The Тайная вечеря из Иисус и Двенадцать Апостолов была популярной темой в христианском искусстве, часто как часть цикла, показывающего Жизнь Христа. Изображения Тайной вечери в христианском искусстве восходят к раннему христианству и их можно увидеть в римских катакомбах.
Тайная вечеря была изображена как в Восточная и Западная церкви. К эпохе Возрождения это было излюбленным предметом итальянского искусства. Это был также один из немногих сюжетов, продолженных в лютеранском алтаре в течение нескольких десятилетий после протестантской Реформации.
. В изображениях Тайная вечеря: драматическое объявление о предательстве Иисуса и учреждении Евхаристии. После трапезы также иногда изображаются следующие сцены: Иисус омывает ноги своим апостолам и прощается со своими учениками.
Самая ранняя известная письменная ссылка на Последний Ужин содержится в Первом послании Павла к Коринфянам (11: 23–26 ), которое датируется серединой I века, между 54–55 годами нашей эры. Тайная вечеря, вероятно, была пересказом событий последней трапезы Иисуса в раннехристианской общине и стала ритуалом, относящимся к этой трапезе. Самые ранние изображения таких блюд встречаются на фресках Римских катакомб, где фигуры изображены, возлежащими вокруг полукруглых столов. Несмотря на почти единодушное согласие с историчностью свидетельств, один ученый-одиночка отмечает, что «мотив Тайной вечери не встречается ни среди картин катакомб, ни среди скульптур на саркофагах... Несколько фресок в катакомбах, изображающих трапезу. в котором участвуют Христос и некоторые из учеников, показывают не Тайную вечерю, а грядущую трапезу, обещанную возвышенным Христом в Его Небесном Царстве ", поскольку объект начинает изображаться в VI веке.
Более ясным примером является мозаика в церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне, Италия, где подобная сцена трапезы является частью цикла, изображающего жизнь Иисуса, и включает четкое изображение его и его учеников. Византийские художники иногда использовали в своих изображениях полукруглые столы, но чаще они сосредотачивались на Причастии Апостолов, а не на полулежащих фигурах, принимающих пищу. Тайная вечеря также была одним из немногих сюжетов, которые продолжались в лютеранском алтаре в течение нескольких десятилетий после протестантской Реформации, иногда показывая портреты ведущих протестантских богословов как апостолы.
В Ренессанс Тайная вечеря была любимым предметом в итальянском искусстве, особенно в трапезных монастырей. Эти изображения обычно изображали реакцию учеников на объявление о предательстве Иисуса. В большинстве итальянских изображений используется продолговатый стол, а не полукруглый, и иногда Иуда изображен самим сжимающим свой денежный мешок.
Тайная вечеря Джеймса Тиссо, между 1886 и 1894 гг. Тиссо показывает апостолов, которые, скорее всего, ели еду на кушетках, как это было принято в то время.На продолговатом столе художник должен был решить, показывать ли апостолов с обеих сторон, так что с некоторыми если смотреть сзади, или все на одной стороне стола лицом к зрителю. Иногда только Иуда находится на ближайшей к зрителю стороне, позволяя увидеть сумку. Размещение с обеих сторон еще более усложнилось, когда ореол были обязательными; Должен ли нимб располагаться так, как если бы он находился перед лицом апостолов, обращенных назад, или как бы прикрепленным к их затылку, закрывая обзор? Дуччо, на тот момент дерзко, просто опускает ближайшие к зрителю ореолы апостолов. По мере того как художники все больше интересовались реализмом и изображением пространства, трехсторонняя внутренняя обстановка становилась все более отчетливой и сложной, иногда с пейзажным видом позади, как в настенных росписях Леонардо да Винчи и Перуджино. Художники, показавшие сцену на потолке или в рельефной скульптуре, столкнулись с трудностями при создании композиции.
Обычно единственными апостолами, которых легко опознать, являются Иуда, часто с его сумкой тридцать серебряных монет на виду, Иоанн Евангелист, обычно помещенный справа от Иисуса, обычно «лежащий на груди Иисуса», как сказано в его Евангелии (см. ниже), или даже спящий, и Святой Петр слева от Иисуса. Еда на столе часто включает пасхального ягненка ; в позднеантичной и византийской версиях основным блюдом была рыба. В более поздних работах хлеб может стать больше похожим на хозяина причастия, и появляется больше еды, еды и фигурок служителей.
Есть два основных эпизода или моменты, изображенные в сценах Тайной вечери, каждый с особыми вариантами. Есть и другие, менее часто изображаемые сцены, такие как омовение ног ученикам.
Первый эпизод, наиболее распространенный в западном средневековом искусстве, представляет собой драматический и динамичный момент объявления Иисуса о его предательстве. При этом различные реакции, производимые Апостолами, и изображения их эмоций представляют собой богатый предмет для художественного исследования, следуя тексту главы 13 Евангелия от Иоанна (21–29, «подачка» - это кусок хлеба, обмакнутый в соус или вино):
21 Сказав это, Иисус возмутился духом и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Ученики смотрели друг на друга, сомневаясь в том, о ком он говорил.
23 За столом на груди Иисуса лежал один из его учеников, которого Иисус любил.
24 Симон Петр подал ему знак и сказал ему: скажи [нам], о ком он говорит.
25 Он, откинувшись на грудь Иисуса, говорит Ему: Господи, кто это?
26 Иисус отвечает: это Он, для которого Я обмакну подачу и дам ему. Окунув подачу, он берет и дает Иуде, [сыну] Симона Искариота.
27 И после ужина вошел в него сатана. Поэтому Иисус говорит ему: что ты делаешь, делай скорее.
28 Теперь никто за столом не знал, для чего он это сказал ему.
29 Некоторые думали, что из-за того, что у Иуды был мешок, Иисус сказал ему: купи, что нам нужно на праздник; или, что он должен дать что-нибудь бедным.
30 Затем, получив подачку, тотчас же вышел: была ночь.
Особенно в восточных изображениях Иуду можно узнать только потому, что он протягивает руку за едой, как другие апостолы сидеть с руками вне поля зрения, или потому что у него нет нимба. На Западе у него часто рыжие волосы. Иногда Иуда берет подачку в рот прямо из руки Иисуса, и когда показано, что он ест ее, рядом или на ней может быть показан маленький дьявол. Сцена предательства также может сочетаться с другими эпизодами трапезы, иногда со второй фигурой Христа, омывающего ноги Петру.
Вторая сцена показывает учреждение Евхаристия, которая может быть показана либо как момент освящения хлеба и вина, когда все еще сидят, либо как их раздача в первом Святом Причастии, технически известное в истории искусства как Причастие апостолов (хотя в изображениях, установленных за столом, различие часто не делается), которое часто встречается в очень ранних изображениях и во всем византийском искусстве, а на Западе вновь появляется из 14 век и позже. Изображения обеих сцен в целом торжественны и мистичны; в последнем Иисус может стоять и разносить причастие хлебом и вином каждому апостолу, как священник, дающий причастие Святого Причастия. В ранних и восточно-православных изображениях апостолы могут выстраиваться в очередь, чтобы получить его, как если бы в церкви, с Иисусом, стоящим под или рядом с ciborium, небольшой открытой структурой над алтарем., что было гораздо более распространено в церквях раннего средневековья. Примером этого типа является мозаика в апсиде Софийского собора в Киеве, под очень большой стоящей Богородицей.
Главный алтарь приходской церкви Корпус-Кристи в Гасри, Мальта
Причастие апостолов, автор Фра Анджелико, с портретом донора, 1440–41
Первая Евхаристия, Хуан де Хуан, середина конца XVI века
Тинторетто, Тайная вечеря, 1592–1994 гг., Демонстрирующая причастие апостолов
Валентин де Булонь, 1625–1626
Омывание ног было элементом гостеприимства, обычно выполняемым слугами или рабами, и знаком вызывает большое уважение, если выполняется хозяином. Это записано в Иоанна 13: 1–15, как предшествующее трапезе, и впоследствии стало частью Страстной недели литургии и круглогодичного монастырского гостеприимства в в разное время и в разных местах, регулярно исполняется византийскими императорами в Великий четверг, например, а иногда является частью английских Royal Maundy церемоний, проводимых монархом. Некоторое время это было частью церемонии крещения в некоторых местах. Чаще всего он появляется в циклах Страстей Иисуса, часто рядом с трапезой Тайной вечери и имеет такое же значение, как в Евангелиях Святого Августина 6 века и Ингеборге в 12 веке Псалтирь, а также может появляться в циклах Жития Святого Петра. Там, где пространство ограничено, можно показать только Иисуса и Петра, и многие сцены показывают изумление Петра, следующего за Иоанном. Ряд сцен появляется на саркофагах 4 века , в одном случае они соответствуют сцене Понтия Пилата, умывающего руки. Некоторые прообразы показывают, что Иисус стоит перед Петром; в других он наклоняется или становится на колени, чтобы совершить стирку. Предмет имел различные богословские интерпретации, которые повлияли на композицию, но постепенно к позднему средневековью стали менее распространены на Западе, хотя есть по крайней мере два крупных примера от Тинторетто, один из которых изначально был связан с Тайной вечерей.
Последний эпизод, который показывают гораздо реже, - это прощание Иисуса с учениками, в котором Иуды Искариота больше нет, поскольку он оставил ужин; чаще всего встречается в итальянской треченто живописи. Изображения здесь, как правило, меланхоличны, поскольку Иисус готовит своих учеников к отъезду.
Христос, омывающий ноги апостолам в Евангелиях Оттона III, 10–10–19. 11 век
Христос рассуждает с Петром, когда он умывает свои ноги, Джотто ди Бондоне (Капелла Скровеньи ), c. 1304–06
Изображение Пьетро Перуджино (ок. 1490) в Флоренции показывает Иуду, сидящего отдельно, и считается одним из лучших произведений Перуджино. Он находится в монастыре, в котором жили знатные флорентийские девушки. При его повторном открытии было первоначально приписано изображение Рафаэля.
Леонардо да Винчи (конец 1490-х гг.), Которое считается первым произведением Высокого Возрождения из-за высокого уровня гармонии. первая тема. Леонардо уравновесил различные эмоции отдельных апостолов, когда Иисус заявил, что один из них предаст его, и изобразил различные атрибуты гнева, удивления и шока. Вполне вероятно, что Леонардо да Винчи был уже знаком с Тайной вечерей Гирландайо, а также с Кастаньо, и написал свою Тайную вечерю в более драматичном стиле.
Изображение Тинторетто (1590–1592) в Базилике Сан-Джорджо Маджоре в Венеции также изображает форму, контрастирующую с неподвижностью этих произведений, объявление о предательстве и включает второстепенных персонажей, несущих или берущих посуду со стола.
Питер Пауль Рубенс, Тайная вечеря, 1630–31Второстепенных фигур гораздо больше. на огромной картине, которая сейчас называется Пир в доме Леви художника Веронезе. Это было доставлено в 1573 году как Тайная вечеря доминиканцам из Санти-Джованни и Паоло, Венеция для их трапезной, но Веронезе был вызван перед инквизицией, чтобы объяснить почему он содержал «скоморохов, пьяных немцев, гномов и других подобных непристойностей», а также экстравагантные костюмы и декорации, что на самом деле является фантастической версией венецианского патрицианского пира. Веронезе сказали, что он должен сменить свою картину в течение трех месяцев - на самом деле он просто изменил название на настоящее, все еще эпизод из Евангелий, но менее важный с точки зрения доктрины, и больше ничего не было сказано.
алтарь главной церкви в доме Мартина Лютера в Виттенберге принадлежит Лукасу Кранаху Старшему (с его сын и мастерская), с традиционным изображением Тайной вечери на главной панели, за исключением того, что апостол, налитый напитком, является портретом Лютера, а официант может быть одним из Кранаха. К тому времени, когда картина была установлена в 1547 году, Лютер был мертв. На других панелях изображены протестантские богословы Филипп Меланхтон и Йоханнес Бугенхаген, пастор церкви, но не в библейских сценах. Другие фигуры на панно, вероятно, являются портретами людей из города, которых сейчас невозможно опознать. Другая работа, «Алтарь реформаторов в Дессау, Лукаса Кранаха Младшего (1565, см. Галерею) показывает всех апостолов, кроме Иуды, как протестантских церковников или знати, и теперь это Кранах-младший изображен виночерпием. Однако такие работы редки, и протестантские картины вскоре вернулись к более традиционным изображениям.
В Рубенс «Тайная вечеря» на сцене можно увидеть собаку с костью, вероятно, простое домашнее животное.. Он может представлять веру, собаки традиционно являются символами и представляют веру. По словам Дж. Ричарда Джадсона, собаки рядом с Иудой, она, возможно, олицетворяет жадность или зло, как спутника Иуды, как в Иоанна 13:27.
Таинство Тайной вечери, Изображение Сальвадора Дали сочетает в себе типичные христианские темы с современными подходами сюрреализма, а также включает геометрические элементы симметрии и полигональной пропорции.
Византийская мозаика омовения ног ученикам в Соборе Монреале, Италия
Иуда достигает для еды; Школа Монте-Кассино, гр. 1100, Сант-Анджело-ин-Формис, Капуя, все еще используется римские кушетки.
Базилика Сан-Марко, Венеция, 13 век, Иуда протягивает руку
Джотто, Капелла Скровеньи, 1305 год, с плоскими перспективными нимбами; вид сзади вызывает затруднения, и ореол Джона пришлось уменьшить в размерах.
Христос, омывающий ноги апостолам, Майстер де Хаусбуш, 1475 г.; только у Иуды (справа) отсутствует нимб
Ottheinrich Folio, стр. 40v: Тайная вечеря, Мф 26: 20–29
Тайная вечеря Диерика Баутса, 1464-1467
Тайная вечеря Доменико Гирландайо, 1480, с изображением Иуда отдельно
Тайная вечеря от Пьетро Перуджино, изображающий Иуду отдельно, 1493–1496
Иуда тянется за едой; Феофан Критянин, 16 век
Протестантская версия Лукаса Кранаха Старшего, 1547, центральная панель алтаря Св. Церковь Святой Марии, Виттенберг, Германия. 16 век
Протестантская версия Лукаса Кранаха Младшего, 1565, с ведущими реформаторами, изображенными как апостолы, и курфюрстом Саксонии на коленях.
Паоло Веронезе, теперь называется Праздник в доме Леви, 1573
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Тайной вечерей. |