Архитектура Турции или Турецкая архитектура в период республиканцев относится к архитектуре практиковалось на территории современной Турции с момента основания республики в 1923 году. В первые годы республики на турецкую архитектуру оказали влияние сельджук и Османская архитектура, особенно во время Первого национального архитектурного движения (также называемого движением турецкой неоклассической архитектуры). Однако, начиная с 1930-х годов, архитектурные стили стали отличаться от традиционной архитектуры, в том числе в результате увеличения числа приглашаются для работы в стране иностранные архитекторы, в основном из Германии и Австрии. Вторая мировая война была периодом изоляции, во время которого возникло Второе национальное архитектурное движение. Подобно фашистской архитектуре, движение было направлено на создание современной, но националистической архитектуры.
Начиная с 1950-х годов изоляция от остального мира стала уменьшаться, что позволило турецким архитекторам экспериментируйте с новыми стилями и все больше вдохновляйтесь своими коллегами из остального мира. Однако до 1980-х годов они в значительной степени сдерживались отсутствием технологической инфраструктуры или недостаточными финансовыми ресурсами. После этого либерализация экономики и переход к росту за счет экспорта проложили путь для частного сектора, чтобы стать ведущим фактором, влияющим на архитектуру в Турции.
Первое национальное архитектурное движение (турецкий : Birinci Ulusal Mimarlık Akımı) было архитектурным движением, возглавляемым турецкими архитекторами Vedat Tek (1873–1942) и Мимар Кемаледдин бей (1870–1927). Последователи движения хотели создать новую, «национальную» архитектуру, основанную на мотивах сельджукской и османской архитектуры. Движение также было названо турецкой неоклассической архитектурой или национальным архитектурным ренессансом. Другими видными последователями этого движения были Ариф Хикмет Коюноглу (1888–1982) и Джулио Монгери (1873–1953). Известными зданиями этой эпохи являются Главное почтовое отделение Стамбула (1905–1909), Апартаменты Тайяре (1919–1922), Стамбул 4-й Вакиф Хан (1911–1911 гг.) 1926), Государственный музей искусства и скульптуры (1927–1930), Этнографический музей Анкары (1925–1928), мечеть Бебека и мечеть Камер-Хатун.
Главное почтовое отделение Стамбула в Сиркеджи, дизайн Ведат Тек (1905–1909).
Главное почтовое отделение Стамбула интерьер
Стамбул 4-й Вакиф Хан в Эминёню, дизайн Мимар Кемаледдин Бей (1911–1926).
Апартаменты Тайяре в Лалели, Стамбул, спроектированные Мимаром Кемаледдин Беем (1919–1922).
Первый Ziraat Bank Главный офис в Анкаре
Первый Ziraat Bank Штаб-квартира в Анкаре, спроектирован Джулио Монгери (1925–1929).
Государственный музей искусства и скульптуры в Анкаре, проект Ариф Хикмет Коюноглу (1927–1930).
Этнографический музей Анкары был спроектирован архитектором Арифом Хикметом Коюноглу (1925-1928).
стиль Баухаус Морской особняк Флории Ататюрк (1935) и ар-деко стиль Центральный вокзал Анкары (1937 г.) являются одними из ярких примеров этой эпохи. Поскольку в Турции не хватало архитекторов до 1950-х годов, правительство приглашало различных архитекторов из Германии, Австрии, Швейцарии и Франции, чтобы управлять быстрым строительством новой столицы Анкары. Около 40 архитекторов и градостроителей разработали и курировали различные проекты (в основном в Анкаре и в меньшей степени в Стамбуле и Измире) в период с 1924 по 1942 год. Среди них были Гудрун Баудиш, Рудольф Беллинг, Пол Бонац, Эрнст Арнольд Эгли, Мартин Эльзессер, Антон Ханак, Франц Хиллинджер, Клеменс Хольцмайстер, Анри Прост, Паоло Вьетти-Виоли, Вернер Иссель, Герман Янсен, Теодор Йост, Генрих Криппель, Карл Кристоф Лёрхер, Роберт Орли, Бернхард Пфау, Бруно Таут и Йозеф Торак.
Избранными примерами зданий этой эпохи являются стиль Баухаус Морской особняк Флори Ататюрк (1935), спроектированный Сейфи Аркан ; стиль ар-деко железнодорожная станция Анкара (1937), дизайн Чекип Акалин ; здание кассационного суда (1933–35), спроектированное Клеменсом Хольцмайстером ; здание факультета языков, истории и географии (1937 г.) Университета Анкары, спроектированное Бруно Таут ; и здание Великого национального собрания Турции (1938–63), спроектированное Клеменсом Хольцмайстером.
Дизайн Сейфи Аркан, Морской особняк Флории Ататюрк (1935) - известное здание в стиле Баухаус в Стамбуле.
Дизайн Чекип Акалин, Центральный вокзал Анкары (1937) - примечательный Ар-деко дизайн своей эпохи.
Здание факультета языков, истории и географии (1937) Университета Анкары
Здание юридического факультета (1937) Университета Анкары
Здание факультета языков, истории и географии (1937) из Университета Анкары был спроектирован Бруно Таут.
. Здание Великого Национального Собрания Турции (1938–63) в Анкаре было спроектировано Клеменсом. Хольцмайстер.
Вдохновленное конструктивными особенностями фашистской архитектуры в Италии и нацистской архитектуры в Германии, которые искали современную интерпретацию неоклассической архитектуры (то есть архитектуры современной эпохи Римской империи, в соответствии с их идеологиями), существовала тенденция к созданию новой национальной архитектуры в Турции примерно в 1940-х годах. Это движение было названо Вторым национальным архитектурным движением (турецкий : İkinci Ulusal Mimarlık Akımı). Большое количество иностранных архитекторов, работавших в Турции в этот период (особенно из Германии и Австрии ), было основным фактором в представлении этих архитектурных движений и их стилистических характеристик. Пионерами движения в Турции были Седад Хакки Элдем, Экрем Хакки Айверди и Эмин Онат. Чтобы возглавить это движение, Седад Хакки Элдем, который был профессором, проводил семинары по национальной архитектуре в Университете изящных искусств Мимара Синан, уделяя особое внимание традиционным турецким стилям дома.
По сравнению с их современными аналогами в Италии и Германии правительственные здания этого стиля в Анкаре и Стамбуле обычно имели большие размеры (высокие потолки, высокие окна и т. д.), чтобы производить впечатление сильной государственной власти. Некоторые из них также имели монументальные фасады конструкции, напоминающие неоклассическую архитектуру ; но с более современными и простыми прямоугольными формами, симметрией, простотой и общим отсутствием витиеватости.
Некоторые из зданий, относящихся к этому стилю, - это Оперный театр Анкары, спроектированный Ревки Balmumcu (1933–34) и отремонтирован Полем Бонацем (1946–47); Здание Главного штаба TCDD, спроектированное Бедри Учаром в 1938 году; Стамбульский университет факультет естественных наук и факультет литературы (1944–52); Аныткабир (1944–53); Штаб-квартира Стамбульского радио (1945–49); Мечеть Шишли (1945–49); и Мемориал мучеников Чанаккале (1954–60). Движение было особенно влиятельным между 1935 и 1950 годами. С 1950-х годов влияние этого стиля начало уменьшаться из-за следующей волны влияний, особенно международного стиля и рационализма.
Оперный театр Анкары., спроектированный Шевки Балмумку (1933–34) и отремонтированный Полем Бонацем (1946–47).
Здание Главного штаба TCDD, спроектированное Бедри Учаром (1939-41).
Модель Халкеви в Мерсине, разработанная Эртугрулом Ментеше (1944–46).
Стамбульский университет Факультет естественных наук и факультет литературных зданий, спроектированный Седадом Хакки Элдемом и Эмином Халидом Онатом (1944–52).
Аныткабир в Анкаре, дизайн Эмин Халид Онат и Ахмет Орхан Арда (1944–53).
Стамбульский радиозал, спроектированный Доганом Эргинбашем, Омером Гюней и Исмаилом Уткуларом (1945).
Мемориал мучеников Чанаккале, разработанный Феридун Кип, Доганом Эргинбашем и Исмаилом Уткуларом (1954–60).
В начале 1950-х годов появилось новое поколение архитекторов, таких как Невзат Эрол, Тургут Кансевер, Абдуррахман Ханчи, Дженгиз Бекташ, Хаяти Табанлыоглу, Энвер Токай, Ильхан Тайман и Йылмаз Санлы стали более влиятельными на архитектурной арене. Это были архитекторы, которые либо учились в Европе, либо имели информацию о модернистской архитектуре того времени. Их поиски модернистской архитектуры соответствовали международному стилю и рационализму. Однако важным фактором было и развитие турецкой экономики. Несмотря на то, что турецкие архитекторы смогли продолжить современный дизайн выдающихся архитекторов того времени, они были ограничены отсутствием технологической инфраструктуры или недостаточными финансовыми ресурсами.
Избранными примерами зданий этой эпохи являются Анадолу Club Hotel (1951–1957) в Бююкада, спроектированный Тургутом Кансевером и Абдуррахманом Ханчи; Hilton Istanbul Bosphorus (1952–1955), разработанный Скидмор, Оуингс и Меррилл и Седад Хакки Элдем; Штаб-квартира муниципалитета Стамбула (1953–1960), спроектированная Невзатом Эролом; Бизнес-центр Эмек (1959–1965) в Анкаре, спроектированный Энвером Токаем и Ильханом Тайманом; и штаб-квартира Tekel (1958–1960) в Стамбуле, спроектированная Йылмазом Санли и Ильханом Тайманом.
Одним из наиболее важных событий этого периода было создание Палаты архитекторов Турции в 1954 году. Различные профессиональные организации для архитекторы существовали и раньше, но до 1954 г. не существовало законов для профессии архитектора. Бруталистская архитектура стала популярной в 1950-х годах, работы Бехруза Жиничи в Средневосточном техническом университете лучший пример этой эпохи.
Hilton Istanbul Bosphorus был спроектирован в 1952 году SOM и Седад Хакки Элдем.
Hilton Istanbul Bosphorus был разработан в 1952 году SOM и Седад Хакки Элдем.
Мэрия столичного муниципалитета Стамбула была спроектирована в 1953 г. Невзатом Эролом.
Отель InterContinental, ранее называвшимся Sheraton Istanbul, был спроектирован в 1959 г. AHE и Рольф Гутброд.
Ближневосточный технический университет Здание ректората
Ближневосточный технический университет Пешеходная дорога
Ближневосточный технический университет Библиотека
Ближневосточный технический университет Библиотека
Ближневосточный технический университет Факультет архитектуры
Ближневосточный технический университет Здание ректората
Ближневосточный технический университет Факультет архитектуры
Ближневосточный технический университет Факультет архитектуры
Ближневосточный технический университет Факультет архитектуры
После государственного переворота 1960 года, Вт rkey пережила разного рода политические и экономические кризисы, которые затронули как строительную, так и архитектурную отрасли. Несмотря на эти трудности, архитекторам удалось спроектировать некоторые важные здания. Отказавшись от рационализма, турецкие архитекторы пытались проектировать свои здания в более гибких и фрагментированных формах. Важными работами этого периода являются отель Vakıflar в Стамбуле (1968, сегодня отель Ceylan Intercontinental), Кампусы Ближневосточного технического университета (1961) в Анкаре, рынок производителей Стамбула (1959), турецкий Здание исторического общества (1967), отель Grand Ankara (1960, сегодня отель Rixos Grand Ankara ) и культурный центр Ататюрка (1969) в Стамбуле.
В результате экономических и социальных потрясений архитектура Турции пострадала также в 1970-х годах. В этот период не было значительных прорывов. Некоторые важные проекты 1970-х годов: Здание Ассоциации турецкого языка (1972 г.), Библиотека Ататюрка (1973 г.) и Арена Абди Ипекчи (1979 г.).
Отель Radisson Blu в Анкаре, Первоначально построенный как Stad Oteli (1970), был спроектирован в 1964 году Доганом Текели, Сами Сиса и Метином Хепгюлером.
Культурным центром Ататюрка (1969) на Площадь Таксим в Стамбуле, проект Хаяти Табанлыоглу.
Босфорский мост (1973) в Стамбуле был спроектирован в 1968–1970 годах Гилбертом Робертсом и Уильям Браун.
Отель Marmara (1976) на площади Таксим был спроектирован в 1972 году Фатином Ураном.
зданием BDDK (1975) в Анкаре, первоначально Штаб-квартира Türkiye İş Bankası, спроектированная Айханом Бёке и Йылмазом Саргыном.
В январе 1980 года правительство премьер-министра Сулейман Демирель приступил к реализации далеко идущей программы реформ, разработанной тогдашним заместителем премьер-министра Тургутом Озалом, чтобы направить экономику Турции в сторону роста за счет экспорта. Эти реформы положительно повлияли на строительную отрасль и архитектуру. Новые методы, такие как сборные конструкции и системы навесных стен, были представлены турецким архитекторам и подрядчикам в 1980-х годах. Кроме того, увеличилось производство стали, алюминия, пластика и стекла, что позволило архитекторам освободиться от жестких форм.
Панорамный вид на Стамбул.До 1980-х годов правительственный сектор был основным заказчиком, когда дело касалось архитектуры и строительства. Однако либерализация экономики позволила частному сектору стать ведущим фактором влияния. Известные архитекторы этого периода: Бехруз Чиничи, Мерих Карааслан, Севинч Хади, Чандор Хади, Эрсен Гюрсель, Мехмет Чубук, Доган Текели, Сами Сиса, Эмре Аролат, Мурат Табанлыоглу, Мелькан Табанлыюрешилла Сэдэгэглу, Мелькан Табанлыюрешилла Гурсель, Халкан Табанлы-Шиоглу,, Мурат Сойгениш и Кая Арыкоглу и др.
Башня Финансбанк и Истанбул Сапфир на проспекте Бююкдере
Башня Тюркие Иш Банкасы 1 (1995–2000) в Левент, Стамбул
Стамбул Сапфир в Левент (2006–2011) в настоящее время является самым высоким зданием в Стамбул и Турция, и 4-е место по высоте в Европе.
Горизонт Анкара
Горизонт Стамбул
Горизонт Измир
Горизонт Бурса
Международный аэропорт Эсенбога (2006 г.) в Анкаре.
Мечеть Санчаклар, Стамбул (2013 г.)
, Анталия (2004 г.)
, Ялова (2011)
, Стамбул (2014)
Центр Зорлу, Стамбул (2013)
, Стамбул (2015)
, Бодрум (2014)
Аэропорт Измира Аднана Мендереса
Мечеть Сакирин, архитектор мечети считается первой женщиной, спроектировавшей мечеть. (2009)
Мечеть Ахмеда Хамди Аксеки
Мечеть Ахмеда Хамди Аксеки
Измир Башни народного творчества
Le Méridien in Этилер, Стамбул
Мост Явуза Султана Селима (2016)
Мост Явуза Султана Селима (2016)
На Викискладе есть материалы, связанные с Архитектура Турции. |