильтона (1845–1907) от первого брака матери, и от фамилии она адаптировала свой собственный псевдоним. Хотя она в основном писала для английских читателей и часто бывала в Лондоне, большую часть своей жизни она провела на континенте, особенно в Италии.
Villa il Palmerino, Флоренция, ИталияЕе самая длинная резиденция находилась недалеко от Флоренции на вилле Пальмерино с 1889 года до ее смерти в Сан-Джервазио, с кратким перерывом во время Первой мировой войны. Ее библиотека была передана Британскому институту Флоренции и все еще может быть осмотрена посетителями. Во Флоренции она связала прочные дружеские отношения с художником Телемако Синьорини и ученым Марио Праз, и она поощряла его любовь к обучению и английской литературе.
Помолвленная феминистка, она всегда одевалась а ля гарсон. Во время Первой мировой войны Ли придерживался сильных пацифистских взглядов и был членом антимилитаристской организации Союза демократического контроля. Она также была лесбиянкой и имела давние страстные отношения с тремя женщинами: Мэри Робинсон Клементиной Анструтер-Томсон и британской писательницей Эми Леви.
Она играла на клавесине и ее признательность музыки оживляет ее первое крупное произведение «Исследования восемнадцатого века в Италии» (1880). В своем предисловии ко второму изданию 1907 года она вспомнила, как в детстве волновалась, когда наткнулась на сверток музыки 18-го века. Она так нервничала, что это не оправдало ее ожиданий, что она убежала в сад и восторженно слушала через открытое окно, как ее мать занималась музыкой на фортепиано. Наряду с Патером и Джоном Аддингтоном Саймондсом, она считалась авторитетом в итальянском Ренессансе и написала две работы, в которых он прямо затрагивался: Euphorion (1884) и Renaissance Fancies and Studies ( 1895).
В ее короткометражном романе раскрываются темы преследования и одержимости. Самые известные из них были собраны в «Призраках» (1890), а ее рассказ «Принц Альберик и Змея-леди» (1895) был впервые напечатан в печально известной Желтой книге. Она сыграла важную роль во внедрении немецкой концепции «Einfühlung», или «сочувствия », в изучение эстетики в англоязычном мире.
Она разработала свою собственную теорию психологической эстетики в сотрудничестве со своим возлюбленным Китом Анструтер-Томсоном на основе предыдущих работ Уильяма Джеймса, Теодора Липпса и Карл Гроос. Она утверждала, что зрители «сочувствуют» произведениям искусства, когда они вызывают воспоминания и ассоциации и часто вызывают бессознательные телесные изменения в позе и дыхании.
Она была известна своими многочисленными эссе о путешествиях по Италии, Франции, Германии., и Швейцария, которые пытались уловить психологическое воздействие мест, а не передать какую-либо конкретную информацию. Как и ее друг Генри Джеймс, она критически писала об отношениях между писателями и их аудиторией, выступая за идею критической оценки во всех искусствах как относящейся к личному отклику аудитории. Она была сторонницей эстетического движения и после долгой письменной переписки встретилась с эффективным лидером движения, Уолтером Патером, в Англии в 1881 году, сразу после встречи с одним из самых известных учеников Патера., Оскар Уайльд.
Ее открытое сопротивление Первой мировой войне и ее работы привели к тому, что она подверглась остракизму со стороны молодого поколения ученых и писателей. Феминистские исследования привели к новым открытиям с 1990-х.
Большая часть ее входящей личной переписки хранится в Библиотеке Сомервилльского колледжа.
Английский писатель и переводчик Монтегю Саммерс описал Вернона Ли как «величайшего [...] современного представителя сверхъестественного в художественной литературе». Саммерс также сравнил работу Ли с работой М. Р. Джеймс. Э. Ф. Блейлер утверждал, что «рассказы Ли действительно входят в отдельную категорию. Умные, забавно ироничные, образные, оригинальные, они заслуживают большего, чем мимолетное внимание, которое они привлекли». Нил Бэррон так описал содержание сборника «Призраки» Ли: «Истории мощные и очень поразительные, среди лучших в своем роде».
Критическое исследование сверхъестественной литературы Вернона Ли, Генри Джеймса, Роберта Льюиса Стивенсона, Артура Мэчена и Оливера Лука
Викисточник содержит текст статьи 1922 Британской энциклопедии о «Вернон Ли ". |