Кеты

редактировать

Кеты. Кето, Кет, Кынденг, Остыган
P252 Мужчины и дети Енисея-Остиакс.jpg Кеты
Общая численность населения
ок. 1600
Регионы со значительной численностью населения
Красноярский край (Россия )
Россия 1219 (2010)
Украина 37 (2001)
Языки
Кет, Русский
Религия
Русское Православие, Анимизм, Шаманизм
Родственные этносы
Югхцы
Местонахождение Кеты
Карта с указанием местонахождения в России Карта с указанием местонахождения в России Показано в пределах России
МестоположениеБольшинство кетов проживает на среднем реке Енисей и ее притоках, включая группу в сообществе Келлог.
Координаты62 ° 29'N 86 ° 16'E / 62,483 ° N 86,267 ° E / 62,483; 86,267 Координаты : 62 ° 29'N 86 ° 16 ' E / 62.483 ° N 86.267 ° E / 62.483; 86.267

Кеты (Русский : Кеты; Кет : Остыган) - енисейский народ в Сибири. В Российской Империи их называли остяками, не отделяя их от ряда других сибирских народов. Позже они стали известны как енисейские остяки., потому что они жили в среднем и нижнем бассейне реки Енисей в Красноярский край район России. Современные кеты жили вдоль восточного среднего течения реки до того, как политически ассимилировались с Россией между 17 и 19 веками. По переписи 2010 года в России насчитывалось 1220 кетов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Язык
  • 3 Культура
  • 4 Происхождение
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Считается, что кеты - единственные уцелевшие представители древнего кочевого народа, который, как считается, первоначально жил в центральной и южной частях страны Сибирь. В 60-е годы югцы выделялись в отдельную, хотя и похожую группу. Сегодняшние кеты - это потомки племен рыбаков и охотников енисейской тайги, которые переняли некоторые из культурных укладов этих коренных кетоязычных племен Южной Сибири. Более ранние племена занимались охотой, рыболовством и даже оленеводством оленеводством в северных районах.

Кеты вошли в состав Российского государства. в 17 веке. Их усилия по сопротивлению были тщетными, поскольку русские депортировали их в разные места, чтобы сломить сопротивление. Это также разрушило их строго организованный патриархальный общественный строй, и их образ жизни распался. Кетцы влезли в огромные долги русским. Некоторые умерли от голода, другие - от болезней, завезенных из Европы. К XIX веку кеты уже не могли существовать без продовольственной поддержки со стороны российского государства.

В 20-м веке Советы принудили коллективизацию кетам. Они были официально признаны кетами в 1930-х годах, когда Советский Союз начал проводить политику самоопределения в отношении коренных народов. Однако кетские традиции по-прежнему подавлялись, а проявление собственной инициативы не поощрялось. Коллективизация завершилась к 1950-м годам, и кетам навязали русский образ жизни и язык.

Население кетов относительно стабильно с 1923 года. По переписи 2002 года в России насчитывалось 1 494 кетов. Это сопоставимо с 1200 по переписи 1970 года. Сегодня кеты живут в небольших деревнях по берегам рек и больше не кочуют.

Язык

Кетский язык был связан с языками на-дене Северной Америки в дене-енисейском языковая семья. Эта связь привела к некоторому сотрудничеству между кетами и некоторыми северными атабаскскими народами.

Кет означает «человек» (множественное число deng «мужчины, люди»). Кеты рек Кас, Сым и Дубчес используют джугун как самоназвание. В 1788 году Питер Саймон Паллас был первым ученым, опубликовавшим наблюдения о кетском языке в путевом дневнике.

В 1926 году насчитывалось 1428 кетов, из которых 1225 (85,8%) были коренными. носители кетского языка. Перепись 1989 г. насчитала 1113 этнических кетов, из которых осталось всего 537 (48,3%) носителей языка.

По состоянию на 2008 год всего около 100 человек все еще свободно говорили на кетском, половина из них старше 50. Это полностью отличается от любого другого языка в Сибири. Александр Котусов (1955–1955–1955). 2019) был кетским народным певцом, композитором и автором песен на кетском языке.

Культура

Традиционную культуру кетов исследовали Матиас Кастрен, Василий Иванович Анучин, Кай Доннер, Ханс Финдейзен и Евгения Алексеевна Алексеенко. Шаманизм был живой практикой до 1930-х годов, но к 1960-м годам почти не было настоящих шаманов. Шаманизм не является однородным явлением, как и шаманизм в Сибири. Что касается шаманизма у кетов, то он имеет общие черты с шаманизмом тюркских и монгольских народов. Кроме того, было несколько типов кетских шаманов, различающихся по функциям (сакральные обряды, исцеление), силе и связанным с ними животным (олень, медведь). Также среди кетов (как и у некоторых других сибирских народов, таких как карагас ) есть примеры использования символики скелетов. Хоппал интерпретирует это как символ возрождения шамана, хотя он может также символизировать кости гагары (животное-помощник шамана, соединяющее воздушный и подводный миры, как и в истории шамана, который путешествовал и в небо, и в преисподнюю). Подобный скелету оверлей олицетворял возрождение шаманов среди некоторых других сибирских культур.

Большое значение для кетов имеют куклы, описываемые как «плечевая кость животного, обернутая в клочок ткани, имитирующей одежду». Один взрослый Кет, который небрежно закурил сигарету, сказал: «Жалко, что у меня нет куклы. Мой дом сгорел вместе с моими куклами». Кеты считают свои куклы домашними божествами, которые спят днем ​​и защищают их ночью.

Вайда провел год в Сибири, изучая кетский народ, и обнаружил связь между кетским языком. и языки на-дене, из которых навахо является наиболее известным и широко распространенным.

Вячеслав Иванов и Владимир Топоров сравнили кетскую мифологию с мифологией уральских народов, предполагая в своих исследованиях, что они моделируют семиотические системы в сравнил мифологии. Они также провели типологические сравнения. Среди других сравнений, возможно, из уральских мифологических аналогий, упоминаются мифологии обско-угорских народов и самодийских народов. Другие авторы обсуждали аналогии (похожие фольклорные мотивы, чисто типологические соображения и определенные бинарные пары в символике) могут быть связаны с дуалистической организацией общества - некоторые дуалистические черты можно найти в сравнения с этими народами. Однако для кетов ни дуалистическая организация общества, ни космологический дуализм до конца не исследованы. Если такие особенности и существовали, то они либо ослабли, либо остались в значительной степени неоткрытыми. Есть некоторые сообщения о разделении на две экзогамные патрилинейные части, фольклор о конфликтах мифологических фигур и сотрудничестве двух существ в создании земли, мотив ныряльщика за землей. Этот мотив присутствует в нескольких культурах в разных вариантах. В одном примере создателю мира помогает водоплавающая птица, когда птица ныряет под воду и приносит землю, чтобы создатель мог сделать из нее землю. В некоторых культурах создатель и существо, приносящее землю (иногда называемое дьяволом или принимающее форму гагары), соревнуются друг с другом; в других культурах (включая кетский вариант) они вообще не конкурируют, а скорее сотрудничают.

Однако, если дуалистические космологии определены в широком смысле, а не ограничены определенными конкретными мотивами, то их существование более распространен; они существуют не только среди некоторых уральских народов, но в примерах на всех обитаемых континентах.

Происхождение

Кеты делят свое происхождение с другими енисейскими народами. Они тесно связаны с другими сибиряками, выходцами из Восточной Азии и коренными народами Северной и Южной Америки. Они являются монголоидным населением и принадлежат в основном исключительно к yDNA гаплогруппе Q-M242.

Согласно недавнему исследованию, кеты и другие енисейские народы произошли, вероятно, где-то недалеко от Горного Алтая или около озера Байкал. Многие енисейцы были ассимилированы в современный тюркский народ. Предполагается, что алтайцы имеют преимущественно енисейское происхождение и тесно связаны с кетским народом. Другие сибирские тюркские группы также в значительной степени ассимилировали енисейский народ. Кеты также тесно связаны с несколькими группами коренных американцев. Согласно этому исследованию, енисейцы связаны с палеоэскимосскими группами.

См. Также

Примечания

Литература

  • Алексеенко Е.А. (1978). «Категории кетских шаманов». В Диошеги, Вилмос; Хоппал, Михай (ред.). Шаманизм в Сибири. Будапешт: Академия Киадо.
  • Диошеги, Вильмос (1960). Sámánok nyomában Szibéria földjén. Egypt néprajzi kutatóút története (на венгерском). Будапешт: Magvet Könyvkiadó.Книга переведена на английский язык: Diószegi, Vilmos (1968). Поиск шаманов в Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской экспедиции. Перевод с венгерского Аниты Раджкай Бабо. Остерхаут: антропологические публикации.
  • Хоппал, Михай (1994). Sámánok, lelkek és jelképek (на венгерском языке). Будапешт: Геликон Киадо. ISBN 963-208-298-2.Название означает «Шаманы, души и символы».
  • Hoppál, Mihály (2005). Sámánok Eurázsiában (на венгерском языке). Будапешт: Академия Киадо. ISBN 963-05-8295-3.Название означает «Шаманы в Евразии», книга написана на венгерском языке, но издается также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издательства с кратким описанием книги (на венгерском языке)
  • Иванов Вячеслав ; Владимир Топоров (1973). «К описанию кетских семиотических систем». Семиотика. Гаага • Прага • Нью-Йорк: Мутон. IX (4): 318–346.
  • Иванов, Вячеслав (= Вячеслав) (1984). "Nyelvek és mitológiák". Nyelv, mítosz, kultúra (на венгерском). Собрано, приложение, редакционное послесловие Хоппала, Михая. Будапешт: гондолат. ISBN 963-281-186-0.Название означает: «Язык, миф, культура», редакционное послесловие означает: «Языки и мифологии».
  • Иванов, Вячеслав ( = Вячеслав) (1984). «Оби-угор és ket folklórkapcsolatok». Nyelv, mítosz, kultúra (на венгерском). Собрано, приложение, редакционное послесловие Хоппала, Михая. Будапешт: гондолат. С. 215–233. ISBN 963-281-186-0.Название означает: «Язык, миф, культура», глава означает: «Оби-угорские и кетские фольклорные контакты».
  • Миддендорф, A. Th., Фон (1987). Рейс Таймхрил. Таллинн.
  • Полсон, Ивар (1975). "A világkép és a természet az észak-szibériai népek vallásában". В Гуля, Янош (ред.). Vízimadarak népe. Tanulmányok a finnugor rokon népek élete és műveltsége köréből (на венгерском языке). Будапешт: Európa Könyvkiadó. С. 283–298. ISBN 963-07-0414-5.Глава означает: «Мировоззрение и природа в религии народов Северной Сибири»; Название означает: «Люди водоплавающих птиц. Исследования быта и культуры финно-угорских родственных народов».
  • Золотарёв А.М. (1980). "Társadalomszervezet és dualisztikus teremtésmítoszok Szibériában". В Hoppál, Михай (ред.). A Tejút fiai. Tanulmányok a finnugor népek hitvilágáról (на венгерском языке). Будапешт: Európa Könyvkiadó. С. 29–58. ISBN 963-07-2187-2.Глава означает: «Социальная структура и дуалистические мифы творения в Сибири»; название означает: «Сыновья Млечного Пути. Исследования систем верований финно-угорских народов».

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с кетами.
Последняя правка сделана 2021-05-25 04:41:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте