Война и мир | |
---|---|
Опера от Сергей Прокофьев | |
Композитор в 1918 году | |
Родной титул | Война и мир, Война и мир |
Либреттист |
|
Язык | Русский |
На основе | Война и мир. by Лев Толстой |
Премьера | 12 июня 1946 (1946-06-12). Малый театр, Ленинград |
Война и мир (Op.91 ) (Русский : Война и мир, Война и мир) - 230-минутная опера 1946 года в 13 картинах, плюс увертюра и эпиграф, автор Сергей Прокофьев. По мотивам романа 1869 года Война и мир Льва Толстого, его русское либретто было подготовлено композитором и. Первые семь сцен посвящены миру, последние шесть, после эпиграфа, войне.
Хотя произведение Толстого классифицируется как роман, вторжение французов в Россию в 1812 году было основано на реальных событиях, и некоторые реальные люди появляются как персонажи обоих романов. и опера, например Князь Михаил Кутузов и Наполеон Бонапарт.
Первоначальная схема либретто оперы Мендельсона и Прокофьева предусматривала 11 сцен, и Прокофьев начал сочинять музыку летом 1942 года, чему способствовало вторжение Германии в Советский Союз который начался 22 июня 1941 года. Описание «лирико-драматических сцен» в либретто точно предполагает как дань уважения к пьесе Чайковского «Евгений Онегин », так и акцент на отдельных людях и их эмоциях. а не на общую картину войны в стране.
Партитура для фортепиано была закончена к лету 1942 года (две сцены были изменены по сравнению с оригинальной версией), и она была передана в Комитет Советского Союза по делам искусств. Комитет потребовал, чтобы сцены из Части 2 (Война) имели более патриотический и героический акцент. Прокофьев, который хотел, чтобы его шедевр был поставлен как можно быстрее, добавил к Части 2 марши, хоры и другие материалы, чтобы удовлетворить комитет. Кроме того, он написал хоровой эпиграф, в котором подчеркивается неповиновение русского народа перед лицом врага.
Составлен план премьеры 1943 года в Большом театре, Москва под руководством Сергея Эйзенштейна. и проводится Самуилом Самосудом. Из этого проекта ничего не вышло, хотя 16 октября 1944 года в Московском Актерском центре состоялось закрытое исполнение восьми сцен в сопровождении фортепиано, а также публичное концертное исполнение девяти сцен под управлением Самосуда. дан в Большом зале Московской консерватории 7 июня 1945 года.
Первой постановкой была новая расширенная семисценовая версия Части 1 (ныне Сцена 2 с добавлен по предложению Самосуда) вместе со сценой 8, первой сценой 2 части. Это произошло 12 июня 1946 года в Малом театре (до революции - Михайловский театр) в Ленинград, опять же Самосуд. Часть 2, также с дополнительной сценой (сцена 10), должна была быть там показана в июле 1947 года, но после генеральной репетиции публичных выступлений не было «по причинам, не зависящим от театра и композитора».
Следуя указу Жданова от февраля 1948 года, Прокофьев приступил к работе над укороченной вечерней версией оперы, одновременно внося различные исправления в свою первоначальную схему, хотя и тринадцатилетнюю. каркас сцены остался. Эта версия была впервые исполнена 26 мая 1953 года в Teatro Comunale, Florence под управлением Артура Родзинского, через два месяца после смерти композитора. Однако сцены 2 и 9 были опущены. Российская премьера этой редакции была дана в Малом театре в Ленинграде 1 апреля 1955 года под управлением Эдуарда Грикурова, в данном случае с опущением сцен 7 и 11. Все тринадцать сцен (но с нарезки) впервые были исполнены вместе 8 ноября 1957 года в Театре Станиславского-Немировича-Данченко в Москве под управлением ассистента Самосуда. 15 декабря 1959 года 13 сцен и эпиграф были окончательно поставлены без разрезов (дирижер Александр Мелик-Пашаев ) в Большом театре в Москве, хотя в США этому предшествовал канал NBC. Телепередача вела Питер Герман Адлер 13 января 1957 года.
Первым британским выступлением было концертное выступление на фестивале в Лидсе в Ратуше Лидса 19 апреля 1967 г. (дирижер Эдвард Даунс ). Первая британская постановка была поставлена Оперой Сэдлерса Уэллса 11 октября 1972 года, а первая американская постановка Бостонской оперной труппы 8 мая 1974 года. версия оперы с тринадцатью сценами была впервые исполнена в Германии (Бонн ) и Болгарии (София ) в 1957 г., Сербия ( Белград ) в 1958 году, Хорватия (Загреб ) в 1961 году, Чешская Республика (Либерец ) в 1962 году, Франция (Театр Елисейских полей, Париж, концерт) и Канада (Монреаль ) в 1967 году, Австрия (Венская государственная опера, дирижер Мстислав Ростропович ) в 1971 году, Австралия (выступление на открытии Сиднейского оперного театра ) и Аргентина (Театро Колон, Буэнос-Айрес ) в 1973 г., Испания (Лисео, Барселона ) в 1977 г. и Нидерланды (Амстердам, проведено Эдо де Ваарт ) в 1991 г. Канадская оперная труппа исполнила оперу в рамках своего спектакля 2008-09 гг.
В 2010 году оригинальная версия оперы Прокофьева под редакцией Риты Макаллистер была впервые показана в Глазго в сотрудничестве между Шотландской оперой и Королевской консерваторией Шотландии (ранее RSAMD ). Эта более краткая версия представляет мысли Прокофьева в 1941 году до различных дополнений и поправок, которые он собирал за эти годы. Его продолжительность примерно на 90 минут короче, чем в более поздней версии.
Роль | Тип голоса | Премьерный состав. Москва. 1945 | Премьерный состав. Ленинград. 1946 | Премьерный состав. Флоренс. 1953 | Премьерный состав. Ленинград. 1955 | Премьерный состав. NBC TV. 1957 | Премьерный состав. Москва. 1957 | Премьерный состав. Москва. 1959 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Версия | ||||||||
9 сцен. Концертное представление | 8 сцен. Премьера | 11 сцен. | 11 сцен. | 13 сцен. | 13 сцен. (вырезано) | 13 сцен. | ||
Наталья (Наташа) Ростова | сопрано | М. Надион | Татьяна Лаврова | Розанна Картери | Татьяна Лаврова | Галина Вишневская | ||
Граф Петр (Пьер) Безухов | тенор | Ф. Федотов | Олесь Чишко | Франко Корелли | Глебов | Дэвид Ллойд | ||
Принц Андрей Болконский | баритон | Сергей Шапошников | Этторе Бастианини | Сергей Шапошников | Щабинский | Евгений Кибкало | ||
фельдмаршал князь Михаил Кутузов | бас | Александр Пирогов | Бутягин | Итало Таджо | Бутягин | Кеннет Смит | Александр Пирогов | |
Наполеон Бонапарт | баритон | Модестов | Леон Лишнер | Павел Лисициан | ||||
Граф Илья Ростов, отец Наташи | бас | Итало Тахо | Честер Уотсон | |||||
Элен Безухова, жена Пьера | меццо-сопрано | А. Васильева | Цеси Броджини | Баскова | Глория Лейн | Ирина Архипова | ||
Князь Анатоль Курагин, ее брат | тенор | Ф. Оганян | Андроукович | Мирто Пикки | Андроукович | Дэвис Каннингем | Алексей Масленников |
В либретто указано более семидесяти персонажей, и многие певцы обычно играют несколько ролей.
Другие важные персонажи:
|
|
Другие именные персонажи:
|
|
|
Персонажи:. Без имени на балу и его майор-домо (теноры), слуги князя Николая Болконского - его майор-дом и старый слуга (баритоны) и горничная (сопрано), французский аббат (тенор), два прусских генерала (говорящие роли), два штабных офицера (тенор и бас), ординарник князя Андрея (тенор), адъютанты генерала и принца Евгения (теноры) и маршала Мюрата (тройной), адъютанты Наполеона (бас) и Кутузов (тенор), а закулисный ординарец (тенор), молодой рабочий (тенор), лавочник (сопрано), французский офицер (баритон), три сумасшедших (тенор, баритон, немая роль), две французские актрисы (сопрано), эскорт ( тихая роль).
Увертюра или Эпиграф обычно предшествует действию
Сцена 1: С наступлением темноты, в саду усадьбы графа Ростова, май 1806 г.
Андрей, гость там, опечален потерей жены. Наташа, которая тоже не может уснуть, смотрит в окно и рассказывает Соне, как красиво смотрится сад в лунном свете, и Андрей восстанавливает настроение.
Сцена 2: Новый год 1810 года
На балу в Санкт-Петербурге, на котором присутствовал царь, Пьер уговаривает Андрея, которого привлекает Наташа, пригласить ее на танец. Анатоль, которого она тоже привлекает, просит Элен устроить знакомство.
Сцена 3: Городской дом князя Николая, февраль 1812 г.
Граф Ростов и Наташа посещают дом князя Николая. Он отец Андрея, с которым она помолвлена. Андрей уже год за границей. Княжна Марья указывает, что отец их не увидит, и граф Ростов уезжает. Однако эксцентрично одетый и хамский принц все же появляется, и Наташа понимает, что он не одобряет брак.
Сцена 4: Московский дом Пьера, май 1812 г.
Элен говорит Наташе, что Анатоль тянется к ней, и, после некоторого колебания, Наташа слышит его признание в любви и соглашается встретиться с ним.
Сцена 5: Квартира Долохова, 12 июня 1812 г.
Долохов устроил побег своего друга Анатоля с Наташей. Курильщик Балага, Долохов и Анатоль выпивают за выходку и за любовницу последнего Матрешу.
Сцена 6: Позже той же ночью
Наташа обнаруживает, что Соня передала свой секрет мадам Ахросимовой, у которой они остановились. Анатоля и Долохова отсылает Гаврила, а Ахросимова доводит Наташу до слез. Приходит Пьер, сообщает, что Анатоль женат, и соглашается попросить Андрея простить Наташу. Он застенчиво признается, что сам хотел бы на ней жениться, будь он на свободе. Наташа мирится с Соней.
Сцена 7: Еще позже
Элен развлекает Анатоля, Метивье и аббата. Пьер, возвращаясь домой, упрекает Анатоля и требует немедленно покинуть Москву. Он соглашается, и Пьер остается один, чтобы оплакивать собственные обстоятельства. Денисов приезжает с известием, что Наполеон и его армия переправляются в Россию. Война неизбежна.
Эпиграф обычно выполняется здесь, если он не использовался в начале Части 1.
Сцена 8: Под Бородино, 25 августа 1812 г.
В ходе подготовки к обороне Москвы Андрей и Денисов обсуждают использование партизан, чтобы усложнить жизнь армии Наполеона. Приходит Пьер, желая наблюдать за происходящим, и они с Андреем обнимаются, может быть, в последний раз. Фельдмаршал Кутузов предлагает Андрею место в своем штабе, но Андрей предпочитает идти в бой своим полком. Битва начинается.
Сцена 9: Позже в тот же день
Наполеон обдумывает свою позицию, сначала отказываясь передать больше людей, а затем соглашаясь. К его ногам падает неразорвавшееся ядро, и он отбрасывает его.
Сцена 10: Два дня спустя
Кутузов и его генералы проводят военный совет в Филях, под Смоленском. Армия будет в опасности, если Москва будет защищена до последнего, но если армия отступит, Москва окажется во власти французов. Кутузов решает, что только отступив и потенциально пожертвовав Москвой, можно будет надеяться на победу.
Сцена 11: Москва горит
Город горит, потому что его жители пытаются избежать капитуляции. Пьер попадает в ловушку москвичей, в том числе ветерана Платона Каратаева, которого французы обвиняют в поджоге. Пока горит приют и театр, сумасшедшие и актрисы бегут, но Наполеон вынужден признать, что отвага народа сорвала его планы.
Сцена 12: В крестьянской избе в Митишах
Раненый князь Андрей в бреду эвакуируется с Ростовыми из Москвы. Наташа, которая не знала, что он был среди ее товарищей по эвакуации, навещает его. Она пытается извиниться за свое поведение, но он снова заявляет о своей любви к ней, и они поют о своем счастье, когда Наташа заверяет его, что он будет жить. Он засыпает, и его сердцебиение (переданное закулисным припевом) останавливается навсегда.
Сцена 13: ноябрь 1812 г.
По дороге в Смоленск отступающие французы сопровождают группу заключенных через снежную бурю. Каратаев не успевает и его застреливают, но Пьера и остальных спасают партизаны. Денисов сообщает Пьеру, что Андрей мертв, но Наташа жива и здорова. Кутузов и его люди радуются своей победе и прославляют неукротимую волю русского народа.
Вообще говоря, музыка для Части 1 лирическая, а для Части 2 - драматическая. Существует ряд арий, хотя они редко бывают отдельно стоящими и обычно им предшествуют и / или следуют ариозо или короткие разговорные отрывки. Танцевальная музыка занимает видное место в Части 1, военная музыка и хоры - в Части 2. Ряд тем, особенно связанных с Наташей, Андреем и Пьером, повторяется на протяжении всей оперы. Прокофьев заимствовал основные темы Наташи и Андрея из музыкальных композиций, которые он написал для инсценировки Пушкина Евгений Онегин : тема Наташи была связана с Ленским, а Андрея - с Татьяной. В арии Кутузова в сцене 10 (также исполняемой хором в конце оперы) повторно использована музыка, написанная Прокофьевым для фильма Эйзенштейна Иван Грозный.
|
|
|
Год | В ролях:. Наташа,. Пьер,. Андрей Болконский,. князь Михаил Кутузов | Дирижер. Оперный театр и оркестр | Лейбл |
---|---|---|---|
1953 | Розанна Картери,. Франко Корелли,. Этторе Бастианини,. Итало Тахо | Артур Родзиньский,. Maggio Musicale Fiorentino Оркестр и хор. (Recordi ng выступления в Maggio Musicale Fioerentino, май) | Аудиодиск: Андромеда / Мелодрам. Кат.: ANDRCD 5022 |
1961 | Галина Вишневская,.,. Евгений Кибкало,. Алексей Кривченя | Александр Мелик-Пашаев,. Большой театр Оркестр и Хор | Audio CD: BMG - Мелодия. Кат: 74321 29 350-2 |
1982 | Галина Калинина,. Евгений Райков,. Юрий Масурок,. Александр Ведерников | Марк Эрмлер,. Большой театр Оркестр и Хор | Аудиодиск: Мелодия. Кат.: MEL CD 10 01444 |
1986 | Галина Вишневская,. Веслав Охман,. Лайош Миллер,. Никола Гуселев | Мстислав Ростропович,. Национальный оркестр ОРТФ и Хор | Аудиодиск: Эрато. Кат: 2292-45331-2 |
1991 | Елена Прокина,. Гегам Грегориам,. Александр Гергавов,. Николай Охотников | Валерий Гергиев,. Кировский театр Оркестр и Хор | Audio CD: Philips. Кат.: 434 097-2. DVD: Kultur, Cat: D 2903;. Arthaus Musik, Cat: 100 370 |
1999 | Екатерина Морозова,. Джастин Лавендер,. Олег Балахов,. Родерик Уильямс | Ричард Хикокс,. Фестиваль в Сполето Оркестр и Государственная симфоническая капелла России. (Записано в Театро Нуово, Сполето, 4,6, 8–10 июля) | Аудиодиск: Chandos Records. Кат.: CHAN 9855 |
2000 | Ольга Гурякова,. Роберт Брубейкер,. Натан Ганн,. Анатолий Котчерга | Гэри Бертини,. Парижская опера Оркестр и хор. (Видеозапись выступления в Опере Бастилии в Париже) | DVD: TDK. Cat: DV-OPWP (Европа); DVUS-OPWP (США) |