Иранская архитектура

редактировать
Стиль архитектуры

Башня Азади, архитектор Хоссейн Аманат. Его идеи были основаны на классической и постклассической иранской архитектуре. Руины Персеполя, построенные 2500 лет назад во время правления империи Ахеменидов.

иранской архитектуры или персидской архитектуры (персидский : معمارى ایرانی, Memāri e Irāni) - архитектура Ирана и части остальной части Западной Азии, Кавказ и Средняя Азия. Его история восходит как минимум к 5000 г. до н.э. с характерными примерами, распространенными на обширной территории от Турции и Ирака до Узбекистана и Таджикистана, и от Кавказа до Занзибара. Персидские постройки варьируются от крестьянских хижин до чайных и садов павильонов до «одних из самых величественных структур, которые мир когда-либо видел ". Помимо исторических ворот, дворцов и мечетей, быстрый рост таких городов, как столица Тегеран вызвал волну сносов и нового строительства.

Иранская архитектура демонстрирует большое разнообразие, как структурное, так и эстетическое, из множества традиций и опыта. Без внезапных нововведений и несмотря на неоднократные травмы вторжений и культурных потрясений, он достиг «индивидуальности, отличной от других мусульманских стран». Его главными достоинствами являются: «заметное чувство формы и масштаба; структурная изобретательность, особенно в хранилище и куполе конструкции; гений украшения со свободой и успехом, не имеющим себе равных ни в одном другом. архитектура ».

Традиционно, ведущим формирующим мотивом иранской архитектуры был ее космический символизм,« посредством которого человек вступает в общение и соучастие с силами неба ». Эта тема не только придала единство и преемственность архитектуре Персии, но и стала основным источником ее эмоционального характера.

Согласно американскому историку и археологу Артуру Поупу, высшим иранским искусством в прямом смысле этого слова всегда была его архитектура. Верховенство архитектуры распространяется как на доисламский, так и на постисламский периоды.

Содержание
  • 1 Основные принципы
    • 1.1 Категоризация стилей
    • 1.2 Материалы
    • 1.3 Геометрия
    • 1.4 Дизайн
  • 2 Городской дизайн
  • 3 Доисламская архитектура Персии
  • 4 Исламская архитектура Персии
  • 5 Персидские купола
  • 6 Современная иранская архитектура в Иране и за его пределами
  • 7 Архитектура будущего в Иране
  • 8 Архитектурный стиль в Иранском Азербайджане
  • 9 иранских архитекторов
  • 10 внесенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
  • 11 наград
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки
Фундаментальные принципы
Си-о-се Поль, один из мостов Исфахана.

Традиционная персидская архитектура сохранила преемственность, которая, хотя и временно отвлечена внутренними политическими конфликтами или иностранным вторжением, тем не менее достигли безошибочного стиля.

В этой архитектуре «нет тривиальных построек; даже садовые беседки обладают благородством и достоинством, а самые скромные караван-сараи обычно обладают очарованием. В выразительности и коммуникативности большинство персидских построек прозрачны, даже красноречиво. Сочетание интенсивности и простоты формы обеспечивает непосредственность, в то время как орнамент и, часто, тонкие пропорции вознаграждают постоянное наблюдение. "

Категоризация стилей

Сад Эрам в Ширазе - это здание 18 века, наследие династии Занд. Конгрегационная молитва перед арочным входом в Храм Имамзаде Салеха внутри, Тегеран, 2017.

В целом, традиционную архитектуру иранских земель на протяжении веков можно разделить на шесть следующих классов или стилей («сабк»):

Материалы

Доступные строительные материалы определяют основные формы традиционной иранской архитектуры. Тяжелые глины, легко доступные в различных местах по всему плато, стимулировали развитие самых примитивных из всех строительных технологий: формование глины, сжатие как можно более плотно и позволяющее высохнуть. От этой техники, которая использовалась в Иране с древних времен, никогда не отказывались полностью. Обилие тяжелой пластичной земли в сочетании с прочным известковым раствором также способствовало развитию и использованию кирпича.

Геометрия

В иранской архитектуре широко используется символическая геометрия., используя чистые формы, такие как круги и квадраты, а планы основаны на часто симметричных схемах с прямоугольными внутренними дворами и залами.

Дизайн

Колонна в персидском стиле в Персеполе.

Определенные элементы дизайна персидской архитектуры сохранились на протяжении истории Ирана. Наиболее поразительными являются заметное ощущение масштаба и проницательное использование простых и массивных форм. Можно также упомянуть согласованность декоративных предпочтений, высокий арочный портал внутри выемки, колонны с капителями скобок, а также повторяющиеся типы плана и фасада.. На протяжении веков эти элементы повторялись в совершенно разных типах зданий, построенных для различных программ и под патронажем длинной череды правителей.

Колонный крыльцо, или талар, замеченный в высеченных в скале гробницах около Персеполя, снова появляется в сасанидских храмах, а в позднеисламские времена он использовался как портик дворца или мечети и даже приспособлен. архитектуре придорожных чайных. Точно так же купол на четырех арках, столь характерный для времен Сасанидов, до сих пор можно найти на многих кладбищах и имамзаде в Иране сегодня. Представление о земных башнях, тянущихся к небу, чтобы смешаться с божественными небесными башнями, существовало до 19 века, в то время как внутренний двор и бассейн, угловой вход и обширное убранство - древние, но все еще распространенные черты иранской архитектуры. 271>

Городской дизайн

Круговое городское планирование было характерно для нескольких крупных парфянских и сасанидских городов, таких как Хатра и Гор (Фирузабад). Другой городской дизайн был основан на квадратной геометрии, найденной в городах Восточного Ирана, таких как Бам и Зарандж.

доисламская архитектура Персии

Доисламские стили основаны на 3000-4000 годах архитектурного развития различных цивилизаций Иранское плато. Пост- исламская архитектура Ирана, в свою очередь, черпает идеи из своего доисламского предшественника и имеет геометрические и повторяющиеся формы, а также поверхности, богато украшенные глазурованной плиткой. резная лепнина, узорчатая кирпичная кладка, цветочные мотивы и каллиграфия.

Иран признан ЮНЕСКО одной из колыбелей цивилизация.

Каждый из периодов эламитов, Ахеменидов, парфян и Сасанидов были создателями великой архитектуры, которая на протяжении веков, распространились далеко и далеко в другие культуры. Хотя Иран понес определенную долю разрушений, включая решение Александра Великого сжечь Персепол, осталось достаточно останков, чтобы составить представление о его классической архитектуре.

Ахемениды строили грандиозно. Художники и материалы, которые они использовали, были привезены практически со всех территорий тогдашнего крупнейшего государства в мире. Пасаргады установили стандарт: его город был разбит на обширном парке с мостами, садами, дворцами с колоннами и открытыми колонными павильонами. Пасаргады вместе с Сузами и Персеполем выражали авторитет «Царя царей», лестницы последнего отражали в рельефной скульптуре огромную протяженность имперской границы.

С появлением парфян и сасанидов появились новые формы. Парфянские инновации полностью расцвели в период Сасанидов с массивными цилиндрическими сводчатыми камерами, массивными каменными куполами и высокими колоннами. Это влияние должно было сохраниться на долгие годы.

Например, округлость города Багдад в эпоху Аббасидов указывает на его персидские прецеденты, такие как Фирузабад в Фарс. Аль-Мансур нанял двух дизайнеров, чтобы спланировать дизайн города: Наубахт, бывший персидский зороастрийский, который также определил, что дата основания города должна быть астрологически значимой, и Машаллах ибн Атари, бывший еврей из Хорасана.

Руины Персеполя, Ктесифон, Сиалк, Пасаргады, Фирузабад и Арг-и Бам дают нам возможность увидеть, какой вклад Персы приобщились к строительному искусству. Внушительный сасанидский замок, построенный в Дербенте, Дагестане (ныне часть России), является одним из наиболее сохранившихся и живых примеров великолепной сасанидской иранской архитектуры. С 2003 года Сасанидский замок внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Панорамный вид на Накш-э Рустам. На этом месте находятся гробницы четырех царей Ахеменидов, в том числе гробницы Дария I и Ксеркса.
Исламская архитектура Персии
Башни-близнецы Хараган, 1067 и 1093

Падение Сасанидской династии вторгшимся мусульманским арабам привело к адаптации персидских архитектурных форм для исламских религиозных зданий в Иране. Такие искусства, как каллиграфия, лепнина, зеркала и мозаика, стали тесно связаны с архитектурой мечетей в Персии (Иран). Примером могут служить круглые куполообразные крыши, которые происходят от парфянской (ашканидской) династии Ирана. Археологические раскопки предоставили обширные доказательства, подтверждающие влияние архитектуры Сасанидов на архитектуру исламского мира в целом.

Стиль Рази (شیوه معماری رازی) - термин, использовавшийся в период между 11 веком и монгольским завоеванием Ирана, отражающий влияния Саманидов, Газневидов и сельджукской архитектуры.. Примеры этого стиля включают гробницу Исмаила Саманидского, Гонбад-и-Кабус, более старые части мечети Джаме в Исфахане и Хараканские башни.

Многие эксперты считают период персидской архитектуры с 15 по 17 века нашей эры вершиной постисламской эпохи. С этого периода сохранились различные строения, такие как мечети, мавзолеи, базары, мосты и дворцы.

Сафавид Исфахан пытался достичь грандиозного масштаба (Исфаханская площадь Нагш-и Джахан является шестой самой большой площадью в мире), построив высокие здания с обширными внутренними пространствами. Однако качество орнаментов было ниже, чем в XIV и XV веках.

Еще одним аспектом этой архитектуры была гармония с людьми, их средой и верованиями, которые она олицетворяла. В то же время не применялись строгие правила для управления этой формой исламской архитектуры.

Великие мечети Хорасана, Исфахана и Тебриза каждая использовала местную геометрию, местные материалы и местные строительные методы для выражения, каждая в своем По-своему, порядок, гармония и единство исламской архитектуры. Когда исследуются основные памятники исламской персидской архитектуры, они обнаруживают сложные геометрические отношения, изученную иерархию форм и орнаментов и огромную глубину символического значения.

По словам Артура У. Поупа, который провел обширные исследования древних персидских и исламских построек:

Значимое влияние персидской архитектуры многогранно. Не ошеломляюще, но величественно, великолепно и впечатляюще.

Однако подход Папы к искусству Каджаров и архитектуре весьма негативен.

Площадь Накше Джахана в Исфахане является воплощением иранской архитектуры XVI века.. Посмотреть 360 ° вид
Персидские купола
Древний дворец Ардашир, построенный в 224 году во время династии Сасанидов. Здание имеет три больших купола, что является одним из старейших примеров таких крупных куполов в мире.

Империя Сасанидов инициировала строительство первых крупных куполов в Персии (Иран ), с такими царскими постройками, как Дворец Ардашир и Деж Дохтар. После завоевания мусульманами империи Сасанидов персидский архитектурный стиль оказал большое влияние на исламские общества, а купол также стал характерной чертой мусульманской архитектуры (см. гонбад ).

Период Иль-ханства представил несколько нововведений в строительстве куполов, которые в конечном итоге позволили персам строить гораздо более высокие сооружения. Эти изменения позже проложили путь для архитектуры Сефевидов. Вершиной архитектуры Иль-ханства стало строительство купола Солтания (1302–1312 гг.) В Зенджане, Иран, который имеет высоту 50 м и диаметр 25 м. что делает его третьим по величине и самым высоким каменным куполом из когда-либо возведенных. Тонкий двухслойный купол был усилен арками между слоями.

Возрождение персидских мечетей и куполов пришло во время династии Сефевидов, когда шах Аббас в 1598 г. инициировал реконструкцию Исфахана, с площадью Накш-э-Джахан в качестве центральной части его новой столицы. Архитектурно они в значительной степени заимствованы из проектов Il-Khanate, но в художественном отношении они подняли проекты на новый уровень.

Отличительной чертой персидских куполов, которая отделяет их от куполов, созданных в христианском мире или в Османской и Могольской империях, было использование разноцветных плиток, которыми внешняя часть куполов покрыта так же, как и интерьер.. Вскоре этих куполов в Исфахане насчитывалось несколько десятков, и отчетливая синяя форма стала доминировать над горизонтом города. Отражая свет солнца, эти купола казались сверкающими бирюзовыми драгоценными камнями, и путешественники, следовавшие по Шелковому пути через Персию, могли увидеть их издалека.

Этот совершенно особый архитектурный стиль был унаследован от династии Сельджуков, которые веками использовали его в строительстве своей мечети, но он был усовершенствован во времена Сефевидов, когда они изобрели хафтранги., или семицветный стиль горения плитки, процесс, который позволил им применить больше цветов к каждой плитке, создавая более богатые узоры, более приятные для глаз. Цвета, которые предпочитали персы, были золотыми, белыми и бирюзовыми узорами на темно-синем фоне. Обширные надписи каллиграфии и арабески на большинстве крупных зданий, которые были тщательно спланированы и выполнены Али Резой Аббаси, который был назначен главой королевской библиотеки и мастером каллиграфа при шахском дворе в 1598 году, в то время как Шейх Бахаи руководил строительными проектами. Достигнув 53 метров в высоту, купол Масджед-э-Шах (Шахская мечеть) станет самым высоким в городе, когда его строительство будет завершено в 1629 году. Он был построен как двухслойный купол, охватывающий 14 метров между двумя слоями. на восьмиугольном купольном зале.

Современная иранская архитектура в Иране и за его пределами

Современная архитектура в Иране началась с наступлением первого периода Пехлеви в начале 1920-х годов. Некоторые дизайнеры, такие как Андре Годар, создали такие произведения, как Национальный музей Ирана, которые напоминали об историческом архитектурном наследии Ирана. Другие пытались объединить в своих работах традиционные элементы с современным дизайном. Главный кампус Тегеранского университета - один из таких примеров. Другие, такие как Гейдар Гиай и Хушанг Сейхун, пытались создать полностью оригинальные произведения, независимые от предшествующих влияний. Архитектура Дариуша Борбора удачно сочетала в себе современную архитектуру. Borj-e Milad (или Башня Милад) - самая высокая башня в Иране и четвертая по высоте башня в мире.

Архитектура будущего в Иране
Центр города Исфахан ночью

По всему Ирану ведутся крупные строительные проекты. Иран развивает Центр города Исфахан, который является крупнейшим торговым центром в Иране и самым большим торговым центром с музеем в мире. Он включает в себя отель, крытый парк развлечений и ресторанный дворик, среди прочего. Проект развития Цветок Востока - еще один грандиозный проект на острове Киш в Персидском заливе. Проект включает в себя один «7-звездочный» и два «5-звездочных» отеля, три жилых района, виллы и жилые комплексы, кафе, роскошные выставочные залы и магазины, спортивные сооружения и пристань для яхт.

Архитектурный стиль в иранском Азербайджане

«Азербайджанский стиль» или «азербайджанский стиль» (персидский : شیوهٔ معماری آذری) - это стиль (сабк) иранской архитектуры. развит в историческом Азербайджане регионе Ирана.

Достопримечательности этого архитектурного стиля охватывают период с конца 13 века (Ильханат ) до появления династии Сефевидов в 16 веке нашей эры. Хронологически азербайджанский стиль является пятым из шести исторических стилей иранской архитектуры, между стилем Рази (с 11 века до периода монгольского вторжения) и более поздним стилем Исфахани.

. этим стилем являются Купол Солтания, Арг и Тебриз и Мечеть Джаме в Урмии.

Иранские архитекторы
См. Основные статьи: Список исторических иранских архитекторов и Список иранских архитекторов

Персидские архитекторы были очень востребованы в былые времена, до появления современной архитектуры. Например, Бадреддин Тебризи построил гробницу Руми в Конье в 1273 году нашей эры, а Остад Иса Ширази чаще всего считается главным архитектором (или составителем плана) Тадж-Махал. Эти мастера также сыграли важную роль в проектировании таких построек, как Баку, афганский минарет Джам, купол Султания или гробница Тамерлана в Самарканд и многие другие.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
Зиккураты, такие как ЮНЕСКО внесены в список Всемирного наследия из Чога Занбил, что облегчило плоская монотонность южного Хузестана равнина была всего лишь «ритуальной имитацией знакомых священных гор, окружающих иранское плато ".

. Ниже приводится список объектов всемирного наследия, спроектированных или построенных иранцами, или спроектированы и построены в стиле иранской архитектуры:

Награды
  • Нескольким иранским архитекторам удалось выиграть престижную премию A 'Design Award 2018 по беспрецедентному количеству разделов.
  • Архитектурная премия Мирмирана http://www.mirmiran-arch.org/
Щелкните здесь, чтобы просмотреть иранскую архитектуру.
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Wikimedia Commons имеет средства массовой информации, связанные с Архитектура Ирана.
Последняя правка сделана 2021-05-24 06:23:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте