Збручский идол

редактировать
Збручский идол, Краковский археологический музей Збручский идол, пример балвана

Збручский идол, Святовид (Worldseeker, польский : wiatowid ze Zbrucza, украинский : Збручанський ідол, русский : Збручский идол) - скульптура 9 века , точнее пример балвана, и один из немногих памятников дохристианских славянских верований, согласно другой интерпретации, был создан кипчаками / половцы. Столб обычно неправильно ассоциировался со славянским божеством Световид, хотя современные мнения о точном значении всех барельефов и их символов расходятся. Считается, что три яруса барельефа представляют три уровня мира, от нижнего подземного мира до мира средних смертных и самого верхнего, самого большого мира небесных богов.

Представление рельефов, украшающих каждую сторону балвана збручской резьбы. Ryc. Ратомир Вильковский, broszura programowa Rodzimego Kościoła Polskiego z 2013 r.

Предполагается, что скульптура была выброшена или похоронена в яме через некоторое время после крещения Киевской Руси и принятия христианства в Польше в 966, как и различные погребенные идолы в Киеве и Новгороде. В XIX веке, когда река Збруч (левый приток Днестра ) сменила русло, место захоронения столба оказалось затопленным. Он был обнаружен во время засухи недалеко от села Гусятин, к северу от Гусятина, в 1848 году. Статуя сейчас экспонируется в Археологическом музее Кракова в Польше, точные копии которого находятся в ряде музеев, в том числе в Государственном историческом музее в Москве.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Открытие и противоречие
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография

Описание

Збручский идол представляет собой четырехгранный столб из серого известняка, высотой 2,67 м (8,8 фута), на котором выгравированы рельефы из трех ярусов. каждая из четырех сторон. Нижний ярус - 67 см (26 дюймов); средний ярус - 40 см (16 дюймов); и верхний ярус - 167 см (66 дюймов). Не исключено, что при раскопках памятника 1848 г. его нижний слой был отломан и утерян. Рельефы в довольно плохом состоянии, хотя некоторые следы оригинальной полихромной были обнаружены еще в 1960-х годах. На рельефах изображены следующие персонажи:

  • С трех сторон нижнего яруса изображено стоящее на коленях бородатое существо, которое, кажется, поддерживает верхний ярус руками; четвертая сторона пуста.
  • На среднем ярусе изображен объект меньшего размера с вытянутыми руками со всех четырех сторон. Только на одной из четырех сторон есть сущность с крошечной фигуркой «ребенка».
  • На четырех сторонах самого верхнего яруса изображены самые большие фигуры идола с четырьмя лицами, объединенными под высокой округлой шляпой. У каждой из сторон есть свой атрибут: кольцо или браслет; рог для питья, или рог изобилия; меч и конь; и разрушенный солнечный символ.

Открытие и споры

Статуя была обнаружена в августе 1848 года в селе Лычковцы (Личковцы) в Галиции (тогда в Австрийской империи, теперь в Украине ), во время засухи, когда дно реки стало видно. Хозяин деревни, брат покойного поэта Тимон, подарил ее польскому графу, который в 1850 году сообщил об этом Краковскому научному обществу. Также Потоцкий первым задался вопросом, может ли статуя изображать Святовида. Первоначально хранившаяся в библиотеке Ягеллонского университета, в 1858 году она была перенесена на временную выставку древностей в фамильном дворце Любомирских, а затем в штаб-квартиру Краковского научного общества. Однако только в 1950 году он был размещен в постоянной экспозиции. С 1968 года он хранится в Краковском археологическом музее.

С момента открытия памятника ведутся споры о том, что именно представляет собой идол.

Андрей Сергеевич Фаминцын в своей работе 1884 года " Древние славянские божества »выступали против теории Лелевеля и вместо этого утверждали, что столб Збруч является представлением одного божества и что все четыре стороны каждого яруса представляют одну сущность. Как было впервые предположено графом Потоцким, он идентифицировал божество как представление славянского четырехголового бога Святовида, до того времени ассоциировавшегося с островом Рюген, но теперь считавшегося панславянским. Причина заключалась в том, что в исторических источниках упоминается божество Рюгена, которое содержится в деревянном храме вместе со священным мечом, рогом для питья и лошадью. Фаминцын также был первым, кто признал трехуровневую структуру связанной с тремя уровнями мира, связав ее со славянским божеством Триглав.

Отождествление божества со Святовидом также было поддержано, который был также первый, кто идентифицировал разрушенный солнечный символ на стороне, ранее считавшейся без атрибутов. Другая теория была представлена ​​Генриком Ловминьским, который в своей монографии 1979 года о религии славян предположил, что идол был вообще неславянским, поскольку был сделан из камня, а не из дерева, что было основным строительный материал славян, но легенды о Святовиде существуют среди всех славянских культур.

Борис Рыбаков в своей работе 1987 года «Язычество Древней Руси (русские племена)» утверждал, что четыре стороны верхнего яруса представляют четырех разных славянских богов, двух женских и двух мужских, с соответствующими им сущностями среднего уровня, всегда относящимися к противоположный пол. В гипотезе Рыбакова мужское божество с конем и мечом - бог Молнии Перун, женское с рогом изобилия - Мокошь, женское с кольцом - Лада, а мужское божество с солнечным символом над пустым подземным миром - это Дажбог (бог солнечного света, для которого солнце было не объектом, а атрибутом, таким образом положение символа на его одежду, а не в руке). Кроме того, Рыбаков предлагает божество подземного мира как Велес.

Рыбаков также заявлял о своей стороне с женской фигурой, держащей рог, в качестве передней части идола, основываясь на фигуре нижнего яруса, которая показана с ногами, как если бы спереди две смежные стороны показывают ноги сбоку, а четвертая сторона остается пустой. Наконец, Рыбаков считает, что общая фаллическая форма идола предназначена для объединения всех меньших фигур в единое всеобъемлющее, все видящее большее божество, Жезл.

По словам Алексея Комара и Натальи Хамайко (2011), скульптура представляет собой подделка произведена Тимоном Заборовским, поместье которого находилось недалеко от места, где была найдена статуя.

Ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Збручским идолом.

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-23 07:32:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте