Канал на высшем уровне - это искусственный водный путь, соединяющий две отдельные речные долины. Этот термин относится к каналу, который поднимается, а затем опускается, в отличие от бокового канала, который имеет только непрерывное падение. Каналы на высшем уровне были важным шагом в развитии транспортных систем, соединяющих различные части страны, до появления железных дорог или современного автомобильного транспорта.
Первым каналом, соединяющим реки через водораздел, был канал Лингку («Волшебный канал») в Китае, который соединил реки Сян и Ли в 219 г. до н. Э. Для военного транспорта; однако это обычно не считается каналом уровня вершины, поскольку уровень вершины был ровным и изначально не имел шлюзов, хотя боковые каналы с шлюзами были добавлены позже на двух реках.
Таким образом, честь первого канала на высшем уровне достается Большому каналу Китая. Это было начато в 4 веке до н.э. с большими расширениями в 329 году нашей эры и использовалось одиночные замки до 10 века, когда были введены фунтовые замки. Но именно изменение маршрута канала в 1280-х годах, чтобы сократить соединение с новой столицей Пекин в начале династии Юань, пересекая Янцзы и Желтые реки, сделало его каналом на высшем уровне. В современную эпоху он оставался самым длинным каналом в мире, протяженностью 1145 миль (1843 км).
В Европе первым каналом на высшем уровне был канал Штекница (1390–1398) в Германии, который соединил реку Штекниц с Дельвенау, притоком Эльбы, как часть Старого соляного пути. Он использовал пятнадцать опор и имел высоту 13 километров (8,1 мили); мельники открывали замки только через день.
Первым каналом на высшем уровне, использовавшим фунтовые шлюзы, был канал Бриар во Франции, строительство которого было завершено в 1642 году. Этот канал протяженностью 55 километров (34 мили) соединял долину Луары с долиной Сены, чтобы нести сельскохозяйственную продукцию Луары в Париж. Во многих смыслах он является предком всех современных каналов на высшем уровне, питаемых из его водохранилища, Этан-де-ла-Газон.
Но величайшим инженерным подвигом 17 века был канал дю Миди на юге Франции, открытый в 1684 году, соединив Гаронну, которая впадает в Атлантический океан, с Этан-де-Тау, которая ведет к Средиземному морю. Его длина 240 километров (150 миль) поднимается на 62,8 метра (206 футов) в западном конце и опускается на 190 метров (620 футов) на восток через 103 шлюза, один туннель и три основных акведука. Чтобы решить проблему водоснабжения, инженер Пьер-Поль Рике построил главную плотину в Черных горах и построил подводящий канал длиной примерно 40 километров (25 миль).
Промышленная революция привела к огромной сети каналов в Англии и других европейских стран, которые сделали на высшем уровне уровни обычным явлением.
Франция
Германия
Англия
Северная Ирландия
Шотландия
Польша
Россия
Швеция
Соединенные Штаты
Канада
Панама