В немецкая героическая легенда, Альберих (Немецкий: ) - это карлик. Он наиболее заметно фигурирует в стихотворениях Nibelungenlied и Ortnit. Он также фигурирует в древнескандинавском собрании немецких легенд, которое называется Тидрексага под именем Альфрикр. Его имя означает «правитель сверхъестественных существ (эльфов)» и эквивалентно старофранцузскому Auberon (англ. Oberon ).
). Это имя позже использовалось для персонажа в Рихард Вагнер опера цикл Кольцо Нибелунгов.
Альберих играет важную роль в «Песни о Нибелунгах», где он является хранителем сокровищ нибелунгов и имеет силу двенадцати человек. Зигфрид побеждает его, используя его плащ-невидимка (Tarnkappe), после которого гном служит герою. Позже Зигфрид теребит бороду в имитационном бою, когда он приходит без предупреждения, чтобы забрать сокровища.
В стихотворении Ортнит, Альберих, описанный здесь как маленький ребенок, видимый только обладателю магического кольца, соблазняет королеву Ломбардии и дает отцом героя Ортнита.Когда Ортнит позже пытается добиться расположения дочери языческого короля Махорела, Альберика h раскрывает свое отцовство Ортниту и помогает ему в его поисках, разыгрывая языческого царя и даже выдавая себя за языческого бога Махмета. Когда Ортнит отправляется в свое последнее роковое приключение против чумы драконов, Альберих забирает магическое кольцо и предупреждает Ортнита, чтобы он не продолжал его поиски.
В Тидрекссаге Альфрикр создает мечи Экисакс и Нагельрингр, давая этот последний меч Тидреку.
Ссылки на Альбериха вне героической поэзии редки.
В оперном цикле Вагнера Der Ring des Nibelungen, Альберих - глава расы гномов Nibelungen и главный антагонист гоночных событий. В Das Rheingold, первой опере цикла, он получает способность выковать кольцо после отказа от любви и кражи золота реки Рейн, из которой сделано кольцо. Его брат, кузнец Мим, создает Tarnhelm для Альбериха. Новости о грабеже золота и кольце силы побуждают к действию как богов, так и гигантов. Гиганты Фафнер и Фасольт требуют кольцо в качестве платы за строительство Валгаллы и уносят Фрейю в качестве заложницы. В Götterdämmerung (четвертая опера в цикле Вагнера) Хаген, убийца героя Зигфрида, является получеловеком-полукарликом, сыном Альбериха. Гримхильда, женщина-человек. Эта деталь происхождения Хагена является изобретением Вагнера, а не взята из мифов или эпических поэм, в которых Хаген является обычным человеком с человеческими родителями.
Альберих Вагнера - это составной персонаж, в основном основанный на Альберихе из «Песни о Нибелунгах», а также на Андвари из скандинавской мифологии. Он был широко описан, в первую очередь Теодором Адорно, как отрицательный еврейский стереотип, его раса выражалась в "искаженной" музыке и "бормочущей" речи. ; другие критики, однако, не согласны с этой оценкой.
Альберих появляется в Рейнгольде, а не в Вокер, затем снова в Зигфриде и, наконец, в Геттердаеммерунг (пока Хаген спит, приказывая Хагену вернуть Кольцо). В конце оперы Альберих вместе с тремя девушками из Рейна - единственные ключевые персонажи Der Ring, которые остались в живых. Вотан, кажется, умирает в конце Goetterdaemmerung, когда Валгалла сгорает, Фасфолт из Рейнгольда умирает в Рейнгольде, Зигелинде и Зигмунд из Валкуера умирает в Валкуере (Зигелинде, по крайней мере, мертв к моменту начала Зигфрида, примерно 15-20 лет спустя), Мим (из Рейнгольда и Зигфрида) умирает в Зигфриде, Гюнтер и Хаген из Готтердаммерунга оба умирают в конце его, а Зигфрид (из Зигфрида и Геттердаеммерунга) и Брунгильда (из Валкуера, Зигфрида и Геттердаэммерунг) оба умирают в Гёттердаэммерунг.
Американский композитор Кристофер Роуз (1949-2019) написал Фантазию для сольной ударной и оркестра под названием Der Gerettete Alberich, длительностью около 26 минут. Он основан на музыке Goetterdaemmerung, немного от Rheingold и Siegfried (молоток Мима) и размышляет в музыке о том, что будет дальше с Альберихом.
В Первой мировой войне, отступление немцев на укрепленные позиции на линии Гинденбурга, которая была официально названа в честь Зигфрида, несмотря на то, что имя, было названо Operation Alberich.
Во время Второй мировой войны Германия разработала безэховые плитки, которые получили прозвище Alberich.