Безэховая плитка

редактировать

Безэховая плитка на корпусе HMS Triumph. Два участка отсутствующих плиток видны ближе к переднему краю паруса.

Безэховые плитки - это резиновые или синтетические полимерные плитки, содержащие тысячи крошечных пустот, нанесенные на внешний корпус военных кораблей и подводные лодки, а также безэховые камеры. Их функция двоякая:

  • поглощать звуковые волны активного сонара, уменьшая и искажая отраженный сигнал, тем самым уменьшая его эффективный диапазон.
  • ослаблять звуки, издаваемые судном., как правило, его двигатели, чтобы уменьшить дальность обнаружения пассивным сонаром.

Развитие в Третьем Рейхе

Крупный план плитки Альбериха, иллюстрирующий узоры из нескольких отверстий разного диаметра Плитки Альбериха в том виде, в каком они появляются на U-480

Технология безэховых плиток была разработана Кригсмарине во время Второй мировой войны, под кодовым названием Альберих после невидимого карлика-хранителя сокровищ Рейнского золота из музыкальных драм Вагнера Кольцо нибелунгов. Покрытие состояло из листов площадью примерно 1 м (3 фута 3 дюйма) и толщиной 4 мм (0,16 дюйма) с рядами отверстий двух размеров: 4 мм (0,16 дюйма) и 2 мм (0,079 дюйма) в диаметре.

Произведено IG Farben в виде плитки особой формы синтетического каучука и изготовлено с использованием стабилизированного неполярного высокомолекулярного гомополимера полиизобутилена с низким -температурная эластичность; сам резиновый материал был известен под торговой маркой Oppanol.

Материал не был гомогенным, но содержал воздушные полости; эти полости привели к ухудшенному отражению ASDIC. Покрытие уменьшило эхо на 15% в диапазоне от 10 до 18 кГц. Этот частотный диапазон соответствовал рабочему диапазону раннего активного сонара ASDIC, который использовался союзниками. Все типы ASDIC 123, 123A, 144 и 145 работают в диапазоне от 14 до 22 кГц. Однако это ухудшение отражения эха не было равномерным на всех глубинах погружения из-за сжатия пустот давлением воды. Дополнительным преимуществом покрытия было то, что оно действовало как шумоглушитель, сдерживая шумы двигателя подводной лодки.

Покрытие прошло первые ходовые испытания в 1940 году на U -11, Тип IIB. U-67, Тип IX, была первой действующей подводной лодкой с таким покрытием. После своего первого военного патрулирования он прибыл в Вильгельмсхафен, вероятно, где-то в апреле 1941 года, где ему было нанесено покрытие. Покрытие покрыло боевую рубку и борта подводной лодки, но не палубу. К 15 мая 1941 года U-67 находился в Киле и проводил испытания в Балтийском море. В июле покрытие было снято со всех частей лодки, кроме боевой рубки и носовой части. Дальнейшие эксперименты и звуковые испытания были проведены в Маленьком Поясе, но они, по-видимому, оказались неудовлетворительными, поскольку впоследствии все покрытие было удалено. Проблемы возникли на ранней стадии, когда было обнаружено, что клей имеет недостаточную прочность для соединения синтетического каучука с прочным корпусом и кожухом. Это привело к расшатыванию листов и созданию турбулентности в воде, что облегчило обнаружение подводной лодки. Кроме того, было обнаружено, что нанесение покрытия значительно снизило скорость лодки.

Только в конце 1944 года проблемы с клеем были в основном решены. Покрытие требовало особого клея и аккуратного нанесения; на подводную лодку потребовалось несколько тысяч часов склеивания и клепки. Первой подводной лодкой, испытавшей новый клей, была U-480 типа VIIC. Добившись хороших результатов с новым клеем, Oberkommando der Marine планировал, что он будет широко использоваться на новых подводных лодках Type XXI и Type XXII. Однако война закончилась до того, как его можно было широко использовать. В конечном итоге только один действующий Тип XXIII, U-4709 был покрыт безэховой плиткой. К подводным лодкам с покрытием из безэховой плитки относятся: U-11, U-480, U-485 U-486, U-1105, U-1106, U-1107, U-1304, U-1306, U-1308, U-4704, U-4708 и U-4709.

Безэховое покрытие, основанное на исследованиях и технологиях, предоставленных Германией. Используется японскими подводными лодками класса I-400, хотя по составу он полностью отличается от немецкой плитки на основе каучука, такой как Alberich или Tarnmatte.

Использование Советским Союзом

После войны эта технология больше не использовалась до 1970-х годов, когда Советский Союз начал покрывать свои подводные лодки резиной плитка. Первоначально они были склонны к падению, но по мере развития технологии стало очевидно, что плитки оказывают драматическое влияние на уменьшение акустических сигнатур подводных лодок. Современные российские плитки имеют толщину около 100 мм и, по-видимому, уменьшают акустическую сигнатуру Акула-класса подводных лодок на 10-20 децибел (т.е. на 10% до 1% от первоначальной крепости).

Использование в наши дни

Современные материалы состоят из ряда слоев и множества пустот разного размера, каждая из которых нацелена на определенный диапазон звуковых частот на разной глубине. В разных частях подводной лодки иногда используются разные материалы, чтобы лучше поглощать определенные частоты, связанные с механизмами в этом месте внутри корпуса.

Королевский флот начал использовать безэховую плитку в 1980 году, когда HMS Churchill был оснащен ими во время второго ремонта.

ВМС США также начали использовать безэховую плитку в 1980 году, когда USS Batfish стала первой лодкой, получившей «особую обработку корпуса» (SHT).

В последние годы почти все современные военные подводные лодки спроектированы использовать безэховые плитки.

См. также

  • Радиопоглощающий материал - камуфляжные антирадарные покрытия подводных лодок из синтетического каучука и порошка оксида железа (Tarnmatte) или слоев проводящего материала (бумага или пластик с углеродной сажей)), разделенных слоями диэлектрического материала (поглотитель Яумана).

Ссылки

Примечания

Последняя правка сделана 2021-06-11 01:55:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте