Тайная вечеря в христианском искусстве

редактировать
Тайная вечеря, автор Дагнан-Бувере, 1896

The Тайная вечеря из Иисус и Двенадцать Апостолов была популярной темой в христианском искусстве, часто как часть цикла, показывающего Жизнь Христа. Изображения Тайной вечери в христианском искусстве восходят к раннему христианству и их можно увидеть в римских катакомбах.

Тайная вечеря была изображена как в Восточная и Западная церкви. К эпохе Возрождения это было излюбленным предметом итальянского искусства. Это был также один из немногих сюжетов, продолженных в лютеранском алтаре в течение нескольких десятилетий после протестантской Реформации.

. В изображениях Тайная вечеря: драматическое объявление о предательстве Иисуса и учреждении Евхаристии. После трапезы также иногда изображаются следующие сцены: Иисус омывает ноги своим апостолам и прощается со своими учениками.

Содержание
  • 1 Настройка
  • 2 Основные сцены
    • 2.1 Предательство
    • 2.2 Евхаристия
    • 2.3 Омывание ног и прощание
  • 3 Ключевые примеры
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
Окружение
Иисус с Евхаристией (фрагмент), автор Хуан де Хуан, середина-конец 16 века

Самая ранняя известная письменная ссылка на Последний Ужин содержится в Первом послании Павла к Коринфянам (11: 23–26 ), которое датируется серединой I века, между 54–55 годами нашей эры. Тайная вечеря, вероятно, была пересказом событий последней трапезы Иисуса в раннехристианской общине и стала ритуалом, относящимся к этой трапезе. Самые ранние изображения таких блюд встречаются на фресках Римских катакомб, где фигуры изображены, возлежащими вокруг полукруглых столов. Несмотря на почти единодушное согласие с историчностью свидетельств, один ученый-одиночка отмечает, что «мотив Тайной вечери не встречается ни среди картин катакомб, ни среди скульптур на саркофагах... Несколько фресок в катакомбах, изображающих трапезу. в котором участвуют Христос и некоторые из учеников, показывают не Тайную вечерю, а грядущую трапезу, обещанную возвышенным Христом в Его Небесном Царстве ", поскольку объект начинает изображаться в VI веке.

Более ясным примером является мозаика в церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне, Италия, где подобная сцена трапезы является частью цикла, изображающего жизнь Иисуса, и включает четкое изображение его и его учеников. Византийские художники иногда использовали в своих изображениях полукруглые столы, но чаще они сосредотачивались на Причастии Апостолов, а не на полулежащих фигурах, принимающих пищу. Тайная вечеря также была одним из немногих сюжетов, которые продолжались в лютеранском алтаре в течение нескольких десятилетий после протестантской Реформации, иногда показывая портреты ведущих протестантских богословов как апостолы.

В Ренессанс Тайная вечеря была любимым предметом в итальянском искусстве, особенно в трапезных монастырей. Эти изображения обычно изображали реакцию учеников на объявление о предательстве Иисуса. В большинстве итальянских изображений используется продолговатый стол, а не полукруглый, и иногда Иуда изображен самим сжимающим свой денежный мешок.

Тайная вечеря Джеймса Тиссо, между 1886 и 1894 гг. Тиссо показывает апостолов, которые, скорее всего, ели еду на кушетках, как это было принято в то время.

На продолговатом столе художник должен был решить, показывать ли апостолов с обеих сторон, так что с некоторыми если смотреть сзади, или все на одной стороне стола лицом к зрителю. Иногда только Иуда находится на ближайшей к зрителю стороне, позволяя увидеть сумку. Размещение с обеих сторон еще более усложнилось, когда ореол были обязательными; Должен ли нимб располагаться так, как если бы он находился перед лицом апостолов, обращенных назад, или как бы прикрепленным к их затылку, закрывая обзор? Дуччо, на тот момент дерзко, просто опускает ближайшие к зрителю ореолы апостолов. По мере того как художники все больше интересовались реализмом и изображением пространства, трехсторонняя внутренняя обстановка становилась все более отчетливой и сложной, иногда с пейзажным видом позади, как в настенных росписях Леонардо да Винчи и Перуджино. Художники, показавшие сцену на потолке или в рельефной скульптуре, столкнулись с трудностями при создании композиции.

Обычно единственными апостолами, которых легко опознать, являются Иуда, часто с его сумкой тридцать серебряных монет на виду, Иоанн Евангелист, обычно помещенный справа от Иисуса, обычно «лежащий на груди Иисуса», как сказано в его Евангелии (см. ниже), или даже спящий, и Святой Петр слева от Иисуса. Еда на столе часто включает пасхального ягненка ; в позднеантичной и византийской версиях основным блюдом была рыба. В более поздних работах хлеб может стать больше похожим на хозяина причастия, и появляется больше еды, еды и фигурок служителей.

Основные сцены

Есть два основных эпизода или моменты, изображенные в сценах Тайной вечери, каждый с особыми вариантами. Есть и другие, менее часто изображаемые сцены, такие как омовение ног ученикам.

Предательство

Иисус вручает Иуде подачку, Тильман Рименшнайдер, Алтарь Святой Крови, Ротенбург-об-дер-Таубер, 1501–05

Первый эпизод, наиболее распространенный в западном средневековом искусстве, представляет собой драматический и динамичный момент объявления Иисуса о его предательстве. При этом различные реакции, производимые Апостолами, и изображения их эмоций представляют собой богатый предмет для художественного исследования, следуя тексту главы 13 Евангелия от Иоанна (21–29, «подачка» - это кусок хлеба, обмакнутый в соус или вино):

21 Сказав это, Иисус возмутился духом и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22 Ученики смотрели друг на друга, сомневаясь в том, о ком он говорил.

23 За столом на груди Иисуса лежал один из его учеников, которого Иисус любил.

24 Симон Петр подал ему знак и сказал ему: скажи [нам], о ком он говорит.

25 Он, откинувшись на грудь Иисуса, говорит Ему: Господи, кто это?

26 Иисус отвечает: это Он, для которого Я обмакну подачу и дам ему. Окунув подачу, он берет и дает Иуде, [сыну] Симона Искариота.

27 И после ужина вошел в него сатана. Поэтому Иисус говорит ему: что ты делаешь, делай скорее.

28 Теперь никто за столом не знал, для чего он это сказал ему.

29 Некоторые думали, что из-за того, что у Иуды был мешок, Иисус сказал ему: купи, что нам нужно на праздник; или, что он должен дать что-нибудь бедным.

30 Затем, получив подачку, тотчас же вышел: была ночь.

Особенно в восточных изображениях Иуду можно узнать только потому, что он протягивает руку за едой, как другие апостолы сидеть с руками вне поля зрения, или потому что у него нет нимба. На Западе у него часто рыжие волосы. Иногда Иуда берет подачку в рот прямо из руки Иисуса, и когда показано, что он ест ее, рядом или на ней может быть показан маленький дьявол. Сцена предательства также может сочетаться с другими эпизодами трапезы, иногда со второй фигурой Христа, омывающего ноги Петру.

Евхаристия

Вторая сцена показывает учреждение Евхаристия, которая может быть показана либо как момент освящения хлеба и вина, когда все еще сидят, либо как их раздача в первом Святом Причастии, технически известное в истории искусства как Причастие апостолов (хотя в изображениях, установленных за столом, различие часто не делается), которое часто встречается в очень ранних изображениях и во всем византийском искусстве, а на Западе вновь появляется из 14 век и позже. Изображения обеих сцен в целом торжественны и мистичны; в последнем Иисус может стоять и разносить причастие хлебом и вином каждому апостолу, как священник, дающий причастие Святого Причастия. В ранних и восточно-православных изображениях апостолы могут выстраиваться в очередь, чтобы получить его, как если бы в церкви, с Иисусом, стоящим под или рядом с ciborium, небольшой открытой структурой над алтарем., что было гораздо более распространено в церквях раннего средневековья. Примером этого типа является мозаика в апсиде Софийского собора в Киеве, под очень большой стоящей Богородицей.

Омывание ног и прощание

Омывание ног было элементом гостеприимства, обычно выполняемым слугами или рабами, и знаком вызывает большое уважение, если выполняется хозяином. Это записано в Иоанна 13: 1–15, как предшествующее трапезе, и впоследствии стало частью Страстной недели литургии и круглогодичного монастырского гостеприимства в в разное время и в разных местах, регулярно исполняется византийскими императорами в Великий четверг, например, а иногда является частью английских Royal Maundy церемоний, проводимых монархом. Некоторое время это было частью церемонии крещения в некоторых местах. Чаще всего он появляется в циклах Страстей Иисуса, часто рядом с трапезой Тайной вечери и имеет такое же значение, как в Евангелиях Святого Августина 6 века и Ингеборге в 12 веке Псалтирь, а также может появляться в циклах Жития Святого Петра. Там, где пространство ограничено, можно показать только Иисуса и Петра, и многие сцены показывают изумление Петра, следующего за Иоанном. Ряд сцен появляется на саркофагах 4 века , в одном случае они соответствуют сцене Понтия Пилата, умывающего руки. Некоторые прообразы показывают, что Иисус стоит перед Петром; в других он наклоняется или становится на колени, чтобы совершить стирку. Предмет имел различные богословские интерпретации, которые повлияли на композицию, но постепенно к позднему средневековью стали менее распространены на Западе, хотя есть по крайней мере два крупных примера от Тинторетто, один из которых изначально был связан с Тайной вечерей.

Последний эпизод, который показывают гораздо реже, - это прощание Иисуса с учениками, в котором Иуды Искариота больше нет, поскольку он оставил ужин; чаще всего встречается в итальянской треченто живописи. Изображения здесь, как правило, меланхоличны, поскольку Иисус готовит своих учеников к отъезду.

Ключевые примеры
Страсти Христовы, около 1485–1490 гг. (Старая церковь Святого Петра, Страсбург ). Иоанн наклоняется, и Иуда в желтом носит свои тридцать серебряных монет в сумке. Фигура карлика ниже представляет жертву картины.

Изображение Пьетро Перуджино (ок. 1490) в Флоренции показывает Иуду, сидящего отдельно, и считается одним из лучших произведений Перуджино. Он находится в монастыре, в котором жили знатные флорентийские девушки. При его повторном открытии было первоначально приписано изображение Рафаэля.

Леонардо да Винчи (конец 1490-х гг.), Которое считается первым произведением Высокого Возрождения из-за высокого уровня гармонии. первая тема. Леонардо уравновесил различные эмоции отдельных апостолов, когда Иисус заявил, что один из них предаст его, и изобразил различные атрибуты гнева, удивления и шока. Вполне вероятно, что Леонардо да Винчи был уже знаком с Тайной вечерей Гирландайо, а также с Кастаньо, и написал свою Тайную вечерю в более драматичном стиле.

Изображение Тинторетто (1590–1592) в Базилике Сан-Джорджо Маджоре в Венеции также изображает форму, контрастирующую с неподвижностью этих произведений, объявление о предательстве и включает второстепенных персонажей, несущих или берущих посуду со стола.

Питер Пауль Рубенс, Тайная вечеря, 1630–31

Второстепенных фигур гораздо больше. на огромной картине, которая сейчас называется Пир в доме Леви художника Веронезе. Это было доставлено в 1573 году как Тайная вечеря доминиканцам из Санти-Джованни и Паоло, Венеция для их трапезной, но Веронезе был вызван перед инквизицией, чтобы объяснить почему он содержал «скоморохов, пьяных немцев, гномов и других подобных непристойностей», а также экстравагантные костюмы и декорации, что на самом деле является фантастической версией венецианского патрицианского пира. Веронезе сказали, что он должен сменить свою картину в течение трех месяцев - на самом деле он просто изменил название на настоящее, все еще эпизод из Евангелий, но менее важный с точки зрения доктрины, и больше ничего не было сказано.

алтарь главной церкви в доме Мартина Лютера в Виттенберге принадлежит Лукасу Кранаху Старшему (с его сын и мастерская), с традиционным изображением Тайной вечери на главной панели, за исключением того, что апостол, налитый напитком, является портретом Лютера, а официант может быть одним из Кранаха. К тому времени, когда картина была установлена ​​в 1547 году, Лютер был мертв. На других панелях изображены протестантские богословы Филипп Меланхтон и Йоханнес Бугенхаген, пастор церкви, но не в библейских сценах. Другие фигуры на панно, вероятно, являются портретами людей из города, которых сейчас невозможно опознать. Другая работа, «Алтарь реформаторов в Дессау, Лукаса Кранаха Младшего (1565, см. Галерею) показывает всех апостолов, кроме Иуды, как протестантских церковников или знати, и теперь это Кранах-младший изображен виночерпием. Однако такие работы редки, и протестантские картины вскоре вернулись к более традиционным изображениям.

В Рубенс «Тайная вечеря» на сцене можно увидеть собаку с костью, вероятно, простое домашнее животное.. Он может представлять веру, собаки традиционно являются символами и представляют веру. По словам Дж. Ричарда Джадсона, собаки рядом с Иудой, она, возможно, олицетворяет жадность или зло, как спутника Иуды, как в Иоанна 13:27.

Таинство Тайной вечери, Изображение Сальвадора Дали сочетает в себе типичные христианские темы с современными подходами сюрреализма, а также включает геометрические элементы симметрии и полигональной пропорции.

Галерея
См. Также
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Тайной вечерей.
Заметки
Ссылки
  • Благородный, Бонни, Лукас Кранах Старший: Искусство and Devotion of the German Reformation, University Press of America, 2009, ISBN 0-7618-4338-8, ISBN 978-0-7618- 4338-2
  • Шиллер, Гертруда, Иконография христианского искусства, Том. II, 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-324-5
Последняя правка сделана 2021-05-26 14:11:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте