Гран-при США 1966 года | |||
---|---|---|---|
Детали гонки | |||
Дата | 2 октября 1966 года | ||
Официальное название | IX Гран-при США | ||
Местоположение | Гоночная трасса Гран-при Уоткинс-Глен. Уоткинс-Глен, Нью-Йорк | ||
Трасса | Постоянная дорожная трасса | ||
Длина дистанции | 3,78 км (2,35 мили) | ||
Расстояние | 108 кругов, 408,2 км (253,8 мили) | ||
Погода | Прохладно, сухо | ||
Поул | |||
Пилот | Брэбэм - Репко | ||
Время | 1: 08.42 | ||
Самый быстрый круг | |||
Пилот | Джон Сёртиз | Купер - Maserati | |
Time | 1: 09.67 на 31-м круге | ||
Podium | |||
First | Lotus - BRM | ||
Второй | Купер - Maserati | ||
Третий | Купер - Maserati | ||
Лидеры круга |
Гран-при США 1966 года была гонкой Формулы-1, проводившейся 2 октября 1966 года на Гран-при Уоткинс-Глен. Курс в Уоткинс-Глен, Нью-Йорк. Это была гонка 8 из 9 на Чемпионате мира среди водителей 1966 года и на Международном кубке 1966 года для производителей Формулы-1. Гонка стала девятым Гран-при США (16-м, включая гонки на Гран-при Америки 1908–16). Это был шестой по счету турнир в Уоткинс-Глен. Гонка проводилась на 108 кругах по 3,78-километровой трассе на общую дистанцию 408 километров.
Гонку выиграл британский пилот Джим Кларк за рулем Lotus 43 за команду Team Lotus. Кларк обогнал поле и одержал свою 20-ю победу на чемпионате мира более чем на круг. Места на подиуме заняли товарищи по команде Cooper Car Company ; Австрийский водитель Йохен Риндт и британский водитель Джон Сёртиз на своих Cooper T81s.
Хотя ни один из Brabhams не закончился, отказ двигателя Феррари 312 Лоренцо Бандини увидел, что англо-австралийская команда не может быть застигнута в гонке за кубок конструкторов, имея только Гран-при Мексики. Это дало Джеку Брэбэму уникальный дубль, чемпионат мира среди пилотов и конструкторов на автомобиле его собственного производства.
Поскольку большинство команд изо всех сил пытались освоить новую 3-литровую формулу в 1966 году, Джек Брэбэм выиграл чемпионат мира с аккуратным, простым и легким шасси, Brabham BT19. Это был третий титул австралийца среди гонщиков и первый гонщик на автомобиле собственного производства. Но именно Джима Кларка Lotus с мощным, обычно ненадежным двигателем BRM H16 первым пересек черту в Уоткинс-Глен. Унаследовав лидерство после ухода Лоренцо Бандини и Брэбэма, Кларк финишировал на полный круг, опередив австрийца Йохена Риндта, и записал единственную злополучную победу H16.
В этом году корпорация Гран-при Уоткинс-Глен отошла от традиционной системы стартовых денег и вместо этого предложила денежные призы в размере от 20 000 долларов за первый до 2 800 долларов за двадцатый. Общий кошелек в 102 400 долларов был самым богатым на чемпионате мира, а сумма первого приза была больше, чем сумма первых призов всех остальных гонок вместе взятых! «100 000 долларов в то время были волшебным числом», - сказал директор гонки Кэмерон Аргетсингер. «Это было число, которое означало« высшую лигу »для американских любителей спорта». Восторженное принятие этой договоренности менеджерами и владельцами европейских команд ознаменовало огромные философские изменения для истеблишмента Гран-при в том, как проводить гоночную встречу.
В системе денежного приза отделка была вдвойне важна, и Кларк намеревался использовать более надежный двухлитровый двигатель Climax, пока не обнаружил, насколько быстрым может быть H16. Ferrari Бандини был первым, кто преодолел барьер 120 миль в час на Глене, когда он показал время 1: 08.67. Джон Сёртиз, теперь в Купере после ухода из команды Ferrari в середине сезона, и Грэм Хилл были единственными водителями ниже 1:09 в пятницу.
В заключительные минуты субботней сессии Брэбэм схватил поул на 1: 08.42, и Кларк присоединился к нему в первом ряду с 1: 08.53. Сразу после записи своего лучшего времени Кларк услышал глухой удар за спиной, а когда он остановился в боксах, из выхлопной трубы H16 капало масло. Команда BRM предложила часто используемый запасной двигатель H16, и механики Lotus работали до ночи, вставляя его в гоночную машину Кларка.
Воскресенье было прохладным, но сухим, и толпа из 75 000 человек включала актеров Джеймс Гарнер (Пит Арон), Тоширо Мифуне (мистер Йомура) и Джессика Уолтер (Пэт Стоддард), а также режиссер Джон Франкенхаймер, которые находились на завершающей стадии создания фильма Гран-при. За час до старта Кларк все еще не знал, какую машину использовать в гонке. В конце концов он выбрал Type 43 с запасным H16 от BRM, и он тоже протекал маслом на сетке манекена, прежде чем экипаж затянул его, и он начал свой разогревающий круг. У флага Бандини выскочил из второго ряда в лидеры, опередив Кларка, Ричи Гинтера, Брэбэма, Сёртиз, Джеки Стюарта, Хилла и Денни Халма.
Гинтер сразу же начал откатываться назад, в то время как Брэбхэм нашел свой ритм и двинулся вверх, обойдя Кларка в «90» на четвертом круге, а затем Бандини во главе на 10-м круге. лидирующая пара, когда они натолкнулись на Lotus Питера Арунделла на 16-м круге. Брэбхэм и Бандини вошли, войдя в «90», но Сёртиз остался позади. Он попытался обойти Арунделла на прямой пит-стопе, а затем и в «Эссес», но когда он ехал рядом, машины соприкоснулись, и обе заскользили по траве, а затем направились к ямкам. На самом деле Сертис подъехал к яме Лотоса, чтобы противостоять Арунделлу, и его пришлось сдерживать механиками Лотоса. Потеряв там несколько минут, он вернулся на тринадцатую позицию, отстав на два с половиной круга.
На 20-м круге Бандини вернул лидерство Брэбхэму и начал отрываться, пока внезапно на 34-м круге у него не взорвался двигатель, и Брэбхэм оказался один с заметным преимуществом над Кларком. Тем временем Сертис все еще был в восторге от боя с Арунделлом и был самым быстрым автомобилем на трассе. Он отключил себя один раз и установил самый быстрый круг в гонке на 31-м круге. Сразу после половины дистанции, на 55-м круге, Брэбхэм также взорвал свой двигатель! Кларк был удивлен, что оказался впереди, почти на минуту опередив Купера Риндта. Сертис продолжил свою атаку, во второй раз сняв лапу и обойдя Брюса Макларена и Джо Зифферта за третье место.
Кларк оставался незамеченным до конца и вернулся домой с единственной победой, которую когда-либо мог одержать двигатель BRM H16. Когда Риндт проехал две минуты, 28,5 секунды спустя и у него закончилось топливо, его последний круг не засчитывался, поскольку он более чем вдвое превышал время круга лидера. В любом случае он сохранил второе место на одном круге с товарищем по команде Сёртизом, который был третьим. Победа - первая в году Кларка - завершила трехлетнюю серию Грэма Хилла в The Glen, но она ознаменовала четвертый год подряд, когда двигатель BRM выигрывал Гран-при Америки.
Позиция | № | Драйвер | Конструктор | Время | Гэп |
---|---|---|---|---|---|
1 | 5 | Джек Брэбэм | Брэбэм - Репко | 1: 08.42 | — |
2 | 1 | Джим Кларк | Лотус - BRM | 1: 08.53 | +0,11 |
3 | 9 | Лоренцо Бандини | Ferrari | 1: 08,57 | +0,15 |
4 | 7 | Джон Сёртиз | Купер - Maserati | 1: 08.73 | +0.31 |
5 | 3 | Грэм Хилл | BRM | 1: 08.87 | +0.45 |
6 | 4 | Джеки Стюарт | BRM | 1: 09.17 | +0,75 |
7 | 6 | Денни Халм | Брэбэм - Репко | 1: 09,28 | +0,86 |
8 | 12 | Ричи Гинтер | Honda | 1: 09.37 | +0.95 |
9 | 8 | Йохен Риндт | Купер - Maserati | 1: 09.63 | +1.21 |
10 | 11 | Педро Родригес | Лотус - BRM | 1: 10,40 | +1,98 |
11 | 17 | Брюс Макларен | Макларен - Форд | 1: 10,57 | +2,15 |
12 | 18 | Майк Спенс | Лотус - BRM | 1: 10.73 | +2.31 |
13 | 19 | Джо Зифферт | C ooper - Maserati | 1: 10.97 | +2.55 |
14 | 15 | Дэн Герни | Игл - Уэслейк | 1: 11.03 | +2.61 |
15 | 22 | Джо Боннье | Купер - Maserati | 1: 11.40 | +2,98 |
16 | 16 | Боб Бондюрант | Игл - Кульминация | 1: 12,40 | +3,98 |
17 | 10 | Иннес Ирландия | BRM | 1: 12,63 | +4,21 |
18 | 14 | Ронни Бакнум | Honda | 1: 12,70 | +4,28 |
19 | 2 | Питер Арунделл | Lotus - Кульминация | ||
Источник: |
Поз | No | Драйвер | Конструктор | Круги | Время / Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Джим Кларк | Lotus - BRM | 108 | 2: 09: 40.11 | 2 | 9 |
2 | 8 | Йохен Риндт | Купер - Maserati | 107 | Без топлива | 9 | 6 |
3 | 7 | Джон Сёртиз | Купер - Maserati | 107 | + 1 круг | 4 | 4 |
4 | 19 | Джо Сифферт | Купер - Maserati | 105 | + 3 круга | 13 | 3 |
5 | 17 | Брюс Макларен | McLaren - Ford | 1 05 | + 3 круга | 11 | 2 |
6 | 2 | Питер Арунделл | Lotus - Кульминация | 101 | + 7 кругов | 19 | 1 |
Ret | 10 | Innes Ireland | BRM | 96 | Генератор | 17 | |
NC | 12 | Ричи Гинтер | Honda | 81 | Без секретов | 8 | |
В отставке | 18 | Майк Спенс | Lotus - BRM | 74 | Ignition | 12 | |
Ret | 14 | Ронни Бакнум | Honda | 58 | Двигатель | 18 | |
NC | 22 | Jo Bonnier | Cooper - Maserati | 57 | Не классифицируется | 15 | |
Ret | 5 | Джек Брэбэм | Брэбэм - Repco | 55 | Engine | 1 | |
Ret | 4 | Джеки Стюарт | BRM | 53 | Двигатель | 6 | |
Ret | 3 | Graham Hill | BRM | 52 | Differential | 5 | |
Ret | 9 | Lorenzo Bandini | Ferrari | 34 | Двигатель | 3 | |
Ret | 6 | Денни Халм | Brabham - Repco | 18 | Engine | 7 | |
Ret | 11 | Педро Родригес | Lotus - BRM | 13 | Выход на пенсию | 10 | |
Возвращение | 15 | Дэн Герни | Игл - Уэслейк | 13 | Клатч | 14 | |
DSQ | 16 | Боб Бондюрант | Игл - Кульминация | 5 | Дисквалифицирован | 16 | |
Источник: |
|
|
.
Предыдущая гонка:. Гран-при Италии 1966 года | Чемпионат мира FIA Formula One. сезон 1966 года | Следующая гонка:. Гран-при Мексики 1966 года |
Предыдущая гонка:. Гран-при США 1965 года | Гран-при США | Следующая гонка:. Гран-при США 1967 года |