Битва при Туре

редактировать
Победа франков над Омейядом, 732
Битва при Туре
Часть вторжения Омейядов в Галлию
Steuben - Bataille de Poitiers.png . «Батай де Пуатье в октябре 732 года» Шарля де Стойбена романтически изображает триумфатора Чарльза Мартеля (верхом) лицом к Абдулу Рахману аль-Гафики (справа) в битве при Экскурсии.
Дата10 октября 732 г.
МестоположениеМусса-ла-Батай, Франция. 47 ° 23′37 ″ с.ш. 0 ° 41 ′ 21 ″ в.д. / 47,3936 ° с.ш., 0,6892 ° в.д. / 47,3936; 0,6892 Координаты : 47 ° 23'37 ″ N 0 ° 41'21 ″ E / 47,3936 ° N 0,6892 ° E / 47,3936; 0,6892
РезультатРешительная победа франков, вывод армии Омейядов
Воюющие стороны

Королевство франков Западные франки

Халифат Омейядов
Командиры и лидеры
Абдул Рахман аль-Гафики
Сила
15,000–20,00020,000–25,000
Жертвы и потери
1,00012,000

Битва при Туре, также называемая Битва при Пуатье и, согласно арабским источникам, Битва на шоссе мучеников ( арабский : معركة بلاط الشهداء, романизированный : Мааракат Балах аш-Шухада '), сражался 10 октября 732 г., и была важна битвой во время вторжения Омейядов в Галлию. Это привело к победе франкских и аквитанских войск под командованием Чарльза Мартеля над Омейядским халифатом во главе с Абдул Рахманом Аль Гафики., генерал-губернатор аль-Андалуса.

Подробности битвы, включая количество бойцов и его местонахождение, неясны из сохранившихся источников. Большинство источников согласны с тем, что Омейяды имели более крупные силы и понесли более тяжелые потери. Примечательно, что франкские войска явно сражались без тяжелой кавалерии. Поле битвы находилось где-то между городами Пуатье и Тур, в Аквитании на западе Франции, недалеко от границы франкского царства и независимое на тот момент Герцогство Аквитания под руководством Одо Великого.

Аль-Гафики было убито в бою, а армия Омейядов отступила после битвы. Битва помогла заложить основы империи Каролингов и франкского господства в Европе на следующее столетие. Большинство историков сходятся во мнении, что «установление власти франков в Европе сформировано судьбу этого континента, и битва при Туре подтвердила эту мощь».

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Омейяды
    • 1.2 Франки
    • 1.3 Завоевания Омейядов из Испании
    • 1.4 Призыв Одо к франкам
    • 1.5 Продвижение Омейядов к Луаре
  • 2 Битва (октябрь 732 г.)
    • 2.1 Подготовка и маневры
    • 2.2 Бой
    • 2.3 Переломный момент
    • 2,4 На следующий день
    • 2.5 Современные отчеты
    • 2.6 Стратегический анализ
  • 3 Победа Чарльза Мартеля
    • 3.1 Отступление Омейядов и второе вторжение
      • 3.1.1 Вторжение Омейядов (735–39)
    • 3.2 Продвижение к Нарбонне
    • 3.3 Династия Каролингов
  • 4 Исторические и макроисторические взгляды
    • 4.1 В западной истории
    • 4.2 Адольф Гитлер в битве при Туре
    • 4.3 В мусульманской истории
    • 4.4 Подтверждение значимости туров как событие, изменяющее мир
    • 4.5 Возражение против значимости туров как события, изменяющего мира
  • 5 См. также
  • 6 См. ences
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Предпосылки
Экзотичность сарацинской армии подчеркивается в этой детали из книги «Сарацинская армия под Парижем» Юлиуса Шнорра фон Каролсфельд, картина 1822–1827 гг., На самом деле изображающая вымышленный инцидент из Людовико Ариосто (Кассино Массимо, Рим).

Битва при Туреала за двумя десятилетиями завоеваний Омейядов в Европе, которое началось с вторжения визготов христианских царств Пиренейского полуострова в 711 году. За этим последовали военные экспедиции в Франкские территории Галлии, бывшие провинции Римской империи. Военные кампании Омейядов доходили до Аквитании и Бургундии на севере, включая крупное сражение в Бордо и набег на Отен. Широко распространено мнение, что победа Карла остановила продвижение войск Омейядов на север с Пиренейского полуострова и сохранила христианство в Европе в период, когда мусульманское правление захватило остатки Византийская и Персидская империи.

Большинство историков предполагают, что две армии встретились там, где реки Клен и Вена сливаются между Туром и Пуатье. Количество войск в каждой армии неизвестно. Мосарабская хроника 754, современный латинский источник, описывающий битву более подробно, чем любой другой латинский или арабский источник, утверждает, что «жители Австралии [франкские войска], больше солдат и грозно вооруженных,

Некоторые современные современные источники не согласны с этим, оценивая количество в 30 000 человек, что составляет менее половины мусульманской армии. Историки, используя оценки того, что земля могла поддерживать, и что Мартель мог извлечь из своего и поддерживавшиеся во время кампании, полагают, что общая численность мусульманских сил, которые присоединились к основной силе перед Туром, превосходила франков численностью. В 1999 году Пол К. Дэвис оценив, несовременные мусульманские источники, Кризи силы Омейядов как 80 000 человек или более. ает силы Омейядов в 80 000 человек, а франков - примерно в 30 000, при этой отмеченной, что современные историки оценивают силу армии Омейядов в Туре в 20 000–80 000 человек. Однако Эдвард Дж. Шенфельд, отвергая более старые цифры в 60 000–400 000 Омейядов и 75 000 франков, утверждает, что «оценки того, что Омейяды имели более пятидесяти тысяч солдат (а франков и того больше), материально невозможны». Точно так же историк Виктор Дэвис Хэнсон считает, что обе армии были примерно одинакового размера, от 20 000 до 30 000 человек.

Современный исторический анализ может быть более точным, чем средневековые источники, поскольку современные цифры на основе оценок материально-возможностей местности для условий такого количества людей и животных. И, и Хэнсон отмечает, что обе армии должны быть установлены за счет сельской местности, и ни у одной из них не было системы комиссариатов, достаточной для обеспечения припасов для кампании. Другие источники дают следующие оценки: «Гор оценивает армию франков в 15 000–20 000 человек, хотя другие оценки колеблются от 30 000 до 80 000. Несмотря на сильно различающиеся оценки мусульманских сил, он оценивает эту армию как около 20 000–25 000 человек.. Другие оценки также рассматриваются до 80 000, из которых 50 000 - не редкость ».

Потери во время битвы неизвестны, но позже летописцы утверждали, что силы Чарльза Мартела потеряли 1500, в то время как силы Омейядов, как сообщалось, понесли огромные потери в размере до 375 000 человек. Однако те же самые цифры потерь были записаны в Liber Pontificalis за победу герцога Одо Великого в битве при Тулузе (721). Павел Диакон правильно сообщил в своей Истории лобардов (написанной около 785 года), что Liber Pontificalis увидел эти потери в связи с победой Одо в Тулузе (хотя он утверждал, что Чарльз Мартель сражались в битве вместе с Одо), но более поздние авторы, вероятно, «под областью Продолжений Фредегара, приписали мусульманам исключительно Карлу Мартелю, и битва, в которой они пали, однозначно стала битвой Пуатье». Вита Пардулфи, написанная в середине восьмого века, сообщает, что после битвы силы Абд-аль-Рахмана сожгли и разграбили свой путь через Лимузен на обратном пути в Аль-Андалус, что подразумевает, что они не были уничтожены в той степени, в какой это вообразили в «Продолжениях Фредегара».

Омейяды

Вторжение в Испанию, а затем Галлию, было во главе с династией Омейядов (арабский : بنو أمية banū umayya / الأمويون al-umawiyyūn также «Умави»), первой династии суннитских халифов суннитской исламской империи после правления Рашидун халифов (Абу Бакр,, Усман и Али ) закончились. Омейядский халифат во время битвы при Туре был, пожалуй, военной державой мира. Великая экспансия Халифата произошла во время правления Омейядов. Мусульманские армии продвигались на восток через Персию и на запад через Северную Африку в конце 7 века.

Империя Омейядов теперь была обширным владением, которое управляло множеством разнообразных народов.. Он уничтожил две передовые военные державы: Сасанидскую империю, которую он полностью поглотил, и большую часть Византийской империи, включая Сирию, Армению и Северную Африку. хотя Лев Исавриан остановил волну, когда победил Омейядов в Битве при Акроиноне (739), их последняя кампания в Анатолии.

Франки

Франкское королевство при Чарльзе Мартеле было передовой военной силой страны Европы. В течение большей части его пребывания на посту главнокомандующего франками он состоял из северной и восточной франков (Австралия, Нейстрия и Бургундия ), большая часть территории Германии и Нидерландов ( Люксембург, Бельгия и Нидерланды). Франкское королевство начало развиваться и стать первой реальной имперской державой в Европе после падения Рима. Тем не менее, он продолжал бороться против внешних сил, таких как саксы, фризы и других противников, таких как баски-аквитанцы во главе с Одо Великим (древнефранский язык: Евд), герцогом над Аквитанией и Васкония.

завоевания Омейядов из Испании

«Эпоха халифов », показывающая господство Омейядов от Ближнего Востока до Пиренейского полуострова, включая порт Нарбонна, c. 720 Битва при Туре находится во Франции Тур Tours Отен Autun Нарбонна Нарбонна Тулуза Тулуза Современные французские границы. Септимания проходит вдоль Средиземного (юго-восточного) побережья от испанской границы, а Аквитания - вдоль Атлантического (западного) побережья, идущего к северу от Испании.

Войска Омейядов, Аль-Самх ибн Малик аль-Хавлани, генерал-губернатор аль-Андалуса, захватил Септиманию к 719 году после захвата ими Пиренейского полуострова. Аль-Самх основал свою столицу с 720 г. в Нарбонне, которую мавры называли Арбуной. Обеспечив безопасность порта Нарбонны, Омейяды быстро подчинили почти не сопротивлявшиеся города: Алет, Безье, Агд, Лодев, Магелонн и Ним, все еще контролируемые их вестготскими графами.

Кампания Омейядов в Аквитании потерпела временную неудачу в битве при Тулузе. Герцог Одо Великий прорвал осаду Тулузы, застигнув врасплох силы Аль-Самха ибн Малика. Ас-Самх ибн Малик был смертельно ранен. Это поражение не остановило вторжений в старую римскую Галлию, поскольку мавританские войска, прочно базировавшиеся в Нарбонне и легко пополняемые с моря, нанесли удар на восток в 720-х гг., Проникнув до Отена в Бургундии в 725 году.

Подой угроза со стороны как Омейядов на юге, так и франков на севере, в 730 году Одо вступил в союз с берберским полководцем Усманом ибн Найссой, прозванным «Мунузой» Франкс, заместитель губернатора того, что позже станет Каталонией. Чтобы скрепить союз, Усман получил в жены дочь Одо, Лампаги, и мавританские набеги через Пиренеи, южную границу Одо, прекратились. Однако в следующем году берберский лидер убил епископа Уржеля Намбаудуса и отделился от своих арабских хозяев в Кордове. Абдул Рахман, в свою очередь, послал экспедицию, чтобы подавить его восстание, а затем направил свое внимание на союзника Усмана Одо.

Одо собрал свою армию в Бордо, но был разбит, а Бордо разграблен. Во время следующей битвы на реке Гаронна в Хрониках 754 говорилось, что «только Богу известно число убитых». В Хрониках 754 года говорится, что они «пробили горы, топтали и ровную землю, разграбили страну франков и поразили всех мечом, так что, когда Евдо вступил с ними в битву у реки Гаронна., он сбежал. "

Обращение Одо к франкам

Одо, который, несмотря на тяжелые потери, реорганизовал свои войска, предупредил лидера франков о надвигающейся опасности, обрушившейся на сердце его королевства, и обратился к

Похоже, что Омейяды не знали об истинной силе франков. Силы Омейядов не особо беспокоили какие-либо германские <341, которую Чарльз за помощь, которую Чарльз Мартель предоставил только после того, как он согласился подчиниться власти франков.>

Кроме того, Омейяды, похоже, не вели разведку на север в поисках возможностей, что понимание франков как растущей военной мощи пришло только после битвы при Туре. потому что, если бы они это сделали, они наверняка отметили бы Чарльза Мартела как силу, с которой нужно считаться в его собственном отчете, из-за его растущего господства над большой частью Европы с 717 года.

Омейяды продвигаются к Луаре

В 732 году передовые силы Омейядов продвигались на север к реке Луаре, опередив их поезд снабжения и большая часть их армии. Легко подавив все сопротивление в этой части Галлии, армия захватчиков разделилась на несколько набегающих групп, в то время как основные силы продвигались медленнее.

Омейяды должна отложили свою кампанию в конце года, вероятно, потому что армия должна была жить за счет земли по мере своего продвижения. Им пришлось ждать, пока урожай пшеницы в этом районе не будет готов, а затем до тех пор, пока не будет накоплено разумное количество урожая.

Одо так легко потерпел поражение в Бордо и Гаронне, несмотря на победу 11 лет назад в битве при Тулузе, потому что в Тулузе ему удалось неожиданно атаковать слишком самоуверенного и неподготовленного врага: силы Омейядов в основном состояли из пехоты. и какая у них была кавалерия, так и не мобилизовали. Как Герман из Каринтии написал в одном из своих переводов истории Аль-Андалуса, Одо удалось очень успешно окружить его, которое застало нападающих врасплох, что произошло к хаотической резне мусульманских сил.

В Бордо и снова в Гаронне силы Омейядов были в основном кавалерийскими и имели возможность мобилизоваться, что привело к разгрому армии Одо. Силы Одо, как и другие европейские войска тойи, не имели в то время стремена, , возможно, это объясняет, и, следовательно, не имели тяжелой кавалерии. Большинство их войск составляла пехота. Тяжелая кавалерия Омейядов разбила пехоту Одо в их первой атаке, а затем перебила их на бегу.

Войска захватчиков продолжили опустошать южную Галлию. Возможным мотивом, согласно второму продолжателю Хроники Фредегара, было богатство аббатства Святого Мартина Турского, самого престижного и священного святилища в Европе на время. Услышав это, мэр дворца Австралии, Карл Мартель, подготовил свою армию и двинулся на юг, избегая старых римских дорог в надежде застать мусульман врасплох.

Битва (октябрь 732 г.)
Битва при Туре находится во Франции Битва при Туре Битва при Туре Место битвы в современной Франции

Подготовка и маневры

По общему мнению, силы вторжения застигнутые врасплох, обнаружив большие силы, стоящие прямо на их пути в Тур. Чарльз достиг полной неожиданности, на которую надеялся. Затем он решил не атаковать и вместо этого начал сражаться в оборонительном, фаланговом построении. Согласно арабским источникам, франки выстроились на большой площади с холмами и деревьями перед ними, чтобы уменьшить или разбить мусульманской кавалерии.

В течение семи дней две армии вели небольшие стычки. Омейяды ждали, пока прибудут все их силы. Абд-аль-Рахман, несмотря на то, что он был зарекомендовавшим себя командиром, был обманут; он позволил Чарльзу сконцентрировать свои силы и выбрать поле битвы. Более того, Омейяды не могли судить о численности армии Карла, поскольку он использовал деревья и лес для проверки своих истинных чисел.

Пехота Карла была его лучшей надеждой на победу. Закаленные и закаленные в боях, большинство из них были вместе с ним в течение многих лет, некоторые еще в 717 году. В дополнение к своей армии у него также были отряды ополченцев, которые не видели значительного военного использования, кроме как для сбора еды и преследования мусульман. армия.

В начале битвы франков было меньше двух, некоторые источники, такие как Мосарабские хроники 754 г., не согласны с этим утверждением.

Чарльз правильно предположил, что 'Абд-аль-Рахман почувствует себя вынужденным дать бой и двинется дальше и попытается ограбить Тур. Ни одна из сторон не хотела атаковать. Абд-аль-Рахман чувствовал, что ему нужно разграбить Тур, а это означало, что он должен был пройти через франкскую армию на холме перед ним. Решение Чарльза остаться в холмах оказалось решающим, поскольку оно заставляет омейядскую кавалерию атаковать в гору и сквозь деревья, что снизило их эффективность.

Чарльз готовился к этой конфронтации со времен Тулузской битвы десятью годами ранее. Гиббонает, как большинство источников, что Чарльз сделал все возможное из плохой ситуации. Хотя он, как утверждается, был в меньшинстве и без тяжелой кавалерии, у него были сильные, закаленные в боях пехотинцы, которые безоговорочно верили в него. Более того, как указывает Дэвис, эти пехотинцы были хорошо вооружены.

Сформированные в фаланги, они могли противостоять кавалерийской атаке лучше, чем можно было ожидать, тем более что Чарльз обеспечил высота - с деревьями перед ним, чтобы еще больше препятствовать любым атакам кавалерии. Провал арабской разведки распространился на тот факт, что они совершенно не знали, насколько хороши его силы; он тренировал их десять лет. И хотя он хорошо знал сильные и слабые стороны Халифата, они почти ничего не знали о франках.

Кроме того, франки были одеты для холода. У арабов была очень легкая одежда, более подходящая для зимы в Северной Африке, чем в Европе.

Битва в конечном итоге превратилась в выжидательную игру, в которой мусульмане не хотели атаковать армию, которая могла быть численно превосходящей, и хотели франков. выйти на открытое пространство. Франки построились плотным оборонительным строем и ждали, пока они бросятся в гору. Битва наконец началась на седьмой день, так как Абд-аль-Рахман не хотел больше ждать с приближением зимы.

Бой

Западный рыцарь сражается с арабским всадником (иллюстрация из XIX века)

'Абд-аль-Рахман верил в тактическое превосходство своей кавалерии и неоднократно заставлял ее атаковать. Дисциплинированные франкские солдаты выдержали атаки, хотя, согласно арабским источникам, арабская кавалерия несколько раз вторгалась на франкскую площадь. Несмотря на это, франки не сломались. Хорошо обученные франкские солдаты совершили то, что считалось невозможным в то время: пехота выдержала тяжелую атаку кавалерии. Пол Дэвис говорит, что ядро ​​армии Чарльза составляла профессиональная пехота, которая была одновременно очень дисциплинированной и хорошо мотивированной, «проводившей с ним кампании по всей Европе».

Поворотный момент

Войска Омейядов, ворвавшиеся на площадь, пытались убить Чарльза, но его сюзерен люди окружили его и не могли быть сломлены. Битва все еще продолжалась, когда, как утверждают франкские историки, по армии Омейядов прошел слух, что франкские разведчики угрожают добыче, которую они захватили из Бордо. Некоторые войска Омейядов сразу же прервали битву и вернулись в лагерь, чтобы забрать свою добычу. Согласно мусульманским сообщениям, в разгар сражения на второй день (франкские отчеты показывают, что битва длилась только один день), разведчики франков,посланные Чарльзом, начали совершать набеги на лагерь и поезд с припасами (включая рабов и другую добычу).

Чарльз якобы послал разведчиков, чтобы вызвать хаос в базовом лагере Омейядов и освободить как можно больше рабов, надеясь отвести часть своего врага. Это удалось, так как многие из кавалерии Омейядов вернулись в свой лагерь. Для остальной части мусульманской армии это казалось полномасштабным отступлением, и вскоре оно стало таковым.

И западные, мусульманские историки, сходящие во мнении, что, пытаясь остановить отступление, Абд-аль-Рахман попал в окружение, что привело к его смерти, и войска Омейядов полностью отошли в свой лагерь. «Все войско бежало от врага, - откровенно написал один арабский источник, - и многие погибли в бегах». Франки возобновили свою фалангу и отдыхали всю ночь, полагая, что битва возобновится на рассвете следующего утра.

На следующий день

На следующий день, когда силы Омейядов не возобновились В битве франки опасались засады. Чарльз сначала полагал, что силы Омейядов пытались заманить его с холма на открытое пространство. Он знал, что этой тактике нужно сопротивляться любой ценой; Фактически он годами дисциплинировал свои войска, чтобы ни при каких обстоятельствах не нарушать строй и не выходить на открытое пространство.

Только после обширной разведки лагеря Омейядов франкскими солдатами, который, согласно историческим свидетельствам, был так поспешно оставлен даже палатки, поскольку силы Омейядов направились обратно в Иберию с любой добычей, которую они могли использовать унести - было ли обнаружено, что мусульмане отступили ночью.

Современные отчеты

Мосарабские хроники 754 г. «описывают битву более подробно, чем любой другой латинский или арабский источник». Об этой встрече говорится, что

Пока Абд ар-Рахман преследовал Одо, он решил ограбить Тур, разрушив его дворцы и сожгнув церковь. Там он встретился с консулом Австралии по имени Карл, человеком, который проявил себя как воин с юности и знаток военного дела, был вызван Одо. После того, как каждая из сторонила друг друга набегами в течение почти семи дней, они, наконец, подготовили свои боевые порядки и ожесточенно сражались. Северные народы оставались неподвижными, как стена, держась вместе, как ледник в холодных регионах. В мгновение ока они уничтожили арабов мечом. Народ Австралии, более многочисленный и сильно вооруженный, убил царя Абд ар-Рахмана, когда они его нашли, ударив его в грудь. Но внезапно, в пределах видимости бесчисленных палаток арабов, франки презренно вложили свои мечи в ножны, откладывая бой до следующего дня, так как во время битвы наступила ночь. Поднявшись на рассвете из своего лагеря, европейцы увидели, что шатры и навесы арабов расставлены так, как они выглядели накануне. Не зная, что они пусты и думая, что они были сарацинские силы, готовые к битве, они послали офицеров на разведку и появились, что все измаильские войска ушли. Они действительно тихо бежали плотным строем, вернувшись в свою страну.

— Вольф (пер.), Хроника 754, с. 145

Семья Чарльза Мартела составила для четвертой книги Продолжений Хроник Фредегара стилизованное изложение битвы:

Принц Чарльз смело выстроил свои боевые порядки против них [арабов] и воин бросился на них. С помощью Христа он опрокинул их шатры и поспешил в бой, чтобы размолоть их в бойне. Царь Абдирама был убит, он уничтожил [их], изгнав войско, он сражался и победил. Так победитель одержал победу над своими врагами.

— Фуракр, Продолжение Фредегара, стр. 149

Далее этот источник подробно изображ, что «он (Чарльз Мартель) напал на них, как великий воин». Далее говорится, что Чарльз «разбросал их, как щетину».

Латинское слово, используемое для "воина", воюющего, взято из Маккавейской книги, главы 15 и 16 ", которые описывают огромные сражения.

Это считал, что Беда Церковная история английского народа (книга V, глава XXIV) содержит ссылку на битву при Пуатье: «... ужасная чума сарацинов опустошила Францию. Ужасной бойней, но вскоре после этого в этой стране они понесли наказание за злодеяние ».

Стратегический анализ

Гиббон ​​подчеркивает, что 'Абд-аль-Рахман не двинулся с места в однажды против Чарльза Мартеля, и он был удивлен им в Туре, поскольку Чарльз прошел через горы, Избая дорог, чтобы застать врасплох мусульманских захватчиков. Таким образом, Чарльз выбрал время и место столкновения.

'Абд-аль-Рахман был хорошим полководцем, но не смог сделать две вещи, которые он должен был сделать перед битвой:

  • он либо предполагал, что франки не придут на помощь своим аквитанским соперникам., или ему было все равно, поэтому он не смог оценить силу перед вторжением.
  • Он не смог разведать движения франкской армии.

Эти неудачи поставили мусульманскую армию в невыгодное положение в способами:

  • захватчики были обременены добычей, сыгравшей роль в битве.
  • У них были потери до того, как они вступили в бой.
  • Более слабые противники, такие как Одо, не были обойдены, которых они могли бы убить по желанию позже, сразу же двинувшись, чтобы заставить сражаться с реальной силой в Европе и хотя бы частично выбрать поле битвы.

Хотя некоторые военные военные отмечают, обычно не так делают. мудро, монголы доказали, что непрямая атака и обход слабых противников для уничтожения в первую очередь сильнейших могут быть разрушительными. исключительно эффективный способ вторжения. В этом случае эти враги практически не представляют опасности, с которой мусульмане уничтожили их. Настоящую опасность представляет Карл, и неудача в поисках Галлии катастрофические последствия.

Согласно Кризи, как западные, так и мусульманские историки соглашаются, что битва была тяжелой, и что тяжелая кавалерия Омейядов прорвалась на площадь, но согласились, что франки все еще были в строю. сопротивляться.

Чарльз не мог себе сидеть сложа руки, пока франкские территории находились под угрозой. Рано или поздно ему пришлось столкнуться с армиями Омейядов, и его люди были взбешены полным опустошением аквитанцев. Но сэр Эдвард Кризи заметил, что

когда мы вспоминаем, что в Чарльза не было армии и независимого духа воинов Франк, следовавших его знаменам, кажется наиболее вероятным, что не в его силах было принять осторожную наблюдая за захватчиками и изматывая их силы задержкой. Так ужасно и широко разорялась сарацинская легкая кавалерия по всей Галлии, что, должно быть, невозможно сколько-нибудь долго сдерживать франков негодующий пылков. И даже если бы Карл мог убедить своих людей смиренно наблюдать за тем, как арабы штурмовали больше городов и опустошали больше, он не смог сохранить вместе армию, когда истек обычный период военной экспедиции.

Оба Халлам и Ватсон утверждают, что если бы Чарльз потерпел поражение, не осталось бы сил для защиты Европы. Возможно, Халлам сказал это лучше всего: «Его по праву можно отнести к тем немногим битвам, отличное событие изменило бы драму мира во всех его сценах: Марафон, Арбела, Метавр, Шалон и Лейпциг."

Стратегически и тактически Чарльз, вероятно, принял лучшее решение, которое он мог, ожидая, пока его враги меньше всего ожидают его вмешательства., а затем маршируют незаметно, чтобы застать их врасплох на выбранном им поле битвы. Вероятно, он и его люди не осознали, что они участвовали, как выразился один историк: «Немногие участвовали в истории за 1000 лет. после битвы, но битва приатье - исключение... Чарльз Мартель повернул вспять мусульманский набег, который, если бы он был продолжен, мог бы захватить Галлию ". Роджер Коллинз оспаривает интерпретацию когда-либо расширения Силы Омейядов, напоминая об их внутренних проблемах сплоченности и захвате е Отуна в 725 году, когда бургундская крепость была захвачена и разграблена, оставлена ​​набегами Анбасы.

Победа Карла Мартеля
Чарльз Мартель в битве при Туре, изображенный в Grandes Chroniques de France

Отступление Омейядов и второе вторжение

Армия Омейядов отступила на юг через Пиренеи. после смерти Одо (ок. 735 г.), который неохотно признал сюзеренитет Карла в 719 году, Карл пожелал объединить с собой герцогство Одо и отправился туда, чтобы добиться должного почтения аквитанцев. Но дворянство провозгласило Хунальда, сына Одо, герцого м, и Карл признал его законность, когда Омейяды вошли в Прованс как часть сообщества с герцогом Мавронтусом в следующем году

.

Хунальд, который установлен сопротивлялся Карла своим сюзереном, вскоре не имел выбора. Он признал Карла своим сюзереном, хотя и ненадолго, и Карл подтвердил свое герцогство.

Вторжение Омейядов (735–39)

В 735 году новый правитель аль-Андалуса снова вторгся в Галлию. Антонио Сантосуоссо и другие историки подробно описывают, как новый губернатор Аль-Андалуса Укба ибн аль-Хаджадж снова двинулся во Францию, чтобы отомстить за поражение при Пуатье и распространять ислам. По словам Сантосуоссо, Укба ибн аль-Хаджадж обратил около 2000 христиан, он захватил за свою карьеру. Последняя крупная попытка вторжения в Галлию через Иберию большую экспедицию была в Сарагосе и в 735 году вошла на территории современной Франции, пересекла рекуперацию Рону и захватила и разграбила Арль. Оттуда он нанес удар в самое сердце Прованса, закончившись захватом Авиньона, несмотря на сильное сопротивление.

Войска Укба ибн аль-Хаджаджа оставались в Септимании и части Прованса в течение четырех лет. совершая набеги на Лион, Бургундию и Пьемонт. Карл Мартель вторгся в Септиманию в двух кампаниях в 736 и 739 годах, но снова был вынужден вернуться на территорию франков, находящуюся под его контролем. Алессандро Сантосуоссо решительно утверждает, что вторая экспедиция (Омейядов) была, вероятно, более опасной, чем первая. Провал второй экспедиции положил конец любой серьезной мусульманской экспедиции через Пиренеи, хотя набеги продолжались. Планы по дальнейшим крупномасштабным попыткам были помешаны внутренними беспорядками в землях Омейядов, которые часто создавали врагов из себе подобных.

Продвижение в Нарбонну

Несмотря на поражение при Туре, Омейяды остались контролировали Нарбонну и Септиманию в течение следующих 27 лет, хотя они не могли расширяться дальше. Договоры, достигнутые ранее с местным населением, оставались непоколебимыми и были дополнительно закреплены в 734 г., когда губернатор Нарбонны Юсуф ибн 'Абд аль-Рахман аль-Фихри заключил соглашения с несколькими городами об общих мерах защиты от посягательства Карла Мартеля, который систематически подавлял юг, расширяя свои владения. Он захватил крепости Омейядов и уничтожил их гарнизоны во время осады Авиньона и осады Нима.

Армия, пытающаяся освободить Нарбонну, встретила Чарльза в открытом сражении в битве на реке Берре и был уничтожен. Однако Карл потерпел неудачу в своей попытке взять Нарбонну во время осады Нарбонны в 737 году, когда город совместно защищали арабские мусульмане и берберы, а также его граждане-христиане вестготов.

Династия Каролингов

Не желая связывать свою армию для осады, которая может длиться годами, и полагая, что он не может позволить себе потери тотальной лобовой атаки, которую он использовал в Арль, Чарльз удовлетворился изоляцией нескольких оставшихся захватчиков в Нарбонне и Септимании. Угроза вторжения уменьшилась после поражения Омейядов при Нарбонне, и единый халифат развалился в гражданской войне в 750 году в битве при Забе.

. оставлен сыну Карла, Пипину Короткому, чтобы заставить Нарбонну капитулировать в 759 году, таким образом перенеся Нарбонну во владения франков. династия Омейядов была изгнана, изгнана обратно в Аль-Андалус, где Абд аль-Рахман I основал эмират в Кордове в противовес халифу Аббасидов в <381 г.>Багдад.

На северо-востоке Испании франкские императоры основали Marca Hispanica через Пиренеи в части сегодняшней Каталонии, завоевав Жирона в 785 году и Барселона в 801 году. Это образовало буферную зону против мусульманских земель через Пиренеи. Историк Дж. М. Робертс сказал в 1993 году о династии Каролингов:

Она произвела на свет Чарльза Мартеля, солдата, который повернул арабов обратно в Тур, и сторонника Святого Бонифация евангелизатора Германии. Это значительный двойной след, который нужно оставить в истории Европы.

До битвы при Туре стремена, возможно, были неизвестны на западе. Линн Таунсенд Уайт-младший утверждает, что использование стремени для кавалерии было прямой причиной развития феодализма во франкском королевстве Чарльзом Мартелом и его наследниками.

Исторические и макроисторические взгляды
Битва при Туре, изображенная в Grandes Chroniques de France

Исторические взгляды на эту битву делятся на три основных этапа, как на Востоке, так и особенно на Западе. Западные историки, начиная с Мосарабских хроник 754 г., подчеркивали макроисторическое влияние битвы, как и «Продолжение Фредегара». Это стало утверждением, что Чарльз спас христианство, поскольку Гиббон ​​и его поколение историков согласились с тем, что битва при Туре, несомненно, имела решающее значение в мировой истории.

Современные историки по существу разделились на два лагеря по этому вопросу. Первый лагерь в основном согласен с Гиббоном, а другой утверждает, что битва была сильно преувеличена - превратилась из рейда в от силы к вторжению и от простого действия для халифа до сокрушительного поражения, которое помогло положить конец исламской экспансии. Отметить, что внутри первой группы, тех, кто согласен с тем, есть ряд историй, которые придерживаются более умеренного и тонкого взгляда на значениевы, в отличие от более драматичных. и риторический подход Гиббона. Лучшим примером этой школы является Уильям Э. Уотсон, который действительно считает, что битва имеет такое значение, о чем будет сказано ниже, но анализирует ее в военном, культурном и политическом, а не рассматривает ее как классическое противостояние «мусульмане против христиан».

На Востоке арабские истории пошли по тому же пути. Во-первых, сражение было расценено как катастрофическое поражение; Он в степени из арабских историй, который показал его современному спору, который рассматривает его либо как второстепенную потерю после великого поражения Второй осады Константинополя, где болгарский император Тервел сыграла решающую роль или роль стали частью великих макроисторических поражений, которые вместе привели к падению первого Халифата. Когда византийцы и болгары вместе с франками успешно прошли дальнейшую экспансию, внутренние социальные проблемы достигли апогея, начиная с Великого берберского восстания 740 г. и заканчивая битвой при Заб и разрушение Омейядского халифата.

В западной истории

Первая волна настоящих «современных» историков, особенно исследователей Рима и средневековья, таких как Эдвард Гиббон ​​, утверждали, что Чарльз пал Омейядский халифат легко завоевал бы разделенную Европу. Гиббон ​​классно заметил:

Победный марш-марш продлился на тысячу миль от скалы реализовтара до берегов Луары; повторение равного пространства бы сарацинов к границам Польши и высокогорья Шотландии; Рейн не более непроходим, чем Нил или Евфрат, и арабский флот мог бы без морского боя войти в устье Темзы. Возможно, толкование теперь будет преподаваться в школах Оксфорда, и ее кафедра могла бы вести себя обрезанным людям святость и истину откровения Магомета.

И не только Гиббон ​​восхвалял Чарльза как спасителя. христианского мира и западной цивилизации. Х. Дж. Уэллс писал: «Мусульмане [sic ], когда они пересекли Пиренеи в 720 году, появилось это франкское королевство под практическим правлением Чарльза Мартеля, мэра дворца. выродившегося потомка Хлодвига и пережил решительное поражение Пуатье (732 г.) от его рук. Этот Карл Мартель был практически повелителем Европы к северу от Альп от Пиренеев до Венгрии. Он правил множеством подчиненных лордов, говорящих на французско-латыни, а также на высоком и нижненемецком языках ».

столетие спустя Гиббону вторил бельгийский историк Годфроид Курт, который писал, что битва при Пуатье «должна навсегда остаться одним из величайших событий в мировой истории, поскольку от его исхода зависело, будет ли христианская цивилизация продолжаться или ислам восторжествует в Европе ».

Немецкие историки были особенно горячими в своих похвала Чарльзу Мартелю; Шлегель говорит об этой «могучей победе» и говорит, как «рука Карла Мартеля спасла и избавила христианские народы Запада от смертоносной хватки разрушающего все ислама». Кризи цитирует мнение Леопольда фон Ранке о том, что этот период был

одной из самых важных эпох в мировой истории, начале восьмого века, когда, с одной стороны, магометанство угрожало массовым распространением. Италия и Галлия, а с другой стороны, древнее идолопоклонство Саксонии и Фрисландии снова прорвалось через Рейн. В этой опасности христианских институтов восстал молодой принц германской расы Карл Мартелл как их защитник, поддерживал их со всей энергией, что требовала необходимость самообороны, и, наконец, распространил их на новые регионы.

Немецкий военный историк Ганс Дельбрюк сказал об этом сражении, «в мировой истории не было более важного сражения». (Варварские вторжения, стр. 441.) Если бы Чарльз Мартель потерпел поражение, утверждал Генри Халлам, не было бы ни Карла Великого, ни Священной Римской Империи, ни Папская область ; все это зависело от сдерживания Карлом ислама от экспансии в Европу, в то время как Халифат был объединен и мог осуществить такое завоевание. Другой великий историк середины эпохи, Томас Арнольд, оценил победу Чарльза Мартеля даже выше, чем победу Арминия, по ее влиянию на всю современную историю: «Победа Чарльза Мартеля при Туре была среди тех знаменательных избавлений, которые веками влияют на счастье человечества ». Луи Гюстав и Чарльз Штраус заявили: «Достигнутая победа была решающей и окончательной, поток арабских завоеваний был отброшен, и Европа была спасена от угрожающего ига сарацинов».

Чарльз Оман пришел к выводу, что:

При Пуатье франки сражались так же, как двести лет назад в Казилинуме, сплошной массой, не нарушая рядов и не пытаясь маневрировать. Их победа была одержана чисто оборонительной тактикой пехотного поля; фанатичные арабы, которые время от времени бросались на них, были разбиты вдребезги и в конце концов скрылись под покровом ночи. Но преследования не было, поскольку Чарльз решил не позволять своим людям отступить на шаг от линии обороны, чтобы преследовать сломленного врага.

Джон Бэгнелл Бери в начале 20-го века писал: Битва при Туре... часто представлялась событием первого масштаба в мировой истории, потому что после этого проникновение ислама в Европу было окончательно остановлено ».

Современные западные историки считают четко разделены по важности битвы и ее месту в военной истории; увидеть ниже.

Адольф Гитлер в битве при Туре

Альберт Шпеер, министр вооружений Гитлера, описал, как Гитлер выразил одобрение ислама, сказав, что Гитлер был особенно впечатлен тем, что он услышал от делегации Арабы. Когда мусульмане попытались проникнуть в Центральную Европу в 8 веке, они были отброшены в битве при Туре; если бы они выиграли эту битву, мир стал бы мусульманским. Гитлер сказал, что это их религия, которая верит в распространение веры с помощью меча и подчинение этой вере всех народов. Гитлер считал, что ислам идеально подходит «германскому» темпераменту и был бы более совместим с немцами, чем христианство.

В мусульманской истории

восточные историки, как и их западные коллеги, не всегда согласился с важностью битвы. Согласно Бернарду Льюису, «арабские историки, если они вообще упоминают это сражение [битву при Туре], представляют его как незначительную стычку», а Густав фон Грюнебаум пишет: «Эта неудача, возможно, была важна с европейской точки зрения, но для мусульман того времени, которые не видели опасности для генерального плана, она не имела дальнейшего значения». Современные арабские и мусульманские историки и хронисты гораздо больше интересовались второй осадой Константинополя Омейядом в 718 году, закончившейся катастрофическим поражением.

Однако Кризи утверждал: «Непреходящее значение битвы при Туре в глазах мусульман подтверждается не только выражениями« смертельная битва »и« позорное свержение », которые их авторы постоянно использовать при упоминании этого, но также и потому, что сарацины не предпринимали более серьезных попыток завоевания за пределами Пиренеев ».

Марокканский писатель XIII века Ибн Идхари аль-Марракуши упомянул битву в своей истории Магриба »аль-Баян аль-Мугриб фи Ахбар аль-Магриб. " Согласно Ибн Идхари, «Абд ар-Рахман и многие из его людей приняли мученическую смерть на балат аш-Шухадаи (пути мучеников)». Антонио Сантосуоссо указывает, что «они (мусульмане) называли место битвы, дорогу между Пуатье и Туром,« мостовой мучеников »». Однако, как отмечал Генри Коппе, «то же имя было дано битве при Тулузе и применимо ко многим другим полям, на которых мусульмане потерпели поражение: они всегда были мучениками за веру»

Халид Яхья Бланкиншип утверждал, что военное поражение при Туре было одной из неудач, которые способствовали упадку халифата Омейядов:

простираясь от Марокко до Китая, халифат Омейядов основывал свое расширение и успех на доктрине джихад - вооруженная борьба за утверждение всей земли под властью Бога, борьба, которая принесла большой материальный успех в течение столетия, но внезапно прекратилась, после чего в 750 году нашей эры правящая династия Омейядов упала. Конец государства джихада впервые демонстрирует, что причина этого коллапса возникла не только из-за внутреннего конфликта, как утверждалось, но и из ряда внешних и сопутствующих факторов, которые превышали способность халифата реагировать. Эти внешние факторы начались с сокрушительных военных поражений в Византии, Тулузе и Туре, которые привели к берберскому восстанию 740 г. в Иберии и Северной Африке.

.

Подтверждение значения Тура как события, изменившего мир

Летописцы девятого века записали исход битвы как божественное решение в его пользу и дали Карлу прозвище Мартелл («Молот»). Более поздние христианские хронисты и историки до 20 века восхваляли Карла Мартеля как защитника Христианство, характеризуя битву как решающий поворотный момент в борьбе против ислама, борьбе, которая сохранила христианство как религию Европы. По словам современного военного историка Виктора Дэвиса Хэнсона «большинство историков XVIII и XIX веков, таких как [Эдвард] Гиббон, рассматривали Пуатье (Тур) как знаменательную битву, ознаменовавшую высокий прилив мусульманского продвижения в Европу. Леопольд фон Ранке считал, что «Пуатье был поворотным моментом одной из самых важных эпох в мировой истории».

Уильям Э. Уотсон решительно поддерживает Тур как макроисторическое событие, но дистанцируется от риторики Гиббона и Друбека, писавших, например, о важности битвы для франкской и мировой истории в 1993 г ​​.:

Очевидно, что есть некоторые основания для того, чтобы причислить Тур-Пуатье к самым значительным событиям в истории франков, когда один рассматривает результат битвы в свете замечательной истории успешного установления мусульманами политического и культурного доминирования ислама на всем восточном и южном краях бывшего христианско-римского мира. Быстрое завоевание мусульманами Палестины и Сирии Египта и побережья Северной Африки вплоть до Марокко в седьмом веке привело к постоянному навязыванию силой исламских культуры на ранее христианскую и в основном неарабскую основу. Вестготское королевство пало перед мусульманскими завоевателями в единственной битве на Рио-Барбате в 711 году, и испаноязычным христианам потребовалось семь долгих столетий, чтобы восстановить контроль над Пиренейским полуостровом. Реконкиста, конечно, была завершена в 1492 году, всего за несколько месяцев до того, как Колумб получил официальную поддержку своего судьбоносного путешествия через Атлантический океан. Если бы Чарльз Мартель перенес в Тур-Пуатье судьбу короля Родерика в Рио-Барбате, сомнительно, что «ничего не делающий» властитель царства Меровингов мог бы позже преуспеть там, где его талантливый главный домус потерпел неудачу. В самом деле, поскольку Карл был родоначальником каролингской линии франкских правителей и дедом Карла Великого, можно даже с некоторой степенью уверенности сказать, что последующая история Запада развивалась бы совершенно разными течениями, если бы Абд ар-Рахман одержал победу. в Тур-Пуатье в 732 году.

Уотсон добавляет: «Изучив мотивы наступления мусульман к северу от Пиренеев, можно придать макроисторическое значение встрече франков и андалузских мусульман в Тур-Пуатье, особенно если принять во внимание внимание, уделяемое франкам в арабской литературе, и успешная экспансия мусульман повсюду в средневековый период ».

Викторианский писатель Джон Генри Хаарен говорит в книге« Знаменитые люди средневековья »« Битва Тура или Пуатье, как его следует называть, рассматривается как одна из решающих битв мира. Было решено, что христиане, а не мусульмане должны быть правящей силой в Европе ». Бернард Грюн дает такую ​​оценку в своих «Таблицах истории», переизданных в 2004 году: «В 732 году победа Чарльза Мартеля над арабами в битве при Туре остановила волну их продвижения на запад».

Историк и гуманист Майкл Грант перечисляет битву при Туре в макроисторические даты римской эпохи. Историк Норман Кантор, который специализировался на средневековом периоде, преподавал и писал в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, сказал в 1993 году: «Возможно, это правда, что теперь арабы полностью расширили свои ресурсы, и они не завоевали бы Францию., но их поражение (при Туре) в 732 г. остановило их продвижение на север ».

Военный историк Роберт В. Мартин считает Тур« одним из самых решающих сражений во всей истории ». Кроме того, историк Хью Кеннеди говорит, что «это явно сыграло важную роль в установлении власти Чарльза Мартеля и каролингов во Франции, но также имело глубокие последствия в мусульманской Испании. Это означало конец ганимы (добычи). экономика ».

Военный историк Пол Дэвис утверждал в 1999 году, что« если бы мусульмане одержали победу при Туре, трудно предположить, какое население Европы могло бы организоваться, чтобы противостоять им ». Точно так же Джордж Брюс в своем обновлении классического словаря военной истории Харботтла «Сражения битв» утверждает, что «Чарльз Мартель победил мусульманскую армию, фактически положив конец попыткам мусульман завоевать Западную Европу». высказывает мнение о Карле, Туре и последующих кампаниях против сына Рахмана в 736–737 годах, заявляя, что эти более поздние поражения вторгшихся мусульманских армий были не менее важны, чем Тур в их защите западного христианского мира и сохранении западного монашества. монастыри которых были центрами обучения, которые в конечном итоге вывели Европу из ее средневековья. Он также приводит аргумент, после изучения арабской истории того периода, что это явно были армии вторжения, посланные халифом не только для того, чтобы отомстить за Тур, но и для того, чтобы положить конец христианской Европе и ввести ее в состав Халифата.

Профессор религии Хьюстон Смит говорит в книге «Мировые религии: наши великие традиции мудрости»: «Если бы не их поражение от Чарльза Мартела в битве при Туре в 733 году, весь западный мир мог бы сегодня быть Муслим ". Историк Роберт Пейн на странице 142 в «Истории ислама» сказал: «Более могущественные мусульмане и распространение ислама стучались в двери Европы. И распространение ислама было остановлено по дороге между городами Тур и Пуатье, Франция, с головой в Европе ».

Виктор Дэвис Хэнсон прокомментировал, что

недавние ученые предположили, что Пуатье, столь плохо описанный в современных источниках, был всего лишь набегом и, таким образом, конструкцией западного мифотворчества, или что победа мусульман могла быть предпочтительнее, чем продолжение Франкское господство. Ясно то, что Пуатье ознаменовал общее продолжение успешной защиты Европы (от мусульман). Освободившись от победы при Туре, Чарльз Мартель на протяжении десятилетий очищал южную Францию ​​от нападавших исламистов, объединил враждующие королевства в основу Каролингской империи и обеспечил готовые и надежные войска из местных поместий.

Пол Дэвис еще один современник. Историк говорит, что «спас ли Карл Мартель Европу для христианства, это вопрос некоторых споров. Однако можно сказать наверняка, что его победа гарантировала, что франки будут господствовать в Галлии более века». Дэвис пишет: «Поражение мусульман положило конец угрозе мусульман Западной Европе, и победа франков сделала франков доминирующим населением в Западной Европе, установив династию, которая привела к Карлу Великому».

Возражение против значения Тура. как событие, изменяющее мир

Другие историки не согласны с этой оценкой. Алессандро Барберо пишет: «Сегодня историки склонны преуменьшать значение битвы при Пуатье, указывая на то, что целью мусульманских сил, побежденных Карлом Мартелем, было не завоевание франкского королевства, а просто разграбить богатый монастырь Святого Мартина Турского ». Точно так же Томаж Мастнак пишет:

Современные историки построили миф, в котором эта победа спасла христианскую Европу от мусульман. Эдвард Гиббон, например, назвал Чарльза Мартеля спасителем христианского мира, а битву при Пуатье - встречей, которая изменила историю мира.... Этот миф сохранился до наших дней.... Современники сражения, однако, не преувеличивали его значения. Продолжатели хроники Фредегара, которые, вероятно, писали в середине восьмого века, изображали битву как лишь одно из многих военных столкновений между христианами и сарацинами - более того, как только одну в серии войн, которые вели франкские князья за добычу и территорию.... Один из продолжателей Фредегара представил битву при Пуатье такой, какой она была на самом деле: эпизод борьбы между христианскими князьями, когда каролинги стремились подчинить Аквитанию своей властью.

Историк Филип Хури Хитти считает, что «на самом деле ничего не было решено на поле битвы при Туре. Мусульманская волна уже в тысяче миль от своей начальной точки в Гибралтаре - не говоря уже о своей базе в Аль-Кайраване - уже исчерпала себя и достигла естественного предела. "

Мнение о том, что битва не имеет большого значения, возможно, лучше всего резюмируется в Европе и исламе:

Хотя необходимо проявлять осторожность, чтобы преуменьшить или« демифологизировать »значимость события, это больше никто не считал решающим. «Миф» об этом конкретном военном столкновении сохранился сегодня как клише в СМИ, искоренить который нет ничего труднее. Хорошо известно, как пропаганда, развязанная франками и папством, прославляла победу, произошедшую на пути между Туром и Пуатье...

В предисловии к «Сопровождению читателей военной истории» Роберт Коули и Джеффри Паркер резюмирует эту сторону современного взгляда на битву при Туре, говоря:

В последние годы изучение военной истории претерпело радикальные изменения. Старый подход, основанный на барабанах и рожках, больше не годится. Такие факторы, как экономика, логистика, разведка и технологии, привлекают внимание, которое раньше уделялось исключительно сражениям, кампаниям и подсчетам потерь. Такие слова, как «стратегия» и «операции» приобрели значения, которые, возможно, не были распознаны поколение назад. Изменение отношения и новые исследования изменили наши взгляды на то, что когда-то казалось самым важным. Например, несколько сражений, которые Эдвард Шеперд Кризи перечислил в своей знаменитой книге 1851 года Пятнадцать решающих битв мира, почти не упоминаются здесь, а противостояние между мусульманами и христианами в Пуатье-Туре в 732 году. когда-то считавшееся переломным событием, было понижено до уровня действующего рейда.

См. также
Ссылки
Библиография
  • Арабы, франки и битва при Туре, 732: Три сообщения из Средневекового справочника в Интернете
  • Бахрах, Бернард С. ( 2001). Ранняя каролингская война: прелюдия к Империи. Университет Пенсильвании Press. ISBN 0-8122-3533-9
  • Барберо, Алессандро (2004). Карл Великий: отец континента. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-23943-1
  • Бодо, Марсель (1955). "Локализация и данные первой победы Шарля Мартеля против мусульман". Mémoires et Documents publiés par la Société de l'École des Charles (на французском языке). XII (1): 91–105. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Беде, Джайлз, Джон Аллен, Стивенс, Джон, Герни, Анна и Петри, Генри (1847). Церковная история Англии достопочтенного Беде. Г.Г. Бон
  • Беннет, Мэтью; Брэдсбери, Джим; ДеВрис, Келли; Дики, Иэн; Джестис, Филлис Г. (2013). Боевые приемы средневекового мира, 500 - 1500 гг. Нашей эры: снаряжение, боевые навыки и тактика. Лондон: Amber Books. ISBN 978-1-909160-47-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Коллинз, Роджер (1989). Арабское завоевание Испании: 710 –797. Оксфорд, Англия: Блэквелл. ISBN 978-0-631-15923-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Coppée, Генри (2002) [1881]. История завоевания Испании арабскими маврами, с очерком цивилизации, которую они достигли и передали Европе. Том II. Gorgias Press. ISBN 1-931956-94-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Коули, Роберт и Паркер, Джеффри (ред.). (2001). Читательский товарищ по военной истории. Книги Houghton Mifflin. ISBN 0-618-12742-9
  • Кризи, Эдвард Шеперд; Скорость, Джон Гилмер (2001). Решающие битвы мира (отредактированная ред.). Безопасная гавань, Флорида: Саймон Публикации. ISBN 978-1-931541-81-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) ; первоначально опубликовано в 1851 году как «Решающие битвы мира от Марафона до Ватерлоо»; переработанное издание с Джоном Гилмером Спидом, первоначально опубликованное в 1899 году издательством Colonial Press.
  • Дэвис, Пол К. (1999). 100 решающих битв от древних времен до наших дней. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-57607-075-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Эггенбергер, Дэвид, изд. (1985). «Acroinum (мусульманско-византийские войны), 739 и Tours (вторжение мусульман во Францию), 732». Энциклопедия сражений: отчеты о более чем 1560 сражениях с 1479 г. до н.э. до наших дней. Курьер (Dover Publications). pp. 3, 441–442. ISBN 978-0-486-24913-1. CS1 maint: ref = harv (link ) ; переработанное издание Dictionary of Battles, опубликованное в 1967 году Томасом И. Кроуэллом.
  • Fouracre, Paul (2000). Age of Charles Martel. Pearson Education. ISBN 0-582-06476-7
  • Гиббон, Эдвард Битва при Туре, История упадка и падения Римской империи
  • Грант, Майкл История Рима
  • Грюнебаум, Гюстав фон (2005). Классический ислам: история, 600–1258 гг. Н. Э. Транзакция Альдина. ISBN 0 -202-30767-0
  • Хэнсон, Виктор Дэвис. Резня и культура: Достопримечательность Батта les в Расцвете западной власти. Якорные книги, 2001. Издано в Великобритании под названием «Почему победил Запад». Faber and Faber, 2001. ISBN 0-571-21640-4
  • Hitti, Philip Khuri (2002). История Сирии, включая Ливан и Палестину. ООО «Горгиас Пресс». ISBN 1-931956-61-8
  • Хукер, Ричард «Гражданская война и Омейяды»
  • Льюис, Бернард (1994). Ислам и Запад. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-509061-6
  • Мартин, Роберт В. «Битва при Туре ощущается и сегодня», из примерно.com
  • Мастнак, Томаж (2002). Крестоносцы мира: христианский мир, мусульманский мир и западный политический порядок. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-22635-6
  • Оман, Чарльз У. (1960). Искусство войны в средние века 378–1515 гг. Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-9062-6
  • Пок, Битва при Туре, из книги «Пятнадцать решающих битв мира от Марафона до Ватерлоо». Сэр Эдвард Кризи, Массачусетс
  • Рейган, Джеффри, Книга Гиннеса решающих сражений, Canopy Books, Нью-Йорк (1992) ISBN 1-55859-431-0
  • Риш, Поль (1993). Каролинги: семья, создавшая Европу. Университет Пенсильвании Press. ISBN 0-8122-1342-4
  • Робертс, Дж. М. (2003) The New History of the World Oxford University Press. ISBN 0-19-521927-9
  • Сантосуоссо, Антонио (2004). Варвары, мародеры и неверные. Westview Press. ISBN 0-8133-9153-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Schoenfeld, Edward J. (2001). "Battle of Пуатье ». In Cowley, Robert; Parker, Geoffrey (eds.). The Reader's Companion to Military History. New York: Houghton Mifflin. P. 366. ISBN 978-0-618-12742 -9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Торри, Чарльз Катлер (1922). История завоевания Египта, Северной Африки и Испании: известная как Futūh Miṣr из Ибн Абд аль-Хакама. Издательство Йельского университета.
  • Битва при Туре, 732, из Еврейской виртуальной библиотеки.
  • Tours, Пуатье, из "Leaders and Battles Database" онлайн.
  • Уотсон, Уильям Э. (1993). «Возвращение к битве при Тур-Пуатье». Провиденс: Исследования западной цивилизации. 2 (1): 51– 68. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Уайт, Линн Таунсенд младший (1962). Средневековые технологии и социальные изменения. Оксфорд, Англия: Оксфорд University Press. ISBN 978-0-19-500266-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Вольф, Кеннет Бакстер (1990). Завоеватели и летописцы раннесредневековой Испании. Ливерпуль, Англия: Издательство Ливерпульского университета. DOI : 10.3828 / 978-0-85323-554-5. ISBN 978-0-85323-554-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:02:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте