Канал Форт и Клайд - это канал, открытый в 1790 году, пересекающий центральную Шотландию ; он обеспечивал маршрут для морских судов того времени между заливом Ферт-оф-Форт и заливом Клайд в самой узкой части Шотландской низменности. Это позволяло осуществлять навигацию от Эдинбурга на восточном побережье до порта Глазго на западном побережье. Канал имеет длину 35 миль (56 км) и протекает от реки Каррон в Grangemouth до River Clyde в Bowling, и имел важный бассейн в Порт-Дандас в Глазго.
Успешный в свое время, он пострадал, поскольку морские суда были построены больше и больше не могли проходить. Эпоха железных дорог еще больше подорвала успех канала, и в 1930-х годах упадок закончился бездействием. Окончательное решение о закрытии канала в начале 1960-х годов было принято из-за того, что расходы на содержание мостов, пересекающих канал, превысили доходы, которые он принес. Однако субсидии железнодорожной сети также стали причиной его снижения, и закрытие остановило движение восточное побережье Форт-Ривер рыболовные флотилии по всей стране ловят рыбу в Ирландском море. Отсутствие политического и финансового предвидения также устранило исторический рекреационный водный путь и потенциальный источник дохода в будущем в город Грейнджмут. В отличие от большинства крупных каналов, маршрут через Грейнджмут был осушен и засыпан до 1967 года, чтобы создать новую проезжую часть для движения портов.
Автомагистраль M8 на восточных подступах к Глазго взяла на себя часть трассы канала, но более свежие идеи возродили полезность канала для отдыха.
Восточный конец канала соединен с Ривер-Форт участком Река Каррон около Грейнджмута. Канал примерно следует по курсу римского Антонина Уолла и с тех пор был крупнейшим инфраструктурным проектом в Шотландии. Самый высокий участок канала проходит рядом с Килсит, и он питается там акведуком, который собирает воду из (специально построенного) Биркенбернского водохранилища на холмах Килсит, хранящегося для другой цели - построенный резервуар под названием Townhead около Banton, откуда он питает канал через питатель из Shawend Burn около Craigmarloch. Канал продолжается мимо Твечара, через Киркинтиллох и Бишопбриггс в район Мэрихилл к северу от центра города Глазго. Филиал к Порт-Дандас был построен, чтобы заручиться соглашением и финансовой поддержкой торговцев Глазго, которые опасались потерять бизнес, если канал полностью обойдет их стороной. Эта ветка проходит мимо Студенческой деревни на Мурано-стрит, общежитий Университета Глазго. Западный конец канала соединяется с рекой Клайд в Боулинге.
В 1840 году канал ⁄ 2 -миль (800 м), канал Форт и Карт, был построен, чтобы соединить канал Форт и Клайд, в Уайткрук, до реки Клайд, напротив устья Речной повозки.
Пристли в 1831 году писал:
первый парламентский акт, относящийся к этому каналу, получил королевское одобрение 8 марта 1768 г. и озаглавлен «Акт о создании и поддержании судоходного канала от Ферт или реки. of Forth, в устье реки River Carron, в графстве Стерлинг, до Ферт или реки Клайд, в или недалеко от места под названием Далмур Бёрнфут, в графстве Думбартон ; а также залог от того же города Глазго; и для создания судоходного отрезка или канала сообщения из порта или гавани Borrowstounness, чтобы присоединиться к указанному каналу в месте впадения в залив Ферт-оф-Форт или рядом с ним ».
Подписчики были зарегистрированы под названием «Компания собственников Форт энд Клайд Навигейшн» и имели право собирать между собой сумму в 150 000 фунтов стерлингов в виде пятнадцати сотен акций по 100 фунтов стерлингов каждая и дополнительная сумма в размере 50 000 фунтов стерлингов, если необходимо.
Сначала были трудности с обеспечением капитала для работы, но вскоре, в основном благодаря инвестициям сэра Лоуренса Дандаса, 1-го баронета, " строительство этого канала шло с такой скоростью под руководством [инженера] г-на Смитона, что через два года и три квартала со дня первого акта половина работ была закончена; когда в результате некоторых из-за недоразумения между ним и владельцами, он отказался от дальнейшей связи с работой, которая вскоре была передана подрядчикам, которые, однако, потерпели неудачу, и канал снова был помещен под руководство его первоначального проектора, который довел его до расстояния в шесть миль [ 10 км] предполагаемой развязки с Клайда, когда работы были остановлены в 1775 году из-за нехватки средств, и они продолжались в течение нескольких лет ».
Этому периоду предшествовали многочисленные дополнительные акты парламента, и за ним последовали другие, но ключ к решению проблемы была некоторая изобретательность, в которой "бароны казначейского суда в Шотландии из денег, полученных от продажи конфискованных имений, направляются ссужать компании Forth and Clyde Navigation Company сумму в £ 50 000, благодаря которым они смогли возобновить свою работу под руководством г-на Роберта Уитворта, инженера с хорошо заработанной репутацией ". Работа была завершена 28 июля 1790 года.
Пристли писал в 1831 году:
Кроме упомянутых выше прекрасных рек [Форт и Клайд, канал], соединяются у канала Эдинбург и Глазго Юнион, около Фолкерка ; с железной дорогой Монкланд и Киркинтиллох на ее вершине, недалеко от последней упомянутой деревни; и с каналом Монкленд и железной дорогой Гарнкирк и Глазго, в Порт-Дандас, недалеко от города Глазго.
Этот великолепный канал берет начало в реке Форт, в Grangemouth гавани, и недалеко от того места, где Каррон впадает в эту реку. Его курс параллелен Каррону и почти в западном направлении, переходя к северу от города Фолкерк и оттуда к Красному мосту, где он выходит из графства Стерлинг и входит в обособленную часть графства Думбартон. Отсюда он проходит к югу от Килсита и проходит вдоль южного берега реки Кельвин и через Уотер Лагги по прекрасному каменному акведуку, в Киркинтиллох ; затем он приближается к северо-западному кварталу города Глазго на расстояние немногим более 2 миль [3 км], к которому есть ответвление, сообщающееся с каналом Монкленд в Порт-Дандасе, недалеко от этого города. Оставшаяся часть линии проходит в западном направлении, пересекая реку Кельвин по благородному акведуку и оттуда к Клайду, к которому, пройдя параллельно с ней на некоторое расстояние, она замыкается в точке Bowling's Bay, недалеко от Далмуира Бёрнфута.
Длина канала составляет тридцать пять миль [56 км], а именно, от Грейнджмута до восточного конца пруда на высшем уровне составляет десять миль и три четверти [17 км], с подъемом от низкого вода в Форте, 155 футов [47 м], через двадцать шлюзов. Уровень вершины составляет шестнадцать миль [26 км] в длину, а на оставшейся части его курса есть падение с низким уровнем воды в Клайде, в Боулингс-Бэй, высотой 156 футов [48 м] у девятнадцати шлюзов.
Ответвление к каналу Монкленд в Глазго составляет две мили и три четверти [4,4 км]; и есть еще один впадение в реку Каррон, в Каррон-Шор, для связи с Carron Iron Works.
Хотя этот канал изначально был построен для судов длиной 7 футов [2,1 м], благодаря недавним усовершенствованиям морские суда с осадкой 10 футов [3,0 м] теперь могут проходить по нему от Ирландского моря до Немецкий океан. Замки имеют длину 74 фута и ширину 20 [23 м × 6 м]; и на его пути тридцать три разводных моста, десять больших акведуков и тридцать три меньших; что над Кельвином составляет 429 футов [131 м] в длину и 65 футов [20 м] над поверхностью потока. Подается вода из резервуаров; один из них, в Килмананмуире, имеет 70 акров [28 га] и 22 фута [6,7 м] в глубину у шлюза; и что в Килсите пятьдесят акров [20 га] протяженностью, с 24 футами [7,3 м] воды в начале.
[
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Легенда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Между 1789 и 1803 годами канал использовался для испытаний Уильяма Саймингтона пароходов, кульминацией которых стал Charlotte Dundas, «первый практический пароход», построенный на верфи в Grangemouth Александром Хартом.
Пассажирские лодки ходили по каналу с 1783 года, а в 1809 году были введены скоростные лодки, курсирующие из Эдинбурга в Фолкерк за 3 часа 30 минут, обеспечивая такие удобства, как еда, напитки и газеты. К 1812 году они перевезли 44 000 пассажиров, а квитанции составили более 3450 фунтов стерлингов.
С 1828 года здесь ходили пароходы, которыми управлял пароход «Купидон» Томаса Грэхема.
Канал был спроектирован Джоном Смитоном. Строительство началось в 1768 году и после задержек из-за проблем с финансированием было завершено в 1790 году. геолог Джеймс Хаттон принимал активное участие в строительстве канала между 1767 и 1774 годами; он поделился своими геологическими знаниями, провел расширенные инспекции на месте и действовал как акционер, так и как член правления. Затем был построен Юнион-канал, чтобы связать восточную часть канала с Эдинбургом.
В 1842 г. был принят Акт парламента. получил разрешение Каледонской железной дороги на захват канала Форт-энд-Клайд вместе с каналом Форт-энд-Карт, хотя это не вступило в силу до 1867 года.
Между тем компания Canal сама построила железнодорожную ветку до Grangemouth Dock, которой она владела.
Канал был национализирован в 1948 году вместе с железнодорожными компаниями, а контроль перешел к Британской транспортной комиссии. В 1962 году Комиссия по транспорту Великобритании была ликвидирована, и контроль перешел к Совету по водным путям Великобритании ; впоследствии Шотландские каналы взяли под свой контроль.
Ветвь в пределах Глазго от Мэрихилл до Порт-Дандас, показывая Ручилл Черч.В 1963 году канал был закрыт, вместо того, чтобы строить перекресток с автомагистралью , и поэтому он стал заброшенным и заброшенным. Шлюз канала в районе Фолкерк на Юнион-канале рядом с соединением с каналом Форт и Клайд был засыпан и застроен в 1930-х годах.
В рамках празднования тысячелетия в 2000 году средства Национальной лотереи были использованы для восстановления обоих каналов. Лодочное устройство Falkirk Wheel было построено, чтобы соединить два канала и снова позволить лодкам путешествовать из Клайда или Глазго в Эдинбург, с новым каналом, соединяющим реку Каррон и, следовательно, реку Форт.. Фолкеркское колесо открылось 27 мая 2002 года и сейчас является туристической достопримечательностью.
Филиал Порт-Дандас был повторно подключен от Stockingfield Junction к бассейну Pinkston, который когда-то являлся конечной точкой Monkland Canal, путем строительства 330 ярдов (300 м) нового канала и двух шлюзов. Стоимость проекта составила 5,6 миллиона фунтов стерлингов, а первый шлюз и промежуточный бассейн были открыты 29 сентября 2006 года. Открытие второго шлюза было отложено из-за спора о собственности на землю.
Общество каналов Форт-энд-Клайд - это общество водных путей на канале Форт и Клайд в центральных низинах Шотландии. Он был основан в 1980 году для «кампании по сохранению, восстановлению и развитию Форт-энд-Клайд»
Согласно веб-сайту Общества Форт-энд-Клайд-Канал, их текущая цель - «продвигать канал и обеспечивать его успех».
Кампания Общества включала петицию с более чем 30 000 подписей за открытие канала, которая затем была введена в действие в рамках проекта Millennium Link, который начал работу в 1999 году.
В настоящее время у общества есть четыре лодки, которые используются в качестве прогулочных лодок, чартерных судов и для круизов членов по каналу.
На канале Форт и Клайд 39 шлюзов., а именно:
Уникальный Drop Lock в Dalmuir уводит лодки под фиксированный мост. В Bowling канал расширяется до бассейна в морской шлюз к реке Клайд.Общие правящие размеры следующие: длина: 68 футов 7 дюймов (20,90 м); ширина: 19 футов 9 дюймов (6,02 м); осадка: 6 футов 0 дюймов (1,83 м); высота над головой: 9 футов 1 дюйм (2,77 м), но на западном конце более крупные суда могут использовать бассейн для боулинга.
СМИ, связанные с Forth and Clyde Canal на Wikimedia Commons
Координаты : 55 ° 55′47 ″ с.ш., 4 ° 28′56 ″ з.д. / 55,9297 ° с.ш., 4.48216 ° Вт / 55,9297; -4.48216