Архитектура Стамбула

редактировать

Карта Стамбула, 1911 год.

Архитектура Стамбула описывает большое сочетание структур, которые отражают множество влияний, оставивших неизгладимый след во всех районах города. Древняя часть города (исторический полуостров) до сих пор частично окружена стенами Константинополя, возведенными в V веке императором Феодосием II для защиты города от вторжения. Архитектура внутри самого города включает здания и сооружения, которые происходят из византийских, генуэзских, османских и современных турецких источников. В городе много архитектурно значимых объектов. На протяжении своей долгой истории Стамбул приобрел репутацию культурного и этнического плавильного котла. В результате в городе есть много исторических мечетей, церквей, синагог, дворцов, замков и башен, которые стоит посетить.

Содержание
  • 1 Древнегреческие и римские сооружения
    • 1.1 Змеиная колонна
    • 1.2 Колонна Константина
  • 2 Византийские и генуэзские постройки
    • 2.1 Стены Константинополя и его окрестностей
    • 2.2 Собор Святой Софии и Маленькая Айя-София
    • 2.3 Монастырь Студиос
    • 2.4 Святой Ирины
    • 2.5 Влахернский дворец и дворец Порфриогенита
    • 2.6 Церковь Хора и церковь Паммакаристос
    • 2.7 Палаццо-дель-Комуне
    • 2.8 Леандровая башня
    • 2.9 Башня Галата
  • 3 Османские постройки
  • 4 Современная архитектура
  • 5 Галерея
  • 6 Связанные списки
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
Древнегреческие и римские сооружения

Змеиная колонна

Змеиная колонна, самый старый из сохранившихся греческих памятников в Стамбуле

Один из старейших памятников, сохранившихся с древних времен, - Змеиная колонна, памятник, первоначально построенный в честь Аполлона за победу над персами в Платеях в 479 г. до н. э. Колонна была перемещена Константином Великим, когда Константинополь стал новой столицей, и с тех пор она стоит на Константинопольском ипподроме. Согласно легенде, член польского посольства, посетивший в 1700 году, сильно повредил его верхушку, отломив змеиные головы, хотя на самом деле по крайней мере одна из голов была сильно повреждена двумя веками ранее. Принятая версия гласит, что Мехмед II разрушил его, войдя в город с триумфом как его победитель. Верхняя челюсть одной из змеиных голов выставлена ​​в Археологическом музее в Стамбуле.

Колонна Константина

Колонна готов в парке Гюльхане

К важнейшим памятникам римской архитектуры в городе относятся Колонна Константина (Турецкий : emberlitaş), который был построен в 330 г. Константином Великим для обозначения объявления новой столицы Римской империи и содержал несколько фрагментов Истинный Крест и другие артефакты, принадлежащие Иисусу Христу и Деве Марии, Мазулкемерскому Акведуку, Акведуку Валента, Колонне Готы в парке Гюльхане, Милион, служивший для расчета расстояний между Константинополем и другими городами Римской империи, и ипподромом Константинополя, который был построен по образцу Большого цирка в Риме.

Византийские и генуэзские сооружения

Стены Константинополя и его окрестностей

Водный желоб, стоявший перед тройная сухопутная стена Константинопольский собор был позже засыпан землей и использовался в сельском хозяйстве.

Строительство стен Константинополя началось при Константине Великом, который расширил ранее существовавшие стены Византии, чтобы защитить новые Римская столица, которая быстро росла после провозглашения Новой Ромы. Новый набор стен был построен дальше на запад во время правления Феодосия II и восстановлен после землетрясения в 447 году в их нынешнем виде. морские стены в районе мыса Сераглио, которые непрерывно существовали со времен Лигоса и Византии, являются самой старой частью городских стен; в то время как двойные наземные стены Феодосия II на западном конце города - самые сильные части. Северо-западная часть сухопутных стен была построена в 627 году, во время правления Ираклия (610–641), для размещения пригорода Влахерн и добавлена ​​более поздними императорами..

Крепость Едикуле

У городских стен было 55 ворот, самыми большими из которых были Порта Ауреа (Золотые ворота), парадные входные ворота, используемые императорами, на юго-западном конце тройных наземных стен, недалеко от Мраморного моря. В отличие от городских стен, которые были построены из кирпича и известняка, Порта-Ауреа была построена из больших четко очерченных блоков белого мрамора, чтобы отличать его от остальных, а на его вершине стояла квадрига со статуями слонов. Двери Порта Ауреа были сделаны из золота, отсюда и название, которое на латыни означает «Золотые ворота».

В 1458 году османский султан Мехмед II построил крепость Едикуле для защиты Порта Ауреа, которая была включена в этот замок и до сих пор является частью пятиугольника стен замка. Колонна Маркиана (Турецкий : Kıztaşı), воздвигнутая Маркианом (годы правления 450–457), относится к тому же периоду, что и тройные сухопутные стены Феодосия II.

Самым сохранившимся византийским сооружением, сохранившимся со времен правления Ираклия, является Тюрьма Анемаса, встроенная в городские стены во Влахернах. Это огромное замковое строение с несколькими башнями и сетью подземных византийских тюрем.

Собор Святой Софии и Малая Собор Святой Софии

Собор Святой Софии, построенный Юстинианом между 532 и 537 годами, широко считается шедевром Византии. архитектура. Это был самый большой собор, построенный в мире более тысячи лет назад, до завершения Севильского собора в 1575 году, во время Ренессанса

Ранняя византийская архитектура следовала классической римской архитектуре. Модель куполов и арок, но в дальнейшем улучшила эти архитектурные концепции, о чем свидетельствует Собор Святой Софии, который был спроектирован Исидором и Анфемием в качестве третьей церкви, построенной на Возвышаться на этом месте между 532 и 537 годами после беспорядков в Нике (532), во время которых была разрушена вторая церковь (первая церковь, известная как Мегала Экклессия (Великая церковь), была открыта Констанция II в 360; вторая церковь была открыта Феодосием II в 405 году, а третья и нынешняя церковь была открыта Юстинианом в 537 году).

Церковь Святых Сергия и Вакха (Малая Святой Софии), которая была первой церковью, построенной Юстинианом в Константинополе и построенной между 527 и 536 годами, ранее знаменовала такое улучшение в проектирование купольных построек, требующих комплексных решений несущей конструкции.

Современный Собор Святой Ирины (который был первоначально построен Константином в 4 веке, но позже был расширен Юстинианом в 6 веке) и Цистерна Базилика тоже из этого периода.

Монастырь Студиос

Большинство византийских церквей, которые были построены или расширены Юстинианом в 6 веке, изначально были построены в 4 веке во времена Константина. Самая старая сохранившаяся византийская церковь в Стамбуле с его первоначальной формой - это монастырь Студиос (Имрахор), который был построен в 462 году. Монастырь также известен как Св. Иоанн Студиос, потому что он был посвящен Св.. Иоанн Креститель. Крыши здания сегодня нет, но окружающие его стены, а также великолепная отделка пола остались нетронутыми. Внутри этого здания было принято много важных решений относительно христианства, в том числе горячие споры о личности Девы Марии (была ли она Богородицей (Богородицей) и была ли она верна осудить Нестория, который выступал против этого определения), а также споры и столкновения по иконоборчеству.

Святой Ирине

IV век Святой Ирине, построенный Константина, является старейшей действующей византийской церковью в городе

После решения Феодоры, жены Феофила, восстановить иконы в 843 году, многие церкви и другие выдающиеся византийские здания в города были украшены новыми иконами, но некоторые, как Святая Ирине, до сих пор несут на себе следы иконоборческой эпохи. Дворец Буколеон в значительной степени восходит к временам правления Феофила.

Влахернского дворца и дворца Порфриогенита

Дворец Порфирогенита (Турецкий : Tekfur Sarayı), который является единственной сохранившейся частью Влахернского дворца, датируется периодом Четвертого крестового похода. В эти годы на северной стороне Золотого Рога доминиканские священники католической церкви построили церковь Святого Павла в 1233 году.

Церковь Хора и Церковь Паммакаристос

Церковь Хора, известная как Карие Музеси

Самые важные церкви, которые были построены после того, как византийцы захватили Константинополь в 1261 году, включают Церковь Хора и Церковь Паммакариста. Окончательная структура церкви Хора, которая существует, отражает пять дополнений, которые были завершены во время владения последнего ктэра, Теодора Метохита, с 1316 по 1321 год. В 1511 году церковь была официально преобразована в мечеть и получила название Карийе Ками. В 1945 году мечеть была преобразована в музей, и по сей день она носит название Карие музеси. По прошествии многих столетий остались только церковь, южная часовня и еще одно здание к северу.

Церковь Паммакариста была построена в начале XII века для Михаила. VII Дука и его жена Мария (сестра Алексия II Комнина ). Это была самая большая церковь в городе в то время, служившая женским монастырем. Перед османским завоеванием Константинополя в часовне внутри монастыря покоились саркофаги из Алексия I Комнина и его дочери Анны. В 1453 году монахинь удалили, но церкви разрешили остаться нетронутой, за исключением гигантского креста на куполе. Крест был снят султаном Сулейманом в 1547 году после многочисленных жалоб. В 1586 году султан Мурад III превратил ее в мечеть, назвав ее Fethiye Camii.

Palazzo del Comune

Знаменитая Девичья (Леандровая) башня была Первоначально деревянное строение было построено императором Алексиосом Комненосом

Также в этот период генуэзский Подеста из Галата, Монтано-де-Маринис, построил Палаццо дель Comune (1314 г.), копия дворца Сан-Джорджо в Генуе, который до сих пор стоит в руинах на закоулках Bankalar Caddesi в Галате, вместе с прилегающими зданиями и многочисленными генуэзцами дома с начала 14 века.

Башня Леандра

Древний Афинский генерал Алкивиад, после морской победы при Кизике, возможно, построил специальную станцию ​​для корабли, выходящие из Черного моря на небольшой скале перед Хризополисом (сегодняшний Ускюдар). В 1110 году византийский император Алексий Комнин построил на этом месте деревянную башню, защищенную каменной стеной. Постройка, известная как Башня Леандра по легенде о Герое и Леандре (которая имела место в Дарданеллах ), несколько раз перестраивалась и реставрировалась турками-османами, пока в 1763 году его не возводили из камня. Последняя реставрация проводилась в 1998 году. Стальные опоры были добавлены вокруг древней башни в качестве меры предосторожности после землетрясения в Измите в 1999 году.

Галатская башня возвышается над горизонтом средневековой генуэзской цитадели на северном берегу Золотого Рога, напротив Старого города (полуостров Константинополь ) на южном берегу

Галатская башня

Генуэзцы также построили Башня Галата, которую они назвали Christea Turris (Башня Христа), на самой высокой точке цитадели Галата, в 1348 году.

Османские постройки
Дворец Топкапы

Османские турки построили Анадолухисари на азиатской стороне Босфора в 1394 году и Румелихисары на противоположном (европейском) берегу в 1452 году, за год до завоевания Константинополь. Основная цель этих замков, вооруженных дальнобойными пушками Балемез (Фауле Метце), заключалась в блокировании морского движения через Босфор и предотвращении поддержки кораблей генуэзских колоний на Черном море. порты, такие как Каффа, Синоп и Амасра, от достижения Константинополя и помощи византийцам во время турецкой осады города.

После османского завоевания города султан Мехмед II инициировал широкомасштабный план реконструкции, который включал строительство величественных зданий, таких как мечеть Эйюпа Султана, Мечеть Фатих, Дворец Топкапы, Большой базар и Замок Едикуле (Семь башен), охранявший главные въездные ворота города., Золотые ворота (Porta Aurea). В течение столетий после Мехмеда II было построено много новых важных зданий, таких как мечеть Сулеймание, мечеть Султана Ахмеда, мечеть Ени и многие другие.

Мечеть Султана Ахмеда

Традиционно османские здания строились из декоративного дерева. Из камня строились только «государственные здания», такие как дворцы и мечети. Начиная с 18 и 19 веков, дерево постепенно заменялось камнем в качестве основного строительного материала, в то время как традиционные архитектурные стили Османской империи постепенно заменялись европейскими стилями, такими как барокко интерьеры дворца Айналыкавак (1677 г.) –1679) и мечеть Нуруосмание (1748–1755, первая мечеть в стиле барокко в городе, также известная своим фонтаном в стиле барокко), а также барочные пристройки 18 века к гаремной части дворца Топкапы. После реформ Танзимат, которые фактически положили начало процессу европеизации Турции в 1839 году, были построены новые дворцы и мечети в стилях неоклассицизма, барокко и рококо., или смесь всех трех, таких как дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи и мечеть Ортакёй (Меджидие), спроектированные и построенные семьей Бальян участники:. Были построены даже неоготические мечети, такие как мечеть Пертевниял Валиде Султан и мечеть Йылдыз Хамидие. Большие государственные здания, такие как школы или военные казармы, также были построены в различных европейских стилях.

Мечеть Ортакёй и Босфорский мост

С начала 19 века на территории вокруг проспекта Истикляль стояли грандиозные здания посольств, принадлежащих выдающимся европейским государствам, и ряды Европейских (в основном неоклассических, а позже модерн ) зданий стали появляться на обоих флангах проспекта. Стамбул стал главным центром движения модерн в конце 19-го и начале 20-го веков, когда известные архитекторы этого стиля, такие как Раймондо д'Аронко, построили множество дворцов и особняков в самом городе и на его территории. 248>Принцевы острова. Его самые важные работы в городе включают несколько зданий комплекса Yıldız Palace и Дом Боттера на проспекте Истикляль. Знаменитая Камондо Лестница на Банкалар Каддези (Банкс-стрит) в Каракёй (Галата ) также является прекрасным образцом архитектуры в стиле модерн. Другими важными примерами являются Хидив Касри (Дворец Хедива) на азиатской стороне Босфора, Флора Хан в Сиркечи и Фрей Апартмани в квартале Шишхане в Бейоглу.

Таким образом, к середине -19 век, южная часть Золотого Рога (исторический полуостров Константинополь) имела традиционно османский турецкий облик и население, в то время как северная часть Золотого Рога становилась все более европеизированной как с точки зрения архитектура и с точки зрения демографии. Галатский мост стал связующим звеном между восточной и западной (южной и северной) частями европейской части Стамбула.

Босфор считался летним курортом в период Османской империи, а традиционные деревянные дома и особняки, называемые ялы, были выбором богатой османской элиты. Большая часть развития произошла в Период тюльпанов, период, который лучше всего представлен построенным в 1783 году. Самым старым сохранившимся ялы является Amcazade Köprülü Hüseyin Pasha, расположенный в Кандилли на На азиатских берегах Босфора, датируется 1699 годом. Деревянные приморские особняки-шале сохранили свои основные архитектурные принципы до середины 19 века, когда их постепенно заменили менее горючие кирпичные дома, особенно в течение первого конституционного периода. Развитие ялыса продолжалось до Первой мировой войны.

. Дворец Долмабахче был построен в 1856 году и служил главным административным центром Османской империи с 1856 по 1922 год, за исключением 22-летнего интервала (1887–1909), в течение которого использовался дворец Йылдыз.
Современная архитектура
Галерея
Связанные списки
Ссылки
Источники
  • Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn d. 17 Jh (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 9783803010223.
  • Гюль, Мурат и Хауэллс, Тревор (2013). Архитектура Стамбула. Boorowa: Watermark Press. ISBN 9780949284938.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-12 00:54:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте