Даюань

редактировать
Даюань (в Фергане ) была одной из трех высокоразвитых цивилизаций Средняя Азия около 130 г. до н.э., вместе с Парфией и Греко-Бактрией, согласно китайскому историческому труду Книга Хань.

Дайюань ( или Тайуань ;китайский : 大宛 ; пиньинь : Даюань; букв. : «Великие ионийцы ») - китайский экзоним для страны, существовавшей в Ферганской долине в Средней Азии, описанной в китайских исторических трудах Записок великого историка и Книга Хань. Он упоминается в рассказах известного китайского исследователя Чжан Цяня в 130 г. до н.э. и многочисленных посольств, которые следовали за ним в Среднюю Азию. Общепринято, что страна Даюань относится к Ферганской долине, контролируемой греческим полисом Александрией Эшате (современное Худжанд, Таджикистан ).

Эти китайские отчеты описывают "дауань" как городских жителей с кавказскими чертами, живущих в городах, обнесенных стеной, и имеющих "обычаи, идентичные обычаям Даксии " или Греко-бактрийцы, эллинистическое царство, правившее Бактрией в то время в сегодняшнем северном Афганистане. Даюань также описываются как производители и большие любители вина.

Даюань были потомками греков, насильственно переселенных в этот район Персидской империей, а также последующими Греческие колонисты, которые были заселены Александром Великим в Фергане в 329 г. до н.э. (см. Alexandria Eschate ), процветали в эллинистическом царстве Селевкиды и греко-бактрийцы, пока они не были изолированы миграциями юэчжи около 160 г. до н.э. и скифов в 140 г. Это Судя по всему, имя «Юань» было просто транслитерацией санскрита Явана или Пали Йона, использовавшегося в древности в Азии для обозначения Грекиионийцы »), так что Dayuan будет означать «Великие ионийцы» или «Великие греки».

Символы для Dayuan, связывающие символ для «Великий», и персонаж, первоначально изображавший двух человек, сидящих под одной крышей, но использованный за его разумную ценность здесь. Он произносится как «юань» вместо более обычного «вань».

К 100 г. до н.э. династия Хань потерпела поражение от династии Хань в войне Хань-Даюань. Взаимодействие между даюань и китайцами имеет историческое значение, поскольку оно представляет собой один из первых крупных контактов между урбанизированной западной цивилизацией и китайской цивилизацией, открывая путь к формированию Шелкового пути, который должен был связывают Восток и Запад в материальном и культурном обмене с 1 века до н.э. до 15 века.

Содержание

  • 1 Произношение
  • 2 История
    • 2.1 Персия
    • 2.2 Эллинистическое правление (329–160 гг.) До н.э.)
    • 2.3 Греко-Бактрийское царство (250–160 до н.э.)
    • 2.4 Правление саков
    • 2.5 Миграция юэчжи
    • 2.6 Правление и взаимодействие ханьских китайцев
      • 2.6.1 Отчет Чжан Цяня
      • .2 Жители городов
      • 2.6.3 Внешний вид и культура
      • 2.6.4 Война Хань-Даюань
    • 2.7 Эра торговли и культурного обмена между Востоком и Западом
  • 3 См. Также
  • 4 Сноски
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Произношение

Древнекитайское реконструированное произношение: / dhaːts ʔwan /;

Среднекитайское реконструированное произношение: / daj ʔuan /.

История

Персия

Этот регион находился под властью Персии, начиная с Ксеркса I, а с этого времени начал заселяться греками. Когда греки в других частях Персидской империи восставали или создавали другие проблемы, они были сосланы на крайний северо-восток Персидской империи, самый отдаленный сегмент от их родных земель. К тому времени, когда Персия попала под власть Александра Македонского, греческие деревни, язык и культура были обычным явлением в этой области.

Эллинистическое правление (329–160 гг. До н.э.)

Вероятный греческий солдат (возможно, король согласно королевской повязке на голове), шерстяная повязка на стене, гобелен Сампула, III-II века до н.э., Сампул, Урумчи Синьцзян Музей.

Ферганский регион был завоеван Александром Великим в 329 г. до н.э. и стал его самой развитой базой в Центральной Азии. Он основал укрепленный город Александрия Эшат (букв. «Самая Дальняя Александрия») в юго-западной части Ферганской долины, на южном берегу реки Сырдарьи. (древний Яксарт), на месте современного города Худжанд (также называемого Хоздентом, бывший Ленинабад), в государстве Таджикистан. Александр построил 6-километровую кирпичную стену вокруг города и, как и в других городах, которые он основал, поселил здесь гарнизон своих ветеранов в отставке и раненых.

Вся Бактрия, Трансоксиана и территория Ферганы оставались под контролем эллинистической Империи Селевкидов до 250 г. до н. Э. Затем регион обрел независимость под руководством своих греческих правителей Диодот Бактрийский и стал Греко-Бактрийским царством.

Греко-Бактрийским царством (250–160 до н.э.)

112>греко-бактрийцы царь Евтидем I (230–200 до н.э.)

греко-бактрийцы владели своей территорией, и согласно греческому историку Страбону даже вышел за пределы Александрии Эсхат и «расширил свою империю до Серес и Фриний » (Страбон XI.XI.I ). Есть указания на то, что они могли возглавлять экспедиции до Кашгара в Синьцзяне, что привело к первым известным контактам между Китаем и Западом около 200 г. до н.э. К северу от Тянь-Шаня были найдены различные статуэтки и изображения греческих солдат, которые сегодня выставлены в музее Урумчи (Бордман).

Примерно в 160 г. до н.э. в области Ферганы, по-видимому, вторглись сакские племена (китайцы называли их Сай-Ванги). Сай-Ван, первоначально поселившиеся в Или долине в районе озера Иссык-Куль, отступали на юг после того, как были вытеснены Юэчжи (которые сами бежали из хунну ):

Серебряная тетрадрахма царя Евкратида I, который, вероятно, уступил территорию Ферганы сакам.

Юэчжи напали на царя Сай ("Сай-Ван"), который продвинулся на значительное расстояние к югу, а затем юэчжи заняли его земли

— Хан Шу, 61 4Б.

Саки заняли греческую территорию Дайюань, пользуясь тем, что Греко-бактрийцы были полностью заняты конфликтами в Индии против индо-греков и с трудом могли защитить свои северные провинции. Согласно У.В. Тарну,

оставшиеся племена Сай-Ванга, по-видимому, захватили греческую провинцию Фергану... В то время было легко захватить Фергану: Евкратид только что сверг Евтидемидов династии, он сам был со своей армией в Индии, и в 159 году он встретил свою смерть... Гелиокл, озабоченный сначала восстановлением Бактрии, а затем вторжением в Индию, должен был позволить этой отдаленной провинции go

— W. В. Тарн, Греки в Бактрии и Индии.

Правление саков

Правление саков началось в 160 г. до н.э.

A Сакский (скифский) всадник из области к северу от Тиан Шань, Пазырык, около 300 г. до н.э.

Когда китайский посланник Чжан Цян описал Дайюань около 128 г. до н.э., он упомянул, помимо процветающей городской цивилизации, воинов " стреляющие стрелами на коне », вероятное описание сака кочевников воинов. К тому времени Дайюань, вероятно, превратился в царство кочевников, взимающих дань с местного урбанизированного эллинистического населения.

Также в 106–101 гг. До н.э., во время конфликта с Китаем, страна Даюань, как говорят, была союзницей с соседними племенами Канчжу (вероятно, Соджиа). Китайцы также записывают имя царя Дайюана как «Му-Куа», имя сака, переведенное по-гречески как Mauakes или Maues. Другой скифский правитель по имени Мауэс позже был правителем Индо-Скифского царства на севере Индии, в I веке до нашей эры.

миграция юэчжи

Согласно ханьским хроникам В 132 г. до н.э. юэчжи были вытеснены из долины реки Или Усунь. Они бежали к югу от района реки Или, миновали городскую цивилизацию дайуан в Фергане и переселились к северу от Окса в Бактрии, окончательно отрезав Дайюань от контактов с Греко-Бактрийским царством. Юэчжи будут дальше расширяться на юг, в собственно Бактрию около 125 г. до н.э., а затем сформировать Кушанскую империю в I веке нашей эры.

Правление и взаимодействие ханьских китайцев

Даюань оставались здоровой и могущественной цивилизацией, которая имела многочисленные контакты и обмены с Китаем с 130 г. до н. Э.

Отчет Чжан Цяня

Чжан Цянь покидает императора Хань Уди для его экспедиции в Среднюю Азию с 138 по 126 г. до н.э., пещеры Могао фреска, 618–712 гг.

Около 130 г. до н. Э., Во время посольства Чжан Цяня в Среднюю Азию, Даюань были описаны как жители региона, соответствующего Фергане, далеко на западе Китайской империи.

Столица царства Дайюань - город Гуйшан (Худжанд ), удаленный от Чанъань 12,550 ли (Шиджи, 123 называет столица Ерши). Королевство насчитывает 60 000 семей, в том числе население 300 000, с 60 000 обученными войсками, вице-королем и национальным помощником принца. Резиденция генерал-губернатора лежит на востоке на расстоянии 4031 ли.

— Хань Шу

К юго-западу от них находились территории юэчжи, а греко-бактрийцы южнее тем не менее, за пределами Окса.

Великий Юэ-чжи находится примерно в 2000 или 3000 ли к западу от Дайюань; они обитают к северу от реки Куэй (Оксус). К югу от них находится Даксия (бактрийцы ), к западу - Анксис (парфяне ); на север Канджу (согдийцы ).

Шиджи, 123.5b

Затем Шиджи объясняет, что юэчжи первоначально населяли коридор Хэси, прежде чем они были потерпели поражение от сюнну при Мао-дуне, а затем от его сына в 176 г. до н.э., что вынудило их выйти за пределы территории Даюань и переселиться на запад на берегах Окса, между территорией Дауань и Бактрия на юге.

Урбанизированные городские жители

Чжан Цянь считает, что обычаи дайуанцев идентичны обычаям бактрийцев на юге, который фактически сформировал греко-бактрийское царство в то время.

Серебряная монета греко-бактрийского царя Гелиокла I (150-125 до н.э.) время посольства Чжан Цяня.

Их обычаи (бактрийцы) такие же, как и у Дайюань. Люди обосновались и живут в обнесенных стенами городах и обычных домах, как жители Дайюань. У них нет великих королей или голов, но везде в свои обнесенные стеной города и поселения они установили маленькими королями.

Шиджи, 123.3b

Их описывают как городских жителей, в отличие от других народов, таких как юэчжи, Усунь или сюнну, которые были кочевниками.

Они окружили города стенами и дома; принадлежащие им большие и малые города, всего семьдесят, с населением в несколько сотен тысяч человек... В стране есть еще более семидесяти других городов.

— Хань Шу

Внешний вид и культура

Шиджи комментирует кавказский внешний вид и культуру людей вокруг Даюань:

Хотя государства от Запада Даюань до Аньси говорят на довольно разных языках, их обычаи в целом схожи, а их языки взаимно понятны. У всех мужчин глубоко посаженные глаза, густые бороды и усы. Они искусны в торговле и готовы торговаться за доли цента. Женщины пользуются большим уважением, и мужчины принимают решения по совету своих женщин.

Они были великими производителями и любителями вина :

Вокруг Дайюань делают вино из винограда. Состоятельные люди хранят в своих подвалах до 10 000 камней и более и хранят их несколько десятков лет без порчи. Люди любят вино.

Шицзи, 123

Согласно Шиджи, виноград и люцерна были завезены в Китай из Дайюань после посольства Чжан Цяня:

Окрестности Даюань делают вино из винограда, более богатые жители хранят до 10 000 или более пикуль. Его можно хранить до двадцати или тридцати лет без порчи. Люди любят свое вино, а лошади любят свою люцерну. Посланники Хань привезли в Китай семена винограда и люцерны, и император впервые попытался вырастить эти растения на плодородных почвах. Позже, когда ханьцы приобрели большое количество «небесных коней» и послы из иностранных государств начали прибывать со своими свитами, земли по обе стороны от летних дворцов императора и увеселительных башен были засажены виноградом и люцерной на столько же глаз мог видеть.

Шидзи также утверждает, что металлическое литье было завезено в регион Дайюань хань дезертирами :

... литье монет и сосудов ранее было неизвестно. Позже, однако, когда некоторые из китайских солдат, прикрепленных к посольствам Хань, сбежали и сдались жителям этого района, они научили их лить металл и производить оружие.

Хань-даянская война

После донесений Чжан Цяня (который изначально был послан для заключения союза с Юэчжи против сюнну, тщетно) китайский император Уди заинтересовался в развитии торговых отношений с развитыми городскими цивилизациями Ферганы, Бактрии и Парфии: «Сын Неба, услышав все это, рассуждал так: Фергана (Даюань) и владения Бактрии и Парфии - большие страны, полные редких вещей, с население, проживающее в постоянных жилищах и занятое занятиями, отчасти идентичными профессиям китайского народа, но со слабой армией и придающим большое значение богатым продуктам Китая "(Шицзи, 123)

Впоследствии китайцы отправляли многочисленные посольства, около десяти каждый год, в эти страны и вплоть до Селевкидов Сирии. "Таким образом, больше посольств было отправлено в Ан-си (Парфия ), Ан-цай (аорси, или аланы ), Ли-кан (Сирия при Селевкидах), Тиау-чи (Халдей ) и Шон-ту (Индия )... Как правило, скорее, более более десяти таких миссий было проведено в течение года и по крайней мере пять или шесть ". (Шицзи, 123)

Фрагмент скульптуры из терракотовой лошади времен поздней династии Хань (1-2 века н.э. / н.э.)

Китайцев также сильно привлекали высокие и сильные лошади («небесные кони») во владении дайуаней, которые имели огромное значение для борьбы с кочевыми хунну. Отказ дайуанцев предложить им достаточно лошадей, а также ряд конфликтов и взаимного неуважения привели к смерти китайского посла и конфискации золота, отправленного в качестве платы за лошадей.

Разъяренный и считающий Даюань слабым, китайский император в 104 г. до н. Э. Выслал Ли Гуанли, брата своей любимой наложницы. Ему дали 6000 всадников и «30 000 молодых людей с плохой репутацией, пойманных из провинции». По пути генерал Ли потерял много людей в мелких драках с местными правителями. После тяжелого поражения в месте под названием Ючэн Ли пришел к выводу, что он недостаточно силен, чтобы взять столицу противника, и поэтому вернулся в Дуньхуан (около 102 г. до н.э.).

Император Уди ответил, предоставив Ли Гуанли гораздо большую армию вместе с огромным количеством быков, ослов и верблюдов для перевозки припасов. С этой силой ему не составило труда добраться до Эрши, столицы Даюань. После 40-дневной осады китайцы прорвали внешнюю стену и перекрыли подачу воды. Дворяне Эрши убили своего царя и послали его голову Ли Гуанли, предложив китайцам всех лошадей, которых они хотели. Ли принял предложение, назначил одного из дворян новым королем и удалился с лошадьми. На его обратном пути все мелкие государства признали суверенитет Китая. Он достиг Нефритовых ворот около 100 г. до н.э. с 10 000 человек и 1000 лошадей.

Контакты с Западом были восстановлены после заключения мирного договора с Юань. Послы снова были отправлены на Запад, караваны отправлены в Бактрию.

Эра торговли и культурного обмена между Востоком и Западом

Шелковый путь по существу возник в I веке до нашей эры, после усилий Китая по укреплению дороги к Западный мир, как через прямые поселения в районе Таримского бассейна, так и через дипломатические отношения с дайуанами, парфянами и бактрийцами дальше на запад.

Вскоре последовала интенсивная торговля, подтвержденная римским увлечением китайским шелком (поставляемым парфянами) с I века до н.э., вплоть до того, что Сенат напрасно издал несколько указов, запрещающих ношение шелка по экономическим и моральным соображениям. Об этом свидетельствуют по крайней мере три известных автора:

Это также время, когда буддийская вера и греко-буддийская культура начали путешествовать по Шелковому пути. Дорога, ведущая в Китай примерно с I века до нашей эры.

См. Также

Сноски

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 04:22:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте