Леопольд Годовский

редактировать
Леопольд Годовский в 1915 году

Леопольд Годовский (13 февраля 1870 - 21 ноября 1938) был польско-американским виртуозом пианист, композитор и педагог. Он был одним из самых уважаемых исполнителей своего времени, известным своими теориями о применении расслабленного веса и экономии движений в пианистической технике - принципах, позже распространенных учениками Годовского, такими как Генрих Нейгауз.

Он был провозглашенный музыкальными гигантами как «Будда фортепьяно» и был, вероятно, самым удивительным примером исполнителя-самоучки и творца в истории искусства. Ферруччо Бузони утверждал, что он и Годовски были «единственными композиторы добавили что-нибудь значимое к письму на клавиатуре со времен Ференца Листа. "

Как композитор Годовски наиболее известен своими Java Suite, Triakontameron, Passacaglia и Walzermasken, а также его транскрипциями произведений других авторов. композиторы: самая известная работа в этой области - 53 этюда Шопена (1894–1914).

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Композиции
  • 3 Восприятие и влияние
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Записи
Жизнь
Леопольда Годовского в 1935 году (фотография Карла Ван Фехтена )

Леопольд Годовский родился в Ласляе (затем Виленская губерния, Российская Империя, ныне Литва ) родителям еврейского происхождения, Мордхелю Годовскому (1848–1872 гг.)), из Меркине, и Хана-Шейна Годовски (урожденная Левин, 1848-1918), из Гелвонаи. Его родители поженились 4 декабря 1868 года в Ширвинтос <165.>. Отец Годовского, уважаемый фельдшер, умер во время эпидемии холеры всего через восемнадцать месяцев после рождения сына, а Леопольд был воспитан его матерью и приемными родителями, Луисом и Минной Пассинок, в Вильнюсе.

Его талант проявился очень рано, и к пяти годам Годовски уже сочинял и хорошо играл на фортепиано и скрипке. Он дал свой первый концерт в девять лет, а вскоре после этого гастролировал по Литве и Восточной Пруссии. Хотя в детстве он получил несколько уроков, Годовский был почти полностью самоучкой. Годовский писал в своем автобиографическом фрагменте Retrospect:

Я был бы очень рад, если бы я сказал правду, что я был учеником [Франца] Листа или любого другого великого человека, но я не был. У меня не было трехмесячных уроков в жизни. Мне сказали, что я играл на пианино до двух лет. Я думаю, однако, что эта история была создана творческой семьей. Так или иначе, я не могу поручиться за правду. У меня был необычный опыт, и это могло случиться. Я не помню, учил ли меня кто-нибудь значению и значению нот и использованию пальцев на клавиатуре, или я приобрел свои знания самодидактическим путем, но я помню, что с пятого года у меня не было никакой помощи.

После непродолжительного обучения у Эрнста Рудорфа в Königliche Hochschule für Musik в Берлине он уехал в Соединенные Штаты, где впервые выступил на концерте в Бостон, 1884 год. В 1885–86 Годовски продолжил свою американскую карьеру, сначала играя в New York Casino, а затем, в 1886 году, отправился в большое турне по северо-востоку США и Канаде со скрипачом Овиде Мусин. В 1887 году он вернулся в Европу и дал многочисленные сольные концерты в Париже и Лондоне, в конечном итоге став протеже и другом Камиля Сен-Санса.

В 1890 году он вернулся в Соединенные Штаты и начал педагогическую карьеру, поступив на работу в Нью-Йоркский музыкальный колледж. 30 апреля 1891 года Годовский женился на Фриде Сакс, подруге детства. В 1891–93 он работал преподавателем в Консерватории Гилберта Рейнольдса Комбса на Брод-Стрит в Филадельфии, а затем поселился в Чикаго, где преподавал в Чикагская консерватория. К концу 1890-х годов Годовский был чрезвычайно известен в Северной Америке.

Вместе с Терезой Карреньо Годовски был первым пианистом, который научил принципу сброса веса в отличие от чисто мышечного импульса; также в течение того же десятилетия были составлены и опубликованы первые исследования Годовского по этюдам Шопена, которые позже стали частью большой серии, одной из самых известных работ Годовского. В 1897–98 Годовский еще больше укрепил свою известность, дав серию из восьми концертов, охватывающих весь репертуар XIX века.

Особенно успешный концерт в Берлине 6 декабря 1900 г. Репутация Годовского очень высока. Он переехал в Берлин, снова разделив свое время между выступлениями и преподаванием, и ежегодно давал концертные туры. В 1909 году он взял на себя мастер-классы Бузони в Венской музыкальной академии, где он продолжал преподавать до 1914 года. В период с 1912 по 1914 год Годовский дал несколько концертов в Соединенных Штатах и также сделал там свои первые граммофонные пластинки.

В 1914 году начало Первой мировой войны выгнало его из Европы, и он вернулся в Соединенные Штаты, где он жил в Нью-Йорке (1914–16), Лос-Анджелесе (1916–1919) и Сиэтле (1919–22), прежде чем вернуться в Нью-Йорк. Большая часть 20-х годов ушла на гастроли по всему миру; Помимо концертных выступлений в Европе и Соединенных Штатах, Годовский также дал обширные туры по Южной Америке и Восточной Азии.

Также в течение 1920-х годов он записал много роликов для Duo-Art воспроизводящие фортепиано, единственный воспроизводящий фортепианный механизм, который имелся в концертном рояле Steinways. Годовский также записал большое количество фортепианных роликов для American Piano Company.

Однако, хотя карьера Годовского процветала, его личная жизнь постепенно начала разваливаться. Его жена Фрида серьезно заболела в 1924 году, и с тех пор ее здоровье продолжало ухудшаться. В 1928 году сын Годовского Гордон бросил учебу и женился на танцоре водевиля, в результате чего его отец отрекся от него.

После краха на Уолл-стрит в 1929 году финансовое положение Годовского ухудшилось. Ряд записей, которые пианист начал в Лондоне в 1928 году, а также публичные концерты могли бы решить проблему; однако оба занятия были прерваны неожиданной катастрофой: во время записи 17 июня 1930 года, сразу после завершения Скерцо ми мажор Шопена, пианист перенес тяжелый удар, который оставил его частично парализованным. Оставшиеся годы Годовского были омрачены этим событием, оставив его в глубокой депрессии.

В декабре 1932 года Гордон Годовский покончил с собой, а через год жена Годовского умерла от сердечного приступа. Со временем пианист переехал в другую квартиру в Нью-Йорке вместе со своей дочерью Дагмар; он продолжал играть на пианино для друзей и поклонников, но никогда не давал публичных выступлений.

В последние годы своей жизни Годовский приложил много усилий для организации Всемирного Синода Музыки и Музыкантов и Международного Совета Музыки и Музыкантов, но ни один проект не был реализован. Проведя большую часть 1937 и 1938 годов, страдая от различных проблем со здоровьем, Годовски умер от рака желудка 21 ноября 1938 года в возрасте 68 лет. Он похоронен на кладбище Temple Israel в графстве Вестчестер, штат Нью-Йорк.

Его сын Леопольд Годовски-младший был соавтором (с Леопольдом Маннесом ) фотопленки Kodachrome, а также был скрипачом. Леопольд-младший женился на младшей сестре Джорджа Гершвина, Фрэнсис, тем самым продолжая музыкальную линию.

Его дочь, актриса Дагмар Годовски (1897–1975), снялась в качестве со-ведущей в различных Голливудских немых фильмах, в том числе некоторые с Рудольфом Валентино. Она была популярной светской львицей и написала автобиографию под названием «От первого лица во множественном числе» (Нью-Йорк, 1958).

Композиции
Страница из очень сложных Этюдов Шопена (переложение соч. 25, № 1)

Как композитор Годовский был наиболее известен за его пересказы фортепианных пьес других композиторов, которые он усилил изобретательными контрапунктами и богатыми хроматическими гармониями. Его самая известная работа в этом жанре - 53 этюда Шопена (1894–1914), в которых он изменяет (и без того сложные) оригинальные этюды, используя различные методы: введение контрмелодии, перевод технически сложных пассажей из правой руки в левую, транскрибирование всего произведения для соло левой руки или даже переплетение двух этюдов, когда левая рука играет одну, а правая - другую.

Эти пьесы относятся к числу самых сложных фортепианных произведений, когда-либо написанных, и лишь несколько пианистов решились исполнить любое из них. Среди таких пианистов Марк-Андре Амлен, записавший весь сет и получивший ряд престижных наград, и Франческо Либетта, исполнивший весь сет на концерте (единственный пианист, который делаю это по памяти) и сделал видеозапись выступления (прямая трансляция в Милане, март 2006 г.). Другими пианистами, которые часто исполняют Годовского, являются Борис Березовский и Константин Щербаков.

Другие важные транскрипции Годовского включают «Ренессанс» (1906–09), сборник, который включает аранжировки музыки Рамо и Люлли, 12 песен Шуберта (1927) и шесть транскрипций музыки Баха для виолончели соло и скрипки соло, обработанные для фортепиано, но с дополнительными голосами и т. Д.

Хотя его транскрипции гораздо более известны, Годовский также написал ряд существенных оригинальных произведений. Он считал Passacaglia (1927) и собрание пьес для левой руки (1930–31) своими наиболее зрелыми творениями; оба, однако, используют традиционный подход к гармонии и контрапункту. Более экспериментальной работой была Java Suite (Phonoramas) (1925), написанная после посещения Явы под влиянием музыки гамелан. Годовски одинаково комфортно писал крупномасштабные произведения, такие как Пассакалия или Соната для фортепиано с пятью частями ми минор (1911), поскольку он создавал коллекции меньших произведений, таких как 46 миниатюр для фортепиано в четыре руки и Triakontameron (1920; с подзаголовком «30 настроений и сцен в тройном такте»).

Довольно много оригинальных произведений Годовского очень трудно исполнить; Пассакалия (состоящая из 44 вариаций, каденции и фуги на вступительную тему «Неоконченной» симфонии Франца Шуберта ) была объявлена ​​неиграбельной даже Владимиром Горовицем, который утверждал, что для его выполнения потребуется шесть рук. Тем не менее, у работы есть несколько записей.

Несмотря на свой традиционализм, сочинения Годовского могли повлиять на Мориса Равеля и Сергея Прокофьева.

Восприятие и влияние

Годовский был одним из самых уважаемых пианистов своего времени, хвалят слушатели, коллеги и критики. Артур Рубинштейн заметил, что ему потребуется «пятьсот лет, чтобы получить механизм, подобный [Годовскому]», в то время как Ферруччо Бузони считал себя и Годовского единственными композиторами, которые добились существенного вклад в написание и исполнение на клавиатуре со времен Листа.

Феноменально сложные транскрипции и безупречная техника Годовского побудили некоторых критиков охарактеризовать его как «пианиста для пианистов», как это сделал Джеймс Хунекер. Среди поклонников Годовского были такие выдающиеся пианисты, как Владимир де Пахманн и Сергей Рахманинов, которые, по словам дочери Годовского, Дагмар, боготворили музыку и выступления своего отца.

Даже те. кто не любил интерпретации Годовского, обычно признавал его огромные технические способности: Клаудио Аррау, например, объявил Годовского «одним из величайших техников», хотя он считал свою игру «скучной» и жаловался, что Годовский никогда не играл выше mezzo-forte ».

Обширный репертуар Годовского насчитывал более двух столетий музыки, от современной музыки до музыки Рамо и Люлли, чью музыку он переписывал. Хотя он регулярно играл на публичных концертах до 1930 года, Годовски мучился страхом перед сценой и, как и многие исполнители его времени, особенно не любил студию звукозаписи. Однажды он описал процесс записи так:

Страх сделать пустяк неправильно усилился во время игры; чем лучше удавалось сыграть вышесказанное, тем сильнее становился страх во время игры. Это было ужасное испытание, которое становилось все более чувствительным к художнику. Весной 1930 года в Лондоне я потерял здоровье из-за этих смертоносных пыток. Как можно думать об эмоциях!

Следовательно, было признано, что лучшая работа Годовского была не на публике или в студии звукозаписи, а дома. Однажды ночью, покинув дом Годовски, Йозеф Хофманн сказал Абраму Часинсу : «Никогда не забывайте то, что вы слышали сегодня вечером; никогда не теряйте память об этом звуке. Нет ничего подобного в мире. Прискорбно, что мир никогда не слышал Попси, поскольку только он может играть ».

Среди учеников Годовского были Пол Уэллс, Аполинарий Селуто, Ян Сметерлин, Иссей Добровен, Тина Лернер, Фанни Чарльз Диллон, Элис Фриска, Эбби Саймон, Миртл Эльвин и, самое главное, Генрих Нейгауз, обучавший Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса и Раду Лупу, среди прочего.

Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Леопольдом Годовским.
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Леопольдом Годовским

Записи

Последняя правка сделана 2021-05-26 06:48:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте