Марциан Minneus Felix Capella (фл. С. 410-420) был латинский прозаиком из поздней античности, один из самых ранних разработчиков системы из семи свободных искусств, которые структурированы раннее средневековье образования.
Его сингл энциклопедический труд, De nuptiis Philologiae и др Mercurii ( «О браке Филологии и Меркурия»), также называемый De Septem disciplinis ( «На семи дисциплинах»), представляет собой сложный дидактическая аллегория написана в смеси прозы и продуманно аллюзивный стих.
Мартиан часто представляет философские взгляды, основанные на неоплатонизме, философской школе Платона, основанной Плотином и его последователями. Подобно своему современнику Макробию, который также написал крупный труд по классической римской религии, Мартиан никогда напрямую не указывает свою религиозную принадлежность. Большая часть его работ происходит в форме диалога, и взгляды собеседников могут не отражать точку зрения автора.
Согласно Кассиодору, Марсиан был уроженцем Мадауры - бывшего города Апулея - в римской провинции Африка (ныне Сук Ахрас, Алжир ). Судя по всему, он работал юристом в Римском Карфагене.
Марциан был активным в течение 5 - ого столетия, сочиняя после мешка Рима по Алариха I в 410, которую он упоминает, но, видимо, до завоевания Северной Африки по вандалам в 429.
Еще в середине VI века профессор риторики Securus Memor Felix получил этот текст в Риме за свою личную подписку в конце Книги I (или Книги II во многих рукописях), где он работал с " самые коррумпированные экземпляры ». Герард Воссий ошибочно принял это за то, что Марсиан сам был активен в VI веке, что породило давнее заблуждение относительно датировки Мартиана.
Его именем назван лунный кратер Капелла.
Этот единственный энциклопедический труд De nuptiis Philologiae et Mercurii («О браке филологии и Меркурия»), иногда называемый De septem disclinis («О семи дисциплинах») или Satyricon, представляет собой сложную дидактическую аллегорию, написанную на смеси прозы. и тщательно аллюзивный стих, а прозиметр в порядке из мениппова сатира из Варрона. Стиль многословен и запутан, наполнен метафорами и причудливыми выражениями. Книга имела большое значение в определении стандартной формулы академического обучения от христианизированной Римской империи V века до эпохи Возрождения XII века. Эта формула включала средневековую любовь к аллегориям (в частности, персонификациям) как средству представления знаний и построение этого обучения вокруг семи гуманитарных наук.
Книга, охватывающая в форме резюме узкую классическую культуру его времени, была посвящена его сыну. Его основная история в первых двух книгах повествует об ухаживании и свадьбе Меркурия (разумного или прибыльного преследования), которому отказали Мудрость, Гадание и Душа, с девой Филологией (обучением, или, точнее говоря, любовью к письму и учебе).), ставший бессмертным под защитой богов, муз, кардинальных добродетелей и милостей. Название относится к аллегорическому союзу интеллектуально выгодного стремления (Меркурий) к обучению посредством искусства письма (Филология).
Среди свадебных подарков семь служанок, которые будут служить филологам: это семь свободных искусств: грамматика (старуха с ножом для исправления грамматических ошибок у детей), диалектика, риторика (высокая женщина в платье, украшенном фигурами речи. и вооружены таким образом, чтобы нанести вред противникам), геометрии, арифметике, астрономии и (музыкальной) гармонии. По мере того, как вводится каждое искусство, она излагает принципы науки, которую она представляет, тем самым обеспечивая краткое изложение семи гуманитарных наук. На празднике присутствовали два других искусства, архитектура и медицина, но, поскольку они заботятся о земных вещах, они должны были хранить молчание в компании небесных божеств.
Каждая книга представляет собой реферат или сборник произведений более ранних авторов. Обращение с субъектами принадлежит традиции, восходящей к Disciplinae Варрона, даже к временным намёкам Варрона на архитектуру и медицину, которые во времена Марсиана Капеллы были искусством механики, материалом для умных рабов, но не для сенаторов. Классическая римская учебная программа, которая должна была перейти - в основном через книгу Мартиана Капеллы - в раннесредневековый период, была видоизменена, но почти не претерпела революционных изменений в христианстве. Отрывки стиха, в целом правильные и построенные в классическом стиле, подражают Варрону.
Навуфеем представление «S гео-гелиоцентрическая астрономической модели Марциан Капеллы (1573) Реторика, иллюстрация Герардо ди Джованни дель Фора (15 век)В восьмой книге описана модифицированная геоцентрическая астрономическая модель, в которой Земля покоится в центре Вселенной и окружена Луной, Солнцем, тремя планетами и звездами, а Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца. Этот взгляд был удостоен похвалы Коперника в книге I его De Revolutionibus orbium coelestium.
Марсиана Капеллу лучше всего можно понять с точки зрения репутации его книги. Работа читалась, преподавалась и комментировалась на протяжении всего раннего средневековья и формировала европейское образование в период раннего средневековья и эпохи Каролингов.
Еще в конце V века другой африканец, Фульгентий, написал произведение по его образцу. Заметка, найденная в многочисленных рукописях, написанная неким Securus Memor Felix, намеревавшимся выпустить издание, указывает на то, что примерно к 534 году сложный и запутанный текст De nuptiis уже был безнадежно испорчен переписчиками. (Майкл Уинтерботтом предполагает, что работа Securus Memor может быть основой текста, найденного во «впечатляющем количестве дошедших до нас книг», написанных в девятом веке.) Другой писатель шестого века, Григорий Турский, свидетельствует, что он фактически превратился в школу. руководство по эксплуатации. В своем исследовании 1959 года К. Леонарди каталогизировал 241 существующую рукопись Денуптиса, что свидетельствует о его популярности в средние века. Его обильно комментировали: Иоанн Скот Эригена, Хадоард, Александр Некхэм и Ремигиус Осерский. В XI веке немецкий монах Ноткер Лабео перевел первые две книги на древневерхненемецкий язык. Марсиан продолжал играть важную роль передатчика древнего обучения до появления новой системы обучения, основанной на схоластическом аристотелизме. Еще в тринадцатом веке Марсиан считался действенным основателем изучения астрономии.
Современные интерпретаторы меньше интересуются идеями Мартиана, «за исключением того света, который его работа проливает на то, что люди в другие времена и в других местах знали или считали важным знать об artes liberales ». К. С. Льюис в «Аллегории любви» утверждает, что «Вселенная, породившая пчелу, орхидею и жирафа, не породила ничего более странного, чем Марсиан Капелла».
В первое издание из Де nuptiis, под редакцией Франциск Виталис Bodianus, была напечатана в Виченце в 1499 работа это сравнительно поздно дата в печати, а также скромное количество поздних изданий, является маркером ползуна в его популярности, сохранить как начальный учебный курс по гуманитарным наукам. В течение многих лет стандартным изданием этой работы был А. Дик (Teubner, 1925), но Дж. Уиллис выпустил новое издание для Teubner в 1983 г.
Современное введение, посвященное математическим искусствам, - это Martianus Capella and the Seven Liberal Arts, Vol. 1: Quadrivium из Марциана Capella: латинские традиции в математических науках, 50 г. до н.э. 1250. Второй том этой работы представляет собой английский перевод De nuptiis.
Герберманн, Чарльз, изд. (1913). "Марсианская капелла" . Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона..