Halo (религиозная иконография)

редактировать
Религиозный символ, представляющий кольцо света

Стоящий Будда с нимбом, 1-2 века нашей эры (или ранее), греко-буддийское искусство Гандхара. Иисус и девять из Двенадцати апостолов, изображенных с «парящими» ореолами дисков в перспективе (деталь из Дани, иллюстрирующий Матфея 17: 24–27, автор Мазаччо, 1424, Часовня Бранкаччи ).

A нимб (из греч. ἅλως, halōs; также известный как нимб, ореол, слава, или глориола ) - корона из световых лучей, круга или диска света, который окружает человека в искусстве. Он использовался в иконографии многих религий для обозначения святых или священных фигур, а в различные периоды также использовался в изображениях правителей или героев. искусство Древней Греции, Древнего Рима, христианства, индуизма, буддизма и Ислам, среди других религий, священные личности могут быть изображены с нимбом в форме кругового свечения или пламени в азиатском искусстве вокруг головы или всего тела - последнее является часто называют мандорлой. Ореолы могут быть представлены почти любым цветом или комбинацией цветов, но чаще всего они изображаются как золотые, желтые или белые, когда представляют свет, или красные, когда представляют пламя.

Содержание

  • 1 Древнегреческий мир
  • 2 В азиатском искусстве
    • 2.1 Египет и Азия
  • 3 В римском искусстве
  • 4 В христианском искусстве
    • 4.1 Упадок ореола
  • 5 Духовное значение в христианстве
  • 6 Галерея - христианское искусство
  • 7 Происхождение и использование различных терминов
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Древнегреческий мир

Октадрахма из Птолемея III

Шумерская религиозная литература часто упоминает мелам (заимствованный в аккадский как меламму), " сияющий, видимый гламур, который источают боги, герои, иногда короли, а также храмы великой святости и символы и эмблемы богов ».

Гомер описывает более чем естественный свет вокруг голов героев в бою. Изображения Персея в процессе убийства Медузы с линиями, расходящимися от его головы, появляются на белой коробке с туалетными принадлежностями в Лувре и на слегка позднее ваза с красными фигурами в стиле Полигнотос, ок. 450-30 до н.э., в Метрополитен-музее. На расписных изделиях из южной Италии сияющие линии или простые нимбы появляются на ряде мифических фигур: Лисса, олицетворение безумия; сфинкс ; морской демон; и Фетида, морская нимфа, которая была матерью Ахилла. Колосс Родосский был статуей бога солнца Гелиоса и имел его обычную лучезарную корону (скопировано для Статуи Свободы ). эллинистические правители часто носят лучезарные короны, которые явно имитируют этот эффект.

В азиатском искусстве

Монета индо-греческого царя Менандра II (90–85 г. до н.э.), на котором изображена Nike с нимбом на реверсе.

В Индии использование нимба может появиться во второй половине второго тысячелетия до нашей эры. Две фигуры, нанесенные на фрагмент глиняной вазы из Даймабада периода малва (1600-1400 гг. До н.э.), были интерпретированы как святая фигура, напоминающая более позднего индуистского бога Шиву и его помощника, обе ауреола с нимбами вокруг головы широко использовались в индийском искусстве, особенно в буддийской иконографии, где она появилась, по крайней мере, с I века нашей эры; кушанская бимарская шкатулка в Британском музее датируется 60 годом нашей эры (по крайней мере, между 30 и 200 годами нашей эры). Правители Кушанской империи были, вероятно, первыми, кто создал себе ореолы на своих монетах, а нимбы в искусстве, возможно, возникли в Средней Азии и распространились как на восток, так и на запад.

В Китае и японское буддийское искусство нимб также использовался с самых ранних периодов при изображении изображения Будды Амитабхи и других. Тибетский буддизм использует ореолы и ореолы многих типов, заимствованные из индийских и китайских традиций, широко в статуях и Тханка картинах буддийских святых, таких как Миларепа и Падмасамбхава и божества. Ореолы разного цвета имеют определенное значение: оранжевый для монахов, зеленый для Будды и других более возвышенных существ, и обычно фигуры имеют как нимб для головы, так и еще один круглый для тела, и эти два часто пересекаются где-то на голове или шее.. Тонкие полосы золота часто расходятся наружу или внутрь от края нимба, и иногда из них состоит целый нимб.

В Индии нимб головы называется Прабхамандала или Сирас-чакра, в то время как все тело нимб - это Прабхавали. Сложные нимбы и особенно ореолы также встречаются в индуистской скульптуре, где они имеют тенденцию развиваться в архитектурные рамки, в которых трудно распознать первоначальную идею. Тхеравада Буддизм и джайнизм не использовали ореол в течение многих столетий, но позже переняли его, хотя и менее тщательно, чем другие религиозные группы.

Мухаммад ведет Авраама, Моисея, Иисуса и других в молитве. Персидская миниатюра

В азиатском искусстве нимб часто представляется состоящим не только из света, но и из пламени. Этот тип, кажется, впервые появляется в китайских изделиях из бронзы, самые ранние из сохранившихся экземпляров относятся к периоду до 450 г. Изображение пламени может быть очень формализованным, например, в обычных маленьких огнях на кольцевом ореоле, окружающем многие бронзовые изделия Чола и другие классические индуистские скульптуры божеств, или очень выдающиеся, как с более реалистичным пламенем, а иногда и дымом, поднимающиеся на вершину позади многих тибетских буддийских изображений «гневного аспекта» божеств, а также на персидских миниатюрах классического периода. Этот тип также очень редко, и в меньшем масштабе, встречается в средневековом христианском искусстве. Иногда в буддийских примерах из краев круглого нимба поднимается тонкая линия пламени. В тибетских картинах пламя часто изображается как раздуваемое ветром, обычно слева направо.

Ореолы встречаются в исламском искусстве из разных мест и периодов, особенно в персидском миниатюры и Моголов и Османское искусство под их влиянием. Пылающие ореолы, полученные из буддийского искусства, окружают ангелов, и похожие ореолы часто можно увидеть вокруг Мухаммеда и других священных человеческих фигур. С начала 17 века более простые круглые нимбы появляются на портретах императоров Великих Моголов, а затем Раджпутов и сикхов ; Несмотря на большее количество местных прецедентов, искусствоведы полагают, что Моголы взяли этот мотив из европейского религиозного искусства, хотя он выражает персидскую идею дарованной Богом харизмы царской власти, которая намного старше. Османы избегали использования ореолов для султанов, несмотря на их титул халиф, и их можно увидеть на китайских императорах, только если они выдают себя за буддийских религиозных деятелей. как некоторые чувствовали себя вправе сделать.

Египет и Азия

В римском искусстве

Аполлон с сияющим ореолом в римском полу мозаика (конец II века, Эль-Джем, Тунис)

Ореол представляет собой ауру или сияние святости, которое традиционно было нарисовано вокруг головы. Впервые он появился в культуре эллинистической Греции и Рима, возможно, связанное с зороастрийским хвареной - «слава» или «божественный блеск» - которым были отмечены персидские цари, и, возможно, было заимствовано с митраизмом. Хотя римские картины в значительной степени исчезли, за исключением некоторых фресок украшений, фигура с нимбом остается свежей в римских мозаиках. В римской мозаике II века нашей эры, сохранившейся в Бардо, Тунис, был изображен нимб Посейдон появляется в его колеснице, запряженной гиппокампом. Примечательно, что тритон и нереида, сопровождающие морского бога, не окружены ореолом.

Напольная мозаика конца II века н.э. из Тисдра, Эль-Джем, (иллюстрация) Аполлон Гелиос идентифицируется по его сияющему ореолу. Другой ореол Аполлона в мозаике из Hadrumentum находится в музее в Сус. Условные обозначения этого изображения: наклоненная голова, слегка приоткрытые губы, большие глаза, вьющиеся волосы, стриженные прядями, касающимися шеи, были разработаны в III веке до нашей эры для изображения Александра Великого (Бибер 1964; Ялурис 1980). Через некоторое время после того, как эта мозаика была выполнена, императора стали изображать с нимбом, который не был оставлен, когда они стали христианами; изначально у Христа был только один, когда он был изображен на троне как Христос в величии.

В христианском искусстве

Мозаика Sol Invictus в начале до 4-го века в Мавзолее М до 4-го века. некрополь века под Базилика Святого Петра - многие интерпретируют как изображение Христа.

Ореол был включен в раннехристианское искусство где-то в IV веке с самые ранние иконические изображения Христа, первоначально единственная фигура, изображенная с одним (вместе с его символом Агнцем Божьим ). Первоначально нимб рассматривался многими как представление Логоса Христа, его божественной природы, и поэтому в очень ранних (до 500 г.) изображениях Христа перед его крещением Иоанном он обычно не изображается с нимбом; это предмет споров, был ли его Логос врожденным с момента зачатия (православная точка зрения) или приобретенным во время Крещения (несторианская точка зрения). В этот период он также показан как ребенок или юноша в крещениях, хотя это может быть скорее иератическим, чем возрастным изображением.

Рождество и Преображение Христа с крестовыми нимбами ; у апостолов, ангелов и пророков есть простые. (1025–50, Кельн ).

A крестообразный нимб, то есть нимб с крестом внутри или за пределами круга используется для обозначения лиц Святой Троицы, особенно Иисус, и особенно в средневековом искусстве. В византийских и православных изображениях внутри каждой перекладины креста в нимбе Христа находится одна из греческих букв Ο Ω Ν, составляющий ὁ ὢν - «хо н», буквально «Существующий» - обозначающий божественность Иисуса. По крайней мере, в более поздних православных изображениях каждая полоса этого креста состоит из из трех строк, символизирующих догмы Троицы, единство Бога и две природы Христа.

В мозаиках в Санта-Мария-Маджоре (432-40) юный Христос имеет четырехрукий крест либо на макушке в радиусе нимба, либо над радиусом, но это необычно. На тех же мозаиках сопровождающие ангелы имеют нимбы (как, в продолжении императорской традиции, делает царь Ирод ), но не Мария и Иосиф. Иногда другие фигуры пересекали нимбы, например, семь голубей, представляющих Семь даров Святого Духа в 11 веке Codex Vyssegradensis Древо Иессея (где Джесси и Исайя также имеют простые нимбы, как и Предки Христа на других миниатюрах).

Позже треугольные нимбы иногда приписываются Бог Отец, символизирующий Троицу. Когда он представлен рукой, выходящей из облака, этому может быть придан нимб.

Обычные круглые нимбы обычно используются для обозначения святых, Девы Марии, ветхозаветных пророков, ангелов, символов четырех евангелистов, и некоторые другие цифры. Византийские императоры и императрицы часто изображались с ними в композициях с изображением святых или Христа, однако были только очерчены нимбы. Это было скопировано Оттонскими, а затем и русскими правителями. В средние века у фигур Ветхого Завета на Западе становится все меньше ореолов.

Папа Пасхал I изображен при его жизни, поэтому с квадратным нимбом, c. 820, Санта-Прасседе, Рим.

Блаженные фигуры, еще не канонизированные как святые, иногда изображаются в средневековом итальянском искусстве с линейными лучами, исходящими от головы, но без круглого края определен нимб; позже это стало менее навязчивой формой ореола, которое можно было использовать для всех фигур. Мария имеет, особенно начиная с периода барокко и далее, особую форму ореола в круге из двенадцати звезд, который произошел от ее идентификации как Женщины Апокалипсиса.

Квадратные нимбы иногда использовались для живых на портретах доноров примерно 500-1100 человек в Италии; Большинство из сохранившихся - это изображения Пап и других мозаик в Риме, в том числе голова епископа Феодора матери Папы того времени. Они кажутся просто указанием на современную фигуру, в отличие от святых, обычно сопровождающих их, без реального значения будущей канонизации. Последний пример - Дезидериус, аббат Монте-Кассино, позже Папа, из рукописи 1056–1086 годов; Папа Григорий Великий был изображен с одним, согласно писателю IX века в его vita, Иоанну, диакону Рима. Фигура, которая может представлять Моисея в 3 веке Синагога Дура Европос, имеет один, на котором нет круглых ореолов. Персонификации Добродетелей иногда получают шестиугольные ореолы. Зубчатые нимбы, иногда просто выглядящие как состоящие из расходящихся полос, встречаются в рукописях каролингской «Школы Ады», таких как Евангелия Ады.

. Образ сияния всего тела - это иногда называют «ореолом » или славой; он изображен излучающим со всех сторон вокруг тела, чаще всего от Христа или Марии, иногда от святых (особенно тех, которых, как сообщается, видели в окружении одного). Такой ореол часто бывает mandorla («миндалевидная» vesica piscis ), особенно вокруг Христа в величии, у которого также может быть нимб. В изображениях Преображения Иисуса часто можно увидеть более сложные формы, особенно в восточно-православной традиции, как в знаменитой иконе XV века в Третьяковской галерее в Москве.

Там, где золото используется в качестве фона в миниатюрах, мозаиках и панно, нимб часто образуется за счет начертания линий в золоте. лист и может быть украшен узорами (подгузник ) в пределах внешнего радиуса и, таким образом, становится гораздо менее заметным. Сусальное золото внутри нимба также может быть отполировано круговой полировкой, чтобы создать эффект света, исходящего от головы объекта. В первые века его использования христианский нимб мог быть в большинстве цветов (хотя черный зарезервирован для Иуды, Сатаны и других злых фигур) или разноцветным; позже золото становится стандартом, и если весь фон не сусальное золото, то обычно будет сам ореол.

Снижение ореола

Фра Анджелико. Коронация Богородицы. Обратите внимание на нимбы стоящих на коленях фигур спереди, если смотреть сзади.

С ростом реализма в живописи нимб стал проблемой для художников. Пока они продолжали использовать старые композиционные формулы, разработанные для размещения ореолов, проблемы были решаемы, но поскольку западные художники стремились к большей гибкости в композиции, это перестало иметь место. В отдельно стоящей средневековой скульптуре нимб уже был показан в виде плоского диска над или за головой. Когда перспектива стала считаться необходимой, художники также изменили ореол с ауры, окружающей голову, которая всегда изображалась так, как будто она видна полностью, на плоский золотой диск или кольцо, которое появлялось в перспективе и парило над головой. головы святых или вертикально сзади, иногда прозрачные. Это можно увидеть сначала в Джотто, который до сих пор дает Христу крестообразный нимб, который начали постепенно устраняться его преемниками. В северной Европе сияющий ореол, состоящий из лучей, подобных солнечным лучам, вошел в моду во французской живописи примерно в конце 14 века.

В начале 15 века Янв. ван Эйк и Роберт Кампин в значительной степени отказались от их использования, хотя некоторые другие ранние нидерландские художники продолжали их использовать. Примерно в то же время в Италии Пизанелло использовал их, если они не сталкивались с одной из огромных шляп, которые он любил рисовать. Обычно в Италии они сохранялись дольше, хотя часто сводились к тонкой золотой полосе, изображающей внешний край нимба, как это обычно бывает, например, у Джованни Беллини. Христос стал изображаться в виде простого нимба.

Леонардо да Винчи (приписывается) Мадонна Бенуа. Плавающие полупрозрачные нимбы в перспективе.

Фра Анджелико, сам монах, был консерватором в том, что касается нимбов, и некоторые из его картин хорошо демонстрируют проблемы, как и в нескольких его более загруженных композиций, где они показаны в виде дисков из чистого золота на той же плоскости, что и поверхность картины, становится трудно предотвратить их затруднение другим фигурам. В то же время они были полезны в многолюдных повествовательных сценах для выделения основных, опознаваемых фигур из массы толпы. Джотто Оплакивание Христа из Капеллы Скровеньи состоит из восьми фигур с нимбами и десяти без них, к которым зритель знает, что они не предназначены для прикрепления конкретных личность. Точно так же крещение Христа Перуджино в Вене не дает ни Христа, ни Иоанна Крестителя ореолов, как достаточно узнаваемых без них, но святого на заднем плане, обычно не присутствующего в этой сцене имеет кольцевой ореол, обозначающий его статус.

В Высоком Возрождении даже большинство итальянских художников вообще обходились без нимбов, но в реакции церкви на протестантов Реформация, завершившаяся указами об изображениях Тридентского Собора 1563 года, их использование было санкционировано духовными писателями по религиозному искусству, такими как Молан и Святой Карло Борромео. Фигуры размещались там, где естественные источники света выделяли их головы, или вместо этого вокруг головы Христа и других фигур был показан более сдержанный квазинатуралистический мерцающий или светящийся свет (возможно, впервые это сделал Тициан в его поздний период). Рембрандт офорты, например, демонстрируют множество решений всех этих типов, а также большинство без эффекта ореола. Ореол диска редко использовался для фигур из классической мифологии в эпоху Возрождения, хотя они иногда встречаются, особенно в классической сияющей форме, в маньеризме и барокко Изобразительное искусство.

К 19 веку ореолы стали необычными в западном мейнстриме, хотя сохранились в знаковых и популярных изображениях, а иногда и в качестве средневекового эффекта. Когда Джон Милле дает своему реалисту Святого Стефана (1895) кольцевой нимб, это кажется довольно удивительным. В популярной графической культуре простое кольцо стало преобладающим изображением ореола по крайней мере с конца 19 века, как видно, например, в логотипе серии романов Саймон Темплар («Святой») и другие приспособления.

Духовное значение в христианстве

Православие икона Христа «Нерукотворная » с греческими буквами ΟὤΝ. Симон Ушаков, XVII в. век.

Ранние Отцы церкви тратили много риторической энергии на представления о Боге как об источнике света; Среди прочего, это произошло потому, что «в спорах IV века о единосущности Отца и Сына, отношение луча к источнику было наиболее убедительным примером эманации и различных форм с общей субстанцией» - ключ концепции в теологической мысли того времени.

Более католическая интерпретация, менее дуалистическая по своим предположениям, заключается в том, что нимб представляет собой свет божественной благодати, наполняющий душу, которая идеально объединена и в гармонии с физическим телом.

В теологии Восточной Православной Церкви, икона - это «окно в небо», через которое можно увидеть Христа и Святых на небесах и общаться с ними. Золотой фон иконы указывает на то, что изображенное находится на небе. Ореол является символом Нетварного Света (греч. Ἄκτιστον Φῶς) или благодати Бога, сияющего через икону. Псевдо-Дионисий Ареопагит в его Небесных Иерархиях говорит об ангелах и святых, освещаемых благодатью Божьей и, в свою очередь, освещающих других.

Галерея - христианское искусство

Происхождение и употребление различных терминов

Поздневизантийский / русский значок Преображения. Христос изображен в окружении голубого ореола с белыми вспышками молний (15 век, приписывается Феофану Греку, Третьяковская галерея, Москва ).

Различие между Альтернативные термины на английском языке довольно неясны. Самый старый термин на английском языке - «слава», единственный доступный в Средневековье, но сейчас в значительной степени устаревший. Он произошел от французского «gloire», в котором много тот же диапазон значений, что и "слава". "Глориол" не появлялся в этом смысле до 1844 года, будучи современным изобретением, как уменьшительное, и во французском языке. "Гало" впервые встречается в английском языке в этом смысле в 1646 году (почти столетие после оптического или астрономического смысла). И "нимбы", и "нимбы" могут использоваться как формы множественного числа, и нимб может использоваться как глагол. Halo происходит от греческого слова "гумно" - круглая, слегка склоны, поддерживаемые в очень чистом состоянии, вокруг которых ходили рабы или волы, чтобы обмолотить зерно. k.

Нимб означает облако на латыни и встречается как божественное облако в 1616 году, тогда как как «яркий или золотой диск, окружающий голову» он не появляется до 1727 года. Множественное число «нимби» правильно, но « редко »; "нимбы" не входят в OED, но иногда используются. «Nimb» - устаревшая форма существительного, но не глагол, за исключением того, что устаревшее «nimbated», как и простолюдин «nimbate», означает «снабженный нимбом». Иногда его предпочитают искусствоведы, так как он звучит более технично, чем ореол.

«Aureole», от латинского «золотой», использовалось в английском языке как термин для обозначения золотой короны, особенно традиционно считалось наградой мучеников со времен средневековья (OED 1220). Но первое упоминание ореола было зарегистрировано в 1848 году, вскоре после этого дела были значительно осложнены публикацией в 1851 году английского перевода важной христианской иконографии Адольфа Наполеона Дидрона : Или, История христианского искусства в средние века. Это, что OED называет «странной ошибкой», происходит от латинского «aura» как уменьшительное, а также определяет его как означающее ореол или сияние, покрывающее все тело, при этом говоря, что «нимб» относится только к нимб вокруг головы. Это, согласно OED, изменило историческое использование обоих слов на противоположное, но хотя диктат Дидрона был «не принят во Франции», OED отметил, что он уже был подхвачен несколькими английскими словарями, и повлиял на использование в английском языке, что все еще кажется В самом деле, слово «нимб» в основном используется для описания ореолов всего тела и, похоже, также повлияло на «глориолу» в том же направлении.

Единственный английский термин, который однозначно означает полный - Ореол тела, и не может использоваться для круглого диска вокруг головы - это «mandorla », впервые появившееся в 1883 году. Однако этот термин, который по-итальянски означает «миндаль », обычно используется для формы vesica piscis, по крайней мере, при описании христианского искусства. При обсуждении азиатского искусства он используется более широко. В противном случае можно было бы сказать, что существует избыток слов, которые могли бы относиться либо к головному диску, либо к ореолу всего тела, и ни одного слова, которое четко обозначает ореол всего тела, не имеющего формы vesica piscis. Само по себе слово «ореол», согласно недавним словарям, означает только круг вокруг головы, хотя Ри и Турман используют это слово также для круглых ореолов всего тела.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Астер, Шон Зелиг, Непревзойденный свет: Меламму и его библейские параллели, Alter Orient und Altes Testament vol. 384 (Мюнстер), 2012 г., ISBN 978-3-86835-051-7
  • Crill, Rosemary, and Jariwala, Kapil. Индийский портрет, 1560–1860 гг., Национальная портретная галерея, Лондон, 2010 г., ISBN 978-1-85514-409-5
  • Дидрон, Адольф Наполеон, Христианская иконография: Или, История христианского искусства в средние века, перевод Эллен Дж. Миллингтон, Х.Г. Бона (оригинал из Гарвардского университета, оцифрованный для Google Книги) - Том I, Часть I (стр. 25–165) посвящена ореолу в его различных формах, хотя книга не актуальна.
  • Додуэлл, ЧР, Живописное искусство Запада, 800–1200, 1993, Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4
  • Ри, Мэрилин и Турман, Роберт (ред.): Мудрость и сострадание: священное искусство Тибета, 1991, ISBN 0-8109-2526-5
  • Шиллер, Гертруда, Иконография христианского искусства, Том. I, 1971 (английский перевод с немецкого), Lund Humphries, London, ISBN 0-85331-270-2

Дополнительная литература

  • Ainsworth, Maryan W., " Преднамеренные изменения ранних нидерландских картин », Metropolitan Museum Journal, Vol. 40, Очерки памяти Джона М. Брили (2005), стр. 51–65, 10, University of Chicago Press от имени Музея искусств Метрополитен, JSTOR 20320643 - о более позднем добавлении и удалении ореолов

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Halo (религиозная иконография).
Последняя правка сделана 2021-05-22 11:31:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте