Макара ( санскрит : मकर) - легендарное морское существо в индуистской мифологии. В индуистской астрологии Макара эквивалентен знаку Зодиака Козерог.
Макара появляется как вахана ( колесница ) речной богини Ганги, Нармады и морского бога Варуны. Макара считаются хранителями ворот и порогов, защищая тронные залы, а также входы в храмы; это наиболее часто повторяющееся существо в иконографии индуистских и буддийских храмов, а также часто появляется как горгулья или как носик, прикрепленный к естественному источнику. Серьги в форме макары, называемые макаракундалами, иногда носят индуистские боги, например, Шива, Разрушитель или бог-хранитель Вишну, бог Солнца Сурья и Богиня-Мать Чанди. Макара также является символом бога любви Камадевы, у которого нет посвященных храмов, и он также известен как Макарадхваджа, «тот, на чьем флаге изображена макара».
Макара - это санскритское слово, которое означает «морское животное, крокодил». Это происхождение слова на хинди, обозначающего крокодил, मगर ( магар), которое, в свою очередь, было заимствовано на английском языке как имя крокодила-грабителя, самого распространенного крокодила в Индии.
Йозеф Фридрих Коль Вюрцбург университета и несколько немецких ученых утверждают, что Макара основан на Dugong вместо, основанный на его чтение джайнского текста из Sūryaprajñapti. Река дельфин Южной Азии, возможно, также внесли свой вклад в образ Макара. По- тибетски это называется «чу-шрин», а также означает гибридное существо.
Обычно он изображается как наполовину наземное животное в передней части (олень, олень или слон) и наполовину водное животное в задней части (обычно это рыба, тюлень или змея, хотя иногда павлин или даже цветочный хвост. изображен). Хотя макара может принимать множество различных форм в индуистской культуре, в современном мире его форма всегда связана с болотным крокодилом или водным монитором.
По словам искусствоведа, Джон Бордман, живописания Макара и Китайский дракон, возможно, под влиянием Kētos в греческой мифологии, возможно, после контакта с шелком дорожных изображений Kētos.
В древних сингальских произведениях искусства Макара состоит из частей тела шести или семи животных, таких как хобот слона, челюсти крокодила, уши мыши или обезьяны, выступающие зубы диких свиней, хвост павлина и лапы. от льва.
В ведические времена, когда Индра был богом небес, Варуна (ведический бог воды) стал богом морей и скакал на макаре, которую называли «водным чудовищем-колесницей».
Керамический кувшин с зелено-синей глазурью цвета селадона, отформованный в виде рыбы-дракона МакараСерьги Вишну изображены в виде Макары; но макаракундала также может украшать уши Шивы. Его современное применение - украшения в виде браслетов в полой серебряной посуде, инкрустированной драгоценностями для глаз и ушей, которые дарят невесте на свадьбу. Некоторые традиционные учетные записи также связывают Makara с Water Monitor, поскольку оба имеют части тела (например, челюсти, мясо и т. Д.), Которые, как утверждается, обладают свойствами афродизиака.
Макара обычно изображался наполовину млекопитающим и наполовину рыбой. Во многих храмах изображение выполнено в виде полурыбы или тюленя с головой слона. Он также показан в абстрактной, химерной форме с головой и челюстями крокодила, хоботом слона с чешуей рыбы и хвостом павлина. Лакшми, сидящая на лотосе, также представляет собой изображение, в котором она вытаскивает язык макары в форме слона, предназначенное для проецирования образа Лакшми как богини процветания, богатства и благополучия. Он представляет собой необходимое состояние хаоса перед появлением нового состояния порядка.
Макара также является эмблемой Камадевы, бога любви и желаний. Камадева также известен как «Макара-Кету», что означает «наличие макары в качестве эмблемы». Это десятый знак Зодиака, на санскрите называемый раши, который эквивалентен зодиакальному знаку Козерога ( символ козы ).
Со II века до нашей эры Макара, кажется, был символом Прадьюмны, сына Васудевы Кришны. Один из эпитетов Прадьюмны в литературе, например, в Харивамсе 99, - «Макарадхваджа», что означает «тот, чье знамя или знамя - крокодил». Столпная капитель с изображением крокодила Макара, найденная в Беснагаре возле колонны Гелиодора, посвященной Васудеве, также приписывается Прадьюмне. В Махабхарате также Макара ассоциируется с сыном Кришны и Камадевой, Богом Любви, что предполагает их идентичность.
В индуистской иконографии Макара представлена как вахана (« колесница ») Ганги, речной богини. Ряд макара может проходить вдоль стены индуистского храма, действовать как поручень лестницы или образовывать арку над дверным проемом.
Ведущий архитектор и строитель индуистских храмов Ганапати Стхапати описывает Макару как мифическое животное с телом рыбы, хоботом слона, ногами льва, глазами обезьяны, ушами свиньи и хвостом павлина. Дается более сжатое объяснение: «Древний мифологический символ, гибридное существо образовано из ряда животных, которые в совокупности обладают характером крокодила. У него нижняя челюсть крокодила, морда или хобот слона, клыки и уши кабана, метательные глаза обезьяны, чешуя и гибкое тело рыбы и вьющиеся хвостовые перья павлина ».
Традиционно макара считается водным мифическим существом. Макара обычно изображался наполовину млекопитающим и наполовину рыбой. Некоторые традиционные источники отождествляют его с крокодилом, особенно с грабителем, из-за его этимологических корней. Он изображен с передними конечностями слона и задними конечностями в виде рыбьего хвоста. Крокодил был также формой, которая использовалась в более ранние дни, которая изображалась с человеческим телом.
Ряд Макара в основании храма Хойсалесвара, Халебиду, КарнатакаВо многих храмах изображение выполнено в виде полурыбы или тюленя с головой слона. Он также изображен с головой и челюстями, напоминающими крокодила, хоботом слона с рыбьей чешуей и хвостом павлина. Другие источники отождествляют его с гангским дельфином, имеющим поразительное сходство с последним, в настоящее время находящимся в основном в Гангском дельфинарии Викрамшила. Другие изображают его как тело рыбы с головой слона. Традиция отождествляет макару с водой, источником всего сущего и плодородия.
В индуистском храме, то Макар часто служит в качестве структурных форзацев одного thoranam или арки вокруг божеств. Арка поднимается из пасти одного макара, поднимается на свою вершину, Киртимукха («Лик Славы»), и спускается в зияющие пасти другого Макара. Варуна также изображается в виде белого человека, сидящего на чудовищной макаре. Как морское чудовище, оно также изображено с головой и ногами антилопы, а также телом и хвостом рыбы. Изготовленная из железа макара изображает чудовище в виде наполовину оленя и наполовину рыбы. Эти элементы по-разному соединяются, образуя одну из наиболее часто повторяющихся тем в индийской храмовой иконографии. В индийском искусстве макара находит выражение в виде множества мотивов и изображается в разных стилях. Цифры Макара размещается на точках входа ( Toranas ) несколько буддийских памятников, в том числе ступы в Санчи, объект всемирного наследия. Он охраняет входы на королевские троны (см. Распределение ниже).
Макара Торанам над дверью храма Гарбхагриха Хойсалесвара, Халебиду. На обоих концах арки изображены две макары.В эпохе средневековья в Южной Индии, Макар был показан в качестве пятой стадии развития, символизируется в виде головы слона и тела с искусно слоеным хвостом рыбы. Большинство мифов поддерживают этот символизм этого этапа эволюции жизни. (Обратите внимание на макару в пятом ряду анимистической резьбы на стене храма справа.)
В храмах древней Java отличается с применением калы -makara как оба декоративных и символических элементов храмовой архитектуры. Кала - это гигантская голова, часто встречающаяся на вершине входа, при этом макары проецируются по обеим сторонам головы калы, образуя портал или выступая в верхнем углу в качестве антефиксов. Тема кала-макара также присутствует на перилах лестниц с обеих сторон. В верхней части лестницы устье головы кала выступает из макары вниз. Сложная резьба по камню в виде двух макар, обрамляющих нижний уровень лестницы, тела которых образуют перила лестницы. Подобные украшения лестниц можно наблюдать в храмах Боробудур и Прамбанан. Хоботы Макары часто описывают как обращение с золотыми украшениями или извергающимися драгоценностями, в то время как в его пасти часто проецируются фигурки гномов или животных, таких как львы или попугаи.
Макары также являются характерным мотивом религиозной кхмерской архитектуры региона Ангкор в Камбодже, который был столицей Кхмерской империи. Макары обычно являются частью декоративной резьбы на перемычке, барабанной перепонке или стене. Макары обычно изображаются с другим символическим животным, таким как лев, нага или змея, выходящим из его широко раскрытой пасти. Макара - центральный мотив дизайна в красивых перемычках храмов группы Ролуос : Преа Ко, Баконг и Лолей. В Бантей-Срей на углах многих зданий были установлены резные изображения макар, извергающих других монстров.
В искусстве Новой Непала это изображение широко используется. В неварской архитектуре это изображение; «как страж ворот, изображение макары появляется на изогнутых зубцах обширной скрещенной ваджры, которая охватывает четыре врата двухмерной мандалы. В трехмерной мандале эта скрещенная ваджра поддерживает всю структуру дворца мандалы. символизирующий неподвижную устойчивость ваджрной земли, на которой он стоит ».
Макара - это сингальский термин для обозначения дракона, важной фигуры в сингальской буддийской культуре Шри-Ланки. Он изображен на торанах храмовой архитектуры и на престижных объектах, например, в кастанах.
Макара широко используется в буддийской архитектуре Шри-Ланки, часто изображается на торанах. С древних времен, восточники считают, что Макара является одним из водянистых существ и даже с предварительной эпохи области буддийского искусства, Макар был изображен как в работе литературы и резьбы по камню. Макара занял особое место в сингальской буддийской культуре - особое место, не отведенное буддийским произведениям искусства других стран.
Makaragala (дракон балюстрада) другой вид резьбы по камню, которые изображают Макар (дракон). Эти произведения искусства украшали вход в буддийские ступы, храмы и деревья Бо. Есть два балюстрады у главного входа Lankatilaka Вихарая в Канди и их иногда называют Gajasinha балюстрады из - за формы Макара там.
Muragala (guardstone) дал самое высокое место для Макара. Над вырезанной там головой привратника можно увидеть фигуры Макара.
Флаг Карава Макара из Шри-Ланки с головой слона / рыбы и хвостом павлина.Сингальские буддийские художники считали Макара символом процветания и самодостаточности, поэтому они без колебаний изобразили знак Макара на входной арке ворот в религиозные места, такие как храм, ступа или боди. Прекрасными примерами вышеизложенного являются Храм Зуба Зуба и Храм Ланкатилака в Канди. Примеры арочных ворот с макарой над изображением Будды можно увидеть в Риди ихарайе и в пещерном храме Дамбулла.
Фигура Макара была вырезана на ручке храма ключ Гадаладения храма, построенного в 1344 году в Diggala в Канди районе.
Макара также используется как символ клана по Каравасе и Karaiyars из Шри - Ланки, которые оба имеют сходное происхождение и коллективно известной как Kurukulam. По крайней мере, с 14 века нашей эры они использовали флаги Макара в своих церемониях. Названия клана, такие как Адитья и Варунакуласуриян, использовались ими, чтобы указать на их связь с древним индуистским богом Варуной.
В тибетском буддийском формате он произошел от индийской формы макара. Однако в некоторых отношениях он отличается, например, «отображение передних лап льва, гривы лошади, жабр и усиков рыбы и рогов оленя или дракона. в виде сложного спиралевидного цветочного узора, известного как дизайн хвоста макара (санскрит макаракету) ".
В тибетской иконографии он изображен в Ваджраяне как оружие силы и упорства. В Vajrayan оружие, которое есть Макар символика: топор, железный крюк, изогнутый нож, ваджр и ритуальный кинжал, во всех из которых тема «появление лезвия из открытого устья Макара».
Макара извергает львиноподобное существо на углу перемычки одной из башен), окружающей центральную пирамиду в Баконге, Ролуос, Камбоджа.Его символическое представление в виде Макара головы на угле храмовых крыш как вода элемент, который также функционирует в качестве «дождевой воды носика или горгульи ». Это также видно как струи воды из источника. Художественная резьба по камню выполнена в виде пары идентичных макар, окруженных двумя Нагами (змеиными богами), вместе с короной Гаруды, которая называется лицом киртимукха. Такие изображения также встречаются у входа в деревянные дверные проемы в качестве верхней арки, а также как торана за изображениями Будды.
Каменные изваяния мифологического Макара и его древнего места в иконографии индуизма и буддизма широко распространены по всей Южной и Юго-Восточной Азии. Ниже приведены примеры из десяти стран:
Столпная столица Каушамби Макара, II век до н.э.
Макара в храме Нанпая, Баган, Бирма
Макара на перемычке от храма Самбор Прей Кук, Кампонг Том Сити, Камбоджа
Макара из династии Северная Ци (550-577 гг. Н. Э.), Китай
Макара и Киртимуха защищают портал храма Ченнакесава в Белуре, Индия
Украшение лестницы Макара из храма Бубра, Центральная Ява, Индонезия
Скульптуры Макара в храме Канди Каласан, Индонезия
Наги, выходящие из пасти Макара в Ват Татпхун, Вьентьян, Лаос
Макара из 7-го века нашей эры в Национальном музее Куала-Лумпур, Малайзия
Хити манга в водном саду Баладжу. Почти все каменные краны в Непале изображают эту макару.
Хити Манга в Бхактапуре, Непал
Макара с нагами, Ват Сутхат, Бангкок, Таиланд
Бог Чам Нага выходит из устья Макары в Национальном музее истории Вьетнама.
Макара пандол над изображением Будды в пещерном храме Дамбулла, Шри-Ланка.
Квадратная чаша для посуды Сасасима, дизайн макара. Период Эдо, 19 век
Одно из ребер ваджры, ступа Ашок, Патан, Непал