Дайюань ( или Тайуань ;китайский : 大宛 ; пиньинь : Даюань; букв. : «Великие ионийцы ») - китайский экзоним для страны, существовавшей в Ферганской долине в Средней Азии, описанной в китайских исторических трудах Записок великого историка и Книга Хань. Он упоминается в рассказах известного китайского исследователя Чжан Цяня в 130 г. до н.э. и многочисленных посольств, которые следовали за ним в Среднюю Азию. Общепринято, что страна Даюань относится к Ферганской долине, контролируемой греческим полисом Александрией Эшате (современное Худжанд, Таджикистан ).
Эти китайские отчеты описывают "дауань" как городских жителей с кавказскими чертами, живущих в городах, обнесенных стеной, и имеющих "обычаи, идентичные обычаям Даксии " или Греко-бактрийцы, эллинистическое царство, правившее Бактрией в то время в сегодняшнем северном Афганистане. Даюань также описываются как производители и большие любители вина.
Даюань были потомками греков, насильственно переселенных в этот район Персидской империей, а также последующими Греческие колонисты, которые были заселены Александром Великим в Фергане в 329 г. до н.э. (см. Alexandria Eschate ), процветали в эллинистическом царстве Селевкиды и греко-бактрийцы, пока они не были изолированы миграциями юэчжи около 160 г. до н.э. и скифов в 140 г. Это Судя по всему, имя «Юань» было просто транслитерацией санскрита Явана или Пали Йона, использовавшегося в древности в Азии для обозначения Греки («ионийцы »), так что Dayuan будет означать «Великие ионийцы» или «Великие греки».
Символы для Dayuan, связывающие символ для «Великий», и персонаж, первоначально изображавший двух человек, сидящих под одной крышей, но использованный за его разумную ценность здесь. Он произносится как «юань» вместо более обычного «вань».К 100 г. до н.э. династия Хань потерпела поражение от династии Хань в войне Хань-Даюань. Взаимодействие между даюань и китайцами имеет историческое значение, поскольку оно представляет собой один из первых крупных контактов между урбанизированной западной цивилизацией и китайской цивилизацией, открывая путь к формированию Шелкового пути, который должен был связывают Восток и Запад в материальном и культурном обмене с 1 века до н.э. до 15 века.
Древнекитайское реконструированное произношение: / dhaːts ʔwan /;
Среднекитайское реконструированное произношение: / daj ʔuan /.
Этот регион находился под властью Персии, начиная с Ксеркса I, а с этого времени начал заселяться греками. Когда греки в других частях Персидской империи восставали или создавали другие проблемы, они были сосланы на крайний северо-восток Персидской империи, самый отдаленный сегмент от их родных земель. К тому времени, когда Персия попала под власть Александра Македонского, греческие деревни, язык и культура были обычным явлением в этой области.
Ферганский регион был завоеван Александром Великим в 329 г. до н.э. и стал его самой развитой базой в Центральной Азии. Он основал укрепленный город Александрия Эшат (букв. «Самая Дальняя Александрия») в юго-западной части Ферганской долины, на южном берегу реки Сырдарьи. (древний Яксарт), на месте современного города Худжанд (также называемого Хоздентом, бывший Ленинабад), в государстве Таджикистан. Александр построил 6-километровую кирпичную стену вокруг города и, как и в других городах, которые он основал, поселил здесь гарнизон своих ветеранов в отставке и раненых.
Вся Бактрия, Трансоксиана и территория Ферганы оставались под контролем эллинистической Империи Селевкидов до 250 г. до н. Э. Затем регион обрел независимость под руководством своих греческих правителей Диодот Бактрийский и стал Греко-Бактрийским царством.
греко-бактрийцы владели своей территорией, и согласно греческому историку Страбону даже вышел за пределы Александрии Эсхат и «расширил свою империю до Серес и Фриний » (Страбон XI.XI.I ). Есть указания на то, что они могли возглавлять экспедиции до Кашгара в Синьцзяне, что привело к первым известным контактам между Китаем и Западом около 200 г. до н.э. К северу от Тянь-Шаня были найдены различные статуэтки и изображения греческих солдат, которые сегодня выставлены в музее Урумчи (Бордман).
Примерно в 160 г. до н.э. в области Ферганы, по-видимому, вторглись сакские племена (китайцы называли их Сай-Ванги). Сай-Ван, первоначально поселившиеся в Или долине в районе озера Иссык-Куль, отступали на юг после того, как были вытеснены Юэчжи (которые сами бежали из хунну ):
Серебряная тетрадрахма царя Евкратида I, который, вероятно, уступил территорию Ферганы сакам.Юэчжи напали на царя Сай ("Сай-Ван"), который продвинулся на значительное расстояние к югу, а затем юэчжи заняли его земли
— Хан Шу, 61 4Б.Саки заняли греческую территорию Дайюань, пользуясь тем, что Греко-бактрийцы были полностью заняты конфликтами в Индии против индо-греков и с трудом могли защитить свои северные провинции. Согласно У.В. Тарну,
оставшиеся племена Сай-Ванга, по-видимому, захватили греческую провинцию Фергану... В то время было легко захватить Фергану: Евкратид только что сверг Евтидемидов династии, он сам был со своей армией в Индии, и в 159 году он встретил свою смерть... Гелиокл, озабоченный сначала восстановлением Бактрии, а затем вторжением в Индию, должен был позволить этой отдаленной провинции go
— W. В. Тарн, Греки в Бактрии и Индии.Правление саков началось в 160 г. до н.э.
A Сакский (скифский) всадник из области к северу от Тиан Шань, Пазырык, около 300 г. до н.э.Когда китайский посланник Чжан Цян описал Дайюань около 128 г. до н.э., он упомянул, помимо процветающей городской цивилизации, воинов " стреляющие стрелами на коне », вероятное описание сака кочевников воинов. К тому времени Дайюань, вероятно, превратился в царство кочевников, взимающих дань с местного урбанизированного эллинистического населения.
Также в 106–101 гг. До н.э., во время конфликта с Китаем, страна Даюань, как говорят, была союзницей с соседними племенами Канчжу (вероятно, Соджиа). Китайцы также записывают имя царя Дайюана как «Му-Куа», имя сака, переведенное по-гречески как Mauakes или Maues. Другой скифский правитель по имени Мауэс позже был правителем Индо-Скифского царства на севере Индии, в I веке до нашей эры.
Согласно ханьским хроникам В 132 г. до н.э. юэчжи были вытеснены из долины реки Или Усунь. Они бежали к югу от района реки Или, миновали городскую цивилизацию дайуан в Фергане и переселились к северу от Окса в Бактрии, окончательно отрезав Дайюань от контактов с Греко-Бактрийским царством. Юэчжи будут дальше расширяться на юг, в собственно Бактрию около 125 г. до н.э., а затем сформировать Кушанскую империю в I веке нашей эры.
Даюань оставались здоровой и могущественной цивилизацией, которая имела многочисленные контакты и обмены с Китаем с 130 г. до н. Э.
Около 130 г. до н. Э., Во время посольства Чжан Цяня в Среднюю Азию, Даюань были описаны как жители региона, соответствующего Фергане, далеко на западе Китайской империи.
Столица царства Дайюань - город Гуйшан (Худжанд ), удаленный от Чанъань 12,550 ли (Шиджи, 123 называет столица Ерши). Королевство насчитывает 60 000 семей, в том числе население 300 000, с 60 000 обученными войсками, вице-королем и национальным помощником принца. Резиденция генерал-губернатора лежит на востоке на расстоянии 4031 ли.
— Хань ШуК юго-западу от них находились территории юэчжи, а греко-бактрийцы южнее тем не менее, за пределами Окса.
Великий Юэ-чжи находится примерно в 2000 или 3000 ли к западу от Дайюань; они обитают к северу от реки Куэй (Оксус). К югу от них находится Даксия (бактрийцы ), к западу - Анксис (парфяне ); на север Канджу (согдийцы ).
— Шиджи, 123.5bЗатем Шиджи объясняет, что юэчжи первоначально населяли коридор Хэси, прежде чем они были потерпели поражение от сюнну при Мао-дуне, а затем от его сына в 176 г. до н.э., что вынудило их выйти за пределы территории Даюань и переселиться на запад на берегах Окса, между территорией Дауань и Бактрия на юге.
Чжан Цянь считает, что обычаи дайуанцев идентичны обычаям бактрийцев на юге, который фактически сформировал греко-бактрийское царство в то время.
Серебряная монета греко-бактрийского царя Гелиокла I (150-125 до н.э.) время посольства Чжан Цяня.Их обычаи (бактрийцы) такие же, как и у Дайюань. Люди обосновались и живут в обнесенных стенами городах и обычных домах, как жители Дайюань. У них нет великих королей или голов, но везде в свои обнесенные стеной города и поселения они установили маленькими королями.
— Шиджи, 123.3bИх описывают как городских жителей, в отличие от других народов, таких как юэчжи, Усунь или сюнну, которые были кочевниками.
Они окружили города стенами и дома; принадлежащие им большие и малые города, всего семьдесят, с населением в несколько сотен тысяч человек... В стране есть еще более семидесяти других городов.
— Хань ШуШиджи комментирует кавказский внешний вид и культуру людей вокруг Даюань:
Хотя государства от Запада Даюань до Аньси говорят на довольно разных языках, их обычаи в целом схожи, а их языки взаимно понятны. У всех мужчин глубоко посаженные глаза, густые бороды и усы. Они искусны в торговле и готовы торговаться за доли цента. Женщины пользуются большим уважением, и мужчины принимают решения по совету своих женщин.
Они были великими производителями и любителями вина :
Вокруг Дайюань делают вино из винограда. Состоятельные люди хранят в своих подвалах до 10 000 камней и более и хранят их несколько десятков лет без порчи. Люди любят вино.
— Шицзи, 123Согласно Шиджи, виноград и люцерна были завезены в Китай из Дайюань после посольства Чжан Цяня:
Окрестности Даюань делают вино из винограда, более богатые жители хранят до 10 000 или более пикуль. Его можно хранить до двадцати или тридцати лет без порчи. Люди любят свое вино, а лошади любят свою люцерну. Посланники Хань привезли в Китай семена винограда и люцерны, и император впервые попытался вырастить эти растения на плодородных почвах. Позже, когда ханьцы приобрели большое количество «небесных коней» и послы из иностранных государств начали прибывать со своими свитами, земли по обе стороны от летних дворцов императора и увеселительных башен были засажены виноградом и люцерной на столько же глаз мог видеть.
Шидзи также утверждает, что металлическое литье было завезено в регион Дайюань хань дезертирами :
... литье монет и сосудов ранее было неизвестно. Позже, однако, когда некоторые из китайских солдат, прикрепленных к посольствам Хань, сбежали и сдались жителям этого района, они научили их лить металл и производить оружие.
После донесений Чжан Цяня (который изначально был послан для заключения союза с Юэчжи против сюнну, тщетно) китайский император Уди заинтересовался в развитии торговых отношений с развитыми городскими цивилизациями Ферганы, Бактрии и Парфии: «Сын Неба, услышав все это, рассуждал так: Фергана (Даюань) и владения Бактрии и Парфии - большие страны, полные редких вещей, с население, проживающее в постоянных жилищах и занятое занятиями, отчасти идентичными профессиям китайского народа, но со слабой армией и придающим большое значение богатым продуктам Китая "(Шицзи, 123)
Впоследствии китайцы отправляли многочисленные посольства, около десяти каждый год, в эти страны и вплоть до Селевкидов Сирии. "Таким образом, больше посольств было отправлено в Ан-си (Парфия ), Ан-цай (аорси, или аланы ), Ли-кан (Сирия при Селевкидах), Тиау-чи (Халдей ) и Шон-ту (Индия )... Как правило, скорее, более более десяти таких миссий было проведено в течение года и по крайней мере пять или шесть ". (Шицзи, 123)
Фрагмент скульптуры из терракотовой лошади времен поздней династии Хань (1-2 века н.э. / н.э.)Китайцев также сильно привлекали высокие и сильные лошади («небесные кони») во владении дайуаней, которые имели огромное значение для борьбы с кочевыми хунну. Отказ дайуанцев предложить им достаточно лошадей, а также ряд конфликтов и взаимного неуважения привели к смерти китайского посла и конфискации золота, отправленного в качестве платы за лошадей.
Разъяренный и считающий Даюань слабым, китайский император в 104 г. до н. Э. Выслал Ли Гуанли, брата своей любимой наложницы. Ему дали 6000 всадников и «30 000 молодых людей с плохой репутацией, пойманных из провинции». По пути генерал Ли потерял много людей в мелких драках с местными правителями. После тяжелого поражения в месте под названием Ючэн Ли пришел к выводу, что он недостаточно силен, чтобы взять столицу противника, и поэтому вернулся в Дуньхуан (около 102 г. до н.э.).
Император Уди ответил, предоставив Ли Гуанли гораздо большую армию вместе с огромным количеством быков, ослов и верблюдов для перевозки припасов. С этой силой ему не составило труда добраться до Эрши, столицы Даюань. После 40-дневной осады китайцы прорвали внешнюю стену и перекрыли подачу воды. Дворяне Эрши убили своего царя и послали его голову Ли Гуанли, предложив китайцам всех лошадей, которых они хотели. Ли принял предложение, назначил одного из дворян новым королем и удалился с лошадьми. На его обратном пути все мелкие государства признали суверенитет Китая. Он достиг Нефритовых ворот около 100 г. до н.э. с 10 000 человек и 1000 лошадей.
Контакты с Западом были восстановлены после заключения мирного договора с Юань. Послы снова были отправлены на Запад, караваны отправлены в Бактрию.
Шелковый путь по существу возник в I веке до нашей эры, после усилий Китая по укреплению дороги к Западный мир, как через прямые поселения в районе Таримского бассейна, так и через дипломатические отношения с дайуанами, парфянами и бактрийцами дальше на запад.
Вскоре последовала интенсивная торговля, подтвержденная римским увлечением китайским шелком (поставляемым парфянами) с I века до н.э., вплоть до того, что Сенат напрасно издал несколько указов, запрещающих ношение шелка по экономическим и моральным соображениям. Об этом свидетельствуют по крайней мере три известных автора:
Это также время, когда буддийская вера и греко-буддийская культура начали путешествовать по Шелковому пути. Дорога, ведущая в Китай примерно с I века до нашей эры.