Сирабёси (白 拍子) были японскими артистками в Хэйан и период Камакура, которые пели песни и исполняли танцы. Они танцевали в мужских костюмах. Слово shirabyōshi также может относиться к песням, которые они пели, и танцам, которые они исполняли. Профессия сирабёси стала популярной в 12 веке. Они выступали для знати и на торжествах.
Их иногда называют куртизанками на английском языке, но по своей природе они были артистами. Некоторые сирабёси иногда спали со своими покровителями и рожали детей знати, но это не было их целью как артистов. Самыми известными сирабёси были Шизука Годзэн, Гио и Хотоке, представленные в Сказке о Хэйке.
Имя сирабёси может интерпретироваться как «белый бит» или простой ритм »; это может относиться к белой одежде суйкан, которую они носили, или к ритму хёси (子) в песнях имаю (今 様, модных), под которые они пели и танцевали. Шира (白) означает «белый», хотя ученые полагают, что это следует интерпретировать как «простой» (素, также произносится как шира); в этой интерпретации сирабёси, следовательно, относится к отсутствию музыкального сопровождения, кроме ритмической перкуссии хёси.
Сирабёси появился в середине периода Хэйан. Во время перехода власти и социальных изменений, изменение состояния некоторых аристократических семей привело к тому, что дочери этих семей должны были выступать в качестве сирабьоси, чтобы выжить. Как образованные и культурные женщины, они становятся превосходной группой куртизанок, известных своим пением, танцами и поэзией, а также красотой. Сирабёси стали популярными как артисты в XII веке, и многие женщины из-за своей популярности решили быть сирабёси. Ширабёси всегда была женщиной, которая носила мужскую одежду. Они были популярны в конце периода Хэйан и начале периода Камакура 12 века, но в течение 13 века их статус снизился. Они исчезли примерно в конце Камакура или в начале периода Муромати в 14 веке.
Говорят, что культура сирабёси сильно повлияла на Но драму создавая кусемай, неортодоксальную форму танца, и познакомив с ней Но.
Сирабьёси можно было узнать по одежде, которую они носили, синтоистской. Это был мужской костюм, на нем было следующее:
Сирабьёси носил фирменный белый цвет лица Макияж, который столетия спустя стал ассоциироваться с гейшами, полностью закрывал их лицо и шею и закрашивал новые брови выше на лбу. Их волосы были довольно простыми: они были длинными (иногда почти до пола) и собраны в свободный хвост, закрепленный лентой, называемой такэга.
Шляпа татэ-эбоши и меч носили только сирабёси в ранний период, а в более поздние эпохи они танцевали только в белом суйкане, что дало повод поверить, что сирабёси были названы в честь одежды, которую они
Песни сирабёси в основном основывались на буддийских молитвах. Песни обычно были медленными и ритмичными, с большим смыслом в словах. Они также пели песни имайо - стихотворения, в которых использовались изображения природы, чтобы передать значение обстоятельств своей жизни. Эти песни обычно состояли из семи и пяти слогов. Торговыми марками их музыки были их голоса, барабан и флейта.
Шизука, обычно называемый Сидзука Годзен, был наложница и возлюбленная Минамото-но Ёсицунэ, трагического героя многих народных легенд. Возможно, она родилась в 1168 году и сама известна в народных легендах. Она и Ёсицунэ встретились и полюбили друг друга, но к тому времени, когда она забеременела, Ёсицунэ был в бегах, спасая свою жизнь. Она была схвачена и доставлена в сёгун, Минамото-но Ёритомо в Камакура, старший брат Ёсицунэ. Там она родила сына, который, согласно некоторым версиям сказок, был быстро убит своим дядей Ёритомо, но выжил в других.
В некоторых сказках Шизуку заставили исполнить танец для Ёритомо и его жены Ходзё Масако на храмовом празднике, где она спела песню, восхваляющую свою любовь Ёсицунэ. Это сильно разозлило Ёритомо, и он намеревался убить ее, но Масако умолял сохранить ей жизнь. Шизука была освобождена и попыталась последовать за Ёсицунэ, но узнала о его смерти. Она стала монахиней и умерла в 1189 году. Ее песня известна и до сих пор поется гейшами.
История и Хотоке, представленная в Хайке Моногатари, длинная и запутанная, но в основном повествует о самых знаменитый сирабьоси Гио, покоривший сердце Тайра-но Киёмори, был вытеснен более молодым и более талантливым сирабёси по имени Хотоке. Киёмори жестоко отослал Гио, что сильно ее огорчило, а Хотоке постоянно испытывал чувство вины. Год спустя Гио попросили исполнить танец для Хотоке по команде Киёмори, который на самом деле намеревался унизить ее. В ее горе и унижении Гиу, ее сестра и их мать стали монахинями, ищущими более счастливую жизнь. Несколько лет спустя Хотоке чувствовала себя слишком виноватой, и она тоже стала монахиней. Она попросила прощения у Ги, который охотно простил ее, и четыре женщины прожили остаток своих дней в молитве.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Сирабёси. |