иранской архитектуры или персидской архитектуры (персидский : معمارى ایرانی, Memāri e Irāni) - архитектура Ирана и части остальной части Западной Азии, Кавказ и Средняя Азия. Его история восходит как минимум к 5000 г. до н.э. с характерными примерами, распространенными на обширной территории от Турции и Ирака до Узбекистана и Таджикистана, и от Кавказа до Занзибара. Персидские постройки варьируются от крестьянских хижин до чайных и садов павильонов до «одних из самых величественных структур, которые мир когда-либо видел ". Помимо исторических ворот, дворцов и мечетей, быстрый рост таких городов, как столица Тегеран вызвал волну сносов и нового строительства.
Иранская архитектура демонстрирует большое разнообразие, как структурное, так и эстетическое, из множества традиций и опыта. Без внезапных нововведений и несмотря на неоднократные травмы вторжений и культурных потрясений, он достиг «индивидуальности, отличной от других мусульманских стран». Его главными достоинствами являются: «заметное чувство формы и масштаба; структурная изобретательность, особенно в хранилище и куполе конструкции; гений украшения со свободой и успехом, не имеющим себе равных ни в одном другом. архитектура ».
Традиционно, ведущим формирующим мотивом иранской архитектуры был ее космический символизм,« посредством которого человек вступает в общение и соучастие с силами неба ». Эта тема не только придала единство и преемственность архитектуре Персии, но и стала основным источником ее эмоционального характера.
Согласно американскому историку и археологу Артуру Поупу, высшим иранским искусством в прямом смысле этого слова всегда была его архитектура. Верховенство архитектуры распространяется как на доисламский, так и на постисламский периоды.
Традиционная персидская архитектура сохранила преемственность, которая, хотя и временно отвлечена внутренними политическими конфликтами или иностранным вторжением, тем не менее достигли безошибочного стиля.
В этой архитектуре «нет тривиальных построек; даже садовые беседки обладают благородством и достоинством, а самые скромные караван-сараи обычно обладают очарованием. В выразительности и коммуникативности большинство персидских построек прозрачны, даже красноречиво. Сочетание интенсивности и простоты формы обеспечивает непосредственность, в то время как орнамент и, часто, тонкие пропорции вознаграждают постоянное наблюдение. "
В целом, традиционную архитектуру иранских земель на протяжении веков можно разделить на шесть следующих классов или стилей («сабк»):
Доступные строительные материалы определяют основные формы традиционной иранской архитектуры. Тяжелые глины, легко доступные в различных местах по всему плато, стимулировали развитие самых примитивных из всех строительных технологий: формование глины, сжатие как можно более плотно и позволяющее высохнуть. От этой техники, которая использовалась в Иране с древних времен, никогда не отказывались полностью. Обилие тяжелой пластичной земли в сочетании с прочным известковым раствором также способствовало развитию и использованию кирпича.
В иранской архитектуре широко используется символическая геометрия., используя чистые формы, такие как круги и квадраты, а планы основаны на часто симметричных схемах с прямоугольными внутренними дворами и залами.
Определенные элементы дизайна персидской архитектуры сохранились на протяжении истории Ирана. Наиболее поразительными являются заметное ощущение масштаба и проницательное использование простых и массивных форм. Можно также упомянуть согласованность декоративных предпочтений, высокий арочный портал внутри выемки, колонны с капителями скобок, а также повторяющиеся типы плана и фасада.. На протяжении веков эти элементы повторялись в совершенно разных типах зданий, построенных для различных программ и под патронажем длинной череды правителей.
Колонный крыльцо, или талар, замеченный в высеченных в скале гробницах около Персеполя, снова появляется в сасанидских храмах, а в позднеисламские времена он использовался как портик дворца или мечети и даже приспособлен. архитектуре придорожных чайных. Точно так же купол на четырех арках, столь характерный для времен Сасанидов, до сих пор можно найти на многих кладбищах и имамзаде в Иране сегодня. Представление о земных башнях, тянущихся к небу, чтобы смешаться с божественными небесными башнями, существовало до 19 века, в то время как внутренний двор и бассейн, угловой вход и обширное убранство - древние, но все еще распространенные черты иранской архитектуры. 271>
Круговое городское планирование было характерно для нескольких крупных парфянских и сасанидских городов, таких как Хатра и Гор (Фирузабад). Другой городской дизайн был основан на квадратной геометрии, найденной в городах Восточного Ирана, таких как Бам и Зарандж.
Хатра в Ираке. В III - I веках до нашей эры, во время Парфянской империи, Хатра была религиозным и торговым центром. Сегодня это объект Всемирного наследия, находящийся под защитой ЮНЕСКО.
Сасанид Замок Райен
Доисламские стили основаны на 3000-4000 годах архитектурного развития различных цивилизаций Иранское плато. Пост- исламская архитектура Ирана, в свою очередь, черпает идеи из своего доисламского предшественника и имеет геометрические и повторяющиеся формы, а также поверхности, богато украшенные глазурованной плиткой. резная лепнина, узорчатая кирпичная кладка, цветочные мотивы и каллиграфия.
Иран признан ЮНЕСКО одной из колыбелей цивилизация.
Каждый из периодов эламитов, Ахеменидов, парфян и Сасанидов были создателями великой архитектуры, которая на протяжении веков, распространились далеко и далеко в другие культуры. Хотя Иран понес определенную долю разрушений, включая решение Александра Великого сжечь Персепол, осталось достаточно останков, чтобы составить представление о его классической архитектуре.
Ахемениды строили грандиозно. Художники и материалы, которые они использовали, были привезены практически со всех территорий тогдашнего крупнейшего государства в мире. Пасаргады установили стандарт: его город был разбит на обширном парке с мостами, садами, дворцами с колоннами и открытыми колонными павильонами. Пасаргады вместе с Сузами и Персеполем выражали авторитет «Царя царей», лестницы последнего отражали в рельефной скульптуре огромную протяженность имперской границы.
С появлением парфян и сасанидов появились новые формы. Парфянские инновации полностью расцвели в период Сасанидов с массивными цилиндрическими сводчатыми камерами, массивными каменными куполами и высокими колоннами. Это влияние должно было сохраниться на долгие годы.
Например, округлость города Багдад в эпоху Аббасидов указывает на его персидские прецеденты, такие как Фирузабад в Фарс. Аль-Мансур нанял двух дизайнеров, чтобы спланировать дизайн города: Наубахт, бывший персидский зороастрийский, который также определил, что дата основания города должна быть астрологически значимой, и Машаллах ибн Атари, бывший еврей из Хорасана.
Руины Персеполя, Ктесифон, Сиалк, Пасаргады, Фирузабад и Арг-и Бам дают нам возможность увидеть, какой вклад Персы приобщились к строительному искусству. Внушительный сасанидский замок, построенный в Дербенте, Дагестане (ныне часть России), является одним из наиболее сохранившихся и живых примеров великолепной сасанидской иранской архитектуры. С 2003 года Сасанидский замок внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Падение Сасанидской династии вторгшимся мусульманским арабам привело к адаптации персидских архитектурных форм для исламских религиозных зданий в Иране. Такие искусства, как каллиграфия, лепнина, зеркала и мозаика, стали тесно связаны с архитектурой мечетей в Персии (Иран). Примером могут служить круглые куполообразные крыши, которые происходят от парфянской (ашканидской) династии Ирана. Археологические раскопки предоставили обширные доказательства, подтверждающие влияние архитектуры Сасанидов на архитектуру исламского мира в целом.
Стиль Рази (شیوه معماری رازی) - термин, использовавшийся в период между 11 веком и монгольским завоеванием Ирана, отражающий влияния Саманидов, Газневидов и сельджукской архитектуры.. Примеры этого стиля включают гробницу Исмаила Саманидского, Гонбад-и-Кабус, более старые части мечети Джаме в Исфахане и Хараканские башни.
Многие эксперты считают период персидской архитектуры с 15 по 17 века нашей эры вершиной постисламской эпохи. С этого периода сохранились различные строения, такие как мечети, мавзолеи, базары, мосты и дворцы.
Сафавид Исфахан пытался достичь грандиозного масштаба (Исфаханская площадь Нагш-и Джахан является шестой самой большой площадью в мире), построив высокие здания с обширными внутренними пространствами. Однако качество орнаментов было ниже, чем в XIV и XV веках.
Еще одним аспектом этой архитектуры была гармония с людьми, их средой и верованиями, которые она олицетворяла. В то же время не применялись строгие правила для управления этой формой исламской архитектуры.
Великие мечети Хорасана, Исфахана и Тебриза каждая использовала местную геометрию, местные материалы и местные строительные методы для выражения, каждая в своем По-своему, порядок, гармония и единство исламской архитектуры. Когда исследуются основные памятники исламской персидской архитектуры, они обнаруживают сложные геометрические отношения, изученную иерархию форм и орнаментов и огромную глубину символического значения.
По словам Артура У. Поупа, который провел обширные исследования древних персидских и исламских построек:
Значимое влияние персидской архитектуры многогранно. Не ошеломляюще, но величественно, великолепно и впечатляюще.
Однако подход Папы к искусству Каджаров и архитектуре весьма негативен.
Империя Сасанидов инициировала строительство первых крупных куполов в Персии (Иран ), с такими царскими постройками, как Дворец Ардашир и Деж Дохтар. После завоевания мусульманами империи Сасанидов персидский архитектурный стиль оказал большое влияние на исламские общества, а купол также стал характерной чертой мусульманской архитектуры (см. гонбад ).
Период Иль-ханства представил несколько нововведений в строительстве куполов, которые в конечном итоге позволили персам строить гораздо более высокие сооружения. Эти изменения позже проложили путь для архитектуры Сефевидов. Вершиной архитектуры Иль-ханства стало строительство купола Солтания (1302–1312 гг.) В Зенджане, Иран, который имеет высоту 50 м и диаметр 25 м. что делает его третьим по величине и самым высоким каменным куполом из когда-либо возведенных. Тонкий двухслойный купол был усилен арками между слоями.
Возрождение персидских мечетей и куполов пришло во время династии Сефевидов, когда шах Аббас в 1598 г. инициировал реконструкцию Исфахана, с площадью Накш-э-Джахан в качестве центральной части его новой столицы. Архитектурно они в значительной степени заимствованы из проектов Il-Khanate, но в художественном отношении они подняли проекты на новый уровень.
Отличительной чертой персидских куполов, которая отделяет их от куполов, созданных в христианском мире или в Османской и Могольской империях, было использование разноцветных плиток, которыми внешняя часть куполов покрыта так же, как и интерьер.. Вскоре этих куполов в Исфахане насчитывалось несколько десятков, и отчетливая синяя форма стала доминировать над горизонтом города. Отражая свет солнца, эти купола казались сверкающими бирюзовыми драгоценными камнями, и путешественники, следовавшие по Шелковому пути через Персию, могли увидеть их издалека.
Этот совершенно особый архитектурный стиль был унаследован от династии Сельджуков, которые веками использовали его в строительстве своей мечети, но он был усовершенствован во времена Сефевидов, когда они изобрели хафтранги., или семицветный стиль горения плитки, процесс, который позволил им применить больше цветов к каждой плитке, создавая более богатые узоры, более приятные для глаз. Цвета, которые предпочитали персы, были золотыми, белыми и бирюзовыми узорами на темно-синем фоне. Обширные надписи каллиграфии и арабески на большинстве крупных зданий, которые были тщательно спланированы и выполнены Али Резой Аббаси, который был назначен главой королевской библиотеки и мастером каллиграфа при шахском дворе в 1598 году, в то время как Шейх Бахаи руководил строительными проектами. Достигнув 53 метров в высоту, купол Масджед-э-Шах (Шахская мечеть) станет самым высоким в городе, когда его строительство будет завершено в 1629 году. Он был построен как двухслойный купол, охватывающий 14 метров между двумя слоями. на восьмиугольном купольном зале.
Персидские сады : Халват-и Карим-хани, в садах дворца Голестан.
Пример общей формы персидского купола и минарета на Шахская мечеть в Исфахане, Иран.
мечеть международного конференц-центра Исфахана - современная архитектура купола.
Дома: 18 век Дом Аббаса, Кашан.
Джамкарана Мечеть.
Гур Эмир.
Современная архитектура в Иране началась с наступлением первого периода Пехлеви в начале 1920-х годов. Некоторые дизайнеры, такие как Андре Годар, создали такие произведения, как Национальный музей Ирана, которые напоминали об историческом архитектурном наследии Ирана. Другие пытались объединить в своих работах традиционные элементы с современным дизайном. Главный кампус Тегеранского университета - один из таких примеров. Другие, такие как Гейдар Гиай и Хушанг Сейхун, пытались создать полностью оригинальные произведения, независимые от предшествующих влияний. Архитектура Дариуша Борбора удачно сочетала в себе современную архитектуру. Borj-e Milad (или Башня Милад) - самая высокая башня в Иране и четвертая по высоте башня в мире.
Дом Сената Ирана Традиционная персидская мифология, такая как цепи правосудия Новширавана и сущности иранской архитектуры, были включены Гейдаром Гиай для создания новой современной иранской архитектуры.
Тегеранский музей современного искусства, спроектированный Камраном Диба, основан на традиционных иранских элементах, таких как Бадгиры, и все же имеет спиралевидный интерьер, напоминающий Гуггенхайм.
Фрэнка Ллойда Райта.
Тегеран Университетский колледж социальных наук демонстрирует очевидные следы архитектуры из Персеполиса.
По всему Ирану ведутся крупные строительные проекты. Иран развивает Центр города Исфахан, который является крупнейшим торговым центром в Иране и самым большим торговым центром с музеем в мире. Он включает в себя отель, крытый парк развлечений и ресторанный дворик, среди прочего. Проект развития Цветок Востока - еще один грандиозный проект на острове Киш в Персидском заливе. Проект включает в себя один «7-звездочный» и два «5-звездочных» отеля, три жилых района, виллы и жилые комплексы, кафе, роскошные выставочные залы и магазины, спортивные сооружения и пристань для яхт.
«Азербайджанский стиль» или «азербайджанский стиль» (персидский : شیوهٔ معماری آذری) - это стиль (сабк) иранской архитектуры. развит в историческом Азербайджане регионе Ирана.
Достопримечательности этого архитектурного стиля охватывают период с конца 13 века (Ильханат ) до появления династии Сефевидов в 16 веке нашей эры. Хронологически азербайджанский стиль является пятым из шести исторических стилей иранской архитектуры, между стилем Рази (с 11 века до периода монгольского вторжения) и более поздним стилем Исфахани.
. этим стилем являются Купол Солтания, Арг и Тебриз и Мечеть Джаме в Урмии.
Персидские архитекторы были очень востребованы в былые времена, до появления современной архитектуры. Например, Бадреддин Тебризи построил гробницу Руми в Конье в 1273 году нашей эры, а Остад Иса Ширази чаще всего считается главным архитектором (или составителем плана) Тадж-Махал. Эти мастера также сыграли важную роль в проектировании таких построек, как Баку, афганский минарет Джам, купол Султания или гробница Тамерлана в Самарканд и многие другие.
. Ниже приводится список объектов всемирного наследия, спроектированных или построенных иранцами, или спроектированы и построены в стиле иранской архитектуры:
Wikimedia Commons имеет средства массовой информации, связанные с Архитектура Ирана. |