Белое море – Балтийский канал

редактировать
Белое море – Балтийский канал
Беломорско-Балтийский канал, замок P7120376 2200.jpg
Карта Беломорского канала
Технические характеристики
Длина141 миля (227 км))
Максимальная длина лодки443 футов 0 дюймов (135,0 м)
Максимальная ширина лодки 47 футов 0 дюймов (14,3 м)
Максимальная осадка лодки 4 м
Замки19
Максимальная высота над уровнем моря334 фута (102 м)
СтатусОткрыто
История
Начало строительства1931
Дата первого использования2 августа 1933 г.
Дата завершения1933
География
Начальная точкаОнежское озеро, Россия
Конечная точкаБалтийское море в Санкт-Петербург, Россия

Беломорско-Балтийский канал (Русский : Беломо́рско-Балти́йский кана́л, Беломорско-Балтийский канал, ББК ), часто сокращенно Беломорканал (Беломорканал) - это судоходный канал в России, открытый в среду. 2 августа 1933 года. Соединяет Белое море, в Северном Ледовитом океане, с озером. Онега, который далее соединяется с Балтийским морем. До 1961 года его первоначальное название было Сталин Беломорско-Балтийский канал (Беломорско-Балтийский канал имени Сталина).

Канал построен принудительными работами заключенных ГУЛАГа. Начиная с 126000 человек, по официальным данным, от 12000 до 25000 рабочих умерло, в то время как Энн Эпплбаум оценивает 25000 смертей, и насчитывает до 250000 смертей в работах Александр Солженицын.

Канал проходит 227 км (141 миль), частично вдоль нескольких рек и озера Выгозеро. По состоянию на 2008 год он перевозил только от десяти до сорока лодок в день. Его экономические преимущества ограничены его минимальной глубиной 3,5 м (11,5 футов), недостаточной для большинства морских судов. Эта глубина обычно соответствует речным судам с дедвейтом до 600 тонн, в то время как полезные морские суда дедвейтом 2 000–3 000 обычно имеют осадку 4,5–6 м (15–20 футов). Первоначально предполагалось, что канал будет иметь глубину 5,4 м (17,7 футов); однако из-за стоимости и временных ограничений первой пятилетки Сталина осадка была значительно меньше.

Содержание
  • 1 Водный путь
    • 1.1 Маршрут
    • 1.2 Условия плавания
    • 1.3 Профиль
  • 2 Строительство
    • 2.1 Организация и управление
    • 2.2 Условия работы
    • 2.3 Канал и русские писатели
  • 3 История использования
    • 3.1 В 1930-е годы
    • 3.2 Во время Второй мировой войны
    • 3.3 Послевоенные годы
  • 4 Использование каналов
    • 4.1 Отгрузка нефтепродуктов
    • 4.2 Военное использование
    • 4.3 Гидроэлектростанции
  • 5 Поминовение
  • 6 Источники
  • 7 Источники
    • 7.1 in хронологический порядок
  • 8 Внешние ссылки
Водный путь
Осужденные на работе, 1932 год

Общая длина водного пути составляет 227 километров (141 миль), из которых 48 километров (30 миль) созданы руками человека. Течение течет на север от Онежского озера в Белое море, и все навигационные знаки устанавливаются в соответствии с ним. Оказавшись в Онежском озере, корабли могут выйти с юго-западного берега через реку Свирь (и два ее шлюза), чтобы достичь Ладожского озера, а затем продолжить движение вниз по реке Неве в Санкт-Петербург и Балтийское море. В качестве альтернативы, от реки Онежского озера корабли могут плыть на восток в Волго-Балтийский водный путь.

Маршрут

Канал начинается у поселка Повенец в Повенецком заливе Онежского озера.. После Повенца семь замков вплотную друг к другу образуют «Лестницу Повенца». Эти шлюзы представляют собой южный склон канала. Пруд на вершине канала на высоте 103 метра имеет длину 22 км (14 миль) между шлюзами 7 и 8. На северном склоне есть двенадцать шлюзов, пронумерованных 8–19. Маршрут северного склона пролегает через пять крупных озер; Озеро Маткозеро между шлюзами 8 и 9, озеро Выгозеро между шлюзами 9 и 10, озеро Палагорка между шлюзами 10 и 11, озеро Войцкое между шлюзами 11 и 12 и озеро Маткожня между шлюзами 13 и 14. Канал опорожняется. в залив Сорока Белого моря в Беломорске. Вдоль канала расположены населенные пункты Повенец, Сегежа, Надвоицы, Сосновец, Беломорск.

Условия плавания

Минимальные размеры шлюза: 14,3 метра (47 футов) в ширину и 135 метров (443 фута) в длину. Судоходный канал имеет ширину 36 метров (118 футов) и глубину 3,5 метра (11,5 футов) с радиусом кривизны 500 метров (1640 футов). Скорость ограничена 8 км / ч (4,3 узла; 5,0 миль / ч) на всех искусственных участках. В условиях плохой видимости (менее одного километра) навигация прекращается.

В период навигации 2008–2010 гг. Шлюзы канала должны были работать с 20 мая по 15–30 октября, обеспечивая 148–163 навигационных дня в году.

Профиль

На следующем рисунке изображен профиль Беломорско-Балтийского канала. По горизонтальной оси отложена длина канала. Вертикальная ось - высота сегментов канала над средним уровнем моря.

Профиль канала с замками и возвышением
Строительство

Советский Союз представил канал как пример успеха первой пятилетки. Его строительство было завершено на четыре месяца раньше запланированного срока, хотя для запланированного использования он был совершенно неглубоким. Весь канал был построен за двадцать месяцев, с 1931 по 1933 год, почти полностью вручную.

Канал был первым крупным проектом, построенным в Советском Союзе с использованием принудительного труда. BBLAG, Дирекция лагерей BBK, руководила строительством, предоставив рабочую силу примерно 100 000 осужденных за счет огромных потерь. Хотя исправительно-трудовые лагеря обычно держались в секрете, Беломорканал представлял собой пропагандистскую демонстрацию осужденных, которые «перековывались» посредством полезного труда (советская концепция перековки, перековки или реабилитации).

Маршал Берман утверждает, что « канал был триумфом гласности; но если бы половина усилий, вложенных в кампанию по связям с общественностью, была посвящена самой работе, было бы гораздо меньше жертв и гораздо больше развития ".

В частности, он подчеркивает, что политика и связи с общественностью разрушили полезность канала:

Сталин, похоже, был настолько полон решимости создать весьма заметный символ развития, что он продвигал и подавлял проект таким образом, что это только замедляло реальность развития. Таким образом, у рабочих и инженеров никогда не было времени, денег или оборудования, необходимого для строительства канала, который был бы достаточно глубоким и безопасным, чтобы перевозить грузы двадцатого века; следовательно, канал никогда не играл значительной роли в советской торговле или промышленности.

Организация и управление

Начальник завода Нафтали Френкель (крайний справа), начальник ГУЛАГа Матвей Берман (в центре), начальник южной части канала Афанасьев (второй слева)

Рабочие ресурсы для канала поставляла дирекция лагеря Белбалтлаг (Управление исправительно-трудовых лагерей Белого моря-Балтии, WSBC) ОГПУ ГУЛАГ.

  • П. Александров Ф. (П. Ф. Александров), исполняющий обязанности начальника БСБК, 16 января 1932 г., полный начальник с 28 марта 1932 г. по не менее 15 января 1933 г.
  • Матвей Берман, начальник Гулаг в течение большей части 1930-х гг., Непосредственный начальник Фирина
  • Семен Григорьевич Фирин (ru: Фирин, Семён Григорьевич ), начальник строительства, также упоминается в документах 1933 года как начальник ББК
  • Нафталий Френкель, начальник работ, 16 ноября 1931 г. до окончания строительства.
  • Лазарь Коган, начальник Управления строительства ББК
  • Яков Давидович Раппопорт ( ru: Раппопорт, Яков Давидович ), заместитель начальника Управления строительства BBK
  • EI Сенкевич (Э. И. Сенкевич), начальник ББК, 16 ноября 1931 - 16 января 1932, также заместитель начальника Строительного управления ББК

Генрих Ягода, заместитель председателя ОГПУ, а также Берман, Фирин, Коган и Раппопорт были награждены медалями за достройку канала Политбюро 15 июля 1933 года.

Условия труда

Агитпроп агитационный плакат, используемый для мотивации рабочих-осужденных во время строительства. Надпись гласит: «Солдат армии канала! Жар вашей работы растопит ваш тюремный срок! »

Советский Союз представил этот проект как свидетельство эффективности ГУЛАГа. Якобы «перековывая классовых врагов» (политических заключенных) с помощью «исправительных работ», условия работы в лагере BBK были жестокими, заключенным давали только примитивные ручные инструменты для выполнения масштабного строительного проекта. Смертность составила около 8,7%, гораздо больше больных и инвалидов.

Персонал был разбит на бригады по 25–30 человек, в которых насчитывалось 250–300 фаланг. Существовали нормы по труду, например, 2,5 кубических метра (3,3 куб. Ярда) вручную выкопанного камня в день на бригаду. В других случаях этим командам приходилось соревноваться друг с другом за превышение норм, и обещали сокращенные сроки, еду и денежные премии для чемпионов. После успешного строительства 12 484 заключенных были освобождены в качестве награды, а на 59 516 заключенных были сокращены сроки заключения. По официальным данным, во время строительства погибло не менее 12000 рабочих, в то время как Энн Эпплбаум оценивает 25000 смертей, а Александр Солженицын оценивает до 250000 смертей.

Канал и русские писатели

Тщательно подготовленное посещение Беломорско-Балтийского канала в августе 1933 года могло скрыть худшие проявления жестокости от группы из 120 русских писателей и художников, так называемых Бригада писателей, в том числе Максим Горький, Алексей Николаевич Толстой, Виктор Шкловский, Михаил Зощенко, составивший произведение во славу проект, 600 страниц The IV Сталин Беломорско-Балтийский канал (русский : Беломорско-Балтийский канал имени Сталина), опубликованный в конце 1934 года. Шкловский посетил Беломорканал самостоятельно, а не с группой. Горький, ранее посетивший Соловецкие острова трудовой лагерь в 1929 году и написавший об этом в советском журнале «Наши достижения», организовал поездку на Белое море, но сам к ней не присоединился.

Вероятно, что по крайней мере некоторые из приезжих писателей знали о жестокости лагерной жизни. На самом деле, один из авторов, Сергей Алымов, был узником лагеря и редактором лагерной газеты «Перековка». Аналогичным образом, рассказ Александра Авдеенко о Беломоре включает разговоры между начальником ОГПУ Семеном Фириным и князем Мирским, которые показывают, что по крайней мере некоторые писатели знали о его истинной природе.

История использования

В 1930-е годы

Здание администрации канала в Медвежьегорске

После завершения строительства канала и открытия для судоходства Белбалтлаг (Белое море-Балтика Лагерь) приказом Совнаркома от 17 августа 1933 года был преобразован в Беломорско-Балтийский комбинат (Балтийско-Беломорский комбинат [ББК]), еще входивший в систему НКВД. В его обязанности входило эксплуатация канала и управление экономическим развитием прилегающих территорий, в том числе 2,8 миллиона гектаров лесных угодий и промышленных объектов, построенных вдоль трассы.

Большая часть персонала комбината состояла из 75-85 тысяч узников Бельтбалтлага. Кроме того, в состав комбината входил 21 «спецпоселок» (спецпосёлок) с населением около 30 тысяч человек, в основном раскулаченных крестьянских семей, переброшенных в Карелию из более теплых регионов СССР. Помимо осужденных и «спецпоселенцев», на комбинате работали около 4500 свободных сотрудников и военизированные силы безопасности. В целом сотрудники комбината составляли около 25% населения Карельской Автономной Советской Социалистической Республики.

. До 1936 года все финансовые операции комбината освобождались от налогов и сборов.

ББК привел к развитию Беломорска как крупного промышленного города. На трассе канала возникли новые города и поселки городского типа, такие как Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы. Повенец, который в 1920-х годах был понижен в звании из города в деревню, теперь снова стал городом и большим портом.

Как обсуждается ниже, в течение 1930-х годов ряд небольших военно-морских судов был переброшен из Балтики в Белое море для обеспечения боевых кораблей Советской Северной военно-морской флотилии, которая в 1937 году стала Северным флотом.

Во Вторую мировую войну

Противотанковое ружье в Повенце в память о защитниках канала

Во время Зимней войны 1939 г. в районе Беломорско-Балтийского канала боевых действий не было. 1940 г., когда СССР вторгся в Финляндию. После полномасштабного вторжения Германии в СССР в 1941 году, поддержанного Финляндией в Войне-продолжении, путь через канал стал линией фронта.

23 июня 1941 года, на следующий день после немецкого вторжения, 16 финских коммандос были переправлены в канал двумя немецкими Heinkel He 115 гидросамолетами из Оулуярви. Коммандос были финскими добровольцами, завербованными немецким майором Шаллером, и были экипированы немецкой формой и оружием, поскольку финский генеральный штаб не хотел брать на себя ответственность за операцию. Коммандос должны были взорвать шлюзы канала, но из-за повышенной безопасности они не смогли этого сделать.

28 июня финские ВВС впервые взорвали канал, нацелившись на шлюзы № 6, 7. 8 и 9, а на следующий день финские войска продвинулись вдоль границы Финляндии и СССР. Воздушные бомбардировки трапа Повенецкого шлюза прервали движение лодок по каналу только с 28 июня по 6 августа, а затем снова с 13 по 24 августа 1941 года. 28 августа состоялся пятый и последний бомбардировочный налет сезона навигации 1941 года. поставить против замка № 7, но он не повредил.

В августе руководство ББК и большая часть из 800 сотрудников канала были эвакуированы из Медвежьегорска в Шлюз № 19 в Беломорске, на станциях осталось только 80 человек.

В ноябре караван пассажирских судов, эвакуировавших семьи рабочих и жителей Повенецкого канала вместе с оборудованием, замерз во льду озера Выгозеро. В ночь с 12 на 13 ноября в Заонежском заливе у острова Мегостров замерз еще один караван лодок, который позже был захвачен финскими войсками. 5 декабря финские войска вошли в Медвежьегорск.

A Т-34 установлен в 1969 году в ознаменование 25-летия освобождения Медвежьегорска

6 декабря при морозе -37 ° C финские войска захватили Повенец, южный вход в ББК.. В тот же день советские войска приступили к сносу конструкций канала. Шлюз №1 был взорван первым. К утру 8 декабря были снесены шлюзы №№ 1–6 и плотины № 4 и 20.

В то же время у Лестницы Повенецкого шлюза (замки № 1-7) произошли ожесточенные бои. Финны пересекли канал и захватили деревню Габсельга на востоке, но после нескольких дней боев были отброшены к западной стороне канала.

Советские саперы взорвали Шлюз № 7 11 декабря после отступления Красной Армии. После того, как замки Повенецкой лестницы были разрушены, вода из водоразделов озер беспрепятственно хлынула в Онежское озеро через село Повенец, которое было почти полностью разрушено наводнением. Маршрут BBK стал линией фронта, отделяющей финские войска на западном берегу канала от советских войск на его восточном берегу. Противоборствующие армии удерживали эти позиции до июня 1944 года.

Послевоенные годы

После того, как Финляндия вышла из войны в сентябре 1944 года, повреждение канала, включая полное разрушение его южная часть и город Повенец, а также повреждения маяков и других сооружений отремонтированы. Восстановление было завершено к июлю 1946 года, навигация по каналу была восстановлена ​​28 июля 1946 года.

2 февраля 1950 года РСФСР Совет Министров издал приказ о капитальном ремонте и реконструкции. сооружений ББК, с постепенной электрификацией конструкций и оборудования канала. В 1953 году работники замков наняли электриков; к 1957 г. была завершена электрификация шлюзов северного склона; а к 1959 году все береговые и плавучие навигационные огни были переведены на электрическое питание.

Значение ББК для народного хозяйства значительно возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути в 1964 году. Пропускная способность канала и годовой объем грузоперевозок увеличились в несколько раз.

Еще одна модернизация произошла в 1970-х годах. В ходе реконструкции гарантированная глубина фарватера была увеличена до 4 метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы Европейской России.

Использование канала
Грузовое судно заходит в Шлюз №1

Пик грузового тоннажа пришелся на 1985 год, когда было перевезено 7,3 миллиона тонн. Тоннаж оставался высоким до 1990 года, затем снизился после распада Советского Союза. В 21 веке использование канала постепенно росло, но оставалось значительно ниже пикового уровня советской эпохи, когда в 2002 году было всего 0,3 миллиона тонн.

В течение сезона 2007 года по каналу было перевезено 0,4 миллиона тонн грузов вместе с 2 500 пассажирами. В настоящее время им управляет Управление водных путей и судоходства Белого моря и Онежского озера (Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства), которое также отвечает за судоходство на Онежском озере и в районе порта Беломорск ( но не в открытых водах Белого моря). Канал представлял собой небольшую часть общего судоходного бизнеса агентства, который в 2007 году составил 4,6 миллиона тонн и 155 000 пассажиров.

Согласно официальной статистике, всего по каналу было перевезено 193 миллиона тонн грузов. за первые 75 лет (1933–2008 гг.).

Канал позволяет доставлять тяжелые и крупногабаритные предметы из промышленных центров России в Белое море, а затем морскими судами в северные порты Сибири. Например, летом 2007 года из Дзержинска на Амур-1516 была доставлена ​​крупная единица оборудования для Роснефти Сибирского Ванкорского месторождения. Река Ока, через Волго-Балтийский водный путь и канал Белого моря в Архангельск, а оттуда по океанскому пути SA-15 сухогруз класса Арктика Капитан Данилкин в Дудинка на реке Енисей. В 2011 году тяжелое оборудование для Саяно-Шушенской ГЭС было отправлено из Санкт-Петербурга через канал, Арктическое море и реку Енисей.

Нефть. отгрузка продукции

В советское время канал использовался для отгрузки нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов на реке Волге потребителям в Мурманской области и за границу. Российская компания Волготанкер с флотом из нефтеналивных танкеров подходящих размеров и нефтеналивных судов начала этот маршрут с августа 1970 года, когда Нефтерудовоз-3 доставил груз мазута в порт на Белом море Кандалакша.

После многолетних перерывов в 2003 году Волготанкер возобновил движение по каналу. Компания планировала перевезти 800 000 тонн мазута через канала в течение 2003 года, и увеличить объем до 1 500 000 метрических тонн (1 476 000 длинных тонн; 1 653 000 коротких тонн) в 2004 году. Топливо было переброшено с речных танкеров «Волготанкер» на латвийские морские танкеры на плавучей перегрузочной станции возле остров Осинки в Онежском заливе на Белом море, в 36 километрах (22 миль) к северо-востоку от порта Онега.

, перевалочные операции начались 24 июня 2003 г., но 1 сентября скоростное столкновение Волготанкерского Нефтерудовоза-57М с латвийской Зоей-I во время передачи вызвало трещину в Нефтерудовозе. корпус, с последующим разливом нефти, оцениваемым в 45 метрических тонн (44 длинных тонны; 50 коротких тонн), из которых было извлечено только 9 метрических тонн (8,9 длинных тонн; 9,9 коротких тонн). Предполагаемая неспособность Волготанкер локализовать разлив привела к тому, что власти Архангельской области прекратили перекачку нефти, экспортировано только 220 000 тонн. Компания была оштрафована, и в ее будущих операциях было отказано.

Использование в военных целях

Российские (а позже и советские) военно-морские стратеги долгое время считали, что хорошо спроектированная система каналов может помочь установить контакт между отдельными флотами, базирующимися на черноморском, балтийском, арктическом, тихоокеанском и каспийском побережьях России. Беломорский канал также был построен с учетом этого военного использования, и в начале своей истории первые военные корабли Северного флота прошли по каналу в Белое море из Балтики до мировой войны. II канал использовался для переброски военных судов между двумя морями 17 раз.

Во время Второй мировой войны, в августе – сентябре 1941 г., канал использовался для перемещения нескольких подводные лодки с Балтийского флота в Белое море, в том числе подводные лодки К-3, С-101 и С-102, Л-22. Несколько недостроенных подводных лодок Ленинградского Балтийского завода и Горьковского Красного Сормово судостроительного завода Севмаш отправились на новую верфь Севмаш в Северодвинске.

. регулярно использовался для доставки подводных лодок транспортным доком с Балтийского завода и Красного Сормово на Севмаш для достройки.

Гидроэлектростанции

В систему каналов входят пять гидроэлектростанций с общая производственная мощность 240 МВт.

Память
Памятник жертвам строительства канала в Повенце

Канал дал название Беломорканалу Советская сигарета бренд.

В Повенеце установлен памятник пленным, погибшим при строительстве, и памятник поменьше в Беломорске у берега Белого моря. О канале даже написал комедийный спектакль Николай Погодин.

Проект канала также дал русскому языку жаргонное слово «зека», «зек, з / к», что означает «заключенный». В русском языке «заключенный», «заключенный» обозначается заключённый (заключённый), обычно сокращается до «з / к» в документах и ​​произносится как «зэка» (IPA:, «zeh-KA»), которые постепенно трансформировались в «зэк» и «зек», zek (оба произносятся как IPA: ). Слово до сих пор в разговорной речи. Первоначально аббревиатура расшифровывалась как заключённый каналоармеец (русский : заключённый каналоармеец), дословно «заключённый каналоармеец», буквально «заключённый канал-армейец». Последний термин возник по аналогии со словами «красноармеец», означающими «член Красной армии » или трудармеец (член трудовой армии ). По советским данным, в 1932 году, когда Анастас Микоян посетил стройку Беломорстроя, Лазарь Коган спросил: «Товарищ Микоян, как мы их назовем? (…) Я придумал слово: "каналоармеец". Что вы думаете? " Микоян утвержден.

Список литературы
Источники

в хронологическом порядке

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Беломорско-Балтийским каналом.

Координаты : 62 ° 48′N 34 ° 48′E / 62,800 ° N 34.800 ° E / 62.800; 34.800

Последняя правка сделана 2021-06-20 14:27:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте