Берлин Фридрихштрассе (Немецкий: ( слушай )) - это железнодорожная станция в немецкой столице Берлине. Он расположен на Фридрихштрассе, главной улице с севера на юг в районе Митте Берлина, рядом с точкой, где улица пересекает реку Шпрее. Под станцией находится станция метро Friedrichstraße.
Благодаря центральному расположению в Берлине и близости к таким достопримечательностям, как бульвар Унтер-ден-Линден, Бранденбургские ворота и Рейхстаг, вокзал - излюбленное место отдыха туристов. В то же время это главный перекресток для региональных перевозок в Берлине, измеряемый количеством пассажиров.
Во время холодной войны Фридрихштрассе прославилась благодаря будучи станцией, которая полностью находилась в Восточном Берлине, но по-прежнему обслуживалась поездами городской и городской железной дороги из Западного Берлина, а также поездами дальнего следования из стран к западу от железный занавес. Станция также была основным пограничным переходом между Восточным и Западным Берлином.
В 1878 году первая станция была построена по планам между Фридрихштрассе и река Шпрее в рамках строительства Берлинского городского шоссе. Одновременно архитектор работал над соседней станцией Hackescher Markt. Так же, как надземный виадук, в который станция интегрирована, станция опирается на большие арки, построенные из кирпича. Станция имела две платформы с двумя путями на каждой, покрытые большим изогнутым железнодорожным навесом, который опирался на стальные фермы разной длины, чтобы перекрывать кривизну путепровода под ним. Главный вход находился с северной стороны, остановка для конных экипажей - с южной. Открытие вокзала состоялось 7 февраля 1882 года в рамках торжественного открытия Берлинского городского шоссе. Поезда дальнего следования начали движение 15 мая того же года.
Из-за того, что через станцию проходило большое количество транспортных средств еще до Первой мировой войны, в 1914 году планировалось расширить станцию. На северной стороне скоростной железной дороги появилась новая, слегка приподнятая платформа, а существующие платформы были немного уже, оставив одну платформу для городской железной дороги и две платформы для поездов дальнего следования. Двухарочный навес для поезда со стальными фермами, построенный между 1919 и 1925 годами, имел большие стеклянные фасады. С северной стороны здания были построены два вестибюля в экспрессионистском стиле, а вся северная сторона была покрыта характерной темной плиткой. Южный фасад был оштукатурен только до последней реконструкции в 1999 году, когда он был также покрыт плиткой.
В 1923 году станция метро Friedrichstrasse линии C (сегодня U6 и юго-восток U7 ) был завершен, создав первую часть подземного лабиринта, который существует на станции до сих пор.
В начале 1930-х годов строительство снова началось на станции Фридрихштрассе, поскольку туннель Север-Юг городской железной дороги был проложен под станцией. Длинный пешеходный туннель, соединяющийся с одноименной станцией метро Berlin U-Bahn, также был проложен под северным концом станции, и эта станция метро получила характерную желтую плитку, которая сохранилась до сих пор. 27 июля 1936 года, незадолго до летних Олимпийских игр 1936 года, была открыта станция метро.
После «Хрустальной ночи », начинающейся 1 декабря 1938 года, Тысячи еврейских детей выехали со станции или прошли через нее, чтобы покинуть Германию в рамках Движения детей-беженцев.
В начале 1943 года станция подверглась бомбардировке польским диверсионно-диверсионным отрядом "" с 14 человек убиты и 27 ранены.
Он избежал серьезных повреждений во время бомбардировки Берлина во Второй мировой войне. U-Bahn и S-Bahn прекратили работу 23 и 25 апреля 1945 года соответственно из-за нехватки электроэнергии. Утром 2 мая 1945 года, в день капитуляции Берлина, взрыв туннеля Север-Юг под Ландверканалом вызвал затопление туннеля, включая подземную станцию скоростной железной дороги на Фридрихштрассе, а также большую ее часть. подземной сети Берлина через соединительный туннель между городской железной дорогой и Берлинской городской железной дорогой на соответствующих станциях Фридрихштрассе.
Реконструкция началась в 1945 году. Поезда сначала вернулись на указанные выше объекты земля. К концу мая - началу июня 1945 года BVG, оператор берлинской U-Bahn, перекрыл пешеходный туннель между туннелем S-Bahn и станцией U-Bahn, чтобы предотвратить затопление туннеля водой. Рейхсбан, оператор городской железной дороги, заявил, что у него нет средств для закрытия утечек в туннеле. 4 июня BVG приступила к осушению подземной системы. 12 июля метро вновь открыло свою станцию Фридрихштрассе для двух одноколейных шаттлов, одна с севера и одна с юга, встречающиеся там, регулярное двухпутное движение возобновилось с 5 декабря 1945 года. Рейхсбан осушил свой туннель Север-Юг только позже и снова открыл 2 июня 1946 года подземная электричка. 1 декабря того же года туннель Север-Юг и подземная станция городской железной дороги Фридрихштрассе снова закрылись на капитальный ремонт, который продолжался до 16 октября 1947 года, когда туннель Север-Юг снова был полностью готов к работе.
В начале холодной войны и ее напряженности между западным и оккупированным Советским Союзом секторами Берлина, Фридрихштрассе Станция сыграла важную роль в том, чтобы жители Берлина могли связаться со своими друзьями и родственниками в других районах Берлина. В конце 1946 года Советское военное управление в Германии создало восточногерманскую пограничную полицию, которой было поручено предотвратить Republikflucht (побег из восточногерманской республики). С возведением внутренней границы Германии в 1952 году Восточная Германия была в значительной степени изолирована с запада. Однако Берлин и, в частности, система общественного транспорта, которая пересекала западные союзные и советские секторы, все еще оставались дырой в этом железном занавесе. Соответственно, Берлин стал основным маршрутом, по которому восточные немцы ушли на Запад. 3,5 миллиона восточных немцев, уехавших к 1961 году, составляли примерно 20% всего населения Восточной Германии, многие использовали станцию Фридрихштрассе с ее оживленным движением в качестве отправной точки для своего побега. Во время восстания 1953 года в Восточной Германии и Восточном Берлине Рейхсбан национальная железная дорога остановила городской транспорт в период с 17 июня по 9 июля 1953 года.
Когда Восточно-германское правительство возвело Берлинскую стену 13 августа 1961 года, оно также прервало линии метро, городской железной дороги и поезда дальнего следования, которые пересекали Берлин. Район Берлин-Митте, где расположена станция Фридрихштрассе, был окружен в северном, западном и южном направлениях западными секторами: для скоростной железной дороги на станции Фридрихштрассе, следующая станция на западе находился через стену в Западном Берлине, к северу были еще три остановки в советском секторе и только две к югу. Ситуация была аналогичной для метро U6 под Фридрихштрассе, у которого было три станции на север и две станции на юг перед пересечением стены.
Таким образом, несмотря на то, что они полностью расположены в Восточном Берлине, все подземные сооружения станции, а именно платформа скоростной железной дороги туннеля Север-Юг и станция метро, были доступны только для пассажиров из западных секторов. в качестве пересадочной станции или для доступа к пограничному переходу на уровне земли.
Надземные сооружения на сводах Stadtbahn были разделены по платформам:
Между платформами B и C находился металлический стеклянный барьер, который практически выполнял ту же функцию, что и Берлинская стена : пограничные войска Восточной Германии разделили станцию на две полностью изолированные зоны, обе полностью находящиеся под вооруженным контролем, одна для людей в Восточном Берлине, а другая для транзитных путешественников, лиц, переключающихся между разными железнодорожные линии, идущие на запад, и несколько жителей Востока с труднодоступной выездной визой - все в одном здании вокзала с лабиринтом путей сообщения. g коридоры, заграждения, многочисленные камеры, вооруженная охрана со служебными собаками, агенты в штатском, а также лоджия под крышей для наблюдения вооруженным пограничным патрулем и офицерами Штази
.Следы между западной и восточной системами были, помимо путей на большие расстояния, полностью разделены. Поезда городской железной дороги, использующие усиленно охраняемые обгонные пути к западу от платформы C, требовали разрешения от командира пограничной службы. Обмен подвижным составом между разделенными сегментами городской железной дороги Берлина был возможен только через пути дальнего следования на платформе A. Эти пути были оборудованы переключателями для предотвращения побега попытки.
На уровне земли, между надземной и надземной частью станции, находились сооружения для перехода в Восточный Берлин. Сюда входили три индивидуальных паспортных проверки, таможенный контроль, комнаты ожидания (поскольку переход мог занять от 15 минут до нескольких часов), комнаты для допросов, камеры содержания, кабинеты для регистрации и записи. людей, пересекающих границу, и стойку для оплаты визовых сборов и (обязательного) обмена валюты.
Благодаря своему расположению в центре Берлина, с его многочисленными магазинами, офисами, официальными зданиями, посольствами, отелями, а также культурно-развлекательная (Фридрихштадтпаласт, театр Метрополь, оперный театр, Музейный остров ), а также будучи пограничным пропускным пунктом, движение на станции было огромным. Вначале, после того как стена была построена, пограничное движение в восточном и западном направлениях контролировалось на уровне земли. Эти довольно стесненные обстоятельства, усугубляемые движением на станции и вокруг нее, привели к строительству здания на площади к северу от станции, которое было соединено с главной станцией. Это новое здание использовалось для пересечения границы в западном направлении с отдельными контрольно-пропускными пунктами для жителей Западного Берлина, западных немцев, иностранцев и дипломатов, транзитных путешественников и небольшого числа восточных немцев с выездными визами. На двери был пост охраны, чтобы отделить людей, которым разрешено пересекать границу, от лиц, не имеющих на это права, что привело к многим слезным прощаниям перед зданием. Это дало зданию прозвище Tränenpalast («Дворец слез»).
На южной стороне здания вокзала находился так называемый «служебный вход» (Diensteingang) для персонала Deutsche Reichsbahn (восточно-германские национальные железные дороги ). Этот вход вел через собственную диспетчерскую, а затем через несколько коридоров к двери на первом этаже «западной» стороны. Запись была использована для проникновения и эксфильтрации агентов из восточно-германской разведки, а также для разрешения членам западногерманской коммунистической партии и Западного Берлина социалистическая партия пройти без проверки и регистрации. Этот секретный путь между двумя фронтами "холодной войны" был также маршрутом бегства для некоторых членов западногерманской террористической организации Фракция Красной армии, чтобы избежать ареста в Западной Германии. 7 июля 1976 г. официально объявленные в розыск Движение 2 июня члены Инге Виетт, Моника Берберих, Габриэль Роллник и Джулиана Пламбек бежали вслед за их побег из тюрьмы, и 27 мая 1978 года Тилль Мейер сбежал в Восточную Германию через станцию Фридрихштрассе, хотя они там не остались. Позже Вьетт снова бежал в Восточную Германию и оставался там до падения Берлинской стены. В противоположном направлении, 18 января 1979 года, восточногерманский двойной агент использовал этот путь, чтобы сбежать на Запад.
Железнодорожная станция была еще одной достопримечательностью во время холодной войны. На уровне земли и на подземных платформах с «западной» стороны станции были так называемые Intershops, созданные специально для путешественников из Западного Берлина, которые не хотели проходить через пограничный контроль Восточной Германии. Первоначально это были просто передвижные тележки с алкоголем и табаком, но вскоре они превратились в магазины, интегрированные в станцию, где предлагались продукты питания, алкоголь, табак, книги, игрушки, украшения, косметика, подарки и многое другое. Можно было выйти из метро, сделать покупку, а затем вернуться на следующий поезд и вернуться в Западный Берлин, не проходя пограничный контроль Восточной Германии. Покупки можно совершать в любой полностью конвертируемой валюте, например в США. долларов, французских франков, фунтов стерлингов, швейцарских франков и особенно западногерманских немецких марок. Товары предлагались беспошлинно, что делало особенно привлекательными для пассажиров из Западного Берлина алкогольные и табачные изделия. Об этом также было известно таможенному агентству Западного Берлина , которое иногда проверяло путешественников, прибывающих с Фридрихштрассе, на их первой станции в Западном Берлине.
В период с 1985 по 1987 год проводился небольшой ремонт поезда. имел место сарай, где вместо средней деревянной кровли было установлено остекление. Заменено освещение, окрашены металлические части сарая.
Сразу после падения Берлинской стены движение по S-Bahn в Берлине, а также движение поездов дальнего следования в / из Берлина резко увеличилось. Сначала, чтобы немедленно облегчить передвижение между Восточным и Западным Берлином, стены и заграждения, которые были построены для разделения станции, были удалены. К июлю 1990 года разорванные пути на платформе C были повторно соединены, и спустя почти 29 лет движение на линии Stadtbahn виадука от станции Berlin Alexanderplatz <217 снова было непрерывным.>до станции Берлинского зоопарка. В годы Восточной Германии на станции почти не производилось технического обслуживания, и особенно подземная часть выглядела как реликвия другого времени.
В период с августа 1991 г. по февраль 1992 г. туннель скоростной железной дороги Север-Юг, включая подземный участок станции Фридрихштрассе, был закрыт на реконструкцию. Из-за повреждений, нанесенных Второй мировой войной, а он неполный, его продлили до полного закрытия. Последний ущерб от наводнения во время войны был устранен в декабре 1991 года.
В период с октября 1995 года по сентябрь 1999 года наземный и приподнятый уровни на виадуке Штадтбан были полностью отремонтированы, что стоило Deutsche Bahn a всего 220 миллионов немецких марок. Фасад здания был облицован терракотовой клинкерной плиткой, как и в оригинальном здании, на этот раз включая южную сторону здания. Под станцией проложен дополнительный туннель для движения к метро U6, а между этажами добавлено лифтов. Первый этаж площадью 5200 квадратных метров (56 000 квадратных футов) был преобразован в торговую зону с 50 предприятиями. После открытия региональные поезда теперь останавливаются на платформах A и B.
Начиная с 2002 года, туннель городской железной дороги Север-Юг был снова отремонтирован, в результате чего на станции Фридрихштрассе были удалены последние следы Восточной Германии - зеленые плитки покрытие стен.
30 ноября 2008 г. был открыт памятник 10 000 еврейским детям, спасенным Движением детей-беженцев, а также депортированным, которые начали свой путь в этом станция. Фрэнк Мейслер, скульптор мемориала, сам был спасен одним из поездов, следовавших на Лондон вокзал Ливерпуль-стрит (где аналогичный памятник отмечает прибытие детей
Станция обслуживается следующими службами:
S-Bahn и региональные поезда останавливаются на верхних платформах A - C на Berlin Stadtbahn виадуке, возвышающемся над улицами города. Этот верхний уровень станции огорожен двумя железнодорожными навесами залами. Меньший навес на северной стороне используется для городской железной дороги, больший на юге для региональных поездов. Платформа D - это станция на туннеле Север-Юг городской железной дороги, расположенная под землей примерно на уровне восточного берега реки Шпрее.
Станция метро линии U6 находится в восточной части станции, прямо под Friedrichstraße. Кроме того, южная сторона станции служит станцией и конечной точкой для ряда трамваев и автобусов транспортной компании Берлинской транспортной компании.
После реконструкции в 1999 году на вокзале разместились многочисленные магазины, бутики и рестораны, благодаря чему вокзал гармонирует с соседним торговым районом Фридрихштрассе. Кроме того, на станции находится центр обслуживания клиентов Берлинской городской железной дороги и туристический центр Deutsche Bahn. На площади на южной стороне вокзала находится большая стоянка такси , и станция также связана с автобусной и трамвайной системой Берлина.
Бывший Tränenpalast до 2006 года использовался как клуб и сцена для различных представлений, таких как чтения, концерты и кабаре. С сентября 2011 года в здании стать филиалом музея Бонна на базе Haus der Geschichte (Дома истории), где проходит постоянная выставка, посвященная истории пересечения внутренней германской границы с особым акцентом на каково было пересечь Восточный и Западный Берлин.
Есть множество фильмов, в которых есть сцены, снятые на станции Фридрихштрассе:
Кроме того, восточногерманский шпион Вернер Стиллер описывает свой побег через станцию в своих мемуарах «За стеной».
В Мистер Норрис меняет поезда романист Кристофер Ишервуд заставляет Уильяма Брэдшоу есть ветчину и яйца с Артуром Норрисом в первоклассном ресторане вокзала.
В Call of Duty: World at War станция использовалась как средство побега для Красной Армии во время битвы за Берлин.
В романе Майкла Калифры «Ничейная земля» рассказчик истории, эмигрант из США по имени Ричард, который живет в Западном Берлине, задержан на станции после того, как провел ночь со своей девушкой из Восточной Германии, Трауди Францке.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Bahnhof Berlin Friedrichstraße. |