Канджу

редактировать
Этническая группа, упоминаемая в истории Китая; вероятно, согдийцы

кангджу согдийцы
1 век до н.э. (?) - 5 век н.э.
Примерная территория Канджу ок. 200 г. н.э. Примерная территория Канджу ок. 200 г. н. Э.
СтатусКлан
СтолицаКангу
Общие языкиСогдийский язык
Историческая эпохаПоздняя античность
• Основание1 век до н.э. (?)
• Исчезновение5 век н.э.
, предшествовавший, которому предшествовали
массагеты
гефталиты
Сегодня частьУзбекистана. Таджикистан
Страны, описанные в отчете Чжан Цяня. Посещенные страны выделены синим цветом.

Канчжу (китайский : 康居; пиньинь : Канджу; Уэйд – Джайлс : Кан- chü; Восточно-ханьский китайский : kʰɑŋ-kɨɑ) - это китайское название древнего царства в Средней Азии, которое на пару столетий стало второй по величине державой в Трансоксиане после Юэчжи. Его народ, канг (китайский : 康), был индоевропейским полукочевым народом, вероятно, идентичным иранским согдийцам или другие иранские группы, тесно связанные с ними, такие как Asii.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Язык
  • 3 История
  • 4 Культура
  • 5 Археология
    • 5.1 Культура Каунчи
    • 5.2 Надписи
  • 6 Генетика
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Сноски
    • 7.2 Источники
Имя

По словам Джона Э. Хилла, историка, специализирующегося на древней Центральной Азии, «Канджу (РГ: K'ang-chü) 康居» находился в или около «Таласского бассейна, [современный] Ташкент и Согдиана». (Согласно Эдвину Пуллейбланку, Бейтянь - летняя столица Канчжу - находилась в современном столичном Ташкенте или рядом с ним.)

Неясно, было ли китайское имя 康居 Канджу предназначено для расшифровки этнического имени., или для описания, или и того, и другого.居 ju может означать: «место», «центральное место деятельности или власти; «осесть», «место жительства» или «занимать (в военном отношении)»... Термин, следовательно, мог просто означать «обитель Канга» или «территория, оккупированная Канг».... Поскольку кан 康 означает «благополучие», «умиротворение», «счастье»; «поселиться», «стабильность», Канджу можно перевести как «мирная земля» или «обитель мирных (людей)».... Даже если бы имя Канджу было изначально попыткой передать звуки иностранного имени, оно все равно несло бы ощущение мирного места для носителей китайского языка, а имя «Канг» имело бы оттенок мирного народа.

В более поздних китайских источниках, во время династий Суй и Тан, Канджу упоминается как государство Кан (упрощенный китайский : 康 国; традиционный китайский : 康 國) К тому времени он был частью Гёктюркского каганата.

Пулейбланк связал канджу с тохарским A словом kāṅka-, вероятно означая «камень», и предположил, что канджу изначально были тохарцами, которые мигрировали на запад в Согдию и обосновались в Чаче (современный Ташкент ). Пуллибланк также предположил, что племя Цзе (羯) Qiāngqú (羌 渠) могло быть народом кангжу, который был включен в конфедерацию племен сюнну. Пулибланк далее соединил Канджу с Канджи 瞰 羯 (* Камкар?) И именем Канкар, данным нижнему Яксартес персидским географом ибн Хордадбех.

Джозефом Марквартом, Омельджаном Прицаком и Питер Б. Голден отметил фонетическое сходство между Канджу и Кенгересом, упомянутым в орхонских надписях, Кангарая в Закавказье, городе Кенгю Тарбан и три печенегских племени, вместе известные как кангар, упомянутые Константином VII Porphyrogenitus. Тем не менее, все эти связи остаются гипотетическими.

Язык

Археологические данные свидетельствуют о том, что канджу говорили на иранском языке.

История

Согласно 2 веку до нашей эры Китайские источники, Канджу лежал к северу от Дайюань и к западу от Усунь, граничащий с Юэчжи на юге. Их территория охватывала область Ферганской долины и область между реками Амударья и Сырдарья, с основной территорией вдоль средней Сырдарьи. Так как историки Александра Македонского не упоминают о существовании какой-либо политической силы в этом районе, кроме хорезмийцев, канджу должно было появиться немного позже. Вполне вероятно, что государство Канджу возникло во время великих потрясений в Средней Азии после ухода юэчжи из Ганьсу, а затем Илийского. Долина после их поражения от сюнну и усуней соответственно. Китайские источники утверждают, что канджу были племенами юэчжи на юге и сюнну на востоке.

Монета Канджу: аверс: правитель Ванунхур из Чача; Реверс: Канджу тамга

Канцзюй был упомянут китайским путешественником и дипломатом Чжан Цянь, посетившим эту местность c. 128 г. до н. Э., Чьи путешествия описаны в главе 123 книги Шицзи (автор которой, Сыма Цянь, умер около 90 г. до н. 832 километра] к северо-западу от Даюань. Его люди - кочевники и по своим обычаям напоминают юэчжи. У них 80 000 или 90 000 опытных лучников. Страна небольшая, граничит с Даюань (Фергана ). Она признает суверенитет Люди юэчжи на юге и сюнну на востоке.

Цянь также посетил землю, известную китайцам как Янцай 奄 蔡 (буквально «обширная степь»), которая лежала к северо-западу от Канджу. Народ Янцай, как говорят, по своим обычаям похож на канджу:

Янцай находится примерно в 2000 ли (832 км) к северо-западу от Канджу (с центром в Туркестан в Бейтяне). Люди - кочевники, и их обычаи в целом схожи с обычаями жителей Канджу. В стране проживает более 100 000 воинов-лучников, и она граничит с большим безбрежным озером, которое, возможно, сейчас известно как Северное море (Аральское море, расстояние от Ташкента до Аральска составляет около 866 км

Ко времени Ханшу (который охватывает период с 206 г. до н.э. по 23 г. н.э.), Канджу значительно расширился до нации, насчитывающей около 600 000 человек, из которых 120 000 человек могли носить оружие. Канджу явно теперь стал самостоятельной крупной державой. К этому времени он получил контроль над Дайюань и Согдианой, в которой он контролировал «пять меньших царей» (小王 五).

В 101 г. до н.э. Канджу вступил в союз с Дайюань, помогая им сохранить свою независимость от хань.

. Отчет о «западных регионах » в китайских хрониках династии Хань, Хоу Ханьшу, 88 (охватывающий период 25–220 гг. И завершенный в V веке), на основе отчета китайскому императору ок. 125 г. н. Э. Упоминается, что в то время Liyi 栗 弋 (= Suyi 粟 弋) = Sogdiana, и оба «старых» Yancai (которые изменили свое название на Alanliao и, кажется, здесь расширили свою территорию до Каспийское море ), и Ян, страна к северу от Янцая, а также стратегический город «Северный Уи» 北 烏伊 (Александрия Эшате, или современный Худжанд ), все зависели от Канджу.

Ю. А. Заднепровский предполагает, что канджуское подчинение Янцая произошло в I веке до н.э. Янцай отождествляется с аорси из римских записей. Ученые связали имя Аланляо с аланами. Яньцы Урала отдавали дань канджу в мехах. Канджу установили тесные связи со своими западными соседями сарматами. Экспансия Канджу на запад вынудила многих сарматов мигрировать дальше на запад, и поэтому можно сделать вывод, что канджу сыграли главную роль в великих миграциях того времени, сыгравших важную роль в мировой истории.. Благодаря этому расширению Канджу получил контроль над ключевыми участками Шелкового пути. Государство Кангжу объединило ряд регионов, в которых проживали оседлые, земледельческие и кочевые популяции. Хотя их территория была небольшой, плодородие земли и их развитая цивилизация позволили Канджу сохранить большое население, превратившись в крупную военную державу.

Канджу часто вступали в схватки с усунями, во время которых они в в середине 1-го века до нашей эры объединились с северными хунну. Правитель Кангжу выдал свою дочь замуж за правителя северных сюнну Чи-Чжи (Чжи?), А Чжи-Чжи женился на дочери правителя Кангжу. Первоначально сюнну и канджу добились успеха, осадив Усунь в 42 г. до н. Э. Однако хань вмешался, победив и убив правителя северных сунну в Таласе в 36 г. до н. Э. (Битва при Чжижи ). Правитель Канджу впоследствии был вынужден отправить своего сына в качестве заложника при дворе Хань. Тем не менее, Канджу продолжали посылать посольства при дворе Хань и проводили независимую политику, которую они могли поддерживать до 3 века нашей эры. Свидетельство независимости Кангжу можно увидеть в чеканке, выпущенной во II и III веках нашей эры, в течение которых они выпустили свою собственную валюту, которая была похожа на валюту Хорезма.

Биография китайского генерала Бан Чао в Хоу Ханьшу говорит в 94 году н.э., что юэчжи устраивали свадьбу своего короля с принцессой Канджу. Затем китайцы отправили юэчжи «значительные подарки из шелка», добившись их помощи в оказании давления на Канджу, чтобы они перестали поддерживать короля Кашгара против них.

III век Weilüe утверждает, что Канджу был среди ряда стран, которые «существовали ранее и не росли и не уменьшались». Впоследствии Канджу отказался. Около 270 г. н.э. они были покорены ксионитами. Как и другие центральноазиатские народы, канджу, вероятно, вошли в состав эфталитов.

. Позднее Канджу был известен как государство Канг (康 国) в период Суй и Тан династии. В VIII веке некоторые из них, кажется, были приверженцами манихейства.

культуры

Книга Хань описывает образ жизни элиты Канджу. Его правитель проводил зиму в столице Бейтяне, а лето в своей степной ставке, которая находилась в семи днях пути верхом на лошади.

Канджу считаются индоевропейским народом и, как правило, считаются иранским народом, идентичным согдийцам. синолог Эдвин Г. Пуллейбланк, однако, предположил, что канджу могли быть тохарцами.

Правящая элита кангжу состояла из кочевых племен, обычаи которых были очень похожи на обычаи Юэчжи. В Берккаре и Тамди были раскопаны канджуские захоронения раннего периода, в которых умершие помещались в ямы-могилы, часто покрытые бревнами, под курганами . В этих могилах часто находятся горшки ручной работы, железные мечи, наконечники стрел и украшения. Погребения показывают, что традиционная культура кангжу напоминала черты саков. С начала христианской эры широкое распространение получили «катакомбные могилы» (в шахтах и ​​камерных гробницах). Об этом свидетельствуют захоронения культур Каунчи и Джун I - IV веков нашей эры, которые, по общему мнению, принадлежали канджу. Канджу считали барана благородным животным.

Ссылки из письменных источников и археологические находки показывают, что канджу достигли значительного уровня развития сельского хозяйства. Большая часть населения состояла из оседлых земледельцев. Были обнаружены широкие каналы периода Канджу, при этом площадь земель под орошением Амударьи и Сырдарьи в четыре раза больше, чем сегодня. Ирригационные системы Средней Азии достигли наивысшего уровня развития при канджу- кушанах и фактически превосходили те, которые были полностью развиты в средневековье.

Археология

Каунчи культура

Канджу, по-видимому, является цивилизацией, известной советским археологам как «культура Каунчи», датируемой 2 веком до н.э. - началом 8 века н.э., и сосредоточенной в среднем течении Сырдарья и ее притоки: Ангрен, Чирчик, Келес. Культура была названа в честь древнего городка, ныне известного как Каунчи-тепе, который впервые изучал Г. В. Григорьев в 1934–37.

Поселения культуры Каунчи обычно располагались недалеко от воды и обычно имели монументальные овальные здания в центре, иногда с оборонительной стеной. Самым большим поселением был город площадью 150 гектаров, известный, по-видимому, как Канг (санскрит Канка), к югу от современного Ташкента и основанный в I веке нашей эры. Канг имел квадратную планировку, обнесенную стеной с внутренними переходами.

Поселения были окружены курганом захоронениями катакомбного типа с длинными дромозами, склепами и усыпальницы с конскими костяными украшениями и обрядами, типичными для кочевников.

Люди преимущественно занимались скотоводством и неорошаемым земледелием (зерновые культуры проса, ячменя, пшеницы и риса, хлопка, дынь и фруктов).

Материалы, типичные для этой культуры, представляют собой типичную глиняную посуду ручной работы: хумы (большие чаши для воды и продуктов), горшки, кувшины и чашки, украшенные головой барана на ручках. В I веке нашей эры керамика, изготовленная на гончарном круге , стала более распространенной. Первоначально распространенный мотив головы барана был заменен головой быка в конце III - начале IV веков. В это время в курганах стало появляться оружие.

стоянки типа Каунчи, по всей видимости, распространились из Отрарского района вдоль Сырдарьи к югу от Ташкента. Культура Каунчи значительно повлияла на археологические культуры на обширных территориях Средней Азии.

Надписи

Недавно были обнаружены некоторые важные надписи, которые предоставляют информацию о Кангджу и его контактах с Китаем.

  • На городище Сюаньцюань в Дуньхуане, Китай была найдена дюжина деревянных бланков с китайской письменностью. Они датируются концом династии Западная Хань (206 г. до н.э. - 24 г. н.э.).
  • Набор согдийских надписей из Култобе в Казахстане; они были проанализированы и расшифрованы Николасом Симс-Уильямсом. Они дополняют существующие китайские исторические записи о Канджу. Симс-Вильямс также назначил вероятную дату этим надписям.
  • Несколько фрагментарных согдийских надписей, обнаруженных А. Н. Подушкиным при его раскопках в Культобе. Они содержат архаические черты, которые проливают свет на развитие согдийской письменности и языка.
Генетика

В генетическом исследовании, опубликованном в Nature в мае 2018 года, были изучены останки 6 канджу, захороненных между ок. 200 и 300 гг. 2 извлеченных образца Y-ДНК принадлежали к отцовским гаплогруппам R1a1a1b2a и R1a1a1b2a2b, в то время как 6 извлеченных образцов мтДНК принадлежали к группе материнские гаплогруппы H6a1a, C4a1, U2e2a1, HV13b, U2e1h и A8a1. Авторы исследования обнаружили, что канджу и усун имели меньше примесей восточноазиатских, чем сунну и саки. Предполагалось, что и канджу, и усун произошли от западных степных пастухов (WSH) эпохи поздней бронзы, которые смешались с сибирскими охотниками-собирателями и народами, относящимися к Бактрийско-Маргианскому археологическому комплексу.

Литература

Сноски

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-25 11:27:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте