Иоанн Скот Эриугена

редактировать
средневековый ирландский философ

Иоанн Скот Эриугена
Йоханнес Скоттус Эриугена.jpg Эриугена, изображенная в Honorius Augustodunensis 'Clavis Physicae (XII век)
Родилсяок. 800. Ирландия
Умерок. 877 (возраст ок. 62). вероятно Западная Франция или Королевство Уэссекс
Другие именаЙоханнес Скоттус Эриугена, Йоханнес Скотус Эригена, Йоханнес Скоттигена
ЭпохаСредневековая философия
РегионЗападная философия
Школа Неоплатонизм. Августинизм
Основные интересыСвободная воля, логика, метафизика
Известные идеиЧетыре подразделения природы
Влияния
Под влиянием

Иоанн Скот Эриугена или Иоганн Скот Эригена (c.800 - ок. 877) был ирландским теологом, неоплатоником философом и поэтом. Ему удалось Алкуина Йоркского (735–804) на посту главы Дворцовой школы в Аахене.

. Он написал ряд работ, но сегодня он наиболее известен тем, что написал «Подразделение природы», который был назван «последним достижением» античной философии, труда, который «синтезирует философские достижения пятнадцати веков». Он также переводил и комментировал работы Псевдо-Дионисия, и был одним из немногих западноевропейских философов своего времени, знавших греческий язык, изучая византийский Афины.. Традиция, которая в основном считается ложной, гласит, что ученики Малмсбери зарезали его ручками.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Жизнь
  • 3 Работы
    • 3.1 Перевод Псевдо-Дионисия
    • 3.2 Перифизион
  • 4 Влияние
  • 5 Шутка
  • 6 Наследие
  • 7 Работы
    • 7.1 Переводы
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Имя

Согласно Хорхе Луису Борхесу, двойное имя Джона по имени может быть истолковано как означающее «ирландский ирландец». Форма «Эриугена» используется Иоанном Скотом для описания себя в одной рукописи. Это означает «рожденная в Ирландии (Эриу)». «Скоттус» в Средневековье было латинским термином для «ирландского или гэльского », поэтому его имя переводится как «Джон, ирландский Гаэль».. «Скотти» - это имя, которое римляне называли ирландцем. Написание «Скотти» имеет авторитет в ранних рукописях, возможно, до 11 века. Иногда в рукописях его также называют «Скоттигена» («уроженец Ирландии»).

Его не следует путать с более поздним философом Джон Дунс Скот.

Жизнь

Иоганн Скот Эриугена был ирландцем, получившим образование в Ирландии. Он переехал во Францию ​​(около 845 г.)) и принял Дворцовую школу по приглашению каролингов короля Карла Лысого. Он сменил Алкуина Йоркского (735–804) на посту главы Дворцовая школа. Репутация этой школы, являвшейся частью Каролингского Возрождения, кажется, сильно возросла под руководством Эриугены, и король снисходительно относился к самому философу. школьный учитель, а не философ, Эриугена была известным греческим ученым - навыком, который, хотя и редко в то время в Западной Европе, использовался в учащихся. Нинские традиции ранней и средневековой Ирландии, о чем свидетельствует использование греческого письма в средневековых ирландских рукописях. Он оставался во Франции не менее тридцати лет, и почти наверняка именно в этот период он написал свои различные произведения.

Последняя часть его жизни неясна. Есть история, что в 882 году он был приглашен в Оксфорд Альфредом Великим, проработал там много лет, стал аббатом в Малмсбери и получил ножевое ранение в смерть его учениками с их щупами. Следует ли понимать это буквально или образно, не ясно, и некоторые ученые считают, что это может относиться к каким-то другим Йоханнесу. Уильям Тернер говорит, что эта традиция не находит подтверждения в современных документах и, возможно, возникла из-за некоторой путаницы. имен со стороны более поздних историков.

Он, вероятно, никогда не покидал Францию, и датой его смерти обычно считается 877 год. Из имеющихся свидетельств невозможно определить, был ли он священнослужитель или мирянин ; общие условия того времени позволяют предположить, что он был священником и, возможно, монахом.

Работы

Его работа в значительной степени основана на Августине Гиппопотаме, Псевдо-Дионисий, Максим Исповедник и каппадокийские отцы, и явно неоплатоник. Он возродил трансценденталистскую точку зрения неоплатонизма с его подходом «ступенчатой ​​иерархии». Вернувшись к Платону, он возродил дебаты номиналистов - реалистов. Его любимыми авторами были отцы-греки, особенно Григорий Богослов и Василий Великий. Из латинян наиболее высоко ценил Августина. Они влияли на свободу, а не на ограничение богословских спекуляций. Эту свободу он примирил со своим уважением к учительному авторитету Церкви, как он ее понимал.

Первым из сочинений, написанных Эриугеной в этот период, был трактат о Евхаристии, который не сохранился. В нем он, по-видимому, выдвинул доктрину, согласно которой Евхаристия была просто символической или памятной, - мнение, за которое Беренгар Турский был впоследствии осужден и осужден. Говорят, что в качестве аскезы Беренгария заставили публично сжечь трактат Эриугены. Однако, насколько мы можем узнать, Эриугена считалась ортодоксальной и несколько лет спустя была выбрана Хинкмаром, архиепископом Реймса, чтобы защищать доктрину свободы воли. против крайнего предопределения монаха Готтшалька (Gotteschalchus). Многие в церкви выступали против позиции Готшалка, потому что она отрицала изначальную ценность добрых дел. Трактат De divina praedestinatione, составленный для этого случая, был сохранен, и, вероятно, именно из-за его содержания ортодоксальность Эриугены стала подозрительной.

Эриугена обсуждает вопрос о предопределении исключительно на умозрительных основаниях и начинает со смелого утверждения, что философия и религия в основе своей - одно и то же. Еще более значительным является его обращение с авторитетом и разумом. Эриугена представила искусное доказательство того, что предопределение может быть только к добру, потому что все люди призваны стать святыми. Работа была подвергнута резкой критике со стороны Дрепаниуса Флора, каноника Лиона, и Пруденция, и осуждена двумя соборами: Валенсией в 855 г. и Лангре в 859 г. на прежнем совете его аргументы были описаны как Pultes Scotorum («ирландская каша») и commentum diaboli («изобретение дьявола»).

Считается, что Эриугена был сторонником apocatastasis или всеобщее примирение, которое утверждает, что вселенная в конечном итоге будет восстановлена ​​под властью Бога (см. также Христианский универсализм ).

Перевод Псевдо-Дионисия

В какой-то момент веков до Эриугены ходила легенда, что Сен-Дени, первый епископ Парижа и покровитель важного аббатства Сен-Дени, был тем же человеком, что и как Дионисий Ареопагит, упомянутый в Деяниях 17.34, так и Псевдо-Дионисий Ареопагит, чьи труды еще не были распространены на Западе в девятый век. Соответственно, в 820-х годах послы византийского императора ко двору Людовика Благочестивого подарили Людовику греческий манускрипт дионисийского корпуса, который немедленно был передан аббатству Сен-Дени на попечение аббата Хильдуин. Хильдуин приступил к руководству переводом Дионисийского корпуса с греческого на латынь, основываясь на этой единственной рукописи.

Вскоре, вероятно, в середине девятого века Эриугена сделала второй латинский перевод Дионисийского корпуса, и много позже написал комментарий к «Небесной иерархии». Это составляет первую важную латинскую рецепцию Ареопагита. Непонятно, почему Эриугена сделала новый перевод так скоро после перевода Хильдуина. Часто высказывались предположения, что перевод Хилдуина был неполным; хотя это возможно, это был исправный перевод. Другая возможность состоит в том, что творческая энергия Эриугены и его склонность к греческим богословским предметам побудили его сделать новый перевод.

Следующей работой Эриугены был латинский перевод Дионисия Ареопагита, сделанный по просьбе Карла Лысого. Перевод писаний Ареопагита вряд ли изменил уже сложившееся мнение об ортодоксальности Эриугены. Папа Николай I был оскорблен тем, что произведение не было представлено на одобрение до того, как оно было передано миру, и приказал Карлу отправить Эриугену в Рим или, по крайней мере, исключить его из своего двора. Однако нет никаких доказательств того, что этот приказ был выполнен.

По просьбе византийского императора Михаила III (ок. 858 г.) Эриугена предприняла некоторые перевод на латинский произведений Псевдо-Дионисия и добавлены его собственные комментарии. Этим переводом он был первым после Августина, кто ввел идеи неоплатонизма с греческого языка в западноевропейскую интеллектуальную традицию, где они должны были оказать сильное влияние на христианское богословие.

Он также перевел Григорий Нисский De hominis opificio и Maximus Confessor Ambigua ad Iohannem.

Periphyseon

Великий труд Эриугены, De Divisione naturae (О делении природы), или Перифизеон, состоит из пяти книг. Форма изложения - диалог ; метод рассуждения - силлогизм. Природа (Natura по-латыни или physis по-гречески) - это название наиболее всеобъемлющего из всех единств, которое содержит в себе наиболее первичное разделение всех вещей, то, что есть (бытие), и то, что не (небытие). 240>

Латинское название относится к этим четырем разделам природы: (1) то, что творит, а не творит; (2) то, что создано и творит; (3) то, что создано и не создает; (4) то, что не создано и не творит. Первый - это Бог как основа или источник всего сущего; второй, Платонические идеи или формы; третье, явления, материальный мир; и последнее - это Бог как конечная цель или цель всех вещей, и то, в чем мир сотворенных вещей в конечном итоге возвращается.

«Сотворение» мира на самом деле есть теофания, или проявление Сущность Бога в сотворенных вещах. Подобно тому, как Он открывает Себя разуму и душе в более высокой интеллектуальной и духовной истине, так Он открывает Себя чувствам в созданном мире вокруг нас. Следовательно, творение - это процесс раскрытия Божественной Природы.

Разделение природы было названо последним достижением античной философии, работой, которая «синтезирует философские достижения пятнадцати веков». Он представлен, как и книга Алкуина, как диалог между Учителем и учеником. Эриугена предвосхищает Фому Аквинского, который сказал, что нельзя знать что-то и верить одновременно. Эриугена объясняет, что разум необходим, чтобы понять и истолковать откровение. «Власть - это источник знания, но разум человечества - это норма, по которой оценивается вся власть».

Это было осуждено советом в Сен Гонорием III (1225), за то, что он появился, чтобы продвигать идентичность Бога и творения, и Григорием XIII в 1585 году. Согласно Максу Бернхарду Вайнштейну, Эриугена выступала от имени чего-то вроде панентеистическое определение природы, хотя сам Эриугена отрицал, что он был пантеистом. Он утверждал, что для того, чтобы вернуться к Богу, он должен сначала уйти от Него.

Влияние

Работа Эриугены отличается свободой его предположений и смелостью, с которой он работает его логическая или диалектическая система мироздания. Он действительно отмечает этап перехода от более старой платонической философии к более поздней схоластике. Для него философия не на службе богословия. Его утверждение о том, что философия и религия в основе своей являются одним и тем же, почти дословно повторяют многие поздние схоластические авторы, но его значение зависит от выбора того или иного термина идентичности в качестве основного или основного. Для Эриугены философия или разум прежде всего примитивны; авторитет или религия вторичны, производны.

влияние Эриугены было больше на мистиков, чем на логиков, но он был ответственен за возрождение философской мысли, которая оставалась в значительной степени бездействующей в Западной Европе после смерть Боэция.

В целом, можно удивиться, что даже в семнадцатом веке пантеизм не одержал полной победы над теизмом; поскольку самые оригинальные, лучшие и наиболее подробные европейские изложения его (ни одно из них, конечно, не выдержит сравнения с Упанишадами Вед ), все выявились именно на этом период, а именно через Бруно, Мальбранш, Спинозу и Скот Эриген. После того, как Скот Эриген был утерян и забыт на многие столетия, его снова обнаружили в Оксфорде, а в 1681 году, то есть через четыре года после смерти Спинозы, его работа впервые увидела свет в печати. Это, кажется, доказывает, что проницательность отдельных людей не может дать о себе знать, пока дух эпохи не созрел для того, чтобы принять ее. С другой стороны, в наши дни (1851 г.) пантеизм, хотя и представленный только в эклектичном и запутанном возрождении его Шеллинга, стал доминирующим образом мышления ученых и даже образованных людей. Причина в том, что Кант предшествовал ему своим ниспровержением теистического догматизма и расчистил ему путь, благодаря чему дух эпохи был готов к нему, как вспаханное поле. готов к семени.

Schopenhauer, Parerga and Paralipomen, Vol. I, «Очерк истории доктрины идеального и реального».

Лешек Колаковский, польский ученый-марксист, упомянул Эриугену как одного из главных факторов, оказавших влияние на диалектическую форму Гегеля и, следовательно, Маркса.. В частности, он назвал De Divisione Naturae прототипом «Феноменологии духа» Гегеля.

Шутка

Юмористический анекдот Уильяма Малмсберийского иллюстрирует как характер Эриугены, так и положение, которое он занимал во Франции. суд. Король спросил: Quid distat inter sottum et Scottum? (Что отличает пьяницу от ирландца?), - ответила Эриугена, Tabula tantum (Только таблица).

Современные ученые не считают Вильгельма Малмсберийского надежным источником информации о Иоанне Скоте Эриугене. Например, его сообщения о том, что Эриугена похоронена в Малмсбери, подвергаются сомнению со стороны ученых, которые говорят, что Уильям перепутал Джона Эриугену с другим монахом по имени Джон. Отчет Уильяма о том, как умерла Эриугена, убитая ручками его учеников, также кажется легендой. «Кажется очевидным, что это произошло из-за путаницы с другим Джоном и что способ смерти Джона заимствован из Деяний св. Кассиана Имолинского. Праздник: (в Малмсбери), 28 января» <. 240>

Наследие

Скот на банкноте в 5 фунтов

Он дает свое имя школе Джона Скотта в Дублине. Иоанн Скот также фигурировал в записке серии B £5, использовавшейся с 1976 по 1992 год.

Бертран Рассел назвал его «самым удивительным человеком девятого века». Стэнфордская энциклопедия философии заявляет, что он «является наиболее значительным ирландским интеллектуалом раннего монашеского периода. Его общепризнано как выдающихся философов (с точки зрения оригинальности) эпоха Каролингов и весь период латинской философии от Боэция до Ансельма ".

Работы

Переводы

  • Иоганниса Скотти Эриугены Перифизеон: ( De Divisione naturae), 3 тома, под редакцией И. П. Шелдона-Уильямса, (Дублин: Дублинский институт перспективных исследований, 1968–1981) [латинский и английский текст Книг 1–3 De Divisione naturae]
  • Periphyseon (The Division of Nature), тр. И. П. Шелдон-Уильямс и Дж. Дж. О'Мира, (Монреаль: Беллармин, 1987) [Латинский текст опубликован в Э. Жоно, изд., CCCM 161–165.]
  • Голос орла. Сердце кельтского христианства: Проповедь Иоанна Скота Эриугены о прологе Евангелия от Иоанна, переведенная и представленная Кристофером Бэмфордом, (Хадсон, Нью-Йорк : Линдисфарн; Эдинбург: Флорис, 1990) [перепечатано Грейт Баррингтон, Массачусетс: Линдисфарн, 2000] [перевод Homilia в прологуме Sancti Evangelii secundum Joannem]
  • Иоаннис Скотти Эриугена Перифизеон (De Divisione naturae), под редакцией Э. ; переведенный на английский язык Джоном Дж. О'Мирой и И.П. Шелдон-Уильямс, (Дублин: Школа кельтских исследований, Дублинский институт перспективных исследований, 1995 г.) [латинский и английский текст книги 4 De Divisione naturae]
  • Glossae divinae Historiae: библейские толкования Джона Скотта Эриугена, под редакцией Джона Дж. Контрени и Падрайга П. Ó Нейла, (Firenze: SISMEL Edizioni del Galluzzo, 1997)
  • Трактат о божественном предопределении, переведенный Мэри Бреннан, (Нотр-Дам, IN: Университет Нотр Dame Press, 1998) [перевод De divina praedestinatione liber.]
  • Учебник мистического богословия тринадцатого века в Парижском университете: мистическое богословие Дионисия Ареопагита в латинском переводе Эриугены с переводом Scholia Анастасия Библиотекаря и Отрывки из Перифизона Эриугены, переведенные и представленные Л. Майклом Харрингтоном, Средневековые тексты и переводы Далласа 4, (Париж; Дадли, Массачусетс, 2004)
  • Пол Рорем, Комментарий Эриугены к Дионисийская Небесная Иерархия, ( Торонто: Папский институт средневековых исследований, 2005). [Латинский текст опубликован в Expositiones in Ierarchiam coelestem Iohannis Scoti Eriugenae, ed J. Barbet, CCCM 31, (1975).]

См. Также

Примечания

Ссылки

Источники

Дополнительная литература

  • Жено, Эдуард (1979), «Жан Скотт Эриген и ле Грек», Бюллетень Канжа: Архив латинских медий Эви, Лейден: EJ Brill, MCMLXXVII – III. Том XLI. [Это говорит о том, что Эриугена не совсем хорошо знала греческий язык.]
  • Пол Рорем. «Ранний латинский Дионисий: Эриугена и Хью Святого Виктора». Современное богословие 24: 4, (2008).
  • Джон Макиннис. «Гармония всего сущего: музыка, душа и космос в произведениях Джона Скотта Эриугены». Доктор философии, Университет штата Флорида, 2014.

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Иоанн Скот Эриугена.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Иоанном Скотом Эриугена
Последняя правка сделана 2021-05-25 14:21:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте