Кхмерская архитектура (Кхмерский : ស្ថាបត្យកម្ម ខ្មែរ), также известная как Ангкорская архитектура - это созданная архитектура кхмеры во время Ангкор периода Кхмерской империи примерно со второй половины 8-го века нашей эры до первой половины 15-го века эры.
архитектура индийских храмов, высеченных в скалах, в частности скульптуры, широко были приняты в Южной Индии и индианизированы архитектура камбоджийских, аннамских (кхмерских) и яванских храмов (Великой Индии ). В любом исследовании ангкорской архитектуры упор на религиозную культуру. В период Ангкора из камня строились только храмы и другие религиозные сооружения. Нерелигиозные здания, такие как жилые дома, были построены из скоропортящихся материалов, таких как дерево, и поэтому не сохранились. Религиозная архитектура Ангкора имеет характерные структуры, элементы и мотивы, указанные в глоссарии ниже. В течение всего периода времени в течение всего периода времени несколько различных архитектурных стилей сменяли друг друга, не все эти особенности были одинаково заметны на протяжении всего периода. Действительно, ученые называют наличие или отсутствие таких образцов одним из источников датировки останков.
Многие храмы были построены до того, как Камбоджа стала могущественным королевским королевством К. Хмерская Империя, которая доминировала над большей частью Индокитая региона. В то время Камбоджа была известна как Ченла королевство, государство-предшественник Кхмерской империи. Существует три доангкорских архитектурных стиля:
Ученые разработали периодизацию ангкорских архитектурных стилей. Можно следующие периоды и стили. Каждый назван в определенном храма, который считается образцом для этого стиля.
Ангкорские известители использовали кирпич, песчаник, латерит и дерево как их материалы. Сохранившиеся руины сложены из кирпича, песчаника и латерита, деревянные элементы были потеряны в результате гниения и других разрушительных процессов.
Самые ранние ангкорские храмы строились в основном из кирпича. Хорошими примерами являются храмовые башни Преа Ко, Лолей и Баконг в Харихаралая. Украшения обычно вырезаны на штукатурке, нанесенной на кирпич, а не на самом кирпиче. Это с тем, что кирпич является более мягким, не поддается лепке, в отличие от камней различных видов, таких как песчано-каменные или гранитные. Однако, принципы сакральной архитектуры, не требуют использования клея, когда блоки собираются один над другими для создания Храмов, поскольку такие кирпичи используются только в относительно небольших храмах, таких как Лолей и Преа Ко. Кроме того, прочность кирпича намного меньше по сравнению с камнями (упомянутыми здесь), и первые разрушаются с возрастом.
Соседний штат Ангкора Чампа также был дом для типов кирпичных храмов, похожих по стилю на Ангкорские. Самые обширные руины находятся в Mỹ Sn в Вьетнаме. История Чама повествует о том времени, когда страны урегулировали вооруженный конфликт посредством конкурса на строительство башни, предложенного королем Чам По Клаунг Гараи. В то время как кхмеры построили стандартную кирпичную башню, По Клаунг Гараи приказал своим людям построить впечатляющую копию из бумаги и дерева. В конце концов, реплика чамов была более впечатляющей, чем настоящая кирпичная башня кхмеров, и чам выиграл конкурс.
Единственным камнем, используемым ангкорскими строителями, был песчаник, добытый с Куленских гор. Сначала его получение было определенно дороже, чем получение кирпича, сначала начал работать. Храм 10-го века Та Кео является первым ангкорским храмом, более или менее полностью построенным из песчаника.
Ангкорские строители использовали латерит, глину, которая становится мягким при извлечении из земли, но затвердевает на солнце, для фундаментов и других скрытых частей зданий. Покрытие латерита неровная, он не годился для декоративной резьбы, если сначала не был покрыт лепниной. Латерит чаще использовался в провинциях кхмеров, чем в самом Ангкоре. Таким образом, он может поглощать воду и большей устойчивости Храма.
Центральное святилище ангкорского храма было домом для главного божества храма того, кому было посвящено это место: обычно Шива или Вишну в случае индуистский храм, Будда или бодхисаттва в случае буддийского храма. Божество было представлено статуей (или, в случае Шивы, чаще всего лингам ). Храм не считался местом поклонения для населения в целом, а скорее домом для божества, святилище должно было быть достаточно большим, чтобы вместить статую или лингам; он никогда не был больше нескольких метров в поперечнике. Его подчеркивалась высотой башни (прасата), возвышающейся над ней, ее расположением в центре храма и большим украшением его стенах. Символически святилище представляло гору Меру, легендарный дом индуистских богов.
пранг высокий пальцеобразный шпиль, обычно богато вырезанный, обычный для большей части кхмерской религиозной архитектуры.
Кхмерские храмы обычно были окружены концентрическими рядами стен с центральным святилищем в середине; это расположение представляет собой горные хребты, окружающие гору Меру, мифический дом богов. Ограждения - это промежутки между этими стенами, а также между самой внутренней стеной и самим храмом. По современным правилам вольеры нумеруются от центра к краям. Стены, ограничивающие ограды кхмерских храмов, часто облицованы галереями, в то время как проход через стены осуществляется по гопурам, расположенным по сторонам света.
Галерея - это проход, проходящий вдоль стен ограждения или вдоль оси храма, часто открытый с одной или сторон. Исторически сложилось так, что форма галереи эволюционировала в течение 10 века из всех более длинных коридоров, которые ранее использовались для окружения центрального святилища храма. В период Ангкор-Ват в первой половине 12-го века, дополнительные половинные галереи с одной стороны были введены контрфорсом в храма.
A гопура - входное здание. В Ангкоре проход через ограждающие стены, окружающий храмовый комплекс, осуществляется с помощью впечатляющей гопуры, а не просто отверстия в стене или дверном проеме. Ограждения, окружающие храм, часто строятся с гопурами в каждой из четырех сторон света. В плане гопуры обычно имеют крестообразную форму и вытянуты вдоль оси стен ограждения; если стена построена с сопутствующей галереей, галерея иногда соединяется с руками гопуры. Многие ангкорские гопуры имеют башню в центре креста. перемычки и фронтоны часто украшены, фигуры стражей (дварапалас ) часто размещаются или вырезаны по обеим сторонам дверных проемов.
Зал танцоров - это сооружение, которое можно найти в некоторых храмах конца XII века, построенных при короле Джаявармане VII : Та Пром, Преах Хан, Бантей Кдей и Бантей Чхмар. Это прямоугольное здание, вытянутое вдоль восточной оси храма и разделенное галереями на четыре двора. Раньше у него была крыша из скоропортящихся материалов; теперь остались только каменные стены. Столбы галерей украшены резным орнаментом танцующих апсар ; поэтому предположили, что сам зал могили для танцев.
Дом огня или Дхармасала - это название данного типа здания, которое встречается только в храмах, построенных во время правления монарха конца XII века Джаявармана VII : Преа Хан, Та Пром и Бантей Чхмар. УДома Огня толстые стены, башня на западном конце и окна, выходящие на юг.
Ученые предполагают, что Дом Огня функционировал как «дом отдыха с огнем» для путешественников. Надпись на Преах Хан рассказывает о 121 таком доме отдыха, выстроенном вдоль шоссе в Ангкор. Китайский путешественник Чжоу Дагуань выразил восхищение этим домами отдыха, когда он посетил Ангкор в 1296 году нашей эры. Другая теория состоит в том, что «Дом Огня» церковную функцию хранилища священного огня, используемого в священных церемониях.
Необычно то, что библиотека в Ангкор-Ват открыты как для Востока, так и для Запада.Структуры, известные как «библиотеки», представляют собой общую архитектуру кхмерских храмов., но их истинное назначение остается неизвестным. Скорее всего, они функционируют скорее как религиозные святыни, а не как хранилища рукописей. Отдельно стоящие здания, они обычно располагались парами по обе стороны от входа в ограждение, открывающееся на запад.
срахи и бараи были водохранилища, обычно создаваемые раскопками и насыпью соответственно. Неясно, было ли значение этих водоемов, сельскохозяйственным или совместным их сочетанием.
Двумя крупнейшими водохранилищами в Ангкоре были Западный Барай и Восточный Барай, расположенные по обеим сторонам от Ангкор-Том. Восточный Барай сейчас сухой. Западный Мебон - храм XI века, расположенный в Западном центре Барая, а Восточный Мебон - храм X века, стоящий в центре Восточного Барая.
Барай, связанный с Преах-ханом, - это Джаятака, в центре которого стоит храм Ника Пин, построенный в XII веке. Ученые предположили, что Джаятака представляет собой гималайское озеро Анаватапта, известное своими чудесными целительными силами.
Доминирующей схемой строительства государственных храмов в ангкорский период была Храмовая гора, архитектурное изображение горы Меру, жилища богов в индуизме. На стиль повлияла храмовая архитектура Южной Индии. Ограждения представляли собой горные цепи, окружающие гору Меру, а ров - океан. Сам храм имел форму пирамиды из нескольких уровней, а обитель богов представляла собой возвышенное святилище в центре храма.
Первой большой храмовой горой была Баконг, пятиуровневая пирамида, построенная в 881 году королем Индраварманом I. Структура Баконга приняла форму ступенчатой пирамиды, которую в народе называют храмовой горой ранней кхмерской храмовой архитектуры. Поразительное сходство баконга и боробудура в Java, включая архитектурные детали, такие как ворота и лестницы на верхние террасы, убедительно свидетельствует о том, что Боробудур мог служить прототипом баконга. Должно быть, был обмен путешественниками, если не миссия, между Кхмерским королевством и Сайлендрас в Яве. Передача в Камбоджу не только идей, но также технических и архитектурных деталей Боробудура, в том числе арочных ворот в методе закрутки.
Другие кхмерские храмовые горы включают Бафуон, Пре Руп, Та Кео, Ко Кер, Пхимеанак и, в первую очередь, Пном Бакхенг в Ангкор.
Согласно Чарльзу Хайхему, «Храм был построен для поклонения правителю, сущность которого, если шиваит, воплощалась в лингаме... размещенном в центральное святилище, которое служило храмом-мавзолеем для правителя после его смерти... эти центральные храмы также содержали святыни, посвященные царским предкам и, таким образом, стали центрами поклонения предкам. "
Барельеф - это отдельные фигуры, группы фигур или целые сцены, вырезанные в каменных стенах, не как рисунки, а как скульптурные изображения, выступающие из фона. Скульптура в виде барельефа отличается от скульптуры с высоким рельефом тем, что последняя выступает дальше от фона, а в некоторых случаях почти отрывается от него. Ангкорцы кхмеры предпочитали работать с барельефом, в то время как их соседи чам предпочитали горельеф.
Повествовательные барельефы - это барельефы, изображающие истории из мифологии или истории. Примерно до XI века ангкорские кхмеры ограничивали свои повествовательные барельефы пространством на тимпанах над дверными проемами. Самые известные ранние повествовательные барельефы - это барельефы на тимпане в храме 10-го века Бантей-Срей, изображающие сцены из индуистской мифологии, а также сцены из великих произведений индийского народа. литература, Рамаяна и Махабхарата. Однако к XII веку ангкорские художники покрывали целые стены сюжетными сценами с барельефами. В