Битва при Гвадалете

редактировать
Битва между вестготским королевством и Омейядским халифатом; решительная победа Омейядов приводит к падению вестготского королевства и завоеванию Омейядов полуострова
Битва при Гвадалете
Часть завоевания Испании Омейядом
Битва при Гваделете.jpg . Вестготское отступление перед берберской кавалерией, как изображено Сальвадором Мартинесом Кубеллсом (1845–1914)
Дата711
МестоположениеРядом с водоемом на юге Иберии
РезультатПобеда Омейядов
Воюющие
Вестготское королевство Омейядский халифат
Командиры и лидеры
Родерик Шарик ибн Зияд
Сила

~ 2,500 (Коллинз). 33,000 (Льюис)


~ 1,900 (Коллинз). 12,000 (Льюис)


Жертвы и потери
Неизвестно, но включает много дворян и короля~ 3000 (Льюис)

Битва при Гвадалете произошла в 711 году в неустановленном месте между христианскими вестготами из Испании под их королем, Родерик и силы вторжения мусульман Омейядского халифата, com состояли в основном из берберов и нескольких арабов под командованием Тарика ибн Зияда. Битва стала кульминацией серии нападений берберов и началом завоевания Испании Омейядами. В битве Родерик погиб вместе со многими представителями вестготской знати, открыв путь к захвату вестготской столицы Толедо.

Содержание

  • 1 Источники
  • 2 Предыстория
  • 3 Дата и место
  • 4 Бой
  • 5 Причина победы арабов
  • 6 Легенда
  • 7 Примечания
  • 8 Внешние ссылки

Источники

Основным источником битвы являются Мосарабские хроники, написанные вскоре после 754 г., вероятно, в окрестностях Толедо. Латинская Хроника была написана Мозараб христианином. Единственный другой латинский христианский источник, написанный в течение столетия после битвы, - это Historia Langobardorum из Павла Дьякона. Павел не был ни вестготским, ни латиноамериканским, но писал, вероятно, в Монтекассино между 787 и 796 годами, где укрылись многие вестготские монахи. Хроника 741 - это почти современный латиноамериканский источник, но он не содержит оригинальных материалов, относящихся к битве. Несколько более поздних латинских христианских источников содержат описательные отчеты о битве, которым иногда доверяют историки, в первую очередь Хроники Альфонсо III, написанные Альфонсо III Астурийским в конце девятого века.. Счета высокого средневековья, такие как рассказ Лукаса де Туи, как правило, не заслуживают доверия и содержат много легенд и изобретений.

Помимо латинских христианских источников существует несколько арабоязычных источников, широко используемых историками, но все чаще подвергающихся жесткой критике. Ни один из них не предшествует середине девятого века, дате самого раннего, Futūh Mir Ибн Абд ал-Хакама (c.803–71), который был составлен в Египте. Этот отчет, более подробный, чем мосарабские хроники, расходится не только с более поздними латинскими историями, но и с более поздними арабскими историями: анонимный сборник, названный Ахбар Маджмуа, конец десятого века. труд Ибн аль-Кусийя («сын [т. е. потомок] готов [т.е. Виттиза]»), историка XI века Ибн Хайяна, XIII в. Полная история из Ибн ал-Асира, история четырнадцатого века Ибн Халдуна или ранняя современная работа аль-Маккари. Клаудио Санчес-Альборнос поддерживал Ахбар Маджмуа как подлинное произведение восьмого века, сохранившееся только в более поздних копиях, но с тех пор эта точка зрения была опровергнута. Французский ориенталист Эварист Леви-Провансал, с другой стороны, защищал Ибн Хайяна как выдающегося мусульманского историка той эпохи (и битвы).

Среди современных англоязычных стран Американские историки, Роджер Коллинз, Р. А. Флетчер, Э. А. Томпсон и Кеннет Бакстер Вольф скептически относятся к арабским источникам и больше полагаются на Мосарабские хроники. Историки Томас Ф. Глик и Бернард С. Бахрах настроены менее скептически. Коллинз, в частности, отвергает синкретический подход, включающий информацию из всех доступных источников.

Предпосылки

Хотя правление Родерика традиционно датируется 710–711 годами, буквальное прочтение Мосарабских хроник 754 года указывает на 711–1212 годы. Однако Родерик правил не без сопротивления. Характер его вступления в должность после смерти Виттизы от естественных причин или в результате его убийства не ясен из источников. Возможно, что Родерик, вероятно, был dux (герцогом) Бетики до своего восхождения на трон. Археологические данные и два сохранившихся списка королей показывают, что некий Акила II правил на северо-востоке королевства в это время, но его отношение к Родерику неизвестно. Вероятно, они были соперниками, которые никогда не вступали в открытый конфликт из-за краткости правления Родерика и его озабоченности мусульманскими набегами. Даже со сферой влияния Родерика (юго-запад) и его столицей Толедо, он не остался без сопротивления после его «узурпации» (в Mozarabic Chronicle это называется «вторжением»).

Битва Гвадалете не была изолированной атакой берберов, а последовала за серией набегов через Гибралтарский пролив из Северной Африки, которые привели к разграблению нескольких южно-иберийских городов. Войска берберов, вероятно, вторгались на полуостров с моря с момента завоевания Танжера в 705/6 гг. Некоторые более поздние арабские и христианские источники сообщают о более раннем набеге некоего Тарифа в 710 году, а в одном из последних изданий Ad Sebastianum к Хроникам Альфонсо III говорится о нападении арабов, спровоцированном Эрвигом во время правления Вамбы (672–80). и две достаточно большие армии могли находиться на юге в течение года до того, как началось решающее сражение. Их возглавлял Тарик ибн Зияд и другие под общим командованием Мусы ибн Нугайра. Большинство арабских и берберских источников сходятся во мнении, что Шарик был берберским военачальником из Северной Африки. Игнасио Олагуэ в «Исламской революции на Западе» утверждает, что Шарик был готом и номинальным губернатором Тингитании. Другие утверждали, что Шарик был евреем, персом или турком.

Согласно всем источникам, самым ранним из них был Павел Диакон, Шарик ушел из Сеута (Септем) и приземлился у Скалы Кальпе, более позднего Гибралтара, что в арабских источниках происходит от Джебель Тарик, «Скала Шарик». Легенда, впервые записанная ал-Идриси, гласит, что Шарик сжег свои лодки после приземления. Из Гибралтара он двинулся, чтобы завоевать регион Альхесирас, а затем пошел по римской дороге, которая вела в Севилью. Согласно Ибн Абд аль-Хакаму, написанному около 860 г., Шарик, командующий берберским гарнизоном Танжера, пересек пролив на кораблях некоего графа Юлиана (арабский Ильян), лорда Сеуты и «Альчадры» ( Альхесирас ) и приземлился недалеко от Картахены, которую он взял и сделал своей штаб-квартирой.

Согласно Мосарабской хронике, Муза пересек Гадитанум fretum (пролив Кадис ) с большими силами в 711 году и оставался в Испании в течение пятнадцати месяцев, но из источников неясно, прибыл ли он до или после битвы при Гвадалете, в которой сражались силы его подчиненных. Во время его пребывания на полуострове разразилась гражданская война («внутреннее безумие», согласно мосарабскому летописцу), города были разрушены, и многие люди были убиты в результате всеобщего разрушения.

Согласно ал- Маккари, Родерик боролся с басками, когда его отозвали на юг для борьбы с вторжением. Существует также запись византийского нападения на южную Иберию, которое было отражено Теудимером за несколько лет до падения вестготовского королевства. Это привело к появлению теорий о том, что атаки берберов могли быть связаны с Византийской операцией, и что, возможно, изначально арабы были полезными союзниками в византийской попытке отвоевать утерянную провинцию Испания.

Автор позднего астурийского Chronica Prophetica (883) датирует первое вторжение в Испанию «идами ноября 752 эры », то есть 11 ноября 714 года. также идентифицировали два вторжения, первое со стороны Абу Зубры, а второе, год спустя, со стороны Шарика; вероятно, он разделил исторического деятеля Шарика ибн Зияда на два человека.

Дата и место

Дата битвы традиционно 711 год, хотя это не дата, указанная в Мосарабских хрониках. Хроники датируют его 712 годом и помещают его до завоевания Толедо, которое они приписывают Мусе в 711 году. Если это несоответствие разрешено путем предпочтения порядка летописца его датировке, то битва произошла в 712 году, а падение Толедо произошло позже. тот же год. Более поздние арабские источники указывают точную дату 25 или 26 июля. Более приблизительная датировка - с 19 по 23 июля. По словам Дэвида Леверинга Льюиса, битва произошла 19 июля 711 года. До битвы была целая неделя безрезультатных стычек у озера Ла-Ханда, на равнине, простирающейся от Рио Барбате до Рио Гуадалете.

Согласно Абд аль-Хакаму, Шарик шел из Картахены в Кордову - после победы над готской армией, которая пыталась его остановить - когда он встретил Родерика в битве близ Шедунии, вероятно современного Медина-Сидония. Более поздние арабские отчеты, большинство из которых основаны на аль-Хакаме, также помещают битву около Медины Сидония, «возле озера» или Вадилакка (река Лакка), часто идентифицируемой как река Гвадалете, Озеро Ла-Ханда, ручей «Бека» или река Барбате (то есть связанные с ними долины). Самый ранний христианский источник и ближайший по времени источник к событиям говорит, что это произошло около неопознанных «трансдуктинных мысов» (Transductinis promonturiis). Томас Ходжкин, вероятно, вслед за Родриго Хименесом де Рада, место битвы в Херес-де-ла-Фронтера. Хоакин Валльве, изучающий топонимию, помещает помолвку на берегах Гвадарранке, которая, по его словам, может происходить от Вад-аль-Ринк (река Родерика).

Помолвка.

Армии, которые встретились в битве в день, решивший судьбу готского королевства в Испании, достоверно не описаны в сохранившихся записях. Глик предполагает, что мусульманская армия была преимущественно берберской конницей под руководством берберов. Арабские источники традиционно сообщают Родерику 100-тысячное войско, собранное во время его возвращения на юг после столкновения с басками. Это число возмутительно велико; это дополняет цифру 187000 мусульман, указанную в версии Ad Sebastianum Хроники Альфонсо III. Говорят, что Шарик высадился с 7000 всадников и попросил у Музы еще 5000. Таким образом, в битве могло участвовать до 12000 мусульманских бойцов. Согласно одной современной оценке, без учета заявлений из первоисточников, предполагается, что четверть из 7 500, указанных в одном из них; это будет примерно 2000. Силы вестготов «вероятно, не намного больше», а вестготское королевство, в отличие от Франции к северу, не было организовано для ведения войны. Небольшое количество элитных кланов (возможно, около двадцати пяти), их последователи-воины, король и его личные последователи, а также силы, которые можно было собрать из королевского фискального, составляли войска, на которые мог опираться Родерик.

Поражение армии вестготов последовало за бегством противников царя, которые только сопровождали войско «в соперничестве», «обманом» и «из-за стремления к правлению», - говорит мосарабский летописец. История Сисиберта, оставившего Родерика правым крылом хозяина, стала легендой. Оценивая силы вестготов в 33000 человек, Дэвид Льюис рассказывает о том, как мусульманская армия участвовала в серии жестоких атак, в то время как вестготские линии массово маневрировали. Кавалерийское крыло, тайно поклявшееся восстать против Родерика, отступило в сторону, открыв врагу путь. Кавалерия Шарика, муджаффафа, составлявшая до трети всей армии и одетая в легкую кольчугу и опознаваемая по тюрбану над металлической фуражкой, воспользовалась проходом и атаковала вестготскую пехоту, за которой вскоре последовала пехота. Христианская армия была разбита, а король убит в последние часы битвы. Сражение было кровопролитным: потери вестготов были чрезвычайно высоки, и мусульмане потеряли до 3000 человек, или четверть своих войск.

Возможно, его враги намеревались оставить Родерика на поле боя, чтобы быть побежденным и убитым мусульманами. Как бы то ни было, их план провалился, потому что они тоже были в значительной степени убиты. Согласно другому тексту из Мосарабских хроник, предательство может быть возложено к ногам Родерика. Он «потерял свое королевство вместе со своим отцом, убив своих соперников». Этот неясный отрывок мог указывать на то, что Родерик убил своих соперников и ослабил свою армию, обеспечив поражение, или что его соперники тоже погибли в битве или при отступлении. Летописец может винить в поражении фракционность. Хроники Альфонсо III в обеих своих версиях обвиняют анонимных «сыновей Виттизы» в заговоре против Родерика. Оппа, исторический брат Виттизы, был найден в Толедо, возможно, как избранный король, Муза, когда он взял город. Этот Оппа мог сыграть определенную роль в противостоянии Родерику, но, конечно, не его племянники, которые были слишком молоды, чтобы участвовать в силовой политике в 711 году. митрополит Толедо, Sindered, бежал из города с приходом мусульман, и оставался на всю оставшуюся жизнь в ссылке в Риме. Автор Мосарабских хроник едко отмечает, что он был «наемником, а не пастырем» (цитируя Иисуса, Евангелие от Иоанна 10:12). Готский дворянин Теудимер заключил союз с завоевателями, чтобы сохранить собственное господство на своей территории. В течение десяти лет весь полуостров, за исключением крошечного Королевства Астурия и горных басков, оказался под властью мусульман, и они также продвинулись за Пиренеи..

Причина победы арабов

Поздние арабские историки повсеместно приписывают победу своей религии. Аль-Маккари в «Дыхании благовоний» помещает в уста Шарика подбадривающее обращение к своим солдатам накануне битвы, которое завершается призывом убить Родерика:

Помните, что я ставлю себя впереди этого славного обвинения, которое я призываю вас сделать. В тот момент, когда две армии встретятся рука об руку, ты увидишь меня, никогда не сомневайся, ищу этого Родерика, тирана своего народа, бросающего ему вызов на бой, если Бог даст. Если я погибну после этого, я, по крайней мере, получу удовольствие доставить вас, и вы легко найдете среди вас опытного героя, которому вы с уверенностью можете поручить руководство вами. Но если я упаду до того, как доберусь до Родерика, удвойте свой пыл, заставьте себя атаковать и завоюйте эту страну, лишив его жизни. Когда он мертв, его солдаты больше не будут бросать вам вызов.

Согласно более поздним традициям, коренные иберийские евреи, постепенно лишавшиеся гражданских прав под властью христианских монархов и епископов, предоставили бойцов для усиления мавританских сил. отличился в битве во главе смешанного отряда евреев и берберов, согласно составителю «Ахбар Маджмуа». После победы евреи, по общему мнению, захватили несколько городов и даже были размещены в гарнизоне Севильи, Кордовы и самого Толедо. Томпсон отмечает, что «какой бы ни была причина преследования [готов] [евреев], оно могло способствовать полному уничтожению тех, кто его инициировал и проводил в жизнь». Несмотря на все это, участие евреев на стороне мусульман не зафиксировано в Мосарабских хрониках.

Традиционное объяснение быстрого падения вестготского королевства было декадансом. В конце девятого века Chronica Prophetica действительно винит готов в том, что они не искали покаяния в своих грехах: «Город Толедо, победитель всех народов, пал жертвой торжествующих измаильтов и заслужил их покорение. Таким образом, Испания была разорена из-за своих отвратительных грехов в 380-м году правления готов ». Сегодня это не принимается специалистами, хотя все еще оказывает сильное влияние через третичные отчеты, особенно в испаноязычной историографии.

Легенда

Среди легенд, вошедших в историю битвы, наиболее известна история графа Джулиана, который в отместку за оплодотворение своей дочери Флоринды (более поздняя Cava Rumía или Doña Cava) Родерика, когда молодая женщина воспитывалась в дворцовой школе, якобы одолжил Тарику корабли, необходимые для начала вторжения. То, что арабы уже обладали достаточными военно-морскими силами в западной части Средиземного моря, подтверждается их действиями против Балеарских островов. В то время как зачатие (и имя его дочери) повсеместно игнорируются, граф Юлиан в арабских историях был отождествлен с берберским католиком по имени Урбан, который упоминается в Мосарабских хрониках. Этот Урбан сопровождал Мусу через пролив. Урбан может быть Юлианом из легенды, но более вероятно, что Юлиан - это легенда Урбана. Согласно одной интерпретации урбан-юлианской легенды, он был византийским губернатором Сеуты, который вместе с арабами вместе с Тарифом совершил набег на южное побережье Иберии в 710 году. Глик предположил, что Тариф - это изобретение, предназначенное для объяснения этимологии Тарифы, древней Джулии Традукта, из которой «Юлиан», вероятно, был (неназванным) готским графом (происходит от julianus).

«Сыновья Виттизы», которые так часто фигурируют в более поздних христианских источниках, также неисторичны. Виттиза, которого восхваляют Мосарабские хроники, почти повсеместно критикуется в последующих работах, начиная с Хроники Муассака около 818 года. Возмутительность обвинений пропорциональна хронологической дистанции повествования. Так, Лукас де Туй, писавший в конце тринадцатого века, изображает чудовище, а Родриго Хименес де Рада, исправляя разрозненные рассказы, показывает, что Виттиза, обещая начало своего правления, превратился в тирана. Монах Силоса около 1115 года записал, что сыновья Виттизы бежали от Родерика к Юлиану и заручились его помощью.

Среди других легенд, окружающих битву, есть легенда о прибытии Родерика на поле в колесница, запряженная восемью белыми мулами. О завоевании относятся легенды о запечатанной камере в Толедо ("la maison fermée de Tolède") и столе (или ковре, в зависимости от перевода) Соломона, который, как утверждает Абд аль-Хакам, также был обнаружен в Толедо. Золотые сандалии Родерика якобы были извлечены из реки Гвадалете. Американский военно-исторический писатель девятнадцатого века Генри Коппе написал историю завоевания, которая включает и пересказывает многие легенды.

Примечания

Внешние ссылки

Координаты : 36 ° 36′00 ″ с.ш. 6 ° 13'00 ″ з.д. / 36,6000 ° с.ш., 6,2167 ° Вт / 36,6000; -6.2167

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:31:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте