Волготанкер (Русский : ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство„ Волгота́нкер «», '«Волготанкер» Волга нефтеналивное пароходство АО ') - российская компания, занимавшаяся перевозкой нефти и нефтепродуктов танкером по внутренние водные пути и прибрежные моря европейской части России. Головной офис находился в Самаре.
Компания была признана банкротом в марте 2008 года.
История «Волготанкер» восходит к Агентству нефтяного флота, входящему в состав Волжского государственного пароходства, которое было создано в 1923 году. В 1938 году агентство было выделено в отдельное государственное предприятие под названием «Волгатанкер». Его задача заключалась в транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов, главным образом с нефтяных месторождений Баку, из Каспийского порта Астрахани в промышленные центры России вдоль Волга и Кама. Услуга оказалась очень важной во время Второй мировой войны, когда большинство железнодорожных путей, соединяющих Кавказ с Центральной Россией, были перерезаны действиями противника в 1942 году. Пятьдесят девять барж компании были потоплены или повреждены во время войны, в основном бомбами Люфтваффе и минами, при этом погибло 123 моряка.
Вскоре после войны компания также начала транспортировку нефти из так называемого «Второго Баку» России - нефтяных месторождений в Башкирии и восточном Татарстане. Поскольку нефтеперерабатывающие заводы строились вдоль Волги и ее притоков (например, в Уфе, Кстово, Сызрань ), их продукция тоже поступала на рынки. по всей России через Волготанкер. Волго-Балтийский водный путь и Волго-Донской канал позволили доставлять нефть и нефтепродукты в советские порты на Балтике, Азов и Черное море. По состоянию на 1965 год компания перевозила 3 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов в год. В том же году лодки «Волготанкер» также начали транспортировку нефти напрямую в финские порты.
Когда в августе 1970 года Волготанкер Нефтерудовоз-3 прибыл в Кандалакшу, это был первый танкер, когда-либо доставивший груз нефти непосредственно из бассейна Волги через Белое море- Балтийский канал и в Белое море.
К 1984 году объемы перевозок достигли 35 миллионов тонн в год.
С конца 1980-х годов объем операций пришел в упадок, как и большая часть советской экономики. В 1992 году компания была приватизирована как акционерное общество (корпорация). С сокращением объемов внутренних операций транспортировка нефти на экспорт стала основным направлением деятельности компании, достигнув 70% ее операций к 1993 году. Только в начале 21 века объем операций снова начал расти.
Помимо традиционных направлений экспорта в Балтийское и Черное море, в 2003 году Волготанкер возобновил использование Беломорско-Балтийского канала. Планировалось перевезти 800 000 тонн мазута таким образом для передачи латвийским морским танкерам на плавучей перегрузочной станции в районе Онежского залива, в 36 км к северо-востоку от порт Онега. На следующий год планы были на 1 500 000 тонн.
Операции по перевалке начались 24 июня 2003 года. К сожалению, уже 1 сентября в результате столкновения Волготанкерского Нефтерудовоза-57М и латвийской Zoja-I во время такой перегрузки произошел разлив нефти. Были сделаны различные оценки масштабов разлива, окончательная - 45 тонн, из которых собрано всего 9 тонн. Местные органы управления рыболовством сообщили, что около 74 км побережья было загрязнено нефтью, погибло не менее 300 морских птиц и несколько тюленей. В результате Волготанкер уплатил штрафы городу Онега, перевалочные операции были прекращены властями Архангельской области после того, как было экспортировано всего 220 000 тонн, и компания не получила разрешения на аналогичные операции. в следующем году.
ЮКОС был крупнейшим клиентом Волготанкера, а также крупным акционером. Поскольку в середине 2000-х у ЮКОСа начались проблемы с государством, его заменили на Роснефть в качестве основного покупателя.
В 2004 году обвинения предъявили самому Волготанкеру с уклонением от уплаты налогов и оштрафован на 23 миллиона долларов. Спустя несколько трудных лет компания в конце концов была объявлена банкротом в 2007 году, и к лету 2007 года назревала продажа активов. 11 ноября 2007 года одна из их лодок, Волгонефть-139, распалась на Керченский пролив, разлив в море не менее 1300 тонн мазута.
4 марта 2008 года компания была признана банкротом российским судом.
По состоянию на середину 2000-х годов компания контролировала 70% рынка перевозок наливных грузов в бассейне Волги и Камы, и на них приходится около 10% всего российского экспорта мазута. В собственности компании находилось 353 судна общей грузоподъемностью более 1,2 млн тонн:
Большинство лодок имеют название, состоящее из слова Волгонефть и номер, например Волгонефть-139.