Иоганн Андреас Штайн

редактировать
Фортепиано предположительно Иоганна Андреаса Штайна (Аугсбург, 1775 г.) - Берлин, Musikinstrumentenmuseum, но, вероятно, Луи Дулькена в имитации работы Штейна

Иоганн (Георг) Андреас Штайн (16 мая 1728 г. в Хайдельсхайме - 29 февраля 1792 г. в Аугсбурге ) был выдающимся немецким создателем клавишные инструменты, центральная фигура в истории фортепиано. Он в первую очередь отвечал за дизайн так называемого немецкого молота. Фортепиано с этим молотковым действием или его более развитой формой, известной как венское действие, можно сказать, подходящее для исполнения фортепианной музыки Гайдна, Моцарта и ранних Бетховен.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Его вклад в фортепьяно
    • 2.1 Действие Prellmechanik
    • 2.2 Управление демпфером
    • 2.3 Знакомство Штейна с Моцартом
  • 3 Фортепиано Stein династия
  • 4 Как образец для современных инструментов
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Жизнь

Штейн родился в 1728 году в Хайдельсхайме в Верхний Пфальц. Он умер в Аугсбурге в 1792 году в Аугсбурге. Своему ремеслу изготовителя органов он научился у своего отца в Хайдельсхайме, а с августа 1748 г. по январь 1749 г. работал подмастерьем в двух мастерских: Иоганна Андреаса Зильберманна в Страсбурге и в Регенсбурге. Иоганн Андреас Зильберманн был старшим из четырех сыновей Андреаса Зильбермана, старшего брата Готфрида Зильбермана. Штейн поселился в Аугсбурге, вероятно, в 1750 году и стал гражданином в 1756 или 1757 году, последний год, когда он закончил свой великолепный орган для так называемой Barfüßerkirche в Аугсбурге. В том же году он стал органистом церкви. Согласно письму, которое он написал, он оставил органостроение в 1760-х годах, чтобы посвятить себя струнным клавишным инструментам. Его первый контакт с созданием фортепиано, возможно, произошел в мастерской Spath, а не в мастерской Зильберманна.

Как производитель струнных клавишных инструментов Штейн создавал клавикорды, клавесины и фортепиано. Он также построил еще несколько необычных клавишных инструментов, включая «Poli-Toni-Clavichordium» (описанный в Augsburg Intelligenzblatt в 1769 г.), который объединил большой клавесин с четырьмя струнными хорами (регистрация 8 ', 8', 8 ', 16') с фортепиано. Он также построил (1772 г.) «Мелодику», небольшой орган, в котором прикосновение музыканта могло изменять громкость; этот мелодический инструмент можно использовать с клавесином или фортепиано, или в отдельном руководстве для органа, или просто как сольный инструмент. Важность «Мелодики», прототипы которой Штайн, возможно, сделал лишь несколько, заключается в собственном описании Штейна 1772 года. В этом опубликованном описании он выразил свое неудовлетворение клавишными инструментами в целом, потому что они не позволяли выразить манеру человеческого голоса, скрипки и тромбона. Описание выразительных возможностей Poli-Tono-Clavichordium в 1769 году показывает уверенность Штейна в струнных клавишных инструментах, которая, в конце концов, привела его к изобретению так называемого немецкого молоточкового механизма незадолго до 1780 года. Он также построил "vis-à" -vis »инструменты, в которых пианино и клавесин обращены друг к другу в одном футляре. В обоих сохранившихся примерах (Верона 1777, Неаполь 1783) игрок на клавесине (8 ', 8', 8 ', 16' в Вероне, 8 'перо, 8' кожа, 4 'перо в Неаполе) также может соединить действие фортепиано на другом конце одной из клавиатур клавесина. Инструмент Вероны имеет ручные упоры для включения и выключения упоров, как у органа или немецкого клавесина, тогда как инструмент Неаполя имеет коленные рычаги в манере французских клавесинов. Штейн дважды побывал в Париже и один раз в Вене. Он также ездил в другие города Германии и Швейцарии, чтобы доставить инструменты, о чем свидетельствует его записная книжка. Молотковый механизм Vis-à-vis 1777 года уникален в творчестве Штайна, а Vis-à-vis 1783 года - это так называемый немецкий механизм Штейна. Сохранились два клавикорда Штейна, один из них, который сейчас находится в Национальном музее Будапешта, был куплен Леопольдом Моцартом для занятий во время путешествий. Один инструмент, сочетающий в себе пианино и один ряд органных труб, сохранился в Историческом музее Гётеборга. Сохранилось около пятнадцати Hammerflügel (фортепьяно в форме крыла) с этикеткой Штейна, датируемых с 1780 по 1794 год (sic). Созданием тех, что были созданы после 1790 года, должна была руководить Наннетт, дочь Штейн. Из пятнадцати два находятся в частной собственности (1782 и 1783). Показанный выше инструмент принадлежит не Стейну, а, вероятно, Луи Далкену. За исключением нотного стола, типичного для работ Далкена, инструмент имеет вид фортепиано Штейна. Существует множество таких инструментов, созданных после Штейна, некоторые с поддельными этикетками.

Его вклад в фортепьяно

Действие Prellmechanik

Самое важное нововведение Штейна, его игра фортепьяно, было усовершенствовано около 1780 года. Это так называемый Prellzungenmechanik или немецкий экшен. со спусковым механизмом. В этом расположении каждый молоток был установлен на вершине ключа, с головкой на конце ближе к игроку, традиционное расположение в немецких фортепиано времен Штейна. Молоты были похожи на маленькие асимметричные рычаги, с головкой молотка далеко от точки опоры и маленьким направленным вверх крючком («клювом») на другой стороне рычага, намного ближе к точке опоры. Когда игрок нажимал клавишу, весь узел молотка поднимался. Клюв будет зацеплять бункер спускового механизма, прикрепленный к ключевой раме. Бункер спускового механизма опускал клюв, когда он поднимался, в свою очередь, заставляя молоток (другой конец рычага) взлететь вверх и ударить по струне. Бункер спускового механизма был шарнирным и подпружиненным; это позволило клюву пройти мимо него, когда ключ опустился обратно в исходное положение.

Схема действия Штейна

Латчем (см. ссылку на Гроув ниже) называет это изобретение «прорывом в истории фортепиано»; он «предлагает игроку замечательный контроль над молотками, особенно при тихой игре, и удивительно отзывчивый на прикосновения игрока».

Управление демпфером

Штейн мог иметь был первым, кто произвел коленный рычаг для амортизаторов, предшественник педали демпфера, с помощью которой игрок может отсоединить все амортизаторы от струн. Такое устройство было разработано Готфридом Зильберманом в 1740-х годах для своих крыльев фортепьяно, но оно приводилось в действие двумя ручными рычагами и требовало использования рук игрока для работы с ними, и поэтому могло быть развернуто только во время пауз в музыке. Аппарат Штейна управлялся коленным рычагом. Устройство Штейна упоминается в описании его Poly-Toni-Clavichordium 1769 года. Однако из описания ясно, что коленный рычаг Штейна 1769 года, когда его нажимали, включал амортизаторы; это не отключило их. Игра на пианино без демпферов с использованием коленного рычага для включения демпферов, когда это необходимо, не была чем-то необычным в то время. Более поздние пианино Штейна, начиная с рояля, описанного Моцартом в 1777 году, имели коленный рычаг для одновременного отключения всех демпферов, что позволяло использовать педали современного пианино

Знакомство Штейна с Моцартом

Моцарт посетил и подружился со Штайном в Аугсбурге в 1777 году во время (неудачного) тура по поиску работы, в ходе которого он также посетил Мангейм и Париж. Восторженное письмо, которое Моцарт написал своему отцу Леопольду, содержит информацию о личных предпочтениях Штейна и Моцарта в фортепиано. Это письмо очень широко цитируется. Следующий перевод, сделанный Эмили Андерсон, взят из Бродера 1941:

На этот раз я начну сразу с пианофортов Штейна. Еще до того, как я увидел какую-либо из его моделей, мне всегда нравились клавишные инструменты Späth. Но сейчас я предпочитаю инструменты Штейна, поскольку они демпфируют намного лучше, чем инструменты Регенсбург.... Каким бы образом я ни касался клавиш, звук всегда ровный. Он никогда не сотрясается, никогда не бывает сильнее, слабее или полностью отсутствует; Одним словом, всегда ровно. Верно, что он не продает такое пианино менее чем за триста гульденов, но труд и труд, которые Штейн вкладывает в его изготовление, не могут быть оплачены. Его инструменты обладают тем особым преимуществом перед другими, что они созданы с возможностью убегания. Только один производитель из ста беспокоится об этом. Но без спускового механизма невозможно избежать звона и вибрации после удара по ноте. Когда вы касаетесь клавиш, молотки снова падают назад в тот момент, когда они ударили по струнам, удерживаете ли вы клавиши или отпускаете их... Он гарантирует, что дека не сломается и не расколется. Закончив изготовление ключа для клавира, он помещает его на открытом воздухе, подвергая воздействию дождя, снега, солнечного тепла и всех дьяволов, чтобы он треснул. Затем он вставляет клинья и приклеивает их, чтобы сделать инструмент очень прочным и твердым. Он рад, когда она трескается, потому что тогда он может быть уверен, что с ней больше ничего не может случиться. В самом деле, он часто сам врезается в него, а затем снова склеивает и укрепляет его таким образом... Устройство, которым вы работаете коленом, лучше на нем, чем на других инструментах. Мне нужно только прикоснуться к нему, и он работает; и когда вы чуть шевелите коленом, вы не слышите ни малейшей реверберации ».

Это письмо датируется до самого старого известного фортепиано (1780 г.) Штейна с его немецкой игрой. Единственное фортепиано Штейна до 1780 года - это пианино Vis-à-vis 1777 года в Вероне. Это пианино имеет другой тип молоточкового механизма, но также с механизмом спуска молоточков. Возможно, именно это более раннее действие произвело впечатление на Моцарта.

В течение нескольких лет после своего переезда в Вену (1781 г.) Моцарт купил пианино не у Штейна, а у Антона Вальтера, Венский строитель, который следовал принципам дизайна Штейна, но, можно сказать, улучшил их. Неизвестно, действительно ли Моцарт предпочитал фортепиано Уолтера роялю Штейна. Моцарт, вероятно, купил свое пианино у Вальтера в 1782 году. Инструмент все еще существует, но с молотковым механизмом, который почти наверняка был изменен Вальтером после смерти Моцарта, возможно, примерно в 1805 году. Тип молоточкового механизма, который имел фортепьяно Моцарта, когда им владел Моцарт, - это Неизвестный. Вальтер, вероятно, впервые создал свою развитую форму молоточков Штейна примерно в 1789 году.

Фортепианная династия Штейнов

Штейн был основателем важной династии производителей фортепиано. Его дочь Наннетт (Аугсбург, 1769 - Вена 1833), похоже, взяла на себя руководство фирмой своего отца примерно в 1790 году, когда ее отец слишком заболел, чтобы продолжать. В 1794 году Наннетт вместе со своим мужем Андреасом Штрайхером (1761–1833), за которого она вышла замуж в том же году, и своим братом Маттеусом Штайном (1776–1842) перевезла семейную фирму по производству фортепиано из Аугсбурга, где она была основана. отцом в Вену и продолжила семейный бизнес под именем своего мужа Штрайхер. Осенью 1802 года братья и сестры, подписавшие на своих инструментах имя Frère et Sœur Stein в Вене, разошлись; Затем Наннетт написала свои инструменты Наннетт Штрейхер, урожденная Штайн, в Вене. Некоторые нововведения были сделаны примерно в 1805 году, но к 1807 году она превратила маленькое пятиоктавное пианино своего отца в форме клавесина во впечатляющий рояль в шесть с половиной октав. К 1811 году были внесены еще некоторые улучшения, но после этой даты ее дизайн оставался в основном неизменным, пока ее сын Иоганн Баптист Штрейхер (1796–1871) не стал совладельцем фирмы со своей матерью в 1823 году. Фирма продолжала работать после смерти Наннетт при ее сына и после его смерти в 1871 году при его сыне Эмиле. Сыну Эмиля, композитору Теодору Штрайхеру, принадлежал Hammerflügel 1808 года работы Наннетт Штрейхер из коллекции Немецкого национального музея (инв. № MIR 1117). В 1896 году фирма прекратила производство, спустя немногим более ста лет после переезда в Вену. Между тем, после разделения братьев и сестер, брат Наннетт, известный как Андре Штейн, также продолжал строить пианино. В 1796 году Андре женился на Марии Терезии Дишлер (1769–1855), и это событие было отмечено письмом Бетховена с его поздравлениями. В письме упоминается пианино Наннетт Штрейхер, которое он взял в аренду для Академии. В письме говорится, что звук инструмента был слишком слаб для нужд Бетховена. Андре Штайн получил гражданство Вены и стал мастером по изготовлению фортепиано там в 1803 году. Несмотря на отрицательные комментарии Андреаса Штрейхера (в основном личного характера, связанные с, по общему мнению, сложным характером Андре Штайна), Андре Штайн создавал прекрасные инструменты и развил индивидуальный стиль, на который мыслил некоторые превосходят его сестру Наннетт; он процветал в 1820-х годах. В 1828 году Фридрих Вик (1785–1873) приобрел Hammerflügel от Андре Штейна для своей дочери Клары (1819–1896); позже она вышла замуж за Роберта Шумана; ее инструмент Штейна хранится сегодня в доме Роберта Шумана в Цвикау. Из собеседников Бетховена видно, что Андре Штейн был хорошо известен Бетховену и помогал ему не только настройкой и обслуживанием инструментов, но и изготовлением большого рожка для усиления звука фортепиано. Маттеус Андреас умер в мае 1842 года в Mondscheinhaus, здании, купленном его единственным сыном Карлом Андреасом Штайном (1797–1863) у известного пианиста Конрада Графа (1782–1851) в 1841 году. Карл Андреас продолжал играть по стопам отца. создатель, но также сделал себе имя как композитор и пианист. Сохранились многочисленные инструменты Андре Штейна; к ним относятся более двадцати Hammerflügel, датируемых примерно с 1803 по 1838 год, одиннадцать квадратных фортепиано, вероятно, все после 1815 года, и два вертикальных Hammerflügel. Большинство этих пианино находится в публичных коллекциях.

В качестве модели для современных инструментов

Пианино Stein остаются престижными сегодня и служат моделями для современных строителей (например, Philip Belt и Пол Макналти ) исторически стилизованных инструментов.

См. Также
Примечания
  1. ^ Гроув, «Штейн»
  2. ^Подробнее о Штайне и библиографические ссылки на него см.: Майкл Латчем, фортепиано для Гайдна, Моцарт и Бетховен: изменение и контраст, Мюнхен и Зальцбург 2016, гл. 4, 5, 6, 9 и 12, и Майкл Латчам, Три эссе о клавишных инструментах, Мюнхен и Зальцбург 2020, гл. 2.
  3. ^См.: Записная книжка Иоганна Андреаса Штайна: факсимиле - транскрипция - перевод, отредактированная и аннотированная с введением Майкла Латчема, Вильгельмсхафен 2014
  4. ^См.: Майкл Латчам, Очерки новой истории раннего фортепиано. Контекст работы Иоганна Андреаса Штайна как фортепьяно. Мюнхен и Зальцбург 2019
  5. ^Роща, "Пианофорте"
  6. ^относится к Моцарту (1714-1786), который работал в Регенсбурге. «Архивная копия». Архивировано с оригинального 19.07.2011. Проверено 17 декабря 2007 г. CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (ссылка ).
  7. ^«Клавир» был общим термином в немецком языке для клавишного инструмента, но иногда означал только клавикорд. В этом контексте это слово означает «пианино».
  8. ^Ряд замечаний в этом письме предполагают, что оно было более или менее продиктовано Моцарту Штейном в пользу отца Моцарта. Сохранившиеся инструменты Штейна часто имеют удивительно хорошо сохранившуюся деку, но нет никаких свидетельств того, что нож был вставлен и рана затем зашита. Если повесить деку под дождем, снегом и жарким солнцем, это означало бы, что дека развалилась.
  9. ^См.: Майкл Латчам, «Моцарт и фортепиано Иоганна Андреаса Штайна», журнал The Galpin Society Journal LI, 1998, 114–53.
  10. ^См.: Майкл Латчам, «Zur Frage der Authentizität und Datierung der Klaviere von Anton Walter. zwischen 1780 und 1800 ', in: Rudolph Angermüller and Alfons Huber (eds.), Der Hammerflügel von Anton Walter aus dem Besitz von Wolfgang Amadeus Mozart, Salzburg 2000, 114–45
  11. ^См.: Michael Latcham, Verzeichnis der Europämenischen imik Germanischen Nationalmuseum Nürnberg; том 7; фортепиано Иоганна Андреаса Штайна и его потомков, а также фортепиано фирмы Антона Вальтера, Вильгельмсхафен, 2016
Ссылки
  • Бродер, Натан (1941) «Моцарт и клавир», The Musical Quarterly 27: 422.
  • Хорошо, Эдвин М. (2001) Жирафы, черные драконы и другие пианино: технологическая история от Кристофори до современного концертного зала Гранд Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press.
  • Словарь Grove Dictionary of Музыка и музыканты, онлайн-версия, статья «Иоганн Андреас Штайн». Авторское право 2007 г., издательство Oxford University Press. Статья написана Майклом Латчемом. См. Также ту же работу, статью "Pianoforte", раздел 3.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:37:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте