Согдия

редактировать
Древняя цивилизация иранского народа и провинция Империи Ахеменидов

Согдия
Sogdiana-300BCE.png . Согдиана, ок. 300 г. до н.э., затем под властью Империи Селевкидов, одно из государств-преемников империи, созданной Александром Македонским
Языки Согдийский язык
Религии зороастризм, манихейство, буддизм, ислам, несторианское христианство
столицы Самарканд, Бухара, Худжанд, Кеш
Площадь Между Амударьей и Сырдарьей
Существовало 6 век до н.э. - 11 век нашей эры
ВалютаПодражания сасанидских монет и китайских денежных монет, а также их «гибриды».

Согдия () (согдийский : soɣd) или согдианский был древней иранской цивилизацией, которая в разное время включала размещено на территории современного Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана, например Самарканд, Бухара, Худжанд, Пенджикент и Шахрисабз. Согдиана также была провинция империи Ахеменидов, восемнадцатого в списке Бехистунской надписи Дария Великого (I. 16). В Авесте, Согдиана указана как вторая лучшая земля, созданная верховным божеством Ахура Мазда. Оно занимает второе место после Айрианем Веджах, «родина арийцев » в зороастрийской книге Вендидад, рекламирует этот регион с древних времен. Впервые Согдиана была завоевана Киром Великим, основателем империи Ахеменидов. Затем регион будет аннексирован македонским правителем Александром Великим в 328 г. до н. Э. Регион продолжал переходить из рук в руки при Империи Селевкидов, Греко-Бактрийском Королевстве, Кушанской Империи, Империи Гефталитов и Сасанидская империя.

согдийские государства, хотя никогда не были объединены политически, были сосредоточены в главном городе Самарканде. Согдиана лежала к северу от Бактрии, к востоку от Хорезма и к юго-востоку от Кангжу между Оксом (Амударья ) и Яксартесом ( Сырдарья ), охватывающая плодородную долину Зеравшана (древний Политимет). Согдийская территория соответствует современным провинциям Самарканд и Бухара в современном Узбекистане, а также Согдийской области современного Таджикистана. В Средневековье в согдийские города входили памятники, простирающиеся до Иссык-Куля, такие как археологические раскопки Суяб. согдийский, восточноиранский язык, больше не является разговорным языком, но является потомком одного из его диалектов, ягноби, на котором до сих пор говорят Ягнобы Таджикистана. Он широко распространен в Средней Азии как lingua franca и даже служил одним из придворных языков Первого тюркского каганата для написания документов.

Согдийцы также жили в Имперском Китае и достигли особой известности в вооруженных силах и правительстве Китая династии Тан (618–907 гг.). Согдийские купцы и дипломаты путешествовали на запад до Византийской империи. Они играли роль в роли в качестве посредников на торговом пути Шелкового пути. Первоначально придерживаясь веры зороастризма, манихейства, буддизма и, в меньшей степени, несторианского христианства из Азиатской страны, охраненное обращение в ислам среди согдийцев и их потомков началось с мусульманского завоевания Трансоксианы в 8 веке. Преобразование согдийцев в ислам было практически завершено к концу империи Саманидов в 999 году, что совпало с упадком согдийского языка, поскольку его в степени вытеснил персидский.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 История
    • 2.1 Предыстория
    • 2.2 Ахеменидский период
    • 2.3 Эллинистический период
    • 2.4 Центральная Азия и Шелковый путь
    • 2.5 Торговля и дипломатия с Византией Империя
    • 2.6 Согдийские купцы, генералы и государственные деятели Имперского Китая
    • 2.7 Арабское мусульманское завоевание Средней Азии
  • 3 Язык и культура
    • 3.1
    • 3.2 Язык
    • 3.3 Одежда
    • 3.4 Религиозные верования
  • 4 работорговля
  • 5 Современная историография
  • 6 Известные согдийцы
  • 7 Диаспоры
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Источники
  • 10 10 Ранние ссылки

Имя

Деталь копии картины послов из Афрасиаб, Самарканд, на котором изображены мужчины на верблюде, VII век нашей эры

Освальд Семереньи подробно обсуждает древних этнических слов для скифов в своем труде « Четыре древнеиранских этнических имени: скифское - скудра - согдийское - сака ». В нем имена, предоставленные греческим историком Геродотом, другие имена его титула, кроме Сака, а также другие имена для «скифского», такие как ассирийский Ашкуз и греческий скутес, прошедшее от * скуд-, древнего индоевропейского корня, означающего «продвигать, стрелять» (ср. Английский стрелять). * скуд- нулевой сорт; то есть вариант, в котором -e- нет. Восстановленное скифское имя - * Skuda (лучник ), которое у понтийских или царских скифов стало * Skula, в котором регулярно заменялось l. Согласно Семерени, Согдиана (древнеперсидский : Suguda-; узбекский : Sug'd, Sug'diyona; персидский : سغد, романизированный : Соġд; таджикский : Суғд, سغد, романизированный : Судд; китайский : 粟特; Греческий : Σογδιανή, романизированный : Sogdiane) был назван от формы Скуда. Начало с названий провинции, данных в древнеперсидских надписях, Sugda и Suguda, и знания, полученного из среднего согдийского языка, что древнеперсидский -gd- применлся к согдийскому языку, произносился как звонкие фрикативы, -γδ-, Szemerényi прибывает в * Suγδa как древнесогдийский эндоним. Применяя звуковые изменения, очевидные в других согдийских словах и присущие индоевропейским, он прослеживает развитие * Suγδa от Skuda, «лучник», следующим образом: Skuda>* Sukuda от anaptyxis >* Sukuδa>* Sukδa (синкопе )>* Suγδa (ассимиляция ).

История

Предыстория

За столетия до завоевания Согдианы Империей Ахеменидов Персия, Согдиана обладаетла городской культурой бронзового века, которую постепенно вытеснили индоевропейские перевозки железного века. 522>крупномасштабная миграция включала восточные ираноязычные народы, такие как согдийцы. Первоначальные города бронзового века регистрируются в научных исследованиях, начиная с поселения в Саразм, Таджикистан, начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры, а в Кёк-Тепе, недалеко от современного Булунгура, Узбекистан, по крайней мере с 15-го века до нашей эры.

Ахемениды период

согдийцы на ахеменидах P Эрсианский рельеф из Ападана из Персеполис, предлагающий дары персидскому царю Дарию I, V век до нашей эры Согдийский солдат ок. 338 г. до н. э., гробница Артаксеркса III.

правителя Ахеменидов Кир Великий завоевал Согдиану во время кампании в Средней Азии в 546–539 гг. до н.э., факт, упомянутый древними Греческий историк Геродот в своих Истории. Дарий I ввел арамейскую систему письма и монетную валюту до Среднюю Азию, включая включение согдийцев в его постоянную армию в качестве регулярных солдат и кавалеристов. Отряд согдийских солдат сражался в составе основной армии Ксеркса I во время его окончательно неудачного вторжения в Грецию в 480 г. до н. Э. В персидской надписи из Сузы говорится, что дворец там был украшен лазуритом и сердоликом из Согдианы.

Отсутствие каких-либо материалов названных сатрапами (то есть губернаторами провинций Ахеменидов) для Согдианы в Научных научных, современных ученых к выводу, что Согдиана управлялась сатрапией близлежащей Бактрии. Сатрапы часто были родственниками правящими персидскими царей, особенно сыновьями, которые не назывались наследниками. Согдиана, вероятно, оставалась под персидским контролем примерно до 400 г. до н.э., во время правления Артаксеркса II. Мятежные государства Персидской империи воспользовались слабостью Артаксеркса II, и некоторые из них, такие как Египет смогли восстановить свою независимость. Массовую потерю Персией территории Центральной Азии широко приписывают отсутствию контроля со стороны правителя. Однако, в отличие от Египта, который был быстро возвращен Персидской империей, Согдиана оставалась независимой, пока не была завоевана Александром Великим. Когда последний вторгся в Персидскую империю, Фарасман, уже независимый царь Хорезма, объединился с македонцами и послал войска к Александру в 329 г. до н.э. для его войны против скифов. региона Черного моря (хотя эта ожидаемая кампания так и не состоялась).

В период Ахеменидов (550–330 до н.э.) согдийцы жили как кочевники. люди, очень похожие на соседей юэчжи, которые говорили на бактрийском, индоиранском языке, связанном с согдийским, и уже вели сухопутную торговлю. Некоторые из них также постепенно заселили землю и занялись сельским хозяйством. Подобно тому, как юэчжи предлагали дань в виде нефрита императорам Китая, согдийцы записаны в персидских источниках как дары лазурита и сердолик до Дария I, персидского царя царей. Хотя согдийцы были независимыми и независимыми и за пределами больших империй, они никогда не образовывали собственную великую империю, как юэчжи, которые основали Кушанскую империю (30–375 гг. Н.э.) Центральной и Южной Азия.

эллинистический период

Изображение слева : гобелен из Сампула, шерстяная стена из графства Лоп, префектуры Хотан, Синьцзян, Китай, с изображением возможно греческого солдата из греко-бактрийского царства (250–125 до н.э.), с голубые глаза, вооруженные копьем и головные уборы, похожие на диадему ; над ним изображен кентавр из греческой мифологии, распространенный мотив в эллинистическом искусстве. Правое изображение : раскрашенная глина и алебастр голова зороастрийского священника в отличительном бактрийском головном уборе, Тахти-Сангин, Таджикистан, III - II века до нашей эры Изображение слева : золотая монета Диодота, ок. 250 г. до н. Э.. Изображение справа : варварская копия монеты Евтидема I из области Согдианы; легенда на реверсе написана арамейским письмом.

Теперь независимая и воинственная Согдиана, во главе с Бессом, сатрапом Ахеменидов из Бактрия и претендент на престол после убийства Дария III в его македонской греческой армии, образовал приграничный регион, изолирующий ахеменидских персов от кочевники скифы на север и восток. Согдийская скала или скала Ариамаз, крепость в Согдиане, была захвачена в 327 г. до н.э. войсками Александра Македонского, василевса Македонской Греции и завоеватель Персидской империи Ахеменидов. Оксиартес, согдийский дворянин из Бактрии, надеялся сохранить свою дочь Роксану в безопасности в крепости Согдийской скалы, но после ее падения Роксана вскоре была женился на Александре как на одной из его нескольких жен. Роксана, согдиец, чье имя Рошанак означает «маленькая звезда», была матерью Александра IV Македонского, который унаследовал трон своего покойного отца в 323 г. до н.э. (хотя империя вскоре была разделена в войнах . диадохов ).

После длительной кампании по подавлению согдийского сопротивления и основанию военных постов, укомплектованных его македонскими ветеранами, Александр объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию. Согдийский дворянин и вочальник Спитамен. (370–328 до н.э.), объединившись со скифскими племенами, возглавил восстание против войск Александра. Это восстание было подавлено Александром и его полководцами Аминта, Кратером и Коэном, с помощью местных бактрийских и согдийских войск. После заражения скифских и согдийских повстанцев Спитамен, как утверждается, был предан собственной женой и обезглавлен. чтобы воспрепятствовать дальнейшему восстанию Это включало Апама, дочь r мятежного Спитамена, который женился на Селевке I Никаторе и родил ему сына и будущего насле дника на престол Селевкидов. Согласно римскому историку Аппиану, Селевк I назвал в ее честь три новых эллинистических города в Азии (см. Апамея ).

Военная мощь согдийцев так и не восстановилась. Впервые Согдиана вошла в состав Эллинистическое Греко-Бактрийское царство, отколовшееся государство от империи Селевкидов, основанное в 248 г. до н.э. Диодотом I примерно на столетие. Евтидем I, бывший сатрап Согдианы, по-видимому, удерживал территорию Согдианы в соперника, претендующего на греко-бактрийский престол; его монеты были позже скопированы на месте и имели арамейские надписи. царь Евкратид I, возможно, временно восстановил власть над Согдией. В конце концов, эта территория была занята кочевниками, когда скифы и юэчжи захватили ее около 145 г. до н.э. С тех пор примерно до 40 г. до н.э. юэчжи чеканили монеты, имитирующие и все еще имеющие изображения греко-бактрийских царей Евкратид а I и Гелиокла I, но вскоре они начали чеканить уникальные монеты с их собственными правителями в прелюдии к утверждению в качестве мировой державы в Кушанской империи.

Американский историк Гомер Х. Дубс высказал предположение, что потерянный легион из римской армии из Красс, сражавшийся в Каррах, столкнулся и даже сражался с китайской армией династии Хань в регионе:

... [В 36 г. до н.э.] хань экспедиция в Центральную Азию, к западу от реки Яксарт, очевидно, встретил и победил отряд римских легионеров. Римляне, возможно, были порабощенными остатками армии Красса, побежденными парфянами и вынужденными сражаться на их восточной границе. Согдиана (современная Бухара ), к востоку от реки Оксус, на реке Политиметус, была, по-видимому, самым восточным прорывом, когда-либо сделанным римскими войсками в Азии. Пределом китайской победы, по-видимому, стали их арбалеты, чьи стрелы и стрелы, кажется, легко пробовали римские щиты и доспехи.

Однако эта интерпретация оспаривалась такими учеными, как Шайлер. В. Камманн.

Средняя Азия и Шелковый путь

Изображение : фрагмент слева согдийского шелка парчи, датированный ок. 700 г. нашей эры. Правое изображение : и согдийский серебряный винный кубок с ртутью позолотой, 7 век нашей эры левое изображение : Китайская Восточная Хань (25–220 гг. Н.э.) керамическая статуэтка согдийского караванного лидера Шелкового пути, в отличительной согдийской шапке. Правое изображение : Серая керамическая фигурка согдийского жениха, китайца династии Тан, 7 век нашей эры

Большинство торговцев не путешествовали весь Шелковый путь, но будет торговать через посредников в городах-оазисах, таких как Хотан или Дуньхуан. Однако согдийцы создали торговую сеть на расстоянии 1500 миль от Согдианы до Китая. Фактически, согдийцы направили свою энергию на торговлю настолько, что саки Хотанского царства называли всех купцов сули, «согдийцами», независимо от культуры или этнической принадлежности. В отличие от античных империй, Согдийская область не была территорией, ограниченными ограниченными границами, а скорее сетью городов-государств, от одного оазиса к другому, связывающих Согдиану с Византией, Индия, Индокитай и Китай. Контакты Согдии с Китаем были инициированы посольством китайского исследователя Чжан Цянь <>во время правления императора У (годы правления 141–87 гг. До н.э.) бывшей династии Хань. Чжан написал отчет о своих посещениях западных регионов Центральной Азии и назвал область Согдианы как «Канджу ".

Изображение слева : Согдийские мужчины пируют и едят на банкете, с настенной росписи Пенджикент, Таджикистан, 7 век нашей эры. Правое изображение : Фрагмент фрески из Варахша, 6-я века нашей эры, показано всадники на слонах сражающиеся тигры и монстры.

После посольства Чжан Цяня и его доклад коммерческие отношения Китая со Средней Азией и Согдианой процветали, так как многие китайские миссии были повсюду в I веке до нашей эры. В его Шидзи, опубликованном в 94 г. до н.э., китайский историк Сыма Цянь заметил, что «самое большое из этих посольств в иностранных государствах насчитывало несколько сотен человек, в то время как даже небольшое количество насчитывало более 100 членов... В года будет разослано от пяти до шести или более десяти партий ". Что касается торговли шелком, согдийцы также служили основные посредники между Китайской империей Хань и Парфянской империей Ближнего Востока и Западной Азии. Согдийцы играли важную роль в развитии торговли между Китаем и Центральной Азией по Шелковому пути еще в X веке, их язык служил lingua franca для азиатской торговли еще в IV веке.

Изображение слева : Саньцай глазированная статуэтка, изображающая согдийца с мехом, китайская династия Тан, ок. 675–750 гг.. Изображение справа : керамическая фигурка согдийского купца в северном Китае, династия Тан, 7 век нашей эры Изображение слева : согдийская монет а, 6 век, Британский музей. Изображение справа : Согдийская монета с влиянием Китая, из Келпин, 8 век, Британский музей

После их господства После Александра Македонского согдийцы из города Мараканда (Самарканд ) стали доминирующими как странствующие купцы, заняв ключевое положение на древнем Шелковом пути. Они сыграли активную роль в распространении таких религий, как манихейство, зороастризм и буддизм вдоль Шелкового пути. Китайский Суй Шу (Книга Суй ) описывает согдийцев как «умелых купцов», которые привлекали на свою землю множество иностранных торговцев, чтобы они занимались коммерцией. Китайцы описывали их как прирожденных торговцев, которые в раннем возрасте учились коммерческим навыкам. Из источников, таких как документы, найденные сэром Аурелом Стейном и другими, явствует, что к IV веку они могли монополизировать торговлю между Индией и Китаем. Письмо согдийских купцов, датированное 313 г. н.э. и найденное в руинах сторожевой башни в Ганьсу, предназначалось для отправки купцам в Самарканде с предупреждением, что после Лю Цун из Хань Чжао разграблен Лоян, а император Цзинь бежал из столицы, индийских и согдийских купцов там не было. Кроме того, в 568 году нашей эрычтобы получить разрешение на торговлю, и в последующие годы коммерческой деятельности между государствами процветала, турко-согдийская отправилась к римскому императору в Константинополь, чтобы получить разрешение на торговлю, и в последующие годы коммерческой деятельности между государствами процветала. Проще говоря, согдийцы доминировали в торговле на Шелковом пути со II века до нашей эры до X века.

Суяб и Талас в современных Кыргызстане были использованы Согдийские центры на севере, преобладали на караванных путях 6-8 веков. Их коммерческие интересы были защищены возродившейся военной мощью Гектюрков, империя которых была построена на политическиеи клана Ашина и экономическом влиянии согдийцев. Согдийская торговля, с некоторыми перерывами, продолжалась и в IX веке. Например, верблюды, женщины, девушки, серебро и золото были захвачены из Согдианы во время набега Капагана Кагана (692–716), правителя Второго тюркского каганата. В 10 веке Согдиана была включена в состав Уйгурской империи, которая до 840 охватывала север Средней Азии. Этот каганат получал огромные поставки шелка из танского Китая в обмен на лошадей, в свою очередь полагаясь на согдийцев, которые продавали большую часть этого шелка дальше на запад. Питер Б. Голден пишет, что уйгуры не приняли систему письма и религиозные верования согдийцев, такие как манихейство, буддизм и христианство, но также смотрели на согдийцев как на "наставники", постепенно заменяя их в роли торговцев Шелкового пути и распространителей культуры. Мусульманские географы 10 века опирались на согдийские записи, датируемые 750–840 годами. После конца Уйгурской империи согдийская торговля пережила кризис. После ведущего мусульманского завоевания Трансоксианы в 8 веке Саманиды возобновили торговлю на северо-западной дороге, к хазарам и Уралу а северо-восточный - к соседним тюркским племенам.

В течение 5-го и 6-го веков многие согдийцы поселились в коридоре Хекси, где они сохранилище автономию с точки зрения управления и имели назначенного уполномоченного лица администратор, известный как сабао, что предполагает их для социально-экономической структуры Китая. Влияние Согдии на торговлю в Китае также проявляется в китайском документе, в котором налоги, уплаченные с караванной торговли в регионе Турфан, показано, что двадцать девять из триати пяти торговых сделок были связаны с согдийскими купцами. тринадцати из этих случаев и покупатель, и продавец были согдийцами. Торговые товары, привезенные в Китай, включающие виноград, люцерну и сасанидское серебро, а также стеклянную тару, средиземноморские кораллы, латунные буддийские изображения, римскую шерстяную ткань и Балтийский янтарь. Их обменивали на китайскую бумагу, медь и шелк. В VII веке китайский буддийский паломник Сюаньцзан с одобрением отметили, что согдийских мальчиков учили читать и писать в возрасте пяти лет, хотя их умение было обращено на торговлю, разочаровав ученых Сюаньцзана. Он также записал, что согдийцы работали в других сферах, таких как земледельцы, ковроткачи, стеклодувы и резчики по дереву.

Торговля и дипломатия с Византийской империей

Исторические знания о Согдиане несколько туманны в период Парфянская империя (247 г. до н.э. - 224 г. н.э.) в Персии. Последующая Сасанидская империя в Персии завоевала и включила Согдию в качестве сатрапии в 260, надпись, относящаяся к правлению Шапура I, отмеченная, что ее пределы сформировали северо-восточные границы Сасанидов с Кушанской империей.. Однако к V веку этот регион был захвачен соперником империи эфталитов.

вскоре после контрабанды яиц тутового шелкопряда в Византийскую империю из Китая христианскими монахами-монахами-монахами., византийский историк 6 века Менандр Протектор пишет о том, как согдийцы пытались установить прямую торговлю китайским шелком с Византийской империей. После заключения союза сасанидским правителем Хосровом I, чтобы победить империю эфталитов, Истами, Гёктюрк правитель Первого тюркского каганата, к нему обратились согдийские купцы с просьбой разрешить аудиенцию у сасанидского царя царей за привилегию путешествовать по персидским территориям для торговли с византийцами. Истеми отклонил первую просьбу, но когда он удовлетворил вторую и послал согдийское посольство к царю Сасанидов, последний отравил членов посольства. Мания, согдийский дипломат, убедил Истеми направить посольство непосредственно в столицу Византии Константинополь, которое прибыло в 568 году и предложило не только шелк в подарок византийскому правителю Юстину II, но и используя союз Сасанидов против Персии. Юстин II согласился и отправил посольство в Тюркский каганат, обеспечив прямую торговлю шелком, желаемую согдийцами.

Однако, что прямая торговля согдийцами оставалась ограниченной из-за небольшого количества Римские и византийские монеты найдены на археологических памятниках Средней Азии и Китая, относящихся к этой эпохе. Хотя римские посольства очевидно достигли ханьского Китая с 166 г. н.э., и их древние римляне импортировали китайский шелк, в то время как китайцы династии Хань импортировали римскую стеклянную посуду, обнаруженную в могилы, Валери Хансен ( 2012 г.) писала, что нет римских монет из Римской республики (507–27 до н.э.) или Принципата (27 г. до н.э. - 330 г. н. э.) эпохи Римской империи были обнаружены в Китае. Однако уорвик Болл (2016) переворачивает это представление на клад из шестнадцати римских монет, найденный в Сиань, Китай (ранее Чанъань ), датируемые правлением императоров от Тиберия (14–37 гг. н. э.) до Аврелиана (270–275 гг. н. э.). Самые ранние золотые солидные монеты из Восточной Римской империи, найденные в Китае, к правлению византийского императора Феодосия II (годы правления 408–450), и всего лишь сорок восемь из них имеют были были найдены (по сравнению с тринадцатью сотнями серебряных монет) в Синьцзяне и остальной части Китая. Использование серебряных монет в Турфане сохранялось еще долгое время после Танской кампании против Караходжи и китайского завоевания 640 года, с новым переходом на китайских бронзовых монет с течением времени. 7 века. Тот факт, что эти восточно-римские монеты почти всегда находили с сасанидскими персидскими серебряными монетами, а золотые восточно-римские монеты использовались больше в качестве церемониальных предметов, таких как талисманы. Большой Иран в торговле Китайского Шелкового пути в Центральной Азии по Восточным Римом.

Согдийские купцы, генералы и государственные деятели Императорского Китая

Изображение слева : согдийские доноры преклонили колени перед Будда (фреска, с деталями), Пещеры Тысячи Будд Безеклик, около Турфана в восточной Таримской котловине, Китай, VIII век. Изображение справа : каменные ворота и ложе гробницы Ань Цзя (安伽), согдийского дворянина периода Северного Чжоу (557–581 гг. Н.э.), раскопаны в Чанге. ан (современный Сиань ), Китай; Ань Цзя носил титул Сарпав префектуры Тунчжоу и отвечал за коммерческие дела иностранных купцов из Средней Азии, которые вели дела в Китае; каменные ворота окружены двумя львами, а на горизонтальной табличке высечена сцена жертвоприношения в соответствии с зороастризмом

Помимо согдийцев Центральной Азии, которые являются посредниками в торговле на Шелковом пути другие согдийцы поселились в Китае на протяжении всего поколений. Хотя многие согдийцы бежали из Лояна после падения контроля династии Цзинь над северным Китаем в 311 году нашей эры, некоторые согдийцы продолжали жить в Ганьсу. Согдийские семьи, проживающие в Ганьсу, создали надгробные эпитафии, объясняющие историю их прославленных домов. Например, сабао (薩 保, от санскрит сартхаваха, что означает лидер каравана) из Аньси (западная Согдиана или Парфия ), который жил в Цзюцюань во время Северной Вэй (386 - 535 гг. Н.э.), был предком Тугэна, человека, который вырос от простого торговца и стал высокопоставленным государственным министром Северной Ци (550 - 577 гг. Н.э.). Валери Хансен утверждает, что примерно в это время и во времена династии Тан (618 - 907 гг. Н.э.) согдийцы стали самой влиятельной из некитайских групп, проживающих в Китае », расселяясь по всей территории Китая Китайские женщины покупают землю вместе с новоприбывшими, постоянно там живут, вместо того, чтобы вернуться на родину в Согдиану. Они были сосредоточены в больших количествах вокруг Лояна и Чанъаня, а также Сянъян в современном Хубэе, строй зороастрийские храмы до обслуживают свои общины, когда они достигают порога примерно в 100 домашних хозяйств. С периода Ци до Танского лидеры этих сообществ, сабао, были включены в официальную иерархию государственных чиновников. В их погребальных обрядах обе китайские формы, такие как резные надгробные ложа, сочетаются с зороастрийскими представлениями, такими как отделение тела от земли и воды.

Два буддийских монаха на фреске Безеклик Пещеры Тысячи Будд около Турфана, Синьцзян, Китай, 9 век нашей эры. Альберт фон Ле Кок (1913) предположил, что голубоглазый, рыжеволосый монах был тохарцем, однако современные известные похожие Кавказские фигуры из того же пещерного храма (№ 9), что и этнические согдийцы, которые нарушают Турфане во время династии Тан в 7-8 веках и Уйгурское правление (IX - XIII века).

Помимо того, что согдийцы были купцами, монахами и правительственными чиновниками, они также служили солдатами в вооруженных силах Тан. Ань Лушань, чей отец был согдийцем, а мать - гоктурк, дослужилась до должности военного губернатора (дзедуши ) на северо-востоке, прежде чем возглавить восстание Ань Лушань (755 - 763 н.э.), которое раскололо лояльность согдийцев в Китае. Восстание Ань Лушаня поддержало многие согдийцы, и после этого многие из них были убиты или сменили имена, чтобы избежать своего согдийского наследия, так что с тех пор мало известно о согдийском наследии в Северном Китае. После восстания согдийцы продолжали активно торговать в Китае, но многие из них были вынуждены скрывать свою этническую принадлежность. Известным случаем был Ань Чунчжан, военный министр и герцог Лян, который в 756 г. попросил императора Тан Сузуна разрешить ему изменить свое имя на Ли Баою из-за его стыдно разделить ту же фамилию с лидером повстанцев. Это изменение фамилий было применено задним числом для всех членов его семьи, так что его предки также получили фамилию Ли.

во время Тан и последующих пяти династий и династий Сун, большая община согдийцев также существовала в мультикультурном антрепоте Дуньхуана, Ганьсу, главном центре буддийского образования и пристанище буддийских пещер Могао. Хотя Дуньхуан и Коридор Хэси были захвачены Тибетской Империей после восстания Ань Лушань, в 848 году этнический китайский генерал Чжан Ичао (799–872) сумел побороть контроль над регион от тибетцев во время их гражданской войны, основание округа Гуйи при императоре Сюаньцзуне Танского (годы правления 846–859). Хотя регион иногда попадал под власть разных государств, он сохранял многоязычный характер, о чем свидетельствует обилие рукописей (религиозных и светских) на китайском и тибетском, а также Согдийский, хотанский (другой восточноиранский язык, родной регион ), уйгурский и санскрит.

Из китайских фамилий, перечисленных в манускрипте Дуньхуан эпохи Тан Pelliot chinois 3319V (содержащий следующий текст: 石定信 右 全 石 丑 子 石 定 奴 福 張 丑 子李千子 李定信), названия девяти кланов Чжаау (昭武 九姓), известных этнических согдийских общин Китая, были выведены. Каждый «клан» указывает на свое место рождения, поскольку согдийцы были из разных городов-государств и использовали название своего родного города в качестве своей китайской фамилии. Из них наиболее распространенной согдийской фамилией по всему Китаю была Ши (石, обычно дается выходцам из Чача, современный Ташкент ), тогда как фамилии Шу (史, из Кеша, совр. Шахрисабз ), Ан (安, из Бухары), Ми (米, из Пенджикент ), Канг (康, из Самарканд ), Као (曹, из Кабудхана, к северу от реки Зеравшан ) и Хэ (何, от Kushaniyah) часто встречается в рукописях и реестрах Дуньхуана. Влияние китаизированных и многоязычных согдийцев в этот период Гуйицзюнь (歸義軍) (ок. 850 - ок. 1000 г. н.э.) Дуньхуана очевидно в большом количестве рукописей, написанных китайскими иероглифами слева направо, а не вертикально, что отражает направление чтения согдийского алфавита. Согдийцы Дуньхуана также обычно объединялись в мирские ассоциации среди своих местных общин, собираясь в принадлежащих согдийцам тавернах на запланированные собрания, упомянутые в их эпистолярных письмах. Согдийцы, жившие в Турфане при династии Тан и королевстве Гаочан, занимались различными занятиями, включая: сельское хозяйство, военную службу, живопись, изготовление кожи и продажу таких изделий, как изделия из железа. Согдийцы мигрировали в Турфан с 4-го века, но темпы миграции стали неуклонно расти с завоеванием Персии мусульманами и падением Сасанидской империи в 651 году, за которым последовало завоевание Самарканда исламом в 712 году.

Арабское мусульманское завоевание Средней Азии

Изображение слева : лев мотив на согдийской полихроме шелк, VIII век нашей эры, скорее всего, из Бухары. Изображение справа : кафтан, который носил всадник на Шелковом пути, VIII– 10 век нашей эры, Метрополитен-музей

Кутайба ибн Муслим (669–716), губернатор Большого Хорасана при д Омейядский халифат (661– 750), инициировавший мусульманское завоевание Согдианы в начале 8-го века, когда местный правитель Балха использовал ему помощь в качестве союзника Омейядов. Когда его преемник Аль-Джаррах ибн Абдаллах правил Хорасаном (717–719), многие коренные согдийцы, обратившиеся в ислам, начали восстать, когда они больше не были освобождены от уплаты налога с неуполномоченных лиц. Мусульмане, джизья, из-за нового закона, утверждающего, что доказательство обрезания и грамотности в Коране было необходимо для новообращенных. С помощью тюркских тюргешей согдийцы смогли изгнать омейядский арабский гарнизон из Самарканда, и попытки Омейядов там восстановить власть были отвергнуты до прихода Саида ибн Амра аль-Хараши (эт. 720–735). Согдийский правитель (т.е. ихшид ) Самарканда Гурак, ранее свергший проумейядского согдийского правителя Тархуна в 710 году, решил, что сопротивление ал- Большая арабская армия Хараши была бессмысленна, и после этого он убедил его последователей заявить о своей верности губернатору Омейядов. Диваштич (годы правления 706–722), согдийский правитель Пенджикента, привел свои войска к Зарафшанский хребет (близ современного Зарафшана, Таджикистан ), тогда как согдийцы следуют за Карзанджем, правителем Пая (современный Каттакурган, Узбекистан ), бежали в Княжество Фергана, где их правительство Ат-Тар (или Алутар) обещал им безопасность и убежище от Омейядов. Ат-Тар тайно сообщил аль-Хараши о согдийцах, скрывающихся в Худжанде, которые затем были убиты войсками аль-Хараши после их прибытия.

A Династия Тан Китайская керамика статуэтка согдийского купца верхом на бактрийском верблюде

Омейяды пали в 750 году до халифата Аббасидов, который быстро утвердился в Средней Азии после победы Битва при Таласе (вдоль реки Талас в современной Таласской области, Кыргызстан) в 751 году против китайской династии Тан. Этот конфликт случайно познакомил китайское производство бумаги с исламским миром. Культурные и политические разветвления этой битвы означали отступление Китайской империи из Средней Азии. Это также привело к возникновению империи Саманидов (819–999), персидского государства с центром в Бухаре (на территории современного Узбекистана ), которое номинально считало Аббасидов своим повелители, но сохранили большую автономию и поддержали торговое наследие согдийцев. согдийский язык постепенно уступил место персидскому языку Саманидов (предок современного таджикского языка ), разговорной речи известных поэтов и интеллектуалы того времени, как Фирдоуси (940–1020). Так же пришли в упадок и первоначальные религии согдийцев; Зороастризм, буддизм, манихейство и несторианское христианство исчезли в регионе к концу периода Саманидов. Саманиды также были ответственны за обращение окружающих тюркских народов в ислам, что предвещало завоевание их империи в 999 году исламской тюркской властью, Кара-Ханидским ханством (840–1212).

В начале 13 века на Хорезмию вторглись ранняя Монгольская империя и ее правительство Чингисхан разрушили когда-то яркие города Бухара и Самарканд. Однако в 1370 году Самарканд пережил возрождение как столица империи Тимуридов. тюрко-монгольский правитель Тимур силой привез в Самарканд ремесленников и интеллектуалов со всей Азии, превратив его не только в торговый центр, но и в один из важнейших городов исламского мира.

Язык и культура

VI век считается пиком согдийской культуры, судя по его высокоразвитой художественной традиции. Эти моменту согдийцы закрепились в своей роли центральноазиатских страновых и торговых торговцев, передающих товаров, культуру и религию. В средневековье, долина Зарафшана вокруг Самарканда сохранила свое согдийское название - Самарканд. Согласно Британской энциклопедии, средневековые арабские географы считали его одним из четырех прекраснейших регионов мира. Там, где согдийцы переселялись в большом количестве, их язык оказал большое влияние. Например, во время китайской династии Хань, местное название города-государства Таримского бассейна Лоулан было «Крорайна», возможно от греческого из-за близкое эллинистическое влияние. Однако году столетия спустя, в 664 году нашей эры, китайский монах Тан Сюаньцзан назвал его «Нафупо» (納 縛 溥), что, по словам доктора Хисао Мацуда, является транслитерацией согдийского Навапа, означающего «новая вода».. "

Искусство

Роспись Афрасиаба 6-7 веков в Самарканде, Узбекистан, представил собой редкий сохранившийся образец согдийского искусства. Картины, изображающие сцены повседневной жизни и такие события, как Например, буддийские согдийцыили некоторые из своих иранских божеств в свою версию буддийского панийскоготеона в Жсу, также способствовалоствовало тому, что служила какая-либо из этих дворцовых резиденций официальными дворцами правителей. пониманию историками их религиозных убеждений., согдийские позолоченные бронзовые бляшки на буддийском храме изображают сочетание мужского и женского божества с протянутыми рунами ками, большим миниатюрным верблюда, распространенное небуддийское изображение, которое также встречается на картине Самарканда и Пенджикента.

Язык

Изображение слева : Надпись «Бугут » из Монголии, написано вскоре после 581 г. н.э. согдийским алфавитом и поручено Первым тюркским каганатом рассказать историю их правления Гоктурк ханов. Изображение справа : контракт , написанный на китайском языке из династии Тан в Турфане, в котором записана покупка 15-летнего раба за шесть рулонов простого шелка и пять Китайские монеты, датированные 661 годом

Согдийцы говорили на восточноиранском языком, называемым согдийским языком, который используется с бактрийским, хорезмийским и Хотанский язык Сака, широко распространенные восточно-иранские языки C Центральная Азия в древности. Согдийский язык также занимает видное место в оазисе городе-государстве Турфан в регионе Таримского бассейна на Северо-Западном Китае (в современном Синьцзян ). Судя по согдийской бугутской надписи из Монголии, написанной ок. 581 г. согдийский язык был также официальным языком Первого тюркского каганата, основанного гоктурками.

. Согдийский язык был написан в основном на трех письменах: согдийский алфавит, сирийский алфавит и манихейский алфавит, каждый из которых происходит от арамейского алфавита, который широко использовался как в Ахеменидах, так и в парфянском империи древнего Ирана. Согдийский алфавит лег в основу Старого уйгурского алфавита VIII века, который, в свою очередь, был использован для создания монгольского письма начала Монгольской империи в период 13 век.

Ягнобский народ, проживающий в Согдийской области Таджикистана, до сих пор говорит на диалекте согдийского языка. Ягноби в степени является продолжением средневекового согдийского диалекта из региона Осрушана западной Ферганской долины. Подавляющее большинство других согдийцев ассимилировалось с другими местными группами, как бактрийцы, хорезмийцы и, в частности, с персами и стали говорить по-персидски. В 819 году персы основали в этом регионе империю Саманидов. Они среди предков современных таджиков. Многочисленные согдийские родственные можно найти на современном таджикском языке, хотя последний западноиранским языком.

Одежда

Левое изображение : мужской манекен, изображающий средневековье одежду для согдийских мужчин из Пенджикент, Национальный музей Таджикистана, Душанбе. Изображение справа : женский манекен, показывающий средневековую одежду согдийских женщин из Афрасиаб (Самарканд), Национальный музей Таджикистана, Душанбе

Раннесредневековые согдийские костюмы можно разделить на два периода: эфталитский (V и VI века) и тюркский (VII и начало VIII веков).). Последнее не стало обычным явлением сразу после политического господства гектюрков, а только в ок. 620 г., когда, особенно после западно-тюркских каганов реформ Тон-джазбгу, Согд был тюркизирован, и местная знать была официально включена в управление каганатом.

Для обоих мужчин и женщин была плотно прилегающая, ценились узкие талии и запястья. Силуэты для взрослых мужчин и молодых девушек подчеркнуты широкими плечами и заужены к талии; силуэты женщин-аристократок были более сложными. В последующие столетия согдийская одежда претерпела полный процесс исламизации, и лишь немногие из ее оригинальных элементов остались. Вместо них стали более распространенными тюрбаны, кафтаны и пальто с рукавами.

Религиозные верования

согдийцы, изображенные на китайском согдийском саркофаге династии Северная Ци (550–577 гг. Н.э.) Изображение слева : VIII век династия Тан китайская глиняная фигурка согдийского человека в характерной шапке и вуали на лице, возможно всадник на верблюде или даже зороастрийский священник, участвующий в ритуале в огненном храме, так как маска для лица использовалась во избежание заражения священного огня дыханием или слюной; Музей восточного искусства (Турин), Италия.. Изображение справа : Китайские династии Тан статуи согдийских купцов согдийцев в религиозной процессии, гробница V - VI веков, обнаруженная в городе Дун-Ван.

Согдийцы исповедовали религиозных верований. Однако, скорее всего, их основной религией был зороастризм, о чем свидетельствуют вещественные доказательства. Например, обнаружение фресок, изображающих служителей, делающих предложения перед огнями и оссуариями из Самарканда, Пенджикента и удерживающих кости умерших в соответствии с зороастрийским ритуалом. В Турфане согдийские захоронения имели сходные черты с традиционными китайскими обычаями, но все же в них сохранялись основные зороастрийские ритуалы, такие как , позволяющие очищать тела мусормищика перед закапыванием костей в оссуарии. Они также приносили в жертву животных зороастрийским божествам, в том числе верховному божеству Ахура Мазда. Зороастризм оставался доминирующей религией согдийцев до исламского завоевания, когда они постепенно обратились в ислам, как показывает "кривая обращения" Ричарда Буллиета

Согдий религиозные тексты, найденные в Китае и относящиеся к северным династиям, Суй и Тан в основном являются буддистами (в переводе из китайских источников), манихеями и несторианскими христианами, и лишь незначительное меньшинство составляют Зороастрийские тексты. Но гробницы согдийских купцов в Китае, датируемые последней третью VI века, демонстрируют преимущественно зороастрийские мотивы или зороастрийско-манихейский синкретизм, тогда как археологические находки из Согдианы выглядят довольно иранскими и консервативно зороастрийскими.

Однако согдийцы олицетворяли собой религиозное объединение на торговых путях. Самая большая часть согдийских текстов - буддийские, и согдийцы были одними из основных переводчиков буддийских сутр на китайский язык. Однако в самой Согдиане буддизм не прижился. Кроме того, монастырь Булайик к северу от Турфана содержал согдийские христианские тексты, а в Согдиане есть многочисленные манихейские тексты из соседнего Кочо. Реконверсия согдийцев от буддизма к зороастризму совпала с принятием зороастризма империей Сасанидов в Персии. Начиная с 4 века и далее, согдийские буддийские паломники оставляли после себя свидетельства своих путешествий по крутым скалам реки и долины Хунза. Именно здесь они вырезали изображения Будды и святых ступеней в дополнение к своим полным именам в надежде, что Будда предоставит им свою защиту.

Согдийцы также исповедовали веру манихейство, веру, которую они распространили среди уйгуров. Уйгурский каганат (744–840 гг. Н.э.) установил тесные связи с Танским Китаем после того, как они помогли Тану подавить восстание Ань Лушаня и его преемника Гёктюрка Ши Симинга, установил ежегодную торговлю соотношением миллиона болтов китайского шелка на сто тысяч лошадей. Уйгуры полагались на согдийских купцов, чтобы продавать большую часть этого шелка дальше на запад вдоль Шелкового пути, симбиотические отношения, которые привели многих уйгуров к принятию манихейства от согдийцев. Однако свидетельства манихейских литургических и канонических текстов согдийского происхождения остаются фрагментарными и скудными по сравнению с их корпусом буддийских писаний. Уйгуры также были последователями буддизма. Например, их можно увидеть в шелковых одеждах в сценах праидхи на уйгурских буддийских фресках Безеклик Синьцзяна, Китай, в роли в сцене 6 из Храма 9, показывающей согдийских жертвователей Будде.

в Помимо пуранических культов, в Согдиане было известно пять индуистских божеств, которым поклонялись. Это были Брахма, Индра, Махадева (Шива), Нараяна и Вайшравана ; боги Брахма, Индра и Шива были известны под своими согдийскими именами, и, соответственно. Дурга, богиня-мать в шактизме, может быть представлена ​​в согдийском искусстве как четырехрукая богиня верхом на льве. Как видно на фреске 8-го века из Пенджикента, переносные огненные алтари могут быть «связаны» с Махадева -Вешпаркаром, Брахма-Зраваном и Индра-Абдабом, согласно Браджа Бихари Кумар..

Среди согдийских христиан, известных в Китае по надписям и текстам, был Ань Йена, христианин из страны (Бухара). Ми Цзифэнь - христианин из страны Ми (Маймург), Кан Чжитун - согдийский христианский священнослужитель из страны Кан (Самарканд), Ми Сюаньцин - согдийский христианский священнослужитель из страны Ми (Маймург), Ми Сюаньинг, согдийский христианский христианский Ань Цинсу, согдийский христианский монах из страны (Бухара).

При посещении Юань-эра Чжэньцзян, Цзянсу, Китай в конце 13 века венецианский исследователь и купец Марко Поло заметил, что здесь было построено большое количество христианских церквей. Его заявление подтверждено китайским текстом XIV века, в котором объясняется, как согдиец по имени Мар-Саркис из Самарканда основал шесть несторианских христианских церквей в дополнение к одной в Ханчжоу во второй половине 13 века. Несторианское христианство существовало в Китае раньше, во времена династии Тан, когда персидский монах по имени Алопен прибыл в Чанъань в 653 году, чтобы прозелитировать, как описано в двойном китайском и сирийском языках. язык надпись из Чанъань (современный Сиань), датированная 781 годом. В сирийской надписи есть список священников и монахов, одного из которых зовут Гавриил, архидьякон из «Xumdan» и «Sarag», согдийские названия столиц Китая Чанъань и Лоян Что касается текстового материала, то самые ранние христианские евангельские тексты , переведенные на согдийский, совпадают с периодом правления сасанидского персидского монарха Йездигерда II (годы правления 438 –457). И были переведены с Пешитты, стандартная версия Библии в сирийском христианстве.

Торговля и работорговля

Согдийский позолоченный серебряное блюдо с изображением тигра, с явным персидским сасанидского искусства и изделий из серебра, 7-8 вв. Н.э. Фигурная голова Шелкового пути, вероятно, согдийцы, китайцы династия Суй (581–618), музей Чернуски, Париж

Рабство существовало в Китае с древних времен, хотя во времена династии Ха нь доля рабов по отношению к общему населению составляет примерно 1%, что намного ниже, чем оценка для современного греко-римского мира (по оценкам, около 15% от всего населения ). В период Тан рабам не разрешался жениться на дочери простолюдина, не разрешалось вступать в сексуальные отношения с женщинами из семьи их хозяина, и хотя блуд с рабынями запрещался кодексом законов Тан это было широко практиковалось. Освобождение также разрешалось, когда рабыня рожала сына своего хозяина, что позволяло ей повысить законный статус простолюдинки, но она могла жить только как наложница, а не как жена своего бывшего хозяина.

Согдийские и китайские купцы регулярно торговали рабами в Турфане и его окрестностях во время династии Тан. Турфан при правлении династии Тан был центром основной коммерческой деятельности между китайскими и согдийскими купцами. В Турфане было много постоялых дворов. Некоторые из них предоставили согдийским секс-работникам возможность обслуживать торговцев Silk Road, поскольку официальные источники сообщают, что в Куче и Хотане были рынки для женщин. Контракт на согдийском языке, похороненный на кладбище Астана, показывает, что по крайней мере один китаец купил согдийскую девушку в 639 году нашей эры. Один из археологов, проводивших раскопки на территории Астаны, У Чжэнь, утверждает, что, хотя многие семьи вдоль Великого шелкового пути покупали отдельных рабов, как мы можем видеть в более ранних документах из Нии, документы Турфана указывают на массовое увеличение объемов работорговля. В 639 году согдийская рабыня была продана китайцу, как записано в Астане кладбищенском правовом документе, написанном на согдийском языке. Хотан и Куча были местами, где обычно продавали женщин, с достаточным количеством свидетельств работорговли в Турфане благодаря сохранившимся современным текстовым источникам. В Танской поэзии согдийские девушки также часто появляются в качестве служанок в тавернах и гостиницах столицы Чанъань.

Согдийские рабыни и их китайские хозяева-мужчины сделали составляла большинство пар согдийских женщин и китайцев, в то время как свободные согдийские женщины были наиболее частыми супругами согдийских мужчин. Меньшее количество китаянок было связано с элитными согдийскими мужчинами. Согласно существующим документам, согдийские пары мужчины и женщины составляли восемнадцать из двадцати одного брака.

Документ, датированный 731 годом нашей эры, показывает, что ровно сорок рулонов шелка были уплачены некоему Ми Лушану, работавшему с рабами Согдийский, сделанный китайцем по имени Тан Жун (唐榮) из Чанъань, за покупку одиннадцатилетней девочки. Человек из Сичжоу, тохаристанец (т. Е. Бактриец), и трое согдийцев подтвердили факт продажи девушки.

Современная историография

В 1916 году французский синолог и историк Пол Пеллиот использовал китайские манускрипты Тан, раскопанные в Дуньхуане, Ганьсу, чтобы идентифицировать древнюю согдийскую колонию к югу от Лоп Нур в Синьцзяне (Северо-Западный Китай), которая, как он утверждал, была база распространения буддизма и несторианского христианства в Китае. В 1926 году японский ученый Кувабара собрал доказательства для согдийцев в китайских исторических источниках, а к 1933 году китайский историк Сян Да опубликовал свою книгу «Тан Чанъань и культура Центральной Азии», в которой подробно описывалось влияние Согдии на социальную религиозную жизнь Китая в столице Китая эпохи Тан.. Канадский китаевед Эдвин Г. Пуллибланк опубликовал в 1952 году статью, демонстрирующую наличие согдийской колонии, основанной в шести префектурах Ху в петле Ордос во время китайского Танского периода, состоящей из согдийцев и Тюркские народы, переселившиеся из монгольской степи. Японский историк Икедаон написал в 1965 году статью, в которой излагает историю согдийцев, населявших Дуньхуан, с начала 7 века, анализируя списки их китаизированных имен и роль зороастризма и буддизма в их религиозной жизни. Ёсида Ютака и Кагеяма Эцуко, японские этнографы и лингвисты согдийского языка, смогли восстановить согдийские имена на основе сорока пяти различных китайских транслитераций, отметив, что эти были обычным явлением в Турфане, тогда как согдийцы, жившие ближе к центру китайской цивилизации, на протяжении поколений переняли традиционные китайские имена.

Известные согдийцы

Чеканку монеты Хунака, царя Бухары, начало VIII века, с изображением коронованного царя на аверсе и зороастрийский огненный жертвенник на реверсе этнических ягнобских детей <534 г.>Таджикистан ; народ ягнобов говорит на языке, который является прямым потомком средневекового согдийского. сцены пранидхи, храма 9 (пещера 20) пещер Тысячи Будд в Безеклике, Турфан, Синьцзян, Китай, 9 век нашей эры, с преклоненными фигурами, молящимися перед Буддой, Альберт фон Ле Кок предположил, что это Персидский народ (нем. "Perser"), отмечая их кавказские черты лица и зеленые глаза, и сравнивая шляпу человека слева (в зеленом халате) к головной убор, который носили сасанидские персидские князья. Однако современные ученые определили сцены пранидхи того же храма (№ 9) как изображающие согдийцев, которые населяли Турфан как этническое меньшинство в периоды китайского танца (7-8 вв. век) и уйгурское правление (IX – XIII века).

Диаспоры

См. также

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с согдийцами.
В Викигиде есть путеводитель по Согдиане.

Координаты : 40 ° 24′N 69 ° 24′E / 40,4 ° N 69,4 ° E / 40,4; 69.4

Последняя правка сделана 2021-06-08 08:29:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте