Война и мир (опера)

редактировать
Война и мир
Опера от Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев около 1918 года за стулом Bain.jpg Композитор в 1918 году
Родной титулВойна и мир, Война и мир
Либреттист
  • Прокофьев
  • Мира Мендельсон
ЯзыкРусский
На основеВойна и мир. by Лев Толстой
Премьера12 июня 1946 (1946-06-12). Малый театр, Ленинград

Война и мир (Op.91 ) (Русский : Война и мир, Война и мир) - 230-минутная опера 1946 года в 13 картинах, плюс увертюра и эпиграф, автор Сергей Прокофьев. По мотивам романа 1869 года Война и мир Льва Толстого, его русское либретто было подготовлено композитором и. Первые семь сцен посвящены миру, последние шесть, после эпиграфа, войне.

Хотя произведение Толстого классифицируется как роман, вторжение французов в Россию в 1812 году было основано на реальных событиях, и некоторые реальные люди появляются как персонажи обоих романов. и опера, например Князь Михаил Кутузов и Наполеон Бонапарт.

Содержание

  • 1 История композиции
  • 2 История выступления
    • 2.1 Исходная версия
  • 3 Роли
    • 3.1 Другие роли
  • 4 Краткое содержание
    • 4.1 Часть 1 (Мир)
    • 4.2 Часть 2 (Война)
  • 5 Музыка
  • 6 Инструменты
  • 7 Записи
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Источники

Состав история

Первоначальная схема либретто оперы Мендельсона и Прокофьева предусматривала 11 сцен, и Прокофьев начал сочинять музыку летом 1942 года, чему способствовало вторжение Германии в Советский Союз который начался 22 июня 1941 года. Описание «лирико-драматических сцен» в либретто точно предполагает как дань уважения к пьесе Чайковского «Евгений Онегин », так и акцент на отдельных людях и их эмоциях. а не на общую картину войны в стране.

Партитура для фортепиано была закончена к лету 1942 года (две сцены были изменены по сравнению с оригинальной версией), и она была передана в Комитет Советского Союза по делам искусств. Комитет потребовал, чтобы сцены из Части 2 (Война) имели более патриотический и героический акцент. Прокофьев, который хотел, чтобы его шедевр был поставлен как можно быстрее, добавил к Части 2 марши, хоры и другие материалы, чтобы удовлетворить комитет. Кроме того, он написал хоровой эпиграф, в котором подчеркивается неповиновение русского народа перед лицом врага.

История спектаклей

Составлен план премьеры 1943 года в Большом театре, Москва под руководством Сергея Эйзенштейна. и проводится Самуилом Самосудом. Из этого проекта ничего не вышло, хотя 16 октября 1944 года в Московском Актерском центре состоялось закрытое исполнение восьми сцен в сопровождении фортепиано, а также публичное концертное исполнение девяти сцен под управлением Самосуда. дан в Большом зале Московской консерватории 7 июня 1945 года.

Первой постановкой была новая расширенная семисценовая версия Части 1 (ныне Сцена 2 с добавлен по предложению Самосуда) вместе со сценой 8, первой сценой 2 части. Это произошло 12 июня 1946 года в Малом театре (до революции - Михайловский театр) в Ленинград, опять же Самосуд. Часть 2, также с дополнительной сценой (сцена 10), должна была быть там показана в июле 1947 года, но после генеральной репетиции публичных выступлений не было «по причинам, не зависящим от театра и композитора».

Следуя указу Жданова от февраля 1948 года, Прокофьев приступил к работе над укороченной вечерней версией оперы, одновременно внося различные исправления в свою первоначальную схему, хотя и тринадцатилетнюю. каркас сцены остался. Эта версия была впервые исполнена 26 мая 1953 года в Teatro Comunale, Florence под управлением Артура Родзинского, через два месяца после смерти композитора. Однако сцены 2 и 9 были опущены. Российская премьера этой редакции была дана в Малом театре в Ленинграде 1 апреля 1955 года под управлением Эдуарда Грикурова, в данном случае с опущением сцен 7 и 11. Все тринадцать сцен (но с нарезки) впервые были исполнены вместе 8 ноября 1957 года в Театре Станиславского-Немировича-Данченко в Москве под управлением ассистента Самосуда. 15 декабря 1959 года 13 сцен и эпиграф были окончательно поставлены без разрезов (дирижер Александр Мелик-Пашаев ) в Большом театре в Москве, хотя в США этому предшествовал канал NBC. Телепередача вела Питер Герман Адлер 13 января 1957 года.

Первым британским выступлением было концертное выступление на фестивале в Лидсе в Ратуше Лидса 19 апреля 1967 г. (дирижер Эдвард Даунс ). Первая британская постановка была поставлена ​​Оперой Сэдлерса Уэллса 11 октября 1972 года, а первая американская постановка Бостонской оперной труппы 8 мая 1974 года. версия оперы с тринадцатью сценами была впервые исполнена в Германии (Бонн ) и Болгарии (София ) в 1957 г., Сербия ( Белград ) в 1958 году, Хорватия (Загреб ) в 1961 году, Чешская Республика (Либерец ) в 1962 году, Франция (Театр Елисейских полей, Париж, концерт) и Канада (Монреаль ) в 1967 году, Австрия (Венская государственная опера, дирижер Мстислав Ростропович ) в 1971 году, Австралия (выступление на открытии Сиднейского оперного театра ) и Аргентина (Театро Колон, Буэнос-Айрес ) в 1973 г., Испания (Лисео, Барселона ) в 1977 г. и Нидерланды (Амстердам, проведено Эдо де Ваарт ) в 1991 г. Канадская оперная труппа исполнила оперу в рамках своего спектакля 2008-09 гг.

Оригинальная версия

В 2010 году оригинальная версия оперы Прокофьева под редакцией Риты Макаллистер была впервые показана в Глазго в сотрудничестве между Шотландской оперой и Королевской консерваторией Шотландии (ранее RSAMD ). Эта более краткая версия представляет мысли Прокофьева в 1941 году до различных дополнений и поправок, которые он собирал за эти годы. Его продолжительность примерно на 90 минут короче, чем в более поздней версии.

Роли

РольТип голосаПремьерный состав. Москва. 1945Премьерный состав. Ленинград. 1946Премьерный состав. Флоренс. 1953Премьерный состав. Ленинград. 1955Премьерный состав. NBC TV. 1957Премьерный состав. Москва. 1957Премьерный состав. Москва. 1959
Версия
9 сцен. Концертное представление8 сцен. Премьера11 сцен.11 сцен.13 сцен.13 сцен. (вырезано)13 сцен.
Наталья (Наташа) Ростовасопрано М. НадионТатьяна Лаврова Розанна Картери Татьяна ЛавроваГалина Вишневская
Граф Петр (Пьер) Безуховтенор Ф. ФедотовОлесь Чишко Франко Корелли ГлебовДэвид Ллойд
Принц Андрей Болконскийбаритон Сергей Шапошников Этторе Бастианини Сергей ШапошниковЩабинскийЕвгений Кибкало
фельдмаршал князь Михаил Кутузов бас Александр Пирогов БутягинИтало Таджо БутягинКеннет СмитАлександр Пирогов
Наполеон Бонапарт баритонМодестовЛеон Лишнер Павел Лисициан
Граф Илья Ростов, отец НаташибасИтало ТахоЧестер Уотсон
Элен Безухова, жена Пьерамеццо-сопрано А. ВасильеваЦеси БроджиниБасковаГлория Лейн Ирина Архипова
Князь Анатоль Курагин, ее браттенорФ. ОганянАндроуковичМирто Пикки АндроуковичДэвис КаннингемАлексей Масленников

Прочие роли

В либретто указано более семидесяти персонажей, и многие певцы обычно играют несколько ролей.

Другие важные персонажи:

  • Соня, двоюродная сестра Наташи (меццо-сопрано)
  • Мария Дмитриевна Ахросимова (альт )
  • Долохова (баритон)
  • полковник Васька Денисов (бас)
  • Платон Каратаев (тенор)
  • Князь Николай Болконский, отец Андрея (бас-баритон )

Другие именные персонажи:

  • Мадам Перонская (сопрано)
  • Царь Александр I (немая роль)
  • Княгиня Марья Болконская, сестра Андрея (меццо-сопрано)
  • Балага, кучер (бас)
  • Иосиф, служанка (немая роль)
  • Матреша, цыганка (меццо-сопрано)
  • Дуняша, горничная Наташи (сопрано)
  • Гаврила, дворецкий мадам Ахросимовой (бас)
  • Метивье, французский врач (баритон)
  • Тихон Щербацкий, партизан (баритон)
  • Генерал Алексей Ермолов (баритон)
  • Генерал Петр Коновницын (тенор)
  • Генерал Николай Раевский (баритон)
  • Малаша, девушка (немая роль)
  • Капитан Рамбаль (бас)
  • лейтенант Бонне (тенор)
  • Иванов, москвич (тенор)
  • Жако (бас)
  • Жерар (тенор)
  • Мавра Кузьминична (альт)
  • Маршал Даву (бас)

Персонажи:. Без имени на балу и его майор-домо (теноры), слуги князя Николая Болконского - его майор-дом и старый слуга (баритоны) и горничная (сопрано), французский аббат (тенор), два прусских генерала (говорящие роли), два штабных офицера (тенор и бас), ординарник князя Андрея (тенор), адъютанты генерала и принца Евгения (теноры) и маршала Мюрата (тройной), адъютанты Наполеона (бас) и Кутузов (тенор), а закулисный ординарец (тенор), молодой рабочий (тенор), лавочник (сопрано), французский офицер (баритон), три сумасшедших (тенор, баритон, немая роль), две французские актрисы (сопрано), эскорт ( тихая роль).

Краткое содержание

Часть 1 (Мир)

Увертюра или Эпиграф обычно предшествует действию

Сцена 1: С наступлением темноты, в саду усадьбы графа Ростова, май 1806 г.

Андрей, гость там, опечален потерей жены. Наташа, которая тоже не может уснуть, смотрит в окно и рассказывает Соне, как красиво смотрится сад в лунном свете, и Андрей восстанавливает настроение.

Сцена 2: Новый год 1810 года

На балу в Санкт-Петербурге, на котором присутствовал царь, Пьер уговаривает Андрея, которого привлекает Наташа, пригласить ее на танец. Анатоль, которого она тоже привлекает, просит Элен устроить знакомство.

Сцена 3: Городской дом князя Николая, февраль 1812 г.

Граф Ростов и Наташа посещают дом князя Николая. Он отец Андрея, с которым она помолвлена. Андрей уже год за границей. Княжна Марья указывает, что отец их не увидит, и граф Ростов уезжает. Однако эксцентрично одетый и хамский принц все же появляется, и Наташа понимает, что он не одобряет брак.

Сцена 4: Московский дом Пьера, май 1812 г.

Элен говорит Наташе, что Анатоль тянется к ней, и, после некоторого колебания, Наташа слышит его признание в любви и соглашается встретиться с ним.

Сцена 5: Квартира Долохова, 12 июня 1812 г.

Долохов устроил побег своего друга Анатоля с Наташей. Курильщик Балага, Долохов и Анатоль выпивают за выходку и за любовницу последнего Матрешу.

Сцена 6: Позже той же ночью

Наташа обнаруживает, что Соня передала свой секрет мадам Ахросимовой, у которой они остановились. Анатоля и Долохова отсылает Гаврила, а Ахросимова доводит Наташу до слез. Приходит Пьер, сообщает, что Анатоль женат, и соглашается попросить Андрея простить Наташу. Он застенчиво признается, что сам хотел бы на ней жениться, будь он на свободе. Наташа мирится с Соней.

Сцена 7: Еще позже

Элен развлекает Анатоля, Метивье и аббата. Пьер, возвращаясь домой, упрекает Анатоля и требует немедленно покинуть Москву. Он соглашается, и Пьер остается один, чтобы оплакивать собственные обстоятельства. Денисов приезжает с известием, что Наполеон и его армия переправляются в Россию. Война неизбежна.

Часть 2 (Война)

Эпиграф обычно выполняется здесь, если он не использовался в начале Части 1.

Сцена 8: Под Бородино, 25 августа 1812 г.

В ходе подготовки к обороне Москвы Андрей и Денисов обсуждают использование партизан, чтобы усложнить жизнь армии Наполеона. Приходит Пьер, желая наблюдать за происходящим, и они с Андреем обнимаются, может быть, в последний раз. Фельдмаршал Кутузов предлагает Андрею место в своем штабе, но Андрей предпочитает идти в бой своим полком. Битва начинается.

Сцена 9: Позже в тот же день

Наполеон обдумывает свою позицию, сначала отказываясь передать больше людей, а затем соглашаясь. К его ногам падает неразорвавшееся ядро, и он отбрасывает его.

Сцена 10: Два дня спустя

Кутузов и его генералы проводят военный совет в Филях, под Смоленском. Армия будет в опасности, если Москва будет защищена до последнего, но если армия отступит, Москва окажется во власти французов. Кутузов решает, что только отступив и потенциально пожертвовав Москвой, можно будет надеяться на победу.

Сцена 11: Москва горит

Город горит, потому что его жители пытаются избежать капитуляции. Пьер попадает в ловушку москвичей, в том числе ветерана Платона Каратаева, которого французы обвиняют в поджоге. Пока горит приют и театр, сумасшедшие и актрисы бегут, но Наполеон вынужден признать, что отвага народа сорвала его планы.

Сцена 12: В крестьянской избе в Митишах

Раненый князь Андрей в бреду эвакуируется с Ростовыми из Москвы. Наташа, которая не знала, что он был среди ее товарищей по эвакуации, навещает его. Она пытается извиниться за свое поведение, но он снова заявляет о своей любви к ней, и они поют о своем счастье, когда Наташа заверяет его, что он будет жить. Он засыпает, и его сердцебиение (переданное закулисным припевом) останавливается навсегда.

Сцена 13: ноябрь 1812 г.

По дороге в Смоленск отступающие французы сопровождают группу заключенных через снежную бурю. Каратаев не успевает и его застреливают, но Пьера и остальных спасают партизаны. Денисов сообщает Пьеру, что Андрей мертв, но Наташа жива и здорова. Кутузов и его люди радуются своей победе и прославляют неукротимую волю русского народа.

Музыка

Вообще говоря, музыка для Части 1 лирическая, а для Части 2 - драматическая. Существует ряд арий, хотя они редко бывают отдельно стоящими и обычно им предшествуют и / или следуют ариозо или короткие разговорные отрывки. Танцевальная музыка занимает видное место в Части 1, военная музыка и хоры - в Части 2. Ряд тем, особенно связанных с Наташей, Андреем и Пьером, повторяется на протяжении всей оперы. Прокофьев заимствовал основные темы Наташи и Андрея из музыкальных композиций, которые он написал для инсценировки Пушкина Евгений Онегин : тема Наташи была связана с Ленским, а Андрея - с Татьяной. В арии Кутузова в сцене 10 (также исполняемой хором в конце оперы) повторно использована музыка, написанная Прокофьевым для фильма Эйзенштейна Иван Грозный.

Инструменты

Хор
Оркестр
Пикколо
2 флейты
2 гобоя
английский рожок
2 кларнета
Бас-кларнет
2 фагота
контрафагот
4 валторны
3 трубы
3 тромбона
Туба
Литавры
Арфа
Струнные (1-я и 2-я скрипки, альты, виолончели, контрабасы)
Перкуссия (треугольник, деревянный барабан, тамбурин, малый барабан, большой барабан, Тарелки, Там-там, Глокеншпиль, Ксилофон)

Записи

ГодВ ролях:. Наташа,. Пьер,. Андрей Болконский,. князь Михаил КутузовДирижер. Оперный театр и оркестрЛейбл
1953Розанна Картери,. Франко Корелли,. Этторе Бастианини,. Итало Тахо Артур Родзиньский,. Maggio Musicale Fiorentino Оркестр и хор. (Recordi ng выступления в Maggio Musicale Fioerentino, май)Аудиодиск: Андромеда / Мелодрам. Кат.: ANDRCD 5022
1961Галина Вишневская,.,. Евгений Кибкало,. Алексей КривченяАлександр Мелик-Пашаев,. Большой театр Оркестр и ХорAudio CD: BMG - Мелодия. Кат: 74321 29 350-2
1982Галина Калинина,. Евгений Райков,. Юрий Масурок,. Александр ВедерниковМарк Эрмлер,. Большой театр Оркестр и ХорАудиодиск: Мелодия. Кат.: MEL CD 10 01444
1986Галина Вишневская,. Веслав Охман,. Лайош Миллер,. Никола Гуселев Мстислав Ростропович,. Национальный оркестр ОРТФ и ХорАудиодиск: Эрато. Кат: 2292-45331-2
1991Елена Прокина,. Гегам Грегориам,. Александр Гергавов,. Николай ОхотниковВалерий Гергиев,. Кировский театр Оркестр и ХорAudio CD: Philips. Кат.: 434 097-2. DVD: Kultur, Cat: D 2903;. Arthaus Musik, Cat: 100 370
1999Екатерина Морозова,. Джастин Лавендер,. Олег Балахов,. Родерик Уильямс Ричард Хикокс,. Фестиваль в Сполето Оркестр и Государственная симфоническая капелла России. (Записано в Театро Нуово, Сполето, 4,6, 8–10 июля)Аудиодиск: Chandos Records. Кат.: CHAN 9855
2000Ольга Гурякова,. Роберт Брубейкер,. Натан Ганн,. Анатолий КотчергаГэри Бертини,. Парижская опера Оркестр и хор. (Видеозапись выступления в Опере Бастилии в Париже)DVD: TDK. Cat: DV-OPWP (Европа); DVUS-OPWP (США)

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-20 08:11:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте