Жезл | |
---|---|
Предки, судьба, духовная преемственность, семейная преемственность | |
Антропоморфное представление Рода в храм коренной украинской национальной веры. | |
Другие названия | Суд |
Обитель | Вырай |
Символ | Розетка |
Этническая группа | Восточные славяне, Южные славяне |
Консорт | Рожаница |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Квирин |
Кельтский эквивалент | Тутатис |
Род (Польский, словенский, хорватский : Род, белорусский, болгарский, македонский, русский, сербский кириллица : Род, украинский кириллица: Рід), в дохристианской религии восточной и Южные славяне, это бог семьи, предков и судьбы, возможно, как верховный бог. Среди южных славян он также известен как Sud («Судья»). Он обычно упоминается вместе с рожаницкими божествами (у южных славян - судзеницами). Свою первую стрижку (постризины) ему посвятили на празднике, на котором ему и рожаницам подарили еду и постригли. Его культ со временем потерял свое значение, и в IX или X веке его заменили Перун, Сварог и / или Светевид, что объясняет его отсутствие в пантеон Владимира Великого.
Имя Родовера подтверждается в старославянских и старославянских источниках о дохристианской славянской религии. Название происходит от протославянского слова * rodъ, что означает «семья», «рождение», «происхождение», «род», но также «урожай», «урожай». ", а это слово, в свою очередь, происходит от протоиндоевропейского корня * wréh₂ds « корень ». Александр Брюкнер также отмечает сходство имени к авестийскому слову рада-, означающему «хранитель», «хранитель».
Первым источником, упоминающим Жезл, является Слово святого Григория Богослова о том, как язычники поклонялись идолам, с 11 века:
Это слово дошло и до славян, и они стали приносить жертвы Роду и рожаницам перед своим богом Перуном. А раньше приносили жертвы призракам (упыри) и берегинам. Но и на окраине молятся ему, проклятому богу Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и вилле (ам) - они делают это тайно.
Слово Христолюбец описывает молитвы, посвященные Роду и рожаницам. :
... и мы смешиваем чистые молитвы с проклятым жертвоприношением идолов, потому что они ставят незаконный стол в дополнение к столу кутья и законному обеду, предназначенному для Рода и розаницы, вызывая гнев Бога.
В написанном от руки комментарии к Евангелию XV века Род бросает вызов христианскому богу как создателю людей:
Итак, Род не сидит в воздухе, бросая комья на землю, и от этого рождаются дети [...], потому что Бог - творец, а не Род
Культ Рода был все еще популярен на Руси XVI века, о чем свидетельствует покаяние, данное во время исповеди православным священники как описано в пенитенциарных учреждениях из преподобного Саввы Сторожского :
. Делали ли вы вместе с женщинами противные Богу подношения? луч в вилас, или ты в честь Рода, и рожанице, и Перуна, и Хорса, и Мокоши, пил и ел? Три года поста с поклонами.
По словам этнолога Галины Лозько, Праздник Рода отмечался 23 декабря, или по Чехии историк и археолог, 26 декабря. Прут и рожаницы приносили бескровные жертвы в виде хлеба, меда, сыра и крупы (кутья ). Прежде чем съесть кутья, отец семейства, взявший на себя роль волхва или, бросил первую ложку в святой угол. Этот обычай существует в Украине по сей день. Затем пир начинался за столом в форме трапеции. После праздника они обратились с просьбой к Роду и рожаницам: «Да родится все хорошее».
На Руси, после христианизации, по-прежнему практиковались праздники, посвященные Роду, как упоминается в «Слове Христолюбце». В первые годы существования Софийского собора в Киеве сюда приходили праздновать Коляду язычники, за что впоследствии сурово наказали. Остатки культа жезла просуществовали до XIX века.
Согласно концепции, представленной Борисом Рыбаков, Род изначально был главным славянским божеством во времена патриархальных земледельческих обществ в первом тысячелетии нашей эры, но позже был отнесен к более низкому положению, что могло бы объяснить его отсутствие в пантеоне божеств, которым поклонялся Владимир Великий. Рыбаков опирался на Слово св. Григория Богослова..., где славяне сначала приносили жертвы призракам, затем Роду и рожаницам и, наконец, Перуну, что отражало предполагаемую эволюцию славянских верований от анимизма через культ природных сил до генотеизм. Скульптура Збручский идол должна была изображать Рода как главного славянского божества по концепции Рыбакова.
Рыбаков также считает, что все круги и спиральные символы представляют различные ипостаси Рода. Такими символами должны быть «шестилепестковая роза, вписанная в круг» (розетка) ( ) и знак Громовержца ( ).
Эти ученые раскритиковали выводы Рыбакова. В одном из своих произведений Рыбаков утверждал, что Перун не может быть заимствован вайнахами, так как верховным богом славян был Род, а Перуна представил только Владимир как дружина патрон. Однако этому противоречат следы Перуна на всей территории славян. Эти исследователи утверждают, что необходимо идентифицировать следы первоисточников текстов и восстанавливать их в историческом контексте, в котором были созданы конкретные древнерусские тексты. что древнерусские авторы при описании Рода и рожаниц использовали готовые смысловые блоки, заимствованные из других источников, в основном из Библии и неправильно истолкованных сочинений греческих богословов: в Византийской империи гороскоп назывался «генеалогия», что дословно можно перевести как "родослово". Поэтому эти исследователи считают, что культа Рода и родителей не существовало в дохристианской религии славян. Зубов также считает, что в восточнославянской религии не было обширной генеалогии богов, и Перун был единственным богом.
Гейштор считает Рода богом социальной организации. После Бенвениста он сравнивает его с римлянином Квирином, имя которого происходит от * covir или curia, что можно перевести как «бог сообщества мужей»., к умбрийскому Vofionus, в имени которого содержится корень, похожий на индоевропейское слово * leudho, англосаксонское leode («народ»), славянское * ludie и польское ludzie, и на Кельтский Тутатис, имя которого происходит от кельтского ядра * teuta, что означает «семья», но отвергает связь Жезла с Индийским Рудрой.
Из-за функции плодородие и богатство, он отождествляет с собой белоруса, имя которого означает «изобилие», «множественность».
По словам Анджея Шиевского, Род олицетворяет идеи семейного родства как символа духовной преемственности (родослово) ». Род должен был также направлять души умерших в Вирадж, а затем отправлять их обратно в наш мир в виде комьев земли, сброшенных или доверенных козодоям и аисты.
По словам фольклориста Федора Капицы, культ Рода и родителей со временем был почти полностью забыт. Род превратился в призрака - покровителя семьи, «домашнего дедушку», а позже и опекуна новорожденных и почитающего предков. Следы культа Рода в основном наблюдались в повседневной жизни. Остатки культа жезла должны быть русскими православными праздниками, такими как День мертвых (Великий четверг ) и Радоника (вторник первой недели после Пасхи ). во время которого поклоняются мертвым.
Во времена Киевской Руси в XI и XII веках культ Рода был особенно важен для князей, потому что он считался покровителем единства рода, а также правом на престол и от него зависела земля предков. Поскольку плодородие всегда ассоциировалось с женственностью, культ Рода традиционно был женским. Таким образом, с культом Рода были связаны женщины-жрицы, которые должны были приносить его в жертву или устраивать особые пиршества несколько раз в год. На застолье готовили хлеб, кашу, сыр и мед, затем такую трапезу клали в святыни. Считалось, что боги здесь появляются невидимыми для человеческого глаза. Жезл иногда называли для защиты людей от болезней, но рожаницы играли главную роль в этом ритуале.
Кутарев отмечает сходство культа Жезла с культом южнославянских. и восточнославянский Домовой - всех накормили, они должны были распоряжаться судьбой и были связаны с поклонением предкам.
Этот русский и Финский филолог отмечает, что иногда в славянских языках греческий термин «τύχη» (týchi, «удача») переводится как стержень, а «είμαρμένη» (eímarméni, «судьба») - как рожаница.
Этот чешский славист утверждал, что Род был богом, который представлял мужских предков, а рожаницы - женских предков.
По словам Галины Лосько, для украинцев Жезл был богом над богами. Он дарит жизнь и должен был оставаться на небесах, кататься на облаках и назначать человеку его судьбу. Род был олицетворением потомков одного предка, то есть он был связан со всей семьей: мертвыми предками, живыми людьми и еще не рожденными поколениями. Со временем Род стал Домовым, фигурки которого принадлежали многим семьям. Образы жезла и рожаницы должны были появиться на рушниках как мотивы древа жизни. На этнографических находках ХХ века двери хижин изображены с изображением родословной: на листьях этого дерева изображены мужчины, а на цветках - женщины. Когда кто-то умирал - рядом с его именем рисовали крест, когда кто-то рождался - рисовали новую веточку, лист или цветок.
Русские волхи Велеслав (Илья Черкасов) и Доброслав (Алексей Добровольский) описывают Жезл как жизненную силу, бога «всепроникающего» и «вездесущего». В космологии считается источником космической эманации, которая выражается в иерархии богов.
Род упоминается в описании истории игры Pagan Online, где первый континент, созданный Сварогом, называется Земля Рода.
Польский фольклорный оркестр ROD.
Род - главный бог балто-славянского пантеона (Диевас) в Marvel Comics вселенная (Список божеств в Marvel Comics ).
neopagan фолк-метал группа Arkona посвятили Роду альбом под названием Goi, Rode, Goi!.