Jie people

редактировать
Исторический этническая группа в истории Китая

The Jié (китайский : 羯; Wade – Giles : Chieh; среднекитайский : [ki̯at]) были членами племени Северного Китая в IV веке. В период Шестнадцати Королевств они были известны китайцам как одно из Пять варваров. При Ши Лэ они установили государство Позднее Чжао. Цзе были «полностью истреблены » Ран Минем в войне Вэй-Цзе в 350 году нашей эры после падения позднего Чжао. Китайские историки продолжали документировать людей цзе и их деятельность после войны Вэй-Цзе.

Этническая принадлежность цзе неясна, некоторые ученые предполагают тюркское происхождение, тогда как более новые исследования предполагают, что они вместо этого говорил на енисейском языке.

Содержание
  • 1 Имя и происхождение
  • 2 Язык цзе
  • 3 История
  • 4 Культурные влияния
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Имя и происхождение

Существуют самые разные версии точного этнического происхождения цзе, причем наиболее поддерживаемые теории предполагают, что цзе были из Енисейское, тюркское, юэчжийское или даже сино-тибетское по происхождению.

Согласно Книге Вэй (6 век нашей эры), имя Цзе произошло от области Цзеши (羯 室, современное Уезд Юше в Шаньси провинция), где проживали Цзе.

Согласно Книге Цзинь, предки Ши Лэ были частью многоэтнической сюнну племя, известное как Qiāngqú (羌 渠). Эдвин Пуллибланк полагает, что Qiangqu представляют Kangju государство Согдианы. Хотя Пуллибланк предположил, что они могли быть тохарцами по происхождению, большинство ученых полагают, что Канджу был образован восточноиранским народом. Некоторые связывают имена Ши (石) и Цзе (羯) с согдийским государством, известным как 石 國 Shíguó (буквально «Каменная страна», Чач Жеши 赭 時, ныне Ташкент, что также означает «Каменный город» на общетюркском ). Кроме того, Ань Лушань, Тан генерал мятежников, имел согдийского отчима, и его звали Цзеху.

Другие утверждают, что цзе были древним енисейскоязычным племенем, связанным с кетами, которые сегодня живут между оби и Енисей реки - иероглиф 羯 (jié) произносится как git или kit на кантонском, giet на хакка и katsu на японском, подразумевая, что древнее произношение могло быть довольно близким к кет (kʰet). Корень может транслитерироваться как Jié- или Tsze- и более старая форма, < kiat, may also be reconstructed. This ethnonym might be cognate with the ethnonyms of Yeniseian-speaking peoples, such as the Ket и (кто говорил на вымершем языке котт ). Пулейбланк (1962) связал этноним с протоенисейским * qeˀt /s«камнем». Вовин и др. (2016) также указали на * keˀt «человек, человеческое существо» как еще один возможный источник. Кроме того, Вовин продемонстрировал, что единственная известная фраза на языке цзе больше подходит для енисейских языков, чем для тюркских языков. Александр Вовин также предполагает, что хунну говорили на енисейском языке, что еще больше связывает их с народом цзе.

Университет Западного Вашингтона исторический лингвист Эдвард Вайда провел год в Сибири изучение народа кетов и их языка, а также его открытия помогли обосновать такое предположение о происхождении народа кетов, где утверждения ДНК показывают генетическое родство с людьми Китая и Мьянмы, предполагая китайско-тибетское происхождение. Далее он предлагает родство кетского языка с языками на-дене, коренными в Канаде и западных Соединенных Штатах, и даже предполагает, что тональная система кетского языка ближе к тональной системе Вьетнамский, чем любой из родных сибирских языков.

Среди енисейских языков Джи считается пумпоколичем. Вовин, Вайда и де ла Вайсьер предположили, что Джи разделяет те же особенности с языком пампокол, и поэтому они тесно связаны между собой. Этот аргумент подкрепляется тем фактом, что в северной Монголии гидронимы енисейского происхождения оказались исключительно пумпоколическими, в то время как влияние других енисейских языков обнаруживается только севернее. Таким образом, это подтверждает теорию о том, что цзе - это племя, говорящее на языке пампоколиков, и подтверждает, что говорящие на языке пампоколичники енисейцы существовали на основной территории государства хунну.

Другие источники связывают Цзе с Малым Юэчжи (Сяо Юэчжи 小 月氏), которые остались в Китае в качестве вассалов сюнну, а затем династии Хань.

Цзе language

Известна только одна фраза на родном языке цзе. Источником этой фразы был кучеан буддийский монах и миссионер Фотуденг. Он был записан в Книге Цзинь как 秀 支 替 戾 剛 僕 谷 禿 當 и, как говорят, имел отношение к битве Ши Лэ против Лю Яо в 328. Фраза была смягчена переводом на китайский язык:

ТекстСреднекитайский Глянец
秀支[si̯u-ci̯e provided軍 'army'
替 戾剛[tʰei-let/lei-kɑŋɑŋ1 go кам Варварский титул Лю Яо
劬 禿 當[ɡi̯u̯o-tʰuk-tɑŋune捉 'захват'

Эта фраза была проанализирована в ряд публикаций. Ширатори (1900), Рамстедт (1922), Базин (1948), фон Габайн (1950) и Шервашидзе (1986) признали тюркский лексикон, и дал свои варианты транскрипции и перевода:

РамстедтБазинфон ГабаинШервашидзе
Сюкяталыкын. bügüg tutun !Süg tägti ıdqaŋ. boquγıγ tutqaŋ!Särig tılıtqan. buγuγ kötürkänSükâ tol'iqtin. buγuγ qodigo (d) tin
Идите на войну. [и] захватите bügü!Отправьте армию в атаку,. захватите командира!Ты бы выставил армию,. взял бы оленяТы пришел в армию. Свергнутый buγuγ

Эдвин Г. Пуллибланк ( 1963) отметил, что тюркские интерпретации не могут считаться очень удачными, поскольку они противоречат фонетическим значениям китайского текста и китайского перевода. Вместо этого он предположил связь с енисейскими языками.

Александр Вовин (2000) дал следующий перевод, основанный на енисейском языке. Вовин (2000) предполагает связь с Южно-Енисейской ветвью.

Вовин
суке тир-эк-анг бок-кок кото-кт-анг
армии PV-CM-PERF-go out-3pp bok-kok PV -? - OBJ-CM-catch-3pp

(PV - преглагол, CM - маркер спряжения, OBJ - маркер объекта, PERF - перфект)

Войска ушли. [Они] поймают Боккок.
История

В 319 году генерал Цзе Ши Лэ основал государство Позднее Чжао в Северном Китае, которое вытеснило сюнну под руководством Хань Чжао (304- 329) состояние. Однако государство Позднее Чжао рухнуло в 351 году. В период между 350 и 352 годами, во время войны Вэй-Цзе, генерал Ран Мин приказал полностью истребить Цзе, которых легко опознать по высоким носам и густые бороды, что привело к гибели большого числа людей. По некоторым данным, более 200 000 из них были убиты. Несмотря на это, Цзе продолжают время от времени появляться в истории в течение следующих 200 лет. Оба Эрчжу Жун и Хоу Цзин, два известных военачальника северных династий, были идентифицированы как Циху и Цзиху соответственно, и современные ученые предположили, что они могли быть быть связанным с Цзе.

Культурные влияния

Фан Сюаньлин записано в хронике Книги Цзинь, что примерно в 340 году государство Цзе Позднее Чжао Ученый Се Фэй, служивший главой лечебного (лечебного) отдела в Государственной канцелярии Позднее Чжао, был механиком инженером, который построил колесница, указывающая на юг (также называемая повозкой, указывающей на юг), направленное компасное транспортное средство, которое, по-видимому, не использовало магнитный принцип, но работало с использованием дифференциала шестерни (которые прикладывают равную величину крутящего момента к ведущим колесам, вращающимся с разными скоростями), или аналогичный принцип углового дифференциала.

За большую изобретательность, проявленную в конструкции устройство, Поздний император Чжао Ш И Ху пожаловал Цзе Фэю дворянский титул хоу без земельных владений и щедро вознаградил его.

См. также
Примечания
Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 09:39:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте