Но

редактировать
Классический японский танцевально-драматический театр

Театр Ногаку
Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО
Noh3.jpg Спектакль Но в Ицукусима Святыня
СтранаЯпония
ДоменыИсполнительское искусство
Справка12
РегионАзия и Тихий океан
История надписей
Надпись2008 (3-я сессия)
Список Представитель
Unesco Cultural Heritage logo.svg

Но (, Nō, производное от китайско-японского слова «умение» или «талант») является основным классическим японского танца - драма, которая ставится с 14 века. Разработанный Канами и его сыном Дзэами, это старейшее крупное театральное искусство, которое до сих пор регулярно исполняется. Хотя термины Но и ногаку иногда используются взаимозаменяемо, ногаку как Но, так и кёгэн. Традиционно полная программа ногаку включает в себя пять пьес. Сокращенная программа из двух пьес Но с одной пьесой кёгэн стала сегодня обычным явлением. По желанию, в самом начале представления ногаку может быть поставлена ​​пьеса окина.

Но часто основан на сказках из традиционной литературы о сверхъестественном существе, преобразованном в человеческий облик в качестве героя, рассказывающего историю. Но сочетает маски, костюмы и различный реквизит в танцевальном представлении, для чего нужны высококвалифицированные актеры и музыканты. Эмоции в основном передаются с помощью стилизованных жестов, в то время как знаковые маски роли, такие как призраки, женщины, дети и пожилые люди. Написанный на позднем среднем японском языке, текст «ярко представлен простых людей двенадцатого-шестнадцатого веков». Имея сильный упор на традиции, систематизирован и регулируется системой iemoto.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Установление Но Канами и Дзэами
    • 1.3 Эпоха Токугава
    • 1.4 Современная Но после эры Мэйдзи
    • 1.5 Женщины в Но
  • 2 Джо -ха-кю
  • 3 Исполнители и роли
    • 3.1 Обучение
    • 3.2 Роли
  • 4 Элементы выступления
    • 4.1 Маски
    • 4.2 Сцена
    • 4.3 Костюмы
    • 4.4 Реквизит
    • 4.5 Пение и музыка
  • 5 Пьесы
    • 5.1 Тема
    • 5.2 Стиль исполнения
    • 5.3 Тема
    • 5.4 Знаменитые пьесы
  • 6 Влияние на Западе
    • 6.1 Театральные работники
    • 6.2 Композиторы
    • 6.3 Поэты
    • 6.4 Авторы
  • 7 Эстетическая терминология
  • 8 Существующие театры Но
  • 9 Этикет аудитории
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Дальнейшее чтение
  • 13 Внешние ссылки

История

Древнейшая в мире стадия Но в Миядзима Одежда караори, период Эдо, 18 век, рисунок из бамбука и хризантем на красно-белой клетчатой ​​основе

Происхождение

кандзи для Но (能) означает «умение», «ремесло» или «талант», особенно в поле. исполнительского искусства в этом контексте. Слово Но может быть отдельное место или вместе с гаку ( ; веселье, музыка) для образования слова ногаку. Но - это классическая традиция, которая сегодня высоко ценится. Когда используется отдельно, относится к историческому жанру театра, который возник в саругаку в середине 14 века и продолжает исполняться сегодня.

Но и кёгэн "возникли в 8 веке, когда [ja ] был передан из Японии в Китай. В то время термин сангаку относился к различным типам представлений с участием акробатов, песен и танцев, Его последующая адаптация к японскому обществу прививки других форм искусства. "

Различные элементы исполнительского искусства в сангаку, а также денгаку (проводимые в связи) с посадкой риса), саругаку (популярные развлечения, включая акробатику, жонглирование и пантомиму), сирабёси (традиционные, исполняемые женщинами-танцовщицами при императорском дворе в XII веке), гагаку (музыка и танцы, исполняемые в Императорский двор начиная с 7 века) и кагура (древний Ши nto танцы в народных сказках) превратились в Но и кёгэн.

Исследования генеалогии актеров. они исполняли традиционные исполнительские искусства на протяжении многих поколений. Социологическое исследование Юкио Хаттори показывает, что [джа ], возможно, самая старая школа Но, является потомком [джа ], исполнитель, который представил гигаку, ныне исчезнувшее представление драматического танца в масках, в Японию из Королевства Кудара в 612 году.

Другая теория Синхатиро Мацумото предполагает, что произошла изверженных, которые боролись за высокий социальный статус, обслуживая тех у власти, а именно новый правящий класс самураев того времени. Перенос сёгуната из Камакура в Киото в начале периода Муромати ознаменовал возраст которой мощь класса самураев и укрепил отношения между сёгунатом и судом. Времена стал любимым видом сёгуна. В 14 веке, при сильной поддержке и покровительстве сёгуна Асикага Ёсимицу, Дзэами смог сделать Самую модель театрального искусства того времени.

Основание Но Каном ами и Дзэами

В 14 веке, в период периода Муромати (с 1336 по 1573), Канами Киёцугу и его сын Дзэами Мотокиё переосмыслил различные традиционные исполнительские искусства и завершил Но в форме, улучшенной отличной от традиционной, по существу приведя Но в нынешней форме. Канами был известным актером с большим разнообразием ролей, от грациозных женщин и 12-летних мальчиков до сильных взрослых мужчин. Когда Канами впервые представил свою работу 17-летнему Асикага Ёсимицу, Дзэами был ребенком-актером в своей пьесе, примерно 12 лет. Ёсимицу влюбился в Зэами, и его расположение в суде привело к следующему.

Эпоха Токугава

В период Эдо Но продолжал оставаться аристократической формой искусства, поддерживаемой сёгуном, феодалы (даймё ), а также богатые и искушенные простолюдины. В то время как кабуки и дзюрури, популярные среди среднего класса, были сосредоточены на новых и экспериментальных развлечениях, но стремился сохранить высокие стандарты и историческую аутентичность и оставался в неизменном на протяжении всей эпохи. Чтобы передать суть представлений великих мастеров, каждая деталь в движениях и позициях была воспроизведена другими, как правило, со временем приводило к все более медленному церемониальному темпу.

Современный Но после эпохи Мэйдзи

<33 Падение сёгуната Токугава в 1868 году и создание нового модернизированного правительства к прекращению финансовой поддержки со стороны правительства, и вся сфера Но пережила серьезный финансовый кризис. Вскоре после Реставрации Мэйдзи количество исполнителей Но и количество выступающих на сцене Но значительно уменьшилось. Поддержка со стороны имперского правительства в конечном итоге была восстановлена ​​благодаря обращению к иностранным дипломатам. Компании, которые оставались активными на протяжении эпохи Мэйдзи, также значительно расширили охват, обслуживая широкую публику, выступая в театрах городов, таких как Токио и Осака.

В 1957 году правительство Японии назначило ногаку как Важная нематериальная культурная ценность, что обеспечивает определенную степень правовой традиции, а также ее наиболее опытным практикам. Национальный театр Но, основанный правительством в 1983 году, регулярно ставит спектакли и организует курсы для обучения актеров ведущим ролям ногаку. Но был включен в 2008 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО как театр Ногаку.

Хотя термины ногаку и Иногда используются как синонимы, определение японского правительства Театр «ногаку» включает в себя пьесы Но и пьесы кёгэн. Kyōgen исполняется между пьесами Но в одном помещении. По сравнению с Но, «кёгэн полагается на использование масок, основан на юмористических пьесах сангаку, что отражено в его комическом диалоге».

Женщины в Но

В течение периода Эдо система гильдий постепенно ужесточалась, что в степени исключало женщин, за исключением некоторых женщин (например, куртизанок ), исполняющих песни в маргинальных ситуациях. Позже, в эпоху Мэйдзи, исполнители Но учили богатых людей и знать, и это дало больше возможностей для женщин-исполнителей, потому что женщины настаивали на учителях-женщинах. В начале 1900-х годов, когда женщинам разрешили поступать в Токийскую музыкальную школу, правила, запрещенные женщинам посещать различные школы и ассоциации. В 1948 году первые женщины вступили в Ассоциацию исполнителей Ногаку. В 2004 году первые женщины вступили в Ассоциацию японских пьес Но. В 2007 году Национальный театр Но ежегодно регулярно регулярные программы женских исполнителей. В 2009 году было около 1200 мужчин и 200 женщин, профессиональных исполнителей Но.

Дзё-ха-кю

Концепция дзё-ха-кю диктует практически каждый элемент театра Но, включая составление программы пьес, структурирование каждой пьесы, песен и танцев в пьесах, а также основной ритмов в исполнении Но. Джо означает «начало», «ха» - «разрушение», а кю - «быстрое или срочное». Термин возник из гагаку, древней придворной музыки, для обозначения постепенно увеличивающегося темпа и принят в различных японских традициях, включая Но, чайную церемонию, поэзию и цветочные композиции.

Джо-ха- кью включен в традиционную программу из пяти пьес Но. Первая пьеса - дзё, вторая, третья и четвертая пьес - ха, пятая пьеса - кю. Фактически, пять категорий, обсуждаемых ниже, были созданы так, чтобы программа представляла дзё-ха-кю, когда выбирается и исполняется по одной пьесе из каждой категории. Каждую пьесу можно разбить на три части: введение, развитие и заключение. Пьеса начинается в медленном темпе в дзё, немного ускоряется в ха, заканчивается кю.

Исполнители и роли

Канзе Сакон (観 世 左近, 1895–1939), Руководитель (sōke ) школы Канзе

Актеры начинают свое обучение в раннем детстве, традиционно в возрасте трех лет.

Тренинг

Дзэами выделено девять уровней или типов, действующих от более низких степеней, которые делают упор на движение и насилие до более высоких степеней, которые включают раскрытие цветка и духовное мастерство. 33>В 2012 году существует пять школ актерского мастерства Но под названием Канзе (観 世), Hōshō (宝 生), (金 春), (金剛) и (喜 多) школы. которые тренируют дерьмовых актеров. В каждой школе есть своя собственная семья иемото, которая носит название школы и является самой. Иемото позволяет создавать новые пьесы или исследователи тексты песен и режимы исполнения. Актеры ваки проходят обучение в школах Такаясу (高 安), Фукуо (福王) и Хошо (宝 生). Есть две школы, которые обучают кёгэн: Окура (大 蔵) и Идзуми (和 泉). В 11 школах готовят инструменты, каждый из которых специализируется на использовании одного-трех инструментов.

Ассоциация исполнителей Ногаку (Nōgaku Kyōkai), в которой зарегистрированы все профессионалы, строго защищенные традиции, переданные от их предков (см. иемото ). Однако несколько секретных документов школы канзе, написанных Дзэами, а также материалы Конпару Зентику были распространены среди ученых японского театра.

Роли

Но этап. В центре: дерьмо; передний правый: ваки; справа: дзютай (хор), состоящий из восьми человек; в центре сзади: четыре хаяси-ката (музыканты); Сзади слева: два кокен (сценические руки).

Существует четыре основных категории исполнителей Но: ситэ, ваки, кёгэн и хаяси.

  1. Ситэ (仕 手, シ テ). Шайт - главный герой или главная роль в пьесах. В пьесах, где дерьмо появляется сначала как человек, а затем как призрак, первая роль известна как маэ-сю, а вторая - как ночи-сю.
    • Shitetsure (仕 手 連 れ, シ テ ヅ レ). Товарищ этого дерьма. Иногда shitetsure сокращается до tsure (連 れ, ツ レ), хотя этот термин относится как к shitetsure, так и wakitsure.
    • Kōken (後 見) - сценические рабочие, обычно от одного до трех человек.
    • Джиутай (地 謡) - хор, обычно состоящий из шести-восьми человек.
  2. Ваки (脇, ワ キ) исполняет роль, которая является двойником или фольгой дерьма.
    • Вакицурэ (脇 連 れ, ワ キ ヅ レ) или Ваки-цурэ - спутник ваки.
  3. Кёгэн (狂言) исполняют айкёген (間 狂言), которые являются интермедиями во время пьес. Актеры Kygen также исполняют отдельные пьесы между отдельными пьесами Но.
  4. Хаяси (囃 子) или хаяси-ката (囃 子 方) - инструменты, играющие на четырех инструментах, используемые в театре Но: поперечной флейте (笛, фуэ ), бедренный барабан (大鼓, tsuzumi ) или ōkawa (大 皮), плечевой барабан (小鼓, kotsuzumi ) и палка-барабан (太 鼓, тайко ). Флейта, используемая для Но, называется нокан или нохкан (能 管).

В типичной пьесе Но всегда задействованы припев, оркестр и, по крайней мере, один ситэ и один актер ваки.

Элементы исполнения

Перформанс сочетает в себе набор элементов в стилистическое целое, где каждый отдельный элемент является продуктомений изысканности в соответствии с центральным буддистским, синто и минималистскими методами эстетических принципы Но.

Маски

Нет масок. Справа: пьяный дух (сёдзё). Изготовлен Хими Мунетада (氷 見 宗 忠) из красного и черного лакированного дерева, на шнурке из красного шелка. Период Эдо, 19 век. Слева: Накидзо, представляющая женское божество или женщину высокого ранга, связанная с пьесами, такими как Хагоромо и Охара Миюки. Изготовлен из лакированного и окрашенного дерева Норинари (憲 成) по проекту Зоами (増 阿 弥). 18-19 века. Три изображения одной и той же женской маски, показывающие, как выражение лица меняется при наклоне головы. Эта маска выражает разные настроения. На этой фотографиих маска была прикреплена к стене с постоянным освещением, и двигалась только камера.

Но маски (能 面 nō-men или 面 omote) вырезаны из блоков японского кипариса (檜 «хиноки ») и окрашены натуральными пигментами на нейтральной основе из клея и хрустящей ракушки. Существует около 450 различных масок, в основном состоящих из шестидесяти типов, каждый из которых имеет отличительные названия. Некоторые маски репрезентативны часто используются во многих различных пьесах. Маски Но обозначают пол, возраст и социальный статус персонажей, стариков, женщин или нечеловеческих существ (божественный, демонический или животное ) персонажей. Только дерьмо, главный актер, носит маску в большинстве пьес, хотя цуре может также носить маску в некоторых пьесах, чтобы представить женские персонажи.

Хотя маска скрывает выражение лица актера, использование Маска в Но - это не полный отказ от мимики. Скорее, его цель в том, чтобы стилизовать и систематизировать выражение с помощью стимулирования воображения аудитории. Используя маски, актеры могут быть контролируемым образомэмоции с помощью движений и языка тела. В некоторых масках используется световой эффект, чтобы передать различные эмоции за счет небольшого наклона головы. Если смотреть немного вверх или «осветлить» маску, маска будет улавливать больше света, открывая больше черт лица, которые кажутся смеющимися или улыбающимися. Если смотреть вниз или «затуманивать» его, маска будет казаться грустной или безумной.

Маски, но ценятся домашними и учреждениями., А могущественные школы хранят самые старые и самые ценные маски. Самая древняя предположительно хранится как спрятанное сокровище старейшей школой Конпару. По словам нынешнего главы школы Конпару, маска была вырезана легендарным регентом принцем Сётоку (572-622) более тысячи лет назад. Хотя историческая достоверность легенды о маске принца Сётоку может быть оспорена, сама легенда является древней, поскольку она впервые записана в стиле Дзэами и Цветке, написанном в 14 веке. Некоторые из масок школы Конпару принадлежат Токийскому национальному музею и часто выставляются там.

Сцена

A contemporary Noh theatre with indoor roofed structure Современный театр Но с крытым помещением структура 1: хашигакари. 2: место кёгэн. 3: обслуживающий персонал. 4: палочный барабан. 5: бедренный барабан. 6: плечевой барабан. 7: флейта. 8: хор. 9: сиденье ваки. 10: место ваки. 11: дерьмовое пятно. 12: шите-башира. 13: мецукэ-башира. 14: ваки-башира. 15: фуэ-башира.

Традиционная сцена Но (бутай) отличается полной открытостью, которая обеспечивает обмен опытом между исполнителями и публикой на протяжении всего выступления. Без авансцены или занавесок, закрывающий обзор, зрители видят каждого актера даже в те моменты, когда они входят (и после выхода) на центральную «сцену» (хонбутай, «главная сцена»). Сам театр считается символическим, и к нему с благоговением относятся как исполнители, так и зрители.

Одной из самых узнаваемых характеристик сцены Но является ее независимая крыша, которая нависает над сценой даже в закрытых театрах. Крыша, поддерживаемая четырьмя колоннами, символизирует святость сцены, ее архитектурный дизайн основан на культовом павильоне (хайдэн ) или священном танцевальном павильоне (кагура-ден ) из синтоистских святилищ. Крыша также объединяет пространство театра и определяет сцену как архитектурный объект.

Колонны, поддерживающие крышу, называются ситебашира (столп главного персонажа), мецукэбасира (столб для наблюдения), вакибасира (столб второстепенного персонажа) и фуэбашира (колонна флейты), по часовой стрелке справа от сцены. Каждая колонна ассоциируется с исполнителями и их действиями.

Сцена целиком сделана из незаконченного хиноки, японского кипариса, почти без декоративных элементов. Поэт и прозаик Тосон Симадзаки пишет, что «на сцене театра Но нет декораций, которые меняются с каждым произведением. Нет и занавеса. Есть только простая панель (кагами-ита) с картина с изображением зеленой сосны. Это создает впечатление, что все, что могло дать хоть какое-то затенение, было изгнано. Прервать такую ​​монотонность и заставить что-то случиться - нелегкая вещь ».

Другой Уникальной особенностью сцены является хашигакари, узкий мост справа за сценой, через который актеры выходят на сцену. Хасигакари означает «подвесной мост», что означает нечто воздушное, соединяющее два разных мира на одном уровне. Мост символизирует мифическую природу пьес Но, в которых часто появляются потусторонние призраки и духи. Напротив, ханамити в театрах Кабуки - это буквально путь (мичи), который соединяет два пространства в одном мире, поэтому имеет совершенно разное значение.

Костюмы

Актеры Но носят шелковые костюмы, называемые сёдзоку (мантии), а также парики, шляпы и реквизит, например веер. Яркие цвета, продуманная текстура, замысловатое переплетение и вышивка делают мантии Но поистине произведениями искусства. В частности, костюмы для шайтэ - экстравагантные, мерцающие шелковые парчи, но постепенно становятся менее роскошными для цуре, вакидзуре и айкёген.

На протяжении веков, в соответствии с видением Дзэами, костюмы Но подражали костюму одежда, которую персонажи действительно носили бы, например, официальные мантии для придворных и уличные одежды для крестьянина или простолюдинов. Но в конце шестнадцатого века костюмы стали стилизованными с некоторыми символическими и стилистическими условностями. В период Эдо (Токугава) изящные мантии, которые давали актерам дворяне и самураи в период Муромати, были превращены в костюмы.

Музыканты и хор обычно носят формальные монцуки кимоно (черный и украшен пятью фамильными гербами) в сопровождении либо хакама (одежда, похожая на юбку), либо ками-симо, комбинации хакама и жилета с увеличенными плечами. Наконец, актеры одеты в практически не украшенные черные одежды, почти так же, как рабочие сцены в современном западном театре.

Реквизит

Последняя правка сделана 2021-05-31 11:44:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте