Лейтенант Кидже (Прокофьев)

редактировать
Музыка из фильмов 1934 года и оркестровая сюита

Лейтенант Кидже
Музыка из фильмов и оркестровая сюита Сергея Прокофьев
Kije1934.jpg Из рекламного плаката фильма Израиля Бограда
Каталог(сюита) соч. 60
Составлен1933–34
Продолжительность(сюита) прибл. 20 минут
Премьера
Дата(сюита) 21 декабря 1934 г. (1934-12-21)
МестоПариж
ДирижерСергей Прокофьев

Музыка Сергея Прокофьева лейтенанта Киже (русский язык: Поручик Киже, Поручик Киже) изначально была написана для сопровождения одноименный фильм, снятый киностудией «Белгоскино» в Ленинграде в 1933–34 годах и выпущенный в марте 1934 года. Это была первая попытка Прокофьева киномузыки и его первое поручение.

В первые дни звукового кино среди различных выдающихся композиторов, готовых попробовать свои силы в музыке для фильмов, Прокофьев не был очевидным выбором для комиссии. Пробыв в Париже почти десять лет, он имел репутацию экспериментатора и диссонанса, что противоречило культурным нормам Советского Союза. Однако к началу 1933 года Прокофьев очень хотел вернуться на родину и рассматривал кинокомиссию как возможность писать музыку в более популярном и доступном стиле.

После успешного выхода фильма на экраны пятичастная сюита Кидже была впервые исполнена в декабре 1934 года и быстро стала частью международного концертного репертуара. Он остался одним из самых известных и наиболее часто записываемых произведений композитора. Элементы музыки сюиты были использованы в нескольких более поздних фильмах и в двух популярных песнях эпохи холодной войны.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Композитор-иностранец
    • 1.2 Рост музыки к фильмам
  • 2 Фильм 1934 года
    • 2.1 Начало
    • 2.2 Сюжет
    • 2.3 Музыка
    • 2.4 Производство и история приема
  • 3 Люкс
    • 3.1 Композиция
    • 3.2 Инструменты
    • 3.3 Структура
      • 3.3.1 Рождение Кидже
      • 3.3.2 Романтика
      • 3.3.3 Свадьба Кидже
      • 3.3.4 Тройка
      • 3.3.5 The Burial of Kijé
    • 3.4 Темы
    • 3.5 Производительность, прием и история адаптации
    • 3.6 Записи
  • 4 Примечания и ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Цитаты
    • 4.3 Источники
      • 4.3.1 Книги
      • 4.3.2 Газеты, журналы и аудиовизуальные средства массовой информации
      • 4.3.3 Интернет
  • 5 Внешние ссылки
Справочная информация

Композитор-иностранец

Прокофьева в 1921 году, нарисованный Анри Матисс

Сергей Прокофьев окончил Санкт-Петербургскую консерваторию в 1914 году, к тому времени получив раннюю репутацию авангарда. garde композитор. Его биограф Исраэль Нестьев утверждает, что Второй фортепианный концерт 1913 года был «пропуском Прокофьева в высшие круги русского модернизма».

Когда началась Первая мировая война Вспыхнув в августе 1914 года, Прокофьев уклонился от службы в армии, возможно, потому, что был единственным сыном вдовы. В годы войны он продолжал сочинять; в мае 1918 г., в период потрясений после Октябрьской революции и начала Гражданской войны, Прокофьев получил разрешение от большевистского правительства на выезд за границу, и уехал в Америку. Его биографы утверждали, что он не «бежал из страны»; он скорее отправился в концертный тур, который он продлил, когда убедился, что его карьерные перспективы будут лучше обеспечены в Америке и Западной Европе. Он оставался в Америке до марта 1922 года; Затем он ненадолго пробыл в маленьком немецком городке Этталь, а затем переехал в Париж в октябре 1923 года.

Вместо того, чтобы рассматривать Прокофьева как беглеца или изгнанника, московское правительство предпочло рассматривать его как генеральный посол советской культуры, и композитор ответил на комплимент, зарегистрировавшись во Франции в качестве гражданина Советского Союза, нового государства, образованного 20 декабря 1922 года Россией и государствами бывшей Российской империи. Прокофьев выразил поддержку политическим событиям на территории, которую он все еще считал своей родиной, и очень хотел возобновить там контакты. Ему был предоставлен статус VIP, когда он впервые посетил Советский Союз в 1927 году с сольным туром. Последовали дальнейшие поездки, и в 1930 году Прокофьев снял квартиру в Москве, хотя Париж оставался его основным домом. В этот период сближения он сознательно стремился упростить свой музыкальный язык до такой формы, которая, по его мнению, соответствовала официальной советской концепции искусства.

Рост киномузыки

В первые годы эпоха немого кино, с 1890-х годов фильмы обычно сопровождались живой музыкой, часто импровизационной, с фортепиано или насосным органом. В начале 20 века более крупные кинотеатры начали использовать оркестры, которые сопровождали фильм классическими произведениями без авторских прав или, все чаще, оригинальными композициями. Партитура для классического фильма 1916 года Рождение нации, составленная Джозефом Карлом Брейлом из различных классических произведений и некоторых оригинальных сочинений, была вехой в музыке для кино и вдохновляла известных композиторов день, чтобы предоставить музыку к немому фильму. Среди них были американцы Виктор Герберт и Мортимер Уилсон, из Франции Дариус Мийо и Артур Онеггер, немцы Готфрид Хуппертц и Эдмунд Майзель.

В 1927 году развитие звуковых технологий привело к появлению «говорящих картинок». В них музыкальное сопровождение изначально записывалось на диске отдельно от изображений фильма, но в течение двух лет система «Movietone » позволила записывать звук на самом фильме. Теперь музыка могла быть согласована с действием фильма на экране - так называемый «диегетический» подход. Первыми пионерами этого метода были немцы Фридрих Холландер и Кароль Ратхаус, написавшие музыку для Голубого ангела (1930) и Убийцы Дмитрия. Карамазова (1931) соответственно. К этому времени в Советском Союзе молодой Дмитрий Шостакович уже начал плодотворную карьеру в качестве композитора саундтреков к фильмам, с Нового Вавилона в 1929 году и Alone в 1931 году.

При планировании предложенного фильма Лейтенант Кидже в 1932 году студия Белгоскино из Ленинграда попросила эмигранта Прокофьева написать сопровождающую музыку. В некоторых отношениях выбор Прокофьева был неожиданным; на этом этапе он был более известен за границей, чем в Советском Союзе, и приобрел репутацию диссонанса. Более того, его балет Le pas d'acier плохо показал себя в Большом театре в Москве в 1929 году. Первой реакцией композитора было отказать в комиссии; член съемочной группы вспоминал, что Прокофьев «категорически отверг мое предложение. Его время было запланировано далеко в будущее, он никогда не писал музыку для фильма и не знал,« какой соус »к этому добавить». Но, привлеченный рассказом, Прокофьев быстро передумал и согласился, увидев в этом первом начинании киномузыки возможность продемонстрировать свою способность обращаться к массовой советской аудитории.

фильм 1934 года

Начало

"Лейтенант Кидже" был одним из первых звуковых фильмов, созданных в Советском Союзе. Источником повести стал сценарий 1927 года критика и романиста Юрия Тынянова, написанный для советского кинорежиссера Сергея Юткевича. Этот проект провалился, и Тиньянов переработал свой сценарий в новеллу, которая была опубликована в январе 1928 года. В начале 1930-х годов, когда студия «Белгоскино» объявила о своем интересе к созданию фильма, Тынянов подготовил второй сценарий. Биограф Прокофьева Харлоу Робинсон охарактеризовал эту историю как «сатиру на глупость королевской семьи и особенно на русский ужас перед лицом своего начальника». По его собственному мнению, Прокофьев был в это время «беспокойным и боялся впасть в академизм»; более поздний критик считал, что история Кидже послужила идеальным материалом для этого «столь часто едкого и остроумного композитора».

Сюжет

Царь Павел I

В Российском Императорском Дворце, пока царь Павел I спит, баловство двух придворных заканчивается криком, пробуждающим царя. Разъяренный, он требует, чтобы его должностные лица предъявили виновного, либо им грозит пожизненное изгнание. Между тем, опечатка клерка при составлении списка военнослужащих приводит к включению в список фиктивного офицера "лейтенанта Кидже". Когда царь просматривает список, его заинтриговало это имя, и он просит представить ему офицера. Придворные чиновники слишком напуганы царем, чтобы признать, что была совершена ошибка, и находятся в дилемме, пока им не приходит в голову обвинить Кидже в ночном беспокойстве. Они сообщают царю, который должным образом приказывает, чтобы воображаемый лейтенант был выпорот и отправлен в Сибирь.

. Когда настоящий виновник сознается, Кидже прощается царем и восстанавливается в императорском дворе в звании полковника. Придворные, опасаясь царя, вынуждены продлевать фантомную карьеру своего творения; таким образом, он якобы женится на княгине Гагариной, после чего царь дает ему земли и деньги и повышает его до генерала и командующего армией. Когда Пол требует немедленного присутствия Кидже, загнанные в угол официальные лица объявляют, что «генерал Кидже», к сожалению, умер. Проходят пышные похороны с полными воинскими почестями. Скромный царь требует вернуть состояние Кидже, но придворные говорят, что Кидже потратил деньги на богатство - фактически, они их украли. Царь объявляет Кидже вором и посмертно понижает его в звании с генерала до рядового.

Музыка

Несмотря на отсутствие опыта сочинения музыки для фильмов, Прокофьев уверенно начал сочинять музыку для Кидже, а позже написал: «У меня почему-то не было никаких сомнений относительно музыкального языка фильма». Он сказал продюсерам: «Для меня важна эпоха, внутренний смысл каждого события, личность каждого героя», и предупредил их, чтобы они не ожидали простых музыкальных «иллюстраций». Он посещал репетиции и делал подробные записи о действии и игре. Периодическая установка фильма понравилась Прокофьеву; Робинсон отмечает, что партитура Кидже - одна из нескольких работ, в том числе Классическая симфония, Любовь трех апельсинов, Золушка и Война и мир., которые показывают «любовь композитора к восемнадцатому веку». Выбранный им язык сочетал в себе элементы юмора и романтики с глубокой меланхолией - он интерпретировал историю как более трагичную, чем комическую. Прокофьев слышал Равеля Болеро в Париже, и был очень впечатлен тем, как французский композитор использовал саксофон, инструмент, который тогда редко использовался в оркестровых композициях. за пределами Франции, но что идеально соответствовало намерениям Прокофьева. Композитор Джерард МакБерни указал на «преследующие звуки тенорового саксофона », которые акцентируют внимание на музыке Кидже.

Критик Эрнест Чепмен ссылается на «неизменно остроумный» Прокофьева. и мелодичная партитура ». Он состоит всего из 15 минут музыки, написанной в виде серии из 16 коротких фрагментов или лейтмотивов, которые повторяются в соответствующее время в течение фильма, чтобы выделить определенные моменты драмы. Такой подход был отходом в музыке к кино от устоявшейся формы широких симфонических движений, и был описан биографом Прокофьева Даниэлем Яффе как «значительно опередивший свое время... одна из самых знаменитых [музыкальных композиций] той эпохи».

История производства и приема

Фильм, поставленный Александром Файнциммером, снимался на студии «Белгоскино», где музыка записывалась под руководством Исаака Дунаевского. Московская премьера состоялась 7 марта 1934, после чего фильм вышел на экраны в Лондоне в роли «Царь хочет спать» и в Париже в роли лейтенанта Нанта. Прокофьев не высоко оценил фильм, хотя музыкой остался доволен. После выхода в свет в декабре 1934 года в Нью-Йорке критик The New York Times охарактеризовал фильм как «рассчитанный на то, чтобы развлечь любителей деталей и подлинной атмосферы полуисторических фильмов. Даже введение небольшой фарса похоже, вполне соответствует русской традиции ». Вклад Прокофьева в создание фильма в данном обзоре не признается.

Сюита

Композиция

Вскоре после выхода фильма Прокофьев получил приглашение от Симфонического оркестра Московского радио. Orchestra для создания оркестровой сюиты из его музыки к фильму Кидже - вероятно, первый случай адаптации музыки к фильму в значимое музыкальное произведение. Путеводной звездой за приглашением стал Борис Гусман, помощник режиссера Большого театра, ведущий кинокритик. Гусман был решительным сторонником стремления Прокофьева реабилитироваться в Советском Союзе и вел переговоры с Московским оркестром о серии концертов, которые продемонстрировали бы талант возвращенного композитора.

Задача Прокофьева была непростой; 15-минутный музыкальный материал фильма был фрагментарным и записан для небольшого камерного оркестра. По словам самого Прокофьева, продюсирование сюиты было «дьявольской работой», которая, по его словам, «доставляла мне гораздо больше хлопот, чем музыка для самого фильма, так как мне нужно было найти правильную форму, заново организовать все это»., доработать его и даже объединить некоторые темы ». Он хотел, чтобы сюита понравилась советской публике, которая впервые слышит концертную музыку. В статье в Известиях в 1934 году он писал о такой музыке: «Прежде всего, она должна быть мелодичной; кроме того, мелодия должна быть простой и понятной, но не повторяющейся или тривиальной... Простота не должна быть старомодная простота, но новая простота ». Он работал быстро и закончил произведение к 8 июля 1934 года. Поскольку оно было опубликовано (соч. 60) его постоянным музыкальным издателем в Париже, французская форма «Kijé», а не русская «Kizhe», была принята в произведении. title.

Инструменты

Наборы Kijé оцениваются по: баритону (необязательно); пикколо ; две канавки ; два гобоя ; два кларнета ; два фагота ; теноровый саксофон ; четыре рога ; корнет ; две трубы ; три тромбона ; туба ; большой барабан ; малый барабан ; треугольник ; тарелки ; бубен ; бубенцы ; челеста ; фортепиано ; арфа ; и строки.

Структура

Пять движений сюиты организованы и озаглавлены следующим образом (жирным шрифтом выделены определенные темы):

Рождение Кидже

За далеким печальным фанфаром (A), сыгранным на корнете, изображающем горн, следует бойкий военный марш, инициированный дуэт для бокового барабана и пикколо. Отрывок для духовых инструментов предшествует введению темы или лейтмотива (B), связанного с фантомом Кидже, который после повторения марша и крещендо до мажор повторяется на тенор-саксофоне, относительно новом инструменте. в оркестр в то время. Затем фанфары корнета возвращаются, чтобы закрыть движение.

Romance

Основная тема (C) для этого движения основана на старой песне «Маленький серый голубь» воркнет », для которой Прокофьев предусмотрел необязательную партию для голоса баритона. Тема песни разработана с использованием ряда инструментов, прежде чем уступить место второй теме, представленной теноровым саксофоном; это, в свою очередь, заменяется, когда движение приближается к своему завершению, с возвращением мелодии «серого голубя», теперь украшенной пением птиц.

Свадьба Кидже

Движение начинается с и регулярно посещается широкой церемониальной и несколько помпезной мелодией (D), сыгранной на медных и деревянных духовых инструментах. Между этими формально звучащими заявлениями есть веселое соло корнета и различные разработки и вариации на тему Кидже, которые вместе придают движению праздничное ощущение, одновременно шумное и сентиментальное.

Тройка

A тройка, традиционная русская нарочная комбинация

Основная мелодия в этой части (E) взята из старинной гусарской песни, для которой Прокофьев дал необязательную партия баритона. Мелодия сначала появляется в медленном и несколько диссонирующем высказывании, после которого темп ускоряется: бубенцы, быстрые струны пиццикато и фортепиано объединяются, чтобы создать впечатление быстрого зимнего путешествия посредством тройки, традиционные русские трехконные сани. Поездка регулярно сопровождается песенной темой, которая завершает движение медленным повторением последней фразы.

The Burial of Kijé

Это последнее движение в значительной степени является смешение более ранних тем, серия воспоминаний о воображаемой жизни Кидже. Возвращаются вступительные фанфары корнета, как и лейтмотив Кидже вместе с «Серым голубем», на этот раз вплетенный в свадебную музыку. В том, что Оррин Ховард в программной заметке для филармонии Лос-Анджелеса описывает как «задумчивое, трогательное прощание», музыка достигает своего завершения в далеком исполнении фанфар.

Темы

(A) Вступительные фанфары
Музыкальные партитуры временно отключены.
(B) Март
Музыкальные партитуры временно отключены.
(C) Романс («Серый голубь»)
Музыкальные партитуры временно отключены.
(D) Свадьба
Музыкальные партитуры временно отключены.

.

(E) Тройка
Музыкальные партитуры временно отключены.

История выступлений, приема и адаптации

Бостонский оперный театр, где впервые была показана балетная версия 1942 года

Прокофьев дирижировал первым исполнением сюиты в Париже 21 декабря 1934 года. Американская премьера пьесы состоялась 14 октября 1937 года, когда

30>Серж Кусевицкий дирижировал Бостонским симфоническим оркестром ; это выступление легло в основу первой коммерческой записи произведения, выпущенной в следующем году. Пока Прокофьев был в Соединенных Штатах на премьере в Бостоне, он пользовался большим спросом у кинопродюсеров, но, хотя он был польщен и привлечен их предложениями, он так и не написал музыку к голливудскому фильму. Пакет быстро завоевал популярность, особенно в США; хореограф Мишель Фокин использовал музыку в своем балете, который был показан в Бостонском оперном театре 23 января 1942 года. Следующая версия балета была разработана для Большого балета в Москве в 1963 году - и Ольга Тарасова, в главной роли.

Музыкальный критик Дэвид Гутман назвал сюиту «одним из самых популярных сочинений [Прокофьева] сегодня, а также одним из самых популярных. исполненный "Робинсон оценивает сюиту Кидже среди величайших сочинений композитора, наряду с Ромео и Джульеттой и Вторым скрипичным концертом как" доступный, простой и мелодичный ". В своем «Основном каноне классической музыки» (2001) Дэвид Дубал отмечает, как музыка Кидже процветала в массовой культуре: «Отрывки и пьесы используются повсюду». Начав свою жизнь как саундтрек к фильму 1930-х годов, части сюиты стали появляться в более поздних фильмах, таких как британский Конский рот (1958) и пародия на Вуди Аллена 1975 года . по русской литературе, Любовь и смерть. В мире поп-музыки движение «Тройка» было адаптировано несколько раз, начиная с 1958 года как «Midnight Sleighride», аранжировка джаз-бэнда Эдди Саутера и Билла Финегана. В 1975 году мелодия «Тройки» широко использовалась в популярной поп-песне Грега Лейка «Я верю в Деда Мороза », а движение «Romance» легло в основу главная тема антивоенной песни Стинга 1985 года "Русские ". Аранжировка «Midnight Sleighride» группы «Тройка» широко использовалась в фильме Уэса Андерсона Остров собак и его маркетинговой кампании 2018 года.

Записи

Исполнение в 1938 году сюиты Кусевицкого и Бостонского симфонического оркестра, записанной на дисках 78 об / мин, стало единственной коммерчески доступной записью до появления LP эпоха 1950-х годов; трансляция выступления Кливлендского оркестра под управлением Фрица Райнера в декабре 1945 года была выпущена только много лет спустя. В 1951 Вестминстер выпустил запись Германа Шерхена с Венским симфоническим оркестром, с тех пор многие записи этого произведения были выпущены под разными музыкальными инструментами. этикетки. Первая стереозапись была сделана Райнером с Чикагским симфоническим оркестром для RCA (март 1957 г.). В обзоре записей Музе за 2008 год перечислено 19 доступных версий оркестров из Восточной и Западной Европы, Азии и США. Версия с опциональным баритонным голосом редко попадала на диск; Эрих Лейнсдорф записал эту версию дважды: с Philharmonia Orchestra для EMI и с Boston Symphony Orchestra для RCA. Владимир Ашкенази с Сиднейским симфоническим оркестром и (2010) приводят недавние примеры. В 2007 г. вышел DVD спектакля Большой балет с участием Раисы Стручковой и Владимира Васильева.

Примечания и ссылки

Примечания

Цитаты

Источники

Книги

Газеты, журналы и аудиовизуальные средства массовой информации

Интернет

Внешние ссылки
  • Классика музыкальный портал
Последняя правка сделана 2021-05-27 08:53:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте