Морские операции в кампании Дарданеллы

редактировать

Морские операции в кампании Дарданеллы
Часть кампании Галлиполи
Французский линкор «Буве» тонет . Последние моменты французского линкора Буве, 18 марта 1915 г.
Дата19 февраля - 18 марта 1915 г.
Место нахожденияДарданеллы, Османская империя
РезультатОсманская победа
Воюющие стороны
Соединенное Королевство. Франция. Российская империя Османская империя. Германская империя
Командиры и лидеры
United K Королевство Великобритании и Ирландии Саквилл Карден. United K Королевство Великобритании и Ирландии Джон де Робек. United K Королевство Великобритании и Ирландии Роджер Киз. Французская Третья республика Эмиль Гепрат Османская империя Джеват Чобанлы. Германская империя Лиман фон Сандерс
Сила
1 супер дредноут. 3 линейные крейсеры. 28 до -дредноуты. 23 крейсера. 25 разрушителей. 13 подводных лодок. 1 авианосецРазличные шахты и форты; в остальном неизвестно. 2 предварительных дредноута. Минные заградители
Потери и потери
1 линейный крейсер серьезно поврежден. 3 потопленных перед дредноутом. 3 серьезных поврежденных дредноута. 1 крейсер поврежден. 700 убитых (экипажи кораблей на 18 марта)1 минный заградитель. 40 убитых. 78 раненых (сухопутные экипажи 18 марта)

военно-морские операции в кампании Дарданеллы (17 февраля 1915 г. - 9 января 1916 г.) происходило против Османской империи во время Первой мировой войны. Корабли Королевского флота, французского Marine nationale, Императорского флота России (Российский императорский флот) и Королевского австралийского флота пытались форсировать оборону проливов Дарданеллы, узкого водного пути длиной 41 миля (66 км), соединяющего его с Мраморным морем и далее на север к Черному морю.

Кампания Дарданеллы началась как военно-морская операция, но успех османской обороны привел к тому, что союзники начали кампанию Галлиполи, попытку занять Полуостров Галлиполи с сухопутными войсками при поддержке флота, чтобы открыть морской путь в Константинополь. Союзники также пытались провести подводные лодки через Дарданеллы, чтобы атаковать османские суда в Мраморном море.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Дарданеллы
    • 1.2 Вступление Османской империи в войну
    • 1.3 Закрытие Дарданелл
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Стратегия союзников
    • 2.2 Оборона Дарданелл
    • 2.3 Османская стратегия
  • 3 Морские операции
    • 3.1 Форсирование проливов
    • 3.2 Битва 18 марта
    • 3.3 Дальнейшие военно-морские планы
    • 3.4 Подводные операции
  • 4 Военные операции
    • 4.1 Галлиполи высадки
    • 4.2 Транспортные средства
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Предпосылки

Пролив Дарданеллы

Устье пролива составляет 3,7 км в ширину с быстрым течением, выходящим из Черного моря в Эгейское море. Расстояние от мыса Хеллес до Мраморного моря составляет около 41 мили (66 км), над ним возвышаются высоты полуострова Галлиполи и более низкие холмы на азиатском берегу. Проход расширяется на 5 миль (8,0 км) до залива Эрен-Кеуи, самой широкой точки пролива на высоте 4,5 миль (7,2 км), затем сужается на 11 миль (18 км) до мыса Кефез, где протяженность водного пути составляет 1,75 мили (2,82). км) в ширину, а затем расширяется до залива Сары Сиглар. Самая узкая часть пролива находится в 14 милях (23 км) вверх по течению, от Чанака до Килид-Бара на высоте 1600 ярдов (1500 м), где канал поворачивает на север и расширяется на 4 мили (6,4 км) до мыса Нагара. Отсюда проход поворачивает на северо-восток на последние 23 мили (37 км) до Мраморного моря. Османы использовали термин «крепость», чтобы описать морскую оборону Дарданелл по обе стороны водного пути от подступов к Эгейскому морю к Чанаку. В 1914 году была укреплена только оборона от входа в проливы и в 4 милях (6,4 км) от северной оконечности залива Кефез до Чанака. До конца октября 1914 года характер обороны Дарданелл с берега моря был известен британцам и французам, но после начала военных действий получить информацию об улучшениях османских укреплений стало труднее.

Османское вступление в войну

Карта пролива Дарданеллы

В начале 20 века Османская империя имела репутацию больного человека Европы. После балканских войн 1912 и 1913 годов французы, англичане и немцы предложили финансовую помощь. В декабре 1913 года немцы направили в Константинополь военную миссию во главе с генералом Отто Лиманом фон Сандерсом. Географическое положение Османской империи означало, что Россия, Франция и Великобритания проявляли значительный интерес к османскому нейтралитету. Во время Сараевского кризиса в 1914 году немецкие дипломаты предложили Турции антироссийский союз и территориальные приобретения, когда пробританская фракция в Кабинете министров была изолирована из-за отсутствия британского посла. 30 июля 1914 года, через два дня после начала войны в Европе, османские лидеры, не подозревая, что британцы могут вступить в европейскую войну, согласились на секретный османско-германский союз против России, хотя это не требовало от них военных действий.

2 августа британцы реквизировали современные линкоры Sultân Osmân-ı Evvel и Reşadiye, которые Британские верфи строили для Османского флота, отталкивая пробританские элементы. Немецкое правительство предложило в качестве замены SMS Goeben и SMS Breslau. В преследовании Гебена и Бреслау корабли сбежали, когда османское правительство открыло им Дарданеллы, несмотря на то, что международное право требует от нейтральной стороны блокировать военное судоходство. В сентябре британская военно-морская миссия к Османской империи была отозвана, и контр-адмирал Вильгельм Сушон из Императорского германского флота принял командование османским флотом. Немецкое военно-морское присутствие и успех немецких армий дали прогерманской фракции в османском правительстве достаточно влияния, чтобы объявить войну России.

Закрытие Дарданелл

В октябре 1914 г. После инцидента 27 сентября, когда британская Дарданелльская эскадра захватила османский торпедный катер, немецкий командующий Дарданелльскими укреплениями приказал закрыть проход, что усилило впечатление, что османы настроены прогермански. Боевые действия начались 28 октября, когда османский флот, в том числе Гебен и Бреслау (под османским флагом, переименован в Явуз Султан Селим и Мидилли, но все еще командуют немецкие офицеры и укомплектованы немецкими экипажами) провел Черное море. Одесса и Севастополь подверглись бомбардировке, российский минный заградитель и канонерская лодка были потоплены. Османы отклонили требование союзников изгнать немецкие миссии и 31 октября 1914 года официально присоединились к Центральным державам. 2 ноября Россия объявила войну Турции, и на следующий день британский посол покинул Константинополь.

Британская военно-морская эскадра бомбардировала внешние оборонительные форты Дарданеллы в Кум-Кале и Седдулбахире; снаряд попал в магазин, и в результате взрыва орудия были сбиты с опор и погибли 86 солдат. 5 ноября Великобритания и Франция объявили войну Турции, а позднее в том же месяце османы объявили джихад (священную войну). Кавказская кампания, османское нападение на Россию через Кавказские горы, началось в декабре, и русские обратились за помощью к Великобритании в январе 1915 года. Месопотамская кампания началось с высадки британцев для занятия нефтяных объектов в Персидском заливе. Османы готовились атаковать Египет в начале 1915 года, чтобы занять Суэцкий канал и отрезать средиземноморский путь в Британскую Индию и на Дальний Восток.

Prelude

Стратегия союзников

Морской выход в Россию через Дарданеллы (желтым)

Фельдмаршал лорд Китченер планировал высадку морского десанта возле Александретты в Сирии в 1914 году, чтобы отделить столицу от Сирии, Палестины и Египта. Вице-адмирал сэр Ричард Пирс, главнокомандующий, Ост-Индия, приказал HMS Doris отправиться в Александретту 13 декабря 1914 года в качестве русского крейсера «Аскольд». и французский крейсер Requin выполняли аналогичные операции. Высадка на Александретту была прекращена, потому что для этого требовалось больше ресурсов, чем могла выделить Франция, и политически Франция не хотела, чтобы британцы действовали в их сфере влияния, - позиция, на которую Великобритания согласилась в 1912 году. К концу 1914 года началась статическая война на территории Западный фронт, без шансов на быструю решительную победу, и Центральные державы перекрыли сухопутные торговые пути между Великобританией, Францией и Россией. Белое море в Арктике и Охотское море на Дальнем Востоке зимой были скованы льдом, а Балтийское море было заблокировано Kaiserliche Marine (Императорский флот Германии). Османская война закрыла Дарданеллы, оставшийся путь поставок в Россию.

В ноябре 1914 года французский министр Аристид Бриан предложил атаковать Османскую империю, но эта идея была отвергнута, и попытка Британцам также не удалось откупиться от османов. 2 января 1915 г. великий князь Николай России обратился к Великобритании с просьбой о помощи против Османского Эрзурумского наступления на Кавказе, и началось планирование морской демонстрации на Кавказе. Дарданеллы в качестве отвлекающего маневра. Уинстон Черчилль, Первый лорд Адмиралтейства, предложил вторжение в Шлезвиг-Гольштейн по морю, втянув Данию в войну и возобновление пути через Балтийское море в Россию и нападение на Дарданеллы, чтобы контролировать путь снабжения Средиземного моря и Черного моря и побудить Болгарию и Румынию присоединиться к союзникам. Актуальность призыва русских и пренебрежение военной мощью Османской империи сделали кампанию на Дарданеллах возможной.

11 января 1915 года командующий британской средиземноморской эскадрой, вице-адмирал С. Х. Карден предложил план форсирования Дарданелл с использованием линкоров, подводных лодок и тральщиков. 13 февраля Британский военный совет утвердил план, и Карден получил еще линкоров до дредноута, современный линкор HMS Queen Elizabeth и линейный крейсер HMS Inf flexible. Франция предоставила эскадру в составе четырех дредноутов, а российский флот - легкий крейсер «Аскольд». В начале февраля 1915 года к военно-морским силам добавились контингенты Королевской морской пехоты и 29-я дивизия, последняя незарегистрированная регулярная дивизия, которая присоединилась к армейским корпусам Австралии и Новой Зеландии (Анзак) дивизии учатся в Египте. Пехота предназначалась для занятия Константинополя после того, как пролив был взят Антантой военно-морскими силами.

Оборона Дарданелл

В августе 1914 г. Внешняя защита представляла собой две крепости в конце полуострова Галлиполи и две на азиатском берегу. У фортов было 19 орудий, четыре с дальностью действия 9 миль (14 км), а остальные с дальностью 3,4–4,5 миль (5,5–7,2 км). Четыре полевые гаубицы были закопаны в Текке-Бурну (мыс Текке) на европейской стороне, затем в течение следующих 10 миль (16 км) оставался брешь до промежуточной обороны на мысе Кефез, с четырьмя оборонительными сооружениями на южном берегу и один на северном берегу. Крепости были построены для прикрытия минного поля, которое в августе 1914 года представляло собой линию мин через пролив от мыса Кефез до европейского побережья. Форт Дарданос был основным сооружением, имевшим два новых 6-дюймовых морских орудия, а в остальном - десять небольших скорострельных орудий со щитами. У Узких мест у Внутренней обороны были самые тяжелые орудия и несколько мобильных легких гаубиц и полевых орудий. Было построено пять фортов на европейской стороне и шесть на азиатской стороне с 72 тяжелыми и средними орудиями. Большая часть артиллерии устарела, но было пять дальнобойных 14-дюймовых (360-мм) орудий с дальностью действия 9,7 миль (15,6 км) и три 9,4-дюймовых (240-мм) орудий с дальностью действия 8,5 миль (13,7 км). Остальные орудия Внутренней обороны были в основном устаревшими и не могли стрелять дальше 5,7 миль (9,2 км).

Из 100 орудий довоенной обороны только 14 были современными орудиями дальнего действия. остальное - старомодные затворные устройства на фиксированных лафетах. Артиллеристы были плохо обучены, боеприпасов было мало, а на замену было мало перспектив. Ночное освещение состояло из прожектора на входе в проливы и одного прожектора на проливе. Форты были хорошо видны, было мало орудийных щитов и других защитных приспособлений для артиллерийских расчетов, а определение дальности, артиллерийское наблюдение и управление огнем зависело от телефонов, соединенных проводом на телефонных столбах, уязвимых для артиллерийского огня. Официальный османский историк писал:

Во время мобилизации укрепление и вооружение Дарданелл были очень неадекватными. Мало того, что большинство орудий было старого образца, с низкой скорострельностью и малой дальностью стрельбы, но и запасы боеприпасов к ним были ограничены.

— Официальная история Османской империи

Османская стратегия

Дарданеллы оборонительных сооружений в феврале и марте 1915 г., показывая минные поля, противолодочные сети и батареи главных орудий.

Немцы добились назначения генерал-лейтенанта Эриха Вебера своим советником. в Ставку Османской империи, а в конце августа 1914 года вице-адмирал Гвидо фон Узедом, несколько специалистов и 500 человек были отправлены для усиления фортов на Дарданеллах и Босфоре. В сентябре Узедом был назначен генеральным инспектором береговой обороны и мин, а вице-адмирал Йоханнес Мертен сменил Вебера в Чанаке с отрядом морской пехоты для управления современными орудиями. К середине сентября немецкие советники доложили, что орудия в «Нарроузе» отремонтированы и находятся в рабочем состоянии. К октябрю большую часть орудий в главных батареях имели немецкие расчеты, действовавшие как учебные подразделения, но способные укомплектовать орудия в аварийной ситуации. Планировалось построить больше оборонительных сооружений в Промежуточной зоне и ввести мобильные гаубицы и скорострельные снаряды, снятые со старых османских кораблей. В октябре прибыло несколько тяжелых гаубиц, но плохой уровень подготовки османских артиллеристов, устаревшее вооружение и хроническая нехватка боеприпасов, которых, как сообщил Узедом, было достаточно только для защиты от одного серьезного нападения, заставили его основать оборону пролива на минных полях.

Еще три линии мин были заложены до прибытия Узедома, и еще 145 мин были обнаружены, отремонтированы и заложены в начале ноября. Прикрытие минных полей было усилено небольшими скорострельными автоматами и еще четырьмя прожекторами. К марту 1915 года было десять мин и 12 прожекторов. Когда Османская империя начала войну 29 октября 1914 года, оборона проливов была значительно улучшена, но промежуточная оборона по-прежнему была плохо организована и не имела орудий, прожекторов и мин. 3 ноября внешние форты подверглись бомбардировке кораблями союзников, что побудило османских защитников уменьшить их обструкционизм против немецких советников. Командующий крепостью Джевад-паша позже писал, что он должен любой ценой улучшить оборону. Короткая бомбардировка оказалась необычайно успешной: два выстрела разрушили форты в Седд-эль-Бахре, взорвали магазин и сняли орудия. Османские и немецкие защитники пришли к выводу, что внешние оборонительные сооружения могут быть разрушены кораблями, стреляющими из-за пределов досягаемости османского ответа. Форты были отремонтированы, но не усилены, и основные усилия были направлены на защиту минного поля и внутренней обороны.

Морские операции

Форсирование проливов

3 ноября 1914 г. Черчилль приказал атаковать Дарданеллы после начала военных действий между Османской и Российской империями. Линейные крейсеры Средиземноморской эскадры HMS Indomitable и Indefatigable и устаревшие французские линкоры Suffren и Vérité были атакованы до официального объявление войны было сделано Великобританией против Османской империи. Атака должна была проверить оборону Османской империи, и в результате двадцатиминутной бомбардировки снаряд попал в магазин форта в Седд-эль-Бахр, в результате чего были демонтированы десять орудий и погибли 86 османских солдат. Общие потери во время атаки составили 150 человек, из которых 40 - немцы. Эффект бомбардировки предупредил османов о важности укрепления их обороны, и они начали устанавливать новые мины.

Внешняя защита лежала у входа в пролив, уязвимая для бомбардировок и рейдов, но внутренняя защита прикрывала Сужения возле Чанаккале. За пределами внутренней обороны проливы были практически незащищенными, но защита проливов зависела от десяти минных полей, из которых 370 мин было заложено около Нарроуза. 19 февраля 1915 года два эсминца были отправлены для зондирования проливов, и первый выстрел был произведен из Кумкале из 240-мм (9,4 дюйма) орудий Krupp батареи Орхание Тепе в 07:58. Линкоры HMS Cornwallis и Vengeance двинулись, чтобы поразить форты, и Корнуоллис открыл огонь в 09:51. Эффект от дальних бомбардировок считался разочаровывающим, и чтобы их вывести из строя, потребуются прямые попадания в орудия. С ограниченными боеприпасами огня с закрытых огневых позиций было недостаточно, и для стрельбы прямой наводкой корабли требовалось поставить на якорь для создания устойчивых орудийных платформ. Сообщалось о потерях османской империи: несколько человек были убиты на европейском берегу и трое мужчин в Оркани.

HMS Canopus выпустила залп из своих 305-мм орудий по османским фортам в Дарданеллах.

25 В феврале союзники снова атаковали, османы эвакуировали внешние оборонительные сооружения, и флот вошел в пролив, чтобы поразить промежуточные оборонительные сооружения. Подрывные отряды Королевской морской пехоты совершили набег на форты Седд-эль-Бахр и Кум-Кале, не встречая большого сопротивления. 1 марта четыре линкора обстреляли промежуточные оборонительные рубежи, но в разминировании минных полей продвинулось мало. Тральщики, которыми командовал начальник штаба, Роджер Киз, были небронированными траулерами, укомплектованными их гражданскими экипажами, которые не желали работать под огнем.. Сильное течение в проливах еще больше затруднило траление мин и укрепило решимость Османской империи, которая пошатнулась в начале наступления; 4 марта двадцать три морских пехотинца были убиты во время набега на внешнюю оборону.

Королеву Елизавету вызвали для атаки на внутреннюю оборону, сначала с Эгейского побережья около Габа Тепе, обстреливая полуостров, а затем и проливы. Ночью 13 марта крейсер HMS Amethyst возглавил шесть тральщиков в попытке разминировать мины. Четыре траулера были подбиты, а «Аметист» был сильно поврежден, девятнадцать кочегаров погибли от одного удара. 15 марта Адмиралтейство приняло план Кардена для еще одной атаки при дневном свете, при защите тральщиков флотом. В тот же день Карден заболел, и его заменил контр-адмирал Джон де Робек. Офицер-артиллерист отметил в своем дневнике, что де Робек уже выразил опасения по поводу подавления османских орудий с помощью морской бомбардировки и что эта точка зрения широко распространена на борту корабля.

Битва 18 марта

Событие, решившее сражение, произошло в ночь на 18 марта, когда османский минный заградитель Нусрет заложил линию мин перед минным полем Кефез, через вершину залива Эрен-Кёй., широкая бухта на азиатском берегу прямо у входа в проливы. Османы заметили, что британские корабли при отходе повернули правый борт в бухту. Новый ряд из 20 мин проходил параллельно берегу, был пришвартован на высоте 15 м (49,2 фута) на расстоянии около 100 ярдов (91 м) друг от друга. Чистая вода означала, что мины можно было увидеть сквозь воду с самолета-разведчика. Британский план на 18 марта заключался в том, чтобы заставить замолчать оборону, охранявшую первые пять минных полей, которые должны были быть расчищены в одночасье тральщиками. На следующий день оставшиеся оборонительные сооружения вокруг Нарроуз будут разбиты, а последние пять минных полей будут расчищены. Операция продолжалась, поскольку британцы и французы не знали о недавних добавлениях к османским минным полям. Линейные корабли были расположены в три шеренги, два британских и один французский, с кораблями поддержки на флангах и двумя кораблями в резерве.

Боевые позиции 18 марта . Серый фон: серьезно поврежден, красный фон: затонул
Линия AHMS Queen Elizabeth Агамемнон Лорд Нельсон Несгибаемый
French Line BGaulois Charlemagne Bouvet Suffren
Британский Линия BHMS Vengeance Irresistible Albion Ocean
Корабли поддержкиHMS Majestic Prince George Swiftsure Triumph
ReserveHMS Канопус Корнуоллис

Первая британская линия открыла огонь из залива Эрен Кёй около 11:00. Вскоре после полудня де Робек приказал французской линии пройти и приблизиться к фортам Нарроуз. Османский пожар начал сказываться на Гаулуа, Сюффрене, Агамемноне и Негибком. Хотя морской огонь не уничтожил османские батареи, ему удалось временно уменьшить их огонь. К 13:25 османская оборона была в основном молчаливой, поэтому де Робек решил отвести французскую линию и выдвинуть вторую британскую линию, а также Swiftsure и Majestic.

Союзным войскам не удалось должным образом провести разведку местности. и подмети его на предмет мин. Воздушная разведка с самолетов с гидросамолетов HMS Ark Royal обнаружила несколько мин 16 и 17 марта, но не смогла обнаружить линию мин, установленных Нусретом в заливе Эрен Кёй. В день атаки гражданские траулеры, ищущие мин перед линией «А», обнаружили и уничтожили три мины в районе, который считался чистым, прежде чем траулеры ушли под огнем. Эта информация не была передана де Робеку. В 13:54 «Буве», сделав поворот на правый борт, в залив Эрен Кёй, подорвался на мине, перевернулся и затонул в течение нескольких минут, в результате чего погибли 639 членов экипажа, и только 48 выживших были спасены. Сначала казалось, что корабль попал в магазин, и де Робек подумал, что корабль подорвался на плавучей мине или был торпедирован.

HMS Irresistible брошенным и тонущим.

Британцы продолжили наступление. с атакой. Около 16:00 «Непогибкий» начал отход и подорвался на мине рядом с местом, где затонул Буве, тридцать членов экипажа погибли, а корабль взял на себя 1600 длинных тонн (1600 т) воды. Линейный крейсер остался на плаву, в конце концов был выброшен на берег на острове Бозджаада (Тенедос ) и временно отремонтирован с помощью перегородки. Следующим был заминирован «Непреодолимый», и когда он начал дрейфовать, команду сняли. Де Робек сказал Ocean взять Irresistible на буксире, но вода была сочтена слишком мелкой для подхода. В 18:05 Ocean подорвалась на мине, которая заклинила рулевой механизм, оставив корабль по течению. Заброшенные линкоры все еще плавали, когда британцы отступили, но когда эсминец под командованием коммодора Роджера Киза вернулся, чтобы буксировать или потопить суда, их не удалось найти, несмотря на 4-часовой поиск.

В 1934 году Киз писал, что

страх перед их огнем был на самом деле решающим фактором судьбы дня. В течение пяти часов изнашиваемые [эсминцы] и лодки-пикетчики совершенно спокойно и без каких-либо потерь испытали на себе гораздо более интенсивный огонь, чем встречались подметальными машинами... последних не удалось заставить встретиться с ним и пролететь впереди корабли в линии «B»... У меня было почти неизгладимое впечатление, что мы были в присутствии побитого врага. Я думал, что его избили в 14:00. Я знал, что его избили в 4 часа дня, а в полночь с еще большей ясностью знал, что его избили абсолютно; и нам оставалось только организовать надлежащий отряд и разработать средства борьбы с дрейфующими минами, чтобы пожинать плоды наших усилий.

— Киз

Османы потопили три линкора, потеряв 118 человек, и серьезно повредили три других. и нанесли семьсот потерь британо-французскому флоту. Британцы, в частности Черчилль, призывали продолжить атаку с моря, и 20 марта Де Робек сообщил, что реорганизует свои тральщики. Черчилль ответил, что он отправляет четыре корабля на замену; За исключением «Несгибаемого», корабли были расходным материалом. Неправильно, что боекомплект орудий был низким: они могли отразить еще две атаки. Экипажи затонувших линкоров заменили гражданских на траулерах-тральщиках и с гораздо большей готовностью продолжали метать под огнем. Посол США в Константинополе Генри Моргентау сообщил, что Константинополь ожидал нападения, и что османы чувствовали, что смогут продержаться только несколько часов, если нападение возобновится 19 марта. Кроме того, он думал, что Турция сама может распасться как государство после падения столицы.

Основные минные поля в узких проходах, глубиной более десяти слоев, все еще не были повреждены и защищены небольшими береговыми орудиями, которых не видели любые действия 18 марта. Эти и другие оборонительные сооружения дальше в проливе еще не исчерпали свои боеприпасы и ресурсы. Не предполагалось, что еще один толчок флота приведет к переходу к Мраморному морю. Черчилль предвидел потери и считал их необходимой тактической ценой. В июне 1915 года он обсуждал кампанию с военным корреспондентом Эллис Эшмид-Бартлетт, который вернулся в Лондон, чтобы доставить отчеты без цензуры. Эшмид-Бартлетт был возмущен потерей кораблей и жизнями, но Черчилль ответил, что корабли были расходным материалом. Чтобы оценить потери в перспективе, флот заказал шестьсот новых кораблей в период, когда адмирал Фишер был Первым морским лордом, что примерно соответствует продолжительности кампании Дарданеллы.

Сэр Роджер Киз, вице-адмирал Де Робек, сэр Ян Гамильтон, генерал Брейтуэйт.

Де Робек написал 18 марта:

После потери такого количества кораблей завтра утром меня наверняка вытеснят.

Флот потерял больше кораблей, чем потерпел Королевский флот со времени Трафальгарская битва ; 23 марта де Робек телеграфировал в Адмиралтейство о необходимости сухопутных войск. Позже он сказал комиссии Дарданеллы, расследующей кампанию, что его основной причиной, по которой он передумал, было беспокойство о том, что может случиться в случае успеха, что флот может оказаться в Константинополе или в Мраморном море. сражаться с противником, который не просто сдался, как предполагалось в плане, без каких-либо войск для обеспечения захваченной территории. После провала военно-морского штурма идея о том, что сухопутные войска могут продвинуться в обход фортов Дарданелл и захватить Константинополь, получила поддержку в качестве альтернативы, и 25 апреля началась кампания в Галлиполи.

Дальнейшие военно-морские планы

После провала сухопутной кампании до мая Де Робек предположил, что было бы желательно снова предпринять попытку морской атаки. Черчилль поддержал эту идею, по крайней мере, в том, что касается возобновления попыток разминирования, но против этого выступили Фишер и другие члены Адмиралтейского совета. Помимо трудностей на Дарданеллах, они были обеспокоены перспективой того, что больше кораблей, возможно, придется отвлечь от Великого флота в Северном море. Это разногласие способствовало окончательной отставке Фишера, за которой последовала необходимость для Асквита искать партнеров по коалиции для поддержки своего правительства и, как следствие, отставки Черчилля. Дальнейшие морские атаки были отложены.

Киз оставался твердым сторонником военно-морских действий и 23 сентября представил де Робеку новое предложение пройти через Дарданеллы. Де Робеку этот план не понравился, но он передал его в Адмиралтейство. Риск для кораблей увеличился с марта из-за присутствия немецких подводных лодок в Средиземном и Мраморном море, где британские корабли будут атаковать цели, если план удастся. Сила траления союзников была лучше оснащена, а некоторые корабли имели сети или противоминные бамперы, которые, как надеялись, улучшили их шансы против мин. Османская империя восстановила сухопутные коммуникации с Германией после падения Сербии, и требования к англо-французским военно-морским силам о дополнительных кораблях для поддержки попытки должны были быть добавлены к обязательствам кораблей для наземной кампании и операций в Салониках, пытающихся поддержать Сербию.. Китченер сделал предложение занять перешеек Булаира, используя сорок тысяч человек, чтобы британские корабли, работающие в Мраморном море, могли доставляться по суше из залива Ксерос. Адмиралтейство считало, что еще одна морская атака не может быть осуществлена ​​без поддержки сухопутных войск, атакующих форты Дарданеллы, что было сочтено непрактичным из-за нехватки войск. Китченер посетил этот район, чтобы осмотреть позиции и поговорить с соответствующими командирами, прежде чем доложить об отходе. Военный комитет, стоявший перед выбором: либо новая неопределенная кампания для выхода из тупика, либо полный вывод войск, 23 ноября рекомендовал вывести все войска.

Британский кабинет в целом был менее склонен бросать кампании из-за политических последствий неудачи и разрушительных последствий для России. Де Робек был временно заменен адмиралом Росслином Вемиссом в ноябре 1915 г. по причине плохого состояния здоровья. В отличие от Де Робека, Уэмисс был сторонником дальнейших действий и значительно более оптимистично оценивал шансы на успех. В то время как де Робек оценил потери в 12 линкоров, Wemyss считал вероятным потерять не более трех. Было высказано предположение, что ликвидация обязательства в Салониках, где задействованным войскам никогда не удавалось помочь Сербии и мало сражалась, могла обеспечить подкрепление, но это было наложено вето французами. Wemyss продолжил кампанию, повышающую шансы на успех. Он присутствовал, когда де Робек принял командование от Кардена и был более старшим, но командовал базой в Мудрос, тогда как де Робек был с флотом. Черчилль предпочел де Робека. 7 декабря Кабинет министров решил прекратить кампанию.

Действия подводных лодок

Османский линкор «Месдие».

Британские подводные атаки начались в 1914 году, еще до того, как началась сама кампания. 13 декабря подводная лодка HMS B11 (лейтенант-командир Норман Холбрук ) вошла в пролив, уклонившись от пяти мин и торпедировав османский линкор Месдие, построенное в 1874 году, которое стояло на якоре как плавучий форт в заливе Сари Сиглар, к югу от Чанаккале. Mesûdiye опрокинулся за десять минут, захватив большую часть экипажа из 673 человек. Находясь на мелководье, корпус судна оставался над поверхностью, поэтому большинство людей были спасены, проделав отверстия в корпусе, но 37 человек погибли. Затопление стало триумфом для Королевского флота. Холбрук был награжден Крестом Виктории - первым вьетконговцем Королевского флота войны - и все двенадцать других членов экипажа получили награды. В сочетании с морской бомбардировкой внешних укреплений 3 ноября этот успех побудил британцев продолжить кампанию.

Первая французская подводная операция также предшествовала началу кампании; 15 января 1915 года французская подводная лодка Сапфир прошла через пролив Нэрроуз, миновав десять минных линий, и села на мель у мыса Нагара. По разным данным, она была либо заминирована, либо потоплена артиллерийским огнем, либо затоплена, в результате чего четырнадцать членов экипажа погибли и тринадцать военнопленных. 17 апреля британская подводная лодка HMS E15 попыталась пройти пролив, но, нырнув слишком глубоко, попала в течение и села на мель возле мыса Кепез, южной оконечности залива Сары-Сыглар, под обстрелами батарея Дарданос. Семеро членов экипажа погибли, остальные попали в плен. Выброшенная на берег E15 была ценным призом для османов, и британцы сделали все возможное, чтобы отказать им в этом, и сумели потопить ее после многочисленных попыток.

Австралийская подводная лодка AE2

Первой подводной лодкой, прошедшей пролив, была австралийская HMAS AE2 (лейтенант-командир Генри Стокер ), прорвавшееся в ночь с 24 на 25 апреля. Высадка армии у мыса Хеллес и бухты Анзак началась на рассвете 25 апреля. Хотя AE2 потопила один османский эсминец, считавшийся крейсером, подводной лодке помешали неисправные торпеды в нескольких других атаках. 29 апреля в бухте Артаки близ Пандермы был замечен и сбит османский торпедный катер Sultanhisar и был замечен AE2. Бросив корабль, команда попала в плен.

Второй подводной лодке через пролив повезло больше, чем AE2. 27 апреля HMS E14 (лейтенант-командир Эдвард Бойл ) вошел в Мраморное море и совершил трехнедельный боевой вылет, который был одним из самых успешных действий союзников. в походе. Количество и стоимость затонувшего корабля были относительно небольшими, но влияние на османские коммуникации и моральный дух было значительным. По возвращении Бойл был немедленно награжден Крестом Виктории. Бойль и E14 совершили несколько туров по Мраморному морю. Его третий тур начался 21 июля, когда он миновал пролив, несмотря на то, что турки установили противолодочную сеть возле Нарроуза. HMS E11 (лейтенант-командир Мартин Нэсмит ) также курсировал по Мраморному морю, и Нэсмит был награжден VC и повышен до командующего за свои достижения. E11 потопила или вывела из строя одиннадцать судов, в том числе три 24 мая в порту Родосто на фракийском берегу. 8 августа, во время более позднего рейса по Мармаре, E11 торпедировал Барбарос Хайреддин.

Экипаж HMS Grampus приветствовал E11 после успешной операции.

Несколько вылетов по сносу были выполнены людьми или десантами. с подводных лодок. 8 сентября старший лейтенант Х. В. Лион из HMS E2 выплыл на берег около Кючюкчекмедже (Фракия), чтобы взорвать железнодорожный мост. Мост был разрушен, но Лион не вернулся. Также были предприняты попытки нарушить работу железных дорог, идущих близко к воде вдоль залива Измит, на азиатском берегу моря. В ночь на 20 августа лейтенант Д'Ойли Хьюз с E11 выплыл на берег и взорвал участок железной дороги. 17 июля HMS E7 обстрелял железнодорожную ветку, а затем повредил два поезда, которые были вынуждены остановиться.

Французские попытки войти в Мраморное море продолжались. После успеха AE2 и E14 французская подводная лодка Joule предприняла попытку перехода 1 мая, но подорвалась на мине и была потеряна всеми руками. Очередную попытку предпринял Мариотт. е 27 июля. Мариотт попал в противолодочную сеть, от которой ускользнул E14, и был вынужден подняться на поверхность. После обстрела с береговых батарей Мариотт был затоплен. 4 сентября та же сеть поймала E7, когда она начала новый тур.

Первой французской подводной лодкой, вошедшей в Мраморное море, была Turquoise, но она была вынуждена повернуть назад и 30 октября, возвращаясь через пролив, сел на мель под крепостью и был взят в плен. Экипаж из двадцати пяти человек был взят в плен, и были обнаружены документы, описывающие операции союзников, включая встречу с HMS E20, назначенную на 6 ноября. Место встречи выдержал немецкий U-катер UB-14, который торпедировал и потопил E20, убив всех, кроме девяти членов экипажа. Бирюза была спасена и включена (но не введена в эксплуатацию ) в составе Османского флота, названа в честь стрелка, который заставил французского командующего сдаться.

Кампания подводных лодок союзников в море Мармара была одним из значительных успехов кампании в Галлиполи, вынудив османов отказаться от нее как транспортного пути. В период с апреля по декабрь 1915 года девять британских и четыре французских подводных лодки потопили один линкор, один эсминец, пять канонерских лодок, одиннадцать транспортов, сорок четыре корабля снабжения и 148 парусных судов. из восьми подводных лодок союзников, затопленных в проливе или в Мраморном море.

Военные действия

Высадка в Галлиполи

Карта высадки прикрытия с линкоров ( красный) и эсминцы (оранжевый) в бухте Анзак, 25 апреля 1915 г.

(Генерал сэр Ян Гамильтон ) был создан 12 марта примерно 70 000 человек. На конференции 22 марта, через четыре дня после неудачной попытки флота, было решено использовать пехоту, чтобы захватить полуостров Галлиполи и захватить форты, расчистив путь для военно-морского флота для выхода в Мраморное море. Подготовка к высадке заняла месяц, и у османских защитников было достаточно времени для подкрепления. Британские планировщики недооценили османов и ожидали, что вторжение закончится быстро. Первоначальная высадка была произведена в Габа Тепе австралийским и новозеландским армейским корпусом (Анзак). Приземление закончилось неудачей, и войска сошли на берег слишком далеко на север в месте, ныне известном как бухта Анзак. В обоих случаях прикрытие сошло на берег с военных кораблей, за исключением V Beach в Хеллесе, где SS River Clyde использовался как импровизированный десантный корабль для 2000 человек. При высадке в бухте Анзак первая волна сошла на берег с лодок трех линкоров класса «грозный», HMS London, Prince of Wales и Королева. Вторая волна вышла на берег из семи эсминцев. Поддержку оказали HMS Triumph, Majestic и крейсер HMS Bacchante, а также авианосец Ark Royal и воздушный змей - воздушный шар корабль, HMS Manica, с которого был тянущийся аэростат для обнаружения артиллерийских орудий.

Пляжи высадки на мысе Хеллес

Высадка на мысе Геллес 29-й дивизии была распределена по пяти пляжам, причем основные из них будучи пляжами V и W на оконечности полуострова. В то время как высадка в Анзаке была запланирована как неожиданность без предварительной бомбардировки, высадка на Хеллес была произведена после того, как военные корабли обстреляли пляжи и форты. Высадка на пляже S внутри пролива была произведена с линкора Cornwallis и практически не встретила сопротивления. Отряд W Beach прибыл с крейсера HMS Euryalus и линкора HMS Implacable, который также нес войска, направлявшиеся к X Beach. Крейсер HMS Dublin и линкор Goliath поддержали высадку на X-Бич, а также небольшую высадку на север на побережье Эгейского моря в Y Beach, позже заброшенную.

Флот должен был поддержать высадку, используя морские орудия вместо полевой артиллерии, которой не хватало. За некоторыми впечатляющими исключениями, действия морских орудий по наземным целям были недостаточными, особенно против укрепленных позиций. Орудия не имели возвышения и поэтому стреляли по плоской траектории, что в сочетании с изначально нестабильной платформой орудия приводило к снижению точности. Орудия линкоров действительно оказались эффективными против открытых линий войск. 27 апреля, во время первой контрнаступления османов на Анзак, османский 57-й пехотный полк атаковал вниз по морскому склону в пределах видимости королевы Елизаветы, выпустив залп из шестнадцати снарядов пятнадцать дюймов (380 мм), остановив атаку. 28 апреля возле старой пристани Y Beach королева Елизавета заметила группу из примерно сотни турок. Один 15-дюймовый осколочный снаряд, содержащий 13000 осколочных пуль, был выпущен с близкого расстояния и убил всю группу.

Последние моменты HMS Majestic, торпедированного U-21 27 мая.

27 апреля наблюдатель на воздушном воздушном шаре заметил османское транспортное судно, движущееся недалеко от Нарроуза. Королева Елизавета, дислоцированная у Габа-Тепе, обстреляла полуостров на расстоянии более десяти миль (8,7 морских миль ; 16 км ) и потопила транспорт. с третьего выстрела. Большую часть кампании османы перебрасывали войска по железной дороге, хотя другие поставки продолжали доставляться на кораблях по Мраморному морю и Дарданеллам. При Хеллесе, который изначально был главным полем битвы, в результате серии дорогостоящих сражений удалось лишь отойти от линии фронта ближе к Критии. Военно-морской флот продолжал оказывать поддержку посредством бомбардировок, но в мае линкор «Голиаф» был потоплен османским торпедным катером Муавенет-и Милли в Морто-Бэй 12 мая и U- 21 торпедировал и затопил «Триумф» у Анзака 25 мая и «Маджестик» у берегов W. как только пришло известие о гибели Голиафа. Вместо линкоров поддержку морской артиллерии обеспечивали крейсеры, эсминцы и специально построенные мониторы, предназначенные для береговой бомбардировки. Как только военно-морской флот стал опасаться угрозы подводных лодок, потери прекратились. За исключением продолжающейся активности подводных лодок союзников в Дарданеллах и Мраморном море, единственной значительной морской потерей после мая стал эсминец типа типа Laforey HMS Louis, который сел на мель Suvla во время шторма 31 октября потерпел крушение. Разрушение вышедшего на мель корабля было ускорено огнем Османской империи.

Транспортные средства

Другим важным аспектом военно-морских операций союзников была транспортировка тысяч солдат в Дарданеллы и обратно через Средиземное море. Основную угрозу представляли атаки немецких и австро-венгерских подводных лодок и мин. Самой большой потерей во время Дарданелльской кампании стало затопление HMT Royal Edward 13 августа 1915 года. Корабль отправился из Александрии, Египет, в Галлиполи с 1367 офицерами и солдатами на борту и был торпедирован SM UB -14 около Додеканеса, погибло 935 человек.

См. Также
Примечания
Ссылки
Библиография
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы по теме Военно-морские операции в Дарданелльской кампании.
Последняя правка сделана 2021-05-31 12:51:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте