Пограничные переходы Берлина были пограничными переходами, созданными в результате раздела Германии после Второй мировой войны . До строительства Берлинской стены в 1961 году передвижение между восточным и западным секторами Берлина было полностью неконтролируемым, хотя советские и восточногерманские власти все чаще вводили ограничения на основных переходах между секторами. Этот свободный доступ, особенно после закрытия внутренней границы Германии, позволил эмиграции и дезертирству из Восточного блока. Официальные лица Восточной Германии, униженные этим массовым дезертирством, впоследствии решили воздвигнуть Берлинскую стену, чтобы не дать жителям покинуть Восточную Германию.
После строительства Берлинской стены в 1961 году пограничные станции между Восточным Берлином (считались столицей Восточной Германии Германской Демократической Республикой, но непризнанными западными союзниками ), и были созданы сектора, контролируемые этими тремя западными союзниками. Хотя поначалу переходов было немного, за время существования стены было построено больше участков. Многие восточные немцы незаконно пересекли стену, перелезая через нее, обходя ее или копаясь под ней, в то время как многие другие погибли при попытке перейти.
Между Западным Берлином и территорией Германской Демократической Республики (ГДР) пограничные станции были очень эффективно развиты на стороне ГДР. (Официальное обозначение контролируемого приграничного движения было Grenzübergangsstelle, GÜSt: пункт пересечения границы.) Пограничные служащие и таможенные агенты контролировали входящий и исходящий трафик в соответствии с установленными процедурами, иногда с максимальной тщательностью. Строгое разделение труда между различными организациями было правилом. Безопасность внешней границы и пограничных переходов обеспечивалась специальными охранными подразделениями пограничных войск ГДР (немецкое сокращение SiK, сокращение от Sicherungskompanien).
Фактические проверки движения транспортных средств и пешеходов проводились подразделениями паспортного контроля (немецкое сокращение PKE, сокращение от Passkontrolleinheiten). Подразделения ПКЕ находились под командованием не пограничных войск ГДР и, следовательно, Министерства обороны, а Министерства государственной безопасности (отдел VI / отдел 6, паспортный контроль). Однако во время дежурства на пограничных станциях сотрудники ПКЕ носили ту же форму, что и пограничники. Для личных проверок использовались исключительно высококвалифицированные и специально обученные силы. Паспорта, удостоверения личности и т. Д. Могут быть переданы с мест проверки в центр обработки данных с использованием систем видеонаблюдения и ультрафиолетового излучения, где они будут записаны. Отсюда с помощью цифрового дисплея на блок паспортного контроля подавались команды, например «перелистывать страницу», «запрашивать дополнительную документацию», «задерживать обработку», задавать заранее определенные вопросы и т. Д.
На Западный Берлин находились стороны, полицейские и таможенные агенты. Обычно там не проводились личные проверки.
Западные немцы и граждане других западных стран могли вообще посещать Восточную Германию. Обычно для этого требовалось подать заявление на визу в посольстве Восточной Германии за несколько недель до прибытия. Визы для однодневных поездок, ограниченных Восточным Берлином, были выданы без предварительного заявления в упрощенной процедуре при пересечении границы. Однако власти Восточной Германии могут отказать в разрешении на въезд без объяснения причин. В 1980-х годах посетители из западной части города, которые хотели посетить восточную часть, должны были обменять не менее 25 немецких марок на валюту Восточной Германии по плохому обменному курсу 1: 1. Вывозить восточногерманские валюты с Востока было запрещено, но неиспользованные деньги можно было оставить на границе для возможных будущих посещений. Туристам, переходящим с запада, также нужно было платить за визу, которая стоила 5 немецких марок; Жителям Западного Берлина платить не пришлось.
Жители Западного Берлина изначально не могли посещать Восточный Берлин или Восточную Германию. Все контрольно-пропускные пункты были закрыты для них в период с 26 августа 1961 года по 17 декабря 1963 года. В 1963 году переговоры между Востоком и Западом привели к ограничению возможности посещений во время рождественского сезона того года (Passierscheinregelung). Подобные очень ограниченные договоренности были достигнуты в 1964, 1965 и 1966 годах. В 1971 году с Соглашением о четырех державах по Берлину были достигнуты соглашения, которые позволили жителям Западного Берлина подавать заявки на получение виз для въезда в Восточный Берлин и Восточную Германию на регулярной основе. сопоставимо с правилами, уже действующими для западных немцев. Однако власти Восточной Германии по-прежнему могут отказать во въезде.
Восточные берлинцы и восточные немцы поначалу вообще не могли ездить в Западный Берлин или Западную Германию. Это постановление оставалось в силе практически до падения стены, но с годами было внесено несколько исключений из этих правил, наиболее значительными из которых были:
Однако каждое посещение нужно было оформлять индивидуально, и разрешение никогда не подавалось. гарантировано. Кроме того, даже если поездка была одобрена, путешественники из ГДР могли обменять лишь очень небольшую сумму восточногерманских марок на немецких марок (DM), тем самым ограничив финансовые ресурсы, доступные для поехать на запад. Это привело к появлению в Западной Германии практики ежегодного предоставления небольшого количества немецких марок (Begrüßungsgeld, или приветственных денег) гражданам ГДР, посещающим Западную Германию и Западный Берлин, чтобы облегчить эту ситуацию.
Граждане других восточноевропейских стран, кроме Югославии, в целом подпадали под тот же запрет на посещение западных стран, что и восточные немцы, хотя применимые исключения (если таковые имеются) варьировались от страны к стране. Граждане Венгрии могли беспрепятственно пересекать территорию Западного Берлина с 1 января 1988 года.
13 августа В 1961 году переходы проходили на Копенгагенер-штрассе, Вулланкштрассе, Борнхольмер-штрассе, Брунненштрассе, Хаусештрассе, Бранденбургских воротах, Фридрихштрассе, Генрих-Гейне-штрассе, Обербаумбрюкке, Пушкиналлее, Эльзененштрассе, Зонненштрассе, Зонненштрассе. Копенгагенерштрассе, Волланкштрассе, Брунненштрассе, Пушкиналлее, Эльзенштрассе и Рудоверштрассе были закрыты 23 августа 1961 года, а взамен был открыт контрольно-пропускной пункт Инвалиденштрассе.
Между Восточным и Западным Берлином было несколько пограничных переходов :
Кроме того, полностью расположен в Восточном Берлине (добраться на трамвае, метро или по железной дороге):
Эти переходы могут использоваться для проезда по предписанным транзитным магистралям и для проезда в пределах СОЗ / ГДР:
Многочисленные пограничные переходы на водных путях (например, Шпрее, Гавел, канал Телтов ) были только открыты на коммерческие грузовые перевозки. Рекреационные лодки приходилось загружать на корабли или буксировать по суше.
В и из аэропорта Берлин-Шёнефельд для авиаперелета:
также, на территории Восточного Берлина (проезд по трамваю, U-Bahn или по железной дороге):
В аэропортах Берлин-Темпельхоф и Берлин-Тегель находились пограничные переходы, которые контролировались полицией и таможней Западного Берлина. Они не находились на территории, контролируемой ГДР. Помимо оформления международных авиаперелетов, проверялись личные документы путешественников между Западным Берлином и Федеративной Республикой.
Различные незаконные или неофициальные переходы границы достоверно не задокументированы:
Между падением Берлинской стены 9 ноября 1989 г. и отменой смертной казни Из всех пунктов пограничного контроля на 1 июля 1990 года было построено множество дополнительных пограничных переходов для временного использования. Из-за своей символической ценности самыми известными из них были Глинике мост, Бернауэр-штрассе, Потсдамская площадь и Бранденбургские ворота.
. Открытие Бранденбургских ворот было просто формальностью по связям с общественностью, которая состоялась 22 декабря 1989 г. по просьбе тогдашнего - канцлера Гельмута Коля. Сотни съемочных групп со всего мира неделями ждали этого исторического события.
Переход на Эберсвальдер-штрассе, созданный 11 ноября 1989 года, через два дня после падения Берлинской стены.Западным немцам и жителям Западного Берлина было разрешено безвизовый въезд в Восточный Берлин и Восточную Германию с 23 декабря 1989 года. тогда они могли посещать только при ограничительных условиях, которые включали подачу заявления на визу за несколько дней или недель и обязательный обмен как минимум 25 немецких марок в день их запланированного пребывания. Таким образом, в период с 9 ноября 1989 г. по 23 декабря 1989 г. восточные немцы могли путешествовать более свободно, чем жители Запада, поскольку они могли пересекать границу Западного Берлина, просто проверяя паспортные данные.
Есть также дороги, которые вновь открываются в период с 12 июня 1990 г. по 21 июня 1990 г. с пограничным контролем или без него.
Контроль был прекращен 1 июля 1990 г., в день валютного союза, и до фактического воссоединения Германии 3 октября 1990 г. Через несколько месяцев после падения Стены граница переходы между Востоком и Западом становились все более и более неуместными.
Сегодня несколько частей построек сохранились как памятник.
Хронологический список пунктов пересечения границы Берлина, открытых до 30 июня 1990 г. | |||||
---|---|---|---|---|---|
No | Дата | Время | Местоположение | Связанные области | Примечания |
1 | 10 ноября 1989 г. | 08:00 | Кирххайнер Дамм | Mahlow / Berlin-Lichtenrade (F 96 / B 96) | Уже используется для канализации грузовики, были открыты для частных лиц |
2 | 18:00 | Мост Глинике | Потсдам / Берлин-Ванзее | Уже использовавшийся для союзников, был открыт для частных лиц | |
3 | 11 ноября 1989 г. | 08:00 | Eberswalder Straße / Bernauer Straße | Prenzlauer Berg / Berlin-Wedding | |
4 | Станция метро Jannowitzbrücke | Берлин-Митте / линия метро U8 | Ранее станция-призрак | ||
5 | 13:00 | Puschkinallee / Schlesische Straße | Treptow / Berlin-Kreuzberg | ||
6 | 12 ноября 1989 г. | 08:00 | Потсдамская площадь | Берлин-Митте / Тиргартен | |
7 | 13 ноября 1989 г. | 08:00 | Волланкштрассе | Панков / Берлин-Свадьба | |
8 | 18:00 | Falkenseer Chaussee | Falkensee / Berlin-Spandau | ||
9 | 14 ноября 1989 г. | 08:00 | Филипп-Мюллер-Аллее / Остпройссендамм | Teltow / Berlin-Lichterfelde | |
10 | Stubenrauchstraße - Massantebrücke | Berlin-Johannisthal / Berlin-Rudow | |||
11 | 11 декабря 1989 г. | Карл- Marx-Straße / Benschallee | Kleinmachnow / Berlin-Nikolassee-Düppel | ||
12 | 22 декабря 1989 г. | станция метро Rosenthaler Platz | Берлин-Митте / линия метро U8 | Ранее станция-призрак | |
13 | Бранденбургские ворота | Берлин-Митте / Тиргартен | |||
14 | 3 января 1990 г. | Карл-Маркс -Straße / Buckower Damm | Groß Ziethen / Berlin-Buckow | ||
15 | 13 января 1990 года | Ruppiner Chaussee | Hennigsdorf-Stolpe Süd / Berlin -Heiligensee-Schulzendorf | ||
16 | 22 января 1990 г. | Станция Griebnitzsee | уже использовалась в качестве транзитного перехода, затем была открыта для недавно открытого пригородного поезда Потсдам-Ванзее | ||
17 | 30 января 1990 года | Потсдам-Шоссе | Грос-Глинике / Берлин-Кладов-Гросс Глинике | ||
18 | 17 февраля 1990 г. | Berliner Straße / Oranienburger Chaussee (F 96 / B 96) | Hohen-Neuendorf / Frohnau | ||
19 | 3 марта 1990 г. | Oranienburger Chaussee / Berliner Straße (через "Entenschnabel" F 96 / B 96) | Глинике-Нордбан / Хермсдорф (Берлин) | ||
20 | 17 марта 1990 г. | Rudolf-Breitscheid-Straße / Neue Kreisstraße | Потсдам-Бабельсберг / Берлин-Ванзее-Кольхазенбрюк | ||
21 | Бёттчерберг | Потсдам-Кляйн-Глинике / Берлин-Ваннзее 503>22 | 23 марта 1990 г. | Lindenstraße | Берлин-Митте / Берлин-Кройцберг |
23 | 31 марта 1990 г. | Zehlendorfer Damm / Machnower Straße | Kleinmachnow / Berlin-Zehlendorf | ||
24 | 6 апреля 1990 года | Lichtenrader Straße / Groß Ziethener Straße | Groß Ziethen / Берлин-Лихтенраде | ||
25 | Arcostraße / Beethovenstraße | Mahlow / Berlin-Lichtenrade | |||
26 | 7 апреля 1990 г. | Brunnenstraße | Берлин-Митте / Берлин -Wedding | ||
27 | Kopenhagener Straße | Berlin-Niederschönhausen-Wilhelmsruh / Berlin-Reinickendorf | |||
28 | 12 апреля 1990 г. | Мост Шиллинга / Köpenicker Straße | Berlin-Mitte / Berlin-Kreuzberg | ||
29 | Elsenstraße | Treptow / Berlin-Neukölln | |||
30 | Станция метро Bernauer Straße | Берлин-Митте / Берлин-Веддинг | Ранее станция-призрак, она была открыта без пограничного контроля, с прямым доступом в Западный Берлин | ||
31 | Рудовер Chaussee / Groß-Ziethener Chaussee | Groß Ziethen / Berlin-Rudow | |||
32 | 27 мая 1990 г. | Torweg | Staaken-West / Berlin- Стаакен | ||
33 | 8 июня 1990 г. | Даммвег | Берлин-Баумшуленвег / Берлин-Нойкёльн | ||
34 | 11 июня 1990 г. | Мост Бемштрассен | Пренцлауэр Berg / Berlin-Wedding | ||
35 | 17 июня 1990 | Wilhelmsruher Damm | Берлин-Розенталь / Берлин-Виттенау-Märkisches Viertel | ||
36 | 23 июня 1990 г. | Berliner Allee / Schönwalder Allee | Schönwalde / Berlin-Spandau | ||
37 | Мост Кнезебека | Teltow / Berlin-Zehlendorf -Шёнов | |||
38 | 30 июня 1990 г. | Großbeeren-Heinersdorf / Marienfelder Allee (F 100 / B 101) | Берлин-Мариенфельде |
Сегодня единственные оставшиеся пограничные переходы в Берлине расположены в аэропортах Тегель и Шёнефельд (Шёнефельд расположен за пределами города Берлина) и во всех холодной войне - особые процедуры пограничного контроля вообще исчезли. Они укомплектованы Федеральной полицией Германии и таможней для обычных проверок международного трафика.
: Im Schatten der «Agentenbrücke» (В тени «Моста агентов»), 260 страниц, GNN Verlag, ISBN 3 -89819-140-0 (на немецком языке)
.
(на немецком языке)
Восточногерманские охранники на контрольно-пропускном пункте Дрюитц-Драйлинден.
Паспортный контроль в автобусе на перекрестке Дрюитц-Драйлинден.
То, что сегодня осталось от КПП Браво.
Контрольно-пропускной пункт Чарли в 1977 году.
Переход Контрольно-пропускной пункт Чарли в 1988 году.
Переход на Зонненаллее.
Перекресток Chausseestraße в 1964 году.
Перекресток Invalidenstraße в 1964 году.
Проверка паспортов на перекрестке Oberbaumbrücke в 1972 году.
КПП возле железнодорожной станции Friedrichstraße, которая, хотя и полностью находилась в Восточном Берлине, была крупный переход, так как он обслуживался поездами из Западного Берлина.
Пограничный переход Хеерштрассе в 1955 году.
Толпы восточных немцев устремились к переходу на Борнхольмерштрассе 10 ноября 1989 года, через день после падения Берлинской стены.
Переход через улицу Борнхольмер Штрассе.
Очереди машин на перекрестке Борнхольмер штрассе.
Толпы на перекрестке Chausseestraße 10 ноября 1989 года.
На перекрестке Invalidenstraße 10 ноября 1989 года.
На контрольно-пропускном пункте Чарли 10 ноября 1989 года.
Восточные немцы проезжают через контрольно-пропускной пункт Чарли, когда едут. преимущество смягченных ограничений на поездки для посещения Западной Германии. Это Лада 2102.
Очереди на вокзале Фридрихштрассе после падения стены.
Пограничный контроль на недавно открытом переходе Бранденбергер Тор 23 декабря 1989 года.
Толпы людей направляются к переходу Бранденбергер Тор.
Канцлер Западной Германии доктор Гельмут Коль, мэр Западного Берлина Вальтер Момпер, министр иностранных дел Западной Германии Ганс-Дитрих Геншер и премьер-министр Восточной Германии доктор Ханс Модров на открытии перехода Бранденбургские ворота 22 декабря 1989 года.
Рекламный проспект об открытии перехода через Бранденбургские ворота.
Эберсвальдерштрассе создается в ночь на 10 ноября 1989 года, на следующий день после падения Берлинской стены. На следующий день переход был открыт.
Восточногерманские охранники работают на перекрестке Рудовер-Хаусзее 21 ноября 1989 года.
Сцена на перекрестке Штубенраухштрассе 14 ноября 1989 года. у Берлинской стены на Потсдамской площади 14 ноября 1989 года.
Новый переход между Восточным и Западным Берлином на Потсдамской площади в ноябре 1989 года.
Новый переход между Восточным и Западным Берлином на Потсдамской площади в ноябре 1989 года.
Восточногерманские пограничники на пешеходном переходе, соединяющем платформы S-Bahn и U-Bahn, который находится под юрисдикцией Западного Берлина, на станции метро Jannowitzbrücke в ноябре 1989 года.
Длинные очереди на пересечение границы на станции метро Jannowitzbrücke в ноябре 1989.
Восточно-германская печать из "КПП Чарли" 1964
Штамп в паспорте пешеходного перехода Бранденбургские ворота, 1990 год.
Переход на вокзал Фридрихштрассе.
Железнодорожный переезд Грибницзее.
Перекресток на Потсдамской площади, 1990 год.
Перекресток на Борнхольмер-штрассе, 1990 год.
Перекресток Дрюитца с автобаном.
Переход на Стаакенскую дорогу.
Борнхольмер-штрассе и недавно открывшиеся пограничные переходы Эберсвальдер-штрассе.
Марки с пересечений Бранденбургских ворот и Потсдамской площади, а также пересечения железнодорожной станции Фридрихштрассе и перехода Фридрихштрассе, более известного как КПП Чарли.