Концерт для фортепиано с оркестром № 20 (Моцарт)

редактировать
Концерт для фортепиано с оркестром ре минор
No. 20
от W. А. Моцарт
Фортепиано периода Фортепиано Иоганна Андреаса Штайна (Аугсбург, 1775 г.) - Берлин, Musikinstrumenten-Museum
KeyРе минор
КаталогK. 466
ЖанрКонцерт
СтильКлассический период
Сочинение1785 (1785)
ЧастиТри (Allegro, Romanze, Allegro assai)
Ноты
  • Фортепиано
  • оркестр

Концерт для фортепиано с оркестром № 20 до ре минор, K. 466, была написана Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1785 году. Первое исполнение состоялось в казино Mehlgrube в Вене 11 февраля 1785 года с композитором в качестве солиста.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 движения
    • 2.1 I. Аллегро
    • 2.2 II. Романзе
    • 2.3 III. Рондо, Allegro assai
  • 3 В других СМИ
  • 4 Источники
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
История вопроса

Через несколько дней после первого выступления отец композитора, Леопольд, посетивший Вену, написал своей дочери Наннерль о недавнем успехе ее брата: «[Я слышал] отличный новый фортепианный концерт Вольфганга, на котором переписчик все еще работал, когда мы приехали сюда, а ваш брат даже не успел поиграть в рондо, потому что ему приходилось наблюдать за копированием ».

Это написано на клавиша из ре минор. Другие произведения композитора в этом ключе включают Fantasia K. 397 для фортепиано, Requiem, Kyrie, mass, ария «Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen » из оперы Волшебная флейта и части из оперы Дон Жуан. Это первый из двух фортепианных концертов, написанных в минорной тональности (второй - №24 до минор ).

Молодой Людвиг ван Бетховен восхищался этим концертом и сохранил его в своем репертуаре. Композиторы, написавшие для него каденции : Бетховен (WoO 58), Шарль-Валентин Алкан, Иоганнес Брамс (WoO 14), Иоганн Непомук Хуммель, Ферруччо Бузони и Клара Шуман.

Нойер Маркт в Вене с церковью капуцинов и Haus zur Mehlgrube справа, картина автора Бернардо Беллотто, 1760

На одном из любимых пианино Моцарта, на котором он играл, когда жил в Вене, была педальная доска, которая управлялась ногами, как у органа. Это пианино, которым владел Моцарт, выставлено в Доме Моцарта в Зальцбурге, но в настоящее время у него нет педальной доски. О том, что у Моцарта было пианино с педалью, сообщается в письме, написанном его отцом Леопольдом, который навещал своего сына, когда тот жил в Вене. Среди фортепианных произведений Моцарта ни одно не написано явно с партией для педальной доски. Однако, согласно отчету Леопольда, при первом исполнении фортепианного концерта № 20 ре минор (К. 466) Моцарт, который был солистом и дирижером, использовал свое собственное пианино, оснащенное педалью. Предположительно педальная доска использовалась для усиления партии левой руки или добавления более низких нот, чем могла бы играть стандартная клавиатура. Поскольку Моцарт был знатоком органа, управлять педалью ногами было не сложнее, чем использовать только руки.

Движения

Концерт записывается для соло фортепиано, флейты, двух гобоев, двух фаготов, два рожка, две трубы, литавры и струны.

Как это типично для концертов, это в трех частях :

  1. Allegro (in D minor ),. 4
  2. Romanze (in B ♭ major ),. 2(. 4в некоторых изданий)
  3. Рондо, Allegro assai (ре минор, с кодой в ре мажор ),. 2

I. Аллегро

Первая часть концерта начинается в темной тонической тональности ре минор с беспокойным, но тихим ростом струн до полного форте.

Концерт Моцарта 20 - 1.png

Тема быстро подхваченный пианистом-солистом и развивающийся на протяжении всей длинной части. Немного более яркое настроение присутствует во второй теме фа мажор (относительный мажор ), но оно никогда не становится ликующим. Литавры еще больше усиливают напряжение в коде перед каденцией. Движение заканчивается на тихой ноте.

II. Romanze

Рукопись Брамса 'каденции первой части.

Вторая часть Romanze, в субдоминанте ре минор <Относительная тональность 83>, (фа мажор ), B ♭ мажор, представляет собой пятичастное рондо (ABACA) с кодом. Трубы и литавры в этом движении не используются. В начале соло фортепиано играет яркую и очаровательную главную мелодию B main мажор без аккомпанемента. Эта лирическая, страстная, нежная и романтическая мелодия рисует картину мира и гармонии между фортепиано и оркестром, а также вдохновила ее на название «Romanze».

На полпути пьеса переходит ко второму эпизоду (часть C), где вместо красивой мелодии начинается буря. Новый бурный материал - это бурная, взволнованная и зловещая тема в относительной тональности. of соль минор, что сильно контрастирует с мирным настроением в начале движения. Хотя секция шторма начинается внезапно и без перехода, после перехода обратно к тонической тональности B мажор, наконец, нас снова приветствует ранее услышанная мелодия, которая возвращается, когда движение приближается к концу. Пьеса завершается восходящим арпеджио, легким и нежным, постепенно, до тех пор, пока не станет слабым шепотом.

III. Рондо, Allegro assai

Финальная часть, рондо, начинается с рояля соло, поднимающегося вверх в домашней тональности, прежде чем весь оркестр отвечает яростной партией. (Эта «рябь» пианино известна как Mannheim Rocket и представляет собой строку из восьмых нот (DFADF), за которыми следует четверть (A). A Вторая мелодия затрагивается фортепьяно, в котором настроение все еще мрачное, но странно беспокойное. Вскоре начинается контрастная веселая мелодия в фа мажор, представленная оркестром до того, как сольное фортепиано завершает живую тему. Серия резких фортепианных аккордов захватывает яркую мелодию, а затем снова начинается отрывок ре минор на фортепиано соло, исполняемый целым оркестром. Далее следуют несколько модуляций второй темы (ля минор и соль минор). После этого следует тот же формат, что и выше, с кратковременной паузой для представления обычной каденции.

После каденции настроение значительно улучшается, и произведение теперь полностью солнечно по своему характеру, поскольку мы сейчас находимся в параллельном тональность ре мажор, и яркая радостная мелодия подхватывается, на этот раз гобоями, а затем духами. Соло-фортепиано повторяет эту Тема перед полным оркестровым отрывком развивает отрывок, завершая концерт ликующим финалом.

В других медиа

Художественный фильм 1984 года Амадей использует первое движение в сцене, где Моцарт, спотыкаясь, возвращается домой после вечера с Эмануэлем Шиканедером в ночь на сочинение партитуры для его оперы Волшебная флейта и до неожиданного прибытия его отца Леопольда Моцарта в Вену, чтобы остаться с ним.

Вторая часть (за вычетом более бурной части C в рондо) играет в финальной сцене и в финальных титрах.

Первая часть была сыграна в балетной сцене в 1 серии 8 серии телесериала Mr. Робот. Первая часть была также слышна в увертюре ре минор-мажор американского композитора Джеймса Хьюитта.

Ссылки
Источники
  • Гердлстон, К. М. Фортепианные концерты Моцарта. Касселл, Лондон.
  • Хатчингс, А. Товарищ по фортепианным концертам Моцарта, издательство Oxford University Press.
  • Моцарт, У.А. Концерты для фортепиано с оркестром №№ 17–22 в полном объеме. Dover Publications, Нью-Йорк.
  • Стейнберг, М. Концерт: Руководство для слушателей, Оксфорд (1998)
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:50:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте