Франц Шмидт

редактировать
Франц Шмидт

Франц Шмидт, также Ференц Шмидт (22 декабря 1874 - 11 февраля 1939) был австро-венгерским композитором, виолончелистом и пианистом.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Музыкальные произведения
    • 2.1 Фредигундис
    • 2.2 Книга с семью печатями
    • 2.3 Симфонии
  • 3 Шмидт и национал-социализм
  • 4 Список произведений
    • 4.1 Оперы
    • 4.2 Оратории
    • 4.3 Кантата
    • 4.4 Симфонии
    • 4.5 Концерты для фортепиано
    • 4.6 Другие оркестровые произведения
    • 4.7 Камерная музыка
    • 4.8 Музыка для трубы
    • 4.9 Музыка для органа и трубы
    • 4.10 Фортепианная музыка
    • 4.11 Органные произведения
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь

Шмидт родился в Позсонах (известный на немецком языке как Pressburg), в венгерской части Австро-Венгерская империя (город сейчас Братислава, столица Словакии ). Его отец был наполовину венгром, а мать полностью венгеркой. Он был католиком.

Его первым учителем была его мать, Мария Равас, опытная пианистка, которая давала ему систематические инструкции по игре на клавишных инструментах Дж. С. Бах. Он получил теоретическую основу от брата, органиста францисканской церкви в Прессбурге. Он изучал фортепиано недолго с Теодором Лешетицким, с которым он столкнулся. Он переехал в Вену со своей семьей в 1888 г. и учился в Венской консерватории (сочинение с Робертом Фуксом, виолончель с Фердинанд Хелльмесбергер, и несколько уроков противопоставил Антону Брукнеру, который в то время уже был тяжело болен), окончивший университет «с отличием» в 1896 году.

Он получил должность виолончелиста в оркестре Венской придворной оперы, где играл до 1914 года, часто под руководством Густава Малера. Малер обычно заставлял Шмидта играть все соло на виолончели, хотя Фридрих Буксбаум был основным виолончелистом. Шмидт был востребован и как камерный музыкант. Шмидт и Арнольд Шенберг поддерживали теплые отношения, несмотря на их огромные различия в стилях. Также блестящий пианист, в 1914 году Шмидт стал профессором фортепиано в Венской консерватории, которая была недавно переименована в Императорскую академию музыки и исполнительских искусств. (Видимо, когда его спросили, кто был величайшим из ныне живущих пианистов, Леопольд Годовский ответил: «Другой - Франц Шмидт».) В 1925 году он стал директором Академии, а с 1927 по 1931 год - ее ректором.

В качестве преподавателя фортепиано, виолончели, контрапункта и композиции в Академии Шмидт подготовил множество инструменталистов, дирижеров и композиторов, которые впоследствии добились известности. Среди его самых известных учеников были пианист Фридрих Вюрер и Альфред Розе (сын Арнольда Розе, основателя Розового квартета, концертмейстера Венская филармония и зять Густава Малера ). Среди композиторов были Вальтер Брихт (его любимый ученик), Теодор Бергер, Марсель Рубин, Альфред Уль и Людовит Райтер.. Он получил много знаков высокого уважения, в частности, почетного доктора Венского университета.

Личная жизнь Шмидта резко контрастировала с успехом его выдающейся профессиональной карьеры, и была омрачена трагедией. Его первая жена, Каролина Перссин (ок. 1880–1943), была заключена в венскую психиатрическую больницу Ам Штайнхоф в 1919 году, а через три года после его смерти была убита в рамках программы эвтаназии Третьего. Райх. Их дочь Эмма Шмидт Хольцшу (1902–1932, замужем в 1929 году) неожиданно умерла после рождения первого ребенка. После этого Шмидт пережил духовный и физический упадок и достиг художественного возрождения и разрешения в своей оратории 1933 года (которую он написал как «Реквием по дочери») и особенно в своей оратории Книга с семью печатями. Его второй брак в 1923 году с успешной молодой студенткой-пианисткой Маргарет Йирасек (1891–1964) впервые привнес в личную жизнь художника, который страдал от множества серьезных проблем со здоровьем, отчаянно необходимую стабильность.

Ухудшение здоровья Шмидта вынудило его покинуть Академию в начале 1937 года. В последний год его жизни Австрия была введена в Германский Рейх аншлюсом, и Шмидта чествовали НСДАП авторитетен как величайший из ныне живущих композиторов так называемого Остмарка. Ему было поручено написать кантату «Немецкое воскресение», которую после 1945 года многие сочли поводом заклеймить его как человека, испорченного национал-социалистическим сочувствием. Однако Шмидт оставил эту композицию незаконченной и летом и осенью 1938 года, за несколько месяцев до своей смерти, отложил ее, чтобы посвятить себя двум другим заказным работам для однорукого пианиста Пола Витгенштейна : Квинтет ля мажор для левой руки, кларнета и струнного трио; и Токката ре минор для фортепиано соло. Шмидт умер 11 февраля 1939 года.

Музыкальные произведения

Шмидт как композитор медленно развивался, но его репутация, по крайней мере в Австрии, неуклонно росла с конца 1890-х годов до его смерть в 1939 году. В своей музыке Шмидт продолжал развивать венские классико-романтические традиции, унаследованные им от Шуберта, Брамса и Брукнера. Он также продвигает экзотический «цыганский» стиль Листа и Брамса. Его работы монументальны по форме и твердо тональны по языку, хотя довольно часто новаторски по своему дизайну и явно открыты для некоторых новых разработок в музыкальном синтаксисе, инициированных Малером и Шенбергом. Хотя Шмидт писал немного камерной музыки, то, что он писал, по мнению таких критиков, как Вильгельм Альтманн, было важным и качественным. Хотя органные произведения Шмидта могут напоминать другие произведения той эпохи с точки зрения длины, сложности и сложности, они ориентированы на будущее, поскольку задуманы для меньших, более четких инструментов классического стиля Orgelbewegung, которые он защищал. Шмидт работал в основном с большими формами, включая четыре симфонии (1899, 1913, 1928 и 1933) и две оперы : Нотр-Дам (1904–6) и Фредигундис (1916–21). CD-запись Нотр-Дама была доступна в течение многих лет, с Дамой Гвинет Джонс и Джеймсом Кингом.

Фредигундисом

в главных ролях не было сделано ни одной действительно адекватной записи второго и второго Шмидта. последняя опера «Фредигундис», из которой в начале 1980-х был выпущен лишь один «несанкционированный» выпуск на лейбле Voce австрийского радио, транслирующего венское представление 1979 года под руководством Эрнста Мэрцендорфера. Помимо многочисленных «королевских фанфар» (Фредигундис занимал французский трон в шестом веке), партитура содержит несколько прекрасных примеров переходного стиля Шмидта между его ранней и поздней манерой. Во многих отношениях Шмидт редко отваживался снова так далеко от традиционной тональности, и его третий и последний период (в последние полтора десятилетия его жизни), как правило, был периодом (по крайней мере частичного) сокращения, консолидации и интеграции. стиля его богато набранных и мелодичных ранних сочинений (Первая симфония, «Нотр-Дам») с элементами открытого экспериментирования, наблюдаемого в «Фредигундисе», в сочетании с экономией высказываний, рожденной художественной зрелостью. Энциклопедия New Grove утверждает, что Фредигундис был критическим и популярным провалом, что может быть частично связано с тем, что Фредигундис (Фредегунд, вдова Хильперика I ) представлен как убийца и садистское женское чудовище. Добавьте к этому некоторые структурные проблемы с либретто, и неспособность оперы добиться прогресса - несмотря на замечательную и впечатляющую партитуру - станет понятной.

Книга с семью печатями

Помимо зрелых симфоний (№№ 2-4), главным достижением Шмидта была оратория Книга с семью печатями (1935–1935). 37), установка отрывков из Книги Откровений. Его выбор темы был пророческим: в ретроспективе работа, кажется, предсказывает в самых ярких выражениях катастрофы, которые вскоре должны были обрушиться на Европу во Второй мировой войне. Здесь его изобретение достигает устойчивой гениальности. Повествование по тексту оратории было предоставлено композитором.

Оратория Шмидта выдержана в австро-германской традиции, восходящей ко временам И. С. Баха и Генделя. Он был одним из относительно немногих композиторов, написавших ораторию, полностью посвященную Книге Откровения (более ранние работы включают Георг Филипп Телеман : Der Tag des Gerichts, Schneider: Das Weltgericht, Луи Шпор : Die letzten Dinge, Иоахим Рафф : Велтенд и Ральф Воан Уильямс : Sancta Civitas). Это вовсе не прославление предмета, это мистическое созерцание, ужасающее предупреждение и молитва о спасении. Премьера состоялась в Вене 15 июня 1938 года с Венским симфоническим оркестром под управлением Освальда Кабаста : солисты - Рудольф Герлах (Джон), Эрика Рокита, Энид Сзанто, Антон Дермота, Йозеф фон Мановарда и Франц Шютц у органа.

Симфонии

Шмидт обычно, если он ошибочно, считается консервативным композитором (такие ярлыки опираются на еще не решенные эстетические / стилистические аргументы), но ритмический тонкость и гармоническая сложность большей части его музыки опровергают это. Его музыка современная, но не модернистская, она сочетает в себе преклонение перед великой австро-германской линией композиторов с очень личными инновациями в гармонии и оркестровке (демонстрируя осведомленность о творчестве таких композиторов, как Дебюсси и Равель, чьей фортепианной музыкой он очень восхищался, наряду со знанием более поздних композиторов в его немецкоязычном царстве, таких как Шенберг, Берг, Хиндемит и т. Д.). Значительное техническое совершенство его музыки должно вызывать уважение, но он, кажется, оказался между двух стульев: его произведения слишком сложны для консервативных людей, но слишком явно традиционны для авангарда (их также, как известно, сложно исполнять). С 1970-х его музыка пережила умеренное возрождение, которое, похоже, будет продолжаться, поскольку ее заново открывают и переоценивают.

  • Симфония № 1 ми мажор .. Написано в 1896 году в возрасте 22 лет. Скерцо (которое показывает зрелое поглощение Брукнера и Рихарда Штрауса ) особенно примечательно, в то время как Шмидт демонстрирует свои навыки контрапункта в Финале.
  • Симфония No. 2 ми-бемоль мажор .. Написано в 1913 году в стиле, напоминающем Штрауса и Регера, с данью уважения грандиозности Брукнера. Это самая длинная симфония Шмидта, в которой задействован огромный оркестр. Центральная часть (из трех) представляет собой оригинальный набор вариаций, сгруппированных так, чтобы предложить характеры медленной части и скерцо. Сложное озвучивание представляет собой серьезную проблему для большинства оркестров.
  • Симфония № 3 ля мажор .. Солнечное, мелодичное произведение в духе Шуберта (хотя его лиризм и превосходная оркестровка многое скрывают за тем, что это одно из самых гармонично продвинутых произведений композитора). Победитель австрийской секции Международного конкурса графофонов Колумбии в 1928 г. (общий победитель - шведский композитор Курт Аттерберг с его 6-й симфонией), в то время (1928) пользовался некоторой популярностью.
  • Симфония № 4 до мажор .. Написанная в 1933 году, это самое известное произведение из всего его творчества. Композитор назвал его «Реквиемом по дочери». Она начинается с длинной 23-тактовой мелодии на сольной трубе без аккомпанемента (которая возвращается в конце симфонии, «преображенная» всеми, кто вмешался). Adagio - это огромная тройная структура ABA. Первая ля - это обширная тренодия на виолончели соло (собственный инструмент Шмидта), чей безупречный лиризм предшествует «Метаморфозену» Штрауса более чем на десять лет (его тема позже корректируется и формируется скерцо симфонии); секция B представляет собой столь же обширный похоронный марш (безошибочно отсылающий к Marcia Funebre из Бетховена Eroica по своей текстуре), драматическая кульминация которого отмечена оркестровым крещендо, кульминацией которого являются гонг и удар тарелки (опять же, явный намек на подобные кульминации в более поздних симфониях Брукнера, за которым следует то, что Гарольд Траскотт блестяще охарактеризовал как «обратный кульминационный момент», ведущий к повторению части A)
Шмидт и национал-социализм

Премьера Шмидта «Книги с семью печатями» во многом была сделана национал-социалистами (незадолго до этого аннексировавшими Австрию во время аншлюса ) и Шмидтом. был замечен в нацистском приветствии (согласно отчету Георга Тинтнера, который уважал Шмидта и чье намерение записать его симфонии так и не было реализовано). Его дирижер Освальд Кабаста, очевидно, был энтузиастом-нацистом, которому в 1946 году было запрещено дирижировать во время денацификации, и он покончил с собой. Эти факты долго скрывали посмертную репутацию Шмидта. Его давний друг и коллега Оскар Адлер, бежавший от нацистов в 1938 году, впоследствии писал, что Шмидт никогда не был нацистом и никогда не был антисемитом, но был крайне наивен в отношении политики. Ганс Келлер высказал аналогичное одобрение. Что касается политической наивности Шмидта, Майкл Штайнберг в своей книге «Симфония» рассказывает о том, как Шмидт рекомендовал вариации на тему иврита, сделанные его учеником Израилем Брандманном музыкальной группе, связанной с прото-нацистской Немецкой национальной партией. Большинство основных музыкальных друзей Шмидта были евреями, и они извлекали выгоду из его щедрости.

Последнее произведение Шмидта, кантата «Немецкое воскресение», было составлено на основе нацистского текста. Как один из самых известных австрийских композиторов, Шмидт был хорошо известен Гитлеру и получил эту комиссию после аншлюса. Он оставил его незавершенным, чтобы позже его завершил Роберт Вагнер. Уже серьезно больной, Шмидт вместо этого работал над другими сочинениями, такими как Квинтет ля мажор для фортепиано (левая рука), кларнета и струнного трио, предназначенный для Пола Витгенштейна и включающий набор вариаций на тему Витгенштейна. старый учитель, Йозеф Лабор. Его неспособность завершить кантату, вероятно, будет еще одним свидетельством того, что он не был приверженцем нацистского дела; Таково, по крайней мере, было мнение его друга Оскара Адлера.

Список произведений

Оперы

  • Нотр-Дам, романтическая опера в двух действиях, текст по Виктору Гюго Франца Шмидта и Леопольда Вилька; комп. 1902-4, премьера в Вене 1914
  • Фредигундис, Опера в трех действиях, текст после Феликса Дана авторов [de ] и [de ] ; комп. 1916–21, премьера в Берлине 1922

Оратория

  • Книга с семью печатями (Das Buch mit sieben Siegeln) для Соли, хора, органа и оркестра, Текст после Откровения Иоанна Богослова; комп. 1935–37; премьера Вена, 1938

Cantata

  • Deutsche Auferstehung Фестивальная песня для солей, хора, органа и оркестра, текст; комп. 1938–39, незаконченный, подготовлен к спектаклю Роберта Вагнера; премьера Вена, 1940

Симфонии

  • Симфония № 1 ми мажор; комп. 1896–99, премьера в Вене 1902
  • Симфония № 2 ми-бемоль мажор; комп. 1911–13, премьера в Вене. 1913
  • Симфония № 3 ля мажор; комп. 1927–28, премьера Вены 1928
  • Симфония № 4 до мажор; комп. 1932–33, премьера в Вене 1934

Концерты для фортепиано

  • Концертные вариации на тему Бетховена для фортепиано (только левая рука) с оркестровым сопровождением; комп. 1923, премьера в Вене 1924; Двуручная аранжировка Фридриха Вюрера (1952)
  • Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор (только для левой руки); комп. 1934 г., премьера: Вена 1935 г.; Двуручная версия Фридриха Вюрера (1952)

Другие оркестровые произведения

  • Карнавальная музыка и интермеццо из оперы Нотр-Дам; комп. 1902–03; премьера Вена 1903
  • Вариации на гусарскую песню для оркестра; комп. 1930–31; премьера Вена 1931
  • Чакона ре минор; транскрибируется из Чаконы до-диез минор с 1925 г.; завершен 1931 г.; Рукопись

Камерная музыка

  • Четыре пьесы «Маленькие фантазии» по мотивам Венгерских национальных мелодий, для виолончели в сопровождении фортепиано; комп. 1892; премьера "Вена 1926" (три пьесы)
  • Струнный квартет ля мажор; комп. 1925; премьера Вены 1925
  • Струнный квартет соль мажор; комп. 1929; премьера Вена 1930
  • Квинтет для левой руки фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели соль мажор; комп. 1926; премьера Штутгарта 1931 г.; аранжировка для двух рук Фридриха Вюрера (1954)
  • Квинтет для кларнета, левой руки фортепиано, скрипки, альта и виолончели си-бемоль мажор; комп. 1932; премьера в Вене 1933
  • Квинтет для кларнета, левой руки фортепиано, скрипки, альта и виолончели ля мажор; комп. 1938; премьера в Вене 1939 г.; двуручная аранжировка Фридриха Вюрера (1952)

Музыка для труб

  • Вариации и фуга на оригинальную тему ре мажор (Королевские фанфары от Фредигундиса); 3. Переложение только для труб; комп. 1925, премьера 1925

Музыка для органа и трубы

  • Вариации и фуга на оригинальную тему ре мажор (Королевские фанфары от Фредигундиса); 4. Переложение для 14 труб, кеттледрума и органа; комп. 1925, премьера в Вене. 1925
  • Хоровая увертюра "Боже, храни нас" для органа с процессией ad libitum Хор труба; комп. 1933, премьера в Вене. 1933
  • Торжественная фуга (Fuga solemnis) для органа с входом из 6 труб, 6 валторн, 3 тромбонов, бас-тубы и барабанных партий; комп. 1937, премьера в Вене 1939

Фортепианная музыка

  • Романс ля мажор
  • Рождественская пастораль ля мажор (= Органная работа, аранжировка)
  • Интермеццо фа-диез минор (2-я часть квинтета ля мажор)
  • токката ре минор (только для левой руки); комп. 1938, премьера: Вена 1940 (аранжировка для двух рук); двуручная аранжировка Фридриха Вюрера (1952)

Органные произведения

  • Вариации на тему Кристофа Виллибальда Глюка (утеряны)
  • Вариации и фуга на оригинальную тему в D майор (King's Fanfare от Фредигундиса), 1. Переложение; комп. 1916
  • Фантазия и фуга ре мажор; комп. 1923–24, премьера Вены 1924
  • Вариации и фуга на оригинальную тему ре мажор (Королевские фанфары из Фредигундиса), 2. Переложение; комп. 1924, премьера в Вене 1924
  • Токката до мажор; комп. 1924, премьера Вены. 1925
  • Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор; комп. 1924, премьера в Вене 1925
  • Чакона до-диез минор; комп. 1925 г., премьера в Вене. 1925 г.
  • Четыре малых хоральных прелюдии; комп. 1926, премьера в Вене 1926
"O Ewigkeit du Donnerwort" (O Eternity thou Thundrous Word), фа мажор
"Was mein Gott will" (Что хочет мой Бог), ре мажор
"O, wie selig seid ihr doch, ihr Frommen" (O How Happy Are You Now, You Blessed), D minor
"Nun danket alle Gott" (Теперь благодарим всех, наш Бог), A major
  • Фуга фа мажор; комп. 1927, премьера Вены. 1932
  • Прелюдия и фуга до мажор; комп. 1927, премьера в Вене 1928
  • Четыре маленькие прелюдии и фуги; комп. 1928, состоялась премьера Берлина 1929
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор
Прелюдия и фуга до минор
Прелюдия и фуга соль мажор
Прелюдия и фуга до минор Ре мажор
  • Хоральная прелюдия, "Der Heiland ist erstanden"; комп. 1934, премьера в Вене. 1934
  • Прелюдия и фуга ля мажор, рождественская пастораль; комп. 1934, премьера в Вене 1934
  • Токката и фуга ля-бемоль мажор; комп. 1935, премьера в Вене 1936
Примечания
Ссылки
  • Томас Бернард Корфилд - Франц Шмидт (1874–1939) - Обсуждение его стиля с особым упором на Четыре симфонии и «Das Buch mit sieben Siegeln» (Garland Publishing, Нью-Йорк, 1989)
  • Гарольд Траскотт - Музыка Франца Шмидта - 1: Оркестровая музыка (Toccata Press, Лондон, 1984)
  • Вильгельм Альтман - Handbuch für Streichquartettspieler ( Справочник для исполнителей струнного квартета) (Hinrichshofen Verlag, Wilhelmshafen, 1972)
  • Отто Брусатти, Studien zu Franz Schmidt (Этюды Франца Шмидта) (Universal Edition, Вена 1977)
  • Андреас Лисс, Франц Шмидт (Böhlau, Graz 1951)
  • К. Nemeth, Franz Schmidt (Leipzig 1957)
  • Walter Obermaier (Ed.), Franz Schmidt und seine Zeit (Franz Schmidt and his time): Symposium 1985 (Doblinger, Vienna-Munich 1988).
  • Кармен Оттнер, Quellen zu Franz Schmidt (Источники для Франца Шмидта), части 1 и 2. (Доблингер, Вена-Мюнхен, 1985–1987)
  • Кармен Оттнер (отредактировал): Franz Schmidt und die österreichische Orgelmusik seiner Zeit (Франц Шмидт и австрийская органная музыка его времени): Симпозион 1991 (Доблингер, Вена, 1992), ISBN 3-900695-24-5
  • Норберт Чулик: Франц Шмидт ( Österreichischer Bundesverlag, Wien 1972)
  • Питер Уочорн : Изольда Альгримм, Вена и возрождение ранней музыки (Ashgate, Burlington Vermont; Aldershot UK; 2007), ISBN 978 -0-7546-5787-3
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:28:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте