В Центральной Европе фольклор, Крампус - рогатая, антропоморфная фигура, описанная как «полукозел-полудемон», который во время рождественского сезона наказывает детей, которые плохо себя ведут. Это контрастирует с Святым Николаем, который награждает благонравных дарами. Крампус - один из сподвижников Святого Николая в нескольких регионах, включая Австрию, Баварию, Хорватию, Венгрию, Северную Италию включая Южный Тироль и Трентино и Словения. Происхождение рисунка неясно; некоторые фольклористы и антропологи постулируют, что он имеет дохристианское происхождение.
В традиционных парадах и в таких мероприятиях, как Krampuslauf (английский: Krampus run), участвуют молодые люди, одетые как Krampus. Подобные мероприятия ежегодно происходят в большинстве альпийских городков. Крампус изображен на праздничных поздравительных открытках под названием Krampuskarten.
Теоретически история фигуры Крампуса восходит к дохристианским альпийским традициям. В краткой статье об этой фигуре, опубликованной в 1958 году, Морис Брюс писал:
Кажется, нет особых сомнений в его истинной личности, поскольку ни в какой другой форме нет полных регалий Рогатого Бога ведьм так хорошо сохранились. Береза - помимо ее фаллического значения - может иметь связь с обрядами инициации некоторых ведьм; обряды, которые влекли за собой связывание и бичевание как форму имитации смерти. Цепи могли быть введены в христианскую попытку «связать дьявола», но, опять же, они могли быть пережитком языческих обрядов инициации.
Обсуждая свои наблюдения в 1975 году, находясь в Ирднинге, небольшом городке в Штирия, антрополог Джон Дж. Хонигманн писал, что:
Фестиваль Святого Николая, который мы описываем, включает в себя культурные элементы, широко распространенные в Европе, в некоторых случаях восходящие к дохристианским временам. Сам Николай стал популярен в Германии примерно в одиннадцатом веке. Праздник, посвященный этому покровителю детей, - это только один зимний праздник, в котором дети являются объектами особого внимания, другими являются Мартинмас, праздник Святых младенцев и Новый год.. Дьяволы в масках, которые шумно действуют и причиняют себе неудобства, известны в Германии по крайней мере с шестнадцатого века, в то время как дьяволы в масках животных, сочетающие в себе ужасно-комические (schauriglustig) выходки, появлялись в средневековых церковных пьесах. Об этом говорится в обширной литературе, в основном написанной европейскими фольклористами.... Австрийцы в сообществе, которое мы изучали, хорошо знают, что «языческие» элементы смешиваются с христианскими элементами в обычаях Святого Николая и в других традиционных зимних церемониях. Они верят, что Крампус происходит от языческого сверхъестественного, который был ассимилирован с христианским дьяволом.
Фигуры Крампуса сохранились, и к 17 веку Крампус был включен в христианские зимние праздники, объединив Крампуса со Святым Николаем.
Страны бывшей империи Габсбургов в значительной степени заимствовали традицию Крампуса, сопровождавшего Святого Николая 5 декабря из Австрии.
В последние годы миф о том, что Крампус был сыном Хель, скандинавской богини подземного мира, популяризируется в Интернете и даже появляется в статьях в журналах National Geographic и Smithsonian Magazine.. Однако эта связь, вероятно, является изобретением американского художника-фэнтези-художника и автора Джеральда Брома, чей роман 2012 года Крампус Йоль Лорд показывает Крампуса в качестве главного героя. Та же самая идея появилась вскоре после этого в двух онлайн-играх норвежского производителя игр Funcom.
После выборов 1932 года в Австрии традиция Крампуса была запрещена Режим Дольфуса при Отечественном фронте (Vaterländische Front) и Христианской социальной партии. В 1950-х годах правительство распространило брошюры под названием «Крампус - злой человек». Ближе к концу века народное возрождение празднования Крампуса произошло и продолжается сегодня.
Традиция Крампуса возрождается и в Баварии, наряду с местной художественной традицией вырезанных вручную деревянных масок. В 2019 году поступали сообщения о пьяных или хулиганских действиях со стороны Крампусов в масках в некоторых австрийских городах.
Хотя Крампус появляется во многих вариациях, большинство имеют некоторые общие физические характеристики. Он волосатый, обычно коричневый или черный, и у него раздвоенные копыта и рога козла. Его длинный заостренный язык высовывается наружу, а у него есть клыки.
Крампус несет цепи, которые, как считается, символизируют связывание Дьявола христианской церковью. Он бьет по цепям для драматического эффекта. Цепочки иногда сопровождаются колокольчиками разных размеров. Более языческого происхождения - это Рутен, связки березовых веток, которые носит Крампус и которыми он иногда бьет детей. Рутен мог иметь значение в дохристианских языческих обрядах инициации. В некоторых изображениях березовые ветки заменены плетью. Иногда появляется Крампус с привязанным к спине мешком или корзиной; это увозить злых детей для утопления, еды или транспортировки в ад. В некоторых старых версиях упоминается, что непослушных детей кладут в мешок и уносят. Это качество можно найти в других сподвижниках Святого Николая, таких как Zwarte Piet.
Праздник Святого Николая отмечается в некоторых частях Европы 6 декабря. Накануне вечером 5 декабря, в ночь Крампуса или Krampusnacht, на улицах появляется злой волосатый дьявол. Иногда сопровождая Святого Николая, а иногда и самостоятельно, Крампус посещает дома и предприятия. Святой обычно появляется в восточном обряде облачении епископа и носит золотой церемониальный посох. В отличие от североамериканских версий Санта-Клауса, на этих праздниках Святой Николай заботится только о хороших детях, а Крампус отвечает за плохих. Николас раздает подарки, а Крампус поставляет уголь и связки Рутена.
Сезонный спектакль, распространившийся по альпийским регионам, был известен как Николаусспиль («Игра Николая» "). Вдохновленные пьесами «Рай», в которых рассказывается о встрече Адама и Евы с искусителем, пьесы Николая рассказывают о соревновании человеческих душ и затрагивают вопрос морали. В этих пьесах Николая святой Николай вознаграждает детей за научные усилия, а не за хорошее поведение. Эта тема выросла в альпийских регионах, где Римско-католическая церковь имела значительное влияние.
В альпийских регионах уже существовали языческие традиции, которые переплелись с католицизмом. Люди маскировались под дьявольскую фигуру, известную как Перхт, двуногого гуманоидного козла с шеей, похожей на жирафа, в шкурах животных. Люди носили костюмы и шли процессиями, известными как Perchtenlaufs, которые считаются любой более ранней формой бега Крампуса. Католическая церковь с подозрением смотрела на перхтенлауфов и запрещала их некоторым гражданским властям. Из-за малонаселенности и суровой окружающей среды в альпийском регионе запрет не был эффективным или легким в исполнении, что делало запрет бесполезным. В конце концов, Perchtenlauf, вдохновленный пьесами Николая, представил Святого Николая и его моральные устои. Перхт превратился в то, что сейчас известно как Крампус, и был подчинен воле Святого Николая.
Принято предлагать Крампус шнапс, крепкий дистиллированный фруктовый бренди. Эти пробеги могут включать Perchten, аналогичные дикие языческие духи из германского фольклора и иногда женские в представлении, хотя Perchten правильно ассоциируются с периодом между зимним солнцестоянием и 6 января.
Европейцы обмениваются поздравительными открытками с изображением Крампуса с 1800-х годов. Карты, которые иногда вводятся с помощью Gruß vom Krampus (Приветствие от Крампуса), обычно содержат юмористические рифмы и стихи. Крампуса часто изображают угрожающе нависшим над детьми. Он также показан с одной человеческой ногой и одним раздвоенным копытом. В некоторых Крампус имеет сексуальный подтекст; он изображен преследующим пышных женщин. Со временем представление Крампуса в картах изменилось; в старых версиях есть более устрашающий Крампус, в то время как в современных версиях есть более милое, более амур -подобное существо. Крампус также украшал открытки и контейнеры для конфет.
В Штирии Крампус дарит семьям связки Рутенов. Ветки выкрашены в золото и выставлены в доме круглый год - напоминание любому ребенку, который временно забыл о Крампусе. В небольших, более изолированных деревнях у этой фигуры есть другие звериные товарищи, такие как фигурки «дикого человека» с рогами, а Святого Николая нигде не видно. Этих штирийских компаньонов Крампуса зовут Шабманнер или Раухен.
Уменьшенная версия Крампуса - часть популярных рождественских ярмарок в городских центрах Австрии, таких как Зальцбург. В этих более дружественных для туристов интерпретациях Крампус скорее юмористический, чем устрашающий.
В Пещере дель Предиль, в северной части провинции Удине в Италии, ежегодно проводится фестиваль Крампуса. в начале декабря. Незадолго до захода солнца Крампус выходят из старой пещеры и преследуют детей - мальчиков, но также и взрослых, наказывая их поглаживаниями по ногам. Чтобы утолить свой гнев, дети и молодые люди должны читать молитву.
Прогулка Общества Крампуса в Далласе, 2016Празднование Крампуса в Северной Америке становится все более популярным явлением.
Подобные цифры зафиксированы в соседних районах. Klaubauf Austria, а Bartl или Bartel, Niglobartl и Wubartl используются в южной части страны. В большей части Словении, на культуру которой сильно повлияла австрийская культура, Крампус называется паркель и является одним из компаньонов Миклавжа, словенской формы Святого Николая.
Во многих частях Хорватии Крампус является описывается как дьявол, носящий тканевый мешок вокруг талии и цепи на шее, лодыжках и запястьях. По традиции, когда ребенок получает подарок от Святого Николая, ему дается золотая ветвь, символизирующая его добрые дела в течение года; однако, если ребенок плохо себя вел, Крампус заберет подарки для себя и оставит только серебряную ветку, чтобы обозначить плохие поступки ребенка.
Костюмированные персонажи - центральная часть всех Крампус торжества. К этим персонажам относятся: Крампус, Святой Николаус, лесоруб, ангелы и старуха. Поскольку Крампус - полукозел и полудемон, костюм обычно имеет некоторые основные элементы, такие как меховой костюм, рога, маска демона и копыта. Обычно используются реквизиты; колокольчики, березовый прутик, корзина на спине, цепи, посох и конский волос или конопляная флоггер. Самые традиционные костюмы Крампуса сделаны из козьих / овечьих шкур, рогов животных и масок ручной работы. Чаще они изготавливаются из современных и менее дорогих материалов, таких как: искусственный мех и латексные маски. Доступно несколько обучающих видео по костюмам Крампуса YouTube.
Персонаж Крампуса был импортирован и изменен для различных североамериканских СМИ, включая печатные (например, Крампус : Дьявол Рождества, коллекция старинных открыток Монте Бошана в 2004 году; Крампус: Святочный лорд, роман 2012 года Джеральда Брома ), телевидение - оба живые действия (" Крампус Кэрол ", эпизод 2012 года из Лига ) и анимация (« Очень рискованное Рождество », эпизод 2004 года The Venture Bros., «Менестрель Крампус », эпизод 2013 года из American Dad! ) - видеоигры (CarnEvil, 1998 год аркадная игра, The Binding of Isaac: Rebirth, видеоигра 2014 года) и фильм (Krampus, рождественская комедия ужасов 2015 года фильм от Universal Pictures ).
Krampus mit Kind («Крампус с ребенком») открытка примерно 1911 года
Крампус и Святой Николай посещают венский дом в 1896 году
Николаус и Крампус в Австрии в начале 20 века
Крампус из Свети-Мартин-на-Мури, северная Хорватия, на местном карнавале в Чаковец (2015)
Вашингтон, округ Колумбия, прогулка по Крампуснахту (2016)
Процессия Святого Николая с Крампусом и другими персонажами, ок. 1910
С. Николаус с 12 крампусами в земле Берхтесгаден, Германия (2016)
В Секстене, Италия (2016)
Современный Крампус в Перхтенлауфе в Клагенфурте (2006)
Крампус в Тоблах, Италия (2006)
Викискладе есть материалы, связанные с Krampus. |