Гаятри-мантра

редактировать
Мантра ведической традиции

Гаятри-мантра в письме Деванагари

Гаятри Мантра, также известная как Савитри Мантра, является очень почитаемой мантрой из Риг Веды (Мандала 3.62.10), посвященный Савитру.Гаятри - это имя Богини Ведической мантры, из которой состоит этот стих. Его произнесению традиционно предшествуют oṃ и формула bhūr bhuvaḥ sva, известная как mahāvyāhti, или «великое (мистическое) высказывание». Махарши Вишвамитра создал мантру Гаятри. Мантра Гаятри широко цитируется в ведических и постведических текстах, таких как списки мантр литургии Шраута и классические индуистские тексты, такие как Бхагавад Гита, Харивамса и Манусмрити. Мантра и связанная с ней метрическая форма были известны Будде, и в одной сутре Будда описывается как «выражающий свою признательность» за мантру. Мантра - важная часть церемонии упанаяна для молодых мужчин в индуизме, и уже давно мужчины двиджа произносят ее как часть своих ежедневных ритуалов. Современные индуистские реформаторские движения распространили практику мантры на женщин и все касты, и ее использование сейчас очень широко распространено. Она считается одной из самых важных и могущественных ведических мантр.

Гаятри-мантра, олицетворяемая как богиня.
Содержание
  • 1 Текст
  • 2 Посвящение
  • 3 Переводы
    • 3.1 Значение и значение
    • 3,2 24 буквы мантры Гаятри
  • 4 Появления в текстах
    • 4.1 Ведическая и ведантическая литература
    • 4.2 Буддийский корпус
  • 5 Использование
    • 5.1 Церемония упанаяны
    • 5.2 Повторение мантр
    • 5.3 Брахмо Самадж
    • 5.4 Индуистское возрождение
    • 5.5 Индонезийский индуизм
    • 5.6 Популярная культура
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература
Текст

Основная мантра появляется в гимне RV 3.62.10. Во время произнесения гимну предшествуют oṃ (ॐ) и формула bhūr bhuvaḥ svaḥ (भूर् भुवः स्वः). Это начало мантры правильно описано в Тайттирия Араньяка (2.11.1-8), где говорится, что ее следует произносить со слогом oṃ, за которым следуют три вьяхрити и стих Гаятри. В то время как в принципе гаятри-мантра определяет три пады по восемь слогов в каждой, текст стиха в том виде, в котором он сохранился в Самхите, - один короткий, семь вместо восьми. Метрическая реставрация исправит засвидетельствованное трехслоговое вареньа четырехсложным варшийа.

Гаятри-мантра в Деванагари :

ॐ भूर्भुवः स्वः तत्सवितुर्वरेण्यं भर्गो देवस्य धीमहि यो नः प्रचोदयात्॥

В IAST :

oṃ bhūr bhuvaḥ sva
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt
- Rigveda 3.62. 10

Значение Гаятри-мантры следующее -

1: Ом, пронизывающий Бху Лока (Земля, Сознание физического плана), Бхувар Лока (Антарикша, Промежуточное пространство, Сознание Праны) и Свар. Лока (Небо, Небеса, Сознание Божественного Разума),

2: Та Савитур (Савитри, Божественная Сущность Солнца), которая самая очаровательная,

3: Я размышляю над этим Божественное сияние,

4: Пусть это пробудит наш разум (духовное сознание)

.

.

.

Ом]

Посвящение

Мантра Гаятри посвящена Савиту, ведическое божество Солнца. Однако многие монотеистические секты индуизма, такие как Арья Самадж, считают, что мантра Гаятри восхваляет Единого Верховного Творца, известного под именем АУМ (ओउ्म्), как упоминается в Яджур Веде, 40:17.

Переводы

Мантру Гаятри переводили разными способами. Дословные переводы включают:

  • Свами Вивекананда : «Мы медитируем о славе того Существа, которое произвело эту вселенную; пусть Он просветит наши умы».
  • Монье Монье-Вильямс (1882): «Давайте медитируем на эту превосходную славу божественного живительного Солнца, пусть он просветит наше понимание».
  • Ральф Т.Х. Гриффит (1896): «Пусть мы достигнем этой превосходной славы Савитар бога: пусть он будет стимулировать наши молитвы»
  • С. Радхакришнан :
  • (1947): «Мы медитируем на лучезарную славу божественного Света; пусть он вдохновит наше понимание».
  • (1953): «Мы медитируем на восхитительную славу сияющего солнца; пусть он вдохновляет наш разум ».
  • Шри Ауробиндо :« Мы выбираем Высший Свет божественного Солнца; мы стремимся, чтобы он мог побудить наш разум ». Шри Ауробиндо далее уточняет: «Солнце является символом нисходящего божественного Света, и Гаятри выражает стремление, прося этот божественный Свет спуститься и дать импульс всем действиям ума».

Более интерпретирующие переводы включают:

  • Шрирам Шарма : Ом, Брахм, Универсальная Божественная Энергия, жизненная духовная энергия (Пран), суть нашего жизненного существования, Позитивность, разрушитель страданий, счастье, это яркое, сияющее, как Солнце, лучший, разрушитель злых мыслей, божественность, дающая счастье, может впитать в нас свою Божественность и Сияние, которые могут очистить нас и направить нашу праведную мудрость на правильный путь.
  • Сэр Уильям Джонс (1807 г.): «Давайте восхищаться превосходством этого божественного солнца, божественной головы, которая освещает все, воссоздает все, от кого все исходит, к которому все должны вернуться, и к которому мы призываем направить наше понимание прямо в нашу жизнь». продвигайтесь к своему святому престолу ».
  • Уильям Куан Джадж (1893):« Раскрой, о Ты, дающий пропитание Вселенной, от которого все исходят, к кому все должны вернуться, это лицо Истинного Солнца сейчас скрытые вазой с золотым светом, чтобы мы могли увидеть истину и выполнить весь свой долг на нашем пути к это священное место ".
  • (Брахмо Самадж ) (1911):" Мы медитируем на достойную поклонения силе и славе Того, Кто создал землю, нижний мир и небеса (т.е. Вселенную), и который направляет наше понимание ».
  • Свами Шивананда :« Давайте медитируем на Ишваре и Его Славе, Который создал Вселенную, Который достоин поклонения, Который избавляет от всех грехов и невежество. Пусть он просветит наш интеллект ».

(Ом - Пара Брахман (вся вселенная); Бхур - Бхулока (Физический план); Бхувах - Антарикша (пространство); Свах - Сварга Лока (Небеса); Тат - Параматма (Высшая Душа) ; Савитур - Ишвара (Сурья) (бог Солнца); Вареньям - Достойный для поклонения; Бхарго - Удалитель грехов и невежества; Девасья - Слава (Джнана Сварупа); Дхимахи - Мы медитируем; Дхийо - Буддхи (Интеллект); Йо - Который ; Нах - Наш; Прачодаят - Просветите.)

  • Махарши Даянанда Сарасвати (основатель Арья Самадж ): «О Боже! Ты Податель жизни, Удалитель боли и печали, Податель счастья. Ой! Творец Вселенной, Пусть мы получим Твой высший разрушающий грех свет, Пусть Ты направишь наш интеллект в правильном направлении ».
  • Кирпал Сингх :« Бормочущий священный слог «Аум» поднимается над тремя областями, И обратите внимание на Всепоглощающее Солнце внутри. Приняв его влияние, ты погрузишься в Солнце, И оно по своему подобию сделает тебя Всесветным ".

Смысл и значение

Мантра Гаятри рекомендует медитировать на причинно-следственные связи в нескольких переводах, чтобы поверить в очищающее направление Божественной проницательности, направление чувств, вдохновляющее понимание и интеллект, прогресс, путешествие к священному месту, выбор правильного пути для нас, визуализация солнца внутри нас, потому что, как наверху, оно существует внизу. существование, и означает прана, жизнь или жизненное дыхание. Мантра предлагает тат, что означает «что», возносить хвалу Ему - это ожидать, что такая хвала или личные блага не будут предложены взамен или ожиданиям. Это слово тат и молитва указывает на бескорыстную веру и практику, мантра, как и святое слово «Ом», дается Богу с чистым указанием. Savitur указывает на существование Бога как источника, который возникает вся жизнь найти все, от чего мы идем и к чему возвращаемся. Бхарго - это очищение интеллекта, подобно тому, как руда очищается в огне, мы тоже очищаемся словами, уничтожая все грехи и несчастья, мы очищаемся Его милостью и находимся в единстве и единстве с Ним. Единство с Ним свободно от мыслей.

24 буквы мантры Гаятри

Мантра Гаятри состоит из 24 букв. Это 1.tat, 2.sa, 3.vi, 4.tur, 5.va, 6.re, 7.ṇi, 8.yaṃ, 9.bhar, 10, go, 11.de, 12.va, 13.sya, 14.dhī, 15.ma, 16.hi, 17.dhi, 18.yo, 19.yo, 20.naḥ, 21.pra, 22.cho, 23.da и 24.yāt.

При подсчете букв слово варешйам трактуется как варешийам. Но во время воспевания его следует повторять только как варешйам.

Появления в текстах

Ведическая и ведантическая литература

Мантра Гаятри широко цитируется в ведических и постведических текстах, таких как списки мантр Шраута литургии и цитируется несколько раз в Брахманах и Шраута-сутрах. Он также упоминается в ряде грихьясутр, в основном в связи с церемонией упанаяна, в которой он играет важную роль.

Мантра Гаятри является предметом эзотерической обработки и объяснения в некоторых основных Упанишадах, включая Мукхья-упанишады, такие как Брихадараньяка Упанишад, Шветашватара Упанишад и Майтраяния Упанишада ; а также другие известные произведения, такие как Джайминия Упанишад Брахмана. Текст также появляется в малых Упанишадах, таких как Сурья Упанишад.

Мантра Гаятри является очевидным источником вдохновения для производных строф «гаятри», посвященных другим божествам. Эти образования основаны на формуле видмахе - дхимахи - пракодаят "и были вставлены в некоторые редакции литании Шатарудрия. Гаятри этой формы также встречаются в Маханараяна Упанишаде.

Мантра Гаятри также повторяется и широко цитируется в классических индуистских текстах, таких как Бхагавад Гита, Харивамса и Манусмрити.

буддийский корпус

In Маджхима Никая 92, Будда обращается к мантре Савитри (пали: sāvittī) как к первому метру в том же смысле, в каком король - самый главный среди людей, или солнце - самое первое среди огней:

agihuttamukhā yaññā sāvittī chandaso mukham; Rājā mukha manussānaṃ, nadīnaṃ sāgaro mukhaṃ. Nakkhattānaṃ mukha Cando, ādicco tapataṃ mukhaṃ; Puññaṃ ākakham передовой из поэтических метров; среди людей король - главный; океан - передовой из иверс; первая из звезд - луна; солнце - первый из огней; для тех, кто жертвует в поисках заслуг,

Сангха является наиважнейшим.

В Сутта Нипата 3.4 Будда использует мантру Савитри как парадигматический индикатор брахманического знания:

Брахмано хи се твам бруси, Манча бруси абрахманах; Taṃ taṃ sāvittiṃ pucchāmi, Tipadaṃ catuvīsatakkharaṃ

Если вы говорите, что вы брамин, но не называете меня никем, то я прошу вас повторить пение Савитри, состоящее из трех строк

по четыре и двадцать слогов.

Использование

Церемония упанаяны

Передача мантры Гаятри молодым индуистским мужчинам является важной частью традиционной обряда упанаяны, которая знаменует начало изучения Вед. Сарвепалли Радхакришнан описал это как суть церемонии, которую иногда называют «Гаятри дикша », то есть посвящение в мантру Гаятри. Однако традиционно строфа RV.3.62.10 передается только мальчикам-браминам. Другие стихи Гаятри используются в церемонии упанаяны для небрахманов: RV.1.35.2, в метре триштубх, для кшатрия и либо RV.1.35.9, либо RV. 4,40,5 в джагати-метре для вайшьи.

чтения мантры

Гаятри джапы. Живопись 1851 года

Гаятри джапа используется как метод прайашчитты (искупления). Практикующие верят, что повторение мантры дарует мудрость и просветление через посредство Солнца (Савитр ), которое представляет источник и вдохновение вселенной.

Брахмо Самадж

В 1827 году Рам Мохан Рой опубликовал диссертацию о Гаятри-мантре, в которой проанализировал ее в контексте различных Упанишад. Рой предписал браминам всегда произносить ом в начале и в конце мантры Гаятри. С 1830 года мантра Гаятри использовалась для личного поклонения Брахмосу. В 1843 году Первый Завет Брахмо Самаджа требовал мантры Гаятри для Божественного поклонения. В период с 1848 по 1850 год, после отказа от Вед, брамины использовали мантру Гаятри в своих личных религиозных обрядах.

Индуистское возрождение

В конце XIX века индуистские реформаторские движения распространили воспевание Гаятри мантра. Например, в 1898 году Свами Вивекананда утверждал, что, согласно Ведам и Бхагавад-гите, человек стал брамином, обучаясь у своего Гуру, а не по рождению. Он провел церемонию священного шнура и мантру Гаятри небрахманам в Миссии Рамакришны. Эта индуистская мантра была популяризирована в массах за пределами брахманической культуры с помощью подвесок, аудиозаписей и фиктивных свитков. Различные Гаятри-ягьи, организованные All World Gayatri Pariwar в малых и больших масштабах в конце двадцатого века, также помогли распространить Гаятри-мантру среди масс.

Индонезийский индуизм

Гаятри-мантра является первым из семи разделов из Трисандхья Пуджи (санскрит для «трех частей»), молитвы, используемой балийскими индуистами и многими индусами в Индонезии. Он произносится трижды в день: в 6 утра, в полдень и в 18 часов вечера.

Популярная культура

Версия мантры Гаятри представлена ​​во вступительной музыкальной песне сериала Звездный крейсер Галактика (2004). Вариант перевода Уильяма Куана Джаджа также используется в качестве предисловия к песне Кейт Буш "Lily" из ее альбома 1993 года The Red Shoes. В своей Living Proof: The Farewell Tour певица / актриса Шер спела мантру Гаятри, верхом на механическом слоне. Позже она повторила выступление во время своего турне Classic Cher. Швейцарская авангардная блэк-метал группа адаптировала эту мантру в качестве финала своей песни "The Empyrean" на своем последнем альбоме "Triangle" в качестве григорианского пения.

Примечания
Ссылки
Источники
Дополнительная литература
В Викицитаторе есть цитаты, относящиеся к: Гаятри-мантра
Последняя правка сделана 2021-05-21 13:26:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте