Кеты | |
Общая численность населения | |
---|---|
ок. 1600 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Красноярский край (Россия ) | |
Россия | 1219 (2010) |
Украина | 37 (2001) |
Языки | |
Кет, Русский | |
Религия | |
Русское Православие, Анимизм, Шаманизм | |
Родственные этносы | |
Югхцы |
Показано в пределах России | |
Местоположение | Большинство кетов проживает на среднем реке Енисей и ее притоках, включая группу в сообществе Келлог. |
---|---|
Координаты | 62 ° 29'N 86 ° 16'E / 62,483 ° N 86,267 ° E / 62,483; 86,267 Координаты : 62 ° 29'N 86 ° 16 ' E / 62.483 ° N 86.267 ° E / 62.483; 86.267 |
Кеты (Русский : Кеты; Кет : Остыган) - енисейский народ в Сибири. В Российской Империи их называли остяками, не отделяя их от ряда других сибирских народов. Позже они стали известны как енисейские остяки., потому что они жили в среднем и нижнем бассейне реки Енисей в Красноярский край район России. Современные кеты жили вдоль восточного среднего течения реки до того, как политически ассимилировались с Россией между 17 и 19 веками. По переписи 2010 года в России насчитывалось 1220 кетов.
Считается, что кеты - единственные уцелевшие представители древнего кочевого народа, который, как считается, первоначально жил в центральной и южной частях страны Сибирь. В 60-е годы югцы выделялись в отдельную, хотя и похожую группу. Сегодняшние кеты - это потомки племен рыбаков и охотников енисейской тайги, которые переняли некоторые из культурных укладов этих коренных кетоязычных племен Южной Сибири. Более ранние племена занимались охотой, рыболовством и даже оленеводством оленеводством в северных районах.
Кеты вошли в состав Российского государства. в 17 веке. Их усилия по сопротивлению были тщетными, поскольку русские депортировали их в разные места, чтобы сломить сопротивление. Это также разрушило их строго организованный патриархальный общественный строй, и их образ жизни распался. Кетцы влезли в огромные долги русским. Некоторые умерли от голода, другие - от болезней, завезенных из Европы. К XIX веку кеты уже не могли существовать без продовольственной поддержки со стороны российского государства.
В 20-м веке Советы принудили коллективизацию кетам. Они были официально признаны кетами в 1930-х годах, когда Советский Союз начал проводить политику самоопределения в отношении коренных народов. Однако кетские традиции по-прежнему подавлялись, а проявление собственной инициативы не поощрялось. Коллективизация завершилась к 1950-м годам, и кетам навязали русский образ жизни и язык.
Население кетов относительно стабильно с 1923 года. По переписи 2002 года в России насчитывалось 1 494 кетов. Это сопоставимо с 1200 по переписи 1970 года. Сегодня кеты живут в небольших деревнях по берегам рек и больше не кочуют.
Кетский язык был связан с языками на-дене Северной Америки в дене-енисейском языковая семья. Эта связь привела к некоторому сотрудничеству между кетами и некоторыми северными атабаскскими народами.
Кет означает «человек» (множественное число deng «мужчины, люди»). Кеты рек Кас, Сым и Дубчес используют джугун как самоназвание. В 1788 году Питер Саймон Паллас был первым ученым, опубликовавшим наблюдения о кетском языке в путевом дневнике.
В 1926 году насчитывалось 1428 кетов, из которых 1225 (85,8%) были коренными. носители кетского языка. Перепись 1989 г. насчитала 1113 этнических кетов, из которых осталось всего 537 (48,3%) носителей языка.
По состоянию на 2008 год всего около 100 человек все еще свободно говорили на кетском, половина из них старше 50. Это полностью отличается от любого другого языка в Сибири. Александр Котусов (1955–1955–1955). 2019) был кетским народным певцом, композитором и автором песен на кетском языке.
Традиционную культуру кетов исследовали Матиас Кастрен, Василий Иванович Анучин, Кай Доннер, Ханс Финдейзен и Евгения Алексеевна Алексеенко. Шаманизм был живой практикой до 1930-х годов, но к 1960-м годам почти не было настоящих шаманов. Шаманизм не является однородным явлением, как и шаманизм в Сибири. Что касается шаманизма у кетов, то он имеет общие черты с шаманизмом тюркских и монгольских народов. Кроме того, было несколько типов кетских шаманов, различающихся по функциям (сакральные обряды, исцеление), силе и связанным с ними животным (олень, медведь). Также среди кетов (как и у некоторых других сибирских народов, таких как карагас ) есть примеры использования символики скелетов. Хоппал интерпретирует это как символ возрождения шамана, хотя он может также символизировать кости гагары (животное-помощник шамана, соединяющее воздушный и подводный миры, как и в истории шамана, который путешествовал и в небо, и в преисподнюю). Подобный скелету оверлей олицетворял возрождение шаманов среди некоторых других сибирских культур.
Большое значение для кетов имеют куклы, описываемые как «плечевая кость животного, обернутая в клочок ткани, имитирующей одежду». Один взрослый Кет, который небрежно закурил сигарету, сказал: «Жалко, что у меня нет куклы. Мой дом сгорел вместе с моими куклами». Кеты считают свои куклы домашними божествами, которые спят днем и защищают их ночью.
Вайда провел год в Сибири, изучая кетский народ, и обнаружил связь между кетским языком. и языки на-дене, из которых навахо является наиболее известным и широко распространенным.
Вячеслав Иванов и Владимир Топоров сравнили кетскую мифологию с мифологией уральских народов, предполагая в своих исследованиях, что они моделируют семиотические системы в сравнил мифологии. Они также провели типологические сравнения. Среди других сравнений, возможно, из уральских мифологических аналогий, упоминаются мифологии обско-угорских народов и самодийских народов. Другие авторы обсуждали аналогии (похожие фольклорные мотивы, чисто типологические соображения и определенные бинарные пары в символике) могут быть связаны с дуалистической организацией общества - некоторые дуалистические черты можно найти в сравнения с этими народами. Однако для кетов ни дуалистическая организация общества, ни космологический дуализм до конца не исследованы. Если такие особенности и существовали, то они либо ослабли, либо остались в значительной степени неоткрытыми. Есть некоторые сообщения о разделении на две экзогамные патрилинейные части, фольклор о конфликтах мифологических фигур и сотрудничестве двух существ в создании земли, мотив ныряльщика за землей. Этот мотив присутствует в нескольких культурах в разных вариантах. В одном примере создателю мира помогает водоплавающая птица, когда птица ныряет под воду и приносит землю, чтобы создатель мог сделать из нее землю. В некоторых культурах создатель и существо, приносящее землю (иногда называемое дьяволом или принимающее форму гагары), соревнуются друг с другом; в других культурах (включая кетский вариант) они вообще не конкурируют, а скорее сотрудничают.
Однако, если дуалистические космологии определены в широком смысле, а не ограничены определенными конкретными мотивами, то их существование более распространен; они существуют не только среди некоторых уральских народов, но в примерах на всех обитаемых континентах.
Кеты делят свое происхождение с другими енисейскими народами. Они тесно связаны с другими сибиряками, выходцами из Восточной Азии и коренными народами Северной и Южной Америки. Они являются монголоидным населением и принадлежат в основном исключительно к yDNA гаплогруппе Q-M242.
Согласно недавнему исследованию, кеты и другие енисейские народы произошли, вероятно, где-то недалеко от Горного Алтая или около озера Байкал. Многие енисейцы были ассимилированы в современный тюркский народ. Предполагается, что алтайцы имеют преимущественно енисейское происхождение и тесно связаны с кетским народом. Другие сибирские тюркские группы также в значительной степени ассимилировали енисейский народ. Кеты также тесно связаны с несколькими группами коренных американцев. Согласно этому исследованию, енисейцы связаны с палеоэскимосскими группами.
кетская женщина, 1913
кетские женщины и дети, 1913
кеты, 1913
кеты, 1913
Кеты, 1913 год
Кеты, 1913 год
Кеты, 1913 год
Кеты, 1913 год
Кеты, 1913 год
Плавучие дома Кетов, 1914 год
1914 фотография норвежского исследователя Фритьофа Нансена из группы кетов у костра. Люди на заднем плане в меховых шапках - русские.
Кетские куклы
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с кетами. |