Макара

редактировать
Для использования в других целях, см Макара (значения). Скульптура Макара в Джайнском музее, Кхаджурахо Макара как вахана ( колесница ) богини Ганги

Макара ( санскрит : मकर) - легендарное морское существо в индуистской мифологии. В индуистской астрологии Макара эквивалентен знаку Зодиака Козерог.

Макара появляется как вахана ( колесница ) речной богини Ганги, Нармады и морского бога Варуны. Макара считаются хранителями ворот и порогов, защищая тронные залы, а также входы в храмы; это наиболее часто повторяющееся существо в иконографии индуистских и буддийских храмов, а также часто появляется как горгулья или как носик, прикрепленный к естественному источнику. Серьги в форме макары, называемые макаракундалами, иногда носят индуистские боги, например, Шива, Разрушитель или бог-хранитель Вишну, бог Солнца Сурья и Богиня-Мать Чанди. Макара также является символом бога любви Камадевы, у которого нет посвященных храмов, и он также известен как Макарадхваджа, «тот, на чьем флаге изображена макара».

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 Физические особенности макары
  • 3 Иконография
    • 3.1 Иконография ведической эпохи
    • 3.2 Иконография Средних царств - Прадьюма Макарадхваджа
    • 3.3 Поздняя индуистская иконография
      • 3.3.1 Универсальные частые случаи
      • 3.3.2 Средневековая южноиндийская иконография
      • 3.3.3 Индонезийская иконография
      • 3.3.4 Кхмерская иконография
      • 3.3.5 Непальская иконография
      • 3.3.6 Шри-Ланкийская иконография
      • 3.3.7 Тибетская буддийская иконография
  • 4 Распространение иконографии
  • 5 В популярной культуре
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Этимология
Крокодилоподобный Макара как средство передвижения Варуны.

Макара - это санскритское слово, которое означает «морское животное, крокодил». Это происхождение слова на хинди, обозначающего крокодил, मगर ( магар), которое, в свою очередь, было заимствовано на английском языке как имя крокодила-грабителя, самого распространенного крокодила в Индии.

Йозеф Фридрих Коль Вюрцбург университета и несколько немецких ученых утверждают, что Макара основан на Dugong вместо, основанный на его чтение джайнского текста из Sūryaprajñapti. Река дельфин Южной Азии, возможно, также внесли свой вклад в образ Макара. По- тибетски это называется «чу-шрин», а также означает гибридное существо.

Физические особенности макары

Обычно он изображается как наполовину наземное животное в передней части (олень, олень или слон) и наполовину водное животное в задней части (обычно это рыба, тюлень или змея, хотя иногда павлин или даже цветочный хвост. изображен). Хотя макара может принимать множество различных форм в индуистской культуре, в современном мире его форма всегда связана с болотным крокодилом или водным монитором.

По словам искусствоведа, Джон Бордман, живописания Макара и Китайский дракон, возможно, под влиянием Kētos в греческой мифологии, возможно, после контакта с шелком дорожных изображений Kētos.

В древних сингальских произведениях искусства Макара состоит из частей тела шести или семи животных, таких как хобот слона, челюсти крокодила, уши мыши или обезьяны, выступающие зубы диких свиней, хвост павлина и лапы. от льва.

Иконография

Иконография ведической эпохи

В ведические времена, когда Индра был богом небес, Варуна (ведический бог воды) стал богом морей и скакал на макаре, которую называли «водным чудовищем-колесницей».

Керамический кувшин с зелено-синей глазурью цвета селадона, отформованный в виде рыбы-дракона Макара

Серьги Вишну изображены в виде Макары; но макаракундала также может украшать уши Шивы. Его современное применение - украшения в виде браслетов в полой серебряной посуде, инкрустированной драгоценностями для глаз и ушей, которые дарят невесте на свадьбу. Некоторые традиционные учетные записи также связывают Makara с Water Monitor, поскольку оба имеют части тела (например, челюсти, мясо и т. Д.), Которые, как утверждается, обладают свойствами афродизиака.

Макара обычно изображался наполовину млекопитающим и наполовину рыбой. Во многих храмах изображение выполнено в виде полурыбы или тюленя с головой слона. Он также показан в абстрактной, химерной форме с головой и челюстями крокодила, хоботом слона с чешуей рыбы и хвостом павлина. Лакшми, сидящая на лотосе, также представляет собой изображение, в котором она вытаскивает язык макары в форме слона, предназначенное для проецирования образа Лакшми как богини процветания, богатства и благополучия. Он представляет собой необходимое состояние хаоса перед появлением нового состояния порядка.

Макара также является эмблемой Камадевы, бога любви и желаний. Камадева также известен как «Макара-Кету», что означает «наличие макары в качестве эмблемы». Это десятый знак Зодиака, на санскрите называемый раши, который эквивалентен зодиакальному знаку Козерога ( символ козы ).

Иконография средних царств - Прадьюма Макарадхваджа

Смотрите также: Средние королевства Индии Макара, как один находится на столб капитала на месте столба Гелиодора, связан с Прадьюмны. 2 век до н. Э. Музей Гвалиора.

Со II века до нашей эры Макара, кажется, был символом Прадьюмны, сына Васудевы Кришны. Один из эпитетов Прадьюмны в литературе, например, в Харивамсе 99, - «Макарадхваджа», что означает «тот, чье знамя или знамя - крокодил». Столпная капитель с изображением крокодила Макара, найденная в Беснагаре возле колонны Гелиодора, посвященной Васудеве, также приписывается Прадьюмне. В Махабхарате также Макара ассоциируется с сыном Кришны и Камадевой, Богом Любви, что предполагает их идентичность.

Поздняя индуистская иконография

Смотрите также: иконография индуистского храма

Универсальные частые случаи

Ряд Макара в основании храма Хойсалесвара, Халебиду, Карнатака. Обратите внимание на Макара, стоящего вертикально в углу.

В индуистской иконографии Макара представлена ​​как ваханаколесница ») Ганги, речной богини. Ряд макара может проходить вдоль стены индуистского храма, действовать как поручень лестницы или образовывать арку над дверным проемом.

Ведущий архитектор и строитель индуистских храмов Ганапати Стхапати описывает Макару как мифическое животное с телом рыбы, хоботом слона, ногами льва, глазами обезьяны, ушами свиньи и хвостом павлина. Дается более сжатое объяснение: «Древний мифологический символ, гибридное существо образовано из ряда животных, которые в совокупности обладают характером крокодила. У него нижняя челюсть крокодила, морда или хобот слона, клыки и уши кабана, метательные глаза обезьяны, чешуя и гибкое тело рыбы и вьющиеся хвостовые перья павлина ».

Традиционно макара считается водным мифическим существом. Макара обычно изображался наполовину млекопитающим и наполовину рыбой. Некоторые традиционные источники отождествляют его с крокодилом, особенно с грабителем, из-за его этимологических корней. Он изображен с передними конечностями слона и задними конечностями в виде рыбьего хвоста. Крокодил был также формой, которая использовалась в более ранние дни, которая изображалась с человеческим телом.

Ряд Макара в основании храма Хойсалесвара, Халебиду, Карнатака

Во многих храмах изображение выполнено в виде полурыбы или тюленя с головой слона. Он также изображен с головой и челюстями, напоминающими крокодила, хоботом слона с рыбьей чешуей и хвостом павлина. Другие источники отождествляют его с гангским дельфином, имеющим поразительное сходство с последним, в настоящее время находящимся в основном в Гангском дельфинарии Викрамшила. Другие изображают его как тело рыбы с головой слона. Традиция отождествляет макару с водой, источником всего сущего и плодородия.

В индуистском храме, то Макар часто служит в качестве структурных форзацев одного thoranam или арки вокруг божеств. Арка поднимается из пасти одного макара, поднимается на свою вершину, Киртимукха («Лик Славы»), и спускается в зияющие пасти другого Макара. Варуна также изображается в виде белого человека, сидящего на чудовищной макаре. Как морское чудовище, оно также изображено с головой и ногами антилопы, а также телом и хвостом рыбы. Изготовленная из железа макара изображает чудовище в виде наполовину оленя и наполовину рыбы. Эти элементы по-разному соединяются, образуя одну из наиболее часто повторяющихся тем в индийской храмовой иконографии. В индийском искусстве макара находит выражение в виде множества мотивов и изображается в разных стилях. Цифры Макара размещается на точках входа ( Toranas ) несколько буддийских памятников, в том числе ступы в Санчи, объект всемирного наследия. Он охраняет входы на королевские троны (см. Распределение ниже).

Макара Торанам над дверью храма Гарбхагриха Хойсалесвара, Халебиду. На обоих концах арки изображены две макары.

Средневековая южноиндийская иконография

В эпохе средневековья в Южной Индии, Макар был показан в качестве пятой стадии развития, символизируется в виде головы слона и тела с искусно слоеным хвостом рыбы. Большинство мифов поддерживают этот символизм этого этапа эволюции жизни. (Обратите внимание на макару в пятом ряду анимистической резьбы на стене храма справа.)

Индонезийская иконография

В храмах древней Java отличается с применением калы -makara как оба декоративных и символических элементов храмовой архитектуры. Кала - это гигантская голова, часто встречающаяся на вершине входа, при этом макары проецируются по обеим сторонам головы калы, образуя портал или выступая в верхнем углу в качестве антефиксов. Тема кала-макара также присутствует на перилах лестниц с обеих сторон. В верхней части лестницы устье головы кала выступает из макары вниз. Сложная резьба по камню в виде двух макар, обрамляющих нижний уровень лестницы, тела которых образуют перила лестницы. Подобные украшения лестниц можно наблюдать в храмах Боробудур и Прамбанан. Хоботы Макары часто описывают как обращение с золотыми украшениями или извергающимися драгоценностями, в то время как в его пасти часто проецируются фигурки гномов или животных, таких как львы или попугаи.

Кхмерская иконография

Макары также являются характерным мотивом религиозной кхмерской архитектуры региона Ангкор в Камбодже, который был столицей Кхмерской империи. Макары обычно являются частью декоративной резьбы на перемычке, барабанной перепонке или стене. Макары обычно изображаются с другим символическим животным, таким как лев, нага или змея, выходящим из его широко раскрытой пасти. Макара - центральный мотив дизайна в красивых перемычках храмов группы Ролуос : Преа Ко, Баконг и Лолей. В Бантей-Срей на углах многих зданий были установлены резные изображения макар, извергающих других монстров.

Непальская иконография

В искусстве Новой Непала это изображение широко используется. В неварской архитектуре это изображение; «как страж ворот, изображение макары появляется на изогнутых зубцах обширной скрещенной ваджры, которая охватывает четыре врата двухмерной мандалы. В трехмерной мандале эта скрещенная ваджра поддерживает всю структуру дворца мандалы. символизирующий неподвижную устойчивость ваджрной земли, на которой он стоит ».

Шри-ланкийская иконография

Балюстрада дракона у входа в Джая Шри Маха Бодхи в Анурадхапуре, Шри-Ланка

Макара - это сингальский термин для обозначения дракона, важной фигуры в сингальской буддийской культуре Шри-Ланки. Он изображен на торанах храмовой архитектуры и на престижных объектах, например, в кастанах.

Макара широко используется в буддийской архитектуре Шри-Ланки, часто изображается на торанах. С древних времен, восточники считают, что Макара является одним из водянистых существ и даже с предварительной эпохи области буддийского искусства, Макар был изображен как в работе литературы и резьбы по камню. Макара занял особое место в сингальской буддийской культуре - особое место, не отведенное буддийским произведениям искусства других стран.

Makaragala (дракон балюстрада) другой вид резьбы по камню, которые изображают Макар (дракон). Эти произведения искусства украшали вход в буддийские ступы, храмы и деревья Бо. Есть два балюстрады у главного входа Lankatilaka Вихарая в Канди и их иногда называют Gajasinha балюстрады из - за формы Макара там.

Muragala (guardstone) дал самое высокое место для Макара. Над вырезанной там головой привратника можно увидеть фигуры Макара.

Флаг Карава Макара из Шри-Ланки с головой слона / рыбы и хвостом павлина.

Сингальские буддийские художники считали Макара символом процветания и самодостаточности, поэтому они без колебаний изобразили знак Макара на входной арке ворот в религиозные места, такие как храм, ступа или боди. Прекрасными примерами вышеизложенного являются Храм Зуба Зуба и Храм Ланкатилака в Канди. Примеры арочных ворот с макарой над изображением Будды можно увидеть в Риди ихарайе и в пещерном храме Дамбулла.

Фигура Макара была вырезана на ручке храма ключ Гадаладения храма, построенного в 1344 году в Diggala в Канди районе.

Макара также используется как символ клана по Каравасе и Karaiyars из Шри - Ланки, которые оба имеют сходное происхождение и коллективно известной как Kurukulam. По крайней мере, с 14 века нашей эры они использовали флаги Макара в своих церемониях. Названия клана, такие как Адитья и Варунакуласуриян, использовались ими, чтобы указать на их связь с древним индуистским богом Варуной.

Тибетская буддийская иконография

В тибетском буддийском формате он произошел от индийской формы макара. Однако в некоторых отношениях он отличается, например, «отображение передних лап льва, гривы лошади, жабр и усиков рыбы и рогов оленя или дракона. в виде сложного спиралевидного цветочного узора, известного как дизайн хвоста макара (санскрит макаракету) ".

В тибетской иконографии он изображен в Ваджраяне как оружие силы и упорства. В Vajrayan оружие, которое есть Макар символика: топор, железный крюк, изогнутый нож, ваджр и ритуальный кинжал, во всех из которых тема «появление лезвия из открытого устья Макара».

Макара извергает львиноподобное существо на углу перемычки одной из башен), окружающей центральную пирамиду в Баконге, Ролуос, Камбоджа.

Его символическое представление в виде Макара головы на угле храмовых крыш как вода элемент, который также функционирует в качестве «дождевой воды носика или горгульи ». Это также видно как струи воды из источника. Художественная резьба по камню выполнена в виде пары идентичных макар, окруженных двумя Нагами (змеиными богами), вместе с короной Гаруды, которая называется лицом киртимукха. Такие изображения также встречаются у входа в деревянные дверные проемы в качестве верхней арки, а также как торана за изображениями Будды.

Распространение иконографии

Каменные изваяния мифологического Макара и его древнего места в иконографии индуизма и буддизма широко распространены по всей Южной и Юго-Восточной Азии. Ниже приведены примеры из десяти стран:

В популярной культуре
  • В веб-комиксе Homestuck из MS Paint Adventures Гамзи Макара - тролль, который также сильно ассоциируется со знаком Козерога.
Смотрите также
использованная литература
  • Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN   0-500-51088-1 ) Анны Даллапиккола
  • Иллюстрированная книга знаков и символов Миранды Брюс-Митфорд
Библиография
  • Перера, ADTA (сентябрь – октябрь 1975 г.). «Макара - создано из мотыги (ගල් කටුවෙන් පණ ගැන්වූ මකරා)». Религиозные новости (ශාසන ප්‍රවෘත්ති) (на сингальском). Коломбо 7: Отделение религий Департамента культуры. 5 (1-2): 6-7.CS1 maint: location ( ссылка )
  • Шокман, Деррик (12 апреля 2003 г.). "Куста раджа гала". Ежедневные новости. Проверено 18 марта 2012 года.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-01 03:32:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте